МИНИСТЕРСВО ОБЩЕГО ИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КурсоваяработаМеждународныйвалютный фонд (МВФ) и его функции Автор.
Группа
Преподаватель
Екатериебург
2001 г.СОДЕРЖАНИЕВведение
I. Создание МВФ. Основные задачи и направлениядеятельности.
II. Структурауправления МВФ.
III. Особенностикредитной политики МВФ.
IV. Роль МВФ Встабилизации макроэкономических колебаний Российской экономики.
Заключение
Введение.
Международный Валютный Фонд —межправительственная организация, предназначенная для регулированиявалютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания имфинансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежногобаланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностраннойвалюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служитинституциональной основой мировой валютной системы.
Первоначально Фонд кредитовалпреимущественно Западные страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые иразвивающиеся государства получили от него примерно равные суммы, а с 80-хгодов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот, взначительной степени, обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в основномсвязанно с принятием определенных обязательств в области макроэкономическойполитики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытиедефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов.
Ни одна другая международнаяорганизация не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся странкак МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессыв этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активноговмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран имировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.
Международный финансовый кризис,начавшийся в1997 г. в Юго-Восточной Азиии получивший мировой резонанс, вызвал повышенный интерес к МВФ. МВФподвергается критике с разных сторон. Наследники кейнсианских, дирижистскихтрадиций упрекают его в том, что он недостаточно эффективно противодействовалспекулятивным операциям частных финансовых структур, практически потакал им.Приверженцы либеральных концепций, напротив, обвиняют Фонд в чрезмерномвмешательстве в деятельность рыночных механизмов. Наиболее радикальные из нихдаже ставят под сомнение целесообразность существования МВФ, называя его«Госпланом на Потомаке».
I. Создание МВФ. Основныезадачи и направления деятельности.
Международный валютный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF)- международная организация, предназначенная для регулированиявалютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовойпомощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса,путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютнойсистемы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовойконференции ООН(1 — 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штатНыо-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи соглашения (ArticlesofAgreement) МВФ, которые выполняют роль его устава. Этотдокумент вступил в силу27 декабря1945 г. Практическую деятельность Фонд начал вмае1946 г., имея в своем составе59 стран-членов; к валютным операциям онприступил с 1 марта1947 года.
СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции.Однако впоследствии в связи с «холодной войной» между Востоком иЗападом он не ратифицировал Статьи соглашения МВФ. По той же причине напротяжении50 - 60-х годов из МВФ вышлиПольша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических иполитических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемойэкономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировоехозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а такжегосударства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключениемКорейской Народно-Демократической Республики и Республики Кубы). Россия стала членомМВФ с1 июня1992 г., остальные страны, СНГ и страны Балтии- на протяжении периода с апреля по сентябрь1992 г. (Таджикистан- в апреле1993 г.).
В1999 г. (по состоянию на январь) число стран-членов МВФ составляло182. Кроме того, после завершения всех требуемых процедур местобывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии может занятьФедеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Постоянноеместопребывание руководящих органов — Вашингтон(США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария),Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.
Цели.
· Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;
· Содействие расширению сбалансированному росту международной торговли исоответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;
· Обеспечение функционирования международной валютной системы путемсогласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов иобратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютнойобласти между странами-членами;
· Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентногообеспечения валют;
· Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей потекущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;
· Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов виностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизациивалютных курсов;
· Сокращение длительности и уменшение степени неуровновешенностимеждународных платежных балансов стран-членов;
· Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютнымвопросам странам-членам;
· Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодексаповедения в международных валютных отношениях.
По мере эволюции мировой валютной системы, а такжетрансформации деятельности МВФ Статьи соглашения трижды пересматривались.
Перваясерия поправок была осуществлена в1968 -1969гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР), вовторой, произведенной в1976 — 1978 гг.,были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютногоустройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему, третья поправка (1990 — 1992 гг.) предусматривала введениесанкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношениистран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом. Крометого, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советомуправляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР.Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства полиберализации международного движения капиталов.
II. Структура управления МВФ.
Высший руководящий орган МВФ- Совет управляющих (BoardofGovernors), в котором каждая страна-член представленауправляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководителицентральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросовдеятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием иисключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале,выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычноодин раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почтев любое время.
