Реферат по предмету "Экономика"


Агропромышленный комплекс России: современное состояние, проблемы, перспективы развития

К У Р С О В А Я      Р А Б О Т А
по дисциплине «Экономическая теория» на  тему
«Агропромышленныйкомплекс России: современное состояние, проблемы, перспективы развития»
 

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
1.        Теоретическиеосновы агропромышленного комплекса.
1.1.Теоретические основы АПК.
1.2.Современное состояние АПК в целом по России.
1.3. АПКПермского края.
2.        Современноесостояние аграрного сектора экономики.
2.1. Проблемырастениеводства и животноводства.
2.2.Проблемы  сельского населения.
2.3. Проблемыинвестиций в основной капитал.
2.4. Проблемысельскохозяйственного машиностроения.
2.5. Проблемытехнологии отрасли.
2.6. ПроблемыПермского края.
2.7. Проблемыимпорта и экспорта.
3.        Перспективныенаправления совершенствования агропромышленного комплекса.
Заключение.
Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы.  Актуальность темы заключается в сложном положении аграрногосектора, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывомхозяйственных связей, отсутствием научно- обоснованной концепции правовой базыпри осуществлении рыночных реформ, а также  финансово- кредитного механизма,создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что ипривело к деконструкции всей существующей системы.
Текущая ситуация в агропромышленном  комплексе характеризуется кризиснымифакторами. Главной причиной возникшей разбалансированности  системы ведениясельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средствапроизводства. Изменились организационно-правовые формы коллективныхпредприятий, получил развитие сектор индивидуального предпринимательства населе. Сельское хозяйство с его трудоёмким производством может разрешить одну изсамых острых социальных проблем — трудовую занятость населения.
Следовательно, возникает проблема разработки механизма экономическихвзаимоотношений между государством, субъектами сельскохозяйственногопроизводства и коммерческими структурами для выработки новых адекватныхподходов к обеспечению инвестиционными ресурсами аграрного сектора экономики.При этом расширение сферы экономических  методов государственного возвратногообеспечения средствами предприятий аграрного сектора может стать реальнымисточником поддержания их ресурсного потенциала как наиболее экономичный иэффективный способ поддержки отрасли.
Цель работы. Целью данной работы является  исследование АПК России,определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1.        изучитьфактическое состояние АПК России;
2.        оценитьрезультативность сельскохозяйственного производства;
3.        определитьсущность основных проблем АПК;
4.        выявитьперспективы развития АПК;
5.        исследоватьвозможности государственного регулирования и поддержки развития АПК.
Научная база. Теоретической и методологической основой исследованияявляются фундаментальные положения современной экономической теории, системныйподход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов вроссийской экономике, труды  и разработки ведущих экономистов – аграрников:Беспахотного И.В.,  Емельянова А.М.,  Ушачёва И.Г. и многих других. В работеиспользованы положения, содержащиеся в Российских законах, Указах ПрезидентаРоссии, других правительственных и нормативных документах, а также материалывсероссийской и местной статистики, опубликованные в печати.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав,выводов и предложений, изложена на 26  страницах компьютерного текста, содержит3 таблицы и 2 рисунка.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цели,задачи работы.
В первой главе «Современные теоретические основы АПК  России»  раскрытытеоретические основы, сущность и принципы АПК России.
Во второй главе «Сущность кризисного состояния АПК России» проведенанализ современного состояния АПК, выявлены основные проблемы и дана оценкарезультативности АПК.
Третья глава «Перспективные направления восстановлениявоспроизводственного потенциала АПК»  посвящена вопросам совершенствованияразвития АПК, разработке стратегических мероприятий государственногорегулирования сельского хозяйства.
В заключении обобщены теоретические выводы и отражены основные результатыкурсовой работы.

1.Современные теоретические основы АПК  России
 
1.1. Теоретическиеосновы АПК.
Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслейхозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственнойпродукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизнигосударства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народногопотребления. Развитие АПК сильно влияет на уровень народного благосостояния,поскольку его продукция составляет более 60% товаров торговли. В составе АПКвыделяют три основных звена, каждое из которых выполняет определённую функцию.Пропорции, сложившиеся в России между отдельными звеньями АПК, несовершенны.Самое мощное звено в нём составляет сельское хозяйство (45% продукции). В АПКСША, например, его доля всего 13%. Зато доля обслуживающих и перерабатывающих вдва раза выше, чем в России. Первое звено – производство средств  производства для сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей его продукцию,обеспечивает АПК техникой, удобрениями, комбикормами  и т.п., то естьопределяет общий уровень его интенсификации. Второе звено — сельскоехозяйство.  Это центральное звено АПК. Оно отличается от остальных отраслейматериального производства, во-первых, сезонностью производства продукции,во-вторых, на его развитие сильно воздействуют природные условия, в-третьих, всельском  хозяйстве главное и незаменимое средство труда – земля. В сельском хозяйстве выделяются две важнейшие отрасли: растениеводство (земледелие) иживотноводство. Третье звено – отрасли, перерабатывающие  сельскохозяйственноесырьё, отрасли лёгкой промышленности; а также отрасли, обеспечивающие заготовку,хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.
1.2.Современное состояние АПК в целом по России.
В 2006 году общий объём валовой продукции сельского хозяйства напредприятиях всех категорий вырос на 2,8%.  Получены хорошие производственныепоказатели по отдельным отраслям растениеводства – валовой сбор зерна составилболее 78,4 млн.т.  Сохранён экспортный потенциал зерна – около 10 млн.т. Впервые было получено более 3,6 млн.т. кукурузы на зерно, почти 30 млн.т.сахарной свеклы, 6,7 млн.т. подсолнечника.  Были расширены посевные площадизерновых и бобовых культур, общие посевы которых занимают свыше половиныпосевной площади сельскохозяйственных культур. На долю зерна приходится около28% стоимости валовой продукции растениеводства. В выручке от реализациипродукции растениеводства зерно составляет около 56 %, а в общей выручке отпродажи   сельского хозяйства – почти пятую часть. Производство продукцииосновных сельскохозяйственных культур в 2006 году было выше, чем в среднем запять предшествующих лет.
Определённые успехи достигнуты в отдельных отраслях животноводства. За2006 год производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всехкатегорий составило 7,9 млн.т., что на 4,6 % больше соответствующего периода2005 года, молока – 31,1 млн.т. (больше на 0,6 %). Производство свиней на убойвозросло на 8,7 %, птицы на 14,7 %. Продолжается рост молочной продуктивностикоров и яйценоскости птицы.
Динамично развивались многие отрасли пищевой  и перерабатывающейпромышленности. Перерабатывающие предприятия начали активно включаться  в сельскохозяйственного производство с целью создания устойчивой сырьевой базы. В результате индекс физического объёма производственной продукции  в 2006 годусоставил 10,3 % к уровню 2005 года. В мясной и молочной отраслях  расширилсяассортимент и увеличился выпуск продукции пользующейся повышенным спросом населения.
Приход в отрасль эффективных инвесторов и предпринятые мерыгосударственной поддержки вызвали рост инвестиций в основной капиталпредприятий АПК. С учётом национального проекта они увеличились в 2006 году до249 млрд. руб., в 2005 году – 160 млрд. руб. Доля прибыльных организацийвозросла с 58 % до 68 %.
1.3. АПКПермского края.
В экономике Пермского края  АПК играет незначительную роль в созданиивалового национального продукта, составляя 6 %.По классификации ряда учёныхрегион характеризуется как промышленно развитый с низким удельным весомсельскохозяйственной отрасли. За годы реформ инвестиции в основной капиталсельскохозяйственных предприятий составили не более 3,5 % в общей структуре. Вусловиях существенного диспаритета цен  и низкого объёма инвестиций происходит«вымывание» ресурсов из сельского хозяйства в другие сферы материальногопроизводства. Тем не менее, сельское хозяйство играет определяющую роль вобеспечении региона собственным продовольствием. В 2006 году объём валовойпродукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактическидействующих ценах составил свыше 20 млрд. руб. (Таблица 1.) [5.С.9.].
