Реферат по предмету "Экология"


Управление природопользованием в России

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Факультет экономики и права
Кафедра финансы и менеджмент
Курсовая работа
По дисциплине ”Природопользование ”
на тему:
Управление природопользованием в России
Тула
2006

Содержание
Введение
Глава1.Формирование методов управления природопользованием в
России
1.1Исторический аспект нормативно- правовой и методической базы в
России
1.2 Платаза природные ресурсы
Глава2.Методы управления природопользованием в России
2.1Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
2.2Экологическая паспортизация
2.3Приватизация и устойчивое развитие
2.4Направление природоохранной деятельности
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Впоследние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активногоприменения экономических методов регулиро­вания охраны окружающей среды ииспользования природных ресур­сов. В первую очередь об этом свидетельствуютвведение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природ­ныхресурсов, а также создание соответствующих фондов по форми­рованию ииспользованию средств от взимаемых платежей.
Подобныемеханизмы уже существовали в международной прак­тике управления природопользованиеми подтвердили свою эффек­тивность. Основным методологическим принципомустановления платы за загрязнение окружающей среды был принцип «загрязни­тельплатит». Под этот принцип подводились соответствующая нор­мативно-правоваяи методическая базы, исходя из него решались  вопросы управления иконтроля.
С 1988г. заметно усилилась работа по формированию экономиче­ского механизмаприродопользования. Этому способствовало созда­ние специальных служб —комитетов по охране природы на феде­ральном, республиканском, краевом,областном, городском и район­ном уровнях. В союзном и российском комитетах поохране природы начали разрабатываться нормативно-методические документы повведению платы за загрязнение окружающей среды. При этом нор­мативы платывключали в себя затраты, связанные с частичной компенсацией ущерба,возникающего при загрязнении ОС. Однако новизна проблемы, неотработанность рядавопросов методического характера, а также противодействие со стороныпромышленных ми­нистерств требовали апробации данных предложений.

Глава1.Формирование методов управления природопользованием вРоссии
1.1 Историческийаспект нормативно- правовой и методической
базыв России
Основнымэкономическим инструментом развития природоохран­ной деятельности на территорииРоссии до принятия Закона РФ «Об охране окружающей среды» являласьплата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду иразмеще­ние отходов, которая регулировалась постановлением СМ РСФСР от 9 января1991 г. №13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросызагрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения».
В 1991г. Госкомприроды РСФСР предложил Комитету по вопро­сам экологии и рациональногоиспользования природных ресурсов Верховного Совета Российской ФедерацииКонцепцию формирова­ния экономического механизма природопользования в условияхпе­рехода к рынку. На основ­ных положениях Концепции был построен раздел III Закона «Об охране окружающейсреды», посвященный экономическому меха­низму охраны окружающей природнойсреды.
Законобусловливает поэтапную, эволюционную замену сущест­вующей в России налоговойсистемы на основе предварительно раз­работанной программы долговременнойналоговой реформы. В рам­ках разработки программы необходимо обосновать темпыизменения пропорций различных видов налоговых поступлений, максимальновозможные без существенных негативных последствий для экономи­ки; определитьперечень, структуру, а также сроки принятия зако­нодательных актов,регулирующих вопросы изменения платы за пользование различными видами природныхресурсов, законов по другим видам налогов, которые должны снижаться илиотменяться по мере увеличения платы за природопользование; разработать ме­тодическуюбазу экономической оценки всех видов природных ре­сурсов и на этой основепровести такую оценку; разработать методи­ки определения платы за пользованиеразличными природными ре­сурсами с учетом поэтапного достижения уровня платы,соответству­ющего полной экономической оценке природных ресурсов.
Расчетыпоказывают, что основная часть российского бюджета, формирующаяся присуществующей структуре цен за счет:
1)налога на прибыль;
2)подоходного налога с граждан;
3)налога с оборота;
4)акцизов;
5)налога на добавленную стоимость — в действительности образуется благодаря газо-и нефтедобыче (рентному доходу) и поч­ти полному отсутствию в структуре цен напродукцию, при произ­водстве которой наносится ущерб окружающей среде, платы,«ком­пенсирующей» это воздействие.