В МВФ действует принцип «взвешенного»количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членовоказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяетсяих долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет-250 «базовых» голосов, независимо от величины еговзноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядокобеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам.
Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на30 апреля1998г.): США — 17,78%;
Германия — 5,53%;Япония — 5,53%; Великобритания — 4,98%; Франция — 4,98%; Саудовская Аравия — 3,45%; Италия — 3,09%; Россия — 2,90%. Доля 15стран- участниц ЕС — 28,8%, 29 промышленно развитых государств(страны- члены Организацииэкономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран,составляющих свыше84% количества членовФонда, приходится лишь36,6% голосов.Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менееполовины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либостратегический характер,-«специальным большинством» (соответственно70% или85% голосовстран-членов). В интересах ведущих стран Запада в нынешнем уставе выделены53 подобных вопроса (против9 при создании МВФ). Несмотря на некотороесокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнемумогут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требуетмаксимального большинства(85%). Все это означает, что США вместе с ведущимизападными государствами практически располагают возможностью осуществлятьконтроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельностьисходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличиискоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускатьпринятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимой согласованностистоль большому числу разнородных стран чрезвычайно сложно.
Согласно действующему с1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянныйорган управления- Совет на уровнеминистров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировойвалютной системы. Однако фактически он пока не создан, и его роль играетучрежденный в1974 г. Временный комитетСовета управляющих по вопросам международной валютной системы- Временный комитет (InterimCommitetoftheBoardofGovernorsontheInternationalMonetarySystem), состоящий из24управляющих МВФ, в том числе и от России. Он собирается на свои заседаниядважды в год. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет неимеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняетважные функции: осуществляет руководство Исполнительным советом; занимаетсявыработкой стратегических решений, относящихся к функционированиюмеждународной валютной системы и деятельности МВФ; представляет Советууправляющих предложения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ. Подобныйстатус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющихМеждународного банка реконструкции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальныхресурсов развивающимся странам- Комитетразвития (JointMinisterialCommitteeoftheBoardofGovernorsoftheBankandtheFundontheTransferofRealResourcestoDevelopingCountries). Он консультирует Советыуправляющих МВФ и МБРР по проблемам экономического развития.
Уроки финансового кризиса1997 — 1998 гг., выявившего потребность в более оперативном ицеленаправленном реагировании на постоянные изменения состояния мировыхвалютно-финансовых отношений, в усилении эффективности механизма выработки ипринятия коллективных решений, побуждают МВФ, в частности, к осуществлению мерпо повышению статуса и роли Временного комитета, вплоть до преобразования егов предусмотренный уставом Совет на министерском уровне, который, в отличие отВременного комитета, обладал бы директивными полномочиями. По словамруководителя Фонда М. Камдессю, «такое преобразование придало бы МВФ новуюи чрезвычайно важную легитимность для разрешения все более усложняющихся задач,которыми он призван заниматься'4. Однако существующие междустранами- членами Фонда противоречия затрудняютреализацию этого шага. На своем очередном заседании27 апреля1999 г. Временныйкомитет ограничился лишь тем, что поручил своим заместителям и Исполнительномусовету „продолжить изучение характера институциональных усовершенствований,включая и деятельность Временного комитета“.
Совет управляющих делегировал многие свои полномочияИсполнительному совету (ExecutiveBoard),т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ,включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов,в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора заих политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает напостоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит своизаседания три раза в неделю. С1992 г.число исполнительных директоров доведено до24.5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией,Великобританией и Францией, т. е. пятью странами, у которых наибольшие квоты вкапитале МВФ;3 - формально избраны, нопредставляют каждый одну страну-Саудовскую Аравию, Россию и Китай;16 -избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количествогрупп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительствалибо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоровпроводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов,которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Как правило,Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которыеподготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФподчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членовне имеют права оказывать на них давления. В большинстве случаев решения вИсполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредствомпредварительного достижения консенсуса его членов.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетнийсрок директора-распорядителя (ManagingDirector),по традиции это представитель из Европы, который не может быть ни управляющим,ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует вДиректорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяютсяпоровну) и возглавляет административный аппарат фонда.
