Реферат по предмету "Экономическая теория"


Развитие экономической теории

--PAGE_BREAK--2. (предмет экономики)
Знакомясь с каким-то новым учебным курсом, всегда интересно узнать, что там изучается. Другими словами, мы пытаемся определить, или сформулировать, предмет учебной дисциплины, предмет науки, которую мы начинаем постигать.

Предмет науки— это то, что исследует, изучает та или иная наука.

Например, астрономия изучает закономерности движения небесных тел, карту звездного неба, философия — это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, в биологии изучается живая природа, закономерности развития органической жизни.
     Мы начинаем изучать экономику. Само слово «экономика» греческого происхождения, буквально означающее «искусство управления домашним хозяйством» («ойкос» — дом, домашнее хозяйство, «номос» — правило, закон). В настоящем курсе термин «экономика» используется в смысле «экономическая теория», «экономическая наука». (Можно привести множество примеров подобного использования слов-синонимов, например физика и физическая теория, математика и математическая теория, биология и биологическая теория и т.д.)
     В самом начале можно сказать, что экономика, или экономическая теория, изучает экономические закономерности, экономические проблемы. Это первое приближение к определению предмета экономики.
     Пока не очень понятно, что такое «экономические закономерности», нам как-то понятней, что такое «экономические проблемы». Например, в семье не хватает денег, чтобы приобрести отдельную квартиру для молодоженов, и все ищут способы заработать недостающую сумму. В г. Лакинске Владимирской области на грани банкротства находится крупная текстильная фабрика, объем производства сократился там настолько, что вместо 6 тысяч рабочих летом 2000 г. там было занято 500 рабочих, а остальные стали безработными. В августе 1998 г. россияне познакомились со словом девальвация. Девальвация рубля привела к тому, что цены на импортные товары к концу 1998 г. выросли в 3-4 раза. Один из студентов имеет на карманные расходы 200 рублей в неделю. Их можно потратить по-разному, например пригласить свою девушку на концерт ее любимой рок-группы, купить пару книг, несколько раз пообедать и т.д. У него много идей по поводу того, как потратить эти деньги. Но на все этой суммы не хватит, поэтому ему придется выбирать, причем постараться выбрать лучший вариант расходования денег. И поиск дополнительных заработков, и безработица, и девальвация, и необходимость выбора (как израсходовать деньги? что купить?) — все это экономические проблемы.
     Экономические проблемы существуют и решаются людьми в рамках человеческого общества, в рамках существующей там экономической системы. Экономическая система — это только часть общественного устройства. Общество представляет собой сложную структуру, в которой есть семья, нравственность, производство товаров и услуг, политика, идеология, наука, религия, национальные отношения. Важнейшую часть общественного устройства представляет собой экономическая система данного общества.

Экономическая система— это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.

В дальнейшем мы увидим, что существуют различные экономические системы. Но на данном этапе важно разобраться с общим понятием экономической системы. В экономической системе условно можно выделить несколько важнейших сфер экономической деятельности людей: производство, обмен, распределение и потребление (рис. 1.1).



Рис. 1.1

Теперь можно сформулировать более точное определение предмета экономической теории.

Экономическая теорияизучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.

Но это определение предмета экономической теории является слишком общим. Все экономические науки с разных сторон изучают экономическую систему. В частности, среди экономических дисциплин, кроме экономической теории, есть бухгалтерский учет, экономическая статистика, финансы и кредит, международные экономические отношения, экономика предприятия и многие другие. Но в отличие от экономической теории все эти науки являются специальными конкретно-экономическими науками.
     Экономическая теория — это общетеоретическая дисциплина, являющаяся теоретической основой для всех других экономических наук.
     Экономическая теория — это также общественная наука, она изучает поведение людей и организаций в экономической системе. Опираясь на все вышесказанное, можно перейти от общего к более конкретному определению предмета экономической теории.