  Отмечается рост индексов  цен на фоне снижения индексов физическогообъёма по основным видам сельскохозяйственной продукции. Наибольший темп ростадоходов отмечен в животноводстве как в целом в аграрной сфере, так и всельскохозяйственных предприятиях. Объёмы сельскохозяйственной продукции,производимой в хозяйствах населения, увеличиваются крайне медленно.Производство и реализация продукции животноводства играет ведущую роль вфункционировании сельскохозяйственных предприятий края. В  2006 году имиреализовано 29,1 тыс. т. крупного рогатого скота,  23,4 тыс. т. свиней,  24,7тыс. т. птицы,  294,8 тыс. т. молока и молочной продукции в пересчёте намолоко.  По сравнению с дореформенным уровнем снизилось производство молока на39 %, мяса на 48 %при одновременном увеличении производства яиц на 3 %.Сокращение производства продукции произошло за счёт сокращения поголовья скота.Так, ежегодно происходило уменьшение численности   крупного рогатого скота на10-15 тыс. голов, в том числе коров на 3-4 тыс. гол.
Таблица 1 — Валовая продукция сельского хозяйства Пермского края, млн. руб. /> /> Показатели 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2006г. в % к 2002 г. /> /> /> Валовая продукция сельского хозяйства  — всего 17303 17454 18896 20620 20619,5 119,2 /> в том числе продукция: /> животноводства 8730 9156 10502 11547 11615,2 130 /> растениеводства 8573 8298 8394 9073 9004,3 105 /> Продукция сельскохозяйственных организаций — всего 7399 7763 8653 10228 10229,4 138,3 /> в том числе продукция: /> животноводства 5419 5694 6551 7875 7529 138,3 /> растениеводства 1980 2069 2102 2352 2700 136,4 /> Продукция крестьянских (фермерских) хозяйств 156 187 260 221 221 141,7 /> Продукция хозяйств  населения 9748 9504 9982 10171 10584,4 108,6 />
В общем объёме производства  сельскохозяйственной продукции долясельскохозяйственных предприятий составила 49,6 %, доля хозяйств населения икрестьянских (фермерских) хозяйств – 49,3 % и 1,1 % соответственно.
В  2006 году происходит сокращение числа убыточных хозяйств, их удельныйвес снизился с 91,3 до 26,3 %, а рост балансовой прибыли позволил достичьуровня рентабельности в 9,8 % (Таблица 2) [5.C.10.].
Таблица 2 — Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Пермского края /> /> /> Показатели Годы /> 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 в% к 2005 /> /> Число сельскохозяйственных организаций,  в том числе убыточных 477 465 487 407 397 390 358 92 /> всего 19 313 243 142 182 169 94 55,6 /> в % от общего числа 4,0 67,3 49,9 34,9 45,8 43,3 26,3 17,0 п.п. /> Сумма убытка в убыточных организациях, млн. руб. (до 1998 г. — млрд. руб.) 0,0 229,4 206,0 190,8 244,8 322,3 217,5 67,5 /> Валовой доход (в фактически действовавших ценах),  млн. руб. (до 1998 г. — млрд. руб.) 0,9 1178,9 1460,4 2215,0 _ _ _ _ /> Балансовая прибыль, млн. руб. (до 1998 г. — млрд. руб.) 0,4 556,9 527,4 791,8 526,0 427,8 916,0 В 2,1 р. /> Рентабельность, %: /> /> всей хозяйственной          деятельности 36,0 9,5 7,5 11,5 4,8 1,6 9,8 В 6,1 р. /> продукции сельского хозяйства 39,3 -0,1 -2,3 7,8 2,0 -0,6 1,8 _ /> в том числе: /> продукции растениеводства 24,6 14,7 17,3 18,0 0,3 7,0 11,9 +4,9 п.п. /> продукции животноводства 41,4 -2,1 -4,9 6,3 2,2 -1,8 0,5 _ />
 

 
2.Современное состояние аграрногосектора экономики.
 
2.1. Проблемы растениеводства иживотноводства.
Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельскомхозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитиеотрасли. АПК России в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основнымипроблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей,поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно –хозяйственных связей, инфляции, удорожание  кредитных ресурсов, сокращениегосударственного финансирования, сокращение государственного финансирования,снижения покупательской способности потребителей  сельскохозяйственнойпродукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен напромышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояниесельскохозяйственных земель. В последние годы практически приостановлены работыпо повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель,сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужилоусилению процесса деградации почв. Медленно развивается инфраструктураземельного рынка, не создана система информационного обеспечения иразъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. За последниегоды резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. В современнойситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями длязакупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импортавосполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания. Ситуация вживотноводстве оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве, Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке имясе.

2.2. Проблемы  сельского населения.
Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойныйуровень жизни занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельскомхозяйстве составляет 4904 руб., или 36 % общероссийского уровня. За чертойбедности находится более 40 % сельского населения. Уровень занятости сельскоготрудоспособного населения составляет 65,6 %. Среди сельских безработныхудельный вес молодёжи в возрасте до 30 лет составляет45 %. Демографическаяситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Продолжается оттокквалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многомэто обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг.Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики,разрушение общественного производства  тесно связано с качеством жизни сельскогонаселения, одним из показателей которого является уровень денежных доходовсельскохозяйственных работников. Усиливается несоответствие между численностьюсельского населения и громадными размерами территорий, что выражается вобезлюдении села. Уровень бедности на селе снижается крайне медленно, а разрывпо этому показателю между городом и селом увеличивается. Снижается уровеньквалификации сельских кадров. Интенсивно идёт процесс старения всех категорийработников, занятых в  сельскохозяйственном производстве. Продолжаются процессыдеградации социальной сферы села. Медленными темпами развивается фермерскийсектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая свыше 11 % общей площадипашни, производят немногим более 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства.Свыше половины всего объёма сельскохозяйственной продукции (51%) производится вличных подсобных хозяйствах населения, то есть в мелкотоварном секторе.

 
2.3. Проблемы инвестиций в основнойкапитал.
Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокийфизический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежныхсредств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническуюи технологическую модернизацию основных фондов.  Доля инвестиций в основнойкапитал сельского хозяйства составляет всего 4% общего объёма инвестиций вэкономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 году. Основным источникомфинансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. Врезультате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнему ощущаетсянехватка «длинных» ресурсов для капитальных инвестиций.
2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения.
Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостаткаплатёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственноемашиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения(свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную икачественную уборку урожая практически невозможной). Средняя обеспеченностькомбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в Россииотстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз,нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этихстранах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техникисоставляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытиятракторов превышает коэффициент  обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов –в 3 раза, кормоуборочных – в 3,5 раза. В результате такой интегральный показатель,как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза нижеаналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Такжесуществуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояниясельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий ростцен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
2.5. Проблемы технологии отрасли.
Проведённый специалистами министерства совместно с учёнымиРоссельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве используются восновном устаревшие технологии. Так, на примере использования интенсивнойтехнологии производства озимой пшеницы видно, что для осуществления 16технологических операций из 474видов применяемых сельскохозяйственных машинмировому уровню соответствует только 50%. Это приводит к увеличениюпроизводственных затрат и уменьшению производительности на 30%, к низкойурожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологического отставания инедостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14%выращенного урожая, ещё до 11% — теряется из-за несовершенства техники. По этимпричинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей.Импортные закупки продовольствия и сельскохозяйственного сырья  в2006 годувозросли на 20%, до 21,6%млрд. долл.
2.6. Проблемы Пермского края.
