Реферат по предмету "Этика"


Трагическое и комическое как отражение конфликта между идеалом и реальностью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
по курсу: «Эстетика»
Тема:Трагическое и комическое как отражение конфликта между идеалом и реальностью
Вариант №20
Выполнил:
студент гр.№417617
Комарова Е.В.
Проверил
Хайтович И.М.
2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Трагическое
2. Комическое
Литература

Введение
Различныенаправления идеалистической и материалистической эстетики по-разному определяютпредмет эстетики, сводили его главным образом к абсолютной идее, божественномудуху.
Единоговзгляда на предмет нашей науки нет. Один предметом эстетики считает толькоискусство, другие наряду с искусством в предмет эстетики прекрасное вдействительности.
Развитиенауки выразилось в том, что она активно стала вторгаться в живую жизнь. Помнению Белинского, “задача истинной эстетики состоит в том, чтобы решить, чтотакое искусство. Она должна рассматривать искусство, как предмет, которыйсуществовал давно, и она обязана ему своим существованием”.
Следуетподчеркнуть, что, хотя искусство и является с давних пор предметом эстетики,сама эстетика не является частью искусства. Определяя предмет эстетики, мы какбы устанавливаем объем ее возможного содержания и демаркационные линии. Гегельохарактеризовал ее предмет как обширное царство прекрасного, исключив из этогоцарства прекрасное в природе.
К проблемам,которые изучает эстетика, относятся гносеологические и социологическиезакономерности развития искусства, его важные и многогранные связи с жизньюобщества. Что такое с современной точки зрения предмет эстетики как науки?Специфичный предмет науки — это, по существу, весь мир, рассматриваемый подопределенным углом зрения, явления, которые решает данная наука.
Предметомэстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценностиего явлений для человечества. Эстетика — наука о исторически обусловленнойсущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке иосвоении. Это философская наука о наиболее общи принципах эстетическогоосвоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего вискусстве.
1.Трагическое Трагическое в истории эстетики.Платон не вместил в рамки своей эстетики высшеедостижение античного искусства — трагедию: человечество, не сумевшее разумомобуздать страсти и жить счастливо, не должно умножать свои страданияизображением трагедии на сцене; трагедия не доставляет удовольствия; она — бедствие и бич для людей. Платон отказывается принять в государство трагическуюмузу, ибо это значило бы допустить, чтобы в нем царило страдание вместо мудрыхзаконов. Аристотель высоко ценилтрагедию как вершину искусств. Этот взгляд соответствует ведущему месту,которое трагедия занимала в античной художественной культуре. Трагедиявоспроизводит переход человека от счастья к несчастью, подражание не толькозаконченному действию, но также страшному и жалкому, а последнее происходитособенно тогда, когда получается неожиданно, и еще более, если случится вопрекиожиданию и одно благодаря другому, ибо таким образом удивительное получитбольшую силу, нежели если бы оно произошло само собой и случайно, т.к. и изслучайного наиболее удивительным кажется все то, что представляется случившимсякак бы с намерением. Трагедия — подражаниедействию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание припомощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, посредствомдействия, а не рассказа, совершающее благодаря состраданию и страху очищениеподобных аффектов. Это катарсическое воздействие — очищение души зрителяпосредством страха и сострадания, порождаемых трагическим действием. В понятиекатарсиса Аристотель вкладывал моральный и эстетический смысл, оно означало длянего полное просветление души человека.
Для Буалотрагедия есть «трагедия сострадания». На сострадании к герою, поступки которогоимеют моральное оправдание, зиждется эстетическое воздействие трагедии.
