РЕФЕРАТ
Пояснительная записка: 70с., 7 табл., приложения, 12 источников.
Объект исследования:распределение рабочих на рабочие места при выполнении кровельных работ.
Цель дипломной работы:разработать экономико-математическую модель оптимизации распределения трудовыхресурсов на ООО «НПП Радон».
Во введенииобосновывается актуальность проведения данного исследования.
В теоретическом разделеуказаны основные понятия и категории относительно объекта исследования.
Винформационно-аналитическом разделе описана организационно-экономическаяхарактеристика и структура предприятия. Проведен анализ себестоимости и классификациизатрат на производстве.
В проектном разделеданы содержательная постановка задачи, математическая модель оптимизации.Обоснован выбор метода решения задачи оптимизации и соответствующегопрограммного обеспечения. Рассчитан экономический эффект от внедренияпредложенного метода.
Разработанная модельможет применяться как на ООО «НПП Радон», так и на других строительно-ремонтныхфирмах. С целью сокращения затрат при проведении кровельных работ.
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат
ВВЕДЕНИЕ1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙРАЗДЕЛ1.1 Задачи календарного планирования
1.1.1. Планированиеработы предприятий
1.1.2. Календарное планирование— моделирование производства во времени
1.1.3. Новые возможности врешении задач календарного планирования
1.2. Представление календарных планов
1.2.1. Обсуждение задачи
1.2.2. Графики Ганта
1.2.3. Сетевые графики
1.3Математическийаппарат решения задач календарного планирования
1.3.1.Общая характеристика задач календарного планирования
1.3.2.Модели линейного программирования
1.3.3.Последовательные методы оптимизации
1.3.4.Методы моделирования
1.3.5.Персональный компьютер и решение задач календарного планирования
2. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организационно-экономическая характеристика иструктура предприятия
2.1.1. Общая справка о предприятии
2.1.2. Производственная структура.предприятия
2.1.3. Экономическая характеристика предприятия
2.2 Себестоимость и классификация затрат на производстве
3. ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Содержательная постановка задачи
3.2 Математическая модель
3.3 Информационная модель
3.4 Экономическая эффективность
4. ОХРАНА ТРУДА
4.1. Инженерно — технические мероприятия
4.1.1. Вредные и опасные факторы при работе с ПК и ихвлияние на организм человека
4.1.2. Мероприятия по борьбе с вредными и опаснымифакторами при работе с ПК
4.2.Общие требования корганизации рабочего места пользователя ЭВМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
При планированиипроизводственных процессов, часто приходится решать задачи календарногопланирования, состоящие в определении последовательности выполнения различныхработ. Типичными примерами задач календарного планирования являются задачисоставление графиков изготовления различных изделий, распределение персонала порабочим местам и др. С математической точки зрения, задачи календарногопланирования являются трудно решаемыми в связи со сложностью формализацииразнообразных технологических требований. Примерами математических моделей,решающих задачу календарного планирования, являются задачи одного и двухстанков, состоящие в определении последовательности обработки деталей на одномили двух станках. Для большего числа станков, до настоящего времени не имеетсяточного решения.
Что касается задачраспределения рабочего персонала по трудовым местам (задач назначения), тоздесь успешно применяется как точные методы (метод ветвей и границ, методыдискретного программирования) и эвристические методы, то есть методы, которыеформализуют процесс мышления человека при составлении календарного плана.
В настоящей дипломнойработе рассмотрена задача планирования проведения кровельных работ промышленныхзданий и сооружений наплавляемыми кровельными материалами силами набольшегоколичества рабочих. В ней показано, что такая задача, относящаяся к классузадач назначения, может быть сведена к схеме нелинейного булевогопрограммирования. Приведено решение этой задачи применительно к условиям фирмыООО «НПП Радон».
Разработаннаяинформационная система, обеспечивающая решение задачи назначения машиннымспособом.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙРАЗДЕЛ.
МЕТОДЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Задачи календарного планирования
1.1.1 Планирование работы предприятий
С расширением современного производства, с ростом объемовпроизводства и ускорением темпов технического прогресса, с развитиемспециализации и кооперирования производства усложняются и методыкоординирования работы всех производственных участков и обслуживающих отделовна предприятии, управление предприятием становится все более трудоемким исложным делом. Неслучайно поэтому в последнее время на смену традиционномуискусству управления на предприятии приходят методы научной организации труда,математические методы теории оптимальных решений, современные методы и техникаобработки планово-экономической информации.
В данной работе сделана попытка с единых позиций примененияматематики и вычислительной техники рассмотреть вопросы решения на предприятиизадачи календарного планирования и управления.
Согласованная работа всех цехов предприятия не может строитьсяиначе как по единому плану работы всего завода.
Всякая целесообразная деятельность человека и общества требуетналичия более или менее детализированного плана. Правильно составленный планработы предприятия, увязанный во всех разделах, опирающийся на достоверныетехнологические нормативы, объективно учитывающий наличные мощностипредприятия, достигнутый уровень организации производства и вместе с темставящий посильные задачи перед рабочими и служащими, перед всемпроизводственным коллективом, является залогом успешного, рентабельногофункционирования всего предприятия в целом.
План предприятия содержит как элементы прогнозированияпроизводственной деятельности предприятия, так и директивное плановое задание,определяющее поиски новых форм организации труда, рационализацию технологии иорганизации производства, совершенствование методов и структуры управленияпроизводством. Собственно, прогнозирование производства и составляет основнуюрасчетную часть процесса планирования. С точки зрения содержательной в этомсмысле планирование может рассматриваться как моделирование процессапроизводства, а сам план — как эталон или, на языке математики, как модель,согласно которой и реализуется производственный процесс на предприятии.Управление предприятием в течение планового периода строится в соответствии спланом; в зависимости от отклонения фактических производственных показателей отплановых на предприятии принимаются те или иные управляющие воздействия —проводятся организационно-технологические мероприятия, запускаются впроизводство новые изделия, пересматриваются задания цехам и участкам,проводятся производственные собрания и т. д.
В процессе разработки плана на предприятии решается множестворазнообразных задач — технических, экономических, организационных,административных, социальных. План становится материальной силой только тогда,когда он подкреплен экономически правильной системой заработной платы,материального стимулирования, установленной ценой на продукцию предприятия,порядком экономической ответственности предприятий-поставщиков за своевременнуюпоставку и т. п., когда приняты и неуклонно претворяются в жизнь различныеадминистративные решения и положения, направленные на выполнение плана,наконец, когда план доведен до непосредственных исполнителей и принят ими такжев качестве не просто производственного, а «политического задания».
Предприятие является не только звеном в общем процессеобщественного производства и потребления, но и ячейкой социальной организацииобщества. В задачи социалистического предприятия входит не только выпускопределенной продукции в определенном количестве, с определенными свойствами ик определенному времени, не только обеспечение некоторых денежных отчисленийгосударству за счет превышения доходов от реализации продукции над затратами впроцессе производства, но и создание определенных условий жизни и работы дляработников предприятия и их семей. Эти задачи предприятия сильно взаимозависимыи в известной мере противоречивы, хотя при социалистическом способепроизводства характер противоречий между экономико-производственными и социальнымизадачами предприятия сильно сглаживается.
Составление плана на предприятии начинается с рассмотрениявариантов плана выпуска готовой продукции с примерной оценкой спроса,производственных возможностей предприятия, поставщиков, а также возможностейпроведения различных оргтехмероприятий. Варианты, которые по первоначальнымприкидкам обеспечивают достижение показателен, намеченных экономическойполитикой, находящей свое отражение в директивных заданиях, принимаются длядальнейшего более точного и глубокого анализа. Отбор этих вариантов происходитв соответствии с выработанными на предприятии критериями оценки плана,учитывающими как социальные, так и хозяйственные задачи.
Такой точный и глубокий анализ требует, в первую очередь,правильной постановки службы информации на предприятии, этот анализ нельзяпроделать без всеобъемлющего и объективного учета затрат производства. Особенноплохо в настоящее время обстоит дело с учетом трудовых затрат на предприятиях.Система заработной платы, содержащая до последнего времени элементы сдерживаниясреднего уровня зарплаты рабочего, уже изжила себя не только с позицийэкономики производства. Такая система не способствовала выявлению реальныхтрудовых затрат на производстве и корректировке нормативов затрат труда, достоверностькоторых является одним из главных условий для выработки реальныхпроизводственных заданий.
Можно без преувеличения сказать, что успех в развитии производствана современном этапе во многом зависит от службы информации. Информация, пообразному выражению одного зарубежного специалиста, все более и болееосознается в качестве одного из важнейших (наряду с материальными и трудовыми)ресурсов на предприятии и этот ресурс, так же, как и другие, необходимоправильно добывать, перерабатывать и направлять потребителю.
Анализ возможных вариантов плановых решений состоит в определениисроков выпуска готовой продукции, в выявлении степени загрузки оборудования,использования трудовых ресурсов, в выявлении узких мест на предприятии привозможной реализации данного планового задания с целью разработки мерликвидации выявленных диспропорций и т. д.
Такой более углубленный анализ вариантов плановых заданийпозволяет опять-таки отбросить некоторые из неприемлемых вариантов и оставитьдля дальнейшего изучения варианты, приемлемые с позиций этих предварительныхэтапов анализа.
