Реферат по предмету "Экономическая теория"


Особенности рынка монополистической конкуренции

--PAGE_BREAK--1.2. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.



 Совершенно конкурентные рынки эффективны: до тех пор, пока ничто не препятствует работе рыночного механизма, совокупный излишек производителей и потребителей достигает максимальной величины. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной по ряду аспектов, но является ли она эффективной рыночной структурой? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сравнить долговременное равновесие в отрасли с монополистической конкуренцией с долговременным равновесием совершенно конкурентной  отрасли промышленности.

      Рисунки 1a и 1b показывают, что рыночный механизм в отрасли с монополистической конкуренцией является не эффективным. Это происходит по двум причинам. Во-первых, в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена рынка монопольной конкуренции превышает предельные издержки.          

 Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Если бы объем производства увеличился до точки, где кривая спроса пересекает кривую предельных издержек, совокупный излишек мог бы быть увеличен на величину, равную заштрихованной площади на рисунке 1b. Это не удивительно, монопольная власть приводит к чистым убыткам, а фирмы на рынках монополистической конкуренции обладают монопольной властью.

 Во-вторых, как следует из рисунков 1a и 1b, фирмы на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности. Фактический объем производства меньше чем тот, который минимизирует средние издержки. Проникновение новых фирм снижает прибыли до нуля как на совершенно конкурентном рынке, так и на монополистически конкурентном рынке. На совершенно конкурентном рынке фирма сталкивается с горизонтальной линией спроса, и поэтому нулевая прибыль приходится на точку минимума кривой средних издержек (1a). На рынке монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, и поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимальный средних издержек. Эти резервные производственные мощности не эффективны, так как средние издержки могут быть сокращены, если будет действовать меньшее число фирм.

 Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Является ли тогда монополистическая конкуренция социально нежелательным экономическим явлением, которое следует регулировать правительству? Ответ вероятнее всего будет отрицательным по двум причинам.

   Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть не велика. Обычно конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых вполне взаимозаменяемы, и поэтому не одна из фирм не будет обладать существенной монопольной властью. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. А так как кривые спроса фирмы достаточно эластичны, их резервные производственные мощности будут также невелики.

  Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет важного преимущества, которое обеспечивает монополистическая конкуренция, — широкого ассортимента товаров. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок. Польза от разнообразия товара может быть большой и легко перевесить издержки от нерентабельности или неэффективности в результате наклона вниз кривых спроса.                    


1.3. Пример монополистической конкуренции на рынке Ноутбуков.



 Рынки компьютерной электроники иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками товаров, которые различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждая модель ноутбука отличается от другой модели своими техническими характеристиками и дизайном. Большинство потребителей имеют свои требования к ноутбуку. Например, вы можете предпочитать ноутбуки фирмы «SONY» другим маркам. Однако приверженность к определенной модели имеет свои пределы. Если цена «SONY» значительно возрастет по сравнению с другими производителями, то большинство любителей «SONY», вероятно, будет покупать ноутбуки других производителей.

  Какой монопольной властью обладает «SONY», благодаря своим моделям? Другими словами, насколько эластичен спрос на «SONY»? Для них это важный вопрос. Компания «SONY» должна произвести расчет эластичности спроса на свои модели, чтобы установить его оптимальную цену, также как и другие производители ноутбуков должны определить эластичность спроса на свои модели.

 Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки и модели ноутбуков эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждой модели ноутбука в результате изменения цен.

  В таблице приведены результаты исследования, показывающие эластичность спроса на несколько марок товаров.  



Марка Ноутбука

Модель

Коэффициент эластичности


«SONY»

VGN-FE41ZR

-2,4

VGN-P11ZR/G

От -5,2 до -5,7

VGN-FW21ER

-3,4

VGN-CS11SR

-8,9

VGN-AW21SR

-7,4



«DELL»

Dell Inspiron 1501

-4,2

Dell Vostro 1000

-3,1

Latitude D631

-4,1



Lenovo/IBM

Lenovo 3000 G410-K4D

-2,7

Lenovo 3000 G230-5

-2,7

Lenovo IdeaPad Y530-3SA

-4,4



MSI

U90-003RU

-1,8

U100-244RU

-2,9

U427-014RU

-3,1



Toshiba

Satellite L300-1A3

-3,1

Satellite A300-1EC

-4,6

Satellite L300D-10U

-2,6



Acer

Extensa 5630G-582G25Mi

-3,3

Aspire 6920G-6A4G25Mi

-4,4

Aspire 8930G-944G64Bi

-,,2

Рассчитывается эластичность спроса по этой формуле:



Если Е>1, то спрос эластичен

Если 0

Если E=1 (порог перехода), то это единичная эластичность

Так как зависимость между ценой и спросом обратная, то коэффициент всегда получается отрицательным. Минус принято опускать и оценка производится по модулю.
Для начала отметим, что среди ноутбуков «MSI»  значительно менее эластична, чем «SONY» и «DELL». Хотя на рынке ноутбуков «SONY» и «DELL» занимают немного более высокую позицию, по характеристикам они не сильно различаются, но «SONY» и «DELL» на много надежнее работают, и поэтому их покупают чаще. «MSI» дешевле, чем «SONY», но это еще не означает, что у первых больше прибыли. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены.