Пермский край в последнее 5-летие принимает бездефицитный бюджет,является краем – донором в государственный бюджет, проявляет приростпроизводства в промышленности. Однако, сравнивая индексы производства продукциисельского хозяйства по регионам страны, мы занимаем темпы дальнейшего сниженияего производства в Пермском крае за 2002-2005 годы. Среднемесячная зарплатаработников сельского хозяйства Пермского края составляет лишь 2621 руб., чтосоставляет 42% от среднекраевого уровня и лишь на 2% выше прожиточногоминимума. Низкая оплата труда среди селян является главной причиной широко — масштабной бедности среди сельского населения. В происходящей дифференциациинаселения пожилые люди занимают особую нишу низкостатусных, социально незащищённых, и относят себя (по результатам проведённых социологическихисследований) к группе  бедных. Несмотря на принимаемые меры, которые впоследние годы были реализованы администрацией Пермского края для стабилизациисельскохозяйственного производства, оно продолжает находиться в кризисномсостоянии. Основные параметры отрасли, касающиеся возможности воспроизводства,уровня оплаты труда и доходности продолжают оставаться на самом низком уровне илидаже ухудшаться. Вмешательство государства в сферу сельского хозяйствавозрастает, но и оно не даёт пока ощутимых результатов. Одна из причин – этоотсутствие более совершенного организационно – экономического механизмагосударственного регулирования сельскохозяйственного производства,предполагающего повышение цен, снижение налогов и оптимизацию финансово –кредитных отношений на единой  методологической основе. Для осуществлениялизинговых операций в АПК Пермского края за счёт средств краевого бюджета созданрегиональный лизинговый фонд. Приобретение техники сельскохозяйственнымитоваропроизводителями Пермского края за счёт средств фонда льготногокредитования затруднено. Этот канал финансирования предусмотрен государствомтолько для платёжеспособных предприятий, так как общие платежи по лизингуучитывают следующие статьи: первоначальный взнос, транспортныё расходы,ежегодные взносы на возмещение стоимости объекта лизинга, страхование, среднююоплату. Например, при стоимости объекта лизинга в 5,0 млн. руб. срок договорадостигает 5 лет, а платежи первого года составляют 27,5%, второго, третьего,четвёртого – по 25,5%,  пятого года – 22,5%. Размеры ежегодных платежей врасчёте на пятилетний срок лизинга, а также общие суммы лизинговых договоров понаиболее употребительным видам техники снижаются, следовательно, лизингявляется наиболее приемлемой формой привлечения финансовых средств в отрасль.
 
2.7.Проблемыимпорта и экспорта.
АПК играет всё более активную роль навнешнем рынке. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия достигболее 5 млрд. долл. (Рисунок 1) [13.C.19.].
/>
 Проблемы на селе, прежде всего, связаныс невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условияхсохраняющегося диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда,недостатка финансовых ресурсов для освоения новейших технологий, высокой долиимпортной продукции, а также ненадлежащего состояния  социальной сферы. Если в2005 году цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 9,6%, то напромышленную – на 15,7%. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2006 году. Такцены на реализованную сельскохозяйственную продукцию по сравнению с 2005 годомувеличились на 10%, а на промышленную – на 21%. Диспаритет цен ещё болееуглубился. В результате, ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд. руб.  Сдерживающим фактором развития отечественного производства является ростобъёмов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По даннымтаможенной статистики, в 2006 году объём импорта продовольственных товаров исельскохозяйственного сырья для их производства составил21,6 млрд. долл., иливырос по сравнению с 2005 годом на 24% (Рисунок 2) [13.C.20.].
/> 
Примерно 60% сельскохозяйственнойпродукции по импорту поставляется странами ЕС, США и Канадой, где уровеньподдержки сельского хозяйства в расчёте на гектар пашни от 20 до 40 раз выше,чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2007года в страну импортировано продовольственных товаров на сумму около 10 млрд.долл. Основными потребителями импортного продовольствия  являются крупныегорода. В тоже время, вместе с растущим расслоением по доходам, всё болеезначительной части российского населения не обеспечен даже  весьма скромный уровеньпотребления продуктов питания. В сложившейся ситуации  значительная частьсельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствием чего сталисокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из селаквалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации,исчезновение десятков тысяч деревень. 
 

 
3.Перспективные направления совершенствования
агропромышленного комплекса
 
Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК – позитивноеразвитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. «Как можетбыть бесперспективным производство, в котором из одного посаженного в землюзерна вырастает колос из 60-80 зёрен» — это сказал один уважаемый и мудрыйэксперт, прошедший путь от  механизатора до главного редактора известногоаграрного издания. В этом коротком афоризме заключена суть всех проблемотечественного сельского хозяйства – не признанный потребительским обществомпроизводитель не  в силах развивать производство в объёмах, способныхудовлетворить возрастающие потребности, и его ослабление становится «болевойточкой» социально – экономического общества в целом.
Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведенияпоследовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основныхстратегических направлений:
— стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что впервую очередь потребует определённого перераспределения национального дохода впользу сельскохозяйственных производителей;
— придание аграрной реформе основной целевой функции – рост производства;
— внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшениеуровня питания групп населения с низкими доходами.
Каждая из этих проблем требует серьёзных мер своего решения. Преждевсего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства,затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательныйрост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятногоценового климата для сельскохозяйственного и предоставление прямыхгосударственных субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства.Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращенияпроизводственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороныгосударства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже опоследовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована наустойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. Приэтом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечиваютнаиболее эффективное использование ресурсов и прирост производствасельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.
  Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, которыйбы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок для собственногопроизводителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенныхправ государства по внешнеторговому и ценовому регулированию. Высокаязависимость внутреннего рынка, например, от импортных поставок мяса, послужилаодной из основных причин разработки приоритетного национального проекта«Развитие АПК». Над выполнением этого проекта в 2006 году работалаМежведомственная рабочая группа с участием представителей аграрной науки. Понаправлению «Ускоренное развитие животноводства» участниками проекта стали 1317объектов. Они получили 53,1 млрд. руб. кредитных ресурсов. ОАО «Росагролизинг»поставил сельскохозяйственным производителям 50,2 тыс. голов крупного рогатогоскота и оборудование для создания 78,7 тыс. скотомест. По направлению«Стимулирование малых форм хозяйствования а АПК», по оперативным данным,создано 2124 сельскохозяйственных  потребительских кооперативов всех видов.  Заистекший год малыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб.кредитов. По направлению «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов»введено 713,8 тыс. кв. м.  жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. Врамках консолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России иподведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2007 году увеличенаподдержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства –1,3 млрд. руб.; с северного оленеводства  и табунного коневодства – 250 млн.руб., а также овцеводства – 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат  пострахованию сельскохозяйственных культур – до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2006году на 17,4%); финансирование по разделу «Образование» до 12 млрд. руб. (больше на 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий – 2,3 млрд.руб.  (больше на 52%).
Перемены, которые могут обеспечить  более высокую динамику развитияэкономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом «О развитиисельского хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрнойполитики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российскойсельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров;формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья ипродовольствия,  способствующего повышению доходности сельскохозяйственныхтоваропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельскомхозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышениезанятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционногоклимата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранениеи воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов;наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию,используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержанияпаритета цен.  На финансирование  АПК из бюджета субъектам федераций будутпредоставляться субсидии в порядке, определённом правительством.  При этомзаконодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевоеназначение и не могут быть израсходованы на другие нужды.             «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерствомсельского хозяйства  РФ и разработана сроком на хозяйства, источники ихфинансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года.Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства надолгосрочную перспективу.  В программе определены пять основных разделов;устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условийфункционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельскогохозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель – задачи – количественноизмеряемые целевые индикаторы – механизм реализации, включая состав участников,выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственнымитоваропроизводителями.  Составной частью программы стали утверждённые ранееПравительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв  земельсельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достоянияРоссии на 2006-2010 гг.» и согласованные с Министерством экономического развитияи торговли РФ ведомственные целевые программы.
Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастатьболее  чем на 4%, а в животноводстве – на 5%.  Прогнозируется оживлениеинвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициентобновления основных видов сельскохозяйственной техники.  Вырастетэнергообеспеченность отрасли при существенном увеличении примененияресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению вхозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемыхсельскохозяйственных угодий.  Вместе с тем выполнению прогнозных  темповразвития сельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявлениясистемных рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиесяв аграрном секторе социально – экономические проблемы. Ситуация можетобостриться и со вступлением России в ВТО.  Нельзя забывать, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннемрынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС.  Если сравнитьуровень государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самыхнизких из развитых стран.
