Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Словообразовательный тип, модель и понятие продуктивности

Реферат студента  ОЗО  Института ФилологииЕсипенко Александра
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Введение
Современныйанглийский язык располагает многими способами образования новых слов, к числукоторых относятся словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращения,адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование,лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения     вслове.
Словопроизводство– это способ образования слов с помощью аффиксов-суффиксов и префиксов,которые, вступая в различные комбинации с основами слов (и др. образованиями),образуют новые слова. В процессе словопроизводства в качестве строительногоматериала используется основа слов (словосочетания) и аффиксы, составляющиеисключительно процесс словопроизводства, его, так сказать инвентарь, илишенные, в отличие от слова, синтаксической самостоятельности. Функциональноаффикс и слова существенно отличаются друг от друга, представляя собойобразования, относящиеся к разным языковым уровням. Первое –       к уровнюморфем, второе – к уровню словосочетания и предложения.
Словосложение какспособ образования слов путем сложения основ в современном английском языкеявляется одним из самых продуктивных способов. Сложение отличается отсловопроизводства, прежде всего характером обозначения явлений.
Сложное словообразуется из основ слов, которые находятся между собой в определенныхструктурно-семантических отношениях, сходных с подобными отношениями языковыхобразований иного плана, а именно словосочетаний и предложений.
При образованиисложного слова происходит процесс выделения, уточнения или конкретизациипризнаков предмета или явления, причем сложное слово, как и производное, составляетпринадлежность определенной семантической группы слов.
Одним из основныхв словообразовании, как разделе лингвистики, является понятие моделирования,модели. «Словообразование формируется, существует и функционирует как областьмоделирования мотивированных (вторичных) наименований». Образование новых словосуществляется в языке в подавляющем большинстве случаев в соответствии с существующимсловом, представленным в виде определенных образов. Подобные образы рассматриваютсякак некоторая абстрагированная от конкретного лексического содержания структура– словообразовательная модель.
В английском языкеприменительно к словообразованию наиболее часто употребляются слова pattern, реже model. Patternопределяется как design to be copied, person or a thing to be copied «образец для копирования, лицо или предмет, с которогоможно копировать или которому следует подражать», назначение слова type – person, thing, event, etc. considered as an example of a class or a group «лицо, предмет, явление и т. д., рассматриваемое какобразец, представитель класса, группы».
Таким образом, и ванглийском языке слова pattern «модель» и type «тип» имеют то же значение, что и соответствующие имрусские слова «модель», «тип».
Характернойособенностью словообразовательной модели является ее абстрактность,отвлеченность от конкретного лексического значения или у всей модели, как тоимеет место у моделей сложных слов, или у ее какой-либо части, что свойственнодля моделей производных слов, дает возможность осуществлять ейсловообразовательную функцию; именно свойство абстрагированности делает модельобразцом для подражания, своеобразной матрицей, по которой «печатаются» новыеслова.
Как и любая другаямодель, словообразовательная модель имеет свои отличительные признаки.Основными ее признаками являются:
а) общеекатегориальное значение: принадлежность к определенной части речи, определенномулексико-семантическому разряду слов как в пределах одной части речи, так и свозможным охватом нескольких частей речи;
б) структурныйсостав, т. е.  из каких словообразовательных элементов она состоит;
в) характерструктурно-смысловых отношений ее компонентов;
г) еесловообразовательное значение, характер смысловой связи с производящим словом,или мотивация этой связи;
д) еесловообразовательная активность, иначе, продуктивность.
По своимособенностям продуктивные модели слов в современном английском языкераспадаются на:
а) моделиморфологические;
б) моделисемантические.
В составморфологических моделей входят:
1) основы (слова),включая и основы – частотные компоненты;
2) суффиксы иполусуффиксы, префиксы и полупрефиксы.
Что же касаетсясемантической модели, то в английском языке эта модель действует дляобразования слов, относящимся      ко многим частям речи (от существительныхобразуются глаголы – we breakfasted and coffeed; от глаголов – существительные find «находка», catch «улов»;от наречия – существительные ins and outs «входы и выходы»).
Продуктивность.
Продуктивностьявляется одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особоезначение продуктивность приобретает в словообразовании, и в частности прихарактеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом всоздании новых слов.
В словообразованиипонятие  продуктивности распространяется, кроме моделей и на аффиксы, основы,т. е. словообразовательные элементы, а также и на способы словообразования.
Продуктивность втеории словообразования имеет синонимичный термин – «словообразовательнаяактивность», под которым подразумевается способность того или иного образования,например, словообразовательного элемента, образовать новые слова.
Продуктивнымиследует считать такие модели, по которым на данном этапе развития языкаобразуются новые слова.
В английском языкепримером высокопродуктивных можно считать модели производных слов с суффиксами:v+ er(teacher), n + able (readable), n + less (colourless), n + like (catlike), n (adj) + ize (ideologize); с префиксами: un + adj (unemployable); модели сложных слов: n + n (foodscience); n + adj (dustfree); имодели сложнопроизводных слов: n + v + er (price-raiser), adj (n) + n + ed (loud-voiced).