Оставшиеся возможные варианты, из которых должен быть окончательновыбран план работы предприятия, нуждаются в еще более точных и глубокихоценках. Фактически анализ каждого такого варианта плана выпуска продукциисводится к построению плана производства, соответствующего этому варианту.Предварительно намеченные для рассматриваемого варианта планы оргтехмероприятийдетализируются, и на основании этих планов, а также оценок планов ремонта, поставокоборудования и т. п. строится прогноз динамики выполнения данного плана выпускапродукции и его технико-экономических показателей.
Наиболее удовлетворительные с точки зрения технико-экономическихпоказателей планы производства обычно и принимаются к утверждению.
Конечно, описанная схема разработки планов производства напредприятии больше отражает сегодняшние возможности в решении такого родазадач, чем реально наблюдаемую картину. Тем не менее в настоящее время нетникаких принципиальных трудностей в том, чтобы эта возможность превратилась вдействительность — в этом заинтересовано как каждое предприятие, так и всенародное хозяйство страны в целом.
1.1.2 Календарное планирование — моделирование производства вовремени
К сожалению, вследствие известной трудоемкости составлениякалендарных планов на предприятиях в настоящее время получили широкоераспространение в основном только балансовые методы планирования, увязывающиеобъемы производства, материально-техническое снабжение, производственные мощности,материальные и трудовые затраты, численность производственных рабочих, фондзаработной платы и т. д., как правило, только в общих количественныхвыражениях. Во времени же планы оказываются сплошь и рядом неувязанными.Последнее часто приводит к нарушению нормального хода производственногопроцесса, а вместе с этим и к тому, что фактические показатели выполненияданного плана выпуска продукции очень отличаются от первоначальных плановыхнаметок.
Основным средством согласования, увязки планов производственныхучастков и обслуживающих эти участки отделов во времени является календарноепланирование производства. Как результат планирования календарный план-графикможет рассматриваться в качестве своеобразной динамической модели производства,эталона, определяющего характер оперативного управления движением продукции впроцессе производства.
Конечной целью построения календарного плана производства напредприятии, что дает возможность использовать его в качестве эталона воперативном управлении производством, является указание сроков выполненияотдельных планируемых работ, операции по каждой бригаде, оператору, рабочемуместу. Показывая, какие работы и когда будут выполнены на каждом рабочем месте,графики позволяют заранее подготовить рабочее место к выполнению этих работ.Наличие графика производства облегчает и задачи служб поставок необходимогосырья и полуфабрикатов, так как заранее становится известным к какому моментувремени и в каком количестве требуется поставить их для каждогопроизводственного участка, для каждого рабочего места.
Однако установление сроков выполнения отдельных операций являетсядалеко не главной задачей календарного планирования. Из бесчисленного множестваграфиков выполнения данной программы выпуска необходимо выбрать график, наиболеесоответствующий данной конкретной производственной обстановке, поставленнымпроизводственным задачам.
Вопрос о выборе критерия, по которому можно было бы судить,является данный график удовлетворительным или нет и даже является ли оннаилучшим (критерий оптимальности), это далеко не последний вопрос, и решаетсяон в каждом конкретном случае конкретно. Иногда необходимо добитьсямаксимальной загрузки производственных мощностей, иногда — скорейшего выпускаданных наименований продукции, иногда требуется построить график, по которому кзаданным срокам можно было бы выпустить продукцию с наименьшей себестоимостью.Нельзя указать такой критерий оптимальности, которому следовало бы отдатьпредпочтение раз и навсегда — этот критерий будет меняться от участка к участкув зависимости от производственных условий и обстоятельств, и в этойизменчивости отражается вся многогранность производственной деятельности, местов социально-экономической организации общества каждого предприятия, цеха,участка.
Таким образом, при построении календарных планов производстванеобходимо рассматривать возможные варианты с различных точек зрения. Это ещеболее подчеркивает «моделирующий» характер календарного планирования.
Даже просто как прогноз течения производственного процесса календарныйграфик дает ясную картину возможного использования оборудования и трудовыхресурсов, указывает, где может возникнуть «узкое место» и, следовательно, гденеобходимо принять меры по выравниванию мощностей отдельных участков, поизменению их пропускной способности, производительности. Календарныйплан-график, наглядно показывая весь ход производственного процесса, позволяетзаранее предвидеть возможные сбои в производстве и своевременно принять меры поих ликвидации. Одна только эта возможность прогнозирования являетсяисключительно действенным инструментом в руках хорошего хозяйственника.
С работой предприятия по календарному плану связаны такжеорганизация экономного и действенного учета, более четкая постановка работы потехнологическому проектированию и расчету достоверных нормативов. Работа покалендарному плану создает предпосылки для более точного определения размеровстраховых запасов материалов, деталей, полуфабрикатов, инструмента, дляподдержания на нужном уровне запасов незавершенного производства. Промежуточныезапасы, незавершенное производство, а вместе с ними, как правило, иштурмовщина, дефицитность, брак растут быстрее всего там, где не строятся болееили менее точные прогнозы динамики производства во времени.
Вместе с тем современные математические методы и особеннобыстродействующая вычислительная техника позволяют в настоящее время поставитьвопрос о решении на предприятиях задач оптимального календарного планирования,т. е. определения наиболее выгодных в данных условиях и с данных позицийграфиков. Иными словами, появляется возможность решения задач моделирования,прогнозирования течения производственного процесса, наиболее целесообразноорганизованного в направлении достижения некоторых наилучших выбранныхэкономических показателей.
Попытки организации работы предприятий по календарному плануделались давно, методика построения наиболее обоснованных календарных графиковнепрерывно развивается. Однако те, кому приходилось в своей работе сталкиватьсяс составлением план-графиков работы даже небольших участков, знают, что этоисключительно трудоемкий и громоздкий процесс, требующий непомерно большихзатрат рабочего времени квалифицированных работников. Необходимость получениярезультатов в короткие сроки приводит в лучшем случае к тому, что общая задачаорганизации слаженной работы всего предприятия расчленяется на отдельные части,план-графики составляются лишь для отдельных участков изолированно, безнеобходимой увязки всей работы предприятия в целом. Следует также отметить, чтореальные условия работы (постоянное совершенствование технологии,перевыполнение планов на отдельных участках, нарушения планов поставок,непредвиденный выход из строя оборудования и т. п.) приводят к тому, чтосоставленный план-график необходимо регулярно пересматривать. Этот пересмотропять-таки связан с большими затратами времени, с отвлечением основногоинженерно-технического персонала и работников управленческого аппарата от задачнепрерывного управления производственными участками.
1.1.3 Новые возможности в решении задач календарного планирования
СовременныеПК позволяют не только избавить человека от наиболее трудоемкой работы всоставлении календарных планов, но и в приемлемое время рассмотреть достаточноедля принятия обоснованных решений множество возможных вариантов плана.
Задачи календарного планирования составляют класс комбинаторныхзадач полного упорядочения во времени различных дискретных процессов, множестваработ, предварительно частично упорядоченных согласно технологии своеговыполнения — технологическим маршрутам.
Хотя комбинаторные задачи в целом исключительно трудны длярешения, класс задач календарного планирования, как будет показано ниже,допускает применение ряда разработанных в последнее время эффективных подходов,в том числе естественно напрашивающихся схем моделирования.
Следует заранее, правда, предупредить, что никакие вычислительныемашины, никакие математические методы не избавляют нас от необходимости всегдатворчески подходить к составлению календарных планов. Как и ко всякому машинномурешению задач планирования производства к возможности решения задачкалендарного планирования следует относиться как к удобному инструменту,освобождающему нас от наиболее трудоемкой работы. Однако машинное решение неисключает необходимости анализа полученного решения, проработки плановыхзаданий с рабочими, мастерами, технологами. Это тем более справедливо насегодняшнем этапе, когда математические модели задач календарного планированиявыглядят еще довольно схематично и во внедрении математических методов впланирование работы производства делаются еще первые (уже и сейчас небезрезультатные) шаги.
Заметим, что не только трудоемкость составления графиков неспособствует широкому внедрению календарного планирования на предприятиях.Этому мешают также сложившиеся на предприятии системы планирования и оценкиработы цехов по общим объемным показателям, не нацеливающим участки навыполнение конкретных производственных заданий. Сегодня цех, как правило,ориентируется на то, чтобы произвести такие работы, которые дают ему некоторыйопределенный объем трудовых затрат в нормо-часах, и чтобы при этом не былпревзойден данный фонд расхода заработной платы. Достижения этих целей, какправило, отодвигающих конкретные производственные задачи цеха в масштабах всегопредприятия на второй план, часто бывает достаточно для того, чтобы получитьправо на различного рода материальные и общественные поощрения. Этому еще вбольшей степени способствует непродуманное внедрение методологическирасплывчатых систем хозрасчета в цехах.
Несмотря на то, что при таком характере управления производствомвнутри цеха, казалось бы, должно усугубляться положение с «дефицитной» и что вконце концов такое управление, на первый взгляд, должно стать невыгодным дляцеха, однако это не так. Предприятие в целом вынуждено реагировать на такоеположение увеличением запасов и растягиванием производственного цикла с тем,чтобы гарантировать себя от сбоев. В результате положение стабилизируется натом уровне запасов и том уровне «дефицитен», который приемлем и для цеха, и дляпредприятия. Что касается информационной стороны вопроса, то при такомположении, очевидно, характер управления довольно несложен, тем более, что допоследнего времени это не сказывалось на оценке деятельности предприятия и былокак с экономической, так и с административной стороны допустимо.
Кроме того, цех мало заинтересован в работе по календарномуграфику еще и потому, что при оптимальном или близком к оптимальному графике,как показывает опыт, резко возрастает интенсивность работы каждого рабочего ицеха в целом, вместе с тем рабочий знает, что в условиях сдерживания среднегоуровня заработной платы это немедленно приведет только к снижению расценок.
