--PAGE_BREAK--
Рис.1 Организационная структура управления
Линейно-функциональная структура организации предприятия имеет следующие недостатки и преимущества:
Преимущества:
1. Можно достичь наивысшего уровня специализации
2. Можно управлять и осуществлять контроль, за каждым видом деятельности
3. Относительно легче оптимизировать штат функциональных отделов
Недостатки:
1.Гораздо труднее осуществлять координацию различных видов деятельности
2.Сложность регулирования отношений: линейных и функциональных руководителей
4.Превышение нормы управляемости
5.Не учитывается специфика работы различных подразделений
Видно, что у данной структуры (рис.1) управления есть преимущества и недостатки, но в тоже время данная структура является наиболее целесообразной для работы предприятия в настоящее время. Руководитель компании имеет возможность отслеживать все процессы, происходящие в компании и видеть развернутую картину внутреннего состояния компании.
2.2 Анализ ликвидности
Одним из показателей, также характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
Ликвидность предприятия – это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности (таблица 1), с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Вторая группа (А2) – это быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
Третья группа (А3) – это медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов). Значительно больший срок понадобится для превращения их в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.
Четвертая группа (А4) – это труднореализуемые активы: основные средства, нематериальные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.
Таблица 1 – Группировка активов по степени ликвидности (на конец года)
В тысячах рублей
Вид актива
2005 г.
2006 г.
Денежные средства
5
5371
Краткосрочные финансовые вложения
49
18
Итого по группе 1 (А)
54
5389
Готовая продукция
20280
15624
Товары отгруженные
Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев
25610
8188
Итого по группе 2 (А)
45890
23812
Долгосрочная дебиторская задолженность
Сырье и материалы
4704
15139
Незавершенное производство
3122
1373
Расходы будущих периодов
79
103
НДС по приобретенным ценностям
4386
200
Итого по группе 3 (А)
12291
16815
Внеоборотные активы (группа) (А)
6711
6921
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:
- П – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили);
- П – среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты банка);
- П – долгосрочные кредиты банка и займы;
- П – собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
На нашем предприятии, как в 2005 г., так и в 2006 г. имеет место только второе соотношение, следовательно, баланс нельзя назвать ликвидным.
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности (таблица 2).
Таблица 2 – Показатели ликвидности предприятия (на конец года)
Показатель
2005 г
2006 г.
Изменение
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,001
0,148
+ 0,147
Коэффициент быстрой ликвидности
0,61
0,58
— 0,03
Коэффициент текущей ликвидности
1,40
1,29
— 0,11
Эти показатели представляют интерес не только для руководителей предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Для нашего предприятия величина его в 2005 г. составляет 54 / 42226 = 0,001; в 2006 г. 5386 / 36428 = 0,148. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7…1. На нашем предприятии в 2005 г. величина этого коэффициента составляет 0,61 (25664 / 42226), а в 2006 г. – 0,58 (21013 / 36428).
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов – К) – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов:
,
где ОА – Оборотные активы, тыс. руб.;
РБП – расходы будущих периодов, тыс. руб.;
КСО – краткосрочные обязательства, тыс. руб.;
ДБП – доходы будущих периодов, тыс. руб.;
РПРП – резервы предстоящих расходов и платежей, тыс. руб.
Удовлетворяет обычно коэффициент 1,5. На нашем предприятии величина его на начало года составляет 1,40, в 2006 г. – 1,29, что ниже нормативного уровня, и имеется тенденция к его понижению.
И в нашем случае фактический уровень К ниже нормативного значения на конец отчетного периода, и наметилась тенденция его снижения, следовательно, необходимо рассчитать коэффициент утраты платежеспособности (К) за период, равный трем месяцам:
К = .
Если К> 1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, и наоборот.
На нашем предприятии К=
Повеличинекоэффициента видно, что наше предприятие не имеет возможности сохранения своей платежеспособности в течение трех месяцев, поэтому требуется принимать срочные меры по улучшению финансового состояния ОАО «УМЗ».
2.3 Анализ финансовой устойчивости
Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношение собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, и в первую очередь – от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.