В качествемалопродуктивных выступают модели производных с суффиксами: n + en (woolen), n + ous (dangerous); спрефиксами: be + v (becloud) и модели сложных слов v + v (make-believe), v + adv (speak-easy) и др.
Продуктивность неявляется постоянным свойством модели, она в определенный период развития языкаможет изменить характер своей продуктивности и перейти из класса неактивныхмоделей в активные.
При характеристикемодели помимо продуктивности и количественного объема часто используется еще ипонятие употребительности слов данной модели. «Употребительность в определенныхусловиях может стать сопутствующей причиной, усиливающей или ослабляющейпродуктивность той или иной словообразовательной модели».
В английском языкепрямая зависимость от того лексико-стилистического слоя, в котором находят своеупотребление слова данной модели, определенным образом сказывается не только настепени продуктивности, но и на продуктивности вообще.
Во-первых, вразных лексико-семантических слоях языка продуктивность одних и тех же моделей,как известно, может варьироваться. Во-вторых, различные слои языка отличаютсядруг от друга набором определенных моделей, специфичных для этого слоя(общелитературная лексика, сленг, научно-техническая лексика,общественно-политическая лексика, различного рода терминологическая лексика:биологическая, медицинская, химическая, физическая и т. д.)
К сленгу относятсяв основном модели с полуаффиксами        -crazy «одержимый,помешанный на чем-либо»: car-crazy, speed-crazy; -happy «одержимый, довольный»: dollar-happy «рад, чтоесть деньги», skirt-happy «одержимый женщинами».
Для медицинской ибиологической терминологии характерны модели с полупрефиксами immuno-, cardio-.
В техническойтерминологии употребительна модель с префиксами mono-, mon-, -meter.
Итак, в английскомсловообразовании имеются:
а) модели сразличной степенью продуктивности в зависимости от лексико-стилистическогослоя, в котором они используются;
б) модели,употребляемые преимущественно в определенном лексико-стилистическом слое;
в) моделиуниверсальные, продуктивные во многих лексических слоях.
Анализируяпродуктивность моделей в современном английском словообразовании, следуетподчеркнуть весьма существенное обстоятельство, которое характеризует процесс вцелом. Это сравнительная легкость образования в речи как устной, так иписьменной сложных и производных слов.
Продуктивностьсловообразовательной модели обуславливается как экстралингвистическимипотребностями, так и причинами лингвистического языкового плана.
Экстралингвистическаяпотребность в выражении новых понятий является определяющей в развитии системысловообразования и продуктивности отдельных моделей, причем происходит отбортех моделей, которые способны наиболее адекватно выразить новое явление.
Говоря обэкстралингвистических потребностях создания новых слов, следует упомянуть осоздании так называемых «модных» слов и использовании для этого «модных»суффиксов и соответственно словообразовательных моделей. Употребление этих словчаще всего ограничивается рамками словоупотребления определенных групп людей (gimmick «шутка,ловкое приспособление», swell «отличный, первоклассный», sophisticated «сложный,трудный, непонятный» и т.д.).
Создание слов  нетолько, и далеко не всегда, диктуется потребностями общества в выражении новыхпонятий, явлений.      В речи, как устной, так и письменной, имеет местообразование слов, которые вовсе не выражают что-то новое, новое понятие, новуюидею.
В огромномколичестве случаев, создаются слова, обозначающие явления не новые, не вновьпоявившиеся или открытые, а явления уже существующие, но выраженные другимиязыковыми средствами, например словосочетаниями. Кроме того, в языке существуеттенденция к краткости выражения, к экономии речевых средств, «слово – болеекраткий способ обозначения понятия, чем сочетание слов, более экономноесредство выражения».
Наряду ссоциальными экстралингвистическими потребностями в обозначении каких-либоявлений словообразование призвано выполнять и другие функции. Среди последнихнаиболее значимой является функция образования новых слов для удовлетворенияпотребностей рациональной организации высказываемого смысла, более точноговыражения мысли (an opener of doors – one who opens doors, a great arranger – one who can arrange anything).
Задача болееточного выражения мысли или создания стилистического эффекта решается путемварьирования словесного материала, его различного расположения в контексте имногими другими синтаксическими средствами (Television-watching had left its mark on her gestures. Everyone was shoulder-punching one another).
Итак,словообразовательная модель, как видно из вышеизложенного, широко используетсядля выполнения различного рода синтаксических потребностей в организациисмыслового содержания высказывания и этим не отличается от синтаксическихсредств. В силу этого ее следует считать одним из синтаксических средстворганизации текста.
Помимо целейобозначения новых явлений в обществе (узуальное словообразование) или целейсинтаксической организации текста (синтаксическое словообразование), имеетсяеще и цель выразить словообразовательными средствами стилистические потребностиговорящего, автора. Этот вид словообразования называется стилистическим.
