Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Финансовая система в современной экономике

СОДЕРЖАНИЕ
 TOC o «1-3» h z u ВВЕДЕНИЕ  PAGEREF _Toc167775253 h 4
1. Финансовая система в современной экономике  PAGEREF _Toc167775254 h 6
1.1. Основные составляющие финансовой системы   PAGEREF _Toc167775255 h 6
1.2. Бюджет, как основное звено финансовойсистемы   PAGEREF _Toc167775256 h 11
1.3. Внебюджетные фонды   PAGEREF _Toc167775257 h 13
2 Анализ федерального бюджета РФ в 2005-2006 гг.PAGEREF _Toc167775258 h 16
2.1 Доходы бюджета РФ в 2005-2006 гг.PAGEREF _Toc167775259 h 16
2.2 Расходы бюджета РФ в 2005-2006 гг.PAGEREF _Toc167775260 h 21
3. Способы увеличения профицита бюджета РФ   PAGEREF _Toc167775261 h 24
3.1. Основные направления налоговой политики  PAGEREF _Toc167775262 h 24
3.2. Основные приоритеты бюджетных расходов  PAGEREF _Toc167775263 h 26
3.3. Основные принципы бюджетной стратегии на2008- 2010 годы и дальнейшую перспективу  PAGEREF _Toc167775264 h 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  PAGEREF _Toc167775265 h 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК   PAGEREF _Toc167775266 h 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьютемы является то, что надежная финансовая система является стержнем в развитиии успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой предпосылкой  роста и стабильностиэкономики в целом.  Эта система являетсяосновой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей егоповседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от восновном централизованно  планируемой и контролируемой экономики кэкономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает всебя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему.  После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценныхбумаг.
Впоследние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведениягосударственной финансовой политики посвящается значительное количествопубликаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса недостигнуто.
Цельюисследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовойсистемы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследованияопределяет постановку следующих задач:
-        раскрытиеосновных звеньев финансовой системы;
-        рассмотрениеглавного звена  финансовой системы –государственного бюджета на примере Российской Федерации;
-        проанализироватьдоходы и расходы государственного бюджета за 2005-2006;
-        улучшениеэффективность государственного бюджета.
Принаписании работы были использованы следующие источники информации:
-        монографическиестатьи;
-        учебникии учебные пособия;
-        журналыпериодической печати;
-        всемирнаясеть Интернет.
Впервой главе отражены основные составляющие финансовой системы. Более подробноописан государственный бюджет, как основное звено финансовой системы. Такжерассмотрены внебюджетные фонды, как форма образования и расходования денежныхсредств вне государственного бюджета.
Вовторой главе произведен анализ доходов и расходов федерального бюджета на 2005и 2006 гг.
Втретьей главе рассмотрены перспективы развития и методы увеличенияэффективности использования федерального бюджета
1. Финансовая система в современной экономике1.1. Основные составляющиефинансовой системы
Финансоваясистема – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовыеотношения являются распределительными, причем распределение стоимостиосуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фондыцелевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественномпроизводстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют листраховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно рольсубъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективногокритерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль изначение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают изатраты общества на его содержание. Как показывает практика современнойрыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменениесодержания функций государства в обществе.
Еслипричина создания государства – стремление человека к разделению труда, тостановится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначальносоздавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Онодолжно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда снизкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществлениетоварообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можновключить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производстватовара до того, как он был потреблен.
Наиболееизвестная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделениетруда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система.
Финансоваясистема не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя веськомплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, имеханизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговыесети и многое другое: все, что способствует товарному обращению междусубъектами производства.
Системаразделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мысможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет реализованоболее эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ейденежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностьюмобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой.Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играютчисто номинальную роль.
Сталобыть, механизм разделения труда, который применяется в государстве зависит отконкретной ситуации, в которой находится государство.
Различныеформы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий,качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что однасистема создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но непозволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течениекороткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершитьбыстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у насотсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второйвариант финансовой системы на достаточно небольшой срок. После совершения рывкав объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мыдолжны применить первый вариант на неопределенный исторический срок.
Еслимы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда,то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемостиможет быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен,насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулируеттехнический прогресс.
Влюбой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошоизучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Ономожет быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем нанего, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему идостигнуть разрушения всей системы.
Всовременных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев –государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственныхпредприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они исоставляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельностигосударства.
Разныезвенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения:внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансамипредприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное –государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Центральноеместо в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупныйденежный фонд, который использует правительство для финансирования своейдеятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция,значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказываетвоздействие на экономические процессы.
Всилу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другимизвеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Онапроизводится путем передачи денежных средств из центрального государственногофонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий испециальным правительственным фондам.
Государственныйбюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной ирасходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства дляфинансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют насодержание государства больше всего из своих доходов. Расходная частьпоказывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеетсвои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны,масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, рольюгосударства в экономике, состоянием международных отношений и рядом другихфакторов.
На уровне штатов, земель областей, городов, районовдействуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местныхденежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составнойчастью государственного бюджета, относительно самостоятельны.
Составными частями местных финансов являются местныебюджеты. Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Онвключает доходы и расходы местных органов власти, действует на территорииадминистративных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счетналоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти,субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
Местные налоги, как правило, подразделяются на несколькогрупп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используютсяисключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражаетспецифику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих вместный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.
Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей имсобственностью, получают дополнительные средства в бюджет.
Доходная часть местных бюджетов недостаточна дляфинансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельностьсвязана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполненииобщегосударственных программ, правительство из государственного бюджетавыделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, исубвенция – это государственная дотация местному бюджету.
Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем неменее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы властивынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решенияцентрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращенылибо совсем прекращены.
Специальные правительственные фонды –важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущностиони представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фондысоздаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждаястрана имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификацииправительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой странепри переходе от одного этапа развития к другому меняются.
Правительственные фонды отличаются другот друга в зависимости от срока действия, цели использования, правовогоположения.
Как правило, действие многих фондовограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость вконкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаютсяна длительное время. Их называют постоянными.
В зависимости от цели использованиягосударственные специальные фонды подразделяют на следующие:
-        
-        
-        
-        
-        
-        
Основная часть специальных фондов образуется либо за счетгосударственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальныефонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисленияот налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественногострахования)  образуются за счетдобровольных взносов юридических и физических лиц.1.2. Бюджет, как основное звенофинансовой системы

