Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Билеты по национальной экономике

1.Основные элементы плановой экономической системы. Последствия реализацииплановой модели развития экономики.

Основные элементы:
· Доминируетгосударственная собственность
· Цены фиксированы,устанавливаются государством
· Централизованноеуправление экономикой на основе директивных плановых заданий
· Уравнительноераспределение доходов предприятий (через изъятие государством прибыли ифинансирование расходов)
· Уравнительноераспределение доходов населения(через систему оплаты труда и распределениеблаг)
· Государственнаямонополия на внешнеэкономическую деятельность.

Последствия:
· Низкое качество иутрата конкурентоспособного производства большинства товаров и услуг
· Дефицитностьпотребительского рынка
· Снижение уровняреального благосостояния населения
· Падение эффективностипроизводства
· Высокий уровеньмилитаризации

2. Достоинства инедостатки административно-командной экономики.

Экономика, основаннаяна общественной собственности на средствапроизводства, централизованном планировании и директивномруководстве всеми сферами жизни общества. Главная черта административнокомандной экономики — господство государственной собственности практически надвсеми экономическими ресурсами (земля,недра, предприятия, финансыи т.п.). Соответственно, народное хозяйствовопредставляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают, что,как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе.
+
·                       Концентрация ресурсов на важнейших направлениях
·                       Высокая инвестиционная активность
·                       Стабильность
·                       Отсутствие крайней бедности и богатства
·                       отсутствиеэкономических кризисов, ярко выраженной инфляции
·                       Централизованный контроль за экономической деятельностью общества
·                       Уверенностьв будущем
·                       Нетпроблемы трудоустройства
·                       Возможностьмобилизовать достаточное количество ресурсов для быстрого решения острыхпроблем
В экстремальныхусловиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями,применение административно командной экономики вполне оправданно, посколькупозволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важныхдля общества задач.
-
·                       Низкая адаптивность к меняющимся условиям
·                       Неспособность к интенсивному росту
·                       Бюрократизм
·                       Отсутствие конкуренции
·                       Акцент на объем выпуска, а не на качество и эффективностьпроизводства
·                        Медленное внедрениеновых технологий
·                       Нетэкономических стимулов к эффективной работе, т.к. преобладает уравнительныйподход к оплате труда
·                       Формируютсябезынициативные работники
·                       Ресурсыиспользуются неэффективно
·                       Экономикастановится дефицитной. Относительно низкий уровеньжизни

Итого:
1.         Средний срок строительства промышленного предприятия в СССР –более 10 лет, а в США на это уходит меньше времени.
2.         Производство зерноуборочных комбайнов в СССР в 10 раз превышалоСША, при этом урожай зерна в СССР меньше чем в США.
3.         ВВП на душу населения в СССР в 1970 – 38%, в США в 1980 – 37%
4.         В расчете на единицу конечного продукта в 1980 г. В СССР расходовалосьбольше чем в США: стали – в 1,8 раз; Цемент – в 2,3 раза.

СССРотносительно США:
·                      Машин и металла – почти одинаково
·                      Выплавка стали в 2 раза больше
·                      Производство чугуна в 3 раза больше
·                      Добыча железной руды в  разбольше
Ксередине 70 годов происходит замедление роста советской экономики.