Эстетикапросветителей (Дидро,Лессинг) оспаривает точку зрения классицизма, считавшего, что трагическимгероем может быть только выдающаяся, «противостоящая толпе» личность. Герой трагедииможет быть и обыденным человеком. Однако если поэт хочет вызвать удивлениегеройскими чувствами, то не должен распоряжаться ими слишком расточительно: чтомы видим часто и у многих, тем мы перестаем любоваться. Дидро требует втрагедии простоты, правды, ненапыщенной (естественной) возвышенности и осуждаетхудожника, изобразившего смерть Сократа на парадном ложе, ибо художник непонял, насколько добродетель и невинность, угасающие в глубине тюрьмы, насоломенном ложе, могли бы создать зрелище патетическое и возвышенное. Лессингсчитает, что трагедия изображает ужасы и жизненные бедствия, не приукрашивая ине смягчая их и раскрывая закономерность и необходимость этих событий. ПоЛессингу, трагическое — преходящий момент мира, не исключающий гармонии исправедливости, целое произведение этого смертного творца должно бытьотражением целого, созданного вечным творцом, должно приучить нас к той мысли,что все кончится к лучшему в этом мире, как и в том.
Кантутверждал: трагедия возбуждает чувство возвышенного, комедия — чувствопрекрасного. По Гегелю «основной пункт» теоретической проблематики трагического- природа целей трагического героя — «стремление к абсолютному». Гегель — противник чисто случайных трагедий, ибо в подлинной трагедии царствуетнеобходимость. В развязке трагедии нет места для «голой гибели индивидуумов» инет места трагическому там, где может получиться и «счастливая развязка запутавшихсяотношений и благополучный конец» для тех действующих характеров, которыми насзаинтересовали. В трагедии конфликтующие характеры, не отрекаясь от самих себя,не могут прийти к примирению и отказаться от своих целей. Принципы, во имякоторых идет борьба в трагедийном произведении, настолько важны для борющихсяхарактеров, что ценятся ими дороже собственной жизни. В трагедии дажесамопожертвование не превращается в самоотречение и означает утверждениепринципов и целей трагической личности, а не отказ от них.
Значимостькатегории трагическое для понимания современности. Человек смертен, и его немогут не волновать проблемы взаимоотношения жизни, смерти и бессмертия. Историячеловечества насыщена трагедийными событиями. Искусство в своих философическихразмышлениях о мире тяготеет к трагедийной теме. Другими словами, и жизньличности, и история общества, и художественный процесс пересекаются с проблемойтрагического. Жизнь человека трагична и потому, что он смертен, и потому, чтони одно общественное устройство в истории человечества не осуществило идею свободы,равенства и братства, хотя ближе всего к этому идеалу подходит демократическоеобщество. ХХ век — эпоха величайших социальных потрясений, революций, войн,кризисов, бурных перемен, создающих напряженнейшие ситуации. Поэтомутеоретический анализ трагического для нас в известном смысле есть самоанализ иосмысление мира. Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия.Закономерность трагического в событийной сфере — переход гибели в воскресение,а в эмоциональной сфере — переход скорби в радость. Трагическая эмоция — сочетание глубокой печали и высокого восторга — проявляется в искусстве разныхнародов. Общефилософские аспекты трагического. Человек уходит из жизнибезвозвратно. Смерть — превращение живого в неживое. Однако в живом живетумершее: культура — внегенетическая память человечества — хранит все, чтопрошло. Трагедия — философское искусство, решающее высшие метафизическиепроблемы жизни и смерти, осознающее смысл бытия, анализирующее глобальныепроблемы его устойчивости, вечности, бесконечности, несмотря на постояннуюизменчивость.
Трагическоев искусстве. Трагическийгерой — носитель принципа, выходящего за рамки индивидуального бытия: некойвсемирно-исторической идеи. Каждая эпоха вносит в трагическое свои черты ивыявляет определенные стороны его природы. В античности трагедия — вершинаискусства. В античной трагедии героям часто дано знание будущего благодаря прорицанияморакулов, вещим снам и предупреждениям богов. Суть трагедии — не в роковойразвязке, а в поведении героя. Он действует в русле необходимости и не в силахпредотвратить неизбежное, но не необходимость влечет его к развязке: своимиактивными действиями он сам осуществляет свою трагическую судьбу. Цель античнойтрагедии — катарсис: очищение чувств зрителя посредством страха и сострадания,трагедия несет героическую концепцию человека и очищает зрителя
ВСредние века — сутьтрагического не героизм, а мученичество; центральный персонаж тут — мученик.Это трагедия не очищения, а утешения, чуждая катарсису. Логика средневековойтрагедии: утешься, ведь бывают страдания горше, а муки тяжелее у людей, ещеменьше, чем ты, заслуживающих этого. Такова воля Бога. В подтексте трагедиижило обещание потусторонней справедливости. Утешение земное (не ты одинстрадаешь) умножается утешением небесным (тебе воздастся по заслугам). Вантичной трагедии самые необычные вещи совершаются естественно, в средневековой- сверхъестественно, чудесно все происходящее.