1.2 Представление календарных планов
1.2.1 Обсуждение задачи
Начнем рассмотрение вопросов построения математической моделизадач составления календарных планов с анализа форм представления план-графиковработы производственных цехов и участков, т. е. с той информации, которуюнеобходимо получить в конце решения задачи — на выходе из ПК. Такой анализпозволяет точнее сформулировать саму задачу, так как при этом яснеевырисовывается неизвестное и становится возможным предъявить требования дляполучения необходимой для решения задачи исходной информации, описать условия иограничения, определяющие процесс решения задачи.
Предварительно отметим, что мы рассматриваем задачи календарногопланирования в традиционной постановке, начиная от технологических маршрутов инормативов; можно себе представить и такую постановку, которая хотя бы отчастирешала вопросы технологического проектирования и нормирования или, по крайнеймере, использовала варианты технологических маршрутов, а не раз и навсегдазаданный маршрут.
Такие попытки усложнить формулировку задач календарногопланирования нам кажутся преждевременными. Конечно, как это будет видно издальнейшего, имеются объективные возможности рассматривать при решении задачкалендарного планирования — особенно в последовательных схемах решения —варианты технологических маршрутов. Однако трудности решения задач календарногопланирования на современных вычислительных машинах пока настолько велики, чтотакие алгоритмы нельзя рекомендовать для широкого использования. Это будетвозможно, когда кибернетическая промышленность обеспечит нас более быстродействующимивычислительными системами, которые можно будет арендовать для решения задачтакого рода, и то при условии, если на предприятиях будут работать малыемашины, способные решать простейшие задачи и систематизировать большие массивыинформации. В решении задач автоматизации технологического проектирования инормативных расчетов также возникают некоторые затруднения.
Поэтому при решении задач календарного планирования следуетограничиться такой постановкой, которая позволяла бы, во-первых, получатьэффективные результаты в требуемой для производства форме, и, во-вторых, нетребовала бы больших усилий для подготовки необходимых для решения задачиисходных данных.
В связи с последним требованием на первых шагах приходитсяограничиться теми данными, которые имеются на предприятиях в настоящее время —пооперационными нормативами, коэффициентами переработки норм, линейными (всмысле строгой очередности последовательности выполнения операций)технологическими маршрутами и т. д.
Технологическую привязку операций к оборудованию также будемсчитать заданной, хотя бы в том смысле, что для каждой операции указываетсязаранее фиксированная группа взаимозаменяемого оборудования. Такая фиксациягрупп взаимозаменяемого оборудования, как правило, не бывает сложной.
Изменение технологической привязки, а также технологическогомаршрута может быть проделано после первоначального решения задачи составлениякалендарного плана и анализа результатов. Вначале работа по внесению такогорода изменений, надо думать, будет весьма трудоемкой, однако впоследствии ужена стадии технологического проектирования можно будет (вследствие более точногопонимания динамики и характера загрузки оборудования на предприятии) приниматьболее обоснованные технологические решения, которые будут значительно меньшекорректироваться в результате решения задачи составления календарных планов.
Дальнейшее расширение постановки задачи — это уже, как говорится,вопрос техники; решение этого вопроса практически состоит в разработкеалгоритмов и методов машинного формирования исходных данных, участвующих врешении формулируемой нами задачи календарного планирования.
1.2.2 Графики Ганта
Существует множество различных способов наглядного представлениякалендарных планов работы производственных участков. Наибольшее распространениеполучили графические способы, предложенные еще Г. Л. Гантом. Образец такогографика представлен на рис. 1.1.
/>
Рис1.1
Каждая операция на рисунке представляется отрезком, по длинеравным продолжительности выполнения операции в выбранном масштабе времени.
Начало и конец выполнения операции обозначаются отметками ┌и ┐ соответственно. Под отрезком обычно записываются основныехарактеристики операции, в нашем случае — номер детали и номер операции.Принято записывать также величину партии деталей, для больших участков полезноуказывать еще и номера рабочих мест, на которых выполняются предыдущая ипоследующая операции данной детали.
На рис. 1.1 представлен так называемый график работы участка, изкоторого видна загрузка каждого рабочего места по сменам. Для правильнойподготовки участка к работе, для организации четкой диспетчерской службыполезно также из этого общего графика выбрать графики движения отдельныхдеталей в процессе производства, как это сделано, например, на рис. 1.2. Иногдабывает целесообразно выделять посменные графики работы, это создаетопределенные удобства для работы сменного мастера, мастеров-наладчиков.
Для производственно-экономического анализа деятельности участковособенно удобно представление в виде графиков Ганта хода фактическоговыполнения производственного задания с указанием отклонений от плана-графика исимволическим обозначением причин отклонений (отсутствие материала,несвоевременная подача инструмента, отсутствие инструкций, технологическихкарт, рационализация технологии, увеличение темпа работы и т. п.).
/>
Рис1.2
Обычно такого рода графики чертятся на плотной бумаге. Однакосуществует множество способов упрощения этих работ. Разработаны способыотражения графиков на специальных световых табло. Используются специальныестенды, для которых заготавливаются заранее картонные прямоугольникивсевозможной длины и различных цветов. Эти картонки соответствуют отрезкам,отображающим время выполнения операции на графике. Различным деталям, покрайней мере тем, за обработкой которых следует проводить особый надзор,ставятся в соответствие картонки различных цветов.
1.2.3 Сетевые графики
В последние годы широкое распространение получили особые формыпредставления как самих «технологических маршрутов», так и календарных планов ввиде так называемых стрелочных диаграмм или сетеых графиков. Такие формыпредставления чаще всего используются при разработке календарных планов (атакже системы управления реализацией этих планов) в случае сложных разработок, выполненияиндивидуальных заказов особой важности, проектировании уникальных объектов всжатые сроки и т. д
Таблица 1.1
Таблица очередности
Работы />
Работы, которым предшествует работа /> Продолжительность работы 1 2 3 1 3 5 2 4 2 3 5 4 4 5 1 5 8 4 6 7 3 7 8 2
Стрелочные диаграммы наглядно отражают очередность выполненияработ в проекте или заказе. Так, если имеется некоторая таблица очередностиработ в проекте (табл. 1.1), включающая как перечень работ, которые необходимовыполнить в этом проекте, так и информацию о том, каким работам непосредственнодолжна предшествовать данная работа (т. е. работам, которые не могут быть начатыдо тех пор, пока не закончится или, по крайней мере, не начнется даннаяработа), то на основании этой таблицы может быть легко построен сетевой графиквыполнения данного проекта.
/>
Рис1.3
Заметим, что если обозначить каждую работу кружком и соединитьстрелками, как это показано на рис. 1.3, каждую работу с теми, которым онанепосредственно предшествует, то мы получим некоторое геометрическоеизображение очередности выполнения работ. Такие стрелочные диаграммы,составленные из кружков — вершин, и стрелочек — ориентированных дуг, вматематике принято называть графами. Диаграмму, подобную изображенной на рис.1.3, договоримся называть графом технологического маршрута.
/>
Рис1.4
В дальнейшем мы будем пользоваться стрелочной диаграммойпредставления очередности работ чаще в виде графа технологического маршрута,чем в виде сетевого графика. В сетевом графике работы обозначаются стрелочками,а характер очередности их выполнения определяется вершинами графа — событиями.Событие служит для отделения работ — стрелочек, входящих в вершину,соответствующую событию, от работ, которым эти работы предшествуют — стрелочек,исходящих из вершины. На рис. 1.4 представлен сетевой график выполнения работ,соответствующих графу технологического маршрута рис. 1.3. Хотя способпредставления календарного плана работ в виде сетевого графика является широкораспространенным, форма представления календарного плана в виде графатехнологического маршрута нам кажется более естественной.
В сетевых графиках для каждой работы в начале стрелочки может бытьуказано время начала работы, в конце стрелочки — момент окончания работы, подстрелочкой — шифр и другие характеристики исполнителя работы.
1.3 Математический аппарат решения задач календарногопланирования
1.3.1Общая характеристика задач календарного планирования
Приведеннаяматематическая формулировка общих задач календарного планирования наглядносвидетельствует о том, что эти задачи с точки зрения математики представляютсобой особый класс, возможно, совершенно незнакомый или до недавнего временинезнакомый читателю. В этих задачах мы имеем по существу дело со сложнымиалгебраическими структурами, дискретными процессами оптимизации, далекими оттех непрерывных процессов и функций, которые до недавнего времени, в основном,и изучались математикой.
Ужепервые попытки математического решения задач календарного планированияпоказали, что для такого рода задач нужна, можно сказать, «новая математика» ичто задачи подобного рода, по-видимому, в ближайшее время во многом изменятсодержание самой математики.
Точныеметоды, хотя бы принципиально решающие общие задачи календарного планирования,получены только в самое последнее время. Однако, как мы увидим дальше, этиточные методы, хотя и представляют значительный интерес при построении общейтеории оптимальных решений, в настоящее время могут принести мало практическойпользы в производственном управлении, настолько велики объемы вычислений длярешения этими методами мало-мальски реальных задач производственногопланирования. Только в самых простых случаях относительно легко удается суверенностью получить точное решение задачи.