 Даже если средние издержки компании производящей «MSI» меньше, «SONY» принесет больше прибыли, так как имеет большую долю на рынке.

  Во-вторых, отметим, что спрос на модель «VGN-CS11SR» более эластичен по цене, чем на «VGN-FE41ZR». Среди потребителей «SONY» больше приверженцев той или иной модели, потому что разница между моделями «SONY» весьма ощутима.



    продолжение
--PAGE_BREAK--IIРавновесие производителя в долговременном и краткосрочном периодах Монополистической конкуренции.
    
2.1. Равновесие производителя в краткосрочном периоде.

 

   Как и в условиях чистой монополии, при монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают  большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.

  Рисунок 1а показывает равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

 Поскольку у товаров на рынке существуют близкие заменители, кривая спроса не будет столь крутой  как при чистой монополии. Поэтому на рынке монополистической конкуренции кривая спроса Dsr имеет вид сильно эластичной убывающей кривой.      

Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции Qsr, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода (MRsr=MC). Фирма  производит объем продукции, назначает цену и достаточно удачлива, чтобы получить совокупную прибыль в размере характеризуемом серым прямоугольником.


2.2.Равновесие производителя в долговременном периоде.



  На долговременном этапе данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм.

 По мере выпуска мини новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. Ее кривая спроса сместится вниз как на рисунке 1b.(На долговременном этапе кривые средних и предельных издержек могут также сместиться. Для упрощения предположим, что издержки не меняются.)

 Долговременная кривая спроса Dlr будет соприкасаться с кривой средних издержек фирмы. Теперь максимизация прибыли достигается при объеме производства Qlr, цене Plr и нулевой прибыли, так как цена равна средним издержкам. При этом фирма еще будет обладать монопольной властью. Ее долговременная кривая спроса наклонена вниз, так как фирменная марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свели ее прибыль к нулю.

 Таким образом, фирмы несут разные издержки, что приводит к разнообразию фирменных марок товара. В связи с этим фирмы могут назначать различные цены на свою продукцию, и некоторые будут зарабатывать небольшие прибыли.

Раздел 2. «Поведение товаропроизводителя на рынке монополистической конкуренции».

2.1. Общее описание фирмы.



Общество с ограниченной ответственностью "MARVEL",

Род деятельности: — оптовая и розничная торговля компьютерной электроникой,

Адрес: ООО " MARVEL": г. Санкт — Петербург ул. Киевская д.5

ООО " Marvel" является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица наступили с момента регистрации фирмы в Федеральной Налоговой Службе Московского района 15.05.1991 года.

ООО "Marvel" имеет печать со своим наименование, фирменную символику, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте.

Основная цель фирмы: Получение прибыли с оптовых и розничных продаж.

Основными видами деятельности ООО "Marvel" является:

     — торговля компьютерной, цифровой электроникой, и сетевым оборудованием.

     — проведение товарообменных операций, заключение бартерных сделок;

     — посредническая деятельность;

     — закупка и продажа оптовых партий товара у пастовщиков.

     Общество осуществляет  любые виды хозяйственной деятельности,  за исключением запрещенных действующим законодательством,  в соответствии с целью своей деятельности.

Численность персонала ООО "Marvel" составляет 624 человека, из них:

-                 2Генеральных  директора

-                 15 директоров

-                 30 бухгалтеров

-                 50 менеджеров по продажам

-                 10 менеджеров по закупкам
Поставщиками ООО "Marvel" являются большинство известных производителей компьютерной, цифровой электроники, такие как: IBM, SONY, Lenovo, DELL, HP, MSI, Arslab, Luxman, Waterfall, APC, Powercom, TripLite, CISCO, Linksys, D-Link, HTC, Sony-Ericsson, AOC, Acer, Wievsonyk, AMD, Gigabyte, Sapphire, Zotac и многие другие.