3.Реализация концепции ускорения социально-экономического развития страны в1985-1986 гг в СССР.
В 1985-1986 годах, перестройка базировалась на предположении,что начавшаяся демократизация управления экономикой наряду с более разумнойполитикой приведет к росту эффективности общественного производства и подъемународного хозяйства страны. Была объявлена концепция ускорениясоциально-экономического развития на основе более полного использованиянаучно-технического прогресса.
Для ускорения НТП намечалось, прежде всего, резко увеличить капиталовложения в машиностроениекак главную отрасль, от которойзависит практическое использование научно-технических достижений, ибоматериализация научных идей невозможна без машин и технологическогооборудования.
Однако уже к концу 1986 года возобладал иной замысел курса кэффективной экономике. Непременным условием этого курса стало осуществление радикальной реформыуправления экономикой, кардинальное преобразование хозяйственного механизма вовсех звеньях и особенно в основном  звене — на предприятиях. Главнаяставка делается на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость,самофинансирование, самоуправление предприятий всех отраслей народногохозяйства. Вводится новая система оплаты труда, повышаются тарифы и должностныеоклады, предприятиям предоставляются широкие возможности самостоятельногоизменения индивидуальной заработной платы работников. На хозрасчет переводятсядаже научные организации, директивный государственный план заменяетсягосзаказом. Но трехлетняя хозрасчетная эйфория сменяется глубокимразочарованием. Уже в 1988 году становится ясно, что вместо ускоренияпроисходит замедление  социально-экономического развития. Экономикаоказалась в 1989 году в кризисном состоянии (глубокое расстройство финансовой системы,падение реального курса рубля, галопирующая инфляция, глобальные дефициты,“расцвет” теневого рынка товаров и услуг).
Это произошло из-за неудачной реализации хозрасчетной идеи.Основная причина заключалась в том, что вместо преобразования всего хозяйственногомеханизма были предприняты попытки изменить только оплату труда, схемураспределения дохода предприятий и частично модифицировать планирование. В тоже время такие важнейшие части системы управления, как формы и отношениясобственности, организационные структуры управления, финансово-кредитный иценовой механизмы, условия найма и увольнения, материально-техническоеобеспечение остались прежними. Не был разработан и приведен в действие имеханизм конкуренции.
Вэтих условиях предприятиям, перешедших на хозрасчет, удалось без особого трудаувеличить зарплату за счет повышения оптовых цен, производства выгодной,прибыльной продукции (ограниченный плановый госзаказ, отсутствие конкуренции иборьбы за потребителя позволили это сделать), введения льготных нормативовоплаты труда. Производитель увеличивал доход, прибыль, фонд оплаты труда, ненаращивая объемы и производительность труда, не улучшая качество продукции, неснижая издержек.

4.Реформа государственных предприятий при М. С. Горбачеве.

Реформагосударственных предприятий.
Закон«О Гос. предприятий(объединений)» от 30.06.1987 г.
·           Выборностьруководителя предприятия вместо назначенного сверху
·           Контрольза администрацией со стороны совета трудового коллектива(СТК)
·           Отплановых заданий к государственному заказу
·           Самостоятельностьпри продаже продукции сверх гос. заказа
·           Переходк самоокупаемости и самофинансированию предприятий.

Закон «О государственномпредприятии (объединении)» от 30.06.1987 г., в котором было предписановнедрение полного хозяйственного расчета и самофинансирования на советскихпредприятиях. Необходимо отметить, что хозрасчет в той или иной степениприсутствовал на советском предприятии всегда, однако в полном масштабе егорешились внедрить только в то время.
Предприятиям было разрешено изостаточной прибыли формировать различные фонды: развития производства, науки итехники; социального развития; материального поощрения или другие аналогичногоназначения.
Пункт 2 второй статьи закона говорилось о том, предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета исамофинансирования. Часть прибыли (дохода) должна использоваться предприятиемдля выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом.Другая часть поступает в его полное распоряжение и вместе со средствами наоплату труда образует хозрасчетный доход коллектива, являющийся источникомжизнедеятельности.
Предприятия были заинтересованыгосударством в увеличении своей прибыли, в сокращении затрат на производство.Соответственно и планирование здесь стало более рыночным, направленным насокращение затрат и на получение прибыли.
Вместе с тем в данном законе было подчеркнуто, что предприятие обязаноосуществлять свою деятельность в рамках пятилетних и конкретизирующих ихгодовых планов, т.е. техпромфинплан никто не отменял.Однако государство не дало свободы предприятиям в области ценовой политики,цены продолжали устанавливаться централизованно.
В целом методические подходы полного хозрасчета и самофинансирования себяоправдала и вызвала ощутимый положительный эффект, признаваемый и учеными, ипрактиками Однако развал СССР и последовавшая за тем полная либерализацияэкономики не дали развиться еще не окрепшей системе хозрасчета.
Переломным моментом как для всей страны, так и для промышленных предприятийстали распад СССР и упразнение директивной экономики.Рынок потребовал от предприятия пересмотра основных подходов к своейхозяйственной деятельности, с точки зрения как ценового фактора и объемовтоварной продукции, так и с отдельных статей себестоимости. Основным векторомдеятельности для предприятий стало получение прибыли.

