Реферат по предмету "Экология"


Радиационно опасная Мурманская область России

Мурманскаяобласть является уникальным регионом России по концентрации ядерно- ирадиационно опасных объектов, что имеет свою историю. Береговая техническаябаза, расположенная на берегу губы Андреева Мотовского залива, созданная в 60-егоды для обеспечения эксплуатации атомных подводных лодок, осуществляла прием ихранение свежего и облученного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивныхотходов. В процессе длительной эксплуатации защитные барьеры хранилищ ядерноготоплива и радиоактивных отходов деградировали, частично утратили способностьвыполнять свои функции, в результате чего произошло проникновение радиоактивныхотходов в почву, загрязнение конструкций зданий, сооружений, территории иакватории, сформировались источники радиоактивного загрязнения территории иэкологической опасности.
Крометого, в процессе эксплуатации ядерных силовых установок в течение всего периоданакоплено и хранится значительное количество ОЯТ и РАО на плавучей техническойбазе (ПТБ) «Лепсе». Постоянным местом нахождения ПТБ «Лепсе» является Кольскийзалив или центр города Мурманск, где проживает около 350 тыс. человек или почтиполовина населения Мурманской области. Основная часть облученного ядерноготоплива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО) имеют дефектное состояние, котороесоздает реальную опасность радиоэкологического воздействия на окружающую средурегиона. Оценка условий выполнения работ в хранилище 2-А показывает, чтодопустимое время работы персонала с облученным ядерным топливом — 19 секунд всутки. Этот показатель говорит о том, что процесс выполнения подготовкиоблученного ядерного топлива к отправке будет сложным и продолжительным. Безспециальной техники и технологии выполнение работ невозможно.
Состояниеячеек и топлива хранилища 3-А неизвестно из-за того, что выбранный в 1982 годупроект загрузки не позволяет проводить осмотр. По объективным показателямсостояние топлива в этом хранилище самое плохое. Уровни радиации имеютустойчивую тенденцию к росту.
Дляпроведения работ по реабилитации требуется полное восстановлениефункционирования инфраструктуры в части обеспечения безопасного выполнениярадиационно-опасных технологических операций и соблюдения действующих норм иправил защиты персонала и окружающей среды.
Всвязи с истечением срока службы, а также в связи с выполнением Россией своихмеждународных обязательств в области сокращения вооружений с середины 1980-хгодов начался интенсивный вывод из состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ) инадводных кораблей (НК) с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). К 2003году из состава ВМФ Российской Федерации было выведено в общей сложности 192AПЛ, в том числе из состава Северного Флота – 114 АПЛ.
До1998 года судоремонтные и судостроительные заводы России утилизировали не более2-5 АЛЛ в год, что привело к стремительному накоплению в пунктах отстоя АЛЛ,подлежащих утилизации.
С1999 года функции координатора работ по утилизации АПЛ возложены на МинатомРоссии. Основные усилия Минатом России сосредоточил на работах по выгрузкеотработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из активных зон реакторов АПЛ, обеспечениюбезопасного обращения с ОЯТ, экологической реабилитации выведенных изэксплуатации объектов ВМФ Российской Федерации. Предпринятые меры позволилиобеспечить выгрузку ОЯТ из 18-20 АПЛ в год. Достигнутые темпы выгрузки увязаныс техническими возможностями промышленной инфраструктуры обеспечения хранения,транспортирования и переработки ОЯТ.
Дальнейшееувеличение темпов выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ ограничивается темпамипоследующих работ по утилизации АПЛ (вырезание реакторного отсека и егоподготовка к длительному хранению). Применяемая технология утилизациизаключается в формировании трехотсечного блока, его герметизации и последующегохранения на плаву.
Запериод с 1994 по 2002 год утилизировалось с формированием реакторных блоков от5 до 16 АЛЛ в год.
К2003 году утилизировано с формированием блоков 89 АПЛ, выгружено отработавшееядерное топливо из 116 АПЛ.
Крометого, за прошлые годы эксплуатации АПЛ и НК с ЯЭУ ВМФ и атомного ледокольногофлота в Северном и Тихоокеанском регионах России накоплено порядка 14000 куб.м.жидких радиоактивных отходов (РАО) и около 7500 куб.м. твердых радиоактивныхотходов. Накопление РАО продолжается и в настоящее время, хотя и значительноболее низкими темпами.
