Л.К.Хохлов, А.А.Шипов, В.И.Горохов
Последнеевремя и в психиатрии, и в психологии возрастает интерес к вопросам экологии.Утверждаются соответствующие термины: промышленная, индустриальная психиатрия,экологическая, социальная психиатрия, психоэкология, ментальная экология,социоэкология, экологические психосоматозы, индуцированный (экологический,социогенный, экзогенный, терапевтический) патоморфоз (видоизменение)психических заболеваний и т.п.
Повышенноевнимание со стороны специалистов по психическому здоровью к проблемам экологииотражает общее, существующее в современном обществе беспокойство за состояниеокружающей среды, появляющиеся материалы свидетельствуют о возрастающем здесьнеблагополучии, об увеличивающемся патогенном влиянии средовых факторов наздоровье людей. Это — с одной стороны. С другой стороны, происходятприобретающие характер кризиса существенные и быстрые перемены в картинепсихического здоровья населения в большинстве стран мира, особенно в последнюючетверть века. Так, в 15-ти экономически наиболее развитых странах показательраспространённости психических болезней за период в 93 года (1900-1993) вырос в10 раз и составляет теперь 303,7 на 1000 населения; особенно значителен ростневрозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). ВРоссии за 1950 — 1993 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствамиподнялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. И в Ярославской областиобнаруживается та же тенденция [13, 16]: резко возрастает (катастрофическипоследние годы) число суицидов (а большинство суицидентов — с психическимирасстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не толькохронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных(непсихотических) форм психопатологии. Происходит также массовое существенноевидоизменение картины психопатологии — патоморфоз (по утвердившейся в нашейстране терминологии), «эволюция болезней», «изменение болезнейво времени», «исторически — хронологическая динамика»,«хронология или естественная история болезни» (по другойтерминологии). Изучая на протяжении ряда лет патоморфоз психических болезней,мы могли отметить особенно быстрые перемены в тематике психопатологическихявлений [12]. И в этих условиях всё более заявляет о себе начавшее активноформироваться в прошлом столетии эволюционное направление в психиатрии,эволюционная психиатрия [11]. С античного периода складываются взгляды о том,что возникновение психических болезней, их проявления и динамика стоят в связис действием климатических условий, неправильного образа жизни, питания, алкоголизации,отравлений, инфекций, травм, возраста, пола и т.п. Давно (особенно со времениработы Эскироля (1838), изучавшего причины увеличения числа психически больныхв Париже) обращается внимание на значение здесь социокультуральных факторов,отрицательных воздействий цивилизации.
Известныйфранцузский врач и философ Кабанис в конце XVIII-го — начале XIX-го века, когдаво Франции происходили революционные события, подчёркивал: «Есть ещё однапричина душевных болезней, — а именно общественная обстановка, при которойживёт и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построена уродливо ижестоко, мозговая деятельность чаще отклоняется от правильного пути» [2.C.147]. Венский профессор психиатрии Крафт-Эбинг в 1897 г. утверждал:объяснение происхождения прогрессивного паралича (тогда весьмараспространённого психического расстройства, возникавшего через ряд лет послезаражения люесом) укладывается в лаконичную формулу — сифилизация и цивилизация[2. C.346]. В 1869 г. Бирд описывает неврастению, которую стали называть«американским неврозом», так как ее происхождение связывалось синдустриализацией, с американскими условиями жизни, с её интенсификацией, стакими факторами, как телеграф, телефон, пресса, наука, конкуренция, борьба завыживание. В это же время Крафт-Эбингом публикуется, привлекая широкоевнимание, брошюра «Наш нервный век» [2. C.351]. Далее появляетсясерия работ (в нашей стране в 30-70-е годы текущего столетия) по изучениюпсихических последствий различных промышленных интоксикаций, черепно-мозговыхтравм, инфекционных заболеваний (соответствующей направленности исследованияпроводились и нами в Ярославле и области: обследовались работники заводовсинтетического каучука и лакокраски, больные с эндемическими для Северо-ЗападаРоссии болезнями — клещевым энцефалитом, лихорадкой КУ). Ещё в 1917 г.Бонгёффером, на основании аналогичных материалов, формируются представления обэкзогенных типах психических реакций.
