Реферат по предмету "Экономика"


Анализ экономической эффективности предприятия на примере ООО "Белтрикотаж"

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Ресурсы предприятия и эффективность ихиспользования
1.1 Основные средства, их состав, наличиеи показатели использования
1.2 Оборотные средства предприятия, их состав,наличие и показатели использования
1.3 Трудовые ресурсы предприятия, их состав,наличие и показатели использования
2. Производственная программа и производственнаямощность
2.1 Объем производства и реализации продукции
2.2 Производственная мощность и степень ееиспользования
3. Затраты и доходы предприятия
3.1 Показатели себестоимости предприятия
3.2 Показатели прибыли и рентабельности
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
ООО «Белтрикотаж» являетсяодним из крупнейших производителей женской одежды. Компания более 10 лет успешноработает на рынке. Предприятие выпускает широкий ассортимент костюмов, платьев,жакетов из текстильных и трикотажных тканей. Каждый месяц профессиональными модельерами-конструкторамии художниками нашего предприятия создается новая коллекция одежды. Диапазон размеровот 42 до 70, точная посадка на фигуре и многообразие моделей позволят любой женщинеподчеркнуть все достоинства и выглядеть соблазнительно.
Высокое качество нашей продукциидостигается благодаря работе квалифицированного персонала на всех стадиях созданияготового изделия, наличию современного японского оборудования, постоянному контролюкачества.
На продукцию получены удостоверенияо государственной гигиенической регистрации Министерства Республики Беларусь, сертификатысоответствия Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь,сертификат соответствия Госстандарта России.
Адрес предприятия: 220007,г. Минск, ул. Фабрициуса, д. 2/25-206.
Целью данной работы являетсярассмотрение системы показателей экономической эффективности предприятия на примереООО «Белтрикотаж».
Основными задачами работыявляются:
— рассмотрение и анализресурсов предприятия и эффективности их использования;
— рассмотрение производственнойпрограммы и производственной мощности предприятия;
— анализ затрат и доходовпредприятия.

1. РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ИЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Основные средства, ихсостав, наличие и показатели использования
Основной капитал (основныесредства или основные фонды) предприятия представляет собой совокупность материально-вещественныхценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периодавремени и по частям переносящих свою стоимость на выпускаемую продукцию [16, с.28].
Основные средства предприятияподвергаются износу при их эксплуатации. Для оценки степени физического износа основныхфондов применяются экспертный метод и метод анализа срока службы. Экспертный методоснован на обследовании фактического технического состояния объекта. Анализ срокаслужбы базируется на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации соответствующихобъектов.
Многие из перечисленныхфакторов учесть трудно, поэтому на практике при определении возможного физическогосрока службы основных фондов принимаются во внимание наиболее важные из них. Например,для машин, оборудования, передаточных устройств и транспортных средств — количествосмен работы в сутки; для зданий и сооружений — агрессивность внешней среды.
Одним из важнейших факторовувеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченностьих основными средствами в необходимом количестве и ассортименте, а также полноеи эффективное их использование.
К основным средствам относятсясредства производства, неоднократно участвующие в производственном процессе, сохраняющиепри этом свою натуральную форму, переносящие свою стоимость на производимую продукциюпо частям по мере снашивания. К ним относятся средства производства со сроком службыболее 12 месяцев.
К основным средствам относятсятакже капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительныеи другие мелиоративные работы) и вложения в арендованные объекты основных средств.
В составе основных средствучитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования(вода, недра и другие природные ресурсы).
Анализ состава и структурывнеоборотных активов в 2008 году представлен в табл.1.1.
Таблица 1.1
Анализ состава и структурывнеоборотных активов в 2008 году
Внеоборотные
активы
На начало отчетного
периода
На конец отчетного
периода
Изменение за отчетный
период
Темп
роста,
%
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес, %
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес, %
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес, % 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные средства(01,02) 544 584 51,9 603 480 33,1 58 896 -18,8 111 Нематериальные активы (04,05) 1 612 0,2 2 741 0,2 1 129 0,0 170
Доходные вложения в
материальные ценности (02,03) 580 462 31,9 580 462 31,9 100 Вложения во внеоборотные активы (07,08) 503 702 48,0 634 149 34,8 130 447 -13,2 126 Прочие внеоборотные активы Итого по разделу I 1049898 100,0 1820832 100,0 770934 173
За отчетный 2008 год в структуреи общей сумме внеоборотных активов произошли некоторые изменения. Общая сумма внеоборотныхактивов на начало года составляла 1 049 898 млн. руб. На конец года стоимость этихактивов возросла на 73%, что в сумме равно 770 934 млн. руб. Это изменение вызваноследующими факторами:
1. Ростстоимости основных средств
На начало года сумма основныхсредств составляла 544 584 млн. руб., а на конец – 603 480 млн. руб. Увеличениепроизошло на 11% на сумму 58 896 млн. руб. Однако доля основных средств в общейсумме внеоборотных активов уменьшилась на 18,8% и на конец года составила 33,1%по сравнению с 51,9% на начало года. Такое снижение доли произошло в связи с вложениямив материальные ценности, доля которых на конец года составила 31,9% в общей суммевнеоборотных активов. Так как возросла и стоимость вложений во внеоборотные активы,можно сделать выводы, что рост стоимости основных средств может быть вызван проведениемпереоценки стоимости основных фондов, а также приобретением и строительством, модернизацией,восстановлением основных средств. На начало года стоимость вложений во внеоборотныеактивы составляла 503 702 млн. руб. и на конец – 634 149 млн. руб. Увеличение произошлона 26% на сумму 130 447 млн. руб. Но доля вложений во внеоборотные активы снизиласьна 13,2%. На начало года она составляла 48,0%, а на конец – 34,8%.
2. Врезультате увеличения доли и абсолютной суммы по статьям нематериальных активови доходных вложений в материальные ценности общая сумма внеоборотных активов увеличиласьна 1 129 млн. руб. за счет увеличения нематериальных активов на 70% по сравнениюс началом года и на 580 462 млн. руб. за счет того, что доходные вложения в материальныеценности за 2004 год увеличились на 100%. Доля этих статей в общей сумме внеоборотныхактивов на начало года составляла 0,2% и 0% и на конец – 0,02% и 31,9% соответственно.

Таблица 1.2
Анализ состава и структурыоборотных активов в 2009 году
Внеоборотные
активы
На начало отчетного
периода
На конец отчетного
периода
Изменение за отчетный
период
Темп
роста,
%
Сумма
млн.руб.
Удельный
вес,%
Сумма
млн.руб.
Удельный
вес,%
Сумма
млн.руб.