1.2  Платаза природные ресурсы
Присуществующей налоговой системе сложно ввести эффектив­ную плату за природныересурсы. Принятые законодательные акты, регламентирующие плату за землю, недра,лес и другие природные ресурсы, не связаны между собой. Платы, определенные наоснове разной методологии и методик расчета, концентрируясь на прибыли(себестоимости) реального природопользователя, не стыкуются меж­ду собой поабсолютным размерам, источникам их покрытия, на­правлениям использования и т.д.В этой связи важно в условиях переходной экономики сформировать эффективнуюсистему платы за природные ресурсы, которая бы являлась составной частью нало­говойсистемы в целом. Необходимо изменить, прежде всего, концеп­цию налогообложения,разработать такую стратегию его совершен­ствования, которая была бы направленана постоянное (вплоть до отражения в платежах полной величины экономическойоценки при­родных ресурсов) увеличение роли платы за природопользование вформировании доходной части бюджетов за счет снижения ставок других налогов.
Вкачестве первого шага в направлении экологизации налоговой системы МинприродыРФ с участием научных организаций был разработан проект Закона РоссийскойФедерации «О системе плате­жей за пользование природными ресурсами»,в котором определены общие принципы введения, установления, определения,взимания и использования платежей за природные ресурсы. Проект исходит изприоритетности вопроса собственности. Практической задачей явля­ется получениекомплексных социально-экономических оценок при­родных ресурсов (объектов),дающих возможность подойти к оценке природно-ресурсного потенциала территории вцелом.
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 7 мая 1993 г. было принято решение обэксперименте по совершенствова­нию учета и социально-экономической оценкеприродного ресурсно­го потенциала. Цель эксперимента — отработка механизмаформи­рования комплексных территориальных кадастров природных ресур­сов (КТКПР)как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческихрешений в сфере природопользования с учетом приоритетовсоциально-экономического развития террито­рий и сохранения окружающей природнойсреды.
Посостоянию на 31 декабря 1994 г. в эксперименте участвовал 31 субъект Федерации,администрации которых официально подтвер­дили свою заинтересованность в егоосуществлении и приступили к формированию территориальных межведомственныхорганов для ре­ализации целей и задач эксперимента. Наиболее активно эта работапроводится в Московской, Ленинградской, Ярославской и Калужской областях.
Дляобеспечения мероприятий по эксперименту Минприроды РФ с участием министерств иведомств эколого-ресурсного блока и науч­ных организаций разработало проект подназванием «Порядок фор­мирования и ведения комплексных территориальныхкадастров при­родных ресурсов» и проект федеральной целевой научно-техниче­скойпрограммы «Кадастры природных ресурсов», а также «Времен­ныеметодические рекомендации по формированию и ведению комп­лексныхтерриториальных кадастров природных ресурсов», нацелен­ные на координациюдействий участников эксперимента на регио­нальном уровне в рамках первого этапаэксперимента. Под руковод­ством Минприроды РФ разработана система показателей иструкту­ра баз данных по видам природных ресурсов в составе КТКПР, подготовленоприкладное программное обеспечение для региональ­ных органов государственногоуправления в части комплексной ин­формации о природно-ресурсном потенциале,разработаны природ-но-ресурсные ведомости, которые используются в ряде регионовс целью совершенствования учета природных ресурсов и налогообло­жения в сфереприродопользования.
Принятиев 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» сталодейственным рычагом повышения эффек­тивности использования природных ресурсов,их сбережения и пред­отвращения опасного загрязнения, внедрения системыэкономического регулирования природопользования и охраны природной среды. Основныеэлементы этой системы описаны в разделе III Закона включают в себя: учет исоциально-экономическую оценку природных ресурсов, финансирование экологическихпрограмм и мероприятий, использование договоров и лицензий на комплексноеприродопользование, плату за выбросы и сбросы, размещение отходов, плат; заприродные ресурсы, вопросы формирования экологических фондов, экологическогострахования, экономического стимулирования i поддержки экологического предпринимательства. В 1992-1993 ггМинприроды РФ разработало пакет нормативно-методических доку­ментов,направленный на реализацию Закона в части экономическо­го механизмаприродопользования.