Как известно,слово может иметь коннотативное значение и выражать различные эмоциональные иэкспрессивные оттенки. «Экспрессия представляет собой выразительные качестваречи, которые отличают ее от обычной, стилистически нейтральной, делает речевыесредства яркими образными».
В качестве одногоиз средств экспрессии широко используется и словообразование, когда с помощьюсловообразовательных средств выражаются различные эмоциональные и экспрессивныехарактеристики обозначаемого явления.
В словообразованиив качестве экспрессивных средств выступают:
а)словообразовательные элементы: суффиксы, префиксы, основы, обладающиеэмоциональным или экспрессивным коннотативным значением;
б) необычнаясмысловая сочетаемость производных и сложных слов с другими словами впредложении (oldie «старичок, старушка»; islet «островок»; rhymster«рифмоплет»; mistrust «недоверие»; non-moral «неэтический» и т. д.).
Итак,продуктивность той или иной модели определяется потребностями узуального,синтаксического или стилистического словообразования. В соответствии схарактером и целями создания новые слова оказываются неоднозначными,неодинаковыми   с точки зрения их информативной и коммуникативной значимости.
В лингвистическойлитературе слова речевые (стилистические и синтаксические) чаще всего носятназвания окказиональных, потенциальных, контекстуальных, причем термин«окказиональные» в последнее время стал все чаще употребляться применительно ковсем речевым словам.
Потенциальныеслова фиксируются в речи, они существуют    в отдельных образах прежде всегописьменной речи, тем не менее подобные слова «рождаются дважды, трижды, вообщенесколько раз, под пером разных писателей и подчас в каждом случаесамостоятельны».
Потенциальностьимеет две стороны: одна – внутренняя – как способность модели образовыватьподобные слова и как возможность реализации этой способности, и вторая –внешняя – отношение вновь образованного слова к словарному составу языка.«Всякое  созданное в речи слово… может войти в обращение. Но до тех пор, покатакое слово не стало воспроизводиться в общественном масштабе в процессеобщения, оно, собственно, может быть признано лишь «потенциальным словом», невошедшим       в словарный состав языка, не существующим в качестве егословарной единицы» (А. И. Смирницкий). Примеры подобных потенциальных слов: stone-cold,world-wide,well-done, masklike и т.д.
Что касается словстилистического плана, то, по-видимому, их следует считать окказиональными,поскольку их образование носит сугубо индивидуальный характер. Это в основномавторские слова, представляющие собой продукт индивидуального творчества.«Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычносознательно, в целях экспрессивности) законы построения соответствующихобщеязыковых единиц, нормы языка».
Одним из факторов,имеющих весьма существенное значение в определении характера продуктивности тойили другой модели, является внутренняя валентность или смысловая сочетаемостькомпонентов вновь образуемого слова. Понятие валентности, как правилсочетаемости слов при образовании словосочетания и предложения было перенесенона словообразование, где оно получило название внутренней валентности –закономерности сочетаемости основ, аффиксов при образовании нового слова.Основы слов, аффиксы, обладая определенным значением, при образовании новогослова вступают между собой в определенные семантические отношения, реализуемыеих смысловой сочетаемостью.
Английскоесловопроизводство характеризуется наличием ряда синонимических аффиксов: так,для обозначения деятеля имеются такие суффиксы, как -er/or, -man, -ist, -ee, и т. д.;для обозначения абстрактных имен действия -ship, -hood, -dom; длявыражения различных качеств – суффиксы -ish, -y, -ed, -ic, -al и др.; длявыражения отрицания – префиксы un-, non-, dis-, de- и др. Модели с синонимичными аффиксами не во всех случаяхобладают одинаковой продуктивностью при наличии однозначногословообразовательного значения, среди них имеются модели с самой высокой именее высокой продуктивностью. В этом  случае один аффикс начинаетиспользоваться в образовании новых слов этой модели чаще, чем другиеаналогичные аффиксы, т. е. он оказывается в словообразовательном плане болееактивным.
Итак,словообразовательная активность основ и аффиксов является тем фактором, которыйоказывает определенное влияние на продуктивность словообразовательной модели.
Проблемапродуктивного словообразования наиболее актуальна в настоящее время. Изучениевсех факторов, оказывающих влияние и обусловливающих процесс создания слова, вих совокупности позволяет не только ответить на вопрос, как делаются новыеслова, но и проанализировать сам процесс создания слов в будущем. Длявыполнения этой задачи потребуются усилия многих исследователей, причемнаиболее эффективными были бы комплексные исследования с привлечениемспециалистов по социологической, психологической и логической проблемамязыкознания.
Список литературы:
П. В. Царев.Продуктивное именное словообразование в современном языке. М., 1984.
О. Д. Мешков.Словообразование в современном английском языке. М., 1976.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :