Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Особенности создания и применения обучающей программы "Осирис"

СодержаниеВведение
1. Требования к обучающим электроннымматериалам. Система «Осирис»
2. Описание и руководствопользователя
2.1 Рекомендуемые требования
2.2 Возможности программы «Осирис»
2.3 Построение обучающих итестирующих блоков
2.3.1 Объекты инструментальной панелии их свойства
2.3.2 Объекты системной панели
2.4 Использование обучающих итестирующих блоков
2.5 Просмотр результатов тестирований
3. Разработка электронного учебногоматериала по физике в среде «Осирис»
Приложение 1. Текст программы
Приложение 2. Текст электронныйучебных материалов
Библиография

Введение
Стремительное развитие ирасширение сферы применения вычислительной техники делает сегодня весьмаактуальными исследования и разработка теоретических и практических основэффективного использования компьютера в качестве средства обмена научной иучебной информацией. Особый интерес представляют обучающие и тестирующие(контролирующие) программы, а так же средства их разработки. Конечно, такиепрограммы не смогут заменить живого общения на уроке, но зато они существеннодополняют процесс обучения, помогая преподавателю разработать свою собственную,отличную от других методику преподавания и полностью раскрыть свой потенциал.
Огромный набор наглядныхпособий, дидактических материалов и различных методик, как это не странно,может содержаться в одном компьютере. То есть, при наличии компьютеров вучебном заведении и выхода в Internet, учитель и ученикполучают возможность раскрыть всю глубину образовательного процесса. При этом,это не только доступ ко всей информации собранной на данный момент, но ивсевозможные консультации методистов разных учебных заведений, обмен опыта сдругими заведениями и всевозможные дистанционные олимпиады.
Возникает вопрос, когдавсе это будет, когда в школах и других учебных заведениях появится достаточнаяобеспеченность компьютерами, кто будет обучать учителей новым технологиям, ивообще реально все это?
Да, компьютеризацияобразования реальна. Во многих школах уже появляются новые компьютерные классы,и максимум через 5-7 лет все школы будут обеспеченны компьютерной техникой. Ужепроводятся всевозможные компьютерные фестивали, к примеру проведеныинтернет-фестивали для молодых учителей в Воронежской области (2001г.), Томскойобласти, Красноярской области, планируются фестивали для других областей. Натаких фестивалях помимо того, что учителя предлагают свои образовательныепроекты, они также получают основные навыки для работы в интернете, и это нетолько для учителей информатики. Создана федерация интернет образования,обучающая учителей с самых основ работы с компьютерами, и по окончании такихкурсов учитель становится не только пользователем персонального компьютера, нои имеет редкую возможность создать свои образовательные проекты, которыераспространяются на более широкую аудиторию, чем школа.
Прежние попытки вести регулярноеобучение с помощью компьютерных программ терпели неудачу в первую очередьпотому, что из-за несовершенства программных средств не удавалось получитьявное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формамиобучения. Другая важная причина — компьютер не являлся общедоступным средствомобучения. Ни учителя, ни учащиеся не были готовы принять компьютер как учебноесредство, да и необходимости такой не было.
В настоящее времяситуация меняется, и количество выпускаемых на рынок учебных программныхсредств настолько велико, что компьютерное обучение можно считать новойобразовательной отраслью, и школа обязана считаться с этим. Компьютерстановится совершенно естественным средством познания окружающего мира, как дляпредыдущих поколений им была книга.
Компьютер, как, кстати, икнигу, можно использовать с большой пользой, а можно и во вред. Какое местоможет занять компьютерная программа в обучении сегодняшнего и завтрашнегошкольника?
Во-первых, самаяестественная форма работы учителя — урок, и вряд ли есть причины полагать, чтов ближайшем будущем она изменится. Значит, нужно научиться вести уроки скомпьютерной поддержкой (УКП). Во-вторых, применение компьютера в обучении неограничивается уроками. Уроки даже не самая важная составная часть этогопроцесса. Так же как и в случае с книгой, большую роль здесь играетсамостоятельная работа с обучающей программой или базой знаний на домашнемкомпьютере.
И наконец, в-третьих,взаимодействие учителя с учащимся через компьютерные сети — дистанционноеобучение — также не является утопией. А для ребенка-инвалида такое обучениеявляется чуть ли не единственной возможностью получить полноценное образование.Для одаренного и любознательного ученика это возможность заниматьсясамообразованием.
Достоинства работы сучебными программами:
-       сокращается время выработки необходимых технических навыков учащихся;
-       увеличивается количество тренировочных заданий;
-       естественным образом достигается оптимизация темпа работы ученика;
-       легко достигается уровневая дифференциация обучения;
-       учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от негоактивного управления;
-       появляется возможность моделировать такие процессы, как движениекосмических объектов, с помощью компьютерной анимации создавать на урокеигровую познавательную ситуацию;
-       урок можно обеспечить материалами из удаленных источников, пользуясьсредствами телекоммуникаций;
-       диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинствадетей повышается мотивация учебной деятельности.
Все эти особенностикомпьютер образования отмечались во многих докладах на 1 международнойконференции «Современные технологии в начальном образовании»,проходившей в Москве 31 марта 1999 г., однако в той же степени они верны и длястаршей школы, и дополнительного образования.
Так что, действительнообразование компьютеризируется, и надо не теряя времени учиться и разрабатыватьсвои новые методики, образовательные проекты. И пусть это будет пока в рамкахкласса или одной школы, пусть это будет всего лишь компьютерный тест илинаглядное компьютерное пособие. Ведь на этом не остановится развитие, и изоснов компьютерного образования появятся глобальные проекты, которые перевернутнаше представление об образовании.

1. Требования кобучающим электронным материалам. Система «Осирис»
Обучающие электронныематериалы используются на всех этапах изучения дисциплин и оказываютзначительное влияние на контрольно-оценочную функцию занятий, придавая имигровой характер, сбособствуют активизации учебно-познавательной деятельности.Кроме того, компьютер позволяет добится более высокого уровня наглядностипредлагаемого материала, расширяют возможности включения различных упражнений,в том числе кроссвордов, которые можно использовать как нетрадиционую формуконтроля. Немаловажен и тот факт, что у учащихся формируется заинтересованноеотношение к изучаемому материалу, вера в собственные силы и способности,развивается память и мышление. В связи с этим выдвигаются следующие требованияк электронным материалам:
-       электронный материал является универсальным;
-       возможность индивидуального подхода к учащимся (тесты варьируются постепени сложности или по уровню усвоения материала);
-       возможность использовать нетрадиционных форм подачи и контроляматериала;
-       мультимедийность материалов

2. Описание ируководство пользователя
 
2.1 Рекомендуемыетребования
Для нормальной работыпрограммы требуется:
Windows9x или Windows 2000
Pentium200MHz
32 MB ОЗУ
10 MBсвободного места на HDD
Звуковая карта.
Рекомендуемое разрешениеэкрана 800х600 (True Color 32 бита).
2.2 Возможностипрограммы «Осирис»
Как уже было сказано вышеданная программа позволяет создавать не автономные обучающие и тестирующиепрограммы визуальным способом, с использованием мультимедийных возможностейкомпьютера, а именно:
-       размещать на экране анимацию в формате avi несодержащие звука и малого размера;
-       воспроизведение звуковых и видео файлов в формате wav,midi и avi;
-       размещать на экране OLE объекта (различныедиаграммы, слайды и презентации Microsoft Point Power, лист Microsoft Excel, документ Microsoft Word, Microsoft Map, документы Adobe Acrobat, клипы мультимедиа,звукозаписи и многие другие документы и файлы в зависимости отустановленного на ваш компьютер программного обеспечения);
-       размещение на экране картинок в формате Bitmaps(bmp), Icons (ico),Enhanced Metafiles(emf),Windows Metafiles (wmf).
Помимо этого можноразмещать:
-       кнопки;
-       статический текст;
-       текст с прокруткой в формате RTF;
-       выбор нескольких вариантов из списка;
-       выбор одного ответа из списка.
