Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Финансовый менеджер

Содержание:
Введение
3
1. Роль финансов предприятий и финансового менеджера в современной рыночной экономике
1.1 Аспекты финансовой деятельности предприятий
1.2 Разнообразие форм собственности предприятий и их влияние на организацию финансов предприятий.
2. Квалификационная характеристика финансового менеджера
3. Функции финансового менеджера
3.1. Планирование финансов
3.1.1. Понятие планирования
3.1.2. Цели планирования
3.1.3. Организация планирования
3.1.4. Процесс планирования
3.2. Прогнозирование
3.3. Организация
3.4. Регулирование
3.5. Стимулирование
3.6. Координация
3.7. Управление финансами
3.7.1. Управление активами
3.7.2. Управление текущими активами
3.7.3. Управление основными активами
3.8. Контроль
3.9. Анализ финансового состояния предприятия и данные, используемые при анализе
Заключение
Список литературы

5
5

8
10
12
12
12
14
16
17
18
19
19
19
20
20
20
21
22
22

23
28
29


Введение
Рыночная экономикав Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу иконкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.Конкурентоспособность предприятию, акционерному обществу, любому другомухозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движениемкапитала и финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.
 В соответствии с Российским законодательствомс 1995 года на территории страны могут создаваться и действовать следующие видыпредприятий:
--Товарищества,как объединения лиц, непосредственное участие учредителей в их действияхобязательно:
-- Общества, какобъединения капитала.
--формапроизводственных кооперативов, как форма участия в производстве обычныхграждан, а не предпринимателей.
--государственныепредприятия
Хозяйственноеобщество может быть трех видов:
1. Акционерноеобщество;
2. Хозяйственноеобщество с ограниченной ответственностью;
3. Хозяйственноеобщество с дополнительной ответственностью.
Разнообразие формсобственности, возникновение в России фондового рынка подразумеваетвозникновение обширных финансовых отношений между участниками рынка
 Финансовые отношениявозникают:
- междупредприятиями и организациями в процессе формирования и распределения валовогодохода, при оплате поставок, реализации готовой продукции;
- при выпускеи  распространении  акций предприятия,  взаимномкредитовании, долевом участии;
- междупредприятиями и отдельными работниками в процессе  использования дохода;
- междуюридическими, физическими лицами и банковской системой;
-между предприятиями и иностранными партнерами прииспользовании валютного фонда.
 Аспекты финансовойдеятельности предприятий
1. Регулированиегосударством  производственной  и экономической деятельности предприятий посредством экономических рычагов, в первую очередь налоговой и кредитно-денежной политикой.
2.самостоятельность  предприятий  во всех вопросах,  кроме особо предусмотренныхзаконодательством.
3. Самофинансированиеи прибыльность работы предприятия.
4. Созданиефинансового резерва (фонда риска) на предприятиях.
6. Предприятиевправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видоврасчетных, кредитных и кассовых операций.
7.Предприятие  вправе самостоятельноосуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии сзаконодательством.
8. Формы, системаи размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды ихдоходов  устанавливаются  предприятием самостоятельно. Предприятия обеспечивают минимальный размер оплаты трудаи социальной защиты работников независимо от видов собственности иорганизационно-правовых форм предприятия.
9. Предприятиесамостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективыразвития,  исходя из спроса напроизводимую продукцию и необходимости производственного и социального развитияпредприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляютдоговора, заключенные с потребителями продукции.
10. Предприятияреализуют свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе,  а  в  случаях, предусмотренных законодательством,по регулируемым государством ценам.
11. Предприятие,независимо от его организационно правовой формы, ведет бухгалтерскую истатистическую отчетность в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.
12. За нарушениекредитных, договорных, расчетных, налоговых обязательств, а также за нарушениеиных правил  предпринимательской  деятельности, предприятие  несет ответственность в соответствии сзаконодательством. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненныйнерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнениемокружающей среды.