Поэтому вначале необходимо проанализировать структуру источников капитала предприятия и оценить степень финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитывают следующие показатели:
- коэффициент финансовой автономии (или независимости) – удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса;
- коэффициент финансовой зависимости – доля заемного капитала в общей валюте баланса;
- коэффициент текущей задолженности – отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса;
- коэффициент долгосрочной финансовой независимости (коэффициент финансовой устойчивости) – отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса;
- коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) – отношение собственного капитала к заемному;
- коэффициент финансового левериджа, или коэффициент финансового риска – отношение заемного капитала к заемному.
Чем выше уровень первого, четвертого и пятого показателей и чем ниже уровень второго, третьего и шестого показателей, тем устойчивее ФСП. На нашем предприятии (таблица 8) доля собственного капитала имеет тенденцию к понижению. За отчетный год она снизилась на 4 %, так как темпы прироста собственного капитала ниже темпов прироста заемного капитала. Плечо финансового рычага увеличилось на 10 процентных пунктов. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов значительно повысилась.
Таблица 3 – Структура пассивов ОАО «УМЗ» и коэффициенты финансовой устойчивости
Изменения, которые происходят в структуре капитала, с позиций инвесторов и предприятия могут быть оценены по-разному. Для банков и прочих кредиторов предпочтительней является ситуация, когда доля собственного капитала у клиентов более высокая – это исключает финансовый риск, в нашем же случае доля заемного капитала очень высока. Такая ситуация ухудшает структуру баланса и может негативно сказаться на ликвидности активов и платежеспособности предприятия. Предприятия, как правило, заинтересованы в привлечении заемных средств по двум причинам:
- проценты по обслуживанию заемного капитала рассматриваются как расходы и не включаются в налогооблагаемую прибыль;
- расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала.
В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения положения предприятия, возможности быстрого реагирования на изменение делового климата. Напротив, использование заемных средств свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их, т.е. о доверии к нему в деловом мире.
Наиболее обобщающим из рассмотренных показателей является коэффициент финансового левериджа; все остальные показатели в той или иной мере определяют его величину.
Для определения нормативного значения коэффициентов финансовой автономии, финансовой зависимости и финансового левериджа необходимо исходить из фактически сложившейся структуры активов и общепринятых подходов к их финансированию (таблица 4).
Таблица 4 – Подходы к финансированию активов предприятия (2006 г.)
Вид актива
Удельный вес на
конец года, %
Подходы к финансированию
Агрессив-ный
Умеренный
Консерва-тивный
Внеоборотные активы
12,8
40% — ДЗК
30% — ДЗК
20% — ДЗК
60% — СК
70% — СК
80% — СК
Постоянная часть оборотных активов
59,5
50% — ДЗК
20% — ДЗК
100% — СК
50% — СК
80% — СК
Переменная часть оборотных активов
27,8
100% — КЗК
100% — КЗК
50% — СК
50% — КЗК
Примечание к таблице 4: ДЗК – долгосрочный заемный капитал; СК – собственный капитал; КЗК – краткосрочный заемный капитал.
Определим нормативную величину коэффициентов финансовой независимости, зависимости и финансового рычага.
Судя по фактическому уровню данных коэффициентов (таблица 4), можно сделать заключение, что предприятие проводит агрессивную финансовую политику, и степень финансового риска превышает нормативный уровень при сложившейся структуре активов предприятия.
При агрессивной финансовой политике:
К= 12,8 • 0,6 + 59,5 • 0,5 + 27,8 • 0 = 37,43 %;
К= 100 – 37,43 = 62,57 %;
К= 62,57 / 37,43 = 1,67.
Коэффициент финансового левериджа не только является индикатором финансовой устойчивости, но и оказывает большое влияние на увеличение или уменьшение величины прибыли и собственного капитала предприятия. Коэффициент финансового левериджа (ЗК / СК) является именно тем рычагом, с помощью которого увеличивается положительный или отрицательный ЭФР (эффект финансового рычага).
Уровень финансового левериджа (У) измеряется отношением темпов прироста чистой прибыли (?ЧП%) к темпам прироста прибыли до уплаты налогов и процентов по обслуживанию долга (?БП%):
У= ?ЧП% / ?БП%.
Он показывает, во сколько темпы прироста чистой прибыли превышают темпы прироста балансовой прибыли. Это превышение обеспечивается за счет ЭФР, одной из составляющих которого является его плечо (отношение заемного капитала к собственному). Увеличивая или уменьшая плечо рычага в зависимости от сложившихся условий, можно влиять на прибыль и доходность собственного капитала.
Рассчитаем уровень финансового левериджа по данным анализируемого предприятия.