Нарубеже Средневековья и Возрождения возвышается Данте. На его трактовке трагического лежатглубокие тени Средневековья и сияют солнечные отблески надежд Нового времени.Средневековье давало всему божественное объяснение. Эпоха Возрождения и бароккоищет причину мира и его трагедий в самом мире. В философии это выразилось вклассическом тезисе Спинозы о природе как causa sui (причине самой себя). Еще раньше этот принцип получилотражение в искусстве. Мир и его трагедии не нуждаются в потустороннемобъяснении, в их основе — не рок или провидение, не волшебство или злые чары, аего собственная природа. Показать мир, какой он есть — таков девиз новоговремени. Искусство Возрождения и барокко обнажило социальную природутрагического конфликта, утвердило активность человека и свободу его воли.
Вантичной трагедии необходимость осуществлялась через свободное действие героя.Средние века преобразовали необходимость в произвол провидения. Возрождениесовершило восстание против необходимости и против произвола провидения иутвердило свободу личности, что неизбежно оборачивалось ее произволом.Ренессансу не удалось развить все силы общества не вопреки личности, а черезнее; и все силы личности — через общество и во благо ему.
Вэпоху классицизма из нерасторжимого и нерасчлененного ранее единства трагедиявычленила как самостоятельные начала общественное и индивидуальное в характерегероя. Трагедия раскрывает смысл жизни. Для героя эпохи классицизма смысл жизнираздвоен: он и в личном и в общественном счастье человека. Царит трагическийразлад чувства и долга. Всегда нужно жертвовать одной из сторон жизни во имяторжества другой. Общественная сторона для классицизма важнее личной. Последняяобязана подчиниться первой. Но при этом исчезает личное счастье, гибнетчувство, приносится в жертву любовь. От смысла жизни остается только половина.Противоречие трагически неразрешимо. В трагедии классицизма герой любой ценойоткрывает простор общественному началу в своей жизни. В торжестве чести, втриумфе общественного долга — продолжение трагического героя в человечестве. Ив том, что долг есть категория разума и в том, что долг олицетворяется вабсолютном монархе, проглядывает следующий этап художественного имировоззренческого развития человечества — просветительская идеология с ееконцепцией просвещенного монарха.
Искусстворомантизма (Гейне,Шиллер, Байрон, Шопен) раскрыло состояние мира через состояние духа.Разочарование в результатах Великой французской революции и, как следствие,разочарование в общественном прогрессе порождает романтизм с его мировой скорбьюи осознанием того, что всеобщее начало может иметь не божественную, адьявольскую природу. Зло всесильно, и герой не может его устранить из жизнидаже ценой своей гибели. Однако для романтического сознания борьба небессмысленна: трагический герой не позволяет установить безраздельноегосподство зла на земле, он создает оазисы надежды в пустыне, где царствуетзло.
Критическийреализм раскрылтрагический разлад личности и общества. В критическом реализме XIX в. (Диккенс, Бальзак, Стендаль,Гоголь, Толстой, Достоевский) нетрагический характер становится героемтрагических ситуаций. В жизни трагедия стала «обыкновенной историей», а еегерой — отчужденным, «частным и частичным» (Гегель) человеком. И поэтомутрагедия как жанр исчезает, но как элемент она проникает во все роды и жанры. РеализмХХ в. (Хемингуэй, Фолкнер, Франк, Гессе, Белль, Феллини, Антониони, Гершвин,Булгаков, Платонов, Андрей Тарковский) раскрыл трагизм стремлений человекапреодолеть разлад с миром, трагизм поиска утраченного смысла жизни.
