--PAGE_BREAK--
2.2Роль малого бизнеса в экономике города Братска
Малое предпринимательство играет все более значительную роль в социально-экономическом развитии Братска. Такой вывод можно сделать на основе данных отдела развития потребительского рынка и содействия малому бизнесу городской администрации о состоянии и динамике развития этого сектора муниципальной экономики.
За два последних года количество малых предприятий в Братске увеличилось почти на 18% (таблица 2.3), ежегодно создается более двух тысяч новых рабочих мест и на сегодня в отрасли занято более 35% от общего количества работающего населения. Выручка от реализации продукции и услуг малых предприятий составляет 20% от общей выручки в целом по городу, доля платежей в общем объеме налоговых поступлений городского бюджета — 21,6%.
Таблица 2.3
Основные показатели малого бизнеса в г.Братске за 2005 год
номер
категория
ед.измерения
количество
1.
Количество малых предприятий
ед.
1 268
2.
Количество частных предпринимателей
чел.
8 134
3.
Структура малых предприятий:
%
100
3.1.
промышленность
%
16,7
3.2.
строительство
%
12,4
3.3.
транспорт и связь
%
5,8
3.4.
торговля и общественное питание
%
41,6
3.5.
прочие
%
23,5
4.
Доходы от малого бизнеса
млн. руб.
272,1
Наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли – 40%, количество работающих здесь составляет 27% от общего числа занятых в малом бизнесе. Следом идут организации, осуществляющие ту или иную деятельность в сфере недвижимости (240 предприятий). Причем, рост средней заработной платы в этой области имеет устойчивую тенденцию к росту и составляет 9 449 руб. на каждого работающего, что превышает аналогичный показатель 2006 года почти наполовину (48,9%). На частных обрабатывающих производствах (172 предприятия) трудится пятая часть от общей численности занятых на малых предприятиях.
Находит отражение в отраслевой структуре и общее оживление в строительной отрасли. Сегодня на рынке стройиндустрии Братска работают 156 предприятий (18% занятых в малом бизнесе). Причем с каждым годом видна положительная динамика роста малого бизнеса в нашем городе (таблица. 2.4)[10].
Таблица 2.4
Информация о деятельности малых предприятий г. Братска (05.07.2007)
№ п/п
Показатели
2006 г.
Темп роста, %
2006/2005
I полугодие 2007 г.
Темп роста, %
1 п/г 2007/1 п/г 2006
1.
Количество малых предприятий на 1 тыс. жителей
6,3
114,5
6,4
112,3
2.
Численность работников, занятых в малом бизнесе, тыс. чел.
35,1
107,3
35,6
103,8
Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве работающих, %
35,5
-
35,7
-
3.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг малыми предприятиями, млн.руб.
6 409,0
138,1
3 098,0
160,1
Доля отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в общем объеме, %
11,1
-
8,0
-
В месяц на душу населения в г. Братске приходится 65 168 руб. оборота розничной торговли. По состоянию на 01.01.2008. сеть предприятий потребительского рынка на территории г. Братска насчитывает 3971 объект.
За отчетный период введено новых объектов- 60, из них магазинов – 49,(в том числе 22 единицы на первых этажах жилых домов, за счет реконструкции квартир, 6 – за счет реконструкции нежилых помещений, вновь построенных -6, 15 — за счет изменения статуса рынков); 11 специализированных отделов- во вновь построенных зданиях. Введено предприятий самообслуживания в 2007 году - 11. Всего торговых предприятий самообслуживания- 62, в т.ч. со штрихкодированием – 17[11].
В целом, обеспеченность торговыми площадями по городу увеличилась на 11,2% и составила 143,1% в т.ч. по продовольственным товарам –124,9 %, непродовольственным – 153,1 %.Рыночная торговля представлена 10 рынками с общим числом торговых мест- 4139 Число работающих в сфере торговли и общественного питания составляет около 30 тыс. чел[12].