5. Создание негосударственного сектораэкономики.

Закон «Об индивидуальной трудовойдеятельности» от 03.04.1987 г.
Закон «О кооперации» от 23.11.1988 г.
Закон «Об аренде и арендных отношениях» от23.11.1989 г.
Закон «О банках и банковской деятельности» от10.12.1987 г.

В бывшем СССР фигура предпринимателя впервыеприобрела легальное признание после вступления в силу с 1 мая 1987 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовойдеятельности». Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность всфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а такжедругие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан ичленов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматьсяиндивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверенияили патенты, выдаваемые на определенный срок. Впоследствии, Российский Закон «Опредприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года закрепил правограждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но неприменяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемныхработников.

Одной из поворотных точек в экономическойпрограмме «перестройки» можно также считать Закон СССР «О кооперации» Закон гарантирует гражданам право добровольноговступления  в  кооператив и свободного  выхода  из него,  участия  в управлении  всеми деламикооператива; самостоятельность коллективного  хозяйствования инезависимость  кооператива  в принятии решений по выполнению его  уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд;личные доходы,  соответствующиеколичеству и качеству труда, и на социальное обеспечение.

23 ноября 1989 г. были приняты Основызаконодательства СССР об аренде, которые более подробно регулировали арендныеотношения. Основы законодательства об аренде предусматривали возможностьприменения аренды во всех отраслях народного хозяйства, в отношении имуществавсех форм и видов собственности. К объектам аренды относились: земля иприродные ресурсы, предприятия (объединения), организации, структурные единицыобъединений, производства, цеха, иные структурные подразделения предприятий,организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и другихценностей; отдельные здания, сооружения, оборудование, инвентарь, инструмент,другие материальные ценности. Однако на практике в основном в арендупередавались предприятия в целом либо их отдельные подразделения.



6.Итоги экономических реформ Горбачева. Достоинства и недостатки экономическихреформ Горбачева.

Экономическиереформы Горбачева.
Вруководстве страны впервые есть понимание растущих проблем в экономике страны.Базовые элементы плановой экономики и концептуальная основа социализма неподвергаются сомнению. Необходимы лишь отдельные изменения, частичные реформы,т.е. косметический ремонт.
Основнаяпричина замедления экономики – это слабое использование достиженийнаучно-технического развития, низкая научная активность(1985)
Первый этап реформ Горбачева:
1.        Увеличитьгосударственное финансирование науки
2.        Увеличитьзар.плату ученым и педагогам
3.         Требовать от предприятий освоение новых видовпродукции
4.        Расширитьимпорт оборудования и технологий.

Качественныхизменений нет, рост гос. расходов и денежной массы,увеличение дефицита платежного баланса и внешнего долга.

Общийвектор второго этапа реформГорбачева:
1.         Повыситьсамостоятельность предприятий и граждан
2.         Повыситьих заинтересованность в результате производительной деятельности
3.         Перейтиот административных к экономическим методам гос.управления
Идеизамечательные, но изменения не затрагивали основную систему:
· Государственные ценыникто не отменял
· Внешнеэкономическаядеятельность контролировалась государством
· Государство неотказалось от помощи убыточным предприятиям (боязнь безработицы)
· Эксплуатация трудазапрещена
· В денежнымнеравенством боялись повышения з/пбюджетникам