SWOT
— анализ



Внутренняя среда

Внешняя среда

Сильные

стороны

Слабые

стороны

возможности

угрозы

S

W

O

T

-хорошая репутация среди покупателей;

-достаточные финансовые ресурсы;

-удобное месторасположение;

-стабильность поставок.

-хорошая квалификация кадров;

-наличие современных технологий;



-активизация конкурентов;



Предоставляет огромный выбор современной электроники по доступным оптовым ценам

-кризис

-затухание деловой активности;

-возможность появления новых конкурентов;

-рост инфляции;

-замедление роста рынка;





Постоянные издержки.
Постоянные издержки — это те издержки которые предприятие несет даже тогда когда производство остановлено.



 

TFc                                                             AFc                                                                                           

                                                                                                     

                       

                   

                   

                    

                      Q                                                   Q
Постоянные издержки при любом объеме постоянны — это несходящая линия показывает, что с увеличение объема производства постоянные издержки на единицу продукции снижаются, это является резервом снижения затрат связанный с увеличением выпуска продукции.


Переменные издержки.
Переменные издержки — это издержки величина которых непосредственно зависит от объемов производства и реализации и от экономии материальных и трудовых ресурсов в результате проводимый на предприятии рационализации. В практике выделяют 3 возможных случая изменения переменных издержек:
1.             Пропорциональные

2.             Дигрессивные

3.             Прогрессивные
Пропорциональные переменные издержки.



Объем поставок и реализация

Q

Переменные издержки

TUc

Средне переменная

AUc = TUc/Q



2

20

30

40

50



4000

6000

8000

10000

20000



20

3

266

250

4






      TUc                                                                        AUc
                                           

Q                                                                           Q
Графиком пропорционально-переменных издержек является восходящая линия, возростающая на одну и туже величину затрат — это значит, что фирма не принимает усилия к снижению издержек. Средняя переменная позволяет выявить влияние экономии материальных и трудовых ресурсов на характер изменения ресурсов. В данном случае среднее-переменные издержки не изменняются.



Дигрессивные переменные издержки.



Объем поставок и реализация

Q

Переменные издержки

TUc

Средне переменные

AUc= TUc/Q



10

20

30

40

50



2 000

3 000

3 500

4 500

5 500



20

158

116

112

110



TUc                                                                     AUc



                                           TUc





                                            Q                                                                            Q
Фирма использует лучшие свои материалы и трудовые ресурсы, так как с увеличение объема производства она затрачивает меньше ресурсов, при этом среднее переменные показывают, что в расчете на единицу продукции издержки снижаются.
Общие валовые издержки.



Q

TFc

TUc

Fc =

TFc + TUc

ATFc =

TFc/Q

ATUc =

TUc/Q

AFc =

Fc/Q

Mc =

   Fc/  Q

1

2

3

4

5

6

7

8



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30



10

15

16

17

18

2

22

42

61

79

30

40

45

46

47

48

5

52

72

9

109



30

15

10

7.5

6

5

4.3

3.75

3.3

3



10

7.5

5.3

4.2

3.6

3.3

3.1

5.25

6.77

7.9



40

22.5

15.3

11.7

9.6

8.3

7.4

9.

10.

10.9

+8

+5

+3

+2

+3

+5

+8

+12

+17

+25



Общий, средний и предельный доходы фирмы ООО "Marvel"
Прибыль фирмы можно расчитать на основе двух показателей:

1.      Общий доход  (общая выручка), полученного фирмой от продажи своей продукции.

2.      Общих издержек, которые фирма несет в процессе производства этой продукции, т.е.
П = TR— TC,
 где TR— общая выручка фирмы, руб.

        ТС — общие издержки фирмы, руб.

         П — прибыль, руб.
Общая выручка, или общий доход, фирмы — это вся та сумма денег, которую получает фирма от реализации своей продукции.

Наряду с показателями общего дохода, используются показатели среднего дохода. Средний доход фирмы — это полученный фирмой доход в расчете на единицу продукции. Он может быть выражен в виде:

AR= TR/Q
где AR— средний доход фирмы;

         Q— выпуск единиц продукции.

Предельный доход это прирост общего дохода в результате увелечения выпуска продукции на единицу:
MR=  TR/   Q
где MR— предельный доход фирмы.



Объем продаж (Q)

Цене за 1 ед. руб.

Общий доход (TR)

Средний доход (AR)

Предельный доход (MR)

1

2

3

4

5

10

150

200

100

100

100

1000

1500

2000

100

100

100

100

100

100



Эта таблица показывает, что рост объема продаж с 100 единиц до 150 ед., а затем до 200 ед. по цене 100 руб. за единицу не изменяет среднего и предельного дохода. И тот и другой остаются равными 100 руб., т.е. цене 1 единицы.





    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.