--PAGE_BREAK--Схема финансовой пирамиды
Для сравнения рассмотрим сначала схему работы настоящего инвестиционного предприятия, например, банка. В банк привлекаются инвестиции, которые он использует для получения собственной прибыли производя различные финансовые операции. В итоге получается, что на некоторое количество инвестированных средств получается некоторое количество прибыли. Впоследствии банк вычитает из суммы прибыли собственные расходы (налоги, оплата труда персонала, машинного времени, арендная плата и так далее). Остается прибавочная стоимость. Некоторая её часть расходуется на выплату процентов по депозитам инвесторов, а другую часть банк забирает себе.
Разница в суммах прибавочной стоимости и выплат инвесторам позволяет банку оставаться в прибыли и продолжать привлекать инвестиции. В данном случае банк и инвесторы находятся в согласии, поскольку банк получает свою долю прибыли от отбора финансовых средств, а инвестор свою за вложение средств.
Однако схема финансовой пирамиды реализована совсем по-другому.
В случае финансовой пирамиды с привлеченными от инвесторов средствами не производится никаких финансовых операций, а стартовый капитал такой компании расходуется на то, чтобы зарегистрировать предприятие, выпустить фиктивные акции, провести рекламную кампанию и прочие организационные моменты. Выплаты по депозитам вкладчиков происходят со средств других инвесторов, которые вложили в пирамиду свои средства ранее (для этого создателями финансовых пирамид заранее разрабатываются инвестиционные планы и стратегии развития).
Поскольку вся прибавочная стоимость финансовой пирамиды состоит только из средств новых инвесторов, рано или поздно доход ее становится равным расходу, то есть средства, поступающие от новых инвесторов, полностью расходуются на оплату процентов по депозитам всех инвесторов, которые в ней участвуют. Как только это происходит, создатели финансовой пирамиды ликвидируют предприятие и скрываются со всеми оставшимися деньгами.
Таким образом, схема финансовой пирамиды довольно проста, и, по сути, она гораздо проще, чем схема реально действующего инвестиционного учреждения типа банка.
Основные признаки финансовых пирамид
Под признаками понимаются определенные приметы, данные, особенности, по совокупности которых можно узнать, определить или описать предмет или явление. Применительно к такому социальному явлению, как экономическое преступление, признаками служат различные данные, указывающие на возможность его подготовки и совершения, проявляющиеся, например, в виде подделки документов, взятии на себя явно невыполнимых обязательств, нелогичности или нецелесообразности совершаемых операций и т.п.
К признакам деятельности финансовых пирамид, имитирующих сбор денег под инвестиционные проекты и использующих в качестве финансового инструмента ценные бумаги (акции, облигации) и суррогаты ценных бумаг, относится принцип самокотировки.
Самокотировка ценных бумаг сочетается с пирамидальной системой выплат, при которой первым акционерам дивиденды начисляются за счет последующих продаж ценных бумаг их новым владельцам по все возрастающей цене. Самокотировка рано или поздно приводит к резкому падению курса ценных бумаг и нанесению ущерба интересам акционеров. При этом права инвесторов, как правило, должным образом не фиксируются, цена акций устанавливается произвольно вне связи с реальной рыночной оценкой.
К признакам организаций, имитирующих сбор денег для производственной деятельности относятся:
1. Обещание гарантированной доходности свыше 20%[5] годовых.
Очевидно, что высокая доходность не может быть гарантированной. Важно помнить, что сейчас банки предоставляют кредиты среднему бизнесу под 12-15% годовых, для малого бизнеса ставка достигает 20-23%, а для крупного – падает до 10-11%. Однако банк выдаст кредит только после проведения всестороннего анализа деятельности компании, оценки бизнес-плана и только при наличии приемлемых залогов. Поэтому если компания действительно надежная, то привлекать средства по ставкам, значительно превышающим вышеозначенные, она вряд ли будет.
