Реферат по предмету "Экономика"


Анализ годового плана экономического развития предприятия на примере ООО "Пансионат "Югра"

Федеральное агентство по образованию
НОУ Институт современных технологий и экономики (ИСТЭК)
Кафедра Экономики и менеджмента
Факультет Финансово-экономический
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование на предприятии»
на тему: «Анализ годового плана экономического развитияпредприятия на примере ООО «Пансионат «Югра»»
Выполнил студент группы О5-ТЭТ-01
Токарев Валерий Юрьевич
Допущена к защите
Руководитель (нормоконтролер) работы
А.Н. Шинкевич
2008 г.

Федеральное агентствопо образованию
НОУ Институтсовременных технологий и экономики (ИСТЭК)
Кафедра экономикии менеджмента
Факультет финансово-экономический
Задание
на курсовоепроектирование
Студенту Токареву Валерию Юрьевичу группы 05-ТЭТ-01
факультет Финансово-экономический
специальность 08.05.02-экономика и управление напредприятии
Тема работы «Разработка годового плана экономическогоразвития предприятия на примере( ООО «Пансионат «Югра»)»
Содержание задания: введение, теоретические основыпланирования на предприятии, разработка годового плана экономическогоразвития, основные показатели деятельности предприятия в планируемом году,заключение, список использованных источников
Объем работы: 40 – 45 с
Рекомендуемая литература
Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В2ч. Ч.1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание»,2000.-312с.
Горемыкин В.А. Планирование на предприятие: Учебник. –М.: ИНФРА – М, 2000. – 328с.
Срок выполнения с « »__________по« »_______________2008 г
Срок защиты: по« »_______________2008 г
Дата выдачи задания « »_______________2008 г
Дата сдачи работы на кафедру « »_______________2008 г
Руководитель работы_____________________ (А.Н. Шинкевич)
Задание принял студент___________________(В.Ю.Токарев)

Реферат
Курсовая работа с.56, рис.2, табл.19, источников 10,приложение 1
СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ, ГОДОВОЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ,ОТЧЕТНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
Тема: Разработка годового плана экономического развитияпредприятия (на примере ООО «Пансионат «Югра»).
Объект: фирма ООО «Пансионат «Югра».
Цель: изучение основ планирования деятельности наконкретном предприятие и выявление у предприятия резервов повышенияэффективности его производительности. Показать необходимость и большуюэффективность перспективного планирования деятельности предприятия.
В работе широко освещены теоретические основыпланирования экономического и социального развития предприятия, а именно:задачи и роль планирования производственно-хозяйственной деятельностипредприятия, экономические условия формирования планов, основные показателиплана экономического.
На основе проведенных исследований и полученных данных вконце работы приведены конкретные предложения по усилению действенностипланирования на предприятии в части изыскания резервов для повышенияэффективности производства в рыночных условиях. В результате проведенияпредлагаемых мероприятий на предприятии ожидается экономический эффект 932,706тыс.руб.

Содержание
Введение
1.Методологические основы планирования в рыночной экономике
1.1 Рольи место планирования в управлении предприятием
1.2Формы и виды планирования. Факторы влияющие на их выбор
1.3Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации
2.Разработка годового плана экономического развития предприятия на 2009 г
2.1Краткая характеристика предприятия и исходные данные для разработки планаэкономического и социального развития предприятия
2.2Планирование технического и организационного развития
2.3Планирование производственной программы
2.4Планирование материального обеспечения производства
2.5Планирование труда и заработной платы
2.6Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
2.7Планирование социального развития коллектива
2.8План по охране природы и окружающей среды, рациональному использованию природныхресурсов
3Сводные показатели проекта плана экономического и социального развитияпредприятия
Заключение
Списокиспользованных источников
ПриложениеА

Введение
Современный кризис экономики – это, прежде всего, кризисее производственной сферы, основным звеном которой является предприятие. Всенаправления реформирования экономики в той или иной мере затрагиваютпредприятие. Именно здесь находится центр всех преобразований. Реформироватьпредприятия приходится в сложных условиях, которые характеризуются высокойстепенью зависимости от импорта сырья и энергоносителей, дефицитом оборотныхсредств, ограниченностью бюджетных средств, которые могут быть выделены длястимулирования сферы материального производства.
В то же время практика показывает, что на неритмичноработающих предприятиях организация планирования, как правило, находится нанизком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностьюхозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы ихреализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему внутрифирменногостратегического планирования.
Не все фирмы пользуются официально принятыми системамипланирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведьформальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут и системное осмысливаниеситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точнаяпостановка задач и проч. Все это должно привести к повышениюконкурентоспособности и росту прибыли.
В условиях динамизма внешней среды стало практическиневозможным обеспечивать нормальную работу предприятий, обращая внимание тольколишь на текущую ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение процессов,происходящих во внешней среде, изменение позиций поставщиков и потребителей,возрастание конкуренции, интенсивное научно – технологическое развитие приводятк тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию иадаптироваться к ней. Концепция стратегического планирования позволяетвыработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий крыночным условиям хозяйствования.