Сохраняется направление специализации торговли города. Число специализированных магазинов по продаже верхней одежды, сотовых телефонов, мебели, парфюмерии, оптики и ювелирных изделий увеличилось на 20 единиц, где потребителю предлагают не только товар, но и широкий спектр услуг. Уделяется должное внимание качеству и культуре обслуживания потребителей, даются консультации по качественным показателям и правилам эксплуатации товарной продукции, особенно сложнобытовой техники.
Предприятия агропромышленного комплекса города Братска играют ключевую роль в жизнеобеспечении населения продуктами питания: ОАО МПК «Падунский», ОАО «Падун – Хлеб», ОАО «Нива», ООО АФ «Пурсей», ЗАО «Братская птицефабрика», ЗАО «Гелиос», ООО «Братская рыба».Развитие производства пищевой продукции стимулирует подъем смежных отраслей (подъем малых предприятий), повышает занятость населения, поступление налогов в бюджет города.
Наряду с крупными товаропроизводителями на территории города производством продуктов питания занято 48 субъектов малого предпринимательства, доля реализации продукции в объеме продаж продовольственных товаров составляет 14-17%[13].
Малое предпринимательство является важнейшим ресурсом экономики города, обеспечивающим население товарами и услугами, создающим новые рабочие места, а также одним из основных источников пополнения бюджета города. Объем налоговых поступлений субъектов малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) в первом полугодии 2007 года составил 140,2 млн. руб., прирост к уровню прошлого года составил 17,5 %. Доля в общем объеме налоговых поступлений городского бюджета — 21,6 %[14].
Малый бизнес является «локомотивом» всей экономики города, играет первостепенную роль в развитии экономики и города в целом. Поэтому необходимо решать проблемы малого предпринимательства (поддержка МБ, кредитование и т.д) на уровне города.
Как одно из эффективных направлений поддержки малого предпринимательства в городе широко используется размещение муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства. Объем размещенного у субъектов малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) муниципального заказа, в 1 полугодии 2007 года составил 450 млн.руб., что более чем на 36 % превышает объем муниципального заказа за соответствующий период прошлого года[15].
В городе реализуется муниципальная целевая программа «Содействие развитию малого предпринимательства города Братска на 2007 – 2010 гг.». Цель программы – создание благоприятных условий, способствующих устойчивому функционированию и развитию малых предприятий для повышения эффективности и социальной направленности экономики города.
Основные задачи программы:
1.Повышение темпов развития малого предпринимательства города.
2.Увеличение доли участия субъектов малого предпринимательства (далее — СМП) в формировании всех составляющих городского валового продукта (производство товаров, оказание услуг).
3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
4.Определение отраслевых приоритетов для оказания эффективной муниципальной поддержки СМП.
5.Оказание организационной, методической, консультационной помощи информационных услуг предпринимателям.
Основные мероприятия муниципальной целевой программы «Содействие развитию малого предпринимательства города Братска на 2007-2010 гг.» запланированные на 2007 год выполнены. На реализацию мероприятий использовано из бюджета города 824,47 тыс. руб. (что составляет 99,7% от запланированных средств). Проведено 3 заседания Совет по малому предпринимательству при мэре города Братска, по решению которых разработаны и выполняются мероприятия[16].
Члены Совета работают над формированием городской политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, исследуют проблемы в сфере развития малого бизнеса, а также готовят предложения по совершенствованию законодательства в этой области. В целях содействия защите трудовых прав занятых в малом бизнесе работников заключено городское трехстороннее соглашение по регулированию этих вопросов между администрацией города, координационным Советом профсоюзов, представляющим профсоюзные организации и трудовые коллективы города Братска и объединением работодателей – Некоммерческим партнерством «Союз промышленников и предпринимателей г. Братска».
Открыт раздел «Малый бизнес» на официальном сайте города, издан справочник «Инфраструктура поддержки и услуги для малого предпринимательства г. Братска», которой призван помочь предпринимателям в поисках адресной информации о структурах, контролирующих их деятельность, оказывающих различные услуги в ведении бизнеса, занимающихся поддержкой развития малого бизнеса. В целях повышения эффективности общедоступной муниципальной системы информационно-консультационных услуг и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства определён номер телефона «горячей линии» 349-142.