Так же можно задаватьпорядок появления объектов и задавать критерий выставления оценки за тест ивремя отпущенное на один вопрос (от неограниченного времени до 10 минут).
Одной из особенностейпрограммы «Осирис» является многомерный анализ результатов теста:
-       по фамилии, имени, отчеству;
-       по курсу;
-       по группе;
-       по факультету;
-       по оценкам;
-       по тестам;
-       по количеству оценок;
-       по сумме оценок;
-       по средней оценке;
а так же их комбинациям.
Кроме того, можнораспечатать базу данных с результатами тестов, так же добавлена возможностьскачать новые обучающие и тестирующие блоки
/>
и отправить письмо авторуи получить новости.
/>
2.3 Построениеобучающих и тестирующих блоков
Для построения обучающихи тестирующих блоков необходимо: набор мультимедийных файлов и ваша фантазия.
После загрузки программыперед вами появляется главное меню и панель инструментов (рис. 1)
/>
Чтобы приступить ксозданию или редактированию обучающих или/и тестирующих блоков нужно в главномменю выбрать «Файл — Разработка» или на панели инструментов пиктограмму«Разработка». Появится новое меню и панель инструментов (рис. 2, 3)
/>
Помимо системной панелиесть инструментальная панель (Рис. 3)
/>
2.3.1 Объектыинструментальной панели и их свойства
Итак, на рис. 3изображена инструментальная панель и даны названия объектов на этой панели.
Первый объект это кнопка.Для того, чтобы поставить этот объект на форму, нужно его выбрать на панели(левой кнопкой), при этом он будет зафиксирован, затем нажать левую кнопку мышина форме, в том месте, где вы хотите ее поставить. На форме появится кнопка снадписью «Кнопка».  Что бы изменить ее название необходимо на краю кнопкинажать правую кнопку мыши и в выпавшем списке выбрать «Изменить текст».Появится диалоговое окно в котором будет старый текст. Сотрите старый текст ивведите новый, нажмите кнопку «ОК», окно исчезнет, и текст кнопки изменится.При нажатии на кнопку «Cancel», диалоговое окноисчезнет, и текст останется прежним. Об использовании кнопки будет сказано впункте 2. 2. Если Вам кнопка не нужна, но вы случайно ее поставили, нажмитеправую кнопку мыши у кнопки и выберете «Удалить», кнопка исчезнет с экрана.
Следующий объект это анимация.Выберете этот объект в инструментальной панели и укажите точное местодля размещения объекта и нажмите левую кнопку. Появится окно, в котором нужновыбрать имя файла содержащего анимацию и нажать «Открыть» и на экране появитсяанимация в действии, причем действие будет повторяться циклически. При нажатииправой кнопки мыши можно либо изменить имя файла, либо удалить анимацию.
Множественный выборответа.  Для создания этого объекта поступают так же как и с кнопкой. Данныйобъект нужен для того, чтобы можно было в тесте задавать несколько правильныхответов на один вопрос. Таким образом таких объектов должно быть несколько наодном экране. При нажатии на правую кнопку мыши появится меню: «Правильныйответ», «Изменить текст», «Изменить шрифт» и «Удалить поле». При нажатии на«Правильный ответ» в меню и на объекте появляется галочка, указывающая, чтоэтот вариант ответа правильный. Повторное нажатие на этот пункт отменитправильность варианта. Следите, чтобы на одном экране был хотя бы одинправильный вариант! Пункт «Изменить текст» аналогичен пункту в меню для кнопки.«Изменить шрифт» позволяет изменить размер текста, имя шрифта и цвет надписи.«Удалить поле» такое же, как и у всех объектов.
Статический текст. Длясоздания этого объекта действуют, так же как и для остальных объектов (вдальнейшем об этом говорить не будем). При нажатии на правую кнопку (на границеобъекта) появится меню: «Изменить текст», «Изменить шрифт» и «Удалитьстатический текст». См. множественный выбор ответа.
