АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность оптовой торговли. - 2-
2. Роль и функции оптовой торговли. - 3 -
3. Анализ реализации товаров и услуг оптовыми
предприятиями. - 6 -
4. Анализ выполнения плана и динамикиоптового
товарооборота. -9 -
5. Особенности анализа влиянияфакторов на выполнение
плана и динамику товарооборота. — 12-
6. Оперативный анализ поставкитоваров и оптового
товарооборота. - 14 -
7. Таблица №1 «Анализ выполнения плана
Товарооборота по видам продаж». - 16 -
8. Таблица №2 «Анализ оптового товарооборота». — 17 -
9. Таблица №3 «Анализ выполнения плана
поступления по источникам». - 18 - 10. Таблица №4 «Динамика качественных
показателейторговой деятельности» — 20 -
1. Сущность оптовой торговли.
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. Врезультате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадаетв сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарноепредложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешнорешить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в нейконцентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет неограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферупроизводства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.
Оптовая торговля как никакое другое звено,связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные иотраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющееместо во всей её деятельности.Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развиватьцентрализованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным вдеятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки.Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорныеобязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.
Отработы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всегонароднохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностейлюдей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительнорасширена. Усиление роли товарно-денежныхотношений связано не только с развитием оптовой торговли предметамипотребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Этидве формы станоятся важнейшими каналами планомерного движенияматериально-технических и товарных ресурсов.
Основной показатель хозяйственной деятельногтипредприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народногопотребления и производственного назначения для последующей реализациинаселению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта.Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферуобращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём,структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшиепоказатели хозяйственной деятельности.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление,изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживанияпокупателей, совершенствования товародвижения. В процессеанализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота ипоставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияниефакторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков вторгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по ихустранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговойдеятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие всвоей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитиеобслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий идругих поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структурупредполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего идальнего зарубежья.
2. Роль и функции оптовой торговли.
Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических связей междурайонами страны, отраслями производства, изготовителями товаров и розничнойторговлей. Напр., закупая у колхозов и совхозов лён и реализуя егопредприятиям текстильной промышленности, оптовая торговля становится связующимзвеном между сельским хозяйством и промышленностью. Дальнейшеедвижение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам, такжеобслуживается оптовой торговлей. Тем самым она соединяет текстильную и швейнуюотрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду,предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой промышленностью иторговлей.
Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством,оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров народного потребления,в её функции входят закупка и завоз товаров от предприятий-изготовителей.Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местныетоварные ресурсы и проводить децентрализованные закупки товаров из различныхисточников. Организуя завоз товаров, торговля контролирует,соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаровсоответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. Наскладах оптовых предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются вслучае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств.
Оптовая торговля может и должна активно влиятьна объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпускатоваров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которыхудовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширенияассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку ивозвращать промышленности товары низкого качества, что заставляетпромышленныепредприятия улучшать их потребительские свойства.
Чтобы целеноправлено воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптоваяторговля должна обладать данными о состоянии и перспективных измененияхситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозироватьспрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.
Роль оптовой торговли предусматривает еёактивное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортиментав магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продажетоваров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью врекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинамитоваров в другие районы, где на них имеется спрос.
На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:
· интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи междупартнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождениюоптимальных каналов сбыта продукции;
· оценочную – по определению уровня общественно необходимыхзатрат труда через ценообразование;
· организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения игармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов,стимулирующих структурные изменения.
Макроэкономические функции оптовой торговлитрансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовыхторговых предприятий, среди них можно назвать следующие:
~функция экономической интеграции территорий и преодоление пространственногоразрыва;
~ функцияпреобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;
~функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
~ функция сглаживания цен;
~ функция хранения;
~ функция доработки, доведения товаров дотребуемого качества, фасовки и упаковки;
~ функция кредитования своих клиентов,особенно мелких розничных предприятий;
~ функция маркетинговых исследований рынкаи рекламы.
Развитие рыночных отношений способствуетвозникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий, напр.,предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.
Функции оптовой торговли можно подразделитьтакже на два вида:
1) традиционные – главным образоморганизационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование ихранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка);
2) новые, возникающие под влияниемразвития рынка.
