--PAGE_BREAK--
3.1. История денежного обращения и инфляции в России. Историю денежного обращения на Руси подробно описал Н. Карамзин: «От IXдо XIVвека предки наши не имели собственной металлической монеты, а единственно кожаные, правительством заклейменные лоскутки называемые кунами, т.е. ассигнациями, и торговали с востоком и западом: с Грецией, с Пруссией, с немецкой ганзой; от IXвека до 1228г. лоскутики сие не унижались в цене относительно к серебру: ибо правительство не расточало их; но унизились до крайности, быв после того размножены неумеренно.
Достойно примечания, что сие кожаные лоскутки были заменены у нас серебряную и медную монетою в самые мятежные и варварские времена ига ханского, когда баскаки уважались более князей.
Татары не хотели брать кун, а требовали серебра. Русский мог откупиться от мук, от смерти, от неволи, куском сего металла; отдавая за него все, что имел, и с презрением отвергал куны, так что они сами собою долженствовали исчезнуть… »
Монетное обращение в России (в Киевской Руси) возникло в IX-Xвеках. Быстрое развитие чеканка монет получила после создания Российского государства в XVвеке.
Бумажные деньги (ассигнации) в России появились в 1769г. в период царствования Екатерины II(1762-1796). Первые ассигнации мало походили на деньги в современном понимании. Это были, скорее всего, банковские обязательства — расписки на получение монеты. Как писал Н. Карамзин, «… Наконец, Екатерина IIизданием ассигнаций сперва изумила, но скоро облегчила народ во всех платежах и торговых сделках».1
Выпуск ассигнаций был обусловлен рядом причин:
во-первых, монетное обращение в период царствования Елизаветы (1741-1761) и в последующие годы базировалось на медных деньгах, так как золота и серебра в то время было недостаточно;
во-вторых, расширение торговых связей, охвативших огромную территорию России, требовало большего количества денег и более удобных, чем медные монеты, которые были непригодны для крупных торговых сделок. Платеж в сумме 100 рублей в пятикопеечных медных монетах весил в то время более 6 пудов (около 100 кг.)
Введение в обращение бумажных денег оказалось столь выгодным для казны, что ассигнациями стали восполнять бюджетный дефицит. Сначала все выпущенные ассигнации были обеспечены монетой и, приносимые частными лицами в банк, они немедленно обменивались на медные серебряные и золотые монеты. Но вскоре количество ассигнаций, в связи с чрезмерным их выпуском в период войны с Турцией, стало превышать запасы монет, и курс ассигнаций по отношению к монетам стал падать. В последний год царствования Екатерины IIза ассигнационный рубль давали 68 копеек.
Качество первых ассигнаций было невысоким как из-за плохой бумаги, так и по полиграфическому исполнению. Ввиду простоты выделки ассигнаций вскоре после их выпуска началась подделка денежных знаков. Распространение фальшивых ассигнаций заставило правительство ввести бумажные деньги нового образца. Выпущенные в 1786г. новые ассигнации оставались примитивными. Кроме купюр достоинством 100, 50 и 25 руб. стали выпускать ассигнации 10 руб., которые печатались на красной бумаге, и 5 руб., которые печатались на синей бумаге.
1 Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост-9, 2000 г., с. 153.
Отсюда пошли народные термины «красненькая» и «синенькая». Ассигнации образца 1786г. также широко подделывались некоторыми приближенными фаворитами Екатерины IIи простыми людьми.
В результате, в первые годы своего правления Павел I(1796-1801) обнаружил, что ему в наследство досталась безудержная инфляция. И тогда император объявил, что согласится «до тех пор не есть на серебре, а на олове, покуда не восстановит нашим деньгам надлежащий курс и не доведет до того, чтобы рубли наши ходили рублями». Дворцовые сервизы из серебра немедленно пошли на монетный двор. Собранная по всей стране серебреная посуда также направлялась на чеканку серебреных рублей, на которые затем обменивались ассигнации. Собранные ассигнации Павел Iприказал сжечь и лично присутствовал на церемонии уничтожения бумажных денег. По свидетельству историков в тот день было сожжено ассигнаций на сумму около 6 млн. рублей. Инфляция была побеждена.
В предреволюционный период 1897-1914 гг. бумажные деньги имели полное обеспечение золотом. Серебряные монеты были вспомогательным средством платежа как разменные деньги. Бумажные деньги свободно обменивались на золотые монеты, которые в большом количестве находились в обращении. Кредитные билеты стали деньгами в их классической форме. Эти годы в истории России были периодом экономического процветания.