Процесс планирования начинается с ясного понимания того,что же нужно делать. Он начинается с общих целей, что дает возможность выбратьнаправление работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Ониполучают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач.
В данной работе будет подробно рассмотрен процесспланирования деятельности гостинично-ресторанного предприятия, его сущность,стоящие перед ним задачи, доказана важность планирования для эффективногоуправления предприятием индустрии гостеприимства.
В качестве объекта исследования рассматриваютсяпредприятие ООО «Пансионат « Югра», функционирующие в условиях конкурентногорынка.
Предметом исследования является совокупностьтеоретических и методических вопросов формирования системы планирования фирмыООО «Пансионат «Югра».
Целью курсовой работы является разработка годового планаэкономического развития предприятия ООО «Пансионат «Югра».

1. Методологические основыпланирования в рыночной экономике
1.1 Роль и место планирования вуправлении предприятием
Прежде чем начать какое-либо дело человек должентщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощьюкаких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могутоказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадиейуправления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесспостановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадиямпостановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование.Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели ходапроизводственного процесса, направленного на достижение главной целипредприятия [1].
Успех предпринимательской деятельности во многом зависитот качества внутрифирменного планирования, включающего определениеперспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждыйпредприниматель должен решить три задач: что, как и для кого производить. Неимпровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовкапринятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценкиальтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса(рисунок 1) [2].
Для применяемых в курсовой работе терминов нами принятыследующие определения.
План в самом общем смысле слова – это образ чего – либо,модель будущего, система мер, направленная на достижение поставленных целей.
План предприятия ( фирмы, компании) – заранееразработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание,сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность исроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции илиоказания услуг[2].
/>
Рисунок 1 – планирование в системе предпринимательства
Планирование – это процесс разработки и последующего контроляза ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимисяусловиями. В общем случае это процесс обработки информации по обоснованиюпредстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.
Бизнес – план — это документ, представляющий собойрезультат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия;описание функционирования создаваемой или реконструированной фирмы; В маломбизнесе бизнес – план и план предприятия могут совпадать и по объему, и посодержанию.
Технико – экономическое обоснование (ТЭО) проекта – важнейшийэтап предыинвестиционной стадии предпринимательского проекта. Его цель –принятие окончательного решения о наличии необходимых условий для практическогоосуществления проекта, и выбор из множества альтернатив наиболее рациональноговарианта.
Проект – это замысел ( задача, проблема) и необходимыесредства его реализации с целью достижения желаемого экономического,технического, технологического или организационного результата.
Предпринимательский проект – это проект организации ипроизводства продукции, проведения работ и оказания услуг в любой сфередеятельности, направленный на удовлетворение потребности людей и полученияприбыли. Структура предпринимательского проекта предприятия приведен на рисунке2.
/>
Рисунок 2 – Структура предпринимательского проектапредприятия
Таким образом, план как необходимый элемент эффективногоуправления предприятием представляет собой[1]:
рабочий инструмент предпринимателя для организации своейработы;
развернутую программу (рационально организованных мер,действий) осуществления бизнес – проекта, предусматривающую оценку расходов идоходов;
документ, характеризующий основные стороны деятельности иразвития предприятия;
результат исследования и обоснования конкретногонаправления деятельности фирмы на определенном рынке.
Процесс управления предприятием складывается из многихфункций. В их число входят следующие: планирование, организация, координация ирегулирование, учет, контроль и анализ, активизация и стимулирование (рисунок 3).Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработкиинформации и способом воздействия на управляемый объект. Функции управлениявсегда направлена на достижение целей управления. Поскольку цель управленияформируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать,что данная функция в системе функций управлений предприятия являетсяцентральной [2].
/>
Рисунок 3 – Связь планирования с другими функциямиуправления
Функции планирования служат основой для принятияуправленческих решений и представляют собой управленческую деятельность,которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своейзадачей научное предвидение развития производства, а так же поиск решении,которые обеспечивают развитие производства и его частей в оптимальном режиме.
Планирование как необходимый элемент управления выполняетв системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций:
инициирование – активизация, стимулирование и мотивациянамечаемых действий, проектов и сделок;
прогнозирование – предвидение и обоснование желаемогосостояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшеговарианта развития предприятия в конкретной социально – экономической среде;
координация и интеграция – учет взаимосвязи ивзаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их наединый общий результат;
безопасность управления – обеспечение информацией овозможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению илипредотвращению отрицательных последствий;
упорядочение – создание единого общего порядка дляуспешной работы и ответственности;
контроль – возможность оперативного отслеживаниявыполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
воспитание и обучение – благоприятное воздействиеобразцов рационально спланированных действий на поведение работников ивозможность обучения их, в том числе и на ошибках;
документирование – представление действий вдокументальной Фоме, что может быть доказательством успешных или ошибочныхдействий менеджеров фирмы.
При разработки планов необходимо соблюдатьосновополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки дляуспешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Первыечетыре основных принципа планирования ( непрерывность, единство, гибкость иточность) сформулировал А. Файоль, а принцип участия обосновал А. Ансофф.Однако в теории и практике планирования учитывают до 16 – 17 принципов (таблица 1).