Нарядус разработкой точных методов совершенствуются различные методы и подходыприближенного решения задач календарного планирования. Это направление внастоящее время является практически наиболее продуктивным. Оно заслуживаетнаибольшего внимания с точки зрения общей теории решения задач календарногопланирования, а также полезно и для улучшения вычислительных схем точногорешения задач. В частности, различные эффективные эвристические приемы поискаблизких к оптимальному решений, как правило, могут быть использованы и впроцессе конструирования точного решения задачи. Точно так же, более глубокоепонимание процесса конструирования точного решения задачи может подсказатьэффективные приемы поиска решений, близких к оптимальному.
Кромеэтого в решении задач календарного планирования оказываются эффективнымиразличного рода методы моделирования, в том числе основанные на применении схемстатистических испытаний — методов Монте-Карло. Хотя в настоящее время еще инет разработанной приемлемой теории такого рода методов, однако их практическаяэффективность свидетельствует о возможности построения такого рода теорий.
Математическиеметоды решения задач календарного планирования разрабатываются в рамках бурноразвивающейся в последние годы математической теории расписаний.
Внастоящее время нельзя остановиться на каком-то одном классе методов решениязадач календарного планирования. Для одних задач исключительно эффективныметоды динамического программирования или их дальнейшее развитие — методыпоследовательного конструирования, анализа и отбора вариантов, другие задачимогут решаться методами моделирования; некоторые задачи могут быть успешнорешены ставшими уже классическими методами линейного программирования.
1.3.2Модели линейного программирования
Попыткирешить некоторый новый класс задач с помощью уже известных методов довольноестественны, поэтому неудивительно, что многие исследователи пытаются решатьзадачи календарного планирования с помощью получивших широкую известность ираспространение методов линейного программирования. К схемам линейногопрограммирования сводятся многие задачи, имеющие непосредственное отношение коперативному планированию — такие, как задачи загрузки оборудования, задачираспределения заказов и др.
Какизвестно, линейное программирование охватывает совокупность методов решениязадач минимизации (максимизации) линейных функций при линейных ограничениях панеизвестные — равенствах или неравенствах. Математический аппарат решения задачлинейного программирования достаточно хорошо разработан. В последние годыпредложены методы решения задач так называемого линейного целочисленногопрограммирования, когда помимо всего требуется, чтобы неизвестные принималитолько целочисленные значения. Эти успехи линейного программирования вызвалимногочисленные попытки решения задач календарного планирования при помощилинейного программирования.
Такогорода попытки, понятно, привели к необходимости несколько перестроитьматематическую формулировку задач календарного планирования. В частности, одиниз создателей теории линейного программирования Дж. Данциг предложил следующуюпостановку задачи календарного планирования.
Наосновании практических соображений иногда можно указать некоторые возможныеварианты графиков обработки каждой детали — изолированно построить несколькотаких вариантов (этот процесс, естественно, может быть автоматизирован). Затемиз этих вариантов ищется наиболее подходящая «смесь», подобно тому, как ищетсянаилучший рацион питания в «задачах диеты», или же определяется наилучшая смесьингредиентов для получения высококачественных сортов бензина.
Данцигпоясняет эту идею на таком примере.
Пустьимеются две детали /> и d2,вкаждой из которых по две операции. Время обработки каждой операции равноединице, маршруты деталей следующие:
/>
Инымисловами, первая операция детали d1обрабатываетсяна первом рабочем месте R1втораяоперация детали d1и первая операция детали d2обрабатываютсяна R2,вторая операция d2обрабатываетсяна R3.
Данциграссматривал по шесть (возможных) изолированно построенных вариантов обработокпервой и второй детали, ориентируясь на работу в четыре последовательныхпериода, каждый из которых равен единице времени.
Вэтом случае первая деталь может обрабатываться одним из следующих способов:
/>
Введемнеизвестные />
/>
Тогда,очевидно, для нашей задачи
/>.
Покаждому рабочему месту Rk,покаждому из четырех рассматриваемых периодов (напомним, каждый период равенединице) необходимо выполнение соотношения, равносильного требованию, чтобы нарабочем месте одновременно не могли выполняться две операции
/>
где/> /> - начало периода.
Длярассматриваемого примера эти условия могут быть записаны в стандартной форме(табл. 1.2).
Вкачестве критерия оптимальности выбрана линейная функция, которая равна нулю,если ни одна работа не выполняется в 4-й период.
Таблица1.2
Условиядля задачи
/> Периоды
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> 1
1
2
3 1 1 1 1 1 1
≤1
≤1
≤1 2
1
2
3
4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
≤1
≤1
≤1 3
2
3
4 1 1 1 1 1 1
≤1
≤1
≤1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1
1 1 1 1 1 1 1 min
Ужев данной формуле естественно возникает необходимость в получении целочисленногорешения. Различными исследователями указаны способы сведения к задачамцелочисленного линейного программирования и более общих задач календарногопланирования. Однако для всех этих схем присущ общий недостаток — такоесведение приводит к задачам линейного программирования очень большого объема, вчем можно убедиться уже на примере Данцига. Для примера Данцига болееэффективной схемой решения по сравнению с методами линейного программированияоказывается простая схема перебора всех возможных вариантов. Хорошо известнотакже, что в настоящее время мы пока не располагаем более-менее приемлемымиметодами решения задач целочисленного линейного программирования. Так что наэтом пути не были получены сколько-нибудь заслуживающие внимания методы решениязадач календарного планирования, хотя решение отдельных примеров и былопродемонстрировано.
Такоеположение, на наш взгляд, не случайно. Насильственное «втискивание» ярковыраженных комбинаторных дискретных задач в схемы линейного программированиявызывает увеличение объемов задач, что, понятно, не может вы сказаться навремени их решения. Уже в модели Данцига для того, чтобы быть уверенным, чтополучено оптимальное (или близкое к оптимальному) решение, в рассмотрениеследует ввести довольно большое количество изолированно построенных графиковкаждой детали, что также ведет к увеличению размерности задачи. Уменьшениечисла возможных вариантов графиков не позволяет надеяться на оптимальностьрешения.
1.3.3Последовательные методы оптимизации
Методылинейного программирования, оперирующие в сущности единственно свойствомаддитивности (продукта, времени, стоимости), плохо применимы к задачам теориирасписаний; линейные модели недостаточно четко отражают динамикупроизводственных процессов, а искусственные приемы учета в рамках линейныхмоделей некоторых динамических свойств исследуемого объекта ведут к неоправданномуувеличению размерности задачи, что, конечно, не позволяет эти задачи решатьдостаточно быстро и точно.
Вполнеестественны попытки применения к решению задач календарного планированияметодов динамического программирования, тем более, что на этом пути удаетсяразрабатывать исключительно эффективные схемы решения некоторых простейшихзадач (они описаны в следующем разделе).
Ещеболее перспективными оказались разработанные в самое последнее время общиесхемы последовательного конструирования, анализа и отсеивания вариантов,берущие свое начало от вычислительных схем динамического программирования, ноне требующие выполнения принципа оптимальности.
Воснове методов последовательного конструирования, анализа и отсеиваниявариантов лежит та же идея пошагового построения решения, что и в динамическомпрограммировании. Если при таком последовательном конструировании на основаниинекоторых свойств решения можно ввести понятие «доминирования» одних вариантовнад другими на основании сравнения отдельных частей вариантов, то тогда удаетсяпостроить простую схему отыскания оптимального решения на основаниииспользования правила отсеивания вариантов — тех, для которых находятся«доминирующие» варианты.
Этаобщая идея решения отдельных классов задач оптимизации вместе с некоторыми еемодификациями излагается в дальнейшем применительно к задачам календарногопланирования.
1.3.4Методы моделирования
Моделированиеявляется наиболее универсальным средством решения задач оптимизации.
Понятиеметодов моделирования включает в себя не только умение моделировать изучаемыйпроцесс, но и возможность реализации некоторых принципов управления этимпроцессом, в том числе и тех, которые осуществляются на практике, как правило«вручную».
Применениетаких подходов к задачам календарного планирования приводит нас к возможностииспользования при построении графиков некоторых правил предпочтения.
Впоследние годы широкое распространение получили методы моделирования сиспользованием статистических испытаний—методов Монте-Карло. Применение методовМонте-Карло в задачах календарного планирования приводит к так называемым рандомизированнымправилам предпочтения.
Обаэти подхода подробно рассмотрены в данной книге. Они приводят к построениювесьма эффективных методов решения задач календарного планирования.
1.3.5Персональный компьютер и решение задач календарного планирования
Какмы уже отмечали, практическое решение задач календарного планирования возможнотолько с помощью ПК. Только ПК обеспечивает возможность реализациирассматриваемых в этой книге методов решения задач календарного планирования, инет оснований надеяться, что это положение когда-нибудь изменится.
Неследует вместе с тем думать, что реализация задач календарного планирования наПК под силу только математикам. В настоящее время быстрыми темпами идет />процесс всебольшего и большего приспособления ПК к потребителю, причем, ПК,предназначенные для решения планово-экономических задач, будут предъявлять ксвоим потребителям куда меньшие требования, чем сегодняшние ПК для научныхрасчетов.
Этотпроцесс во многом связан с разработкой специальных универсальныхалгоритмических языков и средств автоматизации программирования. Как известно, программированиеможно рассматривать как процесс записи алгоритма решения задачи в специальныхсимволах, отражающих машинные операции, которые могут быть реализованы даннойПК. Стремление избавиться от необходимости ориентироваться при записи алгоритмана конкретную машину и привело к созданию некоторых специальных алгоритмическихязыков, весьма простых и удобных для практического использования и доступныхдля изучения. Умение программировать объективно перестает быть привилегиейматематика и постепенно входит в круг обязательных знаний каждого грамотногочеловека.
