Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Факультет экономики и права
Кафедра финансы и менеджмент
Курсовая работа
По дисциплине ”Природопользование ”
на тему:
Управление природопользованием в России
Тула
2006
Содержание
Введение
Глава1.Формирование методов управления природопользованием в
России
1.1Исторический аспект нормативно- правовой и методической базы в
России
1.2 Платаза природные ресурсы
Глава2.Методы управления природопользованием в России
2.1Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
2.2Экологическая паспортизация
2.3Приватизация и устойчивое развитие
2.4Направление природоохранной деятельности
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Впоследние десять лет в экономике России стали формироваться тенденции активногоприменения экономических методов регулирования охраны окружающей среды ииспользования природных ресурсов. В первую очередь об этом свидетельствуютвведение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природныхресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию ииспользованию средств от взимаемых платежей.
Подобныемеханизмы уже существовали в международной практике управления природопользованиеми подтвердили свою эффективность. Основным методологическим принципомустановления платы за загрязнение окружающей среды был принцип «загрязнительплатит». Под этот принцип подводились соответствующая нормативно-правоваяи методическая базы, исходя из него решались вопросы управления иконтроля.
С 1988г. заметно усилилась работа по формированию экономического механизмаприродопользования. Этому способствовало создание специальных служб —комитетов по охране природы на федеральном, республиканском, краевом,областном, городском и районном уровнях. В союзном и российском комитетах поохране природы начали разрабатываться нормативно-методические документы повведению платы за загрязнение окружающей среды. При этом нормативы платывключали в себя затраты, связанные с частичной компенсацией ущерба,возникающего при загрязнении ОС. Однако новизна проблемы, неотработанность рядавопросов методического характера, а также противодействие со стороныпромышленных министерств требовали апробации данных предложений.
Глава1.Формирование методов управления природопользованием вРоссии
1.1 Историческийаспект нормативно- правовой и методической
базыв России
Основнымэкономическим инструментом развития природоохранной деятельности на территорииРоссии до принятия Закона РФ «Об охране окружающей среды» являласьплата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду иразмещение отходов, которая регулировалась постановлением СМ РСФСР от 9 января1991 г. №13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросызагрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения».
В 1991г. Госкомприроды РСФСР предложил Комитету по вопросам экологии и рациональногоиспользования природных ресурсов Верховного Совета Российской ФедерацииКонцепцию формирования экономического механизма природопользования в условияхперехода к рынку. На основных положениях Концепции был построен раздел III Закона «Об охране окружающейсреды», посвященный экономическому механизму охраны окружающей природнойсреды.
Законобусловливает поэтапную, эволюционную замену существующей в России налоговойсистемы на основе предварительно разработанной программы долговременнойналоговой реформы. В рамках разработки программы необходимо обосновать темпыизменения пропорций различных видов налоговых поступлений, максимальновозможные без существенных негативных последствий для экономики; определитьперечень, структуру, а также сроки принятия законодательных актов,регулирующих вопросы изменения платы за пользование различными видами природныхресурсов, законов по другим видам налогов, которые должны снижаться илиотменяться по мере увеличения платы за природопользование; разработать методическуюбазу экономической оценки всех видов природных ресурсов и на этой основепровести такую оценку; разработать методики определения платы за пользованиеразличными природными ресурсами с учетом поэтапного достижения уровня платы,соответствующего полной экономической оценке природных ресурсов.
Расчетыпоказывают, что основная часть российского бюджета, формирующаяся присуществующей структуре цен за счет:
1)налога на прибыль;
2)подоходного налога с граждан;
3)налога с оборота;
4)акцизов;
5)налога на добавленную стоимость — в действительности образуется благодаря газо-и нефтедобыче (рентному доходу) и почти полному отсутствию в структуре цен напродукцию, при производстве которой наносится ущерб окружающей среде, платы,«компенсирующей» это воздействие.
1.2 Платаза природные ресурсы
Присуществующей налоговой системе сложно ввести эффективную плату за природныересурсы. Принятые законодательные акты, регламентирующие плату за землю, недра,лес и другие природные ресурсы, не связаны между собой. Платы, определенные наоснове разной методологии и методик расчета, концентрируясь на прибыли(себестоимости) реального природопользователя, не стыкуются между собой поабсолютным размерам, источникам их покрытия, направлениям использования и т.д.В этой связи важно в условиях переходной экономики сформировать эффективнуюсистему платы за природные ресурсы, которая бы являлась составной частью налоговойсистемы в целом. Необходимо изменить, прежде всего, концепцию налогообложения,разработать такую стратегию его совершенствования, которая была бы направленана постоянное (вплоть до отражения в платежах полной величины экономическойоценки природных ресурсов) увеличение роли платы за природопользование вформировании доходной части бюджетов за счет снижения ставок других налогов.