Однако с первых дней вступления России в Первую мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета начало использовать эмиссию кредитных билетов. Закон Российской империи от 27 июля 1914г. приостановил размен бумажных денег на золото. Тем самым наступил крах системы золотого монометаллизма в России. Кредитные билеты превратились в инфляционные бумажные деньги. Из обращения исчезли золотые и серебряные монеты.
Очередной виток инфляции в России начался с резкого падения курса рубля весной 1915г., когда русская армия потеряла западные территории империи. В годы первой мировой войны официально разрешался выпуск кредитных билетов для финансирования военных расходов государства. В результате к февралю 1917г. покупательная способность рубля упала в 3,5 раза. За восемь месяцев правления Временного правительства рубль обесценился и к середине октября стоил всего 6-7 копеек.
Окончательно расстроил денежное обращение в России Октябрьский переворот и последовавшая за ним Гражданская война. Правительство большевиков сначала пыталось вообще ликвидировать деньги. Унаследованная от старого режима инфляция считалась «союзницей» диктатуры пролетариата в деле экспроприации не подверженных контролю денежных накоплений непролетарских слоев населения и средством устранения «капиталистических» товарно-денежных способов хозяйствования — товарного производства, рынка, денег. Предполагалось, что эмиссионное финансирование государственных расходов приведет к абсолютному обесценению денег, их самоликвидации и переходу к социалистическому безденежному хозяйству. Здесь сказались как романтическая убежденность во всесилии коммунистических идей, так и низкий уровень подготовки большинства революционных марксистов в области теории денег и финансов.
Главными теоретиками инфляционного уничтожения денег был член Президиума Госплана Ю. Ларин и председатель финансовой комиссии ЦК и СНК Е. Преображенский. В частности, Е. Преображенский являлся одним из авторов и толкователей принятой в 1919г. программы РКП(б), предусматривавшей постепенное «изгнание» денег из социалистической экономики. Он допускал, что «государству в один прекрасный момент придется, быть может, придушить умирающее денежное обращение».1
В свою очередь, Ю. Ларин с начала 1918г. неоднократно пытался провести через законодательные органы власти соответствующий декрет. Именно эти деятели и стали в 1921г. инициаторами и организаторами последней «красногвардейской» атаки на денежную систему. Большевики пытались выработать у народа крайнее
недоверие к обесценивающимся деньгам. Весьма характерно в этом отношении предложение В.Ленина председателю финансовой комиссии ЦК и СНК Е. Преображенскому при проведении деноминации рубля (ноябрь 1921г.) использовать для изготовления новых денег плохую бумагу, чтобы ускорить их самоликвидацию. Поэтому эмиссия и рост цен за исключением короткого периода (1918г.), когда наркомом финансов был И. Гуковский, не сдерживались, а поощрялись властью. Если в 1916г. уровень инфляции составил 93,5%, в 1917г. — 683,3, в 1918г. — 597,5, то в 1919г. — уже 1375,6%. В 1922г. цены выросли на 7300%.2
Теоретические споры о судьбе денег, стремление устранить их из жизни советского общества отразились на наименовании новых денежных знаков, выпущенных правительством РСФСР в марте 1919г. и в июле 1921г. Они получили название «Расчетные знаки РСФСР» и «Обязательства РСФСР». Прилагательного «денежный» не было в тексте, напечатанном на купюрах.
Безудержная инфляция требовала все большего и большего количества денежных знаков, увеличения их номинала. В мае 1919г. Совет народных комиссаров (СНК) вообще отменил все ограничения на эмиссию. В период с июля 1918 по январь 1921 гг. Народным банком России было напечатано 2,5 триллиона рублей, обеспеченных не золотом, а всем «достоянием республики». Выпуск бумажных денег производился в «пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках».
В 1921г. был выпущен аналог ГКО — «Обязательства РСФСР» в 100 тыс., 500 тыс., 1 млн., 5 млн., и 10 млн. рублей, что значительно увеличило в обращении количество бумажных денег. К 1922г. ценность купюры достоинством 100 000 руб. составляла 1 довоенную копейку. Основной денежной единицей стали миллион и миллиард рублей, которые в народе называли «лимонами» и «лимандами».
1 Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской Коммунистической партии (большевиков). М; 1920. С. 285.
2 Атлас З.В. Деньги и кредит (при капитализме и в СССР). М., 1930., стр. 81. Финансовая
энциклопедия. 2-е изд. М., 1927., стр. 452.