Организация оптовой купли-продажи явл. одной из важнейших функцийоптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда онаобособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовыепосредники выступают в роли представителей спроса, а предлагая товарпокупателям, они действуют от лица производителей.
Оптовые предприятия организуют завоз товаров вразличные районы страны, благодоря чему совершенствуется территориальноеразделение труда. Осуществлениетранспортной функции проявляется при достаке товаров со складов предприятия врозничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.3. Анализ реализации товаров и услуг
оптовыми предприятиями.
Целью анализа товарооборота явл. оценка положения оптового предприятия на рынке иобъёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли.Высшей, основной целью деятельности любого предприятия в условиях рыночнойэкономики явл. максимизация прибыли. Однакопредприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе ставятзадачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу, сократитьили завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост показателей ит.п. Каждая из этихпромежуточных целей всегда выступает средством для достижения основной(главной) цели. Такой подход явл.типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене.
В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый ряд задач иоценивают их с позиции достижения поставленных целей. Множествотаких задач целесообразно разделить на две группы:
задачи,связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и услуг.
В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать процессреализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных предприятий, частныхторговцев и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценитьуровень конкуренции и какое место занимает оптовое предприятие на товарныхрынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде и т.д. Для этого предприятию необходимо использоватьразличные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.
Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провестимаркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым критериямпоставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок (использованиеинструментов маркетинга закупок), условий разовых и постоянных закупок,концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществлять контрольза поступлением товаров.
Из приведённых положений видно, что главным для предприятия явл.определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных связей инахождение источников приобретения товаров в целях полного удовлетворенияуказанных потребностей. Деление задач на две группы позволяет более глубокоисследовать оптовую реализацию товаров и услуг.
В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующиепоказатели:
- динамику общего объёма по видам итоварным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;
- долю оптового товарооборота вразрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;
- долю розничных и другихпокупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оцениваютвозможность работы с ними в перспективе;
- заявки покупателей и структуруоптового товарооборота;
- отношение оптово-складскоготоварооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемыйкак отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) кчистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении споказателями по региону в целом).
Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле предприятию следуетвыполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговойдеятельности.
На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в качествепоставщиков (на основе разовых или постоянно действующих контрактов), какова ихроль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары,установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересеченияграницы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовойторговли), условия транспортировки и т.п.
Для оптовых предприятий необходимо иметьбольшое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формироватьпредложение и наращивать объёмы торговой деятельности.
Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних источников (опоставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные остатистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители позакупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.).Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно.Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят емулучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли, увеличитьобъём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решитьимеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.
Для оптового предприятия очень важно глубокоизучать вопросы поставок товаров. Нужноне только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но ипостоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров,учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков вценообразовании и использовать её в своих интересах.
В каждом отчётном периоде оптовые предприятиядолжны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зонедеятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.
Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого контракта. Онисчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёмупоставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот жепоказатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношениефактического объёма поставок к её величине по контракту.
При анализе необходимо установить и абсолютное отклонение фактическогоколичества поставленных товаров от объёма их поставок по контракту. Вслучаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения на стоимостнуювеличину поставок.
Оптовые предприятия изучают и ритмичностьпоставок:
V = b* 100: П,где
V– коэффициент вариации;
b– среднее квадратическое отклонение фактического объёма
поставок от среднго уровня поставок, исчисленное по формуле:
bn= Σ (Пi— П)2 / n,где
Пi – поставказа первый период;
П – средний уровень поставки, рассчитанный как П =Σ П / n;
n – числопоставок.
Приоценке исчисленного показателя нужно иметь в виду, что чем ближе его величина кнулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше этот показатель, темритмичнее поставка товваров.
Оптовое предприятие при анализе поставок иоценке их влияния на товарооборот должно учитывать целый ряд факторов,связанных с ценообразованием. Каждоепредприятие должно учитывать:
1) в какой степени действующие ценымогут обеспечить реализацию товаров и услуг;
2) какой объём реализации товароввозможен при сложившихся ценах;
3) каковы средние затраты, которыесоответствуют этим объёмам реализации;
4) каков уровень рентабельности.
Такая политика в области цен может быть признана успешной в том случае, еслиона позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентныхрынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.