Удельный
вес,% 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные средства(01,02) 1183942 65,0 1150753 60,6 -33 189 -4,4 97 Нематериальные активы (04,05) 2 741 0,2 2 141 0,1 -600 -0,1 78
Доходные вложения в
материальные ценности (02,03) Вложения во внеоборотные активы (07,08) 634 149 34,8 747 018 39,3 112 869 4,5 118
Прочие внеоборотные
активы Итого по разделу I 1820832 100,0 1899912 100,0 79 080 104
За отчетный 2009 год (табл.1.2) в структуре и общей сумме внеоборотных активов произошли следующие изменения:общая сумма внеоборотных активов на начало года составляла 1 820 832 млн. руб.,а на конец года стоимость возросла на 4% на сумму 79 080 млн. руб.
На конец года стоимостьсоставила 1899 912 млн. руб. Это изменение вызвано следующими факторами:
1. Врезультате уменьшения доли и абсолютной суммы по статьям основных средств и нематериальныхактивов общая сумма внеоборотных активов снизилась на 33 189 млн. руб. за счет уменьшенияосновных средств на 3% в сумме 600 млн. руб. за счет того, что нематериальных активовза год сократилось на 22%. На начало года стоимость основных средств составляла1 183 942 млн. руб. и их доля в общей сумме внеоборотных активов равнялась 65,0%и на конец – 1 150 753 млн. руб., 60,6% соответственно;
2. Однаков результате увеличения доли и абсолютной суммы по статье вложений во внеоборотныеактивы общая сумма внеоборотных активов увеличилась на 112 869 млн. руб. за счетувеличения за счет того, что доходные вложения во внеоборотные активы увеличилисьна 18%. Доля этой статьи в общей сумме внеоборотных активов на начало года составляла34,8% и на конец – 39,3%. Такой рост может быть вызван повышением расходов по уплатепроцентов по кредитам банков и иным заемным средствам, использованным на приобретение(создание) основных средств и нематериальных активов.
Далее рассчитаем основныепоказатели движения и эффективности использования основных средств предприятия.Результаты расчетов представим в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Показатели движения и эффективностииспользования основных средств ООО «Белтрикотаж»Наименование показателя 2008 год 2009 год Темп роста, % /> /> 1 2 3 4
  Коэффициент обновления основных средств 0,053 0,032 60,9
  Коэффициент выбытия основных средств 0,038 0,017 43,8 /> Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. 1414 1436,5 101,6
  Коэффициент прироста основных средств 0,016 0,016 102,9
  Коэффициент износа основных средств 0,422 0,436 103,5
  Коэффициент годности основных средств 0,578 0,564 97,5
  Фондоотдача основных средств 3,010 3,568 118,6
  Фондоотдача активной части основных средств 4,173 4,967 119,0
  Фондоемкость 0,332 0,280 84,3
 
Анализ показал, что фондоотдачаосновных средств ООО «Белтрикотаж» увеличилась на 18,6 %, а фондоотдача активнойчасти увеличилась на 19,0 %. При этом фондоемкость продукции предприятия снизиласьна 15,7 %. Динамика рассчитанных показателей эффективности основных средств ООО«Белтрикотаж» свидетельствует, что эффективность использования основных средствв 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом.
1.2 Оборотные средства предприятия,их состав, наличие и показатели использования
Каждую отрасль отличаютопределенные технологические особенности, оказывающие воздействие на денежные потокипредприятий отрасли (непрерывность или цикличность, объем денежных средств, полнотаи размеры денежных потоков).
Особенности финансов в большойстепени отражаются на формировании затрат и организации оборотных средств предприятия.Отрасли отличаются характером произведенного продукта, длительностью производственногоцикла, характером накопления затрат. В отрасли с длительным производственным циклом(больше года) заказчик участвует в финансировании производства.
В строительной отрасли особенностямифинансов являются:
— подвижность производственнойбазы.
— расчеты заказчика и подрядчика.
Для нормального функционированиякаждого предприятия необходимы оборотные средства, представляющие собой денежныесредства, используемые предприятием для приобретения оборотных фондов и фондов обращения.
Главной целью управленияактивами предприятия, в том числе и оборотными средствами, является в общем случаемаксимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточнойплатежеспособности предприятия. Причем, эти задачи в определенной мере противостоятдруг другу. Так, для повышения рентабельности денежные средства должны быть вложеныв различные оборотные и внеоборотные активы, с заведомо более низкой, чем деньги,ликвидностью. А для обеспечения устойчивой платежеспособности у предприятия постояннодолжна находиться на счете некоторая сумма денежных средств фактически изъятых изоборота для текущих платежей.
Таким образом, важной задачейв части управления оборотными средствами является обеспечение оптимального соотношениямежду платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания соответствующих размерови структуры оборотных активов.
Анализ состава и структурыоборотных активов приведен в таблицах 1.4 и 1.5
На анализируемом предприятииза отчетные 2008 и 2009 года в структуре и абсолютной сумме статей оборотных активов,а также в сумме самих оборотных активов произошли определенные изменения.
Общая сумма оборотных активов(табл.1.4) на начало 2008 года составляла 1 192 880 млн. руб. За год их стоимостьвозросла на 98%, или 1 170 554 млн. руб. Такой рост оборотных активов обусловленростом следующих статей.
Таблица 1.4
Анализ состава и структурыоборотных активов в 2008 году
Оборотные
активы
На начало отчетного
периода
На конец отчетного
периода
Изменение за отчетный
период
Темп
роста,
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес,%
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес,%
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес,% % 1 2 3 4 5 6 7 8 Запасы и затраты 582160 48,8 603 507 25,5 21 347 -23,3 104
В том числе: сырье, материалы и другие
Ценности (10,14,15,16) 567063 47,5 572 845 24,2 5 782 -23,3 101 животные на выращивании и откорме (11) незавершенное производство 15 097 1,3 30 662 1,3 15 565 0,0 203
(издержки обращения)
(20,21,23,29,44) прочие запасы и затраты
Налоги по приобретенным
ценностям (18,76) 46 303 3,9 206 280 8,7 159 977 4,8 446 Готовая продукция и товары 207 445 17,4 160 496 6,8 -46 949 -10,6 77
(40,41,43)
Товары отгруженные, 639 0,1 1 606 0,1 967 0,0 251 выполненные работы, оказанные услуги(45,46) Дебиторская задолженнность 264160 22,1 1377769 58,3 1113609 36,2 522 В том числе:
расчеты с покупателями
и заказчиками (62,63) 240544 20,2 1243012 52,6 1002468 32,4 517 расчеты с учредителями по вкладам в уставный фонд(75)
расчеты с разными дебиторами
и кредиторами (76) 23 616 2,0 128 942 5,5 105 326 3,5 546 прочая дебиторская задолженность 5 815 0,2 5 815 0,2 100
Втом числе:
иновационный фонд расчеты с бюджетом расчеты по социальному страхованию Финансовые вложения (58,59)
Денежные средства (50,
51,52,55,57) 92173 7,7 13 776 0,6 -78 397 -7,1 15 Прчие оборотные активы Итого по разделу II 1192880 100,0 2363434 100,0 1170554 198
1. Запасыи затраты в общей сумме оборотных активов на конец года увеличились на 4%. На началогода они были равны 582 160 млн. руб. и на конец 603 507 млн. руб. Увеличение вабсолютном выражении на сумму 21 347 млн. руб. В том числе на 5 782 млн. руб. засчет сырья, материалов и других ценностей, на 15 565 млн. руб. за счет незавершенногопроизводства. На начало года доля запасов и затрат составляла 48,8% и на конец –25,5%. Удельный вес сократился на 23,3%. Темпы роста сырья, материалов и другихценностей за год составили 101%, на 103% выросли издержки обращения (незавершенноестроительство). На начало года доля остатков сырья, материалов и других ценностейсоставляла 47,5%, незавершенного производства – 1,3%. На конец года доля остатковсырья, материалов и других ценностей 24,2%, Удельный вес в общей сумме оборотныхактивов на конец года по этой статье сократился на 23,3%. Изменение доли незавершенногопроизводства не произошло. Однако стоимость незавершенного производства возрослана сумму 15 565 млн. руб.