13. Предприятиеможет быть учреждено либо по решению собственника имущества, либо по решениютрудового коллектива государственного  илимуниципального предприятия в случаях и в порядке,  предусмотренных законодательством.Предприятие может быть учреждено в результате выделения из  состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделенийс сохранением за данным структурным подразделением существующих обязательствперед предприятием и партнерами. Предприятие может быть учреждено врезультате  принудительного  разделения в соответствии с антимонопольным законодательством.
14. Прекращениедеятельности предприятия может осуществляться  в виде еголиквидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую  форму). Предприятие ликвидируется вслучаях:  а) признания банкротом;  б) принятия решения о запрете деятельностипредприятия из-за невыполнения условий, установленных  законодательством;  в) признания судом недействительнымиучредительных документов и решения о создании предприятия.
15. Предприятиямогут объединяться в союзы,  объединения,концерны, и т.д. в целях координации деятельности, защиты прав, установленияединой ценовой политики и т.д.
Финансовыйменеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватываетсистему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма вобласти финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующегосубъекта. При малом бизнесе для управления финансами достаточна квалификациябухгалтера или экономиста, так как финансовые операции не выходят за рамкиобычных безналичных расчётов, основой которых является денежный оборот.Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса. В большом бизнеседействует закон перехода количества в качество. Большому бизнесу требуетсябольшой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции(работ, услуг). При среднем и большом бизнесе, объём и размах деятельностикоторого измеряются значительными суммами, преобладают финансовые операции,связанные с инвестициями, движением и преумножением капитала. Для управленияфинансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальнойподготовкой в области финансового бизнеса- финансовые менеджеры( финансовыедиректора). Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджерприобретая опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка становится ключевойфигурой бизнеса. В России происходят глубокие экономические перемены,обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессовмирового развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управленияэкономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.
Рыночная экономика, при всемразнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, чтопредставляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемоегосударственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночныхотношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играютфинансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важныйинструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогдаважна работа финансового менеджера
Подъём экономики России невозможнопредставить без участия в этом высококвалифицированных кадров с обширнымитеоретическими знаниями и хорошей практической школой, позволяющей имосуществлять объективную защиту интересов инвесторов, аукционеров, заимодателейи прочих участников финансовых отношений. Вот почему в настоящее время в Россииуделяется много внимания подготовке и обучению профессионалов в сферефинансовой деятельности.
Данная курсоваяработа направлена на изучение места занимаемое финансовым менеджером  на предприятии и в современной рыночнойэкономике, особенности требований предъявляемых к финансовому менеджеру,сущности его работы и его функций. Работа призвана осветить ту громадную роль которую выполняет финансовыйменеджер на предприятии.
Глава 1. Сущность и теоретические основы деятельности финансовогоменеджера.
1.1 Квалификационная характеристика финансового менеджера.
Квалификационнаяхарактеристика финансового менеджера предъявляет к нему требования в областиего теоретической подготовки и практических умений работы. Квалификационнаяхарактеристика состоит из двух разделов: «Должен знать» и «Должен уметь».
Должен знать:
1.  Теориюменеджмента.
2.  Теорию финансов,кредита и денежного обращения.
3.  Теорию финансовогоменеджмента.
4.  Бухгалтерскийучет.
5.  Экономическуюстатистику, действующую статистическую учетность.
6.  Действующеезаконодательство РФ в области финансовой, кредитной, валютной банковской ибиржевой деятельности.
7.  Основныенормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономическойдеятельности.
8.  Виды ценных бумаги порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей.
9.  Правила и порядокпроведения операций на внутреннем финансовом рынке РФ.
10.Основы совершенияопераций на международном финансовом рынке.
11.Основы экономикихозяйствующего субъекта.
12.Методологию иметодику экономического анализа.
13.Делопроизводство икорреспонденцию.