Центральное место вфинансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющийсилу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий(финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства иместного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь длягосударства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственнойвласти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнениясоциальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е.выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственногоустройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членамиобщества определяют и особенности финансовой системы. В странахсоциалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополиигосударственной собственности на средства производства и наличия мощногогосударственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственныхпотребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий иобщественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системойсберкасс, рассматривались как доходы государства.
 БК РФ дает следующее определение бюджетнойсистемы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройствеРоссийской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федеральногобюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принятопонимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФсостоит из бюджетов трех уровней:
-        первыйуровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственныхвнебюджетных фондов;
-        второйуровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджетавтономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) ибюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
-        третийуровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых исельских бюджетов).
Как видно, бюджетноеустройство РФ определяется ее государственным устройством – в унитарныхгосударствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет иместные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджетынижестоящих уровней (нижестоящих государственных иадминистративно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней).Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясьэлементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались вбюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие«консолидированный бюджет» т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы насоответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФсоставляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территориии муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральныйбюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджетыпозволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона илиФедерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистическихцелей.
Федеральный бюджетРоссийской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральныйбюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый ФедеральнымСобранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет являетсяосновным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через негомобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономическогоразвития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Присоставлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемыхразмерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджетстроится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политикдоходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления вРоссии.
1.3. Внебюджетные фонды
Государственныйвнебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств,образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционныхправ граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальноеобеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеютстрогое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственныхвнебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органамив форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждениигосударственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды восновном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими ифизическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся вгосударственной собственности.
Ранее (до принятияБюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетнуюсистему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы(общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фондыбыли включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации –во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управлениявнебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждениябюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетовоб их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнениебюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральнымказначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственныхвнебюджетных фондов РФ:
-        пенсионныйфонд Российской Федерации;
-        фондсоциального страхования Российской Федерации;
-        федеральныйфонд обязательного медицинского страхования;
-        государственныйфонд занятости населения Российской Федерации.
Следовательно, целевыефедеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральномбюджете это:
-        федеральныйдорожный фонд Российской Федерации;
-        федеральныйэкологический фонд Российской Федерации;
-        государственныйфонд борьбы с преступностью;
-        фондвоспроизводства минерально-сырьевой базы;
-        фондразвития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
-        фондМинистерства Российской Федерации по атомной энергии;
-        фондразвития таможенной системы Российской Федерации;
-        федеральныйфонд Федеральной налоговой службы.
Таким образом,реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: частьвнебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются всостав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, втораячасть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетнойсистемы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизациифинансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричностьфинансовой системы.
2 Анализ федерального бюджета РФ в 2005-2006 гг.2.1 Доходы бюджета РФ в 2005-2006гг.
Основным источникомдохода в федеральный бюджет являются налоги, которые бывают нескольких видов:
-        налогина прибыль, доход, прирост капитала;
-        налогина товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
-        налогина совокупный доход;
-        налогина имущество;
-        платежиза пользование природными ресурсами;
-        налогина внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых жедоходов основными являются следующие виды:
-        доходыот имущества, находящегося  вгосударственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
-        доходыот продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности;
-        доходыот реализации государственных запасов;
-        доходыот продажи земли и нематериальных активов;
-        поступлениякапитальных трансфертов из негосударственных источников;
-        административныеплатежи и сборы;
-        штрафныесанкции, возмещение ущерба;
-        доходыот внешнеэкономической деятельности.
В федеральном законе173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О федеральном бюджете на 2005 год» принятом ГосударственнойДумой РФ 8 декабря 2004 года был утвержден доход в федеральный бюджет на сумму 4979,76 млрд. рублей
Вфедеральном законе 173-ФЗ от 23 декабря 2005 года «О федеральном бюджете на2006 год» принятом Государственной Думой РФ 7 декабря 2005 года был утверждендоход в федеральный бюджет на сумму 6 170,48 млрд. рублей  (таблица 2.1)
Таблица 2.1.
Доходыфедерального бюджета на 2005-2006 гг утвержденные законом
в млрд.руб.
Наименование показателя 
2005 г.
2006 г.
1
2
3
1. Налоговые доходы
3 055,48
3 572,04
1.1. Налоги на прибыль
328,75
485,68
1.2. Налоги и взносы на социальные нужды
266,16
310,41
1.3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ
1 162,55
1 049,02
1.4. Налоги на товары, ввозимые на территория РФ
445,34
593,03
1.5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
830,17
1 104,23
1.6. Государственная пошлина
22,51
25,00
1.7. Задолженность и перерасчёты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
0,00
4,67
2. Неналоговые доходы
1 841,02
2 574,24
2.1. Доходы от внешнеэкономической деятельности
1 644,57
2 301,24
2.2. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
81,55
113,34
2.3. Платежи при пользовании природными ресурсами
36,27
53,50
2.4. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
64,16
95,87
Продолжение таблицы 2.1