В процессе анализа товарооборота и закупок товаров и услуг нужно разобраться вмаркетинговой стратегии предприятия и установить имело ли место проникновениетоваров на новый рынок; как происходило развитие рынка товаров, которымиторгует оптовая база; какие сегменты рынка товаров сложились в данном регионе.Особо следует проанализировать как повлияло на развитие товарооборота иобеспечение прибыльной работы использование активных мер в областиценообразования.
На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовыхстратегий:
1) установление цен на отдельныетовары выше, чем у конкурентов;
2) установление цен на уровне конкурентов;
3) установление цен несколько ниже,чем у конкурентов.
В процессе анализа предприятие должно привести доказательства обоснованностиценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные результаты оптовогопредприятия – объёмы товарооборота и прибыли.
Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия явл.:
3 расчётвлияния на изменение складского товарооборота изменений поставок товаров итоварных запасов (путём использования балансовой увязки показателейтоварооборота: З1+ П = Р + З2);
3 изучениепоказателей эффективности, исчисленных как отношение оптового товарооборота ксовокупным или отдельным ресурсам (затратам);
3разработкамер по использованию резервов увеличение товарооборота и прибыли на данномэтапе развития и в предстоящем периоде.4. Анализ выполнения плана и динамики
оптового товарооборота.
Торговаядеятельность оптовых предприятий характеризуется прежде всего степеньювыполнения планов и динамики оптового товарооборота. Многие оптовыепредприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной реализацией товаров. Всвязи с этим возникает необходимость определения и анализа общего (валового)товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров. Всостав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаровсвоим розничным торговым и промышленным предприятиям.
Посоставу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складови транзитом с участием и без участия в расчётах.
Составоптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительнымипоказателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализациитоваров в общем объёме товарооборота). Соотношение складского и транзитногооборота зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересовпоставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитныеуслуги, степени специализации промышленного производства и предприятийрозничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента поставляемыхтоваров, состояния материально-технической базы оптовой торговли и прежде всегоот наличия складских помещений, а главное от величины прибыльности производимыхоптовых операций. Наиболее экономичной явл. транзитная реализация товаров и особенно транзитная без участия оптовогопредприятия в расчётах.Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения,значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращениятоваров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитнуюформу реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложногоассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственногоассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завозана склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение испециализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок,централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях рыночной экономики при выборе складскойили транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитываетполучаемые доходы, прибыль и рентабельность.Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателюв отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).
Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (порыночному и внерыночному фондам).
Поставкатоваров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничнойторговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – дляпроизводства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фондтоваров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятийреспублики.
К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятий лёгкой ипищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука,соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетныхорганизаций и учреждений.
Поставкатоваров промышленным предприятиям для производственных нужд включает фондпромышленной переработки и фонд промышленного потребления. Вфонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья(материалов) для производства определённой продукции (напр., отпусктканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается поставкатоваров промышленным предприятиям для использования их в качествевспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).
Анализ выполнения плана и динамики проводится по каждому направлению оптовойреализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всегопроверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучаютпричины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщикамидоговоров поставки товаров по общему объёму, ассортименту, качеству и срокам ихпоступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовойторговли, в складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важнымпоказателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, явл.удельный вес рыночного фонда в общем объёме товарооборота.Рост доли рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте обычно положительнохарактеризует торговую деятельность оптового предприятия.
Анализ оптового товарооборота должен проводится по отдельным покупателям.Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. Прианализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству,ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки,расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественномувыполнению договорных обязательств. Для оценки выполнения оптовымипредприятиями договоров поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокамотгрузки применяют показатель «оптовый товарооборот с учётом выполнениядоговоров поставки товаров», который корректируется на недопоставкутоваров отдельным покупателям.Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо проводить по способамих оплаты отдельными покупателями. Вчастности, выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажитоваров с предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мереотгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа). Результатыанализа отгрузки товаров и оптового товарооборота в разрезе покупателейоформляются специальными таблицами.
Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле имеет не меньшеезначение, чем в розничной. Своевременная и равномерная поставка товаровмагазинам и предприятиям общественного питания обеспечивает успешное выполнениеплана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике икачественное обслуживание покупателей (потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаровпроизошла по вине поставщиков (промышленных предприятий и др.), следуетпредусмотреть создание на складах оптового предприятия резервных товарныхзапасов и принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающихдоговоры поставки. Товары должныотгружаться, в первую очередь, наиболее дальным покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможнопоступление денежных средств на счета в банке за отгруженные во второй половинемесяца товары.