Трагическоеи философия революционного насилия. «Проблема человек и история» — объект художественногоанализа трагедии. Человек, беззаветно преданный идее и способный ради неежертвовать своей жизнью, особенно легко жертвует чужой и в своей мужественнойсамоотверженности черпает уверенность в праве на фанатическую жестокость. Консерватизми революционность — крайности в понимании истории. Последовательное проведениев жизнь идеи революционного изменения мира чревато перманентным насилием,кровью, нарушением естественного хода бытия, неизбежным искажением первоначальноблагородных целей революционной борьбы.
Сущностьтрагического. Трагедия — суровое слово, полное безнадежности. На нем холодный отблеск смерти, от неговеет ледяным дыханием. Но подобно тому, как свет и тени заката делают предметыдля зрения объемными, сознание смерти заставляет человека острее переживать всюпрелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, в этойпограничной ситуации ярче видны краски мира, его эстетическое богатство, чувственнаяпрелесть, величие привычного. Для трагедии смерть — момент истины, когдаотчетливей проступают правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческогосуществования.
Итак, трагическоераскрывает гибель или тяжкие страдания личности; показывает невосполнимость длялюдей ее утраты; утверждает бессмертие погибающей личности (бессмертие человекаосуществляется в бессмертии народа, в жизни людей находят свое продолжениеобщественно ценные начала, заложенные в человеке и его деяниях, а длярелигиозного сознания погибающего ждет потустороннее бытие, так же зависящее отобщественно ценного — праведного прижизненного бытия); трагедия — всегдаоптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни; выявляет активностьтрагического характера по отношению к обстоятельствам; дает философскоеосмысление состояния мира и смысла жизни человека; вскрывает историческивременно неразрешимые противоречия; трагическое в искусстве рождает чувствоскорби, сочетаемое с чувствами торжества и радости; оказывает очищающеевоздействие на людей.
Центральнаяпроблема трагедии — расширение возможностей человека, разрыв исторически сложившихся границ,ставших тесными для активных, инициативных людей. Трагический геройпрокладывает путь к будущему, он взрывает устоявшиеся границы, он всегда напереднем крае борьбы человечества, на его плечи ложатся наибольшие трудности.Трагедия раскрывает смысл бытия. Этот смысл невозможно найти ни в жизни длясебя, ни в жизни, отрешенной от себя: развитие личности должно идти не за счет,а во имя общества, во имя человечества. С другой стороны, общество должноразвиваться во имя человека и через человека, а не вопреки ему и не за счетнего. Таков путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества,предлагаемый всемирной историей трагедийного искусства.эстетика трагическое комическое2.Комическое
Концепциикомического в истории эстетики. Через историю эстетики проходят утверждения о невозможности определитькомическое и непрекращающиеся попытки (в том числе и скептиков) дать егодефиницию. Все определения комического в свою очередь комичны и полезны толькотем, что вызывают чувство, которое пытаются анализировать. Н. Гартман подчеркивает:«Комическое — наиболее сложная проблема эстетики». А. Цейзинг назвал всюлитературу о комическом «комедией ошибок» в определениях. Толковый словарьрусского языка поясняет: «Смех — короткие и сильные выдыхательные движения приоткрытом рте, сопровождающиеся характерными порывистыми звуками». Это верно. Ноесли бы смех был только особым выдыхательным движением, с его помощью можнобыло бы рушить разве что карточные домики, и он не был бы предметом эстетики.