Глава 2.Методы управления природопользованием в России
2.1 Экономическоестимулирование природоохранной
деятельности
Правовыеосновы стимулирования рационального природопользо­вания и охраны окружающейсреды заложены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды»(ст. 24 п.1). В настоящее время экономическое стимулирование приобретает особоезначение. В Правительство Российской Федерации и в Комитет по экологииГосударственной Думы Российской Федерации были представлены
поправкив законы Российской Федерации по вопросам налогообло­жения, обеспечивающиеэкономическое стимулирование природоох­ранной деятельности.
Этимипоправками предусматривается:
—освобождение от налога на добавленную стоимость научно-ис­следовательских иопытно-конструкторских работ природоох­ранного назначения, а также товаров итехнологического обо­рудования, ввозимых в целях ликвидации последствий аварий,катастроф и стихийных бедствий;
—уменьшение налога на прибыль предприятий и организаций на сумму средств,направляемых ими для финансовой поддержки основной деятельности природныхзаповедников, националь­ных природных и дендрологических парков, ботаническихса­дов;
— освобождение от налога на имущество государственных вне­бюджетных экологическихфондов.
Вопрособ освобождении от налога на добавленную стоимость технологическогооборудования, ввозимого на территорию России, и запасных частей к нему ужерешен (см. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации „О налоге на добавленную стоимость“ от 6 декабря 1994 г.(ст.1 п.2)). В соот­ветствии с Указом Президента Российской Федерации „Онекоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различныхуровней“ значительно расширены права органов государ­ственной власти наместах по введению на подведомственной им территории дополнительных местныхналогов и сборов и предостав­лению льгот по ним. В целях стимулированияприродоохранной деятельности территории могут принимать решения по льготномуналогообложению в части налогов, которые зачисляются в местный бюджет. Практикапредоставления таких льгот предприятиям суще­ствует в Санкт-Петербурге,Ярославле.
Запоследние годы особо охраняемые территории России, в пер­вую очередьзаповедники, оказались в крайне тяжелом финансовом положении. Возникланеобходимость дополнительного экономиче­ского обоснования необходимостисоздания и функционирования се­ти подобных территорий для усиления их поддержкикак на феде­ральном, так и на региональном уровнях. В этих целях крайне важнопровести анализ природоохранного, научно-информационного и эколого-просветительскогопотенциала особо охраняемых природных территорий, разработать в рамках,определяемых законодательст­вом, и внедрить экономический механизмприродопользования, ори­ентированный на привлечение дополнительных финансовыхсредств в такие территории без ущерба их природным ресурсам (объектам).
Изданприказ Минприроды РФ № 255 о проведении эксперимента по усовершенствованиюэкономического механизма природопользо­вания на особо охраняемых природныхтерриториях. В ходе экспери­мента будут прорабатываться предложения по созданиюусловий для ведения ограниченной хозяйственной деятельности путем расшире­ниясферы оказываемых платных услуг, в частности будет разрабо­тана нормативнаяоснова эколого-туристической деятельности на базе национальных парков,заповедников и заказников.
Крометого, потребуется также разработать и принять ряд норма­тивных актов,наделяющих соответствующих должностных лиц упо­мянутых организацийдополнительными правами в целях более ус­пешной и оперативной их деятельности.В частности, такие права необходимы для усиления работы по сохранению природныхресур­сов, их охране и воспроизводству. Они рассматривают возможностьпредъявления исков в возмещение ущерба, причиненного нарушени­емприродоохранного законодательства, осуществления архитектур­но-строительногоконтроля на прилегающих территориях и т.п.
Впримерный перечень объектов особо охраняемых природных комплексов, натерриториях которых в 1994-1995 гг. проводится эксперимент, входятгосзаповедники: Тебердинский, Кивач, Цент­ральный Лесной, Байкало-Ленский;парки: Валдайский государст­венный природный национальный парк, природныйнациональный парк „Лосиный остров“, Прибайкальский национальный парк.В значительной степени эта задача облегчилась в связи с принятием в 1995 г. Законаоб особо охраняемых природных территориях. При реализации этого положения обэксперименте потребуется поддерж­ка администраций субъектов федерации.