2. Постатье «Налоги по приобретенным ценностям» произошли следующие изменения. На началогода стоимость этой статьи составляла 46 303 млн. руб. и на конец – 206 280 млн.руб. Увеличение в абсолютном выражении на сумму 159 977 млн. руб. Также произошлоувеличение доли налогов по приобретенным ценностям на 4,8 % и на конец года составила8,7% в общей сумме оборотных активов. Таким образом темпы роста за год составили446%.
3. Загод готовая продукция в абсолютной сумме уменьшилась на 23%, а удельный вес этойстатьи в общей сумме оборотных активов снизился на 10,6%. Снижение произошло насумму 46 949 млн. руб. На начало года удельный вес составлял 17,4% и на конец –6,8%. Таким образом, можно сделать вывод, что незначительное увеличение остатковсырья, материалов и других ценностей на 1% мог быть обусловлен ростом производства,а снижение остатков готовой продукции свидетельствует о том, что продукция продаетсяи не залеживается на складе.
4. Дебиторскаязадолженность. Доля данной статьи в общей сумме оборотных активов на начало годасоставляла 22,1%, а на конец – 58.3%.
Т. е. она возросла на 36,2%.В абсолютной сумме дебиторская задолженность увеличилась на 1 113 609 млн. руб.практически в пять раз. На начало года она составляла 264 160 млн. руб., а на конец1 377 769 млн. руб. Темпы роста за год составили 522%. В том числе на 417% вырослирасчеты с покупателями и заказчиками, т.е. практически в 4,1 раза, на 446% вырослирасчеты с разными дебиторами и кредиторами – в 4,5 раза. Таким образом можно сделатьвывод, что произошли отгрузки товаров, сдача работ по оказанным услугам заказчикам(покупателям) до момента поступления платежей за них на расчетный (или иной) счеторганизации, а также могли быть выданы суммы авансов поставщикам, исполнителям длязакупки товарно-материальных ценностей, для выполнения работ, оказания услуг. Попрочей дебиторской задолженности показывается задолженность в сумме 5 815 млн. руб.работников организации либо по оплате труда, либо по возмещению недостач, выявленныхв ходе инвентаризации, а также могла быть переплата по налогам и сборам при расчетахс государственными бюджетными фондами.
5. Денежныесредства сократились на 85%. На начало года сумма составляла 92 173 млн. руб., ана конец – 13 776 млн. руб. Доля денежных средств на начало года составила 4,1%в общей сумме оборотных активов, а на конец года 0,3%. В абсолютной сумме денежныесредства сократились на 78 397 млн. руб. Это свидетельствует о том, что остатокденежных средств организации в кассе, на расчетных, валютных счетах значительносократился, почти в 6,5 раз.

Таблица 1.5
Анализ состава и структурыоборотных активов в 2009 году
Оборотные
активы На начало отчетного На конец отчетного Изменение за отчетный
Темп
роста,
% периода периода период
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес, %
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес, %
Сумма
млн. руб.
Удельный
вес, % 1 2 3 4 5 6 7 8 Запасы и затраты 603 507 25,5 1 002 700 26,9 399 193 1,4 166 В том числе:
сырье, материалы и другие
ценности(10,14,15,16) 572 845 24,2 943 478 25,3 370 633 1,1 165
животные на выращивании
и откорме(11)
незавершенное производство
(издержки обращения)
(20,21,23,29,44) 30 662 1,3 48 395 1,3 17 733 0,0 158 прочие запасы и затраты 10 827 0,3 10 827 0,0 100
Налоги по приобретенным
ценностям (18,76) 206 280 8,7 425 721 11,4 219 441 2,7 206
Готовая продукция и товары
(40,41,43) 160 496 6,8 309 430 8,3 148 934 1,5 193
Товары отгруженные,
выполненные работы,
оказанные услуги(45,46) 1 606 0,1 6 944 0,2 5 338 0,1 432 Дебиторская задолженность 1 377 769 58,3 1 982 888 53,1 605 119 -5,2 144 В том числе:
расчеты с покупателями
и заказчиками (62,63) 1 243 012 52,6 1 391 882 37,3 148 870 -15,3 112
расчеты с учредителями
по вкладам в уставный фонд(75) расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76) 128 942 5,5 587 219 15,7 458 277 10,2 455 прочая дебиторская задолженность 5815 0,2 3 787 0,1 -2 028 -0,1 100 В том числе: инновационный фонд расчеты с бюджетом расчеты по социальному страхованию Финансовые вложения (58,59)
Денежные средства (50,51,52,55,57) 13 776 0,6 5 291 0,1 -8 485 -0,5 38 Прочие оборотные активы Итого по разделу II 2 363 434 100,0 3 732 974 100,0 1369540 158 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Общая сумма оборотных активовна начало 2009 года (табл. 1.5) составляла 2 363 434 млн. руб. и на конец 2 732974 млн. руб. За год их стоимость выросла на 58%. В абсолютной сумме оборотные активыувеличились на 1 369 540 млн. руб. Это изменение вызвано следующими факторами:
1. Ростстоимости и удельного веса запасов и затрат в общей сумме оборотных активов на конецгода. На начало года доля запасов и затрат составляла 25,5% и на конец – 26,6%.Таким образом произошло увеличение доли на 1,4%. На конец года стоимость этих активоввозросла на 66%, что в сумме равно 399 193 млн. руб. и составила 1 002 700 млн.руб. В том числе произошло увеличение на 65% за счет сырья, материалов и другихценностей и на 58% за счет незавершенного производства, а также за счет прочих запасови затрат на сумму 10 827 млн. руб. На начало года сырье, материалы и другие ценностисоставляли 24,2% в сумме 572 845 млн. руб., незавершенное производство – 1,3% всумме 30 662 млн. руб. На конец года сырье, материалы и другие ценности составляли25,3%, стоимость актива увеличилась на сумму 370 663 млн. руб. Доля незавершенногопроизводства не изменилась на конец года, однако, произошло суммарное увеличениестоимости актива на сумму 17 733 млн. руб. и на конец года стоимость актива составила48 395 млн. руб.