В период Гражданской войны на территории бывшей Российской империи обращалось свыше 2000 разновидностей денежных знаков. В качестве платежного средства использовались не только денежные знаки, выпущенные при царе («царские»), Временном правительстве («думские» и «керенки»), многотысячные и миллионные «совзнаки», но и различные денежные суррогаты (чеки, боны, облигации государственных займов, обязательства казначейства, почтовые знаки).1
В Якутии вместо денег принимали даже винные этикетки. Этикетка мадеры служила эквивалентом одного рубля, водки — трех рублей и коньяка — двадцати пяти рублей.
Однако нуллификации денег, их самоликвидации не произошло, поскольку оборот нуждался в средстве обмена. Только убедившись в беспочвенности надежд на самоликвидацию денег, правительство боль
шевиков пришло к выводу о необходимости крутого изменения экономической политики и поворота к реальному оздоровлению денежного обращения даже на основе золотого обеспечения.
Научного анализа инфляции в советской литературе периода гражданской войны и военного коммунизма не было, да и не могло быть. Проблема инфляции переместилась в центр внимания экономической теории и практики лишь после создания при Президиуме Госплана специальной комиссии по ее изучению. Вопросами инфляции занимались такие выдающиеся российские экономисты, как Е. Варга, Н. Кондратьев, А. Чаянов и др.
В 1922 г. была разработана концепция денежной реформы, в основе которой лежало введение «внутренней валюты» — очередного золотого червонца. Один червонец приравнивался к 10-ти рублевой золотой монете дореволюционной чеканки. Инфляция в Советском Союзе была побеждена лишь в 1925 г., через три года после денежной реформы.
1История мировой экономики, Издательское объединение «ЮНИТИ», М.:2003, с.152.
Постепенно в конце 20-х начале 30-х годов прошлого столетия в советской экономической науке утвердилась точка зрения о неприменимости термина инфляция в условиях социализма. Некоторые экономисты пришли к выводу о том, что в связи с изменением социально-экономической природы общества, переходом от стихийного к планомерному хозяйствованию, превращением денег в расчетные знаки возникают новые закономерности денежного обращения. Считалось, что социалистическая экономика приобретает «иммунитет» против инфляции.
Эта позиция стала господствующей, в советской экономической литературе. Возобладало понимание инфляции как классового явления исключительно капиталистической экономики, специфического способа финансирования непроизводительных государственных расходов и перераспределения доходов в пользу господствующих классов.
Примечательно определение инфляции, данное в «Советской энциклопедии» 1953 года издания: «Инфляция — характерное для капиталистических стран обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в размерах, превышающих размеры товарооборота. Инфляция сопровождается ростом товарных цен и падением реальной заработной платы. С помощью инфляции капиталисты увеличивают свое богатство и перекладывают на трудящиеся массы издержки войн, потери, связанные с экономическими кризисами и др. В период общего кризиса капитализма инфляция стала постоянным явлением. После Второй мировой войны инфляция в капиталистических странах неуклонно растет в связи с усилением паразитизма и загнивания капитализма».
Тем не менее, в период существования Советского Союза правительство целенаправленно и осознанно неоднократно прибегало к помощи печатного станка для решения финансовых проблем, не опа
саясь роста потребительских цен. В частности, в период с 1929-1937 гг. в связи с резким увеличением расходов на содержание армии масса наличных денег в обращении возросла в 8 раз. После Великой Отечественной войны денежная эмиссия использовалась как средство увеличения капиталовложений на восстановление народного хозяйства, а в 60—70-е годы прошлого столетия для покрытия растущего бюджетного дефицита.
Однако в условиях жесткой административной системы управления экономикой и централизованного контроля над ценами рост денежной массы в Советском Союзе не приводил к видимой инфля
ции. Инфляция носила скрытый характер. Государственное регулирование цен приводило к товарному дефициту, исчезновению товаров.
3.2. Инфляция в современной России. Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годов в период перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике, который начался с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции.
Пик инфляции в России пришелся на 1992г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил, соответственно, 215,0% и 131,3%. В этот период Россия переживала стагфляцию— сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровне инфляции.
Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997г. до 11%.
В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998г., до 7,2% к 1999г. и до 6,6% к 2000г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.
В бюджете Российской Федерации на 1999г. рост потребительских цен прогнозировалась уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999г. не менее чем на 56%. В реальности, по официальным данным, уровень инфляции в России в 1999г. составил 36,5%.
В период с 2000 по 2004г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2% до 10,0%. В 2005г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось и он составил 10,9%.
Таблица 1
Динамика среднегодового уровня инфляции в России
Годы
Инфляция (%)
Годы
Инфляция (%)
1990
5,3
1998
84,4
1991
92,6
1999
36,5
1992
2508,8
2000
20,2
1993
844,2
2001
18,6
1994
215,0
2002
15,1
1995
131,3
2003
12,0
1996
21,9
2004
10,0
1997
11,0
2005
10,9
Источники. Россия
в цифрах. Росстат (за соответствующие годы).
