Реферат по предмету "Философия"


Интуитивизм

Интуитивизм чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция Для более полного понимания гносеологических воззрений Н. О. Лосского необходимо изложение метафизических построений философа, наиболее полно изложенных в статье Типы мировоззрений. Возвращаясь к традиции классической европейской философии, он видит в философии науку, отличающуюся от частных наук всеобщностью и глубиной оснований

Метафизика есть наука о мире как целом она дат общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нм. Выделяя в метафизике три раздела - онтологию, исследующую элементы, из которых слагается вселенная космологию, изучающую мир как систематическое целое и естественную теологию, исследующую вопрос о Сверхмировом начале, Абсолютном - автор последовательно излагает наиболее общие сложившиеся в этих разделах философского мировоззрения представления, последовательно подводя читателя к разделяемому им философскому

мировоззрению. Приведу вкратце эту систему взглядов. В философии словом событие принято называть всякое состояние вещей, возникающее и исчезающее во времени. Процесс есть связный ряд событий. В событиях и процессах следует различать содержание и форму - все они имеют форму времени, т.е. имеют некую продолжительность с различным содержанием содержание, например, сверкания молнии, есть свет, тогда как форма - секунда времени.

Итак, время есть форма событий, оно делимо до бесконечности, но отнюдь не являет собой сумму бесконечного множества моментов, время более чем непрерывно оно - сплошное. Самым важным свойством времени является внеположность его частей в отношении друг к другу, что влечт раздробленность содержания всякого события и процесса, в силу их временной формы. Таким образом, содержание события в каждый следующий момент есть нечто новое в сравнении с предыдущими

моментами, вся окружающая среда ежемгновенно меняется. Рассматривая вопрос о пространстве как форме материальных процессов, Лосский подчркивает его неразрывную связь со временем, ежемгновенное рождение нового пространства. Зададимся вопросом, состоит ли весь мир только из событий и процессов, которые, имея форму времени, обладают свойством непрерывной исчезаемости, или же в мире существует такое бытие, которое не имеет

временной формы и потому существует, пребывая как нечто постоянное. Всякое событие возникает под влиянием какой-либо причины, но сами события не могут обладать силой творить новые события, непрерывно исчезая. Таким образом события творятся существами без временной формы, примером такого существа является я каждого человека Я есть источник и носитель событий они возникают и исчезают во времени но сам я не возникаю и не исчезаю во времени, я есмь то же самое я, я стою выше времени,

от меня зависит, сколько времени я совершаю акт внимания. Следовательно, я как творец временной формы своей жизни есть существо сверхвременное. Сверхвременное существо, творец своих состояний во времени и носитель их назван словом субстанция, для акцентирования внимания на активности этого существа, Лосский называет его субстанциальным деятелем, сверхвременным и, как нетрудно понять, и сверхпространственным.

Философ Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, Бог, и, следовательно, весь мир есть проявление Бога. Лосский не согласен с этим учением, имея центром своей метафизики понятие личности, наделнной свободной волей, жизненной силой и творческой потенцией Личность есть центральный онтологический элемент мира и желая укоренить личность в самом фундаменте бытия с помощью учения о субстанциальных деятелях.

В мире существует много субстанциальных деятелей, ибо многие события не согласованы друг с другом и представляют собой борьбу деятелей друг против друга. Всякий субстанциальный деятель не есть душа, производящая только душевные процессы, и не материя, производящая лишь процессы материальные, он способен производить и те и другие процессы, это существо метапсихофизическое. Автор предполагает наличие некоторой иерархической системы среди субстанций и, например, под словом

тело можно подразумевать группу субстанциальных деятелей, подчиннных более развитому деятелю и служащих ему органами. смерть есть разлучение нашего я с союзным телом, а не утрата способности производить пространственные акты. Последним важным моментом в онтологических построениях Лосского является отыскание в основе содержания событий чего-либо более основного, не сверхвременного, но уже и не временного. В этом вопросе он обращается к разработанному

Платоном учению о невременных и непространственных идеях. Например, числа, величины и их отношения суть невременные и непространственные идеи, единые для всех предметов всего мира. Идеи есть своеобразный вид бытия, они, в отличие от живых существ, не живые, а лишь формы действования живых существ субстанциальные деятели есть их носители. Идеи во всех деятелях не просто схожи, а буквально тождественны.