Всёэто, а также участившиеся случаи техногенных (с угрозой для экологическогоравновесия) катастроф, естественно, возбуждают интерес к экологическойпсихиатрии, к психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций. Актуальный вопроссовременности, имеющий значение для проведения психогигиены, психопрофилактики,- это вопрос о вкладе, о влиянии на уровень и характер психического здоровьятех или иных конкретных экологических факторов. В этой работе приходитсявстречаться с рядом трудностей. Психические расстройства обычно имеютмультифакториальное происхождение, неспецифичны, картина их во многом зависитне только от внешних, но и от внутренних условий (наследственность,преморбидная личность), дополнительных патогенных моментов. Резко меняетреактивность организма фон распространения в нашей стране алкоголизациинаселения. Приобретает значение при исследовании населения и такоеобстоятельство, как «выигрыш» или «проигрыш» от болезни.Экологические факторы (в узком понимании) — это большей частью (особенно внеэкстремальных ситуациях) экзогенные (внешние по отношению к головному мозгу);факторы малой и средней интенсивности, действующие продолжительное время ивызывающие неспецифические психические нарушения типа неврозоподобных, негрубыхпсихоорганичных изменений. А такие отклонения могут вызываться и болезнямизависимости. Даже когда можно ожидать развития тяжёлых психических расстройств,это не во всём подтверждается. Так, например, изучение умственного развития удетей, подвергшихся внутриутробному облучению вследствие аварии на ЧАЭС,показало [5]: интеллектуальный индекс ниже 70 определяется у 5,9% детей из«загрязнённых» районов и у 2% детей из «чистых» районов(контроль) — различия выступают, но не столь разительные. Тем не менее,патогенное действие на психическое здоровье экологического неблагополучияпоказано в ходе транскультуральных исследований, при обследовании населения вэкологически неблагоприятных регионах, в экстремальных ситуациях, в районахприродных и техногенных катастроф. В указанных условиях определяется также [14]возрастание числа психосоматозов (соматических заболеваний и органических,функциональных расстройств, в развитии которых большое значение имеютотрицательные психологические факторы или дистресс). Возникающая приэкологическом неблагополучии патология имеет особенности [6]: сочетание,синергизм ряда факторов (в том числе условно патогенных); их соматотропизм икак следствие этого сосуществование психических, соматических и неврологическихизменений; сопряжённость экзогенных и психогенных реакций, индивидуального ипопуляционного; сенсибилизация, особая уязвимость в отношении новых, дажеординарных, в том числе экологических воздействий.
Несмотряна то, что экологической направленности исследования проводятся давно,выделение экологической психиатрии в относительно самостоятельное направлениенауки и практики ещё не завершено [6]. Лишь последнее время в нашей странестала формироваться иная парадигма в медицине, эволюционно-популяционная(экологическая), а ранее господствовал организмо-центрический подход к больному[1]. По-разному оценивается само понятие экологических факторов и в связи сэтим объект видения экологической психиатрии. Одна точка зрения — это лишьфизические, химические факторы внешней среды (климатогеографические,техногенные, антропогенные). Второе воззрение, получающее всё большесторонников, следует принимать во внимание и психосоциальные,социокультуральные, информационные воздействия.
