Введение
Моделированиесистем – это построение математических, физических и др. (конструктивных)аналоговых систем, т.е. создание формальных, физических и др. моделей процессови явлений, связанных с функционированием системы, т.е. самой системы и внешнейсреды.
Для описаниякачественных и количественных взаимосвязей любых элементов экономическойсистемы, а также для описания процессов, происходящих во внешней среде,связанной с ЭС, используется в настоящее время 4 направления моделирования:
1.математическое
2.имитационное
3.статистическое
4.структурное
В даннойкурсовой работе будет рассматриваться применение математического моделированиядля вычисления доходности экономической системы (ЭС).
ЭС – этоконечная организационная совокупность людей и машин, процедур и методов,собирающих, хранящих и преобразующих информацию, используемую для управленияэкономическим объектом, который создает конечный продукт производственногоназначения (блага общества). Эта система при переработке информации реализуетнекоторый маршрут преобразования, который может быть описан специальнымисредствами, а результат описания называется технологическим процессом (ТП)преобразования информации.
ТП – этоспособ представления маршрута обработки элементов информации для полученияконечного результата, входящий в так называемую экономическую информационнуюсистему.
В качестве ЭСв данной курсовой работе рассматривается рекламное агентство «Olrus».
Математическоемоделирование – это исследование процессов, явлений, построением их математическихмоделей.
Математическиемодели – это система математических соотношений, описывающих изучаемый процессили явление.
Явления,происходящие в самой системе и вне её, могут быть различны по своей природе, ноидентичны по их математическому описанию, т.е. имеет место косвенная аналогияявлений через их математическое ожидание.
Видыматематических моделей:
1.
Имеют с физическим оригиналом одинаковоематематическое описание.
2.
Это абстрактные модели,конструируемые из знаков, как системы исчисления.
1. Аналитическая часть.
1.1.Постановка задачи.
Дано:
Рекламноеагентство «olrus»(описание: см. введение, часть 1.2. «технико-экономическая характеристикаобъекта моделирования»).
Требуется:
Просчитатьдоходность рекламного агентства «olrus» при заданных экономических характеристиках.
1.2. Технико-экономическая характеристика объекта моделирования.
Реклама –неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средствраспространения информации, с чётко указанным источником финансирования.
Целирекламы:
1.формированиеу потребителя определенного знания о товаре;
2.формированиеу потребителя определенной потребности в товаре;
3.формированиеблагожелательного отношения к фирме;
4.побуждениепотребителя обратиться именно в данную фирму;
5.стимулированиесбыта товаров и услуг;
6.стремлениесделать потребителя постоянным клиентом;
7.формированиеу других фирм образа надёжного партнера;
Основныефункции рекламы:
1.информативная– формирование образа товара;
2.психологическая– заключается в определенном побуждении к покупке через воздействие на чувства,самооценку, устремления потребителей;
3.стимулирующая.
Как правило,рекламный процесс включает в себя 4 звена:
Рекламодатель > Рекламное агентство > Средства распространения рекламы > Потребитель
Рекламноеагентство предоставляет ряд услуг:
1.исследование рынков и потребителей
2. разработкаконцепции рекламной программы
3. подготовка рекламныхматериалов и размещение рекламы
4. проведениерекламных мероприятий
5. разработкатоварного знака фирмы, стиля и упаковки
6. разработка,изготовление и монтаж наружной рекламы
7. разработкарекламных сувениров
8. прямаяпочтовая рассылка рекламных материалов и др.
Функциирекламного агентства:
Схемафункционирования рекламного агентства «Olrus»:
SHAPE * MERGEFORMAT
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
КОММЕРЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
СМИ
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЦЕНТР
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
ОТДЕЛ
СОВЕТ
ДИРЕКТОРОВ
КЛИЕНТЫ
Объяснениефункционирования рекламного агентства:
Внешняя среда :выход(2) 1. информация 2. информация
Совет Директоров :вход(2) 1. информация 2. информация
выход(2)1.управление 2. управление
Коммерческий отдел :вход(2) 1. управление 2. заказы на рекламу
выход(2)1. информация 2. наряд на выполнение
Клиенты : вход(1) 1.информация
выход(1) 1. заказ на рекламу
Производственный отдел :вход(3) 1. управление 2. наряд на выполнение 3. отчетность
Компьютерный центр :вход(1) 1. управление
выход(2)1. отчетность 2. рекламные заказы
СМИ : вход(1) 1.рекламные заказы
1.3. Описание формального метода.
В даннойкурсовой работе для вычисления доходности рекламного агентства «Olrus» мы применяем метод ЗЛП(задачи линейного программирования). Считаем, что функционирование системынаходиться в режиме определенности. ЗЛП описывается системой ограничений ицелевой функцией, задающей способ вычисления доходности.
Данные
L — чел. рабочих
K — шт. компьютерных станций
P1 — тариф на рекламу в печати
P2 — тариф на рекламу на ТВ
d1, d2 — себестоимость рекламы в печати и на ТВ
l1, l2 — трудоемкость рекламного заказа
k1, k2 — фондоемкость рекламного заказа
_____________________________________________________________________________
L – 5чел.