В функции директора-распорядителя входит ведениетекущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря,казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела,заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (вПариже).
Директор-распорядитель(с1987 г.)- Мишель Камдесю (Франция; в мае1996 г. переизбран на третий срок, начавшийся с16 января1997 г.), егопервый заместитель (с1994 г.)- Стэнли Фишер (США).
Взаимодействие МВФ с государствами-членами производитсячерез региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II,Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанскогорегиона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговыхотношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. Ваппарате МВФ заняты 2300 сотрудников из 122 стран, 50% из которых – женщины.Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам ифилологии.
Организационная структура аппарата МВФ постоянноразвивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяютсятрансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.
III.Особенности кредитной политики МВФ.
В Уставе Фонда дляидентификации его кредитной деятельности используются два понятия:1) сделка (transaction)- предоставление валютных средств странам из его ресурсов:2) операция (operation)- оказание посреднических финансовых и технических услуг за счетзаемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальнымиорганами- казначействами, центральнымибанками, стабилизационными фондами. Различаютсякредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурнойперестройки экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся виностранной валюте, производит покупку (purchase)или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты,которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработкемеханизма МВФ предполагалось, что страны-членыбудут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальныевалюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Такимобразом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются спросьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемымивалютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредитыгосударствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальныхвалют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа ихстранами-эмитентами этих валют. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФограничен определенными условиями.
Условиями доступа стран-членов к кредитнымресурсам МВФ.
Во-первых, сумма валюты,полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новомуобращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать25% величины квоты страны; во-вторых, общая суммавалюты данной страны в активах МВФ не могла превышать200% величины ее квоты (включая75%квоты, внесенных в Фонд по подписке). Впересмотренном в1978 г. Уставе первоеограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать ихвозможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пятьлет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то висключительных обстоятельствах и его действие можетприостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge),или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется нарыночных ставках.
По истечении установленногопериода времени страна-член обязана произвести обратную операцию— выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДРили иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочнопроизводить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ееплатежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФнациональная валюта страны-должника покупается другимгосударством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членомв МВФ первая порция иностранной валюты в размере до25% квоты (до Ямайскогосоглашения бывшая золотая доля) с1978 г.называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квотыстраны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальнойвалюты данной страны.
Средства в иностраннойвалюте, которые могут быть приобретеныстраной-членом сверх резервной доли(100%величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по25% квоты. Предельная сумма кредита, которуюстрана может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной икредитных долей, составляет125% размераее квоты. Обязательства страны-заемщицы,предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономическихмероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. ЕслиФонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» илине выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратитькредитование страны. Использование первой кредитной доли может бытьосуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой странаполучает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса,так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.
Таблица. Кредиты МВФ
Период
В млрд. СДР
В %
1947 – 1961
1962 – 1976
1977 – 1991
Всего
6,2
35,0
81,0
122,2
5,1
28,6
66,3
100,0
Таблица. Распределениекредитов МВФ (в %)
Страны
1947 – 1976
1977 – 1991
Промышленно развитые
Развивающиеся
60,6
39,4
7,9
92,1
Целикредитования. МВФпредоставляет в настоящее время кредиты в иностранной валюте странам-членам длядвух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т. е.практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов ицентральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономическойстабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит- для финансирования бюджетных расходовправительств.
При разработке механизма Фонда предполагалось, чтостраны-члены будут предъявлять более или менее равномерный спрос на различныевалюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходитьот одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являтьсякредитными в строгом смысле слова. Отсюда-утверждениео „кооперативном характере“ МВФ, представление о нем как о своегорода пуле валют, постоянно циркулирующих между странами-членами.
Механизмыкредитования Фондом стран-членов.
Ниже рассмотрены основные (обычные) механизмыкредитования Фондом стран-членов, финансирование которых осуществляется спомощью собственных ресурсов МВФ,находящихся на Счете общих ресурсов (GeneralResourcesAccount).