Долягос. дотаций в розничной цене основных продуктовпитания в 1989 гв %
Баранина– 79 %
Говядина– 74%
Масло– 72 %
Молоко– 61 %
Свинина– 50 %
Сыр– 48 %
Птица– 36 %
Хлеб– 20 %
Сахар– 14 %
Дорогав ад благими намерениями вымощена. Вместо роста инвестиций в экономике началсярост з/п и потребление.
Круководству предприятий пришли в основном покупатели, связанные в основномобязательствами с трудовым коллективом, а не собственником.
Частникине веря в стабильность новых порядков приходили в отрасли с быстройоборачиваемостью (торговля, общепит, бытовой ремонт, услуги). Старые методы гос. регулирования уже не работают, а новые еще недействуют(отсутствие конкуренции и законов «парад суверенитетов»).Предприниматели не столько увеличивали производство, сколько пытались повыситьцены. В том числе через дефицитность продукции близкой к руководству гос. предприятиям.
Увеличиласькриминализация хоз. Дятельности,как реакция на несовершенство правовой базы и судопроизводства.
С1986 по 1988 г.доходы гос-ва снизились на 31 млрд. рублей из-за:
· Антиалкогольнойкапании
· Налоговогосуверенитета республик
· Предоставления льгот плательщикам

Расходыгос-ва выросли на 36 млрд. руб. из-за:
· Роста импортныхзакупок
· Увеличения платежейпо гос. долгу
· Расширения социальныхпрограмм
· Дотаций и субсидийпредприятиям.
·
Оценкареформ Горбачева :
+
· Предоставлена свободапредпринимательской деятельности
· Расширилась внешне-эконом. деятельность
· Появилась частнаясобственность
· Сократилась роль гос-ва
· Завершилсясоциалистический эксперимент
· Подготовлена база длярыночных реформ

-
· Сократились рудиментыплановой экономики
· Изменения проходилимедленно и непоследовательно
· Антикруизные мероприятия нереализовались своевременно в полном объеме
· Реформы носилинесистемный и неглубокий характер


7.Охарактеризуйте модель радикальных рыночных реформ («шоковой терапии»)
Шо́ковая терапи́я — комплекс радикальныхэкономических реформ,направленных на оздоровление экономикигосударстваи вывод её из кризиса.К реформам этой группы относятся моментальная либерализацияцен, сокращение денежной массыи приватизацияубыточных государственных предприятий.
Примодели радикальных реформ изменения должны быть глубокими, проводитьсяодновременно по всем направлениям и в короткие сроки. Роль гос-вадолжна сводиться к минимуму.
Модельшоковой терапии:
· Гос-во пересталоустанавливать цены на большую часть товаров и услуг
· Приватизируетсябольшая часть собственности
· Основная задача гос-ва эконом-полит. борьба синфляцией
· Прирост денежноймассы ограничивается
· Бюджетная пол-ка направлена на снижение дефицита
· Сокращаются льготы идотации предприятиям, соц. расходы
· Валютный курсустанавливается рыночными методами
· Минимизируютсяограничения на внешнеэкономическую деятельность
· Административныебарьеры для бизнеса снижаются
· Гос-во поддерживаетконкуренцию
· Используютсякосвенные макроэкономические методы
Цель – создание благоприятных экономическихусловий(Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Македония, Слоения, Эстония, Латвия,Литва/ Россия, Украина, Болгария, Румыния)
+
По мнению Международного Валютного Фонда, для государствс переходной экономикой шоковая терапия является относительно быстрым иуниверсальным вариантом перехода к рыночнымотношениям, в отличие от постепенного и растянутого на десятилетияперехода, как например в Китае.
Примеры: Чили, Польша
-
Гиперинфляция
Спад производства
Рост безработицы
Имущественное расслоение и снижение уровня жизни
Рост задолженности государства
Примеры: Венесуэла,Перу, Боливия

Принято считать, что первые экономическиеуспехи в Россиипроявились только после дефолта 1998 года. Многие считают их следствиемпоследующего консерватизмаэкономической политики. Однако рыночные реформы начали приносить плоды раньше.Так, дефицит товаров был в какой-то степени преодолён в начале 1992 года при помощи массового импортирования, инфляцияснизилась до 83% по итогам 1998года, а ВВП продемонстрировалпервый рост в 1997 году. События же 1998года многие экономисты, которые принимали непосредственное участие в«шоковой терапии», рассматривают как часть мирового экономическогокризиса, который начался с финансового кризиса в Азии осенью 1997 года.