Вусловиях перехода к новым экономическим отношениям, рас­ширения полномочийместных органов власти и самоуправления, неустойчивого политического иэкономического положения многие предприятия сами решают проблемы, связанные свхождением в рынок, что может предопределить неуправляемое, негативное разви­тиеэкологической ситуации. Предотвратить это положение возмож­но за счет развитиярынка экологических работ и услуг, создания гибкого механизма взаимодействиярыночных структур в сфере эко­логии, органов исполнительной власти и органовохраны природы. Как показывает зарубежный опыт, деятельность в области рынкаэкологических услуг в значительной мере регламентируется, конт­ролируется иподдерживается государством и направлена на конк­ретные природоохранныемероприятия или виды деятельности.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 23 ап­реля 1994 г. утверждено Положение оМинприроды РФ, в котором ему дается право на проведение лицензирования видовдеятельно­сти, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.Однако этого документа было недостаточно для действительного осуществления этойработы. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. „Олицензировании отдельных видов деятельно­сти“ впервые определенакомпетенция Минприроды РФ в области лицензирования видов деятельности,связанных с:
—утилизацией, складированием, перемещением, размещением, захоронением,уничтожением промышленных и иных отходов (материалов, веществ);
—проведением экологической паспортизации, сертификации, экологическогоаудирования;
—осуществлением видов деятельности, сопряженных с работами (услугами) природоохранногоназначения.
В целяхобеспечения экологической безопасности предпринима­тельства подготовлен проектпостановления Правительства РФ „Об утверждении Положения о лицензированиив сфере охраны окружа­ющей среды и природных ресурсов“. В настоящее времяпроект согласован и в ближайшее время начнется лицензирование указан­ных видовдеятельности (в Московской, Пермской, Оренбургской областях).
В1993-1995 гг. в соответствии с решением Коллегии Минприроды была сформированасистема экологической сертификации, разрабо­тана соответствующая Федеральнаяпрограмма, которая является подпрограммой Научно-технической программы»Экологическая безопасность России" (1993-1995 гг.).
В 1994г. был разработан проект постановления Правительства РФ «О созданиифедеральной системы экологической сертифика­ции». Однако рассмотрениепроекта постановления отнесено на бо­лее поздний срок в связи с отсутствиемнеобходимой правовой базы, определяющей сферу действия и объекты экологическойсертифика­ции. Была продолжена и работа по подготовке к регистрации вГосстандарте России системы добровольной экологической сертифи­кации.
МинприродыРФ совместно с другими организациями принимало участие в подготовке УказаПрезидента России от 19 августа 1993 г. «Об особенностях приватизации и дополнительныхмерах государст­венного регулирования деятельности предприятий оборонных отрас­лейпромышленности» и постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г.«О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальныхобъектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности,использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии».
Всоответствии с этими документами проводилась разработка экологическихтребований и перечня экологически вредных технологий, используемых на предприятияхГоскомоборонпрома России. С целью повышения эффективности этих работ в июле1994 г. было подписано Соглашение «О взаимодействии Минприроды России,Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по серти­фикацииэкологической безопасности производств предприятий и организаций оборонныхотраслей промышленности».
В связис выходом постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. «О порядкевыдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техникибоеприпасов» и во исполнение согла­шения между Минприроды России иГоскомоборонпромом России был подготовлен и подписан приказ Министра от 29декабря 1994 г. «О временном порядке выдачи заключения о выполнениитребова­ний экологической безопасности производств предприятий Госкомо­боронпромаРоссии».
Основныедокументы и материалы по экологической сертифика­ции рассматривались намежрегиональных совещаниях и были на­правлены в территориальные органы. На ихоснове в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татар­стан,Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).
В1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоеди­нения России кГенеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработкаМеморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе былиучтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирова­ния торговли.
Остаетсянерешенной проблема освобождения от выплаты тамо­женных пошлин закупаемого заграницей природоохранного обору­дования; такие вопросы возникают у многихрегионов. По Свердлов­ской области, например, с участием Минприроды РФ былположи­тельно решен вопрос освобождения от таможенных пошлин закуп­ленных в ФРГдвух передвижных комплексных лабораторий. Каж­дый раз при возникновении подобныхпроблем решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом проблема нерешена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил представленныеМинприроды РФ предложения в проект Закона РФ «О внесении изменений идополнений в законы РФ по вопросам налогообложе­ния» в части, касающейсяст.35 Закона РФ «О таможенном тарифе» о распространении таможенныхльгот на ввоз (вывоз) товаров «пря­мого природоохранного назначения».