В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относительно высоких (по сравнению с другими странами мира) годовых темпов инфляции (7%-8%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Правительством РФ в январе 2006., поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции с 7,0 — 8,5% в 2006г. и 6,0 — 7,5% в 2007г., до 5,0 — 6,0% в 2008г., 5,0 в 2009г. и 3,0% в 2010 году.1
1 «Программа социально-экономической развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)», Москва, 2006 г., с. 64.
Однако следует отметить, что в 2006г. существуют значительные риски превышения целевых ориентиров по инфляции, зафиксированных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). При инерционном тренде развития рост индекса потребительских цен в России в 2006г. может превысить 10%.
продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Методы регулирования инфляции
Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Американский экономист-монетарист М. Фридмен справедливо отмечал в своей книге «Капитализм и свобода», что контроль над деньгами может явиться мощным средством контроля над экономикой.
Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания
соответствующей функциональной экономической системы (ФЭС).
Под функциональными экономическими системами автор по
нимает совокупность институтов и институциональных организаций,
образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов. Всякое отклонение от заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.
4.1. Уровень инфляции
Значения самих показателей, большинство из которых имеют количественные параметры, можно разделить на три категории: оптимальное; пороговое; критическое. На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:
• оптимальным параметром можно считать годовой уровень инфляции в размере 2%-3%, что позволяет поддерживать устойчивый экономический рост;
• при годовом уровне инфляции в 5-10 % сохраняется возможность
поддержания относительно стабильных темпов роста экономики;
• пороговым параметром можно считать уровень инфляции в 20-
30%, при котором может начаться замедление темпов экономического роста;
• если годовое увеличение индекса цен превышает 40%, то экономический рост, как правило, прекращается — это критическое значение данного показателя;
• при годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.
Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию уровня
инфляции являются инструменты денежно-кредитной политики центральных банков или аналогичных им учреждений. Наиболее активно используются инструменты, образующие функциональную экономическую систему по регулированию уровня инфляции, которую можно условно изобразить в виде следующей абстрактной схемы:
Уровень инфляции
Государственный орган или органы, отвечающие за денежно-кредитную политику
уровень про
центной ставки
политика
обязательных
резервов
операции
на от
крытом
рынке
рефинансирование
коммерческих банков
Рынок
Рисунок 1. Функциональная экономическая система
по регулированию уровня инфляции
4.2. Политика процентной ставки или ставки рефинансирования цен
тральных банков. В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам. Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет Центральному банку проводить политику «дорогих» или «дешевых денег».
В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков — это издержки избыточных резервов.
Поэтому, когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост.
В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей производится понижение уровня процентных ставок.
В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег. С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых «горячих денег», как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.
1Economic Report of the President Transmitted to the Congress, February, 1994, Washington, 1994, p. 21.
Такой механизм влияния на инфляционные процессы был найден не сразу. В частности, долгое время в США не могли справиться с инфляцией, несмотря на разработку, начиная с 60-х годов прошлого столетия, целевых государственных программ по борьбе с ней. Советники президента США Р. Никсона в 1974г. называли инфляцию «гидроголовым монстром, у которого вырастают две новые головы каждый раз, когда ей отрезают одну».1
В большинстве стран мира ответственными за проведение денежно-кредитной и валютной политики являются центральные банки или приравненные к ним финансовые институты. Например, в США таким институтом является Федеральная резервная система.
Справочно: Федеральная резервная система (ФРС) — Центральный банк США, была создана в 1913 г., на основании закона именуемого Фе
деральным резервным актом.
ФРС имеет статус независимого государственного агентства. В
организационном плане ФРС состоит из совета управляющих ФРС, 12-
ти федеральных резервных банков и около 6 тыс. коммерческих банков -членов ФРС, на долю которых приходится свыше 75% общего объема
банковских депозитов в стране.
В ФРС входят два комитета: Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и Федеральный консультационный совет.
Общее руководство ФРС осуществляет совет управляющих, кото
рый состоит из семи постоянных членов, назначаемых президентом США с одобрения Сената. Фактически совет определяет всю денежно-кредитную политику США, которая реализуется через федеральные резервные банки, расположенные во всех 12-ти федеральных округах и объединяющие все американские штаты. Только совет управляющих может устанавливать нормы обязательного резервирования депозитных учреждений США, определяет агрегаты денежной массы, уровень ставок по федеральным фондам.
Возглавляет совет управляющих председатель, который назнача
ется президентом США с одобрения Сената. С августа 1987 г. бессмен
ным председателем ФРС был Алан Гринспэн, который внес значитель
ный вклад в создание механизма контроля за уровнем роста цен.