Таблица 1 – Основные принципы внутрифирменного планированияПринципы планирования Содержание 1 2 Необходимость Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что он хочет и может. Непрерывность Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточнятся в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы. Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: введения плановых резервов по основным показателям; применения эвентуального ( на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; Единство и полнота (системность) Системность достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц и сфер деятельности ( производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально – экономического развития. 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений. Точность и детализация Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне – и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы. Экономичность Расходы на планирование должны соизмерятся с полученными от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений. Оптимальность На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решения. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях. Связь уровней управления Достигается четырьмя способами: детализация планов сверху – вниз; укрупнением планов снизу – вверх; частичным делегированием полномочий; корректировкой планов. Участие Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения; Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других. Холизм (сочетание координации и интеграции) Чем структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не ожжет быть эффективным без взаимно увязки планов на всех уровнях. Ранжирование объектов планирования Осуществляется путем рационального распределения ресурсов: При одинаковой конкурентоспособности товаров – в первую очередь на те из них, которые дают наибольший объем продаж. В наиболее доходные товары ( отрасли). Адекватность Соответствие плановых показателей реальной обстановки достигается: Увеличением числа учитываемых факторов. Повышением точности прогнозирования и самооценки в процессе планирования. Достаточно точным моделированием реальных процессов. Согласованность с внешней средой Достигается с помощью: Анализа динамики факторов внешней среды предприятия. Выявления степени влияния внешних факторов на плановые показатели. Социальная ориентация Предусматривает: Обеспечение требования экономичности, безопасности и энергономичности выпускаемой продукции. Социальное развитие коллектива, повышение доходов персонала предприятия.
Принцип необходимости планирования состоит в том, чтоприменение планирования в предпринимательской деятельности позволяет успешнореализовывать ряд важнейших преимуществ[1]:
подготовится к использованию возможных в будущемблагоприятных условий или преодолению возникающих препятствий;
увеличить информативные возможности фирмы;
улучшить координацию действий персонала и структурныхподразделений предприятия;
более рационально распределить дефицитные ресурсы;
организовывать четкий контроль работы фирмы;
обосновать желаемые результаты и обеспечить ихдостижение.
Принцип единства выражается в системном характерепланирования на предприятии, представляющего собой совокупность взаимосвязанныхэлементов, образующих единое целое. Взаимосвязи между подразделениямипредприятия осуществляются на основе координации по горизонтали, т.е. на уровнефункциональных и структурных хозяйственных единиц, а единое направлениеплановой деятельности.
Координация плановой деятельности отдельныхфункциональных подразделений выражается в том, что:
деятельность ни одной части организации нельзя эффективнопланировать без взаимной связи с плановой деятельностью других единиц данногоуровня;
всякие изменения в планах одного из взаимосвязанныхподразделений должны одновременно учитываться в соответствующей мере в планахдругих подразделений.
Принцип участия тесно связан с принципом единства иозначает, что каждый член организации становится участником плановойдеятельности независимо от должности и выполняемой им функции.
Кроме перечисленных базовых принципов, в процессепланирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности,приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплексности и др.
В технологическом отношении планирование как процесснаучной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанныхдействий проходит в несколько этапов:
определение целей планирования – желаемого состоянияпредприятия и его положения на рынке;
анализ проблем – фактического исходного положения дел ипо окончании планового периода;
поиск альтернатив – выявление возможных вариантовразвития по различным сценариям;
определение – проведение оптимизационных расчетов иобоснование экономических показателей;
оформление – плана в виде единого документа.
Создание системы планирования на предприятие требуетзатрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает этизатраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирования как сферынепроизводственных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой трактовкеполучается, что планирование повышает производительность труда, а само оноосновано на непроизводственном труде. Отсюда крайние выводы о необходимостилюбой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдатьна предприятиях в настоящее время.
1.2 Формы и виды планирования.Факторы влияющие на их выбор
Как было отмечено ранее, планирование является важнейшейфункцией управления, которая так же как и управление видоизменяется в процессеразвития экономики.
Планирование как форма государственного воздействия наэкономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается врыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должнопланировать государство, а что – сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить этупроблему, необходимо рассмотреть виды планирования[1].
По содержанию и Фоме проявления различают следующие виды(формы) планирования и виды планов.
1. Сточи зрения обязательности плановых заданий различаютдирективное и индуктивное планирование.
Директивное планирование представляет собой процесспринятия решения, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Всясистема социалистического народнохозяйственного планирования носилаисключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнениеплановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, аиногда уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило,адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
Многие недостатки социалистического планирования,порожденные его директивностью. Однако из этого не следует вывод онецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях.Директивное планирование может служить эффективным средством решения многихнороднохозяйственых задах, имеющих общенациональное значение, например, вобласти охраны окружающей среды. Специалисты в области планирования отмечают,что директивное планирование, будучи альтернативной рыночной самонастройке, неявляется, тем не менее, антиподом рынка. Это продукт и важный конституирующийего элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом [3].
Индикативное планирование представляет собой наиболеераспространенную во всем мире форму государственного планированиямакроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподомдирективного планирования, потому что индикативный план не носит обязательныйдля исполнителя характер. В составе индикативного плана могут быть обязательныезадания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий,рекомендательный характер.