Видимо,при проведении исследований, направленных на установление влияния внешней средына психическое здоровье человека, необходим по возможности дифференцированныйподход к анализу и оценке различных факторов. Опыт ряда исследователей и нашопыт показывает, что наиболее адекватным методом изучения при этом являетсяисследование психопатологии в исторически-хронологической динамике наэпидемиологическом (следовательно, массовом) материале. Исследование должноносить сравнительный (в разных регионах), комплексный характер — одновременноеучастие ряда специалистов и в области клинической медицины, гигиены,психологии, педагогики, и в области экологии, социологии. Понятно, такого родаисследования трудоёмки, требуют значительных затрат, тщательного планирования.Но это может привести к аргументированным выводам о том вкладе, какой вносят вхарактер отклонений в психическом здоровье те или иные неблагоприятныеэкологические воздействия, определить факторы риска и антириска, сформулироватьрекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
Внастоящее время проведение широких исследований экологической направленности внашей стране является как никогда актуальным. Из-за развившегосясоциально-экономического кризиса претерпевают быстрые, резкие изменения условиясуществования людей. Растёт безработица, меняется общественный менталитет,образ жизни, характер питания. Как ни кощунственно это говорить, поскольку речьидёт о человеке, но сейчас для исследователей возникает ситуация почтиэкспериментальная. «Фактически можно наблюдать проявление массовогокультурального шока, поскольку буквально всё наше население в кратчайший срокпереместилось из привычной, хотя и многими нелюбимой социалистической среды вновую, совершенно иную, незнакомую и тревожную, не имеющую чётких ориентировобстановку» [8. C.7-8]. Иными словами, происходит массовое резкоеизменение «динамического стереотипа» (И.П.Павлов), что нередкопереживается весьма болезненно, возникает эмоциональный (психический) дистресс,состояние тревоги. Кстати, раз мы заговорили о стрессе, стрессорах, нужноотметить: стрессоры (т.е. стимулы, с ощущением угрозы) могут иметь физическуюприроду (физические травмы, радиация, интоксикации, инфекции и т.д.), но приэтом в реакцию всё равно вовлекается психическая сфера, а в ответной реакцииорганизма на эмоциональный стрессор участвует не только психика, но ивнутренние органы, вегетативная нервная система (целостное реагирование).
Вусловиях переживаемых в современный период нашим обществом перемен узначительной части населения выступает тот психологический феномен [8, 9],который в американской литературе обозначается как кризис идентичности:"… это понятие обозначает потерю чувства самого себя, невозможность (илизатруднённость) приспособиться к собственной роли в изменившемся обществе.Кризис идентичности в наших сегодняшних социальных условиях определяетсяразрывом между требованиями меняющихся общественных и экономических отношений ивполне объяснимой ригидностью личностных установок, стереотипов поведения"[8. C.8]. В ходе исследований [8, 9] определяются 4 варианта кризисаидентичности: аномический (пассивный уход в себя от трудностей — 40%);диссоциальный (активизация агрессии, разрушительного стиля поведения,нетерпимости — 12%); негативистический или пассивно-агрессивный (скрытая,завуалированная агрессия, ортодоксальность и ригидность мышления — 27%);магический (уход в мир мистики, иррационального — 21%). Хотелось бы отдельносказать о «магической поражённости» нашего общества, что заставляетвспомнить средневековье. Конечно, здесь многое привносится внешними факторами — многочисленными астрологами, колдунами, экстрасенсами и пр., пропагандоймистических представлений. Но очевидно и другое обстоятельство: «При всейсвоей негативности магическое мышление выполняет для ряда индивидуумов характерзащитного механизма, позволяющего в какой-то мере облегчить переживаниесуществующих трудностей» [8. C.10].
Кризисидентичности у многих переживающих его людей остаётся всё же в рамкахнормального психического реагирования — может быть предболезни (предболезнь — пусть крайний, но вариант нормы; предболезнь далеко не всегда переходит вболезнь). Но нередко возникает психическое расстройство, когда уже требуетсяпомощь со стороны врачей. Болезнь формируется при неблагоприятном для индивидастечении обстоятельств — внешних и внутренних. Здесь может иметь значение всябиография человека, выработанные в течение жизни, начиная с рождения,стереотипы реагирования, ресурсы, выносливость, уязвимость личности к стрессам.
Сейчасв ходу сравнительно новые или новые обозначения для психических расстройств,возникающих в неблагоприятных социальных условиях: ноогенные, информационныеневрозы, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовоерасстройство, болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий [15],синдром сиротства [10] и др. Но практически то, что мы теперь видим в клиникепсихических расстройств, принципиально новым не является: те же основные формыреагирования, что и в далёком прошлом.