Новым председателем ФРС с 1февраля 2006 г. стал Бен Бернанке,
(родился 13 декабря 1953 г. в штате Джорджия) бывший председатель
экономического совета при президенте США.
Бен Бернанке является сторонником установления целевого уровня
инфляции, как это делает Европейский центральный банк и Банк Англии.1
При возникновении инфляционного давления на рынок сложившаяся ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования. Самая высокая ставка по федеральным фондам в прошлом веке была зафиксирована в США в 1981г. на уровне 19% и в последующие годы в целом имела тенденцию к понижению. В зависимости от экономической ситуации учетная ставка может изменяться несколько раз за год. Например, в течение 1994г. Федеральная резервная система США повышала процентную ставку по федеральным фондам пять раз с 3 до 6%.
Чтобы помочь американской экономике пережить негативные последствия финансового кризиса в России осенью 1998г. ФРС провела три понижения процентной ставки в целом на четверть пункта. Снижение учетной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в размере 1,6%. Это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965г.
1 OECD Economic Outlook, № 67, June 2002, p. 260.
За период с июня 1999г. по май 2000г. Федеральная резервная система четыре раза пересматривала учетную ставку, повысив ее до 5,75%. Повышение учетной ставки рефинансирования использовалось с целью затормозить чрезмерно высокие темпы роста национальной экономики.
В 2001г. ситуация в американской экономике резко изменилась — началась стагнация. Для стимулирования роста экономики Федеральная резервная система около пятнадцати раз снижала базовую процентную ставку, которая к июню 2004г сократилась до самого низкого показателя за последние сорок шесть лет — 1,0%.
Затем начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста, и ставка рефинансирования 30 июня 2004г. была повышена до 1,25%. Повышение процентной ставки явилось началом изменения направления валютно-финансовой политики проводимой ФРС США. Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004г. по декабрь 2005г. ФРС тринадцать раз повышало ставку в среднем на 0,25%, доведя ее до 4, 25% к концу 2005г. В конце января 2006г. ставка была повышена еще на 0,25% и достигла 4,5%.
В последние годы экономисты ФРС заговорили о так называемой нейтральной ставке, при которой экономика сможет расти оптимальными темпами, не стимулируя инфляционные процессы. Однако определить уровень нейтральной ставки пока не представляется возможным, поскольку он складывается из конъюнктурных факторов, которые подвержены значительным колебаниям.
Следует подчеркнуть, что стоимость кредитных ресурсов в США
имеет большое значение не только для самой Америки, но и для дру
гих стран, использующих доллар в качестве резервной валюты.
Поскольку мировые финансовые рынки стали более интегрированными, то валютно-финансовая политика США оказывает существенное влияние на положение с ликвидностью и на колебания уровня мировой инфляции, имеет существенное влияние на изменение курсов иностранных валют, цен на нефть и ситуацию на фондовых рынках.
Решение об изменение учетной ставки во многом определяет решения, принимаемые Европейским центральным банком, банком Великобритании и другими аналогичными учреждениями в других странах мира.
В Европейском союзе функции, аналогичные функциям Федеральной резервной системы выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Однако в отличие от ФРС Европейский центральный банк действует по принципу установления целевого уровня инфляции.
Главной функцией Европейского центрального банка (ЕЦБ), как это неоднократно подчеркивается в Маастрихтском договоре, является «поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен понимается уровень инфляции, не превышающий 2 процента в год. Все остальные функции ЕЦБ могут реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди.
В первой половине декабря 1998г. центральные банки Европейского валютного союза (ЕВС) впервые одновременно понизили процентные ставки с 3,3% до 3,0%, кроме Италии, где данный показатель составил 3,5%. Вслед за странами ЕС до такого же уровня процентные ставки понизила и Великобритания.1Следует подчеркнуть, что одновременное снижение ставок в 11 европейских странах, а затем и в Великобритании свидетельствовало о формировании единого механизма регулирования инфляционных процессов в объединенной Европе.
В связи с риском роста уровня инфляции, связанного с повышательной тенденцией в мировых ценах на нефть, слабостью евро и возросшим спросом на кредиты ЕЦБ в период с января 1999г. по июль 2000г. осуществил пять повышений уровня кредитной ставки, доведя ее до 4,25%.2
1 Коммерсант № 226, 5 декабря 2002.
2 Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ), № 70,22 июня 2005 г., с. 16.
В период с июля 2000 по июнь 2003 гг. ставка снизилась до 2% и сохранялось на столь низком уровне вплоть до декабря 2005г., когда началось плавное повышение ставки. В марте 2006г. ставка была повышена на 0,25% до 2,5%.