2.ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Организационно-экономическая характеристика иструктура предприятия
2.1.1Общая справка о предприятии
ООО «НПП Радон»является одним из лидеров в отрасли «Изготовления каркасных конструкций икровель». С января 1993 года занимается производственной деятельностью:
1) ремонт кровельпромышленных зданий и сооружений наплавляемыми кровельными материаламипроизводства Украины, России с применением газа пламенных горелок;
2) окраска фасадовпромышленных зданий и сооружений с применением подвесных люлек и покрасочногооборудования;
3) устройствокислотостойких полов в промышленных зданиях и сооружениях;
4) внутриотделочные работы (гипсокартон, сантехника, кафель, перепланировка помещений,замена окон и дверей).
В 1994 году предприятием былиоткрыты филиалы в городах: Ленинград, Краснодар, Воронеж, где выполнялисьработы по ремонту мягкой кровли на промышленных зданиях и сооружениях объемомдо 100 тыс. м2 в год. Высокая техническая подготовка и оснащениестроительных бригад позволяло предприятию быть конкурентно способным ивыполнять работы с высоким качеством при меньшей цене. С 2000 года наУкраинском рынке появились наплавляемые кровельные материалы европейскогокачества (в частности компании «ТехноНИКОЛЬ»), и предприятие перешло навыполнение работ по ремонту кровель данными материалами. Для обеспечениявысоких требований по качеству выполнения работ, рабочие предприятия прошлиспециальное обучение, повысив свою квалификацию, что позволило повысить какпроизводительность, так и качество выполнения работ. В связи с тем, что смомента заказа кровельных материалов до их получения на заводах изготовителяхпроходило до 1-го месяца, предприятие вынуждено было создать свою складскуюбазу с необходимым оборудованием, а так же закупить транспорт для доставкиматериалов на объекты.
Предприятие участвует во многихвыставках. Следуя опыту западных компаний, ООО «НПП Радон» производитреструктуризацию и децентрализацию производства. На базе основных бригадсформировано 3 производственных участка с высокой степенью самостоятельности.Они обладают собственными субсчетами, каждый автономно занимается маркетингом ивыполнением строительных работ. Однако закупка строительных материалов,доставка их на объекты выполняется централизованно.
За время своей деятельности,предприятие выполняло ремонтные работы на следующих объектах:
- ОАО «Крюковский вагоностроительныйзавод»,
- ОАО «Синельниковский рессорныйзавод»
- ТОВ «Энерго плюс»
- ДП «Механический завод ОАО КВСЗ»
- ГПНАЭК «Энергоатом»
- ЗГП «Кремний полимер»
- ООО «Павлоградский заводтехнического оборудования»
- АКИБ «УкрСиббанк»
- ОАО «Молочный дом»
- ОАО молочная фабрика «Реинфорд»
- Концерн «Санрайз»
- Харцизский трубный завод
- ОАО «Запорожсталь»
- Дзержинский завод Фенола
2.1.2 Производственнаяструктура предприятия
В настоящие время на предприятиисуществует 3 строительных участка, участок складского хозяйства и участоктранспортного хозяйства. Координация проведения работ, лицензирование работ,проверка и обучение техники безопасности и пожарной безопасности персоналапроисходит через службу главного инженера. Рекламирование работ, участие втендерах проводится через маркетинговый отдел.
Участок №1 – производит выполнение работ по ремонту мягкой кровлирулонными кровельными материалами на объектах Заказчика. В состав участкавходит 3 строительные бригады, возглавляемые бригадирами. Возглавляет участокначальник участка. В состав каждой бригады входят:
- 4 кровельщика-изолировщика,
- 2 подсобных рабочих,
- 1 стропальщик, для подъемакровельного материала на кровлю.
В обязанности начальника участкавходит: Заключение договора на выполнение работ с Заказчиком; составлениесметной документации; согласование цены, объемов и сроков выполнения работ;ответственность за качество выполнения работ; контроль выполнения требованийтехники безопасности и пожарной безопасности при выполнении работ на объектах;после завершения работ подписание с Заказчиком акта выполненных работ;отслеживание как предварительной оплаты работ Заказчиком, так и окончательногорасчета согласно актов выполненных работ.
В обязанности бригадира входит:организация проведения работ на объекте; получение всей разрешительнойдокументации на начало проведения работ; постоянное проведение инструктажа потехники безопасности и пожарной безопасности у рабочих; ведение табеля учетарабочего времени; оформление актов допусков на проведение работ; контролькачества проведения работ; учет расхода строительных материалов.
Состав проведения работ по ремонтумягкой кровли кровельными рулонными наплавляемыми материалами:
1. Разборка старойкровли из кровельных материалов,
2. устройствоцементной выравнивающей стяжки,
3. нанесениебитумной мастики на цементную стяжку,
4. устройствоподкладочного слоя из наплавляемого материала
5. устройствоверхнего слоя из наплавляемого материала
6. устройствопримыканий из наплавляемых материалов.
Участок №2 – производит выполнение работ по устройству кровли изметаллочерепицы на объектах Заказчика. В состав участка входит 2 строительныебригады, возглавляемые бригадирами. Возглавляет участок мастер участка. Всостав каждой бригады входят:
- 3 кровельщика-изолировщика,
- 3 подсобных рабочих,
- 1 стропальщик, для подъемакровельного материала на кровлю.
В обязанности мастера участкавходит: согласование цены, объемов и сроков выполнения работ; составление картыраскроя листов металлочерепицы по плоскостям кровли; расчет количествадеревянного каркаса для устройства обрешётки; ответственность за качествовыполнения работ; контроль выполнения требований техники безопасности ипожарной безопасности при выполнении работ на объектах; после завершения работподписание с Заказчиком акта выполненных работ; отслеживание какпредварительной оплаты работ Заказчиком, так и окончательного расчета согласноактов выполненных работ.
В обязанности бригадира входит:организация проведения работ на объекте; постоянное проведение инструктажа потехники безопасности и пожарной безопасности у рабочих; ведение табеля учетарабочего времени; оформление актов допусков на проведение работ; контролькачества проведения работ; учет расхода строительных материалов.
Состав проведения работ поустройству кровли из металлочерепицы:
1. Снятие старогокровельного покрытия,
2. устройстваобрешётки из деревянных брусков с выравниванием плоскостей кровли,
3. раскройзаготовок из металлочерепицы согласно технологической карты,
4. устройствокровли из металлочерепицы,
5. установкафасованных изделий из металлочерепиц,
6. устройствоводосливной системы.
Участок №3 – производит выполнение работ по устройству кислотостойкихполов в промышленных зданиях и сооружениях. В состав участка входит 2строительные бригады, возглавляемые бригадирами. Возглавляет участок мастеручастка. В состав каждой бригады входят:
- 4 плиточник-облицовщик,
- 2 подсобных рабочих.
В обязанности мастера участкавходит: определение объема работ по устройству кислотостойких полов;согласование с Заказчиком технологии проведения работ а также используемых материалов;составление сметной документации; согласование цены и сроков выполнения работ;ответственность за качество выполнения работ; контроль выполнения требованийтехники безопасности и пожарной безопасности при выполнении работ на объектах;после завершения работ подписание с Заказчиком акта выполненных работ;отслеживание как предварительной оплаты работ Заказчиком, так и окончательногорасчета согласно актов выполненных работ.
В обязанности бригадира входит:организация проведения работ на объекте; постоянное проведение инструктажа потехники безопасности и пожарной безопасности у рабочих; ведение табеля учетарабочего времени; контроль качества проведения работ; учет расхода строительныхматериалов.
Состав проведения работ поустройству кислотостойких полов:
1. разборка старыхпалов из кислотостойкой плитки с использованием перфораторов и отбойныхмолотков,
2. уборкапомещения от строительного мусора,
3. установкамаячков для устройства разуклонки пола,
4. устройствоцементной выравниваемой стяжки,
5. устройствогидроизоляционного слоя,
6. устройствополов из кислотостойкой плитки,
7. устройствоводоприемной канализации.
Участок складского хозяйства – производит выполнение работ поразгрузке (погрузке) и хранению строительных материалов, отгрузке материалов наобъекты Заказчика по заявке начальников участков. В состав участка входят:
- 2 грузчика,
- 1 начальник складского хозяйства.
Участок транспортного хозяйства – производит выполнение работ подоставки строительных материалов на объекты Заказчика по заявкам начальниковучастков. В состав участка входят:
- 2 водителя,
- 1 экспедитор,
- 1 механик.
Маркетинговый отдел – производит поиск новых договоров на выполнениеремонтных работ, изучает рынок кровельных материалов и подает заказы надоставку материалов с завода изготовителя на участок складского хозяйства. Всостав отдела входит:
- 2 менеджера.
2.1.3 Экономическаяхарактеристика предприятия.
В 2006 году балансоваяприбыль предприятия достигла 954 тыс. грн. что в 2 раза больше чем, в 2005 году(477 тыс. грн)
Стоимость основныхсредств предприятия на 1 января 2008 года составила 1086 тыс. грн. Износосновных фондов — 45,34 процента.
Дебиторскаязадолженность предприятия на 01.01.2008 года — 255 тыс. грн, кредиторская — 281тыс. грн.