С развитием экономики города повышается актуальность изучения конкурентоспособности малого бизнеса, особенно местных производителей. В связи с этим проведен первый этап исследования конкурентоспособности малого предпринимательства города Братска — выявление приоритетных направлений развития малого бизнеса.
Особое внимание уделяется вопросам подготовки и переподготовке кадров для малых предприятий. Проведен анализ существующих специальностей в учебных заведениях города, позволяющих работать в малом бизнесе. Учебным заведениям города рекомендовано продолжить работу по совершенствованию программ подготовки и переподготовки кадров для малого бизнеса. Например, на первом заседании Совета по малому предпринимательству при мэре г.Братска, Елена Епифанцева, директор Братского филиала Байкальского университета экономики и права, представила информацию о специальностях, дополнительных курсах и семинарах для подготовки предпринимателей малого и среднего бизнеса. Кроме того, она предложила открыть на базе университета учебно-деловой центр.
Но этих мероприятий недостаточно, так как главные проблемы малого бизнеса должны решаться на государственном уровне, а затем уже на муниципальном.
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.
1
Система налогообложения
Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизованного рынка в России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие эффективной общегосударственной политики развития малого предпринимательства в системе налогообложения.
Опросы предпринимателей свидетельствуют о первостепенной значимости для малого предпринимательства проблемы налогообложения. Согласно обследованию 568 малых предприятий, проведенному по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (на это указало 72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили “Льготное налогообложение” — эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид государственной поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения (49,8% опрошенных)[17].
В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима – 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием “единого налога” на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов РФ. Большинство субъектов малого предпринимательства облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона к региону). Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков – малых, средних и крупных, не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства[18].
Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.
В ближайшей перспективе необходимо: cцелью создания конкурентности различных систем, ввести добровольность перехода малых предприятий с одной налоговой системы на другую (что сразу выявит наиболее “обременительный режим”). Предварительно в целях совершенствования действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства можно предложить следующее: внести в Налоговый Кодекса Российской Федерации целый ряд изменений и дополнений, а именно[19]:
· отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;
· предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость;
· предоставить право субъектам малого предпринимательства использовать в целях налогообложения коэффициент ускоренной амортизации основных средств, но не выше 3;
· Дополнить часть вторую отдельной главой “Единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства”, в которой предусмотреть:
1.Добровольное право перехода на уплату единого налога и порядок такого перехода;
2.Замену обязанности субъектов малого предпринимательства по уплате большинства налогов (налога на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж) обязанностью по уплате единого налога, в том числе включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единого социального налога, включая его “пенсионную” часть);
3.Ограничить сферу применения единого налога только субъектами малого предпринимательства, ввести соответствующие критерии для субъекта, имеющего право перехода на данную систему налогообложения;
4.Предусмотреть возможность установления в качестве налоговой базы для исчисления единого налога величину вмененного дохода, рассчитываемую как произведение базовой доходности налогоплательщика и значений корректирующих коэффициентов. Причем, субъекты малого предпринимательства должны иметь право выбора наиболее приемлемой для них методики расчета базовой доходности;
5.Отменить необходимость применения контрольно-кассовых машин при переходе субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога;
6.Предоставить субъектам малого предпринимательства, перешедшим на уплату единого налога, право применять упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.
3.2 Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса
Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/6 предпринимателей в нашей стране[20].
Учитывая общее состояние российской экономики, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.
Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другойпроведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.
При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности[21]:
· коэффициент финансового покрытия- он характеризует общую кредитоспособность предприятия- отношение текущих активов к текущим обязательствам;
· коэффициент текущей ликвидности- отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам;
· коэффициент абсолютной ликвидности- отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам;
· коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала- он характеризует финансовую устойчивость предприятия;
· коэффициент оборотных средств- отношение собственных средств к итогу баланса.
Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.
На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов[22]:
1. Составление досье клиента;
2. Разработка плана финансирования;
3. Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается50-80% его расходов;
4. Определение класса кредитоспособности предприятия;
5. Выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);
6. Расчет срока окупаемости кредита;
7. Принятие решения о сроке кредитования;
8. Определение регулярности возмещения кредита;
9. Составление контракта (договора о возврате);
10.Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта.