Звук и видео. По щелчкулевой кнопки мыши появится запрос имени файла с расширениями *.wav, *.mid,*.avi. Укажите имя файла и нажмите кнопку «Открыть», либо кнопку «Отмена». Принажатии на кнопку на экране появится панель проигрывателя в котором можнопрослушать (посмотреть) файл, перемотать и записать свой звук (в случаезвукового файла, файл должен быть пустым). Данный объект при использовании виденне будет! В меню (правая кнопка мыши) можно либо изменить имя файла, либоудалить объект.
OLEобъект. По щелчку левой кнопки мыши появится запрос имени файла с расширениями*.*. Такое расширение стоит потому, что вставить практически любой файл, всезависит от установленного программного обеспечения, как на вашем компьютере,так и на компьютере на котором будет происходить использование вашего блока,это следует сообщить в сопроводительной документации к вашему блоку. Спецификаэтого объекта в том, что при двойном щелчке левой кнопки мыши на объектепроизойдет вызов программы-источника файла, где можно внести изменениясодержания файла. При закрытии программы-источника все изменения отобразятся наэкране. В меню данного объекта будет «Изменить», «Изменить размеры» и«Удалить». Пункт «Изменить» позволяет изменить имя файла. При выборе пункта«Изменить размеры» появляется окно, в котором требуется ввести высоту и ширинуобъекта и нажать кнопку «ОК».
Графическое изображение.В запросе нужно выбрать графический файл с расширениями *.bmp,*.ico, *.emf, *.wmf, при выборе файла можно посмотреть изображение. Менюсодержит «Изменить» — изменение имени файла и «Удалить».
Одиночный выбор ответа.Объект похож на объект «множественный выбор ответа», отличие в том, чтоправильный вариант ответа только один! Меню такое же, как и в объекте«множественный выбор ответа».
Большой текст. При выбореэтого на экране появляется пустое поле. Меню данного объекта представленопунктами «Вставить текст из буфера», «Вставить текст из файла», «Удалитьтекст», «Изменить шрифт», «Изменить текст» и «Удалить поле». По названиюпунктов ясно их назначение, следует уделить внимание пункту «Вставить текст изфайла». Текст должен быть в формате RTF и без рисункови формул!  Пункт «Вставить текст из буфера» добавляет текст содержащееся вбуфере обмена в поле, причем добавление происходит в начало текста. Дляизменения размера щелкните левой кнопкой мыши на поле, при этом поле выделится в отдельное окно, которое можно либо закрыть, либо переместить, либо изменитьразмеры окна. Закрытие окна не рекомендуется!
Если нажать левую кнопкумыши на объекте и не отпускать ее, то можно переместить объект, кроме объектов«Анимация», «Звук и видео» и «OLE».  Если один разнажать левую кнопку мыши на объекте (если он один на экране), то можно изменитьразмеры! Это справедливо для объектов: «Кнопка», «Статический текст», «Большойтекст».  У остальных объектов либо ничего не происходит, либо вызываются своиспецифические функции («OLE» — вызываетпрограмму-источник).
2.3.2 Объектысистемной панели
Системная панель и менюпрактически идентичны, только на системной панели имеется еще три кнопки. Насистемной панели (рис. 2) имеются кнопки: «Предыдущий экран», «Следующийэкран», «Новый экран», «Сохранить», «Открыть», «Мастер действия», «Мастер теста»,«Справка» и «О программе».
Предыдущий экран и следующийэкран позволяют перемещаться по экранам, если экран первый кнопка «Предыдущийэкран» недоступна, если экран один или он последний недоступна кнопка«Следующий экран». Кнопка новый экран создает пустой экран (с конца).
Кнопка сохранить вызываетокно, в котором нужно выбрать или ввести новое имя файла, под которым будетсохранен ваш блок и папку где он будет сохранен. Блок сохраняется с расширением«gen». Кнопка открыть позволяет загрузить ранее сохраненныйфайл, при этом текущий блок будет удален.
Мастер действия. Принажатии на эту кнопку появляется экран (рис. 4), где можно задать порядокпоявления объектов на экране при использовании блока.
/>
В этом окне показан номерэкрана, список объектов на этом экране и кнопка «Поменять». Как работает этотмастер, посмотрим на примере.
Пусть у нас на экраненаходятся объекты: «Статический текст», «Анимация», «Кнопка» и «Звук и видео» впорядке их создания (Рис. 5).