Как инструмент управления индикативное планирование чащевсего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называютсяиндикаторами. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние инаправления развития экономики, выработанные органами государственногоуправления в ходе формирования социально – экономической политики, иустанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы сцелью достижения указанных параметров.
В качестве индикаторов используются показатели,характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояниефинансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость икачество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п.
Индикативное и директивное планирование должны дополнятьдруг друга, быть органически увязанными между собой [3].
2. В зависимости от срока, на который составляется план,и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное(перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет,например, 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременнуюстратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно –технологическое развитие.
Перспективное планирование следует отличать отпрогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а посодержанию различаются. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенныйна вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объектав будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявитьальтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта иобосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозированиеявляется одним из этапов перспективного планирования.
На макроэкономическом уровне предметом прогноза могутбыть: валовой внутренний и валовой национальный продукт; трудовые ресурсы;производительность труда; производственные фонды; капитальные затраты; текущеепотребление населения; финансовые потоки и др.
На микроуровне, т.е. в хозяйствующих субъектах, могут присоставлении стратегических и технико – экономических планов прогнозироваться:уровень цен; стоимость рабочей силы; объем продаж и доля рынка; прибыль ирентабельность; основные конкуренты; научно – технические исследования иразработки; требуемые капитальные вложения; риск и т.п.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещаетсяс текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетнийплан, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана ипредставляет собой по сути дела краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период до 1 года, включаяполугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточноепланирование.
3. По содержанию плановых решений выделяют:стратегическое, тактическое, оперативно – календарное планирование.
Стратегическое планирование, как правило, ориентированона долгосрочную перспективу и определяет основные направления развитияхозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаютсярешения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новыесферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения рыночного спроса, на какихрынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать,с какими партнерами вести бизнес и т.п.
Основная цель стратегического планирования состоит всоздании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейсявнешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. Врезультате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели ивырабатывает средства их достижения.
В условиях плановой экономики, когда внешняя среда, вкоторой функционировало предприятие, не отличалось динамизмом, стратегическоепланирование не получило должного развития ни в теории управления, ни напрактике. И только сейчас делаются первые шаги в разработке механизмастратегического планирования.
Тактическое планирование. Если стратегическоепланирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия,тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок дляразвития этих новых возможностей, а оперативно – календарное планирование –процессом их реализации.
В технико – экономических планах отражаются мероприятияпо расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению иросту качества продукции, наиболее полному использованию научно – техническихдостижений и т.п. В результате тактического планирования составляется планэкономического и социального развития фирмы, представляющий комплекснуюпрограмму производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующийпериод.
Тактическое планирование, как правило охватываеткраткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективнов долгосрочном и среднесрочном периодах. Что касается объектов и предметовтактического планирования, то они могут быть самыми разнообразными. Здесьследует помнить одно правило: единая возможность сделать процесс тактическогопланирования контролируемым заключается в планировании только основных видовпродукции и затрат, важнейших функций.
Однако при различной структуре планов должна соблюдатьсязависимость: издержки – выпуск – прибыль – цена. В противном случае становитсянецелесообразным тактическое планирование.
Оперативно – календарное планирование. (ОКП) являетсязавершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основнаязадача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического планирования сцелью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и егоструктурных подразделений.
В процессе оперативно – календарного планированиявыполняются следующие плановые функции:
определяется время выполнения отдельных операций поизготовлению деталей сборочных единиц изделий и изделий в целом путемустановления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами – поставщикамиих потребителями;
осуществляется оперативная подготовка производства путемзаказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов,приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производствапродукции;
ведется систематический учет, контроль, анализ ирегулирование хода производственного процесса, предупреждающие илиликвидирующие его отклонения от планового графика.
В конечном счете ОКП позволяет:
сократить перерывы в движении предметов труда поотдельным стадиям производства;
обеспечить равномерность и комплексность загрузкиоборудования и площадей;
четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходепроизводственного процесса, и тем самым создать предпосылки для ритмичной иэффективной работы предприятия и его подразделений.
Оперативно – календарное планирование увязывает всеэлементы предприятия в единый производственный организм, включая техническуюподготовку производства, материально – техническое обеспечение производства,создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбытопродукции и т.п.
Специфика ОКП тесно связана с особенностями технологиипроизводства продукции, организации производства, труд и управления. С учетомэтого принято выделять типовые системы ОКП: показную, покомплектную, подетальную.Соответственно выделяются типовые этапы оперативного планирования.
4. В теории и практике планирования могут такжевыделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так ивторостепенные аспекты этого процесса.