Всовременный период отмечаются следующие, большей частью неблагоприятныеперемены в картине психического здоровья.
Во-первых,происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всеготех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это впервую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство,психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологическиереакции, а также реактивные психозы, патохарактерологическое развитие,депривационное развитие личности. Резко увеличивается распространённостьалкоголизма, наркоманий, токсикоманий (особенно последних), у истоков которыхтоже часто стоит психический и иной стресс; эти болезни зависимости могутмаскировать другие психические страдания. У детей — сирот (а их стало немало)возможно развитие синдрома сиротства [10]: депривационная депрессия сочетаетсяс депривационным аутистическим поведением (отгороженностью от окружающих),моторными стереотипами, обратимой задержкой психического развития; по существу,формируется своеобразная картина микросоциально-педагогической запущенности. Всовременных условиях, когда нередко возникают вооружённые конфликты, растётпреступность, число транспортных происшествий, случаются разного рода аварии — может происходить увеличение числа психических расстройств, обусловленныхчерепно-мозговыми и экстрацеребральными травмами, ожогами, интоксикациями ит.п. Неблагополучная эпидемиологическая ситуация в стране создаёт угрозу болеечастого возникновения постинфекционных нарушений психики, тем более, что целыйряд инфекций нередко протекает с поражением нервной системы (СПИД, сифилис идр.). Отрицательные психические последствия при этом могут быть отставленными.В таких условиях можно ожидать учащения случаев врождённой психическойпатологии, и в частности и врождённого слабоумия. Существует «алкогольныйсиндром плода», «эмбриональный алкогольный синдром», которыйобнаруживается сразу после рождения (умственная отсталость, ряд физическихдефектов). По американским оценкам [3], риск иметь ребёнка с этим синдромом уженщин, страдающих хроническим алкоголизмом, составляет 35%. Неблагоприятныесоциально-средовые факторы участвуют в развитии и других форм умственнойотсталости. В бедных семьях внутриутробный период развития ребёнка обычнопротекает в условиях плохой медицинской помощи и недостаточного питания матери.Дети рождаются с маленькой массой тела, недоношенными. Частое явление при этом- отсутствие необходимых ухода, заботы, воспитательных воздействий после родов,результат — умственная отсталость: «Хорошо известно, что лёгкая степеньумственной отсталости преобладает у лиц, относящихся к отсталым в культурномотношении, более низким в социально-экономическом отношении классам...»[3. Т.2. С.200].
Во-вторых,отрицательные социокультуральные и иные рассматриваемые здесь факторы приводятк более частому обострению, неблагоприятному течению тех психическихзаболеваний, основной причиной которых является, например, наследственнаяпредрасположенность (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия идр.). В настоящее время возникают трудности, скажем, с лекарственнымобеспечением ряда категорий психически больных (многие из них живут небогато),с осуществлением мероприятий по социальной реабилитации, психокоррекции.
Итретий эффект, отмечаемый врачами в картине психического здоровья населения,заключается в видоизменении содержания болезненных переживаний. С однойстороны, в последнее время мы нередко видим спидофобию, радиофобию, навязчивыестрахи (главным образом у детей), отражающие столь широко демонстрируемыетеперь фильмы-ужасы с роботами (эти сверхсовременные проявления): боязньнепобедимых вампиров, привидений, жестоких роботов, пауков, беспощадныхинопланетян и т.п. С другой стороны, всё чаще наблюдаются те формы болезненныхубеждений и страхов, которые встречались преимущественно в далёком прошлом(особенно в средние века) и которые обозначаются как архаические: бред и фобии(навязчивые страхи) порчи, колдовства, одержимости, «сглаза». Частовозникают идеи о воздействии с помощью экстрасенсорных форм передачиинформации, «биополя». Этими болезненными переживаниями индуцируютсяблизкие больных. И в результате с пациентом обращаются за помощью не кпсихиатрам, а к колдунам и экстрасенсам, которые не корригируют, а наоборот,подкрепляют патологические суждения больных. В итоге ухудшается прогнозпсихических заболеваний, ускоряется процесс их хронизации. Так, последние годыв психиатрических стационарах России (включая и нашу область) отмечаетсятенденция к утяжелению контингента больных шизофренией.