Вкачестве первого шага в направлении экологизации налоговой системы МинприродыРФ с участием научных организаций был разработан проект Закона РоссийскойФедерации «О системе платежей за пользование природными ресурсами»,в котором определены общие принципы введения, установления, определения,взимания и использования платежей за природные ресурсы. Проект исходит изприоритетности вопроса собственности. Практической задачей является получениекомплексных социально-экономических оценок природных ресурсов (объектов),дающих возможность подойти к оценке природно-ресурсного потенциала территории вцелом.
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 7 мая 1993 г. было принято решение обэксперименте по совершенствованию учета и социально-экономической оценкеприродного ресурсного потенциала. Цель эксперимента — отработка механизмаформирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР)как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческихрешений в сфере природопользования с учетом приоритетовсоциально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природнойсреды.
Посостоянию на 31 декабря 1994 г. в эксперименте участвовал 31 субъект Федерации,администрации которых официально подтвердили свою заинтересованность в егоосуществлении и приступили к формированию территориальных межведомственныхорганов для реализации целей и задач эксперимента. Наиболее активно эта работапроводится в Московской, Ленинградской, Ярославской и Калужской областях.
Дляобеспечения мероприятий по эксперименту Минприроды РФ с участием министерств иведомств эколого-ресурсного блока и научных организаций разработало проект подназванием «Порядок формирования и ведения комплексных территориальныхкадастров природных ресурсов» и проект федеральной целевой научно-техническойпрограммы «Кадастры природных ресурсов», а также «Временныеметодические рекомендации по формированию и ведению комплексныхтерриториальных кадастров природных ресурсов», нацеленные на координациюдействий участников эксперимента на региональном уровне в рамках первого этапаэксперимента. Под руководством Минприроды РФ разработана система показателей иструктура баз данных по видам природных ресурсов в составе КТКПР, подготовленоприкладное программное обеспечение для региональных органов государственногоуправления в части комплексной информации о природно-ресурсном потенциале,разработаны природ-но-ресурсные ведомости, которые используются в ряде регионовс целью совершенствования учета природных ресурсов и налогообложения в сфереприродопользования.
Принятиев 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» сталодейственным рычагом повышения эффективности использования природных ресурсов,их сбережения и предотвращения опасного загрязнения, внедрения системыэкономического регулирования природопользования и охраны природной среды. Основныеэлементы этой системы описаны в разделе III Закона включают в себя: учет исоциально-экономическую оценку природных ресурсов, финансирование экологическихпрограмм и мероприятий, использование договоров и лицензий на комплексноеприродопользование, плату за выбросы и сбросы, размещение отходов, плат; заприродные ресурсы, вопросы формирования экологических фондов, экологическогострахования, экономического стимулирования i поддержки экологического предпринимательства. В 1992-1993 ггМинприроды РФ разработало пакет нормативно-методических документов,направленный на реализацию Закона в части экономического механизмаприродопользования.
Глава 2.Методы управления природопользованием в России
2.1 Экономическоестимулирование природоохранной
деятельности
Правовыеосновы стимулирования рационального природопользования и охраны окружающейсреды заложены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды»(ст. 24 п.1). В настоящее время экономическое стимулирование приобретает особоезначение. В Правительство Российской Федерации и в Комитет по экологииГосударственной Думы Российской Федерации были представлены
поправкив законы Российской Федерации по вопросам налогообложения, обеспечивающиеэкономическое стимулирование природоохранной деятельности.
Этимипоправками предусматривается:
—освобождение от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ природоохранного назначения, а также товаров итехнологического оборудования, ввозимых в целях ликвидации последствий аварий,катастроф и стихийных бедствий;
—уменьшение налога на прибыль предприятий и организаций на сумму средств,направляемых ими для финансовой поддержки основной деятельности природныхзаповедников, национальных природных и дендрологических парков, ботаническихсадов;
— освобождение от налога на имущество государственных внебюджетных экологическихфондов.
Вопрособ освобождении от налога на добавленную стоимость технологическогооборудования, ввозимого на территорию России, и запасных частей к нему ужерешен (см. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации „О налоге на добавленную стоимость“ от 6 декабря 1994 г.(ст.1 п.2)). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации „Онекоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различныхуровней“ значительно расширены права органов государственной власти наместах по введению на подведомственной им территории дополнительных местныхналогов и сборов и предоставлению льгот по ним. В целях стимулированияприродоохранной деятельности территории могут принимать решения по льготномуналогообложению в части налогов, которые зачисляются в местный бюджет. Практикапредоставления таких льгот предприятиям существует в Санкт-Петербурге,Ярославле.
Запоследние годы особо охраняемые территории России, в первую очередьзаповедники, оказались в крайне тяжелом финансовом положении. Возникланеобходимость дополнительного экономического обоснования необходимостисоздания и функционирования сети подобных территорий для усиления их поддержкикак на федеральном, так и на региональном уровнях. В этих целях крайне важнопровести анализ природоохранного, научно-информационного и эколого-просветительскогопотенциала особо охраняемых природных территорий, разработать в рамках,определяемых законодательством, и внедрить экономический механизмприродопользования, ориентированный на привлечение дополнительных финансовыхсредств в такие территории без ущерба их природным ресурсам (объектам).