В частности, планирование можно классифицировать последующим категориям:
а) по степени охвата:
— общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
— частичное планирование, охватывающее толькоопределенные области и параметры;
б) по объектам планирования:
— целевое планирование, относящееся к определениюстратегических и тактических целей;
— планирование средств, относящееся к определению средствдостижения поставленных целей ( планирование таких потенциалов, какоборудование, персонал, финансы, информация);
— программное планирование, относящееся к разработке иреализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
-планирование действий, например, специальных продаж,наем кадров;
в) по сферам планирования:
— планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходовна сбыт, развитие сбыта);
— планирование производства ( производственной программы,подготовки производства, хода производства);
— планирование персонала (потребности, найма,переподготовки, увольнения);
— планирование приобретений (потребности, закупок,реализации излишних запасов);
— планирование инвестиций, финансов и т.д.;
г) по глубине планирования:
— агрегированное планирование, ограниченное заданнымиконтурами
— детальное планирование
д) по координации частных планов во времени:
— последовательное планирование, при котором процессразработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный,последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
е) по учету изменения данных:
— жесткое планирование;
— гибкое планирование;
ж) по очередности во времени:
— текущее планирование, при котором по завершении одногоплана разрабатывается другой план;
— скользящее планирование, при котором по истеченииопределенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
— внеочередное планирование, при котором планированиеосуществляется по мере необходимости.
1.3 Прогнозирование инноваций иего роль в деятельности организации
В современных условиях, когда динамично и непредсказуемоизменяется внешняя среда организации, прогнозирование инноваций становитсяжизненно не обходимо. Именно оно позволяет организации не только увидеть своебудущее и наметить цели, но и разработать программу действий по ихдостижению[4].
Первоначально прогнозирование в рамках организациивозникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса ( каквнешних по отношению к предприятию, так и внутренних). Общие, наиболеераспространенные методы прогнозирования возникли в рамках экономическогопрогнозирования, однако позднее нашли применение также в технологическом и всоциально – политическом прогнозирование.
В настоящее время по оценкам ученых, насчитывается свыше160 различных методов прогнозирования. Однако на практике используются вкачестве основных 15 – 20. Сюда включаются как простые ( сингулярные), так икомплексное методы. Эти методы применяются в определенных сочетаниях ипоследовательности.
Анализ и обобщение работ в области прогнозирования позволилисоставить список методов прогнозирования ( таблица 2).
Рассмотрение сущности методов прогнозирования показало,что их основные отличая носят главным образом информационный и процедурныйхарактер. Так, методы прогнозной опытно – статистических или опытно –теоретических данных о количественных характеристиках процессов развития.Аналитический метод оперируют главным образом качеств признаками ихарактеристиками, определяющими возможные варианты внутренней структуры объектапрогноза, времени, качественные и количественные связи между структурнымиэлементами [4].
Таблица 2 – Перечень сингулярных (простых) методов Метод Сущность метода Изолированная экстраполяция временных тенденций Анализ статистических данных, характеризующих процесс развития объекта прогноза в прошлом. Лаговая ( опережающая ) экстраполяция временных тенденций Изменение характеристик объекта прогноза оценивается на основе тенденций развития объекта родственной природы, опережающих первый объект в своем развитии Экстраполяция временных тенденций по огибающим кривым Анализ нескольких циклов эволюции характеристик объекта прогноза и оценка общей тенденции развития объекта одного назначения по кривой, огибающей кривые локальных циклов эволюции объекта, каждый из которых представляет собой качественно новую ступень развития объекта Интер – и экстраполяция простых статистических зависимостей Значение искомой характеристики объекта прогноза оценивается по изменяющимся значениям известной характеристик, связанных с искомой характеристикой статистики Операционный анализ Выявление множества способов организации функционирования объекта прогноза для достижения заданной цели Аналитические докладные записки Заочная экспертиза, не ограниченная никакими заранее установленными рамками И т.д.

Предлагаемая классификация методов прогнозированияявляется последовательной. Она включает три уровня группировки методов: два –по основным общеклассификационным признакам и третий – по внутригрупповымпризнакам. Каждому классу методов приведен в соответствие свойственный емупринцип получения прогнозной информации ( таблица 3).
Под феноменом понимается фактор, определяющийпрогностическую способность метода.
Таблица 3 – Первый уровень классификации Класс Код Принцип получения прогнозной информации Интер – и экстраполяционный метод 1 Перенос на будущее установленных закономерностей развития объекта и взаимосвязей между его параметрами Структурно – аналитические методы 2
Синтез – анализ качественных и количественных данных о возможных состояниях объекта и
окружающей среды с целью установления новых состояний и связей Экспертные методы 3 Получение и обобщение суждений специалистов об объекте прогноза и его окружении
Названия подклассов методов в соответствии с этимпризнаком ( второй уровень) и формулировки их теоретических предпосылокприведены в таблице 4.
Залог успеха разработки прогноза состоит в правильномвыборе метода прогнозирования, поскольку у каждого способа действия имеетсясвоя предпочтительная область применения.