Здесьследует подчеркнуть, что отмеченные неблагоприятные тенденции в картинепсихического здоровья россиян могут проявляться в разной степени в зависимостиот конкретных условий, обстоятельств, в том числе и от уровняпсихогигиенической работы, проводимой в дошкольных детских учреждениях, вшколе, в вузе и т.д., в зависимости от степени грамотности в рассматриваемыхнами вопросах населения, в первую очередь воспитателей, педагогов. На страницахданного журнала очень интересно вёлся анализ проблем валеологии (медицинской.педагогической), основной задачей которой является увеличение количестваздоровья, — физического, психического, нравственного. Предпринимаются попыткисоздания в нашей стране системы валеологического образования. Картинапсихического здоровья претерпит положительные изменения не только тогда, когдастрана выйдет из полосы социально-экономических трудностей, но лишь тогда,когда одновременно будут реализоваться принципы валеологии. Эти принципыневозможно провести в жизнь без активного участия педагогов, психологов,социологов, — без специалистов, работающих с детьми и подростками, так как этиспециалисты занимают здесь, по мнению О.В.Кербикова, такие позиции, откуда«видно потоков рожденье» [4. C.204].
Список литературы
1.Кабанов М.М. Экология человека и социальная психиатрия //Материалы XII съездапсихиатров России. М., 1995. С.72-73.
2.Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л., 1929.
3.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия из синопсиса по психиатрии.Т.1-2. М., 1994.
4.Кербиков О.В. Лекции по психиатрии. М., 1955.
5.Козлова И.А., Пуховский А.А., Рябухин В.Ю. Внутриутробное повреждение головногомозга (последствие Чернобыльской катастрофы) //Материалы XII съезда психиатровРоссии. М., 1995. С.151-152.
6.Краснов В.Н. Экологическая психиатрия: методология, предмет исследования иближайшие практические задачи //Материалы XII cъезда психиатров России. М.,1995. С. 158-160.
7.Петраков Б.Д., Основные закономерности распространённости психических болезнейв современном мире и в Российской Федерации //Материалы XII cъезда психиатровРоссии. М., 1995. С. 98-99.
8.Положий Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества//Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1993. № 4, 6-11.
9.Положий Б.С. Культуральные аспекты психического здоровья населения России//Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995. С.102-103.
10.Проселкова М.О. Особенности психического здоровья детей-сирот (возрастной идинамический аспекты) //Автореферат диссертации на соискание учёной степеникандидата медицинских наук. М., 1996.
11.Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия (история души и эволюция безумия).Симферополь, 1993.
12.Хохлов Л.К. О социальных аспектах патоморфоза психических заболеваний//Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 1. С. 70-76.
13.Хохлов Л.К., Турлаев В.Г., Мельников В.Ф. Некоторые современныесоциокультуральные влияния и психическое здоровье населения //Новости медициныи фармации (Ярославль). 1994. № 4. С.40-43.
14.Хохлов Л.К., Хохлов А.Л., Горохов В.И. Психосоматические расстройства: место всовременной классификации болезней, принципы диагностики, ведения больных.Ярославль, 1996.
15.Хохлов Л.К., Горохов В.И., Хохлов А.Л. Посттравматическое стрессовоерасстройство (болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий).Ярославль, 1997.
16.Хохлов Л.К., Турлаев В.Г., Мельников В.Ф. Опыт организации неотложнойпсихиатрической и наркологической помощи в городе //Социальная и клиническаяпсихиатрия. 1997. № 1. С. 70-76.
17.Чистяков В.В. Человек и его здоровье //Ярославский педагогический вестник.1996. № 3 (6). С.68-71.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/