--PAGE_BREAK--2. ПОЛИТИКА РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2.1. Итоги разгосударствления и приватизации
Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь началось в 1991 году. На первом этапе процесс разгосударствления коснулся, в основном, небольших предприятий.
Второй этап начался с 1993 года после принятия закона “О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь” и ряда других нормативных актов. В 2002 г. началась новая веха белорусской приватизации – акционирование крупных промышленных комплексов. Реформировано 578 объектов коммунальной собственности, в том числе приватизировано 105 объектов и отчуждено 473. Только в концерне «Белнефтехим» в открытые акционерные общества преобразовано 19 объектов, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия — 29, в Министерстве промышленности — 25, в Министерстве архитектуры и строительства — 7.
За период с 1991 по 2003 год в республике реформировано 3898 объектов государственной собственности. Из общего числа реформированных государственных предприятий 45,8% преобразованы в открытые акционерные общества, 18,6% – выкуплены коллективами работников, 10,6% – проданы по конкурсу и 25 % – на аукционах. Наиболее динамично реформирование осуществлялось в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (свыше 75% предприятий, подлежащих реформированию по отраслям). В агропромышленном комплексе преобразовано 56% подлежащих реформированию предприятий.
В 2003 году реформировано 215 объектов государственной собственности, в том числе: 57 объектов республиканской и 158 — коммунальной собственности. Из них в промышленности — 31; в строительстве – 17; в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании – 74; перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство –79.
За 10 месяцев 2005 года, сообщает пресс-служба Минэкономики РБ, реформировано 14 объектов, в том числе: 3 объекта республиканской и 11 — коммунальной собственности.
С 1991 года по 1 ноября 2005 года в республике реформировано 4069 объектов госсобственности, в том числе 1065 объектов республиканской и 3004 — коммунальной собственности, сообщили в Министерстве. За этот же период реформировано 211 крупных предприятий с численностью работающих свыше 1000 человек, из них 179 — республиканской собственности. На реформированных предприятиях занято свыше 954 тысяч человек.
Законодательством предусматривается многообразие подходов к реформированию государственной собственности. Иностранные инвесторы обладают равными правами с белорусскими юридическими и физическими лицами.
Продолжается совершенствование нормативно-правовой базы в области приватизации государственного имущества. В парламенте страны находится на рассмотрении проект закона о приватизации. Предлагаемый закон учитывает опыт проведения приватизации стран Центральной и Восточной Европы, России и Украины, разработан с учетом современного положения в сфере имущественных отношений, а также с учетом обеспечения унификации с российским законодательством.
2.2. Этапы разгосударствления и приватизации
На законодательном уровне цели и принципы разгосударствления и приватизации были сформулированы еще в 1991 г. в «Основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики Белорусской ССР».
Предполагалось с 1991 г. начать решать следующие задачи:
· сформировать основы для экономической свободы граждан;
· разграничить функции государственного управления и функции непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью;
· обеспечить экономическую ответственность товаропроизводителей, адекватную их хозяйственной самостоятельности, повышение на этой основе эффективности и восприимчивости экономики к научно-техническим новациям;
· преодолеть монополизм и создать конкурентную среду для эффективного функционирования экономики;
· сократить государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий:
· расширить сферу использования финансовых средств предприятий и населения для стабилизации денежного обращения.
Государственной программой разгосударствления и приватизации, принятой Верховным Советом Республики Беларусь в июне 1993 г., было продекларировано, что приватизации подлежит 2/3 стоимости основных фондов предприятий и организаций, при этом 50 % приватизируемого имущества государственных предприятий передается гражданам Республики Беларусь безвозмездно.
В 1993 г. надлежало приватизировать около 10 %, а в 1994 г. — около 20 % стоимости основных фондов, подлежащих приватизации, т.е. только за 1993-1994 гг. 30 % госимущества подлежало приватизации.
В соответствии с изменениями, внесенными в Государственную программу в июле 1996 г., необходимо было:
· до конца 1997 г. завершить разгосударствление предприятий строительства и строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство;
· до конца 1997 г. завершить приватизацию государственных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
· до 1 июля 1999 г. завершить безвозмездную приватизацию.