Если вкладчик хочет получить гарантированную доходность, разумно вложить сбережения в банк под малые проценты или в облигации внушающих доверие компаний на бирже.
2. При обещании высоких доходов декларируются минимальные риски и небольшая плата для стартового участия, которая может составлять всего $300–500. Это позволяет охватить широкую массу, а в случае потери, легко смириться с ней без обращения в судебные органы.
3. Отсутствие специальных лицензий.
Чтобы иметь право называться банком и привлекать вклады населения, надо получить лицензию Центробанка.
Для того чтобы зарегистрировать юридическое лицо, следует просто встать на учет в налоговом органе и оформить свидетельство о регистрации. Любой может обзавестись такой бумагой. Компании, привлекающие средства граждан под «гарантированно высокий процент», специальных лицензий не имеют, а на своих сайтах либо не указывают никакой информации, либо гордо вывешивают свидетельство о регистрации юридического лица или свидетельство о постановке на налоговый учет. А также могут говорить, что «документы на согласовании» или «лицензия вот-вот будет получена».
Если нет специальной лицензии, средства привлекаются по договору займа, который в соответствии с Гражданским кодексом имеет право на существование. Подобный договор обычно составлен юридически грамотно – так, чтобы обезопасить компанию-заемщика при возникновении претензий. Также в документе могут быть прописаны не относящиеся к делу моменты, которые выполняют функцию «лазейки» для невыполнения обязательств. По идее, да, в случае объявления компании банкротом все ее кредиторы могут претендовать на имеющиеся активы и имущество. А если денежные средства и имущество переведены на другие фирмы, то с компании и взять нечего. Что же касается лицензированных банков, инвестиционных и управляющих компаний, то здесь ситуация другая. При банкротстве банка государственное Агентство по страхованию вкладов выплачивает всем вкладчикам возмещение (правда, пока в пределах 400 тыс. рублей на человека).
Впрочем, кроме договора займа есть и другие варианты привлечения средств. Например, вексель. Здесь нужно иметь в виду, что форма данного документа жестко регламентирована, и при несоблюдении хотя бы одного условия его оформления, даже если есть хоть одно лишнее слово, он признается недействительным.
4. Чем больше границ пересекают деньги вкладчика (в России получили, в Швейцарии застраховали, в Америке купили акции), тем более утрачивается возможность за ними наблюдать, контролировать и получить назад. Организаторы и координаторы могут оставаться анонимными.
5. Если деятельность подобных фондов осуществляется в Америке, то пайщики фонда обязаны зарегистрироваться в качестве американского налогоплательщика. Это не очень простая процедура, но вполне реальная. И если взамен пакета документов по регистрации в Американской налоговой системе предлагают различные схемы, то, скорее всего, обещанные проценты до вкладчика так и не дойдут.
6. Если убеждают, что с целью минимизации рисков, все сделки американского фонда страхуются в Швейцарии, то это невозможно, поскольку эти страны отличаются друг от друга в области финансово-экономических законов и практик. Это также расценивается налоговыми органами США как попытка вывести денежные средства из-под налогообложения.
7. Поскольку финансовая пирамида ничего не производит, то всё внимание фонда направлено на PR. Умеющие говорить продавцы, пафосные презентации, сайты, рекламные рассылки — всё вам рассказывает, как вам повезло, и сколько вы можете заработать. При этом они не предоставляют никакой конкретной информации, которую можно перепроверить, и очень умело обращают этот минус в плюс, создавая некую тайну: «Сейчас мы не можем раскрыть вам все секреты, это информация конфиденциальная». Или начинают бессмысленно использовать слова, значение которых может быть не понятно обывателям: Форекс, Stocks, Фьючерс, Трейдинг и т. д. Любая инвестиционная компания или фонд обязаны предоставлять информацию о своей деятельности с первого дня своего существования — годовые балансы, финансовые отчеты и т. п. Если фонд от имени пайщиков осуществляет операции на бирже, он также должен предоставить все данные — акции каких компаний находятся в активах, какова их доходность и т. д. И эти сведения можно проверить на основе документов.