Каквидим, проблемы, связанные с эксплуатацией ядерно- и радиационно опасныхобъектов, до настоящего времени не решены. Это объясняется, прежде всего,отсутствием целостной законодательной и нормативной базы в областииспользования атомной энергии, недостаточным бюджетным финансированием иведомственной разобщенностью.
Извсей совокупности проблем следует выделить первоочередные, которые требуютпринятия неотложных решений.
1. Утилизация судов атомного технологическогообслуживания (АТО)
ВСеверном регионе сосредоточено более 70 судов АТО. Большинство из них выслужилоустановленные сроки и находится в неудовлетворительном техническом состоянии.На этих судах размещены отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) и радиоактивныеотходы (РАО). Защитные оболочки хранилищ, которые могли бы предотвратить выходрадиоактивности в окружающую среду в случае аварии, конструктивно не былипредусмотрены. Авария такого судна в акватории Кольского залива приведет кэкологической катастрофе в Северном регионе с радиологическими последствиямидля его населения. В результате трансграничного переноса радионуклидов такой жеопасности может подвергнуться население соседних Скандинавских стран.
Гражданскийатомный флот является государственной собственностью. Атомные ледоколы и судаАТО находятся в доверительном управлении ОАО «Мурманское морское пароходство»(ММП). В составе судов АТО находится плавтехбаза (птб) «Лепсе» — хранилищеотработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Судно является самым ядерно- ирадиационно опасным плавучим объектом в России. Начало постройки судна 1934год, в 1963 году оно было переоборудовано под плавтехбазу. Судно базируется нав г. Мурманске вблизи сложного судоходного фарватера.
Внастоящее время между ОАО «ММП» и европейскими донорами подписаны соглашения опредоставлении безвозмездной финансовой помощи для разработки и реализациипроекта по выгрузке ОЯТ из птб «Лепсе». Общий объем финансирования проектасоставляет 12,028 млн. евро. Разработка проекта начнется в текущем году.Реализация проекта должна завершиться к 2008 году. Извлечение ОЯТ являетсятолько частью работ по комплексной утилизации птб «Лепсе». Общая стоимостьработ по комплексной утилизации судна составляет 22,37 млн. евро.Финансирование проекта в рамках ФЦП «Ядерная и радиационная безопасностьРоссии» на 2000-2006 гг. не предусматривается.
Необходиморешить вопрос о выделении средств на проект «Комплексная утилизация плавтехбазыЛепсе» из Федерального бюджета, безотлагательно выполнить разработку проекта«Комплексной утилизации плавтехбазы «Лепсе» и его последующую реализацию. Опытутилизации птб «Лепсе» может быть использован при утилизации других судов АТОСеверного флота и гражданского атомного флота.
Предлагаетсяразработать «Концепцию безопасного отстоя судов АТО с их последующейутилизацией». Координировать эту работу должно Агентство по атомной энергииРоссии.
2. Обращение с ядерно-энергетическими отсекаминадводных кораблей и атомных ледоколов
Попоручению Минатома России была разработана «Концепция утилизации атомныхподводных лодок». В этом документе говорится о необходимости разработкиотдельной концепции утилизации надводных кораблей с ядерно-энергетическимиустановками (ЯЭУ). Комплексное решение этой проблемы должно такжепредусматривать утилизацию атомных ледоколов и последующее обращение с ихотсеками. Вывод атомных ледоколов из эксплуатации, выслуживших установленныйсрок, планируется на 2008 год. Разработка единого подхода к решению этой проблемыпозволит рационально использовать средства Федерального бюджета.
Предлагаетсяразработать «Концепцию утилизации надводных кораблей с ЯЭУ и атомных ледоколов»и приступить к разработке проектов их утилизации. Координировать эту работудолжно Агентство по атомной энергии России. При формировании Федеральногобюджета следует предусмотреть финансирование для выполнения этих работ.
3. Обращение с отработавшим ядерным топливом
Внастоящее время функционирует транспортно-технологическая схема, обеспечивающаяобращение с ОЯТ и его транспортировку на ПО «Маяк» для последующей переработки.В этой схеме задействованы плавтехбазы (птб) «Лотта» и «Имандра» ОАО «ММП».Инфраструктура ФГУП «Атомфлот», где базируются суда гражданского атомногофлота, обеспечивает загрузку ОЯТ в спецэшелоны. ФГУП «Атомфлот» является всеверном регионе одним из двух пунктов, откуда осуществляется вывоз ОЯТ, в томчисле утилизируемых АЛЛ.