Изданприказ Минприроды РФ № 255 о проведении эксперимента по усовершенствованиюэкономического механизма природопользования на особо охраняемых природныхтерриториях. В ходе эксперимента будут прорабатываться предложения по созданиюусловий для ведения ограниченной хозяйственной деятельности путем расширениясферы оказываемых платных услуг, в частности будет разработана нормативнаяоснова эколого-туристической деятельности на базе национальных парков,заповедников и заказников.
Крометого, потребуется также разработать и принять ряд нормативных актов,наделяющих соответствующих должностных лиц упомянутых организацийдополнительными правами в целях более успешной и оперативной их деятельности.В частности, такие права необходимы для усиления работы по сохранению природныхресурсов, их охране и воспроизводству. Они рассматривают возможностьпредъявления исков в возмещение ущерба, причиненного нарушениемприродоохранного законодательства, осуществления архитектурно-строительногоконтроля на прилегающих территориях и т.п.
Впримерный перечень объектов особо охраняемых природных комплексов, натерриториях которых в 1994-1995 гг. проводится эксперимент, входятгосзаповедники: Тебердинский, Кивач, Центральный Лесной, Байкало-Ленский;парки: Валдайский государственный природный национальный парк, природныйнациональный парк „Лосиный остров“, Прибайкальский национальный парк.В значительной степени эта задача облегчилась в связи с принятием в 1995 г. Законаоб особо охраняемых природных территориях. При реализации этого положения обэксперименте потребуется поддержка администраций субъектов федерации.
Вусловиях перехода к новым экономическим отношениям, расширения полномочийместных органов власти и самоуправления, неустойчивого политического иэкономического положения многие предприятия сами решают проблемы, связанные свхождением в рынок, что может предопределить неуправляемое, негативное развитиеэкологической ситуации. Предотвратить это положение возможно за счет развитиярынка экологических работ и услуг, создания гибкого механизма взаимодействиярыночных структур в сфере экологии, органов исполнительной власти и органовохраны природы. Как показывает зарубежный опыт, деятельность в области рынкаэкологических услуг в значительной мере регламентируется, контролируется иподдерживается государством и направлена на конкретные природоохранныемероприятия или виды деятельности.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. утверждено Положение оМинприроды РФ, в котором ему дается право на проведение лицензирования видовдеятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.Однако этого документа было недостаточно для действительного осуществления этойработы. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. „Олицензировании отдельных видов деятельности“ впервые определенакомпетенция Минприроды РФ в области лицензирования видов деятельности,связанных с:
—утилизацией, складированием, перемещением, размещением, захоронением,уничтожением промышленных и иных отходов (материалов, веществ);
—проведением экологической паспортизации, сертификации, экологическогоаудирования;
—осуществлением видов деятельности, сопряженных с работами (услугами) природоохранногоназначения.
В целяхобеспечения экологической безопасности предпринимательства подготовлен проектпостановления Правительства РФ „Об утверждении Положения о лицензированиив сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов“. В настоящее времяпроект согласован и в ближайшее время начнется лицензирование указанных видовдеятельности (в Московской, Пермской, Оренбургской областях).
В1993-1995 гг. в соответствии с решением Коллегии Минприроды была сформированасистема экологической сертификации, разработана соответствующая Федеральнаяпрограмма, которая является подпрограммой Научно-технической программы»Экологическая безопасность России" (1993-1995 гг.).
В 1994г. был разработан проект постановления Правительства РФ «О созданиифедеральной системы экологической сертификации». Однако рассмотрениепроекта постановления отнесено на более поздний срок в связи с отсутствиемнеобходимой правовой базы, определяющей сферу действия и объекты экологическойсертификации. Была продолжена и работа по подготовке к регистрации вГосстандарте России системы добровольной экологической сертификации.
МинприродыРФ совместно с другими организациями принимало участие в подготовке УказаПрезидента России от 19 августа 1993 г. «Об особенностях приватизации и дополнительныхмерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслейпромышленности» и постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г.«О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальныхобъектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности,использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии».
Всоответствии с этими документами проводилась разработка экологическихтребований и перечня экологически вредных технологий, используемых на предприятияхГоскомоборонпрома России. С целью повышения эффективности этих работ в июле1994 г. было подписано Соглашение «О взаимодействии Минприроды России,Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по сертификацииэкологической безопасности производств предприятий и организаций оборонныхотраслей промышленности».
В связис выходом постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. «О порядкевыдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техникибоеприпасов» и во исполнение соглашения между Минприроды России иГоскомоборонпромом России был подготовлен и подписан приказ Министра от 29декабря 1994 г. «О временном порядке выдачи заключения о выполнениитребований экологической безопасности производств предприятий ГоскомоборонпромаРоссии».
Основныедокументы и материалы по экологической сертификации рассматривались намежрегиональных совещаниях и были направлены в территориальные органы. На ихоснове в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татарстан,Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).
В1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоединения России кГенеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработкаМеморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе былиучтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирования торговли.