Таблица 4 – Второй уровень классификацииКласс Код Феномен Экстраполяция 1.1 Динамизм и инерционность процессов развития Интер – и экстраполяция параметрических зависимостей 1.2 Причинно – следственная обусловленность явлений и связей Морфологический анализ 2.1 Множество возможных структур и признаков, определяющих состояние внешней среды и объекта прогноза, а также функциональные возможности последнего Ситуационный анализ 2.2 Множество исходов развития объектов в зависимости от ситуации Операционный анализ 2.3 Множество исходов поведения объекта прогноза в зависимости от избранных стратегий достижения цели Анализ научно – технической информации 2.4 Свойство научно – технической информации опережать реализацию научно – технических достижений в общественной практике Иерархическая декомпонизация 2.5 Различаемость сложных объектов на более простые элементы с образованием не пресекающихся иерархических соподчиненных подмножеств Матричный анализ 2.6 Соотносимость между множеством целей и средств их реализации Сетевой анализ 2.7 Взаимообусловленность элементов сложной работы, ограничивающая снизу предельно короткий срок ее выполнения при заданной продолжительности элементарных операций Прямые экспертные оценки 3.1 Приближение обобщенных независимых оценок к истинным Экспертные оценки с обратной связью 3.2 Ассоциативность человеческого мышления
Ни один из методов прогнозирования сам по себе непригоден для всех случаев прогностической практики. Выбор метода зависит отцели прогноза, времени упреждения, специфики объекта прогнозирования,достоверности и полноты исходной информации, ограничений разработчиков прогнозаи т.д.
Надежный выбор методов прогнозирования должен бытьоснован на их сравнительном анализе с точки зрения перечисленных факторов.

2. Разработка годового планаэкономического развития предприятия на 2009 г
2.1 Краткая характеристикапредприятия и исходные данные для разработки плана экономического и социальногоразвития предприятия
История пансионата ведёт своё исчисление с 1991г. В этомгоду в городе Перми заказчиком «Пермьнефтеоргсинтез» был организовантендер на строительство оздоровительного комплекса «Кама». Тендервыиграла турецкая строительная фирма «МИР». Стоимость проектасоставляла 26млн. долларов.
К строительству фирма приступила 10 сентября 1992г изакончила его ровно через 2 года — 10 сентября 1994г. Ввод здания вэксплуатацию произошел 28 июля 1999г. На этот момент хозяином комплексаявлялось ООО«Лукоил-Пермнефтеоргсинтез». В конце 1999 года комплексбыл полностью выкуплен Департаментом государственной собственности ХМАО и сталносить новое название — пансионат «ЮГРА». Югра — это историческоеназвание края (ХМАО). Древняя Югорская земля, глубокая седая старина,славянское слово «югра» или «угра» происходит отболгарско-тюркского оногур — «Союз племен». На сегодняшний деньПансионат «ЮГРА» благополучно развивается и всегда предлагает своимгостям высокий уровень сервиса.
«Пансионат «Югра» — современный, прекрасно оборудованныйпансионат на 400 мест, введен в эксплуатацию в конце 1999г. Общая площадьтерритории пансионата – 70999 м2.Пансионат расположен в 20 километрах от города Туапсе. Пансионат возвышается на отметке 50 метров над уровнем моря. Пансионат обладает 235 номерами: стандартные2 – х местные, люксы 2 – хкомнатные и специальное предложение – люксы «Молодежный» и «Семейный».
Пансионат снабжен всеми необходимыми инженернымикоммуникациями. электроснабжением и канализацией, теплоснабжением, кондиционерами.городской и местной телефонной связью, радиофикацией., охраной и пожарнойсигнализацией, озвучиванием,
автоматикой, диспетчерской системой управления, системойэлектронных замков, системой внешнего наблюдения [5].
На территории пансионата расположены спортивные и детскиеигровые зоны, прогулочные зоны с панорамными площадками в сторону моря, зеленыезоны. Рядом с комплексом расположена дубовая роща, которая может служить местомотдыха и проведения пикников. Комплекс соединяется с морем пешеходной дорожкойи подземным переходом.
На сегодняшний день пансионат «ЮГРА» благополучностроиться и развивается. Недавно было открыто летние кафе, ведутся работы помонтажу дизельной станции, заканчивается работа над строительством бассейна подоткрытым небом. Отремонтирован и переоборудован гак называемый «турецкийгородок» (комплекс построек, где проживали рабочие турецкой фирмы), которыйбудет служить для отдыха и тренировок детских спортивных школ. Строиться болееудобная подъездная дорога, в том году начнется возведение двухъярусной автостоянки
Наличие в комплексе комфортабельных номеров, лечебно-диагностическогоблока с современным медицинским оборудованием, помещений для занятий различнымивидами спорта, помещений для отдыха и развлечений, купание в море и бассейнепозволяют создать великолепные условия для желающих отдохнуть.
Общество является юридическим лицом и осуществляет своюдеятельность в соответствии с законодательством РФ и настоящим уставом.
Единственным участником Общества является Ханты – Мансийскийавтономный округ, представляемый Департаментом государственной собственностиХанты – Мансийского автономного округа.
Общество создано с целью получения прибыли отэксплуатации оздоровительного комплекса и осуществления связанной с ней инойхозяйственной деятельности.
Для реализации цели. Общество осуществляет следующиеосновные виды деятельности[6]:
Организация оздоровления и отдыха на базеоздоровительного комплекса
Организация производственно – технической комплектациисанаторно – курортной деятельности
Организация и эксплуатация предприятий общественногопитания, включая рестораны, кафе, бары, и другие объекты культуры и отдыха.
Торгово – закупочная деятельность на основе организацииоптовой и розничной торговли.