5. Особенности анализа влияния факторов
на выполнение плана и динамику
оптового товарооборота.
Выполнения плана и динамикиоптового товарооборота, как и розничного, зависят от трёх групп факторов:
1) от обеспеченности ииспользования товарных ресурсов;
2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности
труда;
3) от состояния, развитияи использования материально-технической базы оптовой торговли.
Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного баланса иизучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарныхгрупп и товаров). В проходную часть товарного баланса включают нетолько запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года,но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализацииявл. поступление платежей за поставленные покупателямтовары. В расходную часть товарного баланса входит помимооптового товарооборота внутренний отпуск товаров розничным торговым ипромышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров наскладах, в пути и товаров отгруженных.
Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют анализу поступлениятоваров. При этом необходимо не только дать объективную оценкувыполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить пути, возможностии резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно закупаемых нальготных условиях, улучшения товароснабжения. Изучениеисточников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и вассортиментном разрезе.
Важнымвопросом анализа явл. изучение качества поступивших товаров.Предупреждение завоза товаров низкого качества – одна из основных задач оптовойторговли. Используя данные отчётов по контрольной проверкекачества поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить, какосуществляется проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщиками в ассортиментном разрезе). В частности, устанавливают, сколько товаровпроверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам,сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено поставщикам исколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.
Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии проводится примерно также, как и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в оптовой торговлерассчитывают только по отношению к складской реализации товаров.Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары отгруженные, топри расчёте их в днях оборота относят сумму товарных запасов ко всему оптовомутоварообороту с участием в расчётах. По товарам, находящимся в пути,выясняют, не превышены ли установленные сроки документооборота. Дляоценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельныетоварные запасы (отношением их абсолютной величины на конец года или квартала кобъёму складской реализации товаров за изучаемый период).
Методика анализа товарооборачиваемости на оптовых предприятиях примерно такаяже как и в розничной торговле.В частности, определяют, на сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемостьтоваров в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительновложено средств за счёт изменения товарооборачиваемости, а главное, какиеимеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизациятоварных запасов.
Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя иханализ, прежде всего изучают выполнения планов по накоплению сезонных товаров,своевременность и полноту их кредитования (сезонные товарные запасы нередкокредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают своевременность вовлечениясезонных товарных запасов в товарооборот.
Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов иматериально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с изучениемвыполнения плана и динамики складской реализации товаров.Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.
Завершается анализ обобщением выявленных возможностей и резервов (особеннопрогнозных) роста оптового товарооборота, оптимизации товародвижения, улучшенияиспользования товарных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-техническойбазы торговли, повышения качества обслуживания покупателей.
6. Оперативный анализ поставки товаров
и оптового товарооборота.
Одно из основных условий успешного выполненияплана и высоких темпов роста оптового товарооборота – правильная организацияоперативного анализа его развития. Наоптовых предприятиях ведётся оперативный контроль как за отгрузкой, так и зареализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графикипоставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко иотдельным дням. На основании данных товарно-транспортных накладных идругих документов в специальных таблицах определяют фактические объёмы отгрузкитоваров за день (пятидневку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с началамесяца. По этим данным можно установить отклонения от планапо поставке товаров за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца отдельнымполучателям (в ассортиментном разрезе и по общему объёму поставки) и принятьоперативные меры по улучшению товароснабжения. На каждомскладе, кроме того, осуществляют оперативный контроль за движением товаров исостоянием товарных запасов в развёрнутом ассортименте, данные которогоиспользуются в повседневной торгово-коммерческой работе с покупателями.
На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним документовоптовое предприятие оперативно контролирует ход поступления денежных средств зареализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Этаинформация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовыхрезультатов, платёжеспособности оптового предприятия и разработке мер по улучшениюего хозяйственной и другой деятельности.
Применение ЭВМ позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров,оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и другихсовременных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать,сколько и на какие суммы выписано товарных и расчётных документов заотгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременнооплачиваются реализованные товары.Таблица №1. «Анализ выполненияплана nоварооборота по видам продаж».