K – 7шт.
P1 — 5
P2 — 9
d1 — 4
d2 — 6
l1 — 1
l2 — 2
k1 — 2
k2 – 2
Функцияприбыли:
F(X1, X2) = (P1-d1)*X1+ (P2-d2)*X2→max l1*X1+ l2*X2≤L
F(X1, X2) = X+3X2→max k1*X1+ k2*X2≤K
X1+2X2 ≤5 X1,X2 – необходимое количество рекламных заказов
2X1+2X2 ≤ 7
X1 = 1
X2 = 2
F(X1, X2) = 7
1.4. Выбор и обоснование техническихсредств, программ и информационных средств для реализации математическогомоделирования.
Для реализацииматематического моделирования в целях данной курсовой работы выбрана системапроектирования и оценки качества и устойчивости экономических объектов – СДКМС.
1.4.1. Общее назначение СДКМС.
Системадекомпозиции, композиции и модификации структур, универсальный программный комплекс,предоставляющий возможность осуществлять следующие функции:
1.4.2. Общие сведения об агрегативнойсистеме проектирования и оценки качества и устойчивости (АСП и ОКУ)экономических объектов СДКМС.
Агрегативная системапроектирования и оценки качества и устойчивости (ДСП и ОКУ) СДКМС представляетсобой систему бизнес-консалтинга для малых предприятий и предназначена дляавтоматизированного создания и комплексной оценки функционально-структурнойорганизации предприятия. В ее названии отражены основные методологическиеподходы названной оценки: СДКМС — система декомпозиции, композиции и модификацииструктур.
СДКМС являетсяинструментальным средством менеджера малых предприятий. Она автоматизируетпроектирование новых и оценку существующих систем малого бизнеса.
СДКМС выполняетследующие функции:
— структурноепредставление системы;
— расчет показателякачества системы в структурном аспекте;
— расчет показателякачества системы в функциональном аспекте;
— вычислениеинтегрального показателя качества системы;
— статистическийанализ исследуемой системы с целью выявления типовых узлов и подсистем;
— имитационноемоделирование процессов системы;
— автоматизация этапамакропроектирования;
— связь с базой данных- каталогом типовых систем малых предприятий; СДКМС строится на основеследующих принципов:
1) структурность — модельзадается на уровне схемы структуры взаимосвязи объектов.
2) независимости — элементыструктуры описываются самостоятельной функциональной единицей.
3) имитируемостькомпонентов системы и системы в целом.
Для реализации этих трехпринципов используется математический аппарат теории агрегатов.
СДКМС состоит из следующихосновных функциональных блоков: Декомпозитор, Композитор, Модификатор, Графика,Оптимизатор, Статистика, Структурная оценка и Библиотекарь.
Блок Декомпозиторпредназначен для анализа структур сложных систем, описанных с помощьюагрегативного метода. Выполняет ввод описании А-системы, проверку корректностипостроения, выделение линейных участков в А-схеме с последующим сведением их кпредставляющим агрегатам. Результатом декомпозиции является совокупностьэлементов (подсистем) системы.
Блок Композитор выдает вкачестве результата множество А-систем из набора агрегатов. При композициивходы и выходы агрегатов, из которых составляется А-система, подлежат обработкечерез операции сопряжения, если тип входа совпадает с типом выхода, с учетомограничений, определенных существованием А-систем. Другими словами блокКомпозитор осуществляет синтез или композицию новых систем из наборовразрозненных агрегатов путем соединения совпадающих по типу входов и выходовагрегатов е различных комбинациях. Результатом работы блока является новаясистема.
Модификатор производитмодификацию структуры системы и выполняет включение/исключение дуг, вершин,подсхем. Результатом работы блока является система, отличная от исходной,
Блок Графика обеспечиваетграфическое представление предметной области, взаимосвязи объектов, потоковданных и т.д.
Блок Оптимизатор производитпроверку функциональной оптимальности производственного процесса объекта наосновании решения задачи математического программирования. Он выполняет расчетпоказателя качества системы в функциональном аспекте;
БлокСтатистика производит выбор типовых элементов и типовых подсистем исследуемойсистемы, выдает рекомендации блоку Библиотекарь для занесения их в базу данных,а также ведет статистику по проектируемым системам. Результатом работы блокаявляется множество типовых элементов и типовых подсистем заносимых в базуданных системы.
Библиотекарь выполняетработы, связанные с созданием, корректировкой и сопровождением банкаагрегативных структур (ВАSА) и базой агрегатов (ВАZА). ВАSА содержитинформацию о типовых и стандартных структурах А-систем для некоторого классасистем, а ВАZА информацию о типовых и стандартных агрегатах для этого жекласса систем. ВАZА может быть построена до разработкипроектируемой системы или в процессе ее проектирования. Предполагается, что припроявлении новых типовых элементарных функций, соответствующие им алгоритмы ипрограммы будут добавляться в библиотеку ВАZА.