На делесмех — как отмечал Н. Щедрин — оружие очень сильное, ибо ничто так необескураживает порок, как сознание, что он угадан, и что по поводу его ужераздался смех. А. Герцен писал, что смех — одно из самых мощных орудийразрушения; смех Вольтера бил, разил, как молния. От смеха падают идолы, падаютвенки и оклады, и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованнойкартинкой. Для В. Маяковского острота — «оружия любимейшего род». Ч. Чаплинутверждает, что для нашей эпохи юмор — противоядие от ненависти и страха. Онрассеивает туман подозрительности и тревоги, окутавший ныне мир. Все панегирикив честь смеха утверждают за ним славу мощнейшего оружия. В век атомной бомбыславить оружие негуманно. Однако, в отличие от всякого другого оружия, смехобладает избирательностью. Смех может попасть только в уязвимое место личностиили в уязвимую личность. И когда человечество откажется от традиционных средствкары (тюрьмы, исправительные колонии), в распоряжении людей останется, можетбыть, самое действенное, грозное и гуманное средство общественного воздействия- смех.
Всесуществующие теории рассматривают комическое или как объективное свойствопредмета, или как результат субъективных способностей личности, или какследствие взаимоотношений субъекта и объекта. Платон утверждает, что смешныслабые и неспособные отомстить, если над ними насмехаются. Аристотель полагал,что смех вызывает несчастья и «некоторые ошибки и безобразия», никому непричиняющие страдания и ни для кого не пагубные; комедия — «воспроизведениесравнительно дурных характеров», которые, однако, не абсолютно порочны. Ксмешным относятся характеры гневливые, вялые, расточительные, жадные,честолюбивые, невоздержанные. Смешное для Аристотеля — область «безвредных»нарушений этики. По Аристотелю свободному человеку подходит ирония, ибопользующийся ею вызывает смех ради собственного удовольствия, а шут — длязабавы другого.
В Средниевека многие философы отрицали смех как способность, отсутствовавшую уСпасителя. Эстетика классицизма выступает против комедии «вульгарной толпы»,шутовством чарующей лакеев. Эстетика Просвещения утверждает: комическоераскрывается путем его противопоставления эстетическим идеалам, и точка зрениядолжна быть не средне обыденной, а высшей. Высота эстетической позиции особеннолегко достигается с высотой иерархического положения. Комедия не может вылечитьболезнь, но она может укрепить еще здоровый организм. Сфера комедии — нарушениязакона, которые по их непосредственному влиянию на благо общества слишком незначительны,чтобы попасть под контроль этого закона, действие играет меньшую роль, чем втрагедии. Характеры в комедии должны быть «перегружены» (замеченное внескольких личностях, должно быть собрано воедино в комедийном характере). Кантвидит во всех комических случаях нечто, способное на мгновенье повергнуть нас взаблуждение. Он считает смех средством примирения противоречий и подчеркивает,что воспоминание о чем-либо смешном радует нас и не так легко сглаживается, какдругие приятные рассказы. Причина смеха, по Канту, в состоянии внезапно ущемленныхнервов. Ф. Шиллер описал наше состояние в комедии: оно спокойно, ясно, свободно,весело, мы не чувствуем себя ни активными, ни пассивными, мы созерцаем, и всеостается вне нас; это состояние богов, которых не заботит ничто человеческое,которые вольно парят над всем, которых не касается никакая судьба, не связываетникакой закон. Сатира, согласно Шиллеру, раскрывает противоречия междудействительностью и идеалом.
Школайенских романтиков,опиралась на идеи Шеллинга и видела в комизме субъективность, какгосподствующее начало, возвышающееся над действительностью. Гегель видел основыкомизма в противоречии между внутренней несостоятельностью и внешнейосновательностью, комическое появляется на основе контраста между сущностью иобразом, целью и средствами ее достижения, вследствие чего уничтожается образ ине достигается цель.
Комическое- социокультурная реальность. Человеческое общество — истинное царство комедии и трагедии. Человек — единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех. Человеческое,общественное содержание есть во всех объектах комедийного смеха. Поройисследователи ищут комизм в явлениях природы: в причудливых утесах, в кактусах.Комическое — объективная общественная ценность явления. Естественные свойстваживотных (подвижность и гримасничанье обезьяны, развитые инстинкты лисы,помогающие ей обманывать врагов, неповоротливость медведя) ассоциативно сближаютсяс человеческими поступками и становятся объектом эстетической оценки.