Экономическая теорияизучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

Ключевыми словами здесь являются «поведение людей» и «ограниченные ресурсы». В свою очередь поведение людей в экономической системе первоначально определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей дает нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей — это то, что им нужно для жизни.

Потребности — это нужда или недостаток в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

Именно их потребности заставляют людей производить необходимые для их жизни продукты, обмениваться с другими людьми тем, что у них есть в избытке, на то, чего им не хватает. С того момента, когда люди начинают готовиться к удовлетворению своих потребностей, опираясь на имеющиеся ограниченные ресурсы, и начинается экономическая деятельность. Существует великое множество самых разнообразных потребностей. Их трудно классифицировать. Одна из наиболее общих классификаций потребностей приводится на рис. 1.2.



Рис. 1.2

В приведенной схеме разнообразные потребности объединены в три группы. Это одни и те же потребности, только рассмотренные с разных сторон.
     В первой группе потребности выделяются в зависимости от той роли, которую они играют в жизни человека, то есть в зависимости от их функциональной роли. Потребности в средствах существования являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи. Социально-культурные потребности — это потребности в образовании и квалификации, развлечениях, в искусстве, в общении с другими людьми. Для того чтобы удовлетворить первые две группы потребностей, необходимо располагать материальными ресурсами — материалами, инструментами, то есть средствами деятельности. Возникают и развиваются потребности в средствах деятельности.
     Во вторую группу потребности включаются в зависимости от того, в какой форме эти потребности удовлетворяются, то есть в зависимости от объекта потребностей. Материальные потребности для их удовлетворения предполагают наличие продуктов в материальной вещественной форме, например потребности в продуктах питания и одежде, в транспорте и жилище. Нематериальные потребности — это потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.
     Объединение потребностей в третьей группе осуществляется в зависимости от того, кто является носителем потребности, кто ее выражает, то есть в зависимости от субъекта потребности. Например, потребности в питании и одежде удовлетворяются индивидуально, это индивидуальные потребности. На окраине городка, у жителей небольшой улицы есть потребность в освещении темной улицы, это групповая потребность. Потребности в обороне страны, в охране общественного порядка, в создании единой налоговой системы — это общественные потребности.
     Важно заметить, что потребности меняются с развитием человеческого общества, одни потребности исчезают, другие появляются. Более того, их общее количество растет очень быстро. Потребности растут значительно быстрее, чем возможности их удовлетворения. Можно сказать, что потребности являются неограниченными. Если взять в целом долгосрочную перспективу развития общества, то в этой перспективе потребности являются неограниченными. Хотя, конечно, потребность человека в каком-то конкретном продукте в данный период времени может быть удовлетворена, и в этот момент она ограничена. Например, потребность в продуктах питания в данный момент времени ограничена.
     Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.

Ресурсы— это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

Факторы производства— это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.

Самая главная их особенность состоит в том, что ресурсы и факторы производства ограничены. Ограничены, прежде всего, в том смысле, что их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Факт ограниченности ресурсов является принципиальным для возникновения и развития экономики. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. Наиболее известная в экономике классификация факторов производства представлена на рис. 1.3. К ним относятся труд, капитал, земля, предпринимательская способность.



Рис. 1.3

Труд — это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определенную квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время — это главный ресурс любой экономической системы. (В данном случае термин «труд» используется в узком смысле, в смысле рабочая сила. В более широком смысле труд означает целесообразную, осознанную деятельность людей по созданию продуктов и услуг, или процесс использования рабочей силы.)
     Капитал — это все то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал — это средства труда, которые созданы человеком. В процессе производства созданные человеком средства труда используются для преобразования предметов труда, то есть сырья, полезных ископаемых. Средства труда в физической форме называют реальным капиталом. Реальный капитал является экономическим ресурсом, фактором производства. Денежный капитал — это всего лишь сумма денег, необходимая для приобретения реального капитала.
     Земля — в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства. Это обобщающий термин, включающий в себя все материальные ресурсы.
     Предпринимательская способность как фактор производства — это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
     Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень важен для экономики. Ограниченность ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей еще называютредкостью. Редкость ресурсов не позволяет производить все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы. Производя намеченные продукты, можно использовать разную технологию, разные способы производства. Кроме этого, произведенные продукты необходимо распределить между людьми, учитывая их разные потребности. В любом случае необходимо делать выбор из разных вариантов. Это относится и к ассортименту производимой продукции, и к технологии производства, и к распределению произведенной продукции. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов, их редкости (рис. 1.4.)