8. Охарактеризуйте модель постепенныхрыночных реформ («Градуалистская»)
Градуалистская модель — комплекспостепенных экономических реформ,направленных на оздоровление экономикигосударстваи вывод её из кризиса.
Изменениядолжны быть частичными, проводиться поэтапно и в течении длительного периодавремени. Роль гос-ва в переходный период остаетсяопределяющим.
Градуалистская модель:
· Гос-во сохраняет контрольза большей частью цен
· Приватизируетсянебольшая часть собственности, крупнейшие и важнейшие объекты остаются в гос. собственности
· Основная задача гос. эконом. политики – сохранение производства
· Контроль за приростомденежной массы отсутствует
· Бюджетная политиканаправлена на помощь предприятиям и населению
· Сохраняются льготы идотации предприятиям, соц. расходы
· Валютный курсустанавливается административными методами
· Реализуетсяпротекционистская внешнеэконом. Пол-ка
· Предпринимательствоведется под жестким гос. контролем
· Гос-во поддерживаетмонополии
Цель – непосредственное управление хоз. Процессами
(Азербайджан, Белоруссия, Киргизия,Туркменистан, Хорватия, Китай, Вьетнам, Монголия)

Китай является сторонником этой модели.  На протяжении 20 с лишним лет реформы в Китаебыли выработаны три основных этапа реформ.
Первый этап ( декабрь 1978 – декабрь 1984)проходил под лозунгом «плановая экономика – основа, рыночное регулирование –дополнение». В этот период основное внимание уделялось деревне, но и в городепроводились эксперименты по расширению хозяйственной самостоятельностипредприятий, создавались свободные экономические зоны.
В ходе второго этапа (октябрь 1984 – декабрь1991г) целью было создание «плановой товарной экономики». На этом особоевнимание уделялось реформированию цен. При этом реформа стала распространятьсяна социальную сферу: науку, технику и образование. 
В результате проведения третьего этапа,который проходит с 1992г до настоящего времени, предполагается построение«социалистической рыночной экономики». Упор делается на дальнейшее расширениеразвитие рынка, создание новой системы управления предприятиями, а такжесоздание новой системы макрорегулирования и контролясо стороны государства.


9. Ценообразование и внешнеэкономическаядеятельность как направления рыночной трансформации.

Ценообразование–установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости отсебестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения идругих факторов.
Основные подходы к установлению цены:
  — наоснове закрытых торгов, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов;
- на основе ощущаемой ценности, исходя изпокупательского восприятия ценностной значимости товара;
- на основе уровня текущих цен, исходя изтекущих цен конкурентов.
Существуют:
· Гос-ые фиксированные цены
· Гос-ые переменные цены
· Рыночные цены сограниченным изменением
· Свободные цены спросаи предложения
<


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ применения налоговых льгот и вычетов в РФ
Реферат Стресс и стрессовые состояния
Реферат Анализ экономической деятельности предпиятия
Реферат Анализ и оценка процесса управления денежными потоками предприятия ООО Конди
Реферат Анализ прибыли и рентабельности в ООО Дубрава
Реферат Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия ОАО Азалия
Реферат Письмо другу из Парижа
Реферат Королевство Норвегия
Реферат Характеристика подросткового возраста психофизиологические, личностные, интеллектуальные аспект
Реферат Использование фразеологических единиц в языке детективного жанра на примере творчества Агаты
Реферат Художественные средства создания характеров в Песне про царя Михаила Лермонтова
Реферат Генрик Ибсен. Бранд
Реферат Попытки модернизации политической и социально-экономической системы в начале Х1Х в.
Реферат Философские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия
Реферат Анализ финансового состояния ЛО ФГУП Охрана