Демократизмсмеха. Комедия — плодразвившейся цивилизации. Смех по своей природе враждебен иерархичности,преклонению перед чинами и дутыми авторитетами. Смех выступает как сила,враждебная всем формам неравноправия, насилия, самовластия, фюрерства,вождизма. Активность восприятия комизма. Комичность врага — его ахиллесовапята. Вскрыть комичность противника – значит, одержать первую победу, мобилизоватьсилы на борьбу с ним, преодолеть страх и растерянность. Смех — антииерархичен,он разрушитель всех табелей о рангах. Он величайший анархист мира. Однако естьи отличие: анархическая стихия рождает хаос, стихия смеха из хаоса рождаетгармонию. В отличие от трагедии, комедия не выговаривает идеал «прямо и положительно»,а подразумевает его как нечто противоположное тому, что изображается.Комическое предполагает сознательно-активное восприятие со стороны аудитории.
Комическоекак противоречие. Комизм- результат контраста, разлада, противостояния: безобразного — прекрасному(Аристотель), ничтожного — возвышенному (И. Кант), нелепого — разумному (ЖанПоль, Шопенгауэр), бесконечной предопределенности — бесконечному произволу(Шеллинг), автоматичного — живому (Бергсон), ложного, мнимо основательного — истинному и основательному (Гегель), внутренней пустоты — внешности,притязающей на значительность (Чернышевский), нижесреднего — вышесреднему(Гартман). Каждое из этих определений, выработанных в истории эстетическоймысли, выявляет и абсолютизирует один из типов комедийного противоречия. Формыкомического противоречия разнообразны. Для противоречий, порождающих комическое,характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядитзначительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона,которую мы воспринимаем по времени позже, разочаровывает своейнесостоятельностью. При этом «разочарование» обнаруживается неожиданно.
Чувствоюмора — разновидностьэстетического чувства, обладающая рядом особенностей: опирается на эстетическиеидеалы, противопоставляя их воспринимаемому комическому явлению (в противномслучае юмор превращается в скепсис, цинизм, сальность, пошлость, скабрезность);предполагает способность хотя бы эмоционально в эстетической форме схватыватьпротиворечия действительности; присуще эстетически развитому уму, способномубыстро, эмоционально критически оценивать явления, предполагает склонность кбогатым и неожиданным сопоставлениям и ассоциациям; рассматривает явлениекритически с точки зрения его общечеловеческой значимости.
Активная,творческая форма чувства юмора — остроумие. Чувство юмора — способность квосприятию комизма; остроумие — к его творению, созиданию. Остроумие — талант такконцентрировать, заострять и эстетически оценивать реальные противоречиядействительности, чтобы нагляден и ощутим стал их комизм. Комедийная обработкажизненного материала, выявляющая комизм как эстетическое свойство реальности,требует художественных средств, с помощью которых заостряются противоречия,стимулируется эффект неожиданности и активизируется противопоставлениеэстетических идеалов осмеиваемому явлению.
Разрушающееи созидающее в смехе.Истинное остроумие человечно и зиждется не на философии вселенского нигилизма,а на эстетических идеалах, во имя которых и ведется критика. Поэтому смех — критическая сила, столь же отрицающая, сокрушающая, сколь и утверждающая,созидающая. Смех стремится разрушить существующий несправедливый мир и создать новый,идеальный. Жизнеутверждающий, радостный, веселый аспект комического имеет историческую,мировоззренческую и эстетическую значимость.
Типы иоттенки комизма. Мера смеха. Юмор и сатира — основные типы комизма. Существует целая гамма оттенковсмеха. Насмешка Эзопа, раскатистый карнавальный хохот Рабле, едкий сарказмСвифта, тонкая ирония Эразма Роттердамского, изящная, рационалистически строгаясатира Мольера, мудрая и злая улыбка Вольтера, искристый юмор Беранже,карикатура Домье, гневный гротеск Гойи, колючая романтическая ирония Гейне,скептическая ирония Франса, веселый юмор Твена, интеллектуальная ирония Шоу,смех сквозь слезы Гоголя, разящая сатира и сарказм Щедрина, душевный, грустный,лиричный юмор Чехова, печальный и сердечный юмор Шолом-Алейхема, озорная, веселаясатира Гашека, оптимистическая сатира Брехта, жизнерадостный народный юморШолохова.