Рис. 1.4

Существует множество вариантов того, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения потребностей. Естественно, что люди стремятся выбрать лучший вариант. Это такой вариант, который в наибольшей степени удовлетворяет наши потребности при наименьших затратах ресурсов. Экономисты называют такой вариант наиболее эффективным вариантом. Выбор наиболее эффективного варианта использования ресурсов в производстве продуктов и услуг — это наиболее общая и в то же время центральная проблема экономики, экономической теории. Исходя из этого, можно сформулировать еще одно наиболее конкретное определение предмета экономической теории.

Экономическая теорияизучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

Таким образом, мы сформулировали предмет экономики, при этом ввели несколько важнейших экономических понятий, таких как экономическая система, потребности, факторы производства, редкость ресурсов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Метод экономической теории
Методлюбой науки — это те инструменты, приемы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.

Рассматривая выше предмет экономической теории, мы выяснили, что она изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. При этом главной проблемой является эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.
     Метод исследования зависит от предмета науки. Ясно, что в отличие от астрономии в экономике нельзя использовать телескоп или спектральные методы исследования. Более того, экономика не является такой наукой, где в целях нахождения истины можно произвести лабораторные эксперименты. Какой же метод используется в экономической теории? С помощью каких инструментов можно, например, определить принципы функционирования рыночной экономики?
     Вопрос о методе экономики — это сложный и специальный вопрос, интересный, главным образом, экономистам, и в меньшей степени студентам неэкономических специальностей. Тем не менее необходимо иметь об этом хотя бы общее представление.
     В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы — это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.
Изучая экономику и используя диалектический метод, экономисты опираются на следующие диалектические принципы: все развивается, поэтому каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении. внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.
Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.
     Кроме этого, опираясь на диалектический метод, экономисты изучают экономические явления и процессы с помощью частных методов. Это методы исследования, применяемые главным образом в какой-то отдельной науке. В целом группу частных методов исследования в экономической теории можно охарактеризовать как аналитический метод. Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение «при прочих равных условиях», индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
     Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.
     Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.
     Абстрагирование — это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.
     Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
     Индукция — это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.
     Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идет от теории к фактам, от общего к частному.
     Единство логического и исторического. (В данном случае логическое является синонимом теоретического, историческое — синоним практики.) Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.
     Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики для экономического прогнозирования.
     Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощенной абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка. В дальнейшем нам представится возможность продемонстрировать это при анализе закономерностей развития рыночной экономики, в частности закона спроса и закона предложения.
     В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы.

Экономический закон— это устойчивая, повторяющаяся, объективная, причинно-следственная связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов.

В настоящей главе вы уже познакомились с одним из экономических законов, с законом возрастающих альтернативных издержек. При освоении микроэкономической и макроэкономической теорий вы познакомитесь еще с несколькими экономическими законами.
     Необходимо отметить, что экономические закономерности исследуются и формулируются на разных уровнях экономического анализа, на микро- и макроэкономическом уровнях мировой экономики. Можно, например, анализировать, как предприятие принимает решения по поводу того, сколько нанять дополнительных рабочих или какую цену установить на новую продукцию. Другой уровень анализа состоит в том, что мы изучаем функционирование экономики в целом, в частности пытаемся понять, сколько денег нужно обществу, чтобы экономика развивалась нормально. А на уровне мировой экономики мы хотим знать, как будут изменяться на мировом рынке цены на нефть, которую экспортирует Россия.
     Соответственно в рамках экономической теории выделяются следующие части: введение в экономическую теорию (основополагающие концепции и понятия), микроэкономическая теория, макроэкономическая теория, теория мировой экономики, теория переходной экономики (рис. 1.8).