Наптб «Лотта» оборудован единственный пост загрузки ОЯТ в транспортно-упаковочныекомплекты, которые затем загружаются в эшелон (суда и береговые базы Северногофлота не оборудованы такими постами). Срок эксплуатации этого судна истекает в2006 году. По окончании эксплуатации птб «Лотта» ОЯТ, размещенное в хранилищесудна, необходимо выгрузить. В связи с этим на ФГУП «Атомфлот»необходимосоздание берегового комплекса, который позволит обеспечить временноеконтейнерное хранение ОЯТ, его загрузку в транспортно-упаковочные комплекты иритмичный вывоз для переработки на ПО «Маяк». Для решения этой проблемы ФГУП «Атомфлот»и британская компания «Краун Эйджентс» по инициативе и участии ОАО «ММП»заключили договор на модернизацию хранилища ОЯТ и оснащение, его необходимойинфраструктурой, а так же на строительство двадцати контейнеров для ОЯТ.Финансирование проекта осуществляется ^британской стороной. Общая стоимостьпроекта составляет 19 млн. долларов. Для обеспечения выгрузки всего ОЯТ изхранилища птб «Лотта» потребуется около 70 контейнеров, стоимость которыхсоставляет 17,5 млн. долларов.
Выводиз эксплуатации птб «Лотта» и привлечение птб «Имандра» к выгрузкам ОЯТ изподлежащих утилизации АПЛ потребует компенсации производственных мощностейгражданского атомного флота. В связи с этим потребуется строительствосовременного судна для гражданского атомного флота — плавтехбазы дляперезарядки ОЯТ. Это позволит обеспечить выполнение обязательств России помеждународным договорам, касающимся утилизации АПЛ.
Необходимопредусмотреть выделение средств из Федерального бюджета на строительствоконтейнеров для ОЯТ, проектирование и строительство плавтехбазы гражданскогоатомного флота.
4. Обращение с радиоактивными отходами
Десятьлет назад состоялось третье слушание проекта «Закона о государственной политикепо обращению с радиоактивными отходами». Отсутствие этого закона тормозитпринятие правильных технических решений в этой сфере деятельности какпроектных, так и эксплуатирующих организаций. Между тем, количество РАО врезультате эксплуатации объектов, использующих ядерную энергию, тольковозрастает. Увеличивается количество площадок временного хранения РАО, нерационально расходуются средства бюджета и финансовая помощь иностранныхдоноров. Требуется издание законодательных актов и, как следствие, разработкана их основе технических решений. Оптимальным техническим решением являетсясоздание регионального объекта захоронения РАО.
Особенноостро стоит вопрос о временном хранении крупногабаритного радиоактивногооборудования ядерных энергетических установок (экранных сборок, парогенераторови т.д.). Мощности для их хранения на ФГУП «Атомфлот» в ближайшие годы будутисчерпаны.
Предлагаетсябезотлагательно рассмотреть и принять «Закон о государственной политике пообращению с радиоактивными отходами», а также решить вопрос о созданиирегионального объекта для захоронения радиоактивных отходов.
Такимобразом, опасная радиационная остановка в районе Кольского полуострова, вМурманской области требует принятия самых необходимых мер по экологическомуоздоровлению этой территории. Иначе очередной Чернобыль нам будет обеспечен.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fnimb.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ внутренней среды организации на примере туристической фирмы ООО Дилижанс
Реферат Цифровые фотоаппараты
Реферат Природно-экономическая характеристика СХА «Заря»
Реферат Производственные технологии: технология и оборудование швейного производства
Реферат Jfk And The Space Program Essay Research
Реферат Герцен А.И.
Реферат Социальные и организационные проблемы военных реформ 20-30-х годов ХХ века
Реферат Теоретичні основи спектральних методів аналізу
Реферат 10 кляса тема 4: кількість І густота населення, його характеристики
Реферат Economic Changes In The 18Th C Essay
Реферат Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО Харвист-супер
Реферат Любовь и ее загадка
Реферат Манипулятивный аспект сетевой публицистики: язык и власть. Власть языка или язык власти?
Реферат Проектирование системы электроснабжения машиностроительного завода
Реферат Дослідження ринку керамічної цегли та розробка маркетингової стратегії ТОВ Євротон