8. Ряд компаний не просто собирают деньги, но и подводят духовно-ценностную базу под бренные материальные интересы, создавая некое сообщество единомышленников. Многие подобные фирмы постоянно организуют какие-то корпоративные мероприятия, выезды, в том числе за границу, среди инвесторов разыгрываются ценные призы и подарки (причем вопросов, на чьи деньги проводится этот аукцион неслыханной щедрости, у людей почему-то не возникает). У людей рождается иллюзия интересной и насыщенной жизни, они коллективно распевают гимны компании и в искусно созданной атмосфере востребованости и значимости каждого конкретного инвестора, пожалуй, многие находят смысл жизни.
Компании, которые имеют меньшее количество инвесторов и не могут себе позволить постоянные мероприятия, розыгрыши и частичное спонсирование выездов за рубеж, предоставляют своим участникам дисконтные карты либо право бесплатного получения каких-либо услуг.
Итак, прежде, чем дать согласие на вступление в тот или иной клуб, следует: выяснить точные координаты фирмы, предлагающей участвовать гражданам в акции, проверить факт регистрации компании, организационно-правовую форму, наличие офиса и срок договора аренды, определить факты реальной хозяйственной деятельности компании, установить руководящих лиц, имена и адреса владельцев компании и лиц.
продолжение
--PAGE_BREAK--Основные виды финансовых пирамид
Анализ мировой практики показывает, что финансовые пирамиды появляются в основном в условиях дефицита какой-либо услуги. Так например, в России в начале 90-х годов XXвека существовали товарные, сберегательные, туристические и жилищные пирамиды. Вследствие безработицы появилось большое количество фирм по трудоустройству, обещающих содействие в поиске работы, но не выполняющих своих обязательств.
На сегодняшний день анализ практики правоохранительных органов дает возможность выделить несколько видов деятельности финансовых пирамид:
1. В зависимости от цели сбора денег:
1.1. Финансовые пирамиды, имитирующие сбор денег под инвестиционные проекты;
1.2.Финансовые пирамиды, действующие под видом обществ или клубов взаимной поддержки;
2. По способу осуществления рекламных объявлений о своей деятельности:
2.1. Финансовые пирамиды, действующие в сети Интернет;
2.2.финансовые пирамиды, о деятельности которых граждане узнают из рекламных объявлений в различных средствах массовой информации либо от других граждан, включая родственников, друзей и знакомых;
3. По степени осуществления хозяйственной деятельности:
3.1.пирамиды в «чистом виде», когда сама компания ничего не производит, продукта нет в принципе, а деньги поступают за счет включения в сеть все новых и новых «партнеров» («МММ», «Хопер» и др.);
3.2.замаскированные финансовые пирамиды, действующие, как правило, по принципу «сетевого маркетинга».
Наиболее широко распространены в последние годы финансовые пирамиды, действующие в сети Интернет. Это объясняется тем, что пользователи не могут быть защищены от рисков, которые встречаются им во «всемирной паутине», что связано со слабым контролем со стороны правоохранительных органов. Также немаловажную роль в процессе развития мошеннических организаций в Интернете играет легкость создания «бизнеса» и привлечения в него клиентов в связи с непрерывно растущим числом пользователей.
Далее рассмотрим виды финансовых пирамид в Интернете.
Виды финансовых пирамид в Интернете
На данный момент наиболее динамично финансовые пирамиды развиваются в Интернете, поскольку количество новых пользователей постоянно растет, а осведомленность людей об опасности не слишком высока, что не позволяет предотвратить развитие пирамид. Далее рассмотрены основные виды таких пирамид.