Наряду с экономической поддержкой российского товаропроизводителя врамках разрешённых ВТО мер необходимо, отменить страновый механизм квотированияимпорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия дляроссийского сельского хозяйства по сравнению с европейскими и американскимиконкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определённые преимущества дляАПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режиманаибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российскойэкономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта иззарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке;улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Для разработки региональной  и долгосрочной программы развития сельскогохозяйства и повышения его эффективности, дан прогноз государственной поддержкисельского хозяйства Пермского края  (Таблица 3) [5.C.20].  По программе «Развитие АПК Пермского края» на2008-2010 гг. необходимо финансовых ресурсов в объёме 12304 млн. руб., в томчисле на мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевойспециализации 9463 млн. руб., стимулирование инвестиционной активности — 1466млн. руб., государственную поддержку структурных изменений в сельском хозяйстве — 78 млн. руб.  В целом в 2010 г. прогнозируется увеличениегосударственной поддержки на 23%.  Принятие и реализация базового закона иГосударственной программы развития сельского хозяйства на целевых принципахпозволят создать действенную нормативно – правовую базу для увеличенияэффективности реализации государственной аграрной политики, привлеченияинвестиционных ресурсов в аграрный сектор, роста доходов сельскохозяйственныхтоваропроизводителей за счёт развития производства и улучшения социально –экономического положения сельского населения.  
Таблица 3. Прогноз государственной поддержки развития сельского хозяйства в Пермском крае, млн. руб. /> /> /> Наименование мероприятия Источники финансирования Всего на период действия программы в том числе по годам /> /> 2008 г. 2009 г. 2010 г. /> Мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации Федеральный бюджет 340,84 100,25 115,48 125,25 /> Региональный бюджет 2062,50 687,50 687,50 687,50 /> Внебюджетные источники 7060,00 2042,90 2358,00 2659,10 />
ИТОГО
9463,30
2830,70
3160,00
3471,80 /> /> Стимулирование инвестиционной активности Федеральный бюджет
/> 
/> 
/>/>
/> /> Региональный бюджет 1138,50 30,60 377,50 454,50 /> Внебюджетные источники 1466,50 392,80 486,20 587,50 />
ИТОГО
2605,00
699,30
863,70
1041,90 /> Государственная поддержка структурных изменений в сельском хозяйстве Федеральный бюджет
/>
/>
/>
/> /> Региональный бюджет 60,00 20,00 20,00 20,00 /> Внебюджетные источники 18,00 6,00 6,00 6,00 />
ИТОГО
78,00
26,00
26,00
26,00 /> /> Государственная поддержка обеспечения благоприятных условий функционирования Федеральный бюджет
/>
/>
/>
/> /> Региональный бюджет 146,00 47,00 49,00 50,00 /> Внебюджетные источники 12,50 4,10 4,20 4,20 />
ИТОГО
158,50
91,20
53,20
54,20 /> /> Программа «Развития АПК Пермского края на 2008-2010 годы» Федеральный бюджет 340,70 100,20 115,20 125,20 /> Региональный бюджет 3407,00 1061,00 1134,00 1212,00 /> Внебюджетные источники 8557,00 2445,90 2854,40 3256,70 />
ИТОГО
12304,80
3607,20
4103,60
4593,90 /> />

 
Заключение
 
 В заключение  курсовой работы сформулированы итоговые выводы ипредложения, вытекающие из результатов анализа.
1.В современных условиях развитие АПК  страны происходит неоднозначно.  Содной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производствав ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью.  Но сдругой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которыепреобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценитьположение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Этоподвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.
2.Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращениевсех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так иотрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применениеразовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса.  Нужны кардинальныемеры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна бытьположена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять втом, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства,исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективнойжизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня  и качестважизни сельского населения.
3.Одним из главных аспектов преобразований в АПК  является участиегосударства в этом процессе.  Необходимо более действенное участие государства,прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК.  Но в последние годы такаяподдержка была недостаточной или отсутствовала совсем.  Решению проблем АПКбудет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов.  Конкретноэто должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального иместного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемойприбыли в размере, определяемом администрацией региона.
4.Важным направлением преобразований в АПК является обновление иэффективное использование материально – технической и технологической основыпроизводства.  В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемыминструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развиваетсямедленно.