/>
Мы хотим, чтобы сперва наэкране появился «Статический текст» с «Анимацией», а по нажатии «Кнопки» былвоспроизведен «Звук и видео». Для этого нажмите клавишу «Ctrl»и правую кнопку мыши на объектах «Звук и видео» и «Кнопка», должно получитьсякак на рис. 6. Затем нажмите кнопку «Поменять», и объекты «Звук и видео» и«Кнопка» поменяются местами. Нажмите кнопку «ОК».  Все, теперь будет так как мыи хотели!
Мастер теста. При нажатииэтой кнопки появится окно в котором можно задать название предмета, по которомупроисходит тестирование, тему и автора теста (рис. 7). Это требуется длятестирующего блока. Так же указать количество правильных ответов на оценку«пять», «четыре», «три», а так же время отпущенное на ответ одного вопроса (10мин, 9 мин, 8 мин, 7 мин, 6 мин, 5 мин, 4 мин, 3 мин, 2 мин, 1 мин, неограниченно).
Завершают группу кнопокна системной панели кнопки справка и о программе. Первая кнопка вызывает помощьпо программе «Осирис», вторая кнопка – информацию о программе, ее назначении иоб авторе программы.
2.4 Использованиеобучающих и тестирующих блоков
В главном меню выбрать«Файл — Использование» или на панели инструментов пиктограмму «Использование».Появится новый экран, где требуется выбрать требуемый файл (рис. 8)
/>
Кнопка «Cancel»отменяет режим использования. После выбора файла нажмите кнопку «ОК», появитсяэкран выбора фамилии, курса, группы, факультета (рис. 9).
/>
Если в списке не значитсяиспытуемый, то надо ввести свои параметры в пустые поля соответственно и нажатькнопку «Добавить», затем кнопку «ОК». Появится пустой экран с кнопкой «Начать»в нижней части экрана. Нажав ее, произойдет запуск обучающего и тестирующегоблока. В нижней части экрана появятся две кнопки «Предыдущий» и «Следующий»,нажимая их, можно перемещаться по экранам, количество экранов и текущий экрануказаны в нижней части экрана. Если началось тестирование и время ограничено,то появится полоса с процентами, показывающая, сколько прошло времени отпущенноена весь тест. На последнем экране кнопка «Следующий» меняется на кнопку«Завершить». По окончании отпущенного времени выдается сообщение об окончаниивремени, и выдаются результаты теста (рис. 10).
/>
Нажмите кнопку «ОК» и вывернетесь в экран, который появился после загрузки программы.
2.5 Просмотррезультатов тестирования
В главном меню выбрать«Файл — Статистика» или на панели инструментов пиктограмму «Статистика». Этодовольно мощный инструмент для анализа результатов теста. Помимо таблицы срезультатами представленной в удобной для просмотра форме имеется еще играфическое представление, которое можно сохранить в графическом формате. Всечто нужно сделать, так это выбрать интересующие вас группы кнопок на верхнейпанели и изменится как таблица, так и график. Выбор можно производить так же ив таблице, нажимая на кнопки в виде знаков «+» и «-».
/>
Рис. 11
Можно распечататьисходную таблицу, для этого выберите в главном меню «Файл – Печать статистики»или пиктограмму «Печать статистики».

3. Разработкаэлектронного учебного материала по физике в среде «Осирис»
Примером использования среды«Осирис» служит комплекс уроков по оптике, за 8 и 11 класс. Комплекспредназначен как для учителя, так и ученика и состоит из четырех частейпредназначенных для:
1)    демонстрации;
2)    самоподготовки;
3)    самоконтроля;
4)    контроля.
Каждая из частей рассматриваетследующие темы:
-       прямолинейное распростронение света;
-       отражение света;
-       преломление света;
-       полное внутреннее отражение;
-       плоское зеркало;
-       призма;
-       природные явления связанные со светом.
Первая и четвертая частипредназначенны в большей части для учителя. Первая часть – это своеобразныйнабор наглядных пособий(рис. 12, 13, 18), которые учитель использует в ходеобъяснения урока. Четвертая часть – контроль знаний учащихся по пройденомуматериалу.