виды продаж факт прошлого года (тыс.р.) текущий год в % к прошлому уд. вес. план(тыс.р.) факт(тыс.р.) % вып. прошл.год тек.год Розничная сеть
80
80
63.6 79.50 75.90 20 10,71 Оптовая сеть
320
470
530 112.77 165.63 80 89.29 в т.ч. экспорт
70
100
212 212 302.86 17.50 35.71 ИТОГО 400 550 593.60 107.93 148.40 100 100 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Решение:
% вып.= факт/план * 100%
Текущий год:
% вып. Розничная сеть = 63,6/80*100 = 79,50%
Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77%
экспорт = 212/100*100 = 212%
ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93%
В % к прошл. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%
В % к прошлому: Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%
Оптовая сеть = 530/320*100 = 165,63%
экспорт = 212/70*100 = 302,86%
ИТОГО = 593,60/400*100 = 148,40%
Уд.вес =часть/целое*100%
Уд.вес прошл.г. = факт прошл.г./итого фактпрошл.г.*100%
Розничная сеть = 80/400*100 = 20%
Оптоваясеть = 320/400*100 = 80%
экспорт= 70/400*100 = 17,50%
Уд.вес тек.г. = факт тек.г./итогофакт тек.г.*100%
Розничная сеть = 63,60/593,60*100 = 10,71%
Оптоваясеть = 530/593,60*100 = 89,29%
экспорт= 212/593,60*100 = 35,71%
Анализ:
В целом по предприятию % вып.(всего) за текущий год составил 107,93%, перевыполнение — 7,93 %, в рублях это составит 43,60тыс.руб., поскольку удельный вес текущего года в оптовой сетисоставил 89,29 %.По сравнению с прошлым годом план оптовой сети также, как и розничнойзначительно перевыполнен, в целом по сравнению с прошлым годом Троста составил 148,40%, Тприроста – 48,40 %. Воптовой сети Троста составил 165,63 %, Тприроста – 65,63 %.Что касается экспорта товаров, т.е.вывоза наших отечественных товаров в зарубежные страны, то можно сказать, что втекущем году по сравнению с прошлым предприятию поступило большое количествопредложений от иностранных клиентов и в текущем году удалось реализовать товараза границу на 212 тыс.руб., тогда как в прошлом году было всегореализовано товаров на сумму 70 тыс.руб. Удельный вес в текущем годусоставил 35,70 %, а в прошлом был 17,50 % от общего объёма реализации.
Таблица №2.
«Анализ оптового товарооборота».виды продаж факт прошл.года (тыс.р.) текущий год план (тыс.р.) факт (тыс.р.) % вып. Розничная сеть
80
80
63.60 79,50 Оптовая сеть
320
470
530 112.77 ИТОГО
400
550
593.60 107.93
в т.ч. продажа
1) Московская обл.
300
385
413.40 107.38 2) переброска
80
155
169.60 109,42 3) прочее
20
10
10,60 106
Решение:
% вып. = факт/план*100%
Текущий год:
% вып. Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%
Оптовая сеть= 530/470*100 = 112,77%
ИТОГО =593,60/550*100 = 107,93%
а) Московскаяобласть = 413,40/385*100 = 107,38%
б) переброска =169,60/155*100 = 109,42%
в) прочее =10,60/10*100 = 106%
Анализ:
Всего % вып. за текущий год составил 107,93 %(перевыполнение – 7,93 %),в рублях это отклонение составит 43,60тыс.руб. Перевыполнение достигнуто в большей степени за счёт оптовой сети. По сравнению с прошлым годом факт текущего годаувеличился, тем самым отклонение в рублях составило 193,60 тыс.руб.,а Троста 48,40 %, это достигнуто за счёт переброски, т.к. фактически за текущий год она возрослав два раза и в текущем году составила 169,60 %. Всё это объясняется повышенным спросом на продукциюданного предприятия, что говорит об успехе на рынке.Таблица №3. «Анализ выполнения плана поступления по источникам».источники поступления факт прошл.г. (тыс.р.) текущий год в % к прошл. уд.вес план(тыс.р.) факт(тыс.р.) % вып. прошл.г. текущ.г. Московск.изд-ва 280
385 486.75 126.43 173.84
70
82 Другие 80
155 89.04 57.45 111.30
20
15 Покупка у насел. 40
10 17.81 178.10 44.53
10
3 ИТОГО
400
550 593.60 107.93 148.40 100 100
Решение:
Факт прошл.г. = итого факт прошл.г.*Уд.вес(часть) прошл.г.