И в этом смысле их носители сращены, то есть субстанциальные деятели единосущны друг другу. Подытоживая сказанное, можно выделить два слоя бытия в мире 1.события, имеющие временную или пространственно-временную форму, называемые реальным бытием. 2.сверхвременные субстанциальные деятели и невременные идеи, их объединяем в понятие идеальное бытие. Идеи Лосский называет отвлечнно-идеальным бытием, глубоко отличные от них субстанциальные деятели называемы

конкретно-идеальным бытием. Разобравшись с онтологическими построениями философа, следует сказать несколько слов о его космологии, то есть как слагается система мира из элементов. Лосский стоит на позициях органицизма, утверждающего, что целое есть нечто основное, а элементы зависят от целого, обладающего свойствами, отсутствующими у элементов. У Лосского интересно представлено различие органического и неорганического миропонимания на примере

государства Сторонник неорганического учения понимает жизнь государства как сумму физиологических и психических состояний отдельных граждан государства. В войне они видят славолюбие полководца, трусость воина и т.п. Сторонник органического миропонимания находит в составе войны перечисленные состояния, но выше их он усматривает социальную действительность. Во главе государства стоит душа народа, субстанциальный деятель,

гораздо более высокоразвитый, чем граждане государства. Как мы видим, в этом вопросе Лосский является продолжателем идей соборности и целостного разума Хомякова и Киреевского и принципов всеединства и богочеловечества Вл. Соловьва. Весь мир есть органическое целое в силу единосущия субстанциальных деятелей, так тесно связанных друг с другом, что все состояния каждого из них существуют и для всех остальных деятелей.

Каждый деятель живт жизнью целого мира. В этом смысле весь мир построен так, что вс имманентно всему, то есть все существа бессознательно или сознательно имеют при себе жизнь друг друга. Именно этот центральный тезис философской системы Лосского, вс имманентно всему, позволяет ему аргументированно выстроить свою теорию познания, известную под названием интуитивизма. Интуитивизм, словами автора, есть учение о том, что познаваемый предмет,

даже и в случае знания о внешнем мире, вступает в сознание познающего индивидуума в подлиннике самолично и потому познатся так, как он существует независимо от акта познания. Термином интуиция обозначается это непосредственное созерцание предмета познающим субъектом, имение в виду предмета в подлиннике, а не посредством копии, символа, конструкции. Рассматриваемое философское учение по существу сходно с представлением о знании, называемым наивным

реализмом, к которому склонны дети и лица, не занимающиеся философией. Они считают, например, что шум ветвей сосны наполняет собой окружающее пространство независимо от того, есть ли слушатели этого события, и не полагают сосну психическим деревом. Но важно понимать, что непосредственная данность предмета отнюдь не влечт совершенного знания о предмете по желанию. Первичная данность, называемая Лосским гносеологической координацией между индивидом и познаваемым

им миром, ещ не есть познание для достижения знания, выразимого в суждении и содержащего истину, нужны ещ акты внимания, различения, иногда воспоминания. Каждый предмет бесконечно сложен и связан с целым миром, тогда как каждый акт различения дат знание о какой-нибудь малой стороне предмета, и чтобы познать предмет, нужно направить на него бесконечное множество актов сознания и различения. Но в силу ограниченности человека знание всегда остатся фрагментарным.

Имманентность всего всему есть необходимое, а не достаточное условие возможности знания о предметах внешнего мира. Когда мы воспринимаем или мыслим какой-либо предмет, необходимо различать в этом процессе две стороны - субъективную и объективную. Субъективная сторона состоит из уже упомянутых актов сознавания, различения, припоминания, а объективной стороной может быть любое бытие из состава мира, описанного выше. Стало быть, существует много видов интуиции, опыта.

Можно наблюдать чувственные качества предметов, цвета, звуки это - чувственная интуиция, и данные этого опыта, цвета, звуки суть не субъективные психические состояния человека, а свойства самих материальных процессов внешнего мира. Можно наблюдать идеальную сторону мира, напр. математические идеи это - интеллектуальная интуиция, умозрение. Можно иметь опыт, направленный на металогическое конкретно-идеальное бытие это - мистическая интуиция. Остановимся конкретнее на каждом из указанных видов интуиции.