2. Налогипо приобретенным ценностям увеличились на 106% в общей сумме оборотных активов наконец года. На начало года их доля составляла 8,7%, а к концу года увеличилась на2,7% и составила 11,4%. Также произошло суммарное увеличение стоимости актива на219 441 млн. руб. и к концу года стоимость актива составила 425 721 млн. руб.
3. Доляготовой продукции увеличилась на 1,5% и к концу года составила 8,3%. В абсолютнойсумме готовая продукция увеличилась на 148 934 млн. руб., или на 93%. Таким образом,можно сделать вывод, что рост остатков сырья, материалов и других ценностей и на65% мог быть обусловлен ростом производства, но рост остатков готовая продукцияговорит о том, что продукция не продается и лежит на складе.
4. Ростотгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. На начало года доля отгруженныхтоваров, выполненных работ и оказанных услуг составляла 0,1% и их стоимость равнялась1 606 млн. руб. На конец года стоимость возросла на 332%, или 5 338 млн. руб., исоставила 6 944 млн. руб., а доля составила 0,2%. Так как в этой статье показываетсястоимость товаров, продукции, работ, услуг по фактической себестоимости их производства,выполнения, либо по нормативной себестоимости, включающей расходы и услуги связанныес их сбытом, следует сделать вывод, что при увеличении производства товаров их отгрузкаувеличились в 4 раза.
5. Дебиторскаязадолженность в общей сумме оборотных активов увеличилась на 44% в сумме 605 119млн. руб. и на конец года составила 1 982 888 млн. руб. Однако доля ее за отчетныйгод сократилась на 5,2% и составила 53,1% по сравнению с 58,3% на начало года. Втом числе увеличение расчетов с покупателями и заказчиками на 12%, или 148 870 млн.руб., на 355%, или 458 277 млн. руб., расчетов с разными дебиторами и кредиторами.Также произошло снижение прочей дебиторской задолженности на 35%, или сумму 2 028млн. руб. На начало года сумма дебиторской задолженности составляла 5 815 млн. руб.и на конец – 3 787 млн. руб.
6. Денежныесредства за отчетный период сократились на 62% на сумму 8 485 млн. руб. На началогода в абсолютной сумме денежные средства составляли 13 776 млн. руб., или 0,6%,а на конец 5 291 млн. руб., или 0,1%. Произошло снижение доли статьи за отчетныйгод на 0,5%.
Далее рассчитаем основныепоказатели эффективности использования оборотных средств ООО «Белтрикотаж».
Таблица 1.9
Анализ оборачиваемости оборотногокапиталаПоказатели Период Отклонение Темп роста, % 2008 2009 1 2 3 4 5 Выручка, млн. руб. 4256 5126 +870 120,4 Среднегодовая величина оборотного капитала, млн. руб. 1778,2 3048,2 +1270 171,4 Прибыль от реализации, млн. ру.б 626 964 +338 154,0 Оборачиваемость оборотного капитала, об 2,393 1,682 -0,712 70,3 Длительность оборота, дн. 150,4 214,1 +63,7 142,3 Рентабельность оборотного капитала, % 35,2 31,6 -3,6 89,8
На ООО «Белтрикотаж» в 2009году по сравнению с 2008 годом количество оборотов оборотных средств (коэффициентоборачиваемости) снизилось на 29,7 %, то есть можно сделать вывод, что снизиласьэффективность использования оборотных средств. Основная причина снижения эффективности— опережающий рост среднегодовой стоимости оборотных средств по отношению к ростувыручки от реализации.

 
1.3 Трудовые ресурсы предприятия,их состав, наличие и показатели использования
Труд – это вклад в процесспроизводства, осуществляемый людьми в форме непосредственного расходования умственныхи физических усилий. Совокупность умственных и физических способностей человека,его способность к труду называется рабочей силой.
В обеспечении эффективностипроизводства важное значение имеет структура кадров предприятия.
Соотношение работников покатегориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.
Среднесписочная численностьперсонала за 2008-2009 гг. ООО «Белтрикотаж» приведены в таблице 1.10:
Таблица 1.10
Численность промышленно-производственногоперсонала ООО «Белтрикотаж» за 2008-2009 гг.Категория персонала Среднесписочная численность, чел. Отклонение 2008 год 2009 год + –, чел. % Всего работников предприятия 117 120 +3 +2,6 в том числе: — рабочие 76 78 +2 +2,7 — руководители 10 10 - - — специалисты 30 31 +1 +3,8 Выручка от реализации 4256 5126 870 120,4 Производительность труда работников 36,38 42,72 117,4 36,38 Производительность труда 1 рабочего 55,71 65,32 117,3 55,71
Общая численность ППП ООО«Белтрикотаж» в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 3 чел. (или на+2,6 %), в том числе за счет рабочих (+2 чел.) и служащих (+1 чел.).
Результаты расчетов показывают,что эффективность трудовых ресурсов ООО «Белтрикотаж» увеличилась в 2009 году посравнению с 2008 годом. Так среднегодовая выработка 1 работающего увеличилась на17,4 % (с 36,38 до 42,72 млн. руб.), а среднегодовая выработка одного рабочего увеличиласьна 17,3 % (с 55,71 до 65,32 млн. руб.).

2 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММАИ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ
 
2.1 Объем производства иреализации продукции
Предприятие входит в составтрикотажной отрасли «Беллегпром» и специализируется на выпуске верхних трикотажныхизделий для женщин. Основными группами выпускаемого ассортимента являются: костюмы,комплекты, платья, жакеты, джемпера, пальто.
Для обеспечения покупательскогоспроса ежегодно предприятие производит свыше 150 моделей с ежемесячным запускомболее 10 новых моделей.
Работая в условиях жесткойконкуренции, предприятие постоянно работает над обновлением и расширением ассортимента,повышению его технического уровня. Ассортиментная политика предусматривает большоеразнообразие моделей, разработку и выпуск сезонных коллекций трикотажных изделий.При разработке моделей большое внимание уделяется функциональному назначению изделий,учитывается материальный уровень покупателей, для которых предназначается изделие,с более высокой ценой для покупателей материально обеспеченных, с низкими затратамина производство, а соответственно по невысокой цене для малообеспеченных покупателей.
Обновление и улучшение ассортиментадостигается за счет повышения уровня моделирования и конструирования, внедренияв производство новых видов сырья, фурнитуры, отделочных материалов, совершенствованияимеющихся и внедрения новых технологий. Разнообразие ассортимента обеспечиваетсяза счет использования в производстве верхних трикотажных изделий новых рисункови переплетений полотен, из которых изготавливаются модные, современные изделия.