Показатели, характеризующиефинансовое состояние ООО «НПП Радон», приведены в таблице 2.1.Таблица 2.1 Показателифинансового состояния «НПП Радон»Наименование показателей Норматив на 01.01.2006 г на 01.01.2007 г Коэффициент автономии более 0,50 0,650 0,595 Коэффициент маневренности собственных средств - -0,225 0,103 Коэффициент соотношения собственных оборотных средств и общей суммы оборотных средств - -0,291 -0,237 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,25-0,5 0,003 0,007 Коэффициент текущей ликвидности Более 1 0,354 0,333 Коэффициент покрытия 2-2,25 0,964 0,808
Коэффициент автономии, равный долесобственных источников средств в общем итоге баланса и характеризующийфинансовую независимость предприятия от внешних источников финансирования, в 2007 г. снизился по сравнению с 2006 г. Это связано с общим увеличением доли заемных средств.Значение коэффициента находится в пределах норматива, т.е. финансирование засчет привлеченных средств осуществляется в допустимых пределах.
Коэффициент абсолютной ликвидностипоказывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрытаза счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг идепозитов, т.е. практически абсолютно ликвидных активов.
Значение коэффициента абсолютнойликвидности говорит о том, что на 1.01.2006. предприятие имело возможностьнемедленно погасить 0,03 процента краткосрочных обязательств, на 1.01.2007. –0,07 процента. Значение коэффициента абсолютной ликвидности значительно нижерекомендуемого, что говорит о том, что в настоящее время предприятие за счетпрактически абсолютно ликвидных активов может покрыть лишь незначительную частьсвоих краткосрочных долговых обязательств
Коэффициент текущей ликвидности рассчитываетсякак частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства ипоказывает достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованыдля погашения краткосрочных обязательств. Согласно с международной практикой,значения коэффициента ликвидности должны находиться в пределах от единицы додвух. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть поменьшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначекомпания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств надкраткосрочными обязательствами более чем в два раза также являетсянежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуреактивов.
Коэффициентманевренности равен соотношению собственных оборотных средств предприятия кобщей величине источников собственных средств.
Коэффициентманевренности собственных оборотных средств, соотношения собственных оборотныхсредств и общей суммы оборотных средств за год существенно увеличился, чтосвязано с увеличением в общей сумме баланса доли запасов и затрат, денежныхсредств, дебиторской задолженности, с уменьшением кредиторской задолженностипредприятия. Отрицательное значение коэффициентов говорит о крайне низкойманевренности собственных оборотных средств, о значительном превышении заемныхоборотных средств над собственными.
Коэффициент покрытиясвидетельствует о том, что на 1.01.2006. на каждую денежную единицукраткосрочных обязательств приходилось 0,964 денежных единиц оборотных средств,а на 1.01.2007. — 0,808. Уменьшение коэффициента в течение года обусловлено каксокращением доли оборотных средств предприятия, так и ростом доли егокредиторской задолженности.
Абсолютное значение коэффициентовфинансового состояния (кроме коэффициента автономии) не достигает нормативногоуровня. Так, выполнение нормативного значения коэффициентов составляет:коэффициент абсолютной ликвидности — 3,2 процента, общий коэффициентликвидности — 24,6 процента, коэффициент покрытия — 40,4 процента.
Таким образом, с точки зренияфинансовой стабильности и платежеспособности результаты деятельности ООО «НППРадон» в целом нельзя оценить как удовлетворительные.
2.2 Себестоимость и классификациязатрат на производстве
Себестоимость затрат напроизводство работ по ремонту кровель как наплавляемыми материалами так иустройство кровель из металлочерепицы определяется следующими факторами:
— цена за один метр квадратныйкровли
— стоимость материалов с учетомтранспортировки на устройство выше указанных работ
— заработная плата рабочих
— накладные расходы, связанные скомандированием строительных бригад на объекты Заказчика (командировочныерасходы и затраты на проживание).
— затраты на содержаниеуправленческого аппарата (зарплата ИТР, службы маркетинга, складскогохозяйства, транспортного хозяйства)
— накладные расходы связаны сарендой офисного помещения, складского помещения, услугами связи
Прибыль предприятия определяется последующей формуле:
/> , (2.1)
где
/> - прибыль,
/> - цена договора,
/> - стоимость материалов,
/> - накладные расходы, связанные сорганизацией работы,
/> - налоги, в том числе налоги назарплату рабочим и ИТР, налоги на прибыль, полученную при работе, налог надобавочную стоимость.
Накладные расходы, связанные сорганизацией работы (в частности командировочные расходы и затраты напроживание строительных бригад) напрямую зависят от производительности труда:
/>,
где
/> - командировочные расходы, наодного рабочего которые составляют 40 грн/день
/> - расходы на проживания одногорабочего, которые составляют 40-100 грн/день
/> - общее время проведение работ
/> - количество рабочих
3. ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Содержательнаяпостановка задачи
В настоящей работерассматривается задача планирования ремонтно-строительных работ, а именнораспределения рабочих по рабочим местам при проведении работ по ремонту мягкойкровли кровельными рулонными наплавляемыми материалами:
Ремонт мягкой кровлипроисходит в 6 этапов (участков работы):
1. уборка старойкровли из кровельных материалов,
2. устройствоцементной выравнивающей стяжки,
3. нанесениебитумной мастики на цементную стяжку,
4. устройствоподкладочного слоя из наплавляемого материала
5. устройствоверхнего слоя из наплавляемого материала
6. устройствопримыканий из наплавляемых материалов.
На одном объектеработает 6 человек. Первые четыре этапа выполняются по очереди, 5-й и 6-йэтапы, могут выполнятся одновременно с условием что 5-й этап будет завершенбыстрее 6-го. На каждый этап работы требуется два человека. Все рабочиевзаимозаменяемые, но могут выполнять работу с разной производительностью. Таккак работы в основном выполняются на территориях заводов, на зданиях цеховвремени на проведения работ отводится мало.
Поэтому требуетсяраспределить рабочих на участки работ так, чтобы общее время ремонта быломинимальным.
3.2 Математическаямодель
Введем следующие обозначения:
i– номер этапа работы,
/> – номер рабочего (порядковый номер),
T – время выполнения всех работ,
V – объем работы,
P – производительность труда привыполнении объема работы />,
/> – количество участков работы />
/>– количество рабочих />
/> - время, затраченное на />-ом участке работы,
/> — булева переменная, смысл которойследующий:
/>
Общее время, затраченное на ремонтсостоит из суммы времен выполнение работ с 1-го по 4-й участок и времени работына 6-ом участке, так как работа на 5-ом участке должна производится параллельнос работай на 6-ом участке а ее длительность не должна превышать длительностьработы на 6-ом участке, то есть
/>. (3.1)
Таким образом время потраченное навсю работу:
/>. (3.2)
Время, затраченное накаждый из этапов:
/>. (3.3)
Подставив выражение для/> из формулы (3.2) в формулу(3.1), получим:
/>, (3.4)
где /> –производительность труда на />-омучастке. Она зависит от количества и квалификации рабочих, работающих на нём:
/>, (3.5)
где /> – производительность труда />-го рабочего на />-ом участке;
/> — булева переменная, смысл которойследующий:
/> (3.6)
В качестве критерияоптимизации выберем минимизацию времени потраченному на всю работу:
/> (3.7)
Тогда из (3.4), (3.5) и(3.7) получаем:
/>. (3.8)
На искомые переменные />, />,=/>; /> накладываем следующиеограничения.
На каждом участкеработы должны работать двое рабочих:
/>. (3.9)
Каждый рабочий долженработать не менее, чем на одном из первых четырех участков:
/>. (3.10)
Каждый рабочий можетработать не более, чем на одном (пятом или шестом) участках:
/>. (3.11)
Сложив (3.1), (3.3) и(3.5) получим:
/> (3.12)
Задача (3.4) – (3.12)является задачей нелинейного булевого программирования. Из обзора литературыизложенной в первом разделе следует, что наиболее подходящим методом решенияуказанной задачи является метод последовательного анализа вариантов,разработанной специалистами Института кибернетики НАН Украины. В надстройке«Поиск решений» MS Excel запрограммирован алгоритм метода ветвей играниц, который можно рассматривать как частный случай метода последовательногоанализа вариантов. Поэтому приведенные ниже расчеты произведены с помощьюнадстройки «Поиск решений» MS Excel.
3.3 Информационная модель
Для решения проблемыоптимизации, была создана программа в среде MS Excel. В данной программеимеется 12 листов:
— заставка,
— основное меню,
— сотрудники,
— объем работы,
— Производительность,
— распределениерабочих,
— ограничение1,
— ограничение2,
— ограничение3,
— ограничение4,
— расчет,
— результат.
Для начала работы спрограммой, запустим файл «Оптимизация.xls». Появляется лист«Заставка», на котором представленатема работы и ее автор (рис 3.1)
/>
Рис 3.1.
При нажатии на кнопку«Вход», переходим к листу «Осн. меню», на котором расположено основное менюпрограммы (рис 3.2). На каждом листе есть кнопка «В основное меню», котораяоткрывает основное меню.
Нажав на кнопку«Сотрудники», мы перейдем на лист «Сотрудники». На нем представлена информацияо сотрудниках, а именно ФИО и порядковый номер как представлено в (табл. 3.1).Эту информацию нужно ввести в соответствии с Вашими данными.
Таблица 3.1Сотрудники ФИО рабочих № п.п. Сидоров В. И. 1 Петренко А. Н. 2 Макушкин Р. Л. 3 Тимощюк В. А. 4 Иванов Ю. П. 5 Васюткин Н. А. 6
/>
Рис 3.2.
При нажатии на кнопку«Объем работы» мы переходим на лист «Объем работы». На котором нужно задатьобъем работы для каждого участка (табл. 3.2)
Таблица 3.2.