/>
Рис. 12
/>
Рис. 13
Вторая часть – часть«самоподготовка» расчитана на тех учеников, которые по какой либо причинепропустили урок, либо хотят дополнительно позаниматься по данной теме. В этойчасти содержаться те же самые демонстрационные материалы, которые учительпоказывал на уроке, только помимо этого здесь присутсвует текстовая версияматериала – объяснение учителя(рис. 14, 15, 16, 17).
/>
Рис. 14
/>
Рис. 15
/>
Рис. 16
/>
Рис. 17
/>
Рис. 18
В третьей части –«самоконтроль» предлагаются вопросы, на которые ученик пытается сам ответить,проверить себя, а затем даются правильные ответы(рис. 19, 20, 21).
/>
Рис. 19
/>
Рис. 20
/>
Рис. 21

Библиография
1      Архангельский А.Я.Библиотека C++ Builder 5: 60управляющих компонентов  – М: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000
2      Архангельский А.Я.Библиотека C++ Builder 5: 70компонентов ввода/вывода информации  – М: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000
3      Архангельский А.Я.Интегрированная среда разработки C++ Builder5 – М: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000
4      Архангельский А.Я.Программирование в C++ Builder5. – М: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000
5      Архангельский А.Я.Работа с локальными базами данных в C++ Builder 5 – М: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000
6      Архангельский А.Я.Разработка прикладных программ для Windows в C++ Builder 5  – М: ЗАО «ИздательствоБИНОМ», 2000
7      Архангельский А. Я.Функции C++, C++ Builder 5 и API Windows  – М: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000
8      Архангельский А.Я.Язык C++ в C++ Builder 5(справочное пособие)  – М: ЗАО «Издательство БИНОМ»,2000
9      Баранов Л.Б. Синтезмикропрограммных автоматов (графсхемы и алгоритмы). – М: 1979
10    Бок Д. Техническийпрогресс и образование // Информатика в жизни США. 1987
11    Высоцкий И.Р.Компьютер в образовании //Информатика и образование. 2000г. №5
12    Денниг В., Эссиг Г.,Маас С. Диалоговые системы «человек — ЭВМ». Адаптация к требованиямпользователя. – М: 1984
13    Довгялло А.М., ЮщенкоЕ.Л. Обучающие системы нового поколения // Управляющие системы и машины. Киев,№1, 1988
14    Кабордин О.Ф. и др.Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классахобщеобразовательных учреждений: Дидикт. материал/ О.Ф. Кабордин, С.И.Кабордина, В.А. Орлов — М.: Просвещение, 1995
15    Мякишев Г.Я., БуховцевБ.Б. Физика: Учеб. Для 11 кл. сред. шк. – М.: Прсвешение, 1991
16    Перышкин А.В., РодинаН.А. Физика: Учеб. Для 8 кл. сред. шк. – 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Прсвешение, 1989
17    Петров Ю.А. Культурамышления. Методические проблемы научно-педагогической работы. – М: 1990
18    Попов Э.В. Общение сЭВМ на естественном языке. – М: 1982
19    Прокопьева М.М.Обучающие программы как фактор совершенствования образовательного процесса.//Информатика и образование. 2000г. №9
20    Савельев А.Я., НовиковВ.А., Лобанов Ю.М. Подготовка информации для автоматизированных обучающихсистем. – М: 1986
21    Федеральная целеваяпрограмма «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 – 2006годы». М.:2001г.
22    Федоров Б.И.,Джалиашвили З.О. Логика компьютерного диалога. – М: Онега, 1994
23    ШамисВ.А. C++ Builder 4. Техникавизуального программирования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М:«Нолидж», 2000
24    Ястребцева Е.Н. Пятьвечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. Материалы кИнтернет-фестивалю для молодых педагогов. – М: 2001
25    Ястребцева Е.Н.,Быховский Я.С. Практические советы молодому педагогу, приступающему к работе вИнтернет. Материалы к Интернет-фестивалю для молодых педагогов. – М: 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.