Московские изд-ва =400*70% = 280 тыс.руб.
Другие = 400*20% = 80тыс.руб.
Покупка у насел. =400*10% = 40 тыс.руб.
Факт тек.г. = итого факт тек.г.*Уд.вес(часть) тек.г.
Московские изд-ва = 593,60*82% = 486,75 тыс.руб.
Другие = 593,60*15% =89,04 тыс.руб.
Покупка у насел. = 593,60*3% = 17,81 тыс.руб.
% вып. = факт/план*100%
Текущийгод:
Московские изд-ва =486,75/385*100 = 126,43 %
Другие = 89,04/155*100 =57,45 %
Покупка у насел. = 17,81/10*100 = 178,10 %
ИТОГО =593060/550*100 = 107,93 %В % кпрошл.г. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%
Московские изд-ва = 486,75/280*100 = 173,84 %
Другие = 89,04/80*100 =111,30 %
Покупка у насел. = 17,81/40*100 = 44,53 %
ИТОГО =593,60/400*100 = 148,40 %
Анализ:
В целом по предприятию в текущем годупоступление товаров было перевыполнено незначительно, планировалось товарана 550 тыс.руб., а фактически составило 593,60 тыс.руб.,тем самым возросло на 7,93 %. Посравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 193,60 тыс.руб. В текущем году, как и в прошлом наибольшеепоступление товаров было от Московских издательств, которые играют немаловажнуюроль в нашей стране, поддерживая тем самым российского писателя. Кроме того, поМосковским издательствам в текущем году поступило товаров на 486,75 тыс.руб.,хотя было запланировано 385 тыс.руб., по сравнению с прошлым годом этотпоказатель почти в два раза вырос, т.к. поступлений в прошлом году отМосковских издательств было на 280 тыс.руб. Удельный вес в текущем годусоставил 82 %, а в прошлом – 70 % от общего объёма поступлениятоваров.Таблица №4. «Динамика качественных
показателей торговой деятельности».показатели единицы измерен. факт изменен. в динамике в % к прошл.г. прошл.год отчётн.год Ритмичность выполнения плана поставки товаров розничной торговле: по декадам % к общему объёму поставки
77,4
79 1,6 102,1 по месяцам % к общему объёму поставки
100
100 - 100 Ритмичность выполнения складами месячных планов реализации товаров % к общему числу месяцев складов
95,8
96,9 1,1 101,1 Коэффициент контрольной прверки качества поступивших товаров % к общему объёму поступвших товаров
24,6
25 0,4 101,6 Коэффициент охвата централизованной доставкой отпуска товаров со складов оптового предприятия % к общему объёму складской поставки товаров
75,3
78,8 3,5 104,6 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Решение:
В % к прошл.г.= факт отчётн.г./факт прошл.г.*100%
По декадам = 79/77,4*100= 102,1 %
По месяцам = 100/100*100= 100 %
Ритмичность выполнения =96,9/95,8*100 = 101,1 %
Коэффициент
контрольн.проверки = 25/24,6*100 = 101,6 %
Коэффициент охвата =78,8/75,3*100 = 104,6 %
Изменение в динамике = факт отчётн.г. – фактпрошл.г.
По декадам = 79 – 77,4 = 1,6
Ритмичность выполнения =96,9 – 95,8 = 1,1
Коэффициент
контрольн.проверки = 25 – 24,6 = 0,4
Коэффициент охвата = 78,8– 75,3 = 3,5
Анализ:
По сравнению с прошлым годом на предприятии улучшилась ритмичность поставкитоваров и увеличилась проверка качества поступивших товаров. Этоговорит о надёжности предприятия, о повышенном спросе на его товары, оквалификации сотрудников и их добросовестном отношении к работе.Возросла доля централизованной доставки в общем объёме складской реализациитоваров. Для того, чтобыкрепко стоять на ногах оптовоепредприятие должно и далее обеспечивать ритмичную поставку товаров по декадам иотдельным дням, развивать и совершенствовать их централизованную поставку.
Используемая литература:
1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.
2. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г.
3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организа-
ция», Москва 1997 г.
4. Кравченко Л.И. «Анализхозяйственной деятельности в торговле», Минск 2000 г.
5. Баканов М.И.«Анализ хозяйственной деятельности в торговле»
Москва 1996 г.