Таблица 5 – Данные для расчета уровня финансового левериджа
При определении уровня финансового левериджа для ОАО «УМЗ» была использована формула: У= ?ЧП% / ?БП%
У = (- 213) / (- 197) = 1,081.
На основании этих данных можно сделать вывод, что при сложившейся структуре источников капитала каждый процент прироста балансовой прибыли обеспечивает увеличение чистой прибыли на 8,1 %. В такой же пропорции будут изменяться данные показатели и при спаде производства. Используя эти данные, можно оценивать и прогнозировать степень финансового риска инвестирования.
Важными показателями, характеризующими структуру капитала и определяющими устойчивость предприятия, являются сумма чистых активов и их доля в общей валюте баланса. Величина чистых активов (реальная величина собственного капитала) показывает, что останется собственникам предприятия после погашения всех обязательств в случае ликвидации предприятия. Определяется она следующим образом: из общей суммы активов вычитаются налоги по приобретенным ценностям, задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров, целевое финансирование и поступления, долгосрочные финансовые обязательства, краткосрочные финансовые обязательства (краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность и расчеты по дивидендам) (таблица 6).
Таблица 6 – Величина чистых активов ОАО «УМЗ»
Показатель
2005 г.
2006 г.
Общая величина активов, тыс. руб.
66059
54224
Налоги по приобретенным ценностям, тыс. руб.
4386
200
Задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, тыс. руб.
Стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров, тыс. руб.
Целевое финансирование и поступления, тыс. руб.
Долгосрочные финансовые обязательства, тыс. руб.
17060
12334
Краткосрочные финансовые обязательства, тыс. руб.
42226
36428
Чистые активы (реальная величина собственного капитала), тыс. руб.
2387
5262
Доля чистых активов в валюте баланса
0,04
0,10
При этом следует принимать во внимание, что величина чистых активов является довольно условной, поскольку рассчитана по данным не ликвидационного, а бухгалтерского баланса, в котором активы отражаются не по рыночным, а по учетным ценам. Тем не менее, величина их должна быть больше уставного капитала.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Анализ производственной деятельности предприятия
Анализ производственной деятельности начнем с обеспеченности предприятия основными средствами производства.
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное их использование (таблица 7).
Таблица 7 – Анализ структуры основных средств по состоянию на конец года
В тысячах рублей
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Здания
10625
10625
10436
Сооружения и передаточные устройства
Машины и оборудование
5043
5141
5015
Транспортные средства
796
584
1304
Производственный и хозяйственный инвентарь
16
16
16
Другие виды основных средств
Итого
16480
16366
16771
Большое значение имеет анализ движения и техническое состояние основных производственных фондов, который проводится по данным бухгалтерской отчетности. Для этого рассчитываются показатели, характеризующие движение и техническое состояние основных средств (таблица 8).
Таблица 8 – Данные о движении и техническом состоянии основных средств
Данные таблицы 8 показывают, что за отчетный период техническое состояние основных средств на предприятии несколько улучшилось за счет более интенсивного их обновления.
Далее необходимо провести анализ общей суммы затрат на производство продукции.
Себестоимость продукции – важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Таблица 9 – Затраты на производство продукции
Элементы затрат
Сумма, тыс. руб.
Структура затрат, %
2005 г.
2006 г.
2005 г.
2006 г.
Заработная плата
5166
9744
0,04
0,03
Отчисления на соц. нужды
1452
2767
0,007
0,008
Материальные затраты
105256
204231
0,82
0,88
Амортизация
332
353
0,003
0,002
Прочие затраты
15821
15453
0,12
0,07
Итого по элементам затрат
128027
232548
100
100
Как видно из таблицы 9, увеличение затрат произошло в основном за счет увеличения материальных затрат. Увеличилась сумма прочих расходов. Изменилась и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат, а амортизация основных средств и доля зарплаты снизилась.
Проанализируем также эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии ОАО «Уральский машиностроительный завод».
Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов (Rппп) на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала (отношение прибыли к среднесписочной численности производственного персонала):
.
Факторную модель данного показателя можно представить следующим образом
,
где Rппп– рентабельность персонала;
П – прибыль от реализации продукции, тыс. руб.;
ППП – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.;
В – выручка от реализации продукции, тыс. руб.;
ВП – стоимость выпуска продукции в действующих ценах, тыс. руб.;
Rрп– рентабельность продаж;
Дрп – доля реализованной продукции в общем объеме ее выпуска;
ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником в действующих ценах.