2.2Экологическая паспортизация
Продолжаетсяработа по совершенствованию экологической пас­портизации на территорииРоссийской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначностьвзглядов на эту пробле­му, ее решение приняло широкие масштабы. В настоящеевремя в различных регионах составлено и согласовано значительное числоэкологических паспортов предприятий, оказывающих негативное воздействие наокружающую природную среду. По данным, по­лученным из 59 регионов, к 1 сентября1994 г. составлено и согласо­вано более 20 тыс. экологических паспортов, в томчисле промыш­ленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимсяданным, в 43 природоохранных комитетах субъ­ектов Федерации информацияэкологических паспортов введена в базу данных об экологической обстановке ииспользуется в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в областиохраны окружающей среды и природопользования.
Совершенствованиеэкопаспортов позволит применять их данные при приватизации объектов,экологическом страховании, сертифи­кации производств и процессов,лицензировании природопользова­ния, экологическом аудировании. Ни один из ранеедействующих экологических документов не создает таких широких возможностей.
Требуетсяразработать макеты экологических паспортов сельско­хозяйственного,лесохозяйственного, транспортного предприятий, объектов Минобороны и другихотраслей. Все макеты должны пре­дусматривать возможность машинной обработкиинформации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических пас­портовкак составную часть единой государственной системы мони­торинга иГосударственной экологической информационной системы (ГЭИС). В настоящее времяКировским областным комитетом про­водится работа по созданию макетаэкологического паспорта природопользователя, построенного на новых принципах иявляющегося первичной базой данных о воздухе, воде, почве, отходах. Разрабаты­ваемыймакет экологического паспорта позволяет сформировать формы статистическойотчетности для любого уровня управления, тома ПДС, ПДВ предприятия, города,территории и стыкуется с комплексным территориальным кадастром природныхресурсов.
С 1994г. активизировалась работа министерств и ведомств по созданию макетовэкологических паспортов, отражающих отрасле­вую специфику предприятий.Департаментом речного транспорта, Минтранса РФ разработан и согласован сМинприроды РФ макет экологического паспорта речного порта. Минсельхозпрод РФподго­товил проект макета экологического паспорта сельскохозяйственно­гопредприятия, который в настоящее время проходит производст­венную апробацию внескольких регионах страны.
ГоскомоборонпромРФ завершает работу над макетом экологиче­ского паспорта судостроительногозавода, проводящего работы по строительству, ремонту и обслуживанию судов сядерными энерго­установками. Следует отметить, что рад зарубежных организаций,в частности из Швеции, заинтересовались работой по созданию экопаспортовсельхозпредприятий. Планируется провести совместное мероприятие по даннойпроблеме.
Проводитсяработа по экологической паспортизации военных объ­ектов. Военно-космическимисилами разрабатывается документация по паспортизации космодромов, пунктовзапуска ракет и объектов, связанных с их обеспечением и обслуживанием.Росгидромет прово­дит работы по паспортизации объектов гидрометеорологии.Минпри­роды РФ осуществляет научно-исследовательские работы по маке­тамэкологических паспортов территорий и особо опасных промыш­ленных объектов.
Дляусиления эффективности данных работ необходимо подгото­вить проект основныхнаправлений совершенствования экологиче­ской паспортизации, реализация которыхпозволила бы экологиче­скому паспорту стать одним из основныхнормативно-правовых до­кументов, регулирующих взаимоотношенияприродопользователей с органами охраны природы.
Вусловиях осуществления Программы приватизации важно оп­ределить место и рольтерриториальных комитетов Министерства в этой работе. В этих целях с учетоммнений субъектов федерации подготовлены и включены в Государственную программуприватиза­ции государственных и муниципальных предприятий в РоссийскойФедерации предложения по учету экологического фактора в процес­се приватизации.(Программа утверждена Указом Президента Рос­сийской Федерации от 24 декабря1993 г.)