Предоставление транспортных услуг
Организация и проведение выставок, семинаров,симпозиумов, конференций, деловых центров
Медицинский менеджмент: организация консультативной,диагностической, лечебной помощи и санаторно – курортного лечения
Общество осуществляет и другие виды деятельности, незапрещенные действующим законодательством.
Общество осуществляет все виды внешнеэкономическойдеятельности в установленном законодательными актами РФ порядке.
Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность состороны государственных и иных организации не допускается, если оно необусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью общества [5].
Организационная структура этой фирмы выглядит такимобразом (Приложение А).
В этой схеме видно, что все отделы работают независимодруг от друга и напрямую связаны с директором. Начальник производственногоотдела занимается только производственным процессом. Начальник финансовогоотдела занимается только финансовыми вопросами фирмы и вопросами бухгалтерии иотчетности. Начальник кадровой службы — подбором квалифицированных работников.
Образцы должностных инструкций и положений. Должностнаяинструкция это организационно-правовой документ, в котором определяютсяосновные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организациипри осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется покаждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляетсясотруднику под расписку при заключении трудового контракта. В соответствии сзаконом РФ все предприятия обязаны иметь должностные инструкции на каждогосвоего сотрудника
Генеральный директор Общества. руководит в соответствии сдействующим законодательством РФ производственно-хозяйственной ифинансово-экономической деятельностью Общества в пределах полномочий, предоставленныхему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом Общества, внутренними нормативнымидокументами Общества, трудовым договором, неся всю полноту ответственности запоследствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использованиеимущества Общества, а также финансово-хозяйственные результаты егодеятельности.
Заместитель Генерального директора по технической частиподчиняется непосредственно Генеральному директору, организует работу повопросам, входящим в его функциональные обязанности, обеспечивает своевременноепроведение ремонтно-строительных работ и наличие, а при необходимости, иподготовку необходимой технической документации для проведения этих работ.
Главный инженер определяет техническую политику инаправления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики,пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства,уровень специализации и диверсификации производства на перспективу.Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и егопостоянный рост, повышение эффективности производства и производительноститруда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых).
Линейная организационная структура управления предприятиемвыбранная фирмой ООО «Пансионат «Югра», является наиболее подходящей дляуправления данной фирмой, так как в деятельности фирмы нет совокупныхподразделений, от правильности выбора структуры зависит ее дальнейшеесуществование. Так же не малую роль в функционирование фирмы играет кадровыйсостав. На пансионате работает в среднем 250 человек из них 16 человек с высшимобразованием. В пансионате создан отдел по управлению персоналом которыйчательно проводит поиск и отбор персонала. Все сотрудники фирмы проходятстажировки, тренинги, курсы по повышению квалификации, и др.
2.2 Планирование технического иорганизационного развития
В теории планирования под развитием принято пониматьсоответствующие изменения существующей производственной или экономическойсистемы, достижение необходимого ее роста и обновление отдельных подсистем илиих частей. К развитию или росту предприятия относятся как увеличение егоразмеров, так и расширение деятельности на рынке, численность персонала,величина продаж, чистая прибыль и др [1].
Планирование и управление развитием потенциалапредприятия будет способствовать непрерывному его экономическому росту за счетнаиболее рационального использования всех производственных ресурсов и в первуюочередь профессиональных и интеллектуальных способностей персонала, в том числеи экономистов-менеджеров.
Планирование развития технического потенциала обычнопроизводится по следующим основным направлениям:
разработка конкурентоспособной продукции;
внедрение прогрессивной технологии;
совершенствование организации производства;
автоматизация производственных процессов;
создание новых хозяйственных подразделений;
реструктуризация действующего производства;
снижение расхода производственных ресурсов;
совершенствование управления предприятия;
повышение профессионализма персонала;
рост производственной мощности;
План состоит из следующих подразделов:
Освоение новых видов продукции и повышение качествавырабатываемой продукции.
Внедрение в производство прогрессивной технологии,механизации и автоматизации.
Совершенствование управления, планирования, организациипроизводства.
Внедрение научной организации труда.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В данном разделе плана экономического и социальногоразвития предприятия планируются мероприятия, направленные на повышениеорганизационно-технического уровня производства, улучшение качества выпускаемойпродукции и достижение высокой эффективности производства. Предусмотренныепланом мероприятия по совершенствованию техники, технологии, организацииуправления производством синтезируются в экономических показателях ипрогрессивных технико-экономических нормах и нормативах. Последние ложатся воснову определения всех показателей плана и предопределяют его степеньпрогрессивности. Эффективность мероприятий выражается в экономии приведенныхзатрат [2].
Мероприятия по первому разделу группируются по следующимнаправлениям: создание новых видов продукции, освоение ее выпуска, организациявыпуска ранее освоенных изделий на других предприятиях, модернизациявыпускаемой продукции, повышение качества, внедрение новых прогрессивныхстандартов и технических условий на продукцию, снятие с производства устаревшейпродукции.