Эта взаимосвязь представлена схематически на рисунке 2.
Данная модель позволяет установить, насколько изменилась прибыль на одного работника за счет уровня рентабельности продаж, удельного веса выручки в общем объеме произведенной продукции и производительности труда.
Рисунок 2 – Структурно-логическая факторная модель рентабельности персонала
Таблица 10 – Данные для факторного анализа рентабельности персонала за 2005 — 2006 г.
Показатель
2005 г.
2006 г.
Отклонение
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
3760
— 664
— 4424
Валовой объем производства продукции в текущих ценах отчетного года, млн. руб.
167,98
236,88
+ 68,89
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
159,17
226,78
+ 67,61
Среднесписочная численность работников, чел.
148
163
+ 15
Рентабельность продаж, %
0,02
— 0,003
— 0,023
Удельный вес продаж в стоимости произведенной продукции, %
0,95
0,96
+ 0,01
Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс. руб.
1135
1453
+ 318
Прибыль на одного работника, тыс. руб.
25,4
— 4,07
— 29,47
Данные таблицы 10 свидетельствуют о том, что прибыль на одного работника в 2006 году превратилась в убыток, в том числе за счет изменения:
а) производительности труда
?R= ?ГВ • Д• R= 318 • 0,96 • (-0,003) = -0,92 тыс. руб.;
б) удельного веса реализованной продукции в общем ее выпуске
? R= ГВ• ?Д• R= 1453 • 0,01 • (-0,003) = -0,04 тыс. руб.;
в) рентабельности продаж
? R= ГВ • Д • ? R= 1453• 0,96 • (-0,023) = -32,1 тыс. руб.
Данные таблицы 10 показывают, какие факторы оказали влияние на изменение размера прибыли на одного работника. Отрицательный результат влияния отдельных факторов можно рассматривать как неиспользованный резерв повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии. Таким образом, мы можем видеть, что отрицательное влияние оказали все факторы, рассматриваемые нами, но в разной степени. Наибольшее отрицательное влияние оказал показатель рентабельности продаж. Эти факторы являются неиспользованным резервом повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.
2.5 Анализ рентабельности
Для того чтобы провести подробный анализ финансовых результатов деятельности предприятия необходимо сделать расчет показателей рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они полнее, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
а) Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек):
Rз0= 3760 / 155408 = 0,024;
Rз1 = — 664/227444 = — 0,003.
Она показывает, что предприятие с каждого затраченного на производство и реализацию продукции рубля имеет прибыль от реализации в 2005 году 0,024 руб., а в 2006 году получен убыток от реализации продукции.
б) Рентабельность продаж:
Rрп0= 3760/ 159168 = 0,02
Rрп1 = — 664/226780 = — 0,003
Полученный результат характеризует эффективность предпринимательской деятельности: он показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
в) Рентабельность (доходность) капитала:
Rк0= 1158 / 6773 = 0,17
Rк1 = -1312 / 5462 = — 0,24
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Обозначим рентабельность продукции базисного и отчетного периодов через RVП0и RVП1, соответственно. Имеем по определению:
RVП0 = P/ Vp= 3760 / 159168 = 0,024;
RVП1= P1/ Vp1= — 664 / 226780 = — 0,003;
RVП0 = (Vp– S)/ Vp= (159168 – 155408) / 159168 = 0,024;
RVП1 = (Vp1 – S1)/ Vp1 = (226780 – 227444) / 226780 = -0,003;
?RVП= RVП1– RVП= — 0,027,
где Ро, Р1 – прибыль от реализации базисного или отчетного периодов, соответственно, тыс. руб.;
Vp, Vp1– реализация продукции, тыс. руб.;
So, S1– себестоимость продукции, тыс. руб.;
?RVП– изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):
?RVП1= [(Vp1 – S0) / Vp1] – [(Vp0 – S0) / Vp0] = [(226780 – 155408) / 226780] – [(159168-155408) / 159168] = 0,29
Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:
?RVП2 = [(Vp1 – S1) / Vp1] – [(Vp1 – S0) / Vp1] = [(226780 – 227444) / 226780] – [(226780 – 155408) / 226780] = — 0,32
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности за период:
RVП= ?RVП1+ ?RVП2= 0,29 – 0,32 = — 0,03 продолжение
--PAGE_BREAK--