В большинстве стран Еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции. Согласно прогнозу, инфляция в 2006г. может составить в Еврозоне в целом 2,0%, в Европейском союзе — 1,6%, во Франции — 1,3%, в Бельгии — 2,0, Австрии — Швеции — 1,6, Германии — 1,8, Италии — 2,0, Дании — 2,0, Испании — Нидерландах -1,5, Великобритании — 2,1%.
Создание единой европейской валюты повысило экономический ресурс Европейского союза и, соответственно, устойчивость всей системы, и ее способность к саморегуляции, в том числе в сфере контроля за ростом цен.
Справочно: Важным достижением Европейского Союза является создание одиннадцатью государствами единой коллективной валюты — евро. Днем рождения евро считается 1 января 1999г. В течение первых
трех лет до 2002г. она существовала лишь в неосязаемой, электронной
форме. Но затем в обращении появились новые банкноты и монеты.
Знакомые всем в течение длительного исторического периода не
мецкая марка, французский франк, итальянская лира, голландский гуль
ден, бельгийский и люксембургский франк, испанская песета, португальский эскудо, ирландский фунт, австралийский шиллинг, и финская марка
бесследно исчезли, оставшись лишь в анналах экономической истории.
Следует подчеркнуть, что номинальная учетная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции, то есть снижения цен на большинство потребительских товаров.
Процессу дефляции в определенной мере способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдается товарам, производимым странами с наименьшими издержками производства и, соответственно, более низкими ценами.
Историческая справка: Законы капиталистической конкуренции диктуют необходимость внедрения новой техники, повышение производительности труда, что в конечном итоге приводит к снижению стои
мости товара и его цены.
Однако эта закономерность в полной мере проявлялась лишь в эпоху
свободной конкуренции, до монополистической стадии капитализма. В частности, в период с 1814 по 1896 гг. цены в США на промышленные и
продовольственные товары снизились в 3,3 раза, в Великобритании с
1810 по 1896гг. — в 3, 2раза, во Франции с 1820 по 1896гг.- в 1,9раза.1
В Советском Союзе периодически проводились компании по сниже
нию розничных цен на отдельные категории потребительских товаров.
В Японии дефляция составляла в 2002г. 0,9%, в 2003г. - 0,5%, в 2005г. — 1,6%, в Китае в 2002г. — 0,8%, в Гонконге 2002г. — 3,0%, 2003г.2,6%, в Сингапуре 2002г. — 0,4%, на Тайване в 2002г. — 0,2%, в 2003г.-0,3%.
В частности, чтобы выйти из стагнационно-дефляционной спирали японское правительство проводило так называемую политику «количественного смягчения». В 2006г. Банк Японии разместил на счетах в коммерческих банках порядка 250-300 млрд. долл., что должно было стимулировать процесс кредитования. Ожидается, что объем беспроцентных депозитов в коммерческих банках начнет постепенно снижаться и достигнет уровня 50-60 млрд. долл. Только тогда Банк Японии сможет вновь использовать инструмент изменения ставки рефинансирования для регулирования процесса ценовой динамики.
Анализ изменения учетной ставки в России в период с 1990 по
2006
гг. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает.
В 90-е годы в России уровень учетной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой. По уровню учетной ставки среди других
стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис.
1C.И. Иванов: Современная инфляция в капиталистическом мире, Д.-. Знание, 1990, с.91.
В Бразилии ставки рефинансирования в течение всего 1993г. превышали 3000%. В России ставка колебалась в интервале 80-180%. Своего максимального уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994г. и составила 210%. Поскольку Бразилии в 1994г. удалось значительно снизить этот показатель, то Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и, соответственно, процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам. К октябрю 1994г. правительству России удалось понизить уровень процентной ставки до 130%. Однако, в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США в «черный вторник» учетная ставка вновь была резко повышена до 170%. На протяжении 1995г. уровень учетной ставки Центрального банка России колебался в пределах от 170 до 200%. В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996г. правительству России удалось вновь снизить учетную ставку до 120%, а к октябрю того же года до 60%. В 1997г. продолжалось плавное понижение уровня учетной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период экономических реформ в России и составила 21%.
В начале 1998г., в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере, правительство вынуждено было опять пойти на повышение учетной ставки до 50%. Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошел в августе 1998г. В результате учетная ставка была вновь резко увеличена до 150%.
В середине 1999г. ставку удалось снизить до 60%. С этого времени наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2005г. ставку рефинансирования удалось снизить до 12%.