Резервная доля.Первая порция иностраннойвалюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайскогосоглашения „золотой долей“, а с1978г.- „резервной долей“ (ReserveTranshe); она образует величину, составляющую до25% квоты стран. Резервная доля определяетсякак превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося враспоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны (за исключениемавуаров, которые являются результатом использования страной ресурсов МВФ врамках кредитных долей). При этом если МВФ использует часть внесеннойнациональной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, торезервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленныхстраной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее»кредитную позицию". Резервная доля и кредитная позиция вместесоставляют «резервную позицию» (ReservePosition)страны-члена в МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могутполучать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию.Единственным условием для такого заимствования является констатациягосударством-членом наличия потребности в финансировании дефицита платежногобаланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получениекредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и неналагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Механизм кредитных долей.Средства в иностраннойвалюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (вслучае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают100% величины квоты), делятся на четыре«кредитные доли», или транша (CreditTranches),составляющие по25% квоты. Доступстран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограниченопределенными условиями. Согласно первоначальному уставу, они состояли вследующем: во-первых, сумма валюты полученной страной-членом за двенадцатьмесяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемуюсумму, не должна превышать25% величиныквоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ неможет превышать200% величины ее квоты (включая75% квоты, внесенных в Фонд по подписке).Таким образом, в соответствии с этими положениями, предельная сумма кредита,которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использованиярезервной и кредитных долей, составляет125%размера ее квоты.
В пересмотренном в1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членамиспользовать их возможности получения валюты в Фонде в течение более короткогосрока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второгоусловия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. Наэтом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многихслучаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный вуставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (UpperCreditTranches) стало означать не только75% квоты, как в ранний период деятельностиМВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах" (Stand-byArrangements) стали практиковаться с 1952 г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределахопределенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет присоблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту отМВФ в обмен наднациональную. Подобная практика предоставления кредитовпредставляет собой, по сути дела, открытие кредитной линии. Если использованиепервой кредитной доли может быть осуществлено в скорме прямой покупкииностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую суммунемедленно после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств всчет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредствомдоговоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С начала 50-х и досередины 70-х годов соглашения о кредитах «стэнд-бай» имели срокдействия до года, с1977 г.- до 18месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицитен платежныхбалансов.
Механизм расширенного кредитования.В1974 г. резервная и кредитные доли были дополнены механизмомрасширенного кредитования, МРК (ExtendedFundFacility, EFF). Он предназначен дляпредоставления валютных средств странам-членам на более длительные периодывремени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотреноуставом в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны кМВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенногокредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса,вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли илиценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на срок в тригода, при необходимости и по просьбестраны-члена- до четырех лет. Валюта,предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхниекредитные доли) и расширенном кредитовании, выдается определенными порциями(траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения-ежеквартально, раз в полугодие или (внекоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» ирасширенных кредитов является содействие странам- членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационныхпрограмм или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей ккредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этихтребований по мере перехода от одной кредитной доли к другой постояннонарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение еюсоответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в«письме о намерениях» (LetterofIntent) или «меморандуме об экономической ифинансовой политике» (MemorandumofEconomicandFinancialPolicies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренностистраной-получателем кредитаконтролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценкипредусмотренных договоренностью специальных целевых «критериевреализации» (PerformanceCriteria).Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целямиФонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить еедальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитноготранша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическоедавление на страны -заамщицы.
С середины 70-х годов МВФ вцелях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений,связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодическиучреждать временные кредитные механизмы(facilities — можно перевести как механизм, устройство,система, фонд). Для их формирования привлекались заемные средства из различныхвнешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений спромышленно развитыми государствами и странами- членами ОПЕК. Этими механизмами последовательно являлись-
Нефтяной фонд(OilFacility,OF); использовался для предоставления кредитов странам-членам,являвшимся импортерами нефти, с целью покрытия дополнительных расходов,вызванных увеличением стоимости нефти и нефтепродуктов(1974 – 1976 гг.). В общей сложности были выделены средства вобъеме6,9млрд. СДР, или8 млрд. дол. Необходимыедля этого ресурсы ссудили преимущественно страны- экспортеры нефти. Среди получателей кредитов количественнопреобладали развивающиеся страны, но их доля в объеме этих кредитов быланевелика(1/3) по сравнению с развитымигосударствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие:сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ припроведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этогодоступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен; за счетего кредитов они покрыли лишь1/3дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти.
Механизм дополнительного фин