Начнм с чувственной интуиции, т.е. созерцания, осуществляемого при участии органов чувств. Наиболее принципиальным в этом аспекте познания, признаваемом подавляющим большинством философов, является вопрос о субъективности чувственных качеств и всего состава восприятия. Основные группы фактов, побуждающих к таковому учению, выделяемые Лосским, следующие 1.различные раздражения, действуя на один и тот же орган чувств, вызывают восприятие

одного и того же типа чувственных качеств. 2.одно и то же раздражение, действуя на различные органы чувств, вызывает восприятие различных чувственных качеств. 3.два наблюдателя нередко воспринимают один и тот же предмет неодинаково. Все эти доводы опровергаются интуитивистами, исходя из сложности процессов и ограниченности выборки, речь о которых шла выше. Действительно, в первом случае, хотя раздражения и различны, но вполне возможно,

что в их составе есть однородная сторона, которую и воспринимает раздражаемый орган чувств. Аналогично объясняется и обратное явление, коли транссубъективный состав раздражения сложен и воспринимается лишь часть этого сложного состава, то разные органы воспринимают различные стороны процесса. Теми же соображениями объясняются и различия в восприятии одного предмета - из сложного состава внешнего предмета один наблюдатель опознат одну сторону его, другой - другую.

Акты выбирания субъективны, но выбираемое транссубъективно. Акт чувственной интуиции всегда сопутствуется интеллектуальной интуицией Воспринимая яблоко, мы находим в нм единство таких свойств его, как цвет, тврдость, аромат и принадлежность их к субстанции единство, принадлежность, субстанция - вс это идеальные стороны предмета, доступные только интеллектуальной интуиции, умозрению. Даже когда мы воспринимаем и опознам только цвет в восприятии

соучаствует интеллектуальная интуиция цвет сознатся как определнность, нечто иное, чем все остальные определнности, что уже есть идеальный аспект предмета. В интеллектуальной интуиции также следует различать субъективную и объективную стороны - интенциональный акт интуиции и идеальный предмет, на который он направлен понимание и понимаемое - для правильного осознания смысла восприятия отношения между идеальным. Коль скоро установлено, что чувственные данные транссубъективны,

то и идеальные отношения, без которых их содержание неосуществимо, тоже транссубъективны. Мышление не создат их, а находит в предмете, открывает их путм интеллектуальной интуиции. Идеальные формы реального бытия не временны они не действования, а способы действования субстанциального деятеля. Следует отметить, что непосредственное усмотрение законосообразностей идеальных предметов никогда не бывает ошибочным, но может легко оказаться содержащим в себе недостаток знания.

Так, в пятом постулате Евклида не было опознано, что он имеет силу для пространства с постоянной кривизною, равною нулю. Однако и не внося в постулат этого ограничения, те лица, которые мыслили его, имея в виду евклидовское пространство, нисколько не заблуждались. Только тогда, когда лицо, мыслящее этот постулат, придат ему слишком широкий объм, например, когда противники Лобачевского воображали, что пятый постулат имеет силу для всякого пространства, они ошибались.

Но наиболее важным и ценным моментом гносеологии Лосского является учение о мистической интуиции, познании внелогических, металогических форм бытия. В чувственной и интеллектуальной интуиции познатся бытие, определнное согласно законам тожества, противоречия и исключнного третьего. Определнность, соответствующая этим законам, есть онтологическая форма, характерная для проявлений субстанциальных деятелей в пространстве и времени и отвлечнно-идеальному бытию.