продолжение
--PAGE_BREAK--
В России ставка рефинансирования до сих пор остается более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и непосредственно не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Изменение ставки влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка.
В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если учесть, что годовой уровень инфляции в России в период с 2006 по 2008 гг. планируется сократить примерно до 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то теоретически можно предположить, что ставка рефинансирования в 2006-2008 годах может быть понижена до 5-6%.
4.3. Политика обязательных резервов. Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).
В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:
• создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;
· повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;
• определение верхнего предела роста денежной массы;
• ограничение волатильности ставок денежного рынка.
Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.
Необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом эко
номики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, ниже темпы роста цен.
Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок для возникновения ее общего кризиса.
Введение обязательной нормы резерва в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью.
В России с начала 90-х годов были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до востребования — 20% и по срочным обязательствам — 15%. Связано это было с необходимостью противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер.
Нормы обязательных резервов в России не пересматривались до середины 90-х годов, совершенствовалась лишь база резервирования и техника его осуществления. В феврале 1995г., Центральный банк ввел норму обязательного резервирования по текущим валютным счетам в размере 2%.
В апреле 1996г. в целях облегчения деятельности коммерческих банков и укрепления российской банковской системы Центральный банк понизил размер обязательных резервов с 20 до 18% по рублёвым активам и до 1,125% по валютным активам. Общий объём централизованных резервных отчислений снизился почти в 2,5 раза.
После финансового кризиса в России в конце 1998г. средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом.
В период с 2000г. по начало 2004г. ставка отчисления в ФОР по рублевым вкладам населения составляла 7% и 10% по средствам юридических лиц и валютным вкладам. Общий объем средств ФОР в начале 2004г. оценивался в 160 млрд. руб. (5,6 млрд. долл.).
В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран. В начале 2004 года ставка отчислений в обязательные резервы составляла в России 7-10%, в Швеции — 2,5, Японии — 0,125-2,5, Германии — 2, Франции — 2, США — 1,25, Великобритании — 0,45%
Европейский центральный банк и центральные банки стран Еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределению ресурсов.
Следует подчеркнуть, что некоторые страны с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики. В частности это относится к Австралии, Канаде, Швеции, Швейцарии, Мексике и др.1
В России уровень отчислений ФОР в начале третьего тысячелетия был слишком высок. Это значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства. Центральный банк России в отличие от национальных банков стран Еврозоны не платит коммерческим банкам процентов по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Вместе с тем Центральный банк России использует эти средства в своих активных операциях, в частности для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход. По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%.
1Подробнее см. Ю.А.Бабичева: Инфляционная составляющая операций банков: проблемы регулирования. М.: Экономика, 2005г., с.272.
4.4. Операции на открытом рынке. В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы,прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.
Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту.
Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка.
Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы — ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.
Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.
В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке — защитные и динамические.
4.5. Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов.
4.6. Динамические операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста.
В арсенале Центрального банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место.
В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.
4.7. Рефинансирование коммерческих банков. Важным составным элементом функциональной системы, поддерживающей определенный уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы.
Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью.
Поэтому центральные банки, как правило, используют систему специальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) для решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков.
По мнению большинства специалистов, современная система
рефинансирования коммерческих банков является одним из самых
слабых звеньев в банковской системе России, что сдерживает коммерческие банки в увеличении объемов кредитования.
Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объемах. В частности, объем ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005г., составил всего 1,4 млрд. руб., что составляет десятые доли процентов от активов ЦБ.
Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. В качестве залога могут служить облигации самого ЦБ, валютные облигации по суверенному долгу, субфедеральные, корпоративные облигации, векселя и кредитные требования заемщика высокого рейтинга, поручительства. Такого рода обеспечение могут позволить только достаточно крупные банки.
Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты: внутридневной (беспроцентный), «овернайт», то есть на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от 90 до 180 дней (7,2-10%).
Поскольку в последние годы Центральный банк проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остается достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки.
Кредиты ЦБ не являются для коммерческих банков важным источником финансовых ресурсов. Поэтому для поддержания ликвидности коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанковском рынке.
Следует подчеркнуть, что проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особенно это заметно по динамике заимствований крупных российских компаний. За последние пять лет около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг приходилось на иностранные заимствования. Доминирующим сегментом в секторе российских еврооблигаций являются еврооблигации госкомпаний, составляющие 58% объема рынка корпоративных еврооблигаций. Кроме того, госкомпаниями активно используются заимствования в виде «синдицированных кредитов» у западных банков. Только в 2005г. такие заимствования составили 23 млрд. долл., что в конечном итоге приводит к росту денежного предложения.
5. Подведем некоторые итоги.