1. МЛМ и Сетевой маркетинг
Это один из наиболее распространенных видов финансовых пирамид в Интернете. Все основано на перераспределении средств между участниками пирамиды и происходит следующим образом:
потенциальным участникам предлагается привлекать рефералов в систему, перед этим сделав денежный взнос (купив уровень). С каждого привлеченного реферала участнику начисляется определенная сумма, но это происходит только после того, как реферал внесет свою долю средств в организацию финансовой пирамиды – он должен также купить уровень. После этого участник (куратор) может перейти на следующий уровень, внеся еще более значительную сумму и так до бесконечности, точнее, до того, как куратор выйдет на последний уровень пирамиды. Казалось бы, все справедливо: став участником нижнего уровня пирамиды создателя, «клиент» становится, в свою очередь, верхним уровнем своей собственной пирамиды, и должен получить высокие доходы от рефералов. Но получается совсем по-другому.
Более 90 %[6] рефералов не работают, не привлекают участников (а прибыль должна идти со всех уровней рефералов), более половины на момент регистрации не покупают уровень. При этом утверждается, что вы можете внести 1 доллар, а получить 10 000 (например), и этот 1 доллар вам вернется после того, как вы привлекли первого реферала, купившего уровень. Конечно, это ложь, так как, чтобы привлечь рефералов, вам надо затратить деньги, и они будут явно больше, чем один доллар (или сколько там).
В результате зарабатывают создатели финансовой пирамиды, и крохи достаются тем, кто регистрируется в самом начале. Потом пирамида закрывается, а если учесть, что основная их часть принимает для расчетов титульные знаки Webmoney, то обычно кошельки создателей блокируют еще до того, как участники получать какую-нибудь существенную прибыль. Это то, что в Интернете называется сетевым маркетингом или МЛМ, хотя, по сути, им не является.
Примечательно, что термины MLM и «сетевой маркетинг» активно используются «пирамидостроителями», видимо, для пущей важности и значимости. Однако сетевой маркетинг (МЛМ) и финансовая пирамида – совершенно различные понятия.
2. Другой вид финансовой пирамиды – это так называемые экономические игры. Для того, чтобы вступить в такую игру, необходимо купить уровень (он может называться как угодно), и начать привлекать рефералов. Пирамиды подобного рода существуют годами, а на создание их устроители иногда затрачивают колоссальные средства. Примером такой пирамиды может служить игра «Золотой Клон».
3. Hyip фонды появились после возникновения Интернета. Выплаты совершают с вкладов прошлых вкладчиков. Таким образом, hyip-фонд представляет собой обыкновенную финансовую пирамиду типа МММ. Срок работы их различен – от нескольких дней до года и более. Но итог hyip-инвестиций всегда одинаков – фонды закрываются вместе со всеми деньгами и вкладчиков. Hyip – это пирамида. количество hyip-инвесторов не сокращается, поскольку в Интернете постоянно появляются новые пользователи. Средств для получения дохода с помощью обыкновенных инвестиций: в банки, золото, акции и так далее, у них нет. Тогда пользователи Интернета прибегают к инвестированию в hyip-фонды. Естественно, что впоследствии люди теряют вложенные деньги.
4. «Буксы» — это сайты, где участники просматривают сайты за деньги. При этом просмотр сайта стоит намного дешевле, чем указано в расценках для рекламодателей. Такого быть не может, поскольку не образуется прибавочной стоимости сервиса, а значит, выплаты начисляются за счет вложений других участников. Вложения состоят в покупке рефералов и премиум-аккаунтов. «Буксы» работают от нескольких дней до нескольких лет, обычно минимальная выплата в них очень высока, либо низкая, но затем быстро повышается.
Подводя итог вышесказанному, можно предположить, что бороться с подобными организациями в «виртуальном мире» можно лишь с помощью государственного регулирования и повышения осведомленности населения о рисках участия в вышеописанных предприятиях.
продолжение
--PAGE_BREAK--