2.3 Приватизацияи устойчивое развитие
В пункте6.33 Программы указывается, что учет экологического фактора при приватизациизаключается в проведении экологическо­го аудирования, определении требований поэкологической санации предприятий и отражению их в условиях конкурса и платнойприва­тизации; создании на предприятиях фондов экологической санации; выводечасти экологически опасных предприятий за пределы город­ских или иныхтерриторий. Соответствующие нормативно-методиче­ские документы,регламентирующие вопросы учета экологических требований при приватизации,подготовлены Минприроды РФ и Госкомимуществом России и должны быть в ближайшеевремя ут­верждены. Вместе с тем, учитывая важность учета экологического факторапри приватизации и невозможность дальнейшего промедле­ния в этом вопросе, былобы целесообразно утвердить соответствующие временные документы на уровнесубъектов федерации. Учет экологического фактора при приватизации необходимименно с точ­ки зрения региональных интересов, в ряде регионов уже на практикереализуют такие меры, как экспресс-оценка экологической опасно­стиприватизируемых предприятий, определение перечня мероприя­тий по экологическомуоздоровлению предприятий, включаемых в условия конкурса и планы приватизации. Вкачестве примера можно выделить республики Марий Эл, Коми, Архангельскую иТверскую области.
Всоответствии с планом-графиком разработки нормативных ак­тов, обеспечивающихпереход к выполнению «Основных положений государственной программыприватизации государственных и муни­ципальных предприятий в РоссийскойФедерации после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента РоссийскойФедерации от 22 июня 1994 г., Минприроды РФ совместно с Госкомимуществом Россиивелась разработка порядка учета экологического фактора, условий безопасноговедения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектахпри приватизации предприя­тий, подлежащих выводу по экологическим требованиям.Минприро­ды РФ совместно с территориальными органами охраны природыподготовлены списки экологически опасных предприятий по регио­нам страны. В1995 г. принято совместное распоряжение Госкомиму­щества и Минприроды РФ,определяющее процедуру учета экологи­ческого фактора. В соответствии с УказомПрезидента «О государст­венной стратегии Российской Федерации по охранеокружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (февраль,1994 г.) в 1994-1995 гг. разрабатывалась Концепция перехода Рос­сийскойФедерации на модель устойчивого развития, обеспечиваю­щая сбалансированноерешение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранениеблагоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала вцелях удов­летворения жизненных потребностей населения. Основными испол­нителямибыли Минэкономики, Минприроды, Минфин РФ, а также заинтересованные организации,РАН и органы исполнительной вла­сти субъектов РФ. Документ должен быть оформленв виде постанов­ления Правительства России к сентябрю 1994 г. Один из вариантовКонцепции был одобрен Всероссийским экологическим съездом в июне 1995 г.
Минприродыведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизмаприродопользования. Планируется отра­ботать такие новые направления, какразработка территориальных комплексных кадастров природных ресурсов, включаясоциально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензийна комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизмаплаты за природные ресурсы и загряз­нение окружающей среды, экологическаясертификация и паспорти­зация; создание экобанков и системы экологического страхования;учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка экологическихуслуг. Такая работа могла бы вестись более эффек­тивно при наличии Концепцииустойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том числе иэкономические, отрабатывались бы комплексно.
2.4 Направлениеприродоохранной деятельности
Глубокиеполитические и социально-экономические изменения, происшедшие в РоссийскойФедерации в последние годы, породили новые проблемы в области экономикиприродопользования. Возник­ли дополнительные факторы, негативно воздействующиена экологи­ческую ситуацию, — разрушение единого экономического простран­ства,экономический кризис, межрегиональные конфликты и прояв­ление экоэкстремизма.
Регионыи предприятия в ходе радикальных преобразований стол­кнулись с новымипроцессами, связанными с дестабилизацией фи­нансовой системы,неплатежеспособностью предприятий, ростом ин­фляции, которые в значительноймере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все этозатормозило осуществление природоохранных мероприятий.
Внастоящее время экономика России является переходной. Со­храняются элементыстарой системы управления, но появляются и получают все большее применение напрактике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован какхозяйственный меха­низм управления всей экономикой, так и соответствующий емуэкономический механизм природопользования, отвечающий пере­ходному периоду.
Исходяиз анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу,представляется, что формирование эко­номических методов управленияприродопользованием в переход­ный период будет происходить в следующихнаправлениях.