В России с 1992г. проводилась девальвационно-инфляционная политика, несмотря на то, что она доказала свою экономическую и социальную несостоятельность. В результате такой политики обесценение рубля имело катастрофические последствия для отечественной экономики и основной массы населения страны.
Как показывает мировой опыт, ползучая девальвация и обесценение национальной валюты на определенном этапе могут стимулировать рост экономики за счет повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Однако девальвация, имеет весьма краткосрочный эффект. Происходящее под влиянием ползучей девальвации удорожание импорта, рост внутренних цен и издержек производства быстро сводят на нет выигрыш предприятий экспортеров от девальвации национальной валюты. Ибо поднятая девальвацией инфляционная волна быстро доходит до них.
При высокой инфляции детонирующая ее девальвация неизбежно приобретает ползучий характер, постоянно провоцируя рост цен. Таким образом, экономика страны попадает в девальвационно-инфляционную ловушку, выбраться из которой очень сложно даже странам с развитой рыночной системой и эффективным государственным регулированием. Нескончаемый цикл постоянных девальваций и высокой инфляции способен разрушить даже самую процветающую экономику. Именно в этот порочный круг постоянного обесценения национальной валюты была втянута экономика Россия в период экономических реформ.
Очень резко о девальвационно-инфляционной политике высказывался Л. Эрхард. В частности, он утверждал, что «инфляция не обрушивается на нас как проклятие или трагически роковое событие, ибо она всегда вызывается легкомысленной или даже преступной политикой. Нужно заклеймить всякое потворство инфляционной политике перед лицом всей общественности и этим воспрепятствовать всякой такой попытке».1
1Людвиг Эрхард. Благосостояние для всех ., М.: 1999, с. 242.
Примерно таких же взглядов на инфляцию придерживался и французский экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики (1988г.), М. Алле, который ряд своих работ посвятил исследованиям в области денежной динамики. Он считал, что в неустойчивой в денежном плане экономике не может быть ни эффективности, ни справедливости в распределении доходов.
В одном из основных своих трудов «Налог на капитал и денежная реформа», анализируя процесс инфляции и кредитный механизм, он писал: «Эта система (имеется в виду инфляция)приводящая к гигантскому ограблению одних другими, опирается в своей основе на обман и мистификацию… Как и в любой период, ускоренной инфляции в прошлом, развивался нездоровый капитализм; возникли скандальные состояния, чаще всего в силу сговора плутократии, политократии и технократии».1
Высокая инфляция подрывает экономические основы общества. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции формирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер, формируют высокую склонность населения к потреблению.
В последние годы, несмотря на процесс стабилизации, и некоторого укрепления внутреннего валютного курса рубля по отношению к американскому доллару и другим свободно-конвертируемым валютам, в экономике России сохраняется значительный инфляционный потенциал. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции.
1М. Allais. L'import sur le capital et la reforme monetaire. Paris, 1976, p. 15.
Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать
комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной поли
тики и государственной политики по стимулированию экономиче
ского роста, структурной политики и социальной политики.
Прежде всего, необходимо преодолеть межведомственные разногласия и определиться с методикой подсчета роста цен. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь месяц
предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года.
Министерство финансов России предлагает перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года
В целях более объективного отражения ситуации с ростом цен в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию не только по росту потребительских цен, но и по росту оптовых цен.
Далее, Центральный банк Российской Федерации, так же как и Европейский центральный банк, должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции.
В Конституции Российской Федерации (часть 2 статья 75) записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».
Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги. Данное положение дает нам основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать поддержание стабильности цен. Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции не превышающий 2 процента в год.
Следует вести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России должна исключать механистический подход к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса. Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, то есть внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.
Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством Российской Федерации и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.
Необходимо изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики, использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.
В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. В перспективе этот показатель так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.
Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.
Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.
Следует усовершенствовать систему рефинансирования ком
мерческих банков, которая не должна сдерживать коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а, наоборот, должна стимулировать расширения кредитование реального сектора экономики.
Необходимо переломить негативную тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны.
Правительству следует рассмотреть вопрос о возможности введения нормативного регулирования за осуществлением внешних заим
ствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замещение их внутренними заимствованиями.
Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен должны, наконец, занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.
Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи, представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Не допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, стимулировать развитие конкуренции между отечественными товаропроизводителями.
В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и «связывания» свободной денежной ликвидности необходимо содействовать росту финансового рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей инвестирования внутренней экономики. Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.
Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты основной суммы по которым автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.
В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Наличие таких систем позволит в режиме саморегуляции решать указанные задачи. продолжение
--PAGE_BREAK--