Должен уметь:
1.  Читатьбухгалтерский баланс.
2.  Разбираться встатистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта.
3.  Разбираться вфинансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати.
4.  Анализировать результатыпроизводственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующегосубъекта.
5.  Анализировать иоценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала.
6.  Прогнозироватьрезультаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения.
7.  Разрабатыватьпрограммы использования финансовых ресурсов.
8.  Составлятьфинансовый план.
9.  Составлять отчетпо использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансовогоплана.
10.Подготавливатьдокументы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службуи другие органы управления.
11.Вести переписку пофинансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами.
12.Осуществлятьконтроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, заэффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальныхактивов, оборотных средств.


1.2. Функции финансового менеджера.
1.2.1 Планированиефинансов.
Понятие планирования.
Финансовоепланирование — это планирование всех его доходов и направлений расходованияденежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планированиеосуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания иназначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Исходяиз этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие иоперативные.
Примеромсочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, которыйпринято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании новогопредприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляетсяна период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на болеедлительные периоды не могут быть достоверными.
Бизнес-планне является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегиифинансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях кучастию в создании нового предприятия или финансированию новой производственнойпрограммы.
Составлениебизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, таккак он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практическогоосуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов.Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средстваинвесторов и снижает вероятность банкротства. [
Руководствопредприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должноосуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в областикредитной и  инвестиционной политики имного другое.
Необходимодобиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе былабы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющемзаинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев,кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности вбудущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.
Какправило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значениенекоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу.Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретениеэлементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортиментавыпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия намного лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), гдестепень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планыдолжны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являютсякраткосрочные планы.
Восновном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело сплановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такойпротяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизнипредприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебанияконъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные иликвартальные бюджеты (планы).
Невозможновыработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первуюочередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемыхрасчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценитьстепень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельныхзапланированных действий.

Цели планирования.
Целипланирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планированияможет придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Бюджеткак  экономический прогноз. Руководстволюбого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какиезадания в области экономической деятельности оно может запланировать наследующий период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группызаинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования крезультатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельностинеобходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполненияпоставленных задач. Это относится, например, к планированию в областипривлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала ит.п.) и определения объема инвестиций.
Бюджеткак основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете плановнеобходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия.Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять такназываемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяетсяпоказателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этихотклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельностипредприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либообластях деятельности предприятия намеченные планы выполняютсянеудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когдаокажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходныхположений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации обэтом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способвыполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджеткак средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостныхпоказателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья илитовара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должнабыть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельныхмероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой ценыпоставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции — отожидаемого объема реализации; величина отпускной цены — от того, каких объемовзакупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджеткак основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период,необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этотпериод. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикамплана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем втой ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Бюджеткак средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятиябюджета (плана)   подразделения служитсигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этогоподразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленныебюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются,руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализациипроцесса принятия оперативных решений.
Организация планирования.
Организацияпланирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях несуществует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова,и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. Накрупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должнапроизводиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделенийсосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок,реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях ивыдвигаются предложения относительно тех действий, которые было быцелесообразно предпринять в будущем.
Бюджетыподразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете,например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытиянеобходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобыобеспечить действенную систему координации, на многих предприятияхразрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержитсяповременной план, а также распределение обязанностей  и ответственности при расчете бюджетныхпоказателей.
Влитературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемыорганизации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). По методу  break-down работа по составлению бюджетовначинается “сверху”, т.е. финансовый менеджер предприятия определяет цели изадачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во всеболее детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структурыпредприятия,  форме включаются в планыподразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчетпоказателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем ужеруководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единыйбюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общийбюджет (план) предприятия.
Методыbreak-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практикене целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование исоставление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимопостоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
            Процесспланирования.
Предприятиедолжно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономическихобластях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовомположении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являютсяцентральными элементами внутрифирменного планирования.
Планированиепотребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводитьпланирование использование  какосновного, так и оборотного капитала. Важным фактором планированияиспользования оборотного капитала является планирование времени поступлениядохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрыватьрасходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.
Планированиепотребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станкиизнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование,компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Этоозначает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегическогопланирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки ирасширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности вкапитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основныхисследований по производственным методам.
Планированиеисточников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доходот продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача преждевсего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именнов  то время, когда возникает такаяпотребность.
Качественноепланирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не толькововремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который можетих предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, длякоторой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так какнельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций илипоступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продаватьакции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставкивысоки и т.д.
1.2.2 Прогнозирование.
Прогнозированиев финансовом менеджменте -разработка на длительную перспективу изменений финансовогосостояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование в отличие отпланирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практикеразработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденьесоответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является такжеальтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющаявариантность развития финансового состояния объекта управления на основенаметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переносапрошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так ипрямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требуетвыработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма иинтуиции, а также применения гибких экстренных решений.
1.2.3 Организация.
Функцияорганизаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместнореализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. Кпоследним относятся создание органов управления, построение структуры аппаратауправления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями,разработка норм, нормативов, методик и т.п.
1.2.4 Регулирование.
Регулированиев финансовом менеджменте -воздействие на объект управления, посредствомкоторого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случаевозникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватываетглавным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений отграфиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.
1.2.5 Стимулирование.
Стимулированиев финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы кзаинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулированияосуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей взависимости от количества и качества затраченного труда.
1.2.6 Координация.
Координацияв финансовом менеджменте -согласованность работ всех звеньев системыуправления, аппарата управлени


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.