1. Учети социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала иэкологического состояния территорий. Осуществление количественного икачественного учета природных ресурсов и состо­яния окружающей среды,проведение их сравнительной и комплекс­ной социально-экономической оценки ивозможных направлений использования. Введение комплексных территориальныхкадастров природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видовприродных ресурсов.
2.Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природныхресурсов. Разработка инновационных ме­ханизмов реализации федеральных иотраслевых экологических программ. Создание эффективного механизмаосуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развитияпроизводства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организа­ций.
3.Финансово-кредитный механизм природопользования. Совер­шенствование системыфинансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей средыза счет фондов экологи­ческого страхования, экологических и других банков.Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских бан­ков,фондов, фирм и организаций к финансированию природоохран­ных мероприятий.Повышение уровня использования собственных средств предприятий наприродоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологическихинвестиционных кредитов.
4.Экологическое страхование. Внедрение обязательного и добро­вольногоэкологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих врезультате аварий. Развитие системы эко­логического страхования от стихийныхбедствий. Создание государ­ственных фондов экологического страхования иподдержки незави­симых страховых компаний.
5.Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональныхэкобанков. Создание специальных банков для реали­зации крупных экологическихфондов, для оказания ими ряда бан­ковских услуг.
6.Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологическиефонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Созданиеэффективного механизма расходования средств экофондов. Формированиеинновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на пред­приятиях.
7.Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льготпредприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющимприродоохранные ме­роприятия. Применение специального налогообложения экологиче­скивредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок наэкологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение на конкурсеили аукционе «купли-продажи» лицензий (разрешений) на право выбросазагрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственнойподдержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и кон­трольно-измерительныеприборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.
8. Формированиерынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговыхфирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельностиприродоох­ранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохран­ногоназначения. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнениюэкологических работ и услуг.
9.Платность природопользования. Развитие видов платы за поль­зование природнымиресурсами в увязке с налоговой системой. Со­вершенствование механизма платы зазагрязнение окружающей сре­ды, введение новых видов платежей.
10.Экономическое воздействие на нарушителей природоохранно­го законодательства.Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде врезультате аварий. Эконо­мический механизм разрешения межрегиональныхконфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.
11.Совершенствование организационно-экономических методов природопользования.Лимитирование и квотирование природополь­зования. Договоры и лицензии накомплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций вобласти использо­вания природных ресурсов и отходов. Формирование системы эколо­гическойсертификации и паспортизации.
12. Учетэкологического фактора при приватизации. Установле­ние порядка учетаэкологического фактора при приватизации. Фор­мирование фондов экологическойсанации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов креализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.

Заключение
Управлениеприродопользованием должно осуществляться в рамках каждой страны и каждогоуровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды.Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятийстремится нести финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большоедостижение в развитие управлением природопользованием .

Списокиспользованной литературы
1.Папенов Т.В.Экономика иприродопользование / Т.В. Папенов – М.: Московский университет, 1997. –С.233-246.
2.Голуб А.А.Экономика иприродопользование / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова – М.: Аспект пресс ,1995 –С.159-167.
3.Орлов Е.П. Природопользование /Е.П.Орлов – М.: Гриф, 1993. – С.71-73.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Метеориты
Реферат Психолого-педагогическая помощь семьям имеющих детей с нарушениеми в развитии
Реферат Cвязь гуморальных факторов гемостаза с тробогенезом при атеросклерозе у больных ишемической болезнью сердца о. И. Шушляпин; Салех С. Х. Нажар; А. Н. Шелест
Реферат Британский историк о международных аспектах гражданской войны в Испании
Реферат Формирование системы колониального управления в Африке
Реферат Состояние уровня развития и размещения винодельческой промышленности
Реферат Alcoholism Essay Research Paper alcoholism Alcoholism refers
Реферат Современное состояние финансовых ресурсов
Реферат Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса
Реферат STRESS (Стресс) (WinWord (на эстонском языке))
Реферат Українські космогонічні легенди та перекази про хрін, часник та тютюн
Реферат Организация рекламной компании как средства развития ресторанного бизнеса на примере ООО ЧЁРНАЯ
Реферат Обезболивание, премедикация и психологическая подготовка пациента при лечении кариеса
Реферат Анализ деятельности ГУ Ветстанция г. Белорецка и Белорецкого района
Реферат Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине "Инновационный менеджмент"