5.Не может быть шаблонного подхода в проведении преобразований в АПК. Вкаждом регионе есть свои особенности, которые следует учитывать. Сельскоехозяйство Пермского края находится в состоянии кризиса, обусловленного общимсоциально – экономическим кризисом в АПК. Анализ ситуации показал, что в 2006г. по отношению к уровню 1998 г. объём производства скота и птицы на убой (вживом весе) сократился на 22%, молока – на 16,4%, зерна – на 6%, картофеля –на 23,8%.  Кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2,8 раза, акоэффициент выбытия техники превышает коэффициент обновления  в два раза. ВПермском крае за период с 2000г. по 2006г. привлечено кредитов более 113,6 млн.руб., количество договоров составило 1270 ед. выплачено субсидий  на развитиесельскохозяйственных кредитных кооперативов из федерального бюджета 2,173 млн.руб., из краевого бюджета  0,06 млн. руб. за 2006 г.
6.Роль государства заключается в повышении эффективности функционированияотрасли и социально – экономическом развитии территорий, базирующихся накомплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов иорганов управления АПК. Для разработки региональной среднесрочной идолгосрочной программы развития  АПК Пермского края дан прогноз государственнойподдержки. Для её реализации потребуется 12304 млн. руб.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.        Иохин В. ЯЭкономическая теория. Учебник. – М.: Юристъ. 2000.
2.        Курсэкономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2005.
3.         Светлаков А.Г.Экономическая безопасность АПК/Трясцин М.М., и др. — Пермь, 2003.
4.        Энциклопедическийсловарь. Современная рыночная экономика. – М., 2004.
         Дополнительная (периодическая) литература:
1.        Бандурин Р. Обэквивалентности межотраслевого обмена, / Экономист, 2007,№10.
2.        Беспахотный  Г.,Барышников  Н. Возможности финансирования сельского  хозяйства / Экономист,2006, №10.
3.        Емельянов А.Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления./Экономист. 2006, №8.
4.        Кресникова  Н. Обэффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
5.        Кузнецова Э.Р.Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве Экономика АПКПредуралья. Научно – практический журнал,2007,№6.
6.        Лысенко Е.Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
5.        МитинС.  Работа АПК в 2006 г. и формирование агропродовольственной  политики /Экономист, 2007,№4.
6.        МухинаЕ. Оценка эффективности государственной поддержки        агропромышленногопроизводства / Экономист, 2007,№4.
7.        Светлаков А.Г., Концептуальные подходы в решении вопросов экономической безопасности АПК Пермского края/ Охрана труда и деловое общение, 2007,№2.
8.        Скузоватова О.Нормативы в анализе и оценке аграрного региона / Экономист, 2007,№4.
9.        Соловьёва Л.Ю.Региональная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность иприоритеты/Аграрный вестник Урала, 2007, №1.
10.     Соловьёва Л.Ю.Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика,управление, 2007, №2. 
11.     ТороповД. Стратегия развития сельских территорий / Экономист, 2007,№10.
12.     ТрушинЮ. Национальный проект по АПК / Экономист, 2006, №10. Трушин Ю. Современныйподход государства к развитию АПК/ Экономист, 2007,№11.
13.     Ушачёв И.Сельское хозяйство: приоритетно – целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
14.     Фисинин В.Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
15.     Цветков В.,Джумов А.– Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист,2007,№4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политика по укреплению новой исторической общности в годы оттепели
Реферат Понятие и сущность маргинальности
Реферат Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла
Реферат Отчет по практике по бух. учету 2
Реферат Память компьютера
Реферат Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления
Реферат Анализ процесса управления организацией на примере деятельности предприятия ООО Морозко
Реферат Аристотель политика ок. 335-322г до н э
Реферат Franklin Roosevelt Essay Research Paper Franklin Roosevelt
Реферат Контрактация
Реферат "Отцы и дети" в романе Тургенева
Реферат Вопросы по информатике
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины экскурсоведение Курс адресован студентам направления 033000 «Культурология» (бакалавриат) и входит в профессиональный цикл ооп
Реферат Розвиток та сучасний стан соціології
Реферат Loss Of Humanity In 1984 Essay Research