Эту форму можно назвать логической, как необходимую для познаваемости предметов и выразимости их в суждениях. Но есть и металогическое, конкретно-идеальное бытие, все субстанциальные деятели в основе своей металогичны. Их много, каждый есть самостоятельное существо, но с другой стороны они составляют систематическое единство космоса. Но такая соотнеснность их друг с другом влечт существование Сверхсистемного и Сверхмирового начала, стоящего выше субстанциальных деятелей и придающего им характер

единства. Мистическая интуиция и есть познание в подлиннике сверхпространственных и сверхвременных субстанциальных деятелей, среди них и Сверхсистемного начала, равнопервоначального им по своему бытию, а также запредельного трансцендентного Бога. Возможны различные степени глубины опознания субстанциальности своего я, металогического начала. Чаще всего встречается полное неумение усмотреть свою субстанциальность, например, Юм считал я связкой различных перцепций. Первый проблеск знания о субстанциальности я дат интеллектуальная

интуиция, позволяющая усмотреть второстепенный признак субстанции - что она есть точка объединения множества событий и качеств. Для глубинного проникновения в субстанциальное содержание я необходима мистическая интуиция, открывающая сверхкачественную творческую силу я, значительность я, потенцию бесконечного множества определнных содержаний, раскрывающая я даже за вычетом эмпирических качеств и проявлений во времени как конкретное индивидуальное существо. Здесь отмечает

Лосский мы дошли до того аспекта бытия, который невыразим в понятиях и в каждом данном случае может быть только обозначен именем собственным. Только в отношении к ближайшим нам любимым личностям, к примеру, родным или своей нации, достигается полное приобщение к их индивидуальности и подлинное право обозначать их именем собственным. Полное же проникновение в глубины индивидуума есть сердцеведение, доступное лишь Богу. Даром глубокого проникновения в чужую душевную жизнь, т.н. прозорливостью, обладают святые.

Лосский приводит множество соответствующих примеров, имея своей целью показать развитость мистической интуиции у святых, в достаточной степени преодолевших ограниченность психо-материального царства и через связь с Божественным миром дошедших до восстановления целости, соборности духа как необходимого аспекта осознания своеобразия я в индивидуальном целостном приятии всего мира с Богом во главе. Очень принципиален, по Лосскому, вопрос о возможности религиозного опыта, особого вида

мистической интуиции, направленной на созерцания подлинного, хотя и абсолютно трансцендентного, Бога. Ни в каком богословии нет ни малейшего намка на хотя бы частичное единосущие между богом и сотворнными им субстанциальными деятелями, что не позволяет решить вопрос о религиозном опыте аналогично вопросу о познании других субстанциальных деятелей, частично единосущных и потому имманентных друг другу. Но, перекликаясь в этом вопросе с Вл. Соловьвым, Лосский пишет

При творении мира Второе Лицо Св. Троицы, Логос, присоединил к Своей Божественной природе ещ и человеческую природу и стал Небесным Богочеловеком. Мало того, в определнный период мировой истории Небесный Богочеловек ещ более снизошл к миру и воплотился на Земле как Богочеловек Иисус Христос. Своею человеческою природою

Иисус Христос единосущен тварным субстанциальным деятелям, а Своею Божественной природой Он единосущен Богу-Отцу и Богу-Духу Святому. Богочеловек служит посредником между миром и Богом, обуславливая возможность религиозного опыта. Заканчивая изложение основ интуитивизма, отмечу, что эта теория утверждает максимальную близость знания

к познаваемому предмету истина есть обладание в сознании самим предметом в подлиннике, и весь состав суждения о предмете есть самосвидетельство предмета о себе. У Лосского, как и у Вл. Соловьва, мы сталкиваемся с утверждением о том, что, хотя данные чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции глубого различны, но лишь одновременное осмысление данных всех этих трх гносеологических компонентов позволяет нам приблизиться к познанию истины.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. С. Холманский Физика мозга человека имеет две составляющие базовую физику общую для всех млекопитающих и физику мышления, присущую только человеку. Развитие ментальной составляющей структурно-функциональной орган
Реферат Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Реферат Особенности современного политического процесса в России на современном этапе
Реферат Муравьевы (декабристы)
Реферат Актерское мастерство + техника речи основы успешного публичного выступления мастер коммуникации
Реферат Disorders Essay Research Paper DEFINITIONOsteogenisis imperfecta OI
Реферат Сексология и психиатрия
Реферат Принципы современного менеджмента на примере корпорации "SHARP"
Реферат Carmen Essay Research Paper Georges BizetGeorges Bizet
Реферат Early marriages
Реферат Analysis Of Isaav Asimov
Реферат Изучение динамики процесса заучивания
Реферат анализ воспитательного мероприятия
Реферат Европейский союз и Россия
Реферат Гардинг, Уоррен