Объем работы Объем, м^2 № участка 1000 1 1100 2 1100 3 900 4 1200 5 1400 6
1-й участок – разборка старой кровли из кровельных материалов,
2-й участок – устройство цементной выравнивающей стяжки,
3-й участок – нанесение битумной мастики на цементную стяжку,
4-й участок – устройство подкладочного слоя из наплавляемогоматериала
5-й участок – устройство верхнего слоя из наплавляемого материала
6-й участок – устройство примыканий из наплавляемых материалов.
При нажатии на кнопку«Производительность» мы переходим на лист «Производительность». На котором необходимо выставитьпроизводительность за день для каждого рабочего на каждом участке так как этопредставлено в (табл. 3.3).
Таблица 3.3.
Производительность рабочих№ участка 1 2 3 4 5 6 № п.п. рабочих 1 80 30 15 80 30 2 54 16 85 12 54 16 3 25 85 27 95 25 85 4 40 50 55 40 5 55 38 26 26 55 38 6 51 25 54 40 51 25
При нажатии на кнопку«Распределение» мы переходим на лист «Распределение рабочих». В которомпоказано, какой рабочий работает на каждом из участков (табл. 3.4)
Таблица3.4.
Распределение рабочих№ участка 1 2 3 4 5 6 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 5 1 6 1
В данной таблице показаноптимальный вариант распределения рабочих на участках. Для того чтобы получитьоптимальное решение нужно перейти на лист «Расчет» через основное меню, нажавкнопку «Расчеты».
На листе «Расчет» представленаматематическая модель оптимизации распределения трудовых ресурсов (рис 3.3)описанная в разделе 3.2. Данная модель использует надстройку «Поискрешений» MS Excel
/>
Рис 3.3.
Для запуска надстройки«Поиск решений» MS Excel, необходимо в главном меню MS Excel выбрать раздел«Сервис» (рис 3.4). В этом разделе необходимо выбрать «Надстройки…»
/>
Рис. 3.4.
Появится окно«Надстройки», в котором необходимо напротив «Поиск решения» поставить галочку(рис. 3.5). После чего нажать кнопку «ОК»
/>
Рис. 3.5.
Теперь для запуска расчетанеобходимо нажать на кнопку «Расчет». Расчету будут произведены в соответствиис заданными ограничениями.
В данной моделисуществует 4 блока ограничения. Для просмотра ограничения №1, в основном менюнажимаем на кнопку «Ограничение 1». Автоматически переходим на лист«Ограничение1» (рис. 3.6), на этом листе представлено следующие ограничение:
На каждом участкеработы должны работать двое рабочих:
/>.
В столбце D стоят значения,которые должны получится в столбце С для удовлетворения данного ограничения. Встолбце С, представлены значения которые получились после расчетов.
/>
Рис. 3.6.
Для просмотра ограничения№2, в основном меню нажимаем на кнопку «Ограничение 2». Автоматически переходимна лист «Ограничение2» (рис. 3.7), на этом листе представлено следующиеограничение:
Каждый рабочий долженработать не менее, чем на одном из первых четырех участков:
/>.
В столбце E стоят значения,которые должны получится в столбце D для удовлетворения данного ограничения. Встолбце D,представлены значения которые получились после расчетов.
/>
Рис. 3.7.
Для просмотраограничения №3, в основном меню нажимаем на кнопку «Ограничение 3».Автоматически переходим на лист «Ограничение3» (рис. 3.8), на этом листепредставлено следующие ограничение:
Каждый рабочий можетработать не более, чем на одном (пятом или шестом) участках:
/>.
В столбце E стоят значения,которые должны получится в столбце D для удовлетворения данного ограничения. Встолбце D,представлены значения которые получились после расчетов.
/>
Рис. 3.8.
Для просмотраограничения №4, в основном меню нажимаем на кнопку «Ограничение 4».Автоматически переходим на лист «Ограничение4» (рис. 3.9), на этом листепредставлено следующие ограничение:
5-й и 6-й этапы, могут выполнятсяодновременно с условием что 5-й этап будет завершен быстрее 6-го
/>.
В ячейке C7представлено время, затраченное на выполнения 5-го участка. В ячейке E7представлено время, затраченное на выполнения 6-го участка.
/>
Рис 3.9.
Для просмотраокончательно результата в графическом виде, необходимо в основном меню нажатьна кнопку «Результат». Автоматически откроется лист «Результат» (рис. 3.10), накотором представлен график работ рабочих на участках. Так же на этом листепредставлено время, затраченное для ремонта на каждом из участков, и общее время,необходимое для выполнениеработ по ремонту мягкой кровли рулонными кровельными материалами на объектахЗаказчика.
/>
Рис 3.10.
3.4 Экономическаяэффективность
Проведя анализ прибылифирмы ООО «НПП Радон» до введения в работу модели оптимизации распределениятрудовых ресурсов получим следующие:
Прибыль предприятия определяется последующей формуле:
/> , (3.13)
где
/> - прибыль,
/> - цена договора,
/> - стоимость материалов,
/> - накладные расходы, связанные сорганизацией работы,
/> - налоги, в том числе налоги назарплату рабочим и ИТР, налоги на прибыль, полученную при работе, налог надобавочную стоимость.
Накладные расходы, связанные сорганизацией работы (в частности командировочные расходы и затраты напроживание строительных бригад) напрямую зависят от производительности труда:
/>, (3.14)
где
/> - командировочные расходы, наодного рабочего которые составляют 40 грн/день
/> - расходы на проживания одногорабочего, которые составляют 40-100 грн/день
/> - общее время проведение работ
/> - количестворабочих
Взявтаблицу (3.2) за объем работ, который указан в договоре, получим:
Объем работОбъем, м^2 № участка 1000 1 1100 2 1100 3 900 4 1200 5 1400 6
Подставив формул (3.14)в формулу (3.13) получим:
/>
/> =208000грн – цена договора
/> =65000грн – цена материала
/> =8000- налоги
/> =50,время за которое бригада из 6-ти человек, отремонтируют объект
/> =208000-65000-(40+100)*50*6-8000= 135000-42000=93000грн
/> =93000грн– прибыль.
После введения в работумодели оптимизации, получим:
/> =42,из этого следует:
/> =208000-65000-(40+100)*42*6-8000= 135000-35280=99720грн
Затраты связанные сорганизацией работы снизились на 16%
Прибыль увеличилась на7,23%
4. ОХРАНА ТРУДА
4.1 Инженерно — технические мероприятия
4.1.1 Вредные и опасныефакторы при работе с ПК и их влияние на организм человека
В настоящее время ПЭВМшироко применяются в различных областях человеческой деятельности, чтопозволяет освободиться от выполнения большого количества рутинных операций иповысить производительность труда. Несмотря на все положительные аспектымассового распространения ПЭВМ существует и ряд отрицательных факторов, выявлениекоторых, оценка влияния на человека и разработка мер по их устранению илиминимизации являются актуальными задачами на сегодняшний день. На нашемпредприятии можно выделить следующие:
1) Дисплеи выполненные на электронно-лучевых трубках, являютсяпотенциальным источником мягкого рентгеновского, ультрафиолетового,инфракрасного, видимого, радиочастотного, сверх- и низкочастотногоэлектромагнитного излучений.
2)Низкоинтенсивные электромагнитные излучения имеют место нарабочих местах пользователей ПК, которые не превышают допустимых значенийэлектрических и магнитных полей для диапазона частот 60кГц — 300мгц.Максимальный уровень напряженности электрического поля регистрируется у заднейпанели дисплея и несколько меньше на расстоянии 10 см от экрана и корпуса дисплея.
4) Визуальные параметры (неправильный подбор размера ицвета букв, фона, углового размера знака, который зависит как от типа шрифта,так и от его размера и т.п.).
5) Шумкомпьютера характеризуется собственношумом ПК и шумом принтера. Во-первых встречаются плохо работающие вентиляторыпроцессора (изнашиваются от времени или неопытные пользователи слишком плотноих прижимают к процессору ).
Во-вторых,на матричных принтерах, даже, если общий уровень шума не превышает предельнодопустимого, превышения в отдельных частотах и весьма значительные, обычноеявление.
6) Электростатическийпотенциал экрана. Воздейтвие на человека- притягивает и электризует пыль — человекее вдыхает — в результате стимулируется развитие онкологических заболеванийлегких.
7) Наличие пыли,озона, окислов азота и аэроионизации. В соответствии сГОСТ 12.1.005-88 содержание озона в воздухе рабочей зоны не должно превышать0,1 мг/куб. м; содержание окислов азота — 5 мг/куб. м; содержание пыли — 4мг/куб. г.
4.1.2 Мероприятия по борьбе с вредными и опасными факторамипри работе с ПК
Для борьбы с такими факторами, как рентгеновское,ультрафиолетовое, низкочастотное и др. излучениями требуется применять защитныйэкран или монитор более высокого качества.
Для предотвращенияутомления глаз при работе с ПК необходимо соблюдатьоптимальные параметры яркости, контраста, угловых размеров знаков, частотысмены кадров и других характеристик экранного изображения. Также необходимоделать периодически перерывы в работе, выдерживать визуальные параметры приработе с монитором. Установка шрифта должна быть неменее Arial Cyr 12.
Для борьбыс шумом ПК необходима регулярная смазкавентиляторов или при необходимости своевременная их замена. Для предотвращения шумапри работе с принтером необходима модернизация по возможностиматричного на лазерный принтер и применение средств шумопоглощения:негорючие или трудногорючие специальные перфорированные плиты, панели,минеральная вата с максимальным коэффициентом звукопоглощения в пределах частот31,5 — 8000 Гц, или другие материалы аналогичного назначения, разрешенные дляоборудования помещений органами государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора. Кроме того, необходимо применять подвесные потолки с аналогичными свойствами.