Анализ исполнения вышеуказанных документов приводит к неутешительным выводам. Спустя 8 лет от начала приватизации, 6 лет после принятия законов о приватизации и Государственной программы, разгосударствлено всего около 26% предприятий. При этом фактически состоялась лишь передача от государства физическим и юридическим лицам функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация, то есть приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству, осуществлена в значительно меньших объемах.
Объем разгосударствления и приватизации относительно общего количества государственных предприятий характеризуется следующим образом:
Таблица 1.
№п/п
Республика, область, город
Кол-во государственных предприятий
Разгосударствле-но и привати-зировано за 1991-1998 гг. гг.
% от кол-ва государственных предприятий
всего
в т.ч. респ./коммун.
1.
Брестская обл.
1632
552/1080
424
25,6
2.
Витебская обл.
1920
606/1314
284
14,79
3.
Гомельская обл.
1997
675/1322
457
22,88
4.
Гродненская обл.
1401
438/963
497
35,47
5.
г. Минск
2002
1282/720
623
31,12
6.
Минская обл.
1375
522/853
461
33,52
7.
Могилевская обл.
1663
500/1163
364
21,88
ИТОГО:
11990
4575/7415
3110
25,9
Не достигнуты намеченные Государственной программой объемы приватизации торговли, общественного питания и бытового обслуживания:
Таблица 2.
Наименование отрасли
Необходимо было приватизировать до конца 1998 г.
Кол-во объектов, подлежащих приватизации
Кол-во объектов, приватизированных за 1991-98 гг.
Удельный вес приватизированных объектов, в % .
Торговля
100 %
1420
937
66
Общественное питание
100 %
350
157
45
Бытовое обслуживание
100 %
1031
360
35
Но наиболее драматичная ситуация с безвозмездной приватизацией, которую в соответствии с Госпрограммой необходимо было завершить до 1 июля 1999г.
Таблица 3.
Показатели
Всего по республике
1. Кол-во граждан, имевших право на получение ИПЧ, млн. чел.
7,833
2. Кол-во граждан, получивших сертификаты, млн. чел.
4,872
3. Общее кол-во чеков по выданным сертификатам, млн. шт.
425,327
4. Кол-во использованных чеков, млн. шт.
114,460
5. Остаток чеков на счетах, млн. шт., в т.ч.:
311,957
физических лиц
295,295
6. Коэффициент обеспеченности остатков на счетах
0,27
7. Неиспользованная имущественная квота, млн. чеков
271,944
8. Коэффициент обеспеченности неиспользованной имущественной квоты
0,31
Однако к настоящему времени реформа государственной собственности пока не оказала ощутимого воздействия на экономику в плане ее стабилизации, повышения инвестиционной активности и благосостояния основной массы населения.
Во многом это связано с затянувшимся на три года (1991-1993 гг.) процессом создания правовой основы приватизации государственной собственности. Органы государственной власти в течение того времени не смогли принять и активно донести до населения согласованный порядок и упрощенные процедуры процесса массовой приватизации. Не смогли убедить общественность важности учета фактора времени в столь важном процессе.
В результате, Мингосимушество и другие органы приватизации, не имея поддержки общественности, подвергались яростным нападкам противников рыночных реформ, а приватизация, являющаяся во всех постсоциалистических странах символом перемен, в нашей республике стала предметом нападок.
Из-за неотработанности правовых процедур, разного толкования законов, связанных с разгосударствлением и приватизацией, процесс реформирования госсобственности приостанавливался многократно. Слабо поставленная информационная и пропагандистская работа, недостаточно активное продвижение ярких положительных примеров, дискредитация или непонимание отдельными органами власти самой идеи приватизации создали у общественности негативное отношение к реформированию госсобственности.
Через восемь лет после начала разгосударствления и приватизации, сам процесс преобразований госпредприятий попал в центр замкнутого круга. С одной стороны, кризисное состояние государственного сектора экономики требует его немедленной приватизации. С другой стороны, решительное преобразование госсектора в условиях кризиса крайне затруднено, так как инфляция, усиливаемая скрытой и структурной безработицей, привела к обесцениванию финансовых ресурсов как предприятий, так и населения, что тормозит проведение активной приватизации.
продолжение
--PAGE_BREAK--