Технологический процессизготовления верхних трикотажных изделий представлен на следующей схеме:Поступление сырья на фирму Контроль по физико-механическим показателям Перемот пряжи Вязание Вязание полотна Вязание полуфабриката Подготовка полотна, полуфабриката к раскрою Разбраковка ВТО Отлежка Подбор полотна, комплектование настила Обмеловка верхн. слоя настила Раскрой трикотаж. Изделий из полотна, п/фабриката Настилание Раскрой настила
Комплектова
ние изделий Раскраивание ост. полотна Раскраивание приклад. Ткани Пошив трикотажных изделий Заготовка деталей Монтаж изделий Кеттлевка Отделка изделий ВТО Контроль качества трикотажных изделий Маркировка и упаковка Сдача на склад готовой продукции Отгрузка торгующим предприятиям
Рис. 2.1 Технологическийпроцесс производства трикотажных изделий на предприятии
В настоящее время, во времярыночных отношений, а также в условиях жесткой конкуренции потребительский рынокреспублики, так и насыщен верхними трикотажными и швейными текстильными изделиями.В течение последних 15 лет в Республике Беларусь были созданы несколько десятковчастных фирм по производству верхних трикотажных изделий, швейных изделий, которыеработают в других экономических условиях в сравнении с предприятиями трикотажнойотрасли концерна, что значительно усложняет работу фирмы.
В 2007г. на предприятиисложилась сложная финансово-экономическая ситуация, обусловленная ранее описаннымипричинами. В сложившейся в настоящее время финансово-экономической ситуации предприятиеиспытывает недостаток оборотных средств, из-за чего фирма вынуждена пользоватьсякредитами банков, как для приобретения сырьевых ресурсов, так и для погашения задолженностипо заработной плате.
Из-за недостаточной востребованностиверхних трикотажных изделий на рынке предприятие вынуждено искать новых партнеров,в т.ч. давальцев. В 2009г., как и в предыдущие 2007-2008 годы, фирмой оказывалисьуслуги по пошиву на давальческих условиях субъектам хозяйствования РБ (ИП БурвинО.Н., СООО «Нелва», ООО «Бурси»), РФ (ООО «Легпроммаркет»). На данном этапе и всложившихся экономических условиях давальческие заказы позволяют:
· обеспечитьзанятость работников предприятия;
· повыситьуровень использования производственных мощностей раскройно-швейного цеха фирмы (ненаращивая объем складских запасов);
· уменьшитьусловно-постоянные расходы фирмы вследствие увеличения объемов производства;
· конструкторафирмы получают возможность учиться моделировать и конструировать одежду, подбиратьткани под конкретные изделия на полученных от давальца лекалах, тканях, фурнитуредля пошива одежды, т.е. фирма фактически получает бесплатный доступ к современнымтехнологиям, т.к. лекала и описания техпроцесса остаются в ведении наших специалистов.Следствием работы с давальческими заказами явилось то, что модели осенней коллекциифирмы явились лидерами продаж года.
Удельный вес давальческихзаказов в общем объеме производства выглядит следующим образом: 2008 г. – 24%, 2009г.- 6%.
Таблица 2.1
Объем производства и реализациипродукции предприятия в действующих ценах, млн. руб.Показатели 2008 2009 Отклонение + – % 1 2 3 4 5 Товарная продукция 4256,0 5126,0 +870,0 +20,4 в том числе по основным ассортиментным группам платья женские 949,1 1148,2 +199,1 +21,0 джемпера женские 864,0 1030,3 +166,4 +19,3 комплекты женские 693,7 835,5 +141,8 +20,4 жакеты женские 434,1 517,7 +83,6 +19,3 юбки женские 493,7 599,7 +106,0 +21,5 детская одежда 561,8 671,5 +109,7 +19,5 прочая продукция 259,6 322,9 +63,3 +24,4
Видно, что объем производстваи реализации ООО «Белтрикотаж» в текущих (действующих) ценах вырос в 2009 году посравнению с 2008 годом на 20,4 %.
Проанализируем структурупроизводства и реализации продукции ООО «Белтрикотаж».
Таблица 2.2
Структура производства иреализации продукции ООО «Белтрикотаж», %.Показатели 2008 2009 Отклонение, % 1 2 3 4 Товарная (реализованная) продукция 100,0 100,0 - в том числе по основным ассортиментным группам платья женские 22,3 22,4 +0,1 джемпера женские 20,3 20,1 -0,2 комплекты женские 16,3 16,3 - жакеты женские 10,2 10,1 -0,1 юбки женские 11,6 11,7 +0,1 детская одежда 13,2 13,1 -0,1 прочая продукция 6,1 6,3 +0,2
Видно, что в структуре производстваи реализации продукции ООО «Белтрикотаж» в 2009 году существенных изменений по сравнениюс прошлым годом не произошло.
2.2 Производственная мощностьи степень ее использования
Понятие производственноймощности достаточно часто используется для характеристики производственного потенциалапредприятия или его структурного подразделения.
Производственная мощность– это показатель, отражающий максимальную способность предприятия (подразделения,объединения или отрасли) по осуществлению выпуска товарной продукции в натуральныхили стоимостных единицах измерения, отнесенных к определенному периоду времени (смена,сутки, месяц, квартал, год). Этот показатель позволяет осуществить:
— сравнение производственногопредприятия или его подразделения с другими аналогичными производствами;
— выявление резервов увеличениявыпуска продукции путем увеличения загрузки оборудования;
— сравнение использованияпроизводственных возможностей предприятия в различные периоды времени.
То есть, этот показательважен для анализа хозяйственной деятельности предприятия, так как позволяет ответитьна многие вопросы, задаваемые в этой области изучения.
Расширение и обновлениеассортимента выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности достигаетсяна фирме за счет внедрения новых технологий, новых видов сырья, фурнитуры, отделочныхи вспомогательных материалов. В целях удовлетворения покупательского спроса, завоеваниярынков сбыта, в том числе и России, при разработке новых моделей фирма руководствуетсясовременными направлениями в моделировании и дизайне, в конструировании, конъюнктуройрынка, учитывается сезонность и т.д. Так за 2009 г. были освоены новые технологии(в значительной мере при производстве давальческих заказов):
· Прокладываниеклеевой кромки вдоль верхних срезов изделий без поясов для предотвращения растяжимости,
· Дляулучшения свободы движения в подкладке жакета используются незастроченные до концаталевые вытачки (защипы) – данная технология используется пока только лишь в Москве,
· Всвязи с большим разнообразием ассортимента используемых материалов применение новыхвидов соответствующих клеевых прокладок,
· Использованиев моделях в качестве отделки возможностей закрепочного и петельного полуавтоматов,
· Применениев юбках из текстильных тканей застежки с гульфиком на «молнию» или петли-пуговицы,
· Использованиеспецприспособлений (лапки) на челночную универсальную машину для присборивания одногослоя материала,
· Выполнениесборки с помощью эластичной нити(венгерки),
· Использованиеаппликаций из отделочных строчек челночного и тамбурного стежка, гипюра, отделочныхматериалов, беек, клеевых страз,
· Использованиедля отделки метанита, блочек со стразами, декоративных элементов, кулисок,
· Применениеновой конструкции рукавов – рукава-крылышко, рукав – окорок,
· Использованиев моделях имитации двухслойности изделий: жакет+джемпер, жакет+платье, жакет+жилет,
· Имитацияв жакете корсета в виде верхней части брюк,
· Использованиепластрона в моделях с застежкой встык.