Основными функциональнымиблоками СДКМС, в части создания проекта, являются блоки Композитор иМодификатор, в которых происходит создание новых, еще не существующих А-систем(проектов) из набора имеющихся агрегатов. Из всех создаваемых вариантовпроектных решений отбираются лишь функционально корректные. Еслифункционирование А-системы признается неудовлетворяющим требованиямпользователя, то данная версия системы возвращается на этап модификации суказанием ошибочных связей. Создается новая версия системы, которая сновапередается на исследование и т.д. до тех пор, пока не будет получена корректнаяверсия системы.
Доступен сетевой,многопользовательский вариант работы с СДКМС.
АСП и ОКУ СДКМС кроме своейосновной функции автоматизированного рабочего места рекламного менеджераявляется достаточно удобным средством обучения, может быть применима в любойпроектной организации, занимающейся разработкой программного обеспечения.
Проведениеимитационных расчетов в сочетании с параметрической оценкой качественныххарактеристик СДКМС позволит с достаточной точностью определить уровеньконкурентоспособности исследуемого предприятия, а также оценить экономическиерезультаты принимаемых решений по совершенствованию структурно-функциональнойорганизации предприятия.
1.Ввод новой системы
2.просмотр списка систем с выбором активной
3.Просмотр данных по активной системе
4.Вовод в файл данных по активной системе
5.Печать данных по активной системе
6.Корректировка активной системы
7.Удаление активной системы из каталога
0.выход в главное меню 2.1Дерево диалога СДКМС.
Работа с системами СИСТЕМА
1.Расчет общего критерия качества системы
2.Автоматическое изменение системы
0. Выход
Структурные
преобразования
Графическое представление системы
Расчет
оценочных
характеристик
Статистический
анализ системы
на стандартность
Имитационное
моделирование
F1
помощь
Выход
в
DOS
1.автоматический ввод исходных параметров
2.Ручной ввод исходных параметров
0.Выход в главное меню
1.Поиск типовых элементов
2.Поиск типовых подсистем
3.Полный статистический анализ (1+2)
0.Выход в главное меню
1.Математическое моделирование
2.Пакет «Manager»
3.Интерполирование
4.Статистическое моделирование
0.Выход в главное меню
Дерево диалога MILP
ИМИТАЦИОННОЕМОДЕЛИРОВАНИЕ
1.Математическое моделирование: MILP
2.Математическое моделирование: MANAGER
3.Интерполирование
4.Статистическое моделирование: пакет OLYMP
0.Выход в главное меню
1.Ввод данных ЗЛП
2.Просмотреть данные
3.Сохранить данные в файле
4.Решение ЗЛП (MILP-88)
5.Просмотреть решение
6.Печатать решение
7.Сохранить решение (файл)
8.Расчет функции прибыли
ESC – Выход из режима MILP
2.2 Описаниесхемы данных СДКМС
Рекламное агентство
Схема функционирования
F1
F2
Ввод
Изменение
Оценка
Стат. анализ
Графика
Выход
Выход
Полный
стат. анализ
Выход
Поиск типовых элементов
Поиск типовых подсистем
Каталогsdkms
DBF
Таблица модулей системы СДКМС
№
Наименование
Имя модуля в схеме диалога СДКМС
Имя модуля в СДКМС
1
Работа с данными
REG-1
Regiml.pas
2
Графическое представление системы
GRAF-REG
Grafica. pas
3
Статистический анализ: поиск типовых элементов и типовых путей
STAT-REG
stat_reg. pas
4
Поиск типовых элементов
SELETE
Selete. pas
5
Поиск типовых путей
CELP
Celp. pas
6
При наличии типовых элементов подсчитать их
FREQUE
Freque. pas
7
Анализировать повторяемость функций
STRUK
Struk. pas
8
Построение гистограммы частот типовых элементов
GISTP
Gistp. pas
9
Сортирует файлы типовых элементов
SORTTUP
Sorttup. pas
2.3 Схемаработы системы СДКМС
Начало
Вызов
OFBISSDKMS
С:
Главное меню
Выбор
режима
а
1
2
3
4
5
6
F1
A
D
a
Графическое
представление
системы
a
E
Справка
Выход в
DOS
Конец
C
B
A
S1
Работа
с системами
Выбор
режима
1.ввод новой системы
2.просмотр списка систем с выбором активной
3.просмотр данных по активной системе
4.вывод в файл данных по активной системе
5.печать данных по активной системе
6.корректиоровка активной системы
7.удаление активной системы из каталога
0.выход в главное меню
1
2
3
4
5
6
7
F1
Вывод в файл данных по активной системе
Корректировка активной системы
S1
S1
a
В
Структурные
преобразования
Выбор
режима
1.расчет общего критерия качества системы
2.автоматическое изменение структуры
0.выход
S2
Справка
S1
S1
просмотр списка систем с выбором активной
S1
Просмотр данных по активной системе