Планирование внедрения прогрессивной технологии,механизации и автоматизации производства связано с выполнением мероприятийтехнического характера, которые объединяются в группы: прогрессивнаятехнология, комплексная механизация, автоматизация производства. Планированиемероприятий по совершенствованию управления, систем планирования и организациипроизводства имеет своей целью обеспечить повышение организационного уровняпроизводства и совершенствования систем планирования и управленияпроизводством. При этом предусматриваются комплексы мер по развитиюспециализации производства, совершенствованию организационных форм производств,подразделений и служб, структур управления с внедрением АСУП, методов иорганизационных форм планирования.
План мероприятий по научной организации труда охватываетвсе стадии производства и производственных подразделений. Мероприятия группируютсяпо направлениям: организация рабочих мест, их обслуживание, рациональноеразделение труда, передовые методы и приемы труда, нормирование и оплата труда.
Внедрение в производства организационно-техническихмероприятий обеспечит предприятию получение соответствующего экономическогоэффекта.
В данной курсовой работе предлагается в плановом 2009 г.внедрить следующие организационно-технические мероприятия
1. Улучшение материального обеспечения предприятия.
2. Расширение рынка сбыта продукции.
Результат внедрения мероприятий — увеличение коэффициентаиспользования производственной мощности предприятия. Коэффициент использованияпроизводственной мощности в плановом 2009 г. увеличится с 0,35 до 0,42. Врезультате увеличения коэффициента использования производственной мощностивыпуск продукции увеличится, следовательно, прибыль предприятия в 2009 г.возрастет, кроме того прибыль возрастет за счет уменьшения условно постоянныхрасходов в себестоимости единицы продукции. Экономический эффект составил
Э1=3430*82.91+3430*58,11+2846,9*81,32=715,650 (тыс. руб.).
Э2=3,5*20580 + 4,72*15435 +4,26*17081,4= 217,497 (тыс.руб.).
Э=715,650+217,497=932,706 (тыс.руб.)
2.3 Планирование производственнойпрограммы
План производства товарной продукции в натуральномвыражении по видам продукции составляют исходя из планируемой суточнойвыработки, планируемого коэффициента ее использования и количества дней работы.
При разработке плана производства продукции сначаларассчитывается фонд рабочего времени предприятия исходя из того, данноепредприятие работает в одну смену без остановок на выходные и праздничные дни.Расчет рабочего периода предприятия представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет рабочего периода предприятия Кол-во календарных дней в году Количество нерабочих дней Кол-во дней работы в году праздники выходные капитальный ремонт технологические остановки итого нерабочих дней 1 2 3 4 5 6 7 365 - - 28 92 120 245
Таким образом, при работе в 1 смены без остановок напраздничные и выходные дни рабочий период предприятия составляет 245 дней вгоду.
Для расчета плана производства продукции в натуральномвыражении проведем расчет плана объема выпуска продукции исходя из планируемойсуточной мощности предприятия, планируемого коэффициента ее использования иколичества дней работы. Расчет плана объема выпуска продукции представлен втаблице 6.
Таблица 6 – Расчет плана объема выпуска продукцииНаименование продукта Суточная мощность, кг/с Количество дней работы в году Коэффициент использования производственной мощность, % Объем продукции в год, кг. факт план факт план факт план факт план Сациви 20 20 245 245 35 42 1715 2058 Свинина по-гречески 21 21 245 245 35 42 1800,75 2160,9 Бифштекс 16,6 16,6 245 245 35 42 1423,45 1708,14
Таким образом планируемый годовой выпуск продукциисоставил: сациви – 2058 кг, свинина по – гречески – 2160, 9 кг, бифштекс –1708,14 кг.
Выход порции: сациви составляет 100 г, свинины погречески составляет 150г, бифштекс 100г. Исходя из планируемого объемапроизводства и оптовой цены за единицу, продукции рассчитаем план производстватоварной продукции в стоимостном выражении (таблица 7).
Таблица 7 – План производства товарной продукцииНаименование продукции Выход порции, г Выпуск продукции, порции Оптовая цена предприятия за единицу продукции, руб. Сумма, тыс.руб. факт план факт план 1 2 3 4 5 6 7 1 Сациви 100 17150 20580 162,2 2781,7 3338,1 2Свинина по – гречески 150 12005 14406 171 2052,9 2463,43 3 Бифштекс 100 14234,5 17081,4 174,8 2488,2 2985,8 Итого 43389,5 52067,4 7322,8 8787,33
Данные таблицы 7 говорят о том, что в 2009 г. планируетсяпроизвести продукции на сумму 8787,33 тыс.руб.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фізична культура і спорт в умовах ринкової економіки
Реферат География Северного Кавказа
Реферат Общественно-политические организации и движения
Реферат Пути выхода из кризиса
Реферат Законы сохранения и симметрия
Реферат Основы христианской веры
Реферат Царицынская коллекция мебели и ее собиратель Василий Казанцев
Реферат Самоменеджмент как способ повышения эффективности работы руководителя
Реферат Управление финансовыми результатами на примере государственного унитарного предприятия Главного управления
Реферат Юго западные русские земли под властью Литвы и Польши в XIII XV веках
Реферат 4. содержание подготовки специалистов
Реферат Реализация денежно-кредитной политики Центральным Банком РФ на современном этапе
Реферат Jerry Maguire Essay Research Paper In his
Реферат Разработка программы для квадратной матрицы
Реферат Ультра інфра-звук