Новые тенденции, используемыев моделировании нашими художниками-модельерами, при разработке новых коллекций следующие:
· активноеиспользование ажура,
· использованиеновых видов сырья, более дорогого и высококачественного богатой цветовой гаммы,
· использованиеновых, неожиданных сочетаний пряж, новых видов текстиля, фурнитуры и отделки,
· использованиеновых модных элементов кроя, новых современных технологий обработки трикотажа итекстиля,
· использованиекроя в стиле «Пэчворк»,
· разработкановых видов одежды – капри, комбинезоны,
· художникамив моделировании делается акцент на крупноразмерные фигуры,
· стилевоеразнообразие в изделиях, в моделях больше романтизма и женственности.
Для изготовления продукцииповышенного спроса, удовлетворяющей покупателя своими улучшенными потребительскимисвойствами, хорошим товарным видом фирма проводит постоянную работу по внедрениюв производство новых переплетений, рисунков трикотажных полотен.
За 2008г. было выпущено125 тыс. штук трикотажных и швейных изделий. Из них было произведено большое количествоновых моделей женской одежды, удельный вес которых более 70%.Этостало возможным благодаря активной работе художников-модельеров, специалистов художественноймастерской, технологической службы производства, работников коммерческого отделафирмы, согласно заказов которых художники-модельеры разрабатывают наиболее востребованныепокупателем модели одежды.
В течение 2009 годабылопроведено 20 художественных советов, на которых были представлены разработанныелетняя и осеннее-зимняя коллекции. Расширение и обновление летнего ассортиментавыпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности планировалось достичьза счет внедрения новых технологий; использования новых видов сырья: фасонно-извилистая,хлопко-акриловая и другие; трикотажных полотен с вложением льна, вискозы и дополнительноукрашенных печатными рисунками; текстильных тканей со льном, шифона; использованиеажурных и глазковых переплетений, имитирующих «роспуск» или переплетение с низкогокласса оборудования; окрашенных полотен с вложением эластана.
В коллекции «Осень-зима2009-2010 г.г.» были использованы новые тенденции в моделировании, используемыехудожниками-модельерами при разработке коллекции:
· активноеиспользование меховых отделок;
· разнообразноеиспользование полоски, клетки, диагонали;
· использованиеновых модных элементов кроя, новых современных технологий обработки трикотажа итекстиля;
· разработкановых видов одежды — капри, туника, сарафан;
· использованиеновых неожиданных сочетаний пряж, новых видов текстиля, фурнитуры и отделки;
· стилевоеразнообразие в изделиях.
В составе традиционных ассортиментныхгрупп появились такие группы модного направления изделий верхнего трикотажа переходныхформ, как пончо, кардиганы и комплекты с сарафаном. Большое внимание уделяется созданиюсовременной, удобной одежды для молодежи, для увеличения удельной доли молодежногоассортимента в общем объеме выпускаемой продукции. В моделях присутствует большеромантизма и женственности. Большое разнообразие фурнитуры, как, например, пластмассовой,кожаной, металлической, брошей и прочее также в большой степени повлияли на внешнийвид готовой продукции.
Художники-модельеры фирмыбольшое внимание уделяют разработке нового ассортимента и надеются, что продукцияпредприятия будет востребована и не оставит равнодушными женщин, ценящих в одеждеактуальность и комфорт.
В планах фирмы на 2011г.освоение новых моделей современных художественных и конструктивных направлений.Обновление по моделям не менее 70%. Наряду с разработкой по традиционнымнаправлениям — костюмов, комплектов классического стиля для женщин среднего возраста,перед художниками – модельерами стоит задача разработки одежды для молодежи, верхнеготрикотажа для мужчин, создания коллекций современной, удобнойи стильной женской одежды из высококачественных новых пряж.Значитальный акцент необходимо будет сделать, согласно анализу потребительскогорынка, на выпуск большеразмерной одежды для женщин (60,62,64 размеров).
По программе импортозамещенияна 2011г. фирма планирует выполнение следующих импортозамещающих проектов: «Производствооблегченных верхних трикотажных изделий из тонких высококачественных льняных полотенв сочетании с вискозой»(платья, сарафаны, костюмы, комплекты, джемпера).Разработчики – специалисты художественной лаборатории фирмы. Сроки разработки — 1 квартал 2011г., и освоения производства продукции – 1-3 кварталы 2011 г.

3. ЗАТРАТЫ И ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Показатели себестоимостипредприятия
В системе показателей, характеризующихэффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимостипродукции.
Себестоимость продукции— это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимостипродукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной ифинансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных,трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководствав целом.
Исчисление этого показателянеобходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельныхвидов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществлениявнутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабахстраны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формированияприбыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли заэтот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину.Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональнаязависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимостьявляется одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно однимиз важнейших элементов этого объекта управления.
Одно из основных условийполучения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определениесостава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируетсягосударством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РБ“О налоге на прибыль предприятий и организаций” и конкретизированы в Положении осоставе затрат. Кроме того, на основе данного Положения министерства, ведомства,межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положенияо составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулированиясебестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующаяроль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлениинорм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.
Положением о составе затратопределено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостнуюоценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов,топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на еепроизводство и реализацию.
Кроме того, в практике планирования,учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость.Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всехцехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затратпредприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимостьсостоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов,связанных с реализацией продукции покупателям).
Себестоимость является важнейшимколичественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия,а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда,качества управления. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий,темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.Она выступает как исходная база для формирования цен, а также оказывает непосредственноевлияние на прибыль, уровень рентабельности.
В настоящее время основнымнаправлением повышения эффективности работы предприятия является снижение себестоимостипродукции всеми производственными подразделениями. Однако, на мой взгляд, получениенаибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовыхресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимостипродукции.
Одно из основных условийполучения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определениесостава производственных затрат.
Каждая производственнаяединица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большего доходаот своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товарпо выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализациюпродукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависитот внешних условий деятельности предприятия, то второй — практически исключительноот самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производстваи последующей реализации произведенных товаров.