Лишь в последние три года банки озаботились проблемами малого бизнеса и начали активно развивать кредитование небольших компаний. По данным аналитиков, объемы выданных МБ денег в долг растут на 30 — 50% в год. Крупные банки открывают по стране филиалы десятками, чтобы успеть «отхватить свой кусок» активно развивающегося малого бизнеса (табл. 3.1)[23].
Таблица 3.1
Сравнительная таблица предложений банковских кредитов для МБ
Банк
срок кредитования (лет)
сумма
ставка (%)
Абсолют Банк
до 3
$20 тыс.-200 тыс.
от 15
Визави
до 2
от $1 тыс.
14-30
КМБ — Банк
до 5
$10 тыс.-150 тыс.
13-18
Москоммерцбанк
до 4
$30 тыс.-1 млн.
от 13
Союз
до 3
$10 тыс.-200 тыс.
10 — 20
Если проанализировать данные сравнительной таблицы, то одни из самых выгодных условий кредитования МБ у «Абсолют Банка». Рассмотрим подробнее тарифы, которые предлагает этот банк для кредитования малого и среднего бизнеса (таблица. 3.2)[24]:
Таблица 3.2
Таблица тарифов кредитования МБ «Абсолют Банка»
тариф
Минимальная сумма, руб.
Максимальная сума, руб.
Минимальная процентная ставка (%)
максимальный срок кредита
Бизнес-экспресс
от 150 000
до 300 000
19% годовых
до 12 месяцев
Поддержка
от 300 000
до 900 000
16% годовых
до 24 месяцев
Развитие
от 900 000
до 6 000 000
14% годовых
до 60 месяцев
Партнерство
от 6 000 000
до 30 000 000
13% годовых
до 60 месяцев
Овердрафт
от 1 000 000
до 15 000 000
14% годовых
до 21 месяца
Инвестиционный
от 900 000
до 30 000 000
13% годовых
до 84 месяцев
Преимущества получения кредита в «Абсолют Банке»:
1. Срок рассмотрения кредитной заявки до 5 рабочих дней;
2. Отсутствие ежемесячной платы за ведение ссудного счета;
3. Отсутствие требований по обязательному наличию кредитной истории, предоставлению бизнес-плана;
4. Не обязательно открытие расчетного счета (до принятия решения на кредитном комитете Банка);
5. Принимается к рассмотрению управленческая отчетность;
6. В качестве залога рассматриваются товары в обороте, автотранспорт, оборудование, недвижимость и другое ликвидное имущество.
7. Гибкие условия по погашению кредита.
Но все же малому бизнесу рано радоваться. Несмотря на то, что в последнее время ставки немного снизились, кредиты все равно слишком дороги для предприятий, которые только встают на ноги. Так, сейчас банки выдают ссуды под 10 — 28% годовых. Срок кредита — обычно до трех лет, что слишком мало для развития бизнеса. Да и взяв в долг одну сумму денег, через два-три года придется вернуть в полтора-два раза больше. В среднем малый бизнес в 2006 году занимал в рублях под 17-18%, а более крупные предприятия платили 10-12% годовых[25].
Не стоит забывать и о том, что банк кредитует не предпринимателя и даже не его фирму. Банк кредитует бизнес. То есть результат работы. Ссуды на развитие компании с нуля не выдают совсем. Поэтому первое, что сделает банк, выдавая кредит, — оценит финансовое состояние фирмы. И если окажется, что предприятие не способно расплатиться за кредит в срок, то его руководителям предложат или меньшую сумму, или вообще откажут в выдаче денег.