2  

2.5. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
1,04
1,51
2.6. Административные платежи и сборы
8,38
3,25
2.7. Штрафы, санкции, возмещение ущерба
1,76
2,74
2.8. Прочие неналоговые доходы
3,29
2,79
3. Безвозмездные поступления
83,22
24,13
Доходы бюджета — ИТОГО
4 979,76
6 170,48

В 2006 годупланировалось увеличить неналоговые доходы, относительно налоговых доходов, чемв 2005-м году. В 2006 году планировалось добавить к доходам задолженностьи перерасчёты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, такжепланировалось уменьшить доход от налогов на товары (работы, услуги) реализуемыена территории РФ, административных платежей и сборов, прочих неналоговых ибезвозмездных поступлений, в остальном планировалось увеличение дохода.
Фактическийдоход бюджета отличается от утвержденного законом о бюджете, нормативнымиправовыми актами о бюджете (Таблица 2.2).

Таблица 2.2
Фактическиедоходы федерального бюджета на 2005-2006 гг в млрд. руб.
Наименование показателя 
2005 г.
2006 г.
1
2
3
 1. Налоговые доходы
3 130,23
3 595,83
1.1. Налоги на прибыль
377,60
509,91
1.2. Налоги и взносы на социальные нужды
267,51
315,84
1.3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ
1 115,21
1 017,42
1.4. Налоги на товары, ввозимые на территория РФ
464,19
603,97
1.5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
872,31
1 116,68
1.6. Государственная пошлина
23,59
25,93
1.7. Задолженность и перерасчёты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
9,82
5,90
 2. Неналоговые доходы
1 910,22
2645,37
2.1. Доходы от внешнеэкономической деятельности
1 680,90
2 306,32


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Программно-целевой метод на муниципальном уровне
Реферат Загрязнение подземных вод Москворецкого бассейна
Реферат Організація документування господарських операцій
Реферат Принятие родов
Реферат Устойчивость упругих систем
Реферат Эффективность использования нестандартных спортивных сооружений в ВУЗах, школах
Реферат Молодежная проблематика в современной русской литературе
Реферат Оноре де Бальзак
Реферат Використання енергії неорганічних субстратів літотрофами. Особливості дихання ланцюга літотрофів
Реферат Развитие телевизионной техники
Реферат Інформаційний бюлетень уам
Реферат Виды гражданских правоотношений Положения о
Реферат Разработка контроллера управления робототехнической системы
Реферат Постановка на учёт в государственных внебюджетных фондах
Реферат Политология как самостоятельная научная дисциплина