Ирония — притворство, намерение в шутку илив насмешку сказать нечто противоположное тому, что человек думает, но сказатьтак, чтобы выявить истинный смысл ситуации, манера речи или письма, при которойсообщается одно, а подразумевается иное. Сарказм — горькая и ядовитая ирония,высказанная с целью обидеть или причинить боль. Многообразие оттенков смеха(карнавальный смех, юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур)отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности.Каждый оттенок смеха богат нюансами. Мера смеха определяется и эстетическимисвойствами предмета, и принципами художника, его эстетическим отношением к миру,и традициями художественной культуры народа.
В ХХ в.возникла новая форма юмора – гегг — смех, окрашенный неопасным ужасом иотражающий отчуждение людей в индустриальном обществе. Каламбур, гротеск,благг, гегг — исторические формы французского юмора, обусловленныеисторическими изменениями жизни нации. Конечно, каламбур не исчез с падениемаристократии. Речь идет лишь о приоритете разных форм комического в разныеэпохи. Национальное своеобразие культуры каждого народа живет и в одежде и вкухне и, особенно, в манере понимать вещи, проявляющейся и в формах комизма. Вкомическом сочетаются национальное и общечеловеческое (одни и те же явленияосмеивают разные народы).
Комическоекак утверждение радости бытия. Смех — подобие жизни (гармония, возникающая вопреки хаосу). Смех всегдаесть смех над хаосом во имя гармонии, он — гармонизация хаоса. Смех — эторадость вопреки злу и часто по поводу зла во имя его ниспровержения. Жизнь — созидание второй природы (живой), смех — созидание второго бытия (вымышленного,мира духовной гармонии, вносящий организацию в хаос зла). Конечно, живая природасуществует не только вопреки, но и на основе неживой, не только в нарушение еезаконов, но и благодаря им. Итак, от эпохи к эпохе меняется исходная точкаэмоциональной критики в комизме: собственное отношение (Аристофан);представления о целесообразном миропорядке (Ювенал), человеческая природа какмера (Рабле, Сервантес, Эразм Роттердамский,); норма (Мольер), здравый смысл(Свифт); несбыточное совершенство (Гейне), идеал, отражающий народные представленияо жизни (Гоголь, Салтыков-Щедрин); точка зрения искусственно сконструированногои неопределенного будущего (Маяковский), гуманистические ценности (Ионеско,Дюрренматт). В этом процессе с отступлениями осуществляется тенденциявозвышения и расширения идеала, с позиций которого комизм анализируетдействительность. Этот идеал демократизируется и все более широко охватываетдействительность, опираясь на все более развитое духовное богатство индивида.

Литература:
1. Эстетика: словарь. М., 1989.
2. Эстетика/ под ред. Л.Т. Ловчук.Киев,1991.
3. Каган М.С. Эстетика какфилософская наука. Спб., 1998
4. Кривцун О.А. Эстетика М.1998
5. Яковлев Е.Г. Эстетика ., 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет и проектирование гибкой производственной системы
Реферат Детский праздник, как основа гуманитарного воспитания детей
Реферат Проектирование участка по восстановлению посадочных отверстий блок картеров
Реферат Ты навсегда в ответе за тех кого приручил По сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц
Реферат Экзаменационные вопросы по государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации" за 2007 год
Реферат К. Д. Ушинский о национальных особенностях социального воспитания
Реферат Понятие рисков в экономической деятельности
Реферат Кража как форма хищения 2
Реферат The Iron Curtain Essay Research Paper Anthony
Реферат Финaнcoвo-экoнoмичecкий анализ хозяйственной деятельности предприятия
Реферат Контрольная работа по дисциплине «Управление персоналом»
Реферат Освободительная война украинского народа 16481654 годов
Реферат Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 лет и готовности их к школьному
Реферат Духовная жизнь общества 2
Реферат Наука как форма духовного освоения действительности