Производственные затратыпредприятий и объединений в плане, бухгалтерском учете, отчетности и анализе группируютсяв 2-х направлениях: по экономическим элементам и калькуляционным статьям.
Анализ затрат по элементам.Группировказатрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составезатрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходованона производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей суммерасходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы,изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаютсятолько применительно к персоналу основной деятельности.
Группировка расходов поэлементам позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикойзатрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Это необходимо дляизучения соотношения живого и прошлого (овеществленного) труда, нормирования и анализапроизводственных запасов, исчисления частных показателей оборачиваемости отдельныхвидов нормируемых оборотных средств, а также для других расчетов отраслевого, национальногои народнохозяйственного уровня (в частности, для исчисления величины создаваемогов промышленности национального дохода).
Рассчитанные поэлементнозатраты всех материальных и топливно-энергетических ресурсов используются для определенияпланового уровня материальных затрат и оценки его соблюдения. Анализ поэлементногосостава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направленияпоиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкостипроизводства.
Таблица 3.1
Динамика затрат на производствои реализацию продукции ООО «Белтрикотаж» за 2008-2009 годы, млн. руб.Показатели 2008 год 2009 год Отклонение + – % 1 2 3 4 5 Материальные затраты 2018,5 2318,4 +299,9 +14,9 Затраты на оплату труда 671,6 765,9 +94,2 +14,0 Отчисления на соц. нужды 235,1 268,1 +33,0 +14,0 Амортизация 334,0 387,1 +53,1 +15,9 Прочие затраты 371,2 422,9 +51,7 +13,9
Итого полная себестоимость
3630,4
4162,3
+531,9
+14,7
Как видно, затраты предприятияза 2009 год выросли на 531,9 млн. руб. или на 14,7 %. Рост произошел по всем элементамзатрат.
Состав и количественноесоотношение элементов затрат определяют структуру себестоимости продукции. Под структуройсебестоимости понимаются ее состав по экономическим элементам и их доля в полнойсебестоимости.
Анализ структуры себестоимостипродукции ООО «Белтрикотаж» и ее динамики представлены в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Структура себестоимостиООО «Белтрикотаж» за 2008-2009 гг., %Наименование показателя 2008 год 2009 год Отклонение 1 2 3 4 Материальные затраты 55,6 55,7 +0,1 Затраты на оплату труда 18,5 18,4 -0,1 Отчисления на соц. нужды 6,5 6,4 -0,0 Амортизация 9,2 9,3 +0,1 Прочие затраты 10,2 10,2 -0,1
Итого полная себестоимость
100,0
100,0
-
Видно, что основным элементомв структуре затрат ООО «Белтрикотаж» в 2008-2009 гг. являются материальные затраты(55,6 и 55,7 % соответственно), что характерно для промышленного предприятия, тоесть можно сделать вывод, что производство предприятия является материалоемким.Анализ изменения в структуре затрат показывает, что существенных изменений структуразатрат ООО «Белтрикотаж» в 2009 году по сравнению с прошлым годом не претерпела.
3.2 Показатели прибыли ирентабельности
Любое коммерческое предприятиеосновной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является однимиз финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешнойдеятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случаепредприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностейпредприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется долядоходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыльиспользуется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основныхсредств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль являетсяне только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшейэкономической категорией.
Таблица 3.3
Показатели прибыли ООО «Белтрикотаж»Показатели 2008 год 2009 год Отклонение + – % 1 2 3 4 5 Выручка от реализации 4256 5126 +870 +20,4 Себестоимость 3630 4162 +532 +14,7 Итого прибыль от реализации 626 964 +338 +54,0 Прибыль от операционных доходов и расходов 152 154 +2 +1,3 Прибыль от прочей реализации 16 13 -3 -18,8 Итого валовая прибыль 794 1131 +337 +42,5 Налоги и отчисления из прибыли 246 362 +116 +47,1 Чистая прибыль 548 769 +221 +40,4 распределение прибыли: — фонд потребления 264 361 +97 36,7 — фонд накопления 256 369 +113 44,1 — резервный фонд 28 39 +11 39,3
Анализ показателей прибылипредприятия показал, что все основные показатели прибыли в 2009 году увеличилисьпо сравнению с 2008 годом. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль отреализации увеличилась на 54,0 % (или на 338 млн. руб.), валовая прибыль предприятияувеличилась на 42,5 % (или на 337 млн. руб.), чистая прибыль увеличилась на 40,4% (на 221 млн. руб.).
Рассчитаем основные показателирентабельности:
— рентабельность продукции:
Рп = прибыль от реализации: себестоимость * 100 %
Рп (2008) = 626: 3630 *100 % = 17,2 %
Рп (2009) = 964: 4162 *100 % = 23,2 %
— рентабельность продаж:
Р = прибыль от реализации: выручка * 100 %
Р (2008) = 626: 4256 *100 % = 14,7 %
Р (2009) = 964: 5126 *100 % = 18,8 %
— рентабельность оборотныхсредств:
Рос = чистая прибыль: среднегодоваясумма оборотных средств * 100
%
Рос (2008) = 548: 274,5* 100 % = 199,5 %
Рос (2009) = 769: 277,0* 100 % = 277,6 %
— рентабельность основныхсредств:
Рс = чистая прибыль: среднегодоваясумма основных средств * 100 %
Рс (2008) = 548: 1414,0* 100 % = 38,7 %
Рс (2009) = 769: 1436,5* 100 % = 53,5 %
— рентабельность совокупногокапитала:
Рк = чистая прибыль: среднегодоваясумма основных и оборотных
средств * 100 %
Рк (2008) = 548: ( 1414,0+ 274,5 ) * 100 % = 32,4 %
Рк (2009) = 769: ( 1436,5+ 277,0 ) * 100 % = 44,9 %

Результаты расчетов сведемв таблицу 3.4.
Таблица 3.4
Показатели рентабельностиООО «Белтрикотаж»Показатели 2008 год 2009 год Отклонение + – % 1 2 3 4 5 Рентабельность продукции 17,2 23,2 +5,9 +34,3 Рентабельность продаж 14,7 18,8 +4,1 +27,9 Рентабельность оборотных средств 199,5 277,6 +78,1 +39,1 Рентабельность основных средств 38,7 53,5 +14,8 +38,2 Рентабельность совокупного капитала 32,4 44,9 +12,4 +38,4
Анализируя уровень рентабельности,можно отметить увеличение всех рассчитанных показателей рентабельности, что можноохарактеризовать как увеличение эффективности производственно-хозяйственной деятельностипредприятия в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
В целом можно сделать вывод,что ООО «Белтрикотаж» как субъект хозяйствования является динамично развивающимсяс относительно высокими показателями рентабельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотренаи проанализирована система показателей экономической эффективности предприятия напримере ООО «Белтрикотаж».