Рис. 1.8

Микроэкономика— это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также функционирование отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов.

Микроэкономика изучает, например, как формируется цена товара вообще, от чего зависит стоимость двухкомнатной квартиры на юго-западе Москвы в частности. Или от чего зависит заработная плата профессора и оператора станка с программным управлением, почему производство российских автомобилей сократилось, почему, несмотря на падение реальной заработной платы в России, в 90-е гг. число личных автомобилей возросло, выгодно или нет тратить время и средства на получение высшего образования.

Макроэкономикаисследует поведение экономики в целом, а также ее крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс и т.д.

В макроэкономике анализируются, например, последствия увеличения дефицита государственного бюджета для экономики России, причины резкого падения темпов экономического роста в нашей стране в 90-е гг., от чего зависит снижение темпов инфляции в России в начале нового ХХI в. Этот перечень можно продолжать очень долго. Если в микроэкономике изучают, от чего зависит цена продукта, то в макроэкономике — уровень цен в экономике в целом, то есть уровень инфляции. При сравнении микро- и макроэкономики часто проводят аналогию между деревом и лесом. На микроуровне исследуется строение дерева, от чего зависят его плодородие и срок жизни. На макроуровне исследователей интересует, как возник лес, каким образом уживаются между собой разные породы деревьев, почему при осушении ближайшего болота лес стал исчезать, какую роль играют в развитии леса протекающие по нему ручьи.

Международная экономика— это часть экономической теории, где анализируется развитие мирового хозяйства в целом, взаимодействие национальных экономик, сфера международных экономических отношений.

Теоретические проблемы международной экономики связаны прежде всего с международной торговлей, международной миграцией капитала и рабочей силы. Как и почему изменяется обменный курс рубля? Как повлияла девальвация российского рубля на наш экспорт? Имеет ли значение для мировой торговли снижение торговых пошлин в рамках Всемирной торговой организации (ВТО)? В изучении международной экономики особое значение приобретают такие факторы, как отсутствие в мире единой денежной единицы, национальные барьеры на пути движения товаров, услуг и факторов производства, международная политика.
     Все разделы экономической теории тесно связаны друг с другом, между ними нет строгого водораздела. Уровень инфляции зависит и от изменений цен на отдельные товары, например повышение цен на нефть приведет к росту уровня цен в экономике. Снижение таможенных пошлин на импорт автомобилей может привести к банкротству российских автомобильных заводов и к росту безработицы. Увеличение российского внешнего долга увеличивает дефицит государственного бюджета и влияет на курс рубля.

Теория переходной экономики(переходная экономика) изучает развитие экономической системы в странах, где осуществляется преобразование административно-командной экономики в рыночную экономику.

В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. Переход от административно-командной экономики к рыночной ставит множество теоретических проблем, неизвестных ранее экономической науке. В мире было известно, как возникает капитализм на основе феодализма, но возникновение капитализма на основе государственного социализма — новый исторический процесс. Как преобразовывать государственные предприятия в частные; в какой степени сохранить государственный сектор; как изменять структуру экономики, чтобы сделать ее эффективной; как сделать так, чтобы люди, живущие в такую переломную эпоху, смогли работать и получать зарплату, достаточную для достойной жизни; какую рыночную экономику мы хотим построить, может быть социально-ориентированную рыночную экономику? И сотни других проблем, решение которых требует соответствующей теории переходной экономики.
     В дальнейших главах будут последовательно обсуждаться важнейшие проблемы микро-, макроэкономики, международной экономики и переходной экономики.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.