Эксперты считают, что отечественный малый бизнес все еще находится в зачаточном состоянии. В России, где около 1 млн. малых предприятий, их доля в ВВП страны составляет не более 12%. Для сравнения: в западных странах эта цифра достигает 50%. Банкиры понимают, что в нынешней экономической ситуации число МП в России будет только расти. А для развития бизнеса предпринимателям потребуются инвестиции. Статистика безжалостна: потребность малого бизнеса в кредитовании удовлетворяется всего на 20 — 30%, а в микрокредитах (до $10 тысяч) еще меньше — на 5 — 7%. Причины непопулярности ссуд банальны. Банкиры несут большие расходы при изучении финансового состояния фирмы. Кредитной историей может похвастаться далеко не каждый предприниматель. Да и при оформлении ссуды бизнесмены часто предоставляют невразумительные залоги. Доходит до курьезов: банкиры вынуждены оформлять в залог домашние библиотеки и даже собак предпринимателей. По этим причинам на 20 — 30% заявок отвечают отказом. А скольким предпринимателям дают от ворот поворот еще до оформления заявки, не знает никто[26].
Именно поэтому в регионах появляются фонды поддержки малого предпринимательства, которые с меньшими проволочками выделяют деньги на развитие бизнеса. Правда, у них есть два существенных недостатка: ставки за пользование ссудами в этих фондах выше, чем в банках. А предприниматели считают, что банковские кредиты станут доступнее, когда кредиты станут дешевле, и оформление займа будет отнимать меньше времени.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.
Главный стимул венчурного инвестирования- прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм[27].
Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.
Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.
Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства, а также мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями. Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников[28].
Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита- объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.
3.3Государственная поддержка малого бизнеса
В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти[29].
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на[30]:
· создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
· концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;
· формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;
· информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);
· упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
· формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
· создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно- инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования[31].
Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг[32].
Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.
Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг. Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности[33].
В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности[34].
В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.
Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти[35].
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены[36]:
1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
2. Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
3. Производство лекарственных препаратов и медицинской техники;
4. Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
5. Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
В настоящее время, как показывает анализ, малый бизнес в России только начинает развиваться, с каждым годом увеличивая обороты. Но это развитие различно по регионам и по отраслям деятельности. Необходимо развитие малых предприятий в сфере производства (сейчас же, около половины МП заняты в торговой сфере). Малое предпринимательство нуждается в особой поддержке со стороны властей (как на государственном уровне, так и на муниципальном).
Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Высокие налоги, высокие проценты по кредитам — две основные проблемы малого бизнеса на данный момент. Решить эти проблемы сможет только государство путем создания цивилизованного законодательного пространства, налоговых льгот, субсидирования, системы государственных заказов.
В настоящее время в России начинает осуществляться политика по созданию многочисленного среднего класса. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.
Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России, вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев И.М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства / И.М.Андреев // Налоговый вестник. — 2006. — №10.-С.83-90.
2. Борисов С. Большая роль малого предпринимательства / С. Борисов // Человек и труд. — 2004. — №1.- С.37-38.
3. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России / А.А.Воронов // Малое предприятие. — 2002. — №11. -С.3-5.
4. Зюзяев А. Кредиты для малого бизнеса дешевеют / А. Зюзяев // Комсомольская правда.2006. 20 апр.
5. Иоффе А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства / А. Иоффе // Человек и труд. — 2006. — №1.- С.61-66.
6. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / А. Иоффе // Бизнес для всех. -2002. — № 10. -С.15-18.
7. Лебедева Л. Малый и средний бизнес: критерии и оценки / Людмила Лебедева // Человек и труд. — 2006. — №8. — С.71-76.
8. Муравьев А.И. Предпринимательство: Учебник для вузов / А.И.Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутин. — Спб.: Лань, 2001. – 696 с.
9. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / С.С.Носова.– М.: Дашков и Ко, 2003. – 864с.
10. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике / О. Рыбак // Экономическая газета. — 2003. — № 20. -С.11-13.
11. Буев В.В. Налогообложение малого бизнеса [электронный ресурс] /Буев В.В., Варнавский А.В., Шестоперов О.М. // http://www.economy.gov.ru
12. Малый бизнес [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru
13. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 14 июня 1995г. №88-ФЗ [электронный ресурс] //http://biznesinkubator.ru
14. Проблемы развития малого бизнеса. Социологические исследования. [электронный ресурс] // http://www.wciom.com
15. Финансирование малого бизнеса [электронный ресурс] //http://www.business.rin.ru
16. Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2007 года [электронный ресурс] / А.М.Шестоперов // http://www.nisse.ru
--PAGE_BREAK--