Для борьбыс такими факторами, как электростатический потенциал экрана, пыль и т.п.необходимо проведение мероприятий по проветриванию и уборке рабочего помещения.
4.2 Общие требования корганизации рабочего места пользователя ЭВМ
Организация рабочегоместа пользователя видеотерминала и ЭВМ должна обеспечивать соответствие всехэлементов рабочего места и их расположение эргономичным требованиям ГОСТ12.2.032. Площадь, выделенная для одного рабочего места с видеотерминалом илиПК, должна составлять не менее 6 кв. м, а объем — не меньше 20 куб. м.
Главными элементамирабочего места программиста являются письменный стол и кресло. Основным рабочимположением является положение сидя.
Рабочая поза сидявызывает минимальное утомление программиста. Рациональная планировка рабочегоместа предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов — средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще,расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.
Моторное поле — пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательныедействия человека.
Максимальная зонадосягаемости рук — это часть моторного поля рабочего места, ограниченногодугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевомсуставе.
Оптимальная зона — часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемымипредплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и сотносительно неподвижным плечом.
/>
рис. 4.1. Зоныдосягаемости рук в горизонтальной плоскости.
а — зона максимальнойдосягаемости;
б — зона досягаемостипальцев при вытянутой руке;
и — зона легкойдосягаемости ладони:
г — оптимальноепространство для грубой ручной работы;
д — оптимальноепространство для тонкой ручной работы.
Рассмотрим оптимальное размещение предметов труда идокументации в зонах досягаемости рук:
ДИСПЛЕЙ — размещается взоне а (в центре);
КЛАВИАТУРА — в зоне г/д;
СИСТЕМНЫЙ БЛОК — размещается в зоне б (слева);
ПРИНТЕР — находится взоне а (справа);
ДОКУМЕНТАЦИЯ:
1) взоне легкой досягаемости ладони — в (слева) — литература и документация,необходимая при работе;
2) ввыдвижных ящиках стола — литература, неиспользуемая постоянно.
При проектированииписьменного стола следует учитывать следующее:
· высотастола должна быть выбрана с учетом возможностисидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;
· нижняячасть стола должна быть сконструирована так, чтобы программист мог удобносидеть, не был вынужден поджимать ноги;
· поверхностьстола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зренияпрограммиста;
· конструкциястола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранениядокументации, листингов, канцелярских принадлежностей, личных вещей).
Высота рабочейповерхности рекомендуется в пределах 680-760 мм. Высота рабочей поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть 650 мм.
Большое значениепридается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуется высота сиденьянад уровнем пола должна быть в пределах 420-550 мм. Поверхность сиденья рекомендуется делать мягкой, передний край закругленным, а угол наклонаспинки рабочего кресла — регулируемым.
Необходимопредусматривать при проектировании возможность различного размещениядокументов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п. Крометого, в случаях, когда видеотерминал имеет низкое качество изображения,например заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700 мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450 мм). Вообще при высоком качестве изображенияна видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа иклавиатуры может быть равным.
Положение экрана определяется:
· расстояниемсчитывания (0.60 +0.10 м);
· угломсчитывания, направлением взгляда на 20 ниже горизонтали к центру экрана, причемэкран перпендикулярен этому направлению.
Должнапредусматриваться возможность регулирования экрана:
· новысоте +3 см;
· от10 до 20 относительно вертикали;
· влевом и правим направлениях.
Зрительный комфортподчиняется двум основным требованиям:
· четкостина экране, клавиатуре и в документах;
· освещенностии равномерности яркости между окружающими условиями и различными участкамирабочего места;
Большое значение такжепридается правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей поземогут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позепользователя видеотерминала следующие:
· шеяне должна быть наклонена более чем на 20° (между осью «голова-шея» иосью туловища);
· плечидолжны быть расслаблены;
· локти- находиться под углом 80° — 100°, а предплечья и кисти рук — в горизонтальномположении.
Причина неправильнойпозы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки длядокументов, клавиатура находится слишком высоко, а документы — слишком низко,некуда положить руки и кисти, недостаточно пространство для ног. В целяхпреодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше передвижнаяклавиатура, чем встроенная: должны быть предусмотрены специальные приспособлениядля регулирования высоты стола, клавиатуры, документов и экрана, а такжеподставка для рук. Характеристики используемого рабочего места:
· высотарабочей поверхности стола 750 мм;
· высотапространства для ног 650 мм;
· высотасиденья над уровнем пола 450 мм;
· поверхностьсиденья мягкая с закругленным передним краем;
· предусмотренавозможность размещения документов справа и слева;
· расстояниеот глаза до экрана 700 мм;
· расстояниеот глаза до клавиатуры 400 мм;
· расстояниеот глаза до документов 500 мм;
· возможнорегулирование экрана по высоте, по наклону, в левом и в правом направлениях;
Создание благоприятныхусловий труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест на производствеимеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения егопривлекательности, положительно влияющей на производительность труда. Окраскапомещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных условий длязрительного восприятия, хорошего настроения. В служебных помещениях, в которыхвыполняется однообразная умственная работа, требующая значительного нервногонапряжения и большого сосредоточения, окраска должна быть спокойных тонов — малонасыщенные оттенки холодного зеленого или голубого цветов.
При разработке оптимальных условий труда программистанеобходимо учитывать освещенность, шум и микроклимат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проанализированатехнологическая схема проведение ремонтных работ кровель промышленных зданий исооружений наплавляемыми кровельными материалами. На основе выполненногоанализа сформулирована содержательная постановка задачи назначенияприменительно проведению ремонтных кровельных работ.
2. Разработанаматематическая модель оптимального планирования распределения рабочегоперсонала по рабочим местам применительно к планированию кровельных работ.Модель представляет собой задачу нелинейного булевого программирования укоторой функцией цели является минимум общего времени затраченного напроведение работы. При этом учтены специфические технологические требования.
3. Разработаннаямодель в силу своей общности может быть использована для разнообразныхремонтно-строительных: работ по устройству кровли из металлочерепицы; работ поустройству кислотостойких полов в промышленных зданиях и сооружениях и др.
4. Проведеныработы по решению задачи назначении применительно к условиям фирмы ООО «НППРадон». Они показали, что предложенная модель позволяет сократить времяпроведения работы на 20% за счет учета специализации и квалификации рабочих.
5. Разработанаинформационная система, которая обеспечивает решение задачи назначения. Онатакже позволяет визуализировать результаты расчета в виде временных графиковработы каждого исполнителя.
6. Проанализированатехнологическая схема проведение ремонтных работ кровель промышленных зданий исооружений наплавляемыми кровельными материалами. На основе выполненногоанализа сформулирована содержательная постановка задачи назначенияприменительно проведению ремонтных кровельных работ.
7. Разработанаматематическая модель оптимального планирования распределения рабочегоперсонала по рабочим местам применительно к планированию кровельных работ.Модель представляет собой задачу нелинейного булевого программирования укоторой функцией цели является минимум общего времени затраченного напроведение работы. При этом учтены специфические технологические требования.
8. Разработаннаямодель в силу своей общности может быть использована для разнообразныхремонтно-строительных работ: работ по устройству кровли из металлочерепицы; работпо устройству кислотостойких полов в промышленных зданиях и сооружениях и др.
9. Проведеныработы по решению задачи назначении применительно к условиям фирмы ООО «НППРадон». Они показали, что предложенная модель позволяет сократить времяпроведения работы на 20% за счет учета специализации и квалификации рабочих.
10. Разработанаинформационная система, которая обеспечивает решение задачи назначения. Онатакже позволяет визуализировать результаты расчета в виде временных графиковработы каждого исполнителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моудер Дж., ФиллипсС. Метод сетевого планирования и организации работ (Перт) // — М-Л,: Энергия1966
2. Соколицын С.А., Дуболазов В.А.,Домченко Ю.Н. Многоуровневая система оперативного управления ГПС вмашиностроении. – СПб.: Политехника, 1991. – 208с.
3. Дуболазов В.А. Оперативно-календарноепланирование на промышленном предприятии. – С-Пб, 2000. – 36 с.
4. Козловский В. А.,Маркина Т. В, Макаров В. М. Производственный и операционный менеджмент.Практикум. — СПб: “специальная литература”, 1998. — 216 с.
5. Перов В.Л., ЕгоровА.Ф., Фам Куанг Баг. Календарное планирование в многопродуктовых периодическиххимических производствах. Модели, методы и алгоритмы решения.: Учебное пособие.МХТИ им. Д. И. Менделеева., М, 1992, -40 с.
6. Конвей Р. В.,Максвелл, Миллер Л. В. Теория расписаний. М.: Наука, 1975.- 360 с.
7. Танаев В. С., ШкурбаВ. В. Введение в теорию расписаний. М.: Наука. 1975.- 256 с.
8. Глухов В. В.,Медников М. Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. –СПб.: Издательство “Лань”, 2000.- 480 с.-
9. Макаров И.М. и др.Теория выбора и принятия решений. М.: Наука, 1987.
10. Шокин Ю.И.Интервальный анализ. — Новосибирск: Наука, 1981.
11. Райфа Г. Анализрешений: Пер. с англ. — М.: Наука, 1977. — 406 с.
12. Орлов А.И. Задачиоптимизации и нечеткие переменные. — М.: Знание