В процессе анализа активовпредприятия в разные отчетные периоды можно сделать следующие выводы:
ØВнеоборотныеактивы значительно изменились в 2008 году в основном за счет доходных вложений вматериальные ценности на 580 462 млн. руб. В 2009 году стоимость внеоборотных активовизменилась на 79 080 млн. руб. Это значит, что во внеоборотные активы значительныесуммы не вкладывались.
ØОсновнуюдолю в балансе предприятия в 2008 и 2009 годах занимали оборотные активы.
В 2008 году оборотные активык концу года выросли почти в 2 раза: за счет запасов и затрат, которые увеличилисьна 4%, на начало года они были равны 582 160 млн. руб. и на конец – 603 507 млн.руб., увеличение в абсолютном выражении на сумму 21 347 млн. руб.;
За счет налогов по приобретеннымценностям увеличение в абсолютном выражении на сумму 159 977 млн. руб., таким образомтемпы роста за год составили 446%. В абсолютной сумме дебиторская задолженностьувеличилась к концу года на 1 113 609 млн. руб. практически в пять раз.
В 2009 году оборотные активык концу года выросли на 58%, в абсолютной сумме увеличились на 1 369 540 млн. руб.,в основном за счет запасов и затрат, которые увеличились на 66%, что в сумме равно399 193 млн. руб. и составили 1 002 700 млн. руб., налогов по приобретенным ценностям,которые увеличились на 106%, готовой продукции которая увеличилась на 148 934 млн.руб., или на 93%, роста отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг,дебиторской задолженности увеличение которой произошло на 44%.
На ООО «Белтрикотаж» наблюдаетсяневысокий уровень годности основных средств (коэффициент годности основных средств),который в 2008 году составил 0,578, а в 2009 году — 0,564. Некоторое снижение коэффициентагодности в 2009 году по сравнению с 2008 годом (на 2,5 %) свидетельствует об уменьшениипроизводственного потенциала ООО «Белтрикотаж».
Анализ показал, что фондоотдачаосновных средств ООО «Белтрикотаж» увеличилась на 18,6 %, а фондоотдача активнойчасти увеличилась на 19,0 %. При этом фондоемкость продукции предприятия снизиласьна 15,7 %. Динамика рассчитанных показателей эффективности основных средств ООО«Белтрикотаж» свидетельствует, что эффективность использования основных средствв 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом.
Результаты расчетов показывают,что эффективность трудовых ресурсов ООО «Белтрикотаж» увеличилась в 2009 году посравнению с 2008 годом. Так среднегодовая выработка 1 работающего увеличилась на17,4 % (с 36,38 до 42,72 млн. руб.), а среднегодовая выработка одного рабочего увеличиласьна 17,3 % (с 55,71 до 65,32 млн. руб.).
Анализируя уровень использованияпроизводственной мощности можно сделать вывод, что на ООО «Белтрикотаж» наблюдаетсяувеличение эффективности использования производственной мощности в 2009 году посравнению с 2008 годом.
Уровень затрат на рубльтоварной продукции в 2009 году составил 0,812 руб. на 1 руб. ТП и уменьшился посравнению с 2008 годом на 4,8 %., что свидетельствует об увеличении эффективностихозяйственной деятельности ООО «Белтрикотаж», то есть о снижении уровня затратоемкостипродукции предприятия.
Анализ показателей прибылипредприятия показал, что все основные показатели прибыли в 2009 году увеличилисьпо сравнению с 2008 годом. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль отреализации увеличилась на 54,0 % (или на 338 млн. руб.), валовая прибыль предприятияувеличилась на 42,5 % (или на 337 млн. руб.), чистая прибыль увеличилась на 40,4% (на 221 млн. руб.).
Анализируя уровень рентабельности,можно отметить увеличение всех рассчитанных показателей рентабельности, что можноохарактеризовать как увеличение эффективности производственно-хозяйственной деятельностипредприятия в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
В целом можно сделать вывод,что ООО «Белтрикотаж» как субъект хозяйствования является динамично развивающимсяс относительно высокими показателями рентабельности.
В заключение рассмотримосновные направления повышения эффективности ООО «Белтрикотаж».
Важнейшим условием повышениясменности является механизация и автоматизация производственных процессов, и в первуюочередь во вспомогательных производствах, так как это позволяет перевести людейс тяжелых немеханизированных работ на квалифицированные работы во второй смене.
Важный резерв повышенияэффективности использования основных фондов и производственных мощностей действующихпредприятий заключен в сокращении времени внутрисменных простоев оборудования, которыена предприятии достигают 15—20% всего рабочего времени.
Улучшение использованияосновных фондов и производственных мощностей зависит в значительной степени от квалификациикадров, особенно от мастерства рабочих, обслуживающих машины, механизмы, агрегатыи другие виды производственного оборудования.
Огромное значение в улучшенииповышение эффективности предприятия имеет грамотно организованное материальное стимулированиерабочих.
Повышению уровня рентабельностиспособствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшениеиспользования производственных фондов. Показатели рентабельности используют приоценке финансового состояния предприятия.
Основной общий резерв сниженияматериальных затрат связан с внедрением мероприятий научно-технического прогресса.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Официальноеиздание. // Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, от26 июля 1999 г. № 296-З.
2. Декрет Президента Республики Беларусь«О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» // Мн.: Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь № 17 от 18 июля 2002 г.
3. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Питер Ройш.Управление персоналом: учебное пособие. — Мн.: Экоперспектива, 2005. – 352 с.
4. Бычин В.Б., Малинин С. В. Нормированиетруда: учебник / Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Экзамен, 2002.-320 с.
5. Владимирова Л.П. Экономика труда: учебпособие. М.: Дашков и К, 2000. — 220 с.
6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда:учебник для вузов. 5-е изд., доп. М.: Норма, 2003. — 416 с.
7. Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-еизд. Н. Новгород: НИМБ, 1999.- 223 с.
8. Ильин А.И. Планирование на предприятии:учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2005. – 656 с.
9. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учеб.- практ. пособие для студентов экон. вузов / Под ред. А.Я. Кибанова и Л.В. Ивановского.М.: Приор, 1999.- 114 с.
10. Комментарий к Трудовому кодексу РеспубликиБеларусь / Под ред. ГА. Василевича. Мн.: Амалфея, 2000. — 1072 с.
11. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 369 с.
12. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда:учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. -368 с.
13. Мисникова Л.В. Экономика труда: учеб.пособие для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии». Гомель:ГКИ, 1999. — 288 с.
14. Муталимов М.Г. Мотивация труда и распределительныеотношения. Мн.: БГЭУ, 2000. — 123 с.
15. Нормирование и оплата труда: учебноепособие / В.Г. Локтев– Мн.: Современная школа, 2006. — 176 с.
16. Экономика предприятия: Учеб. 3-е издание,перераб. и доп. / Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А., Чернов А.В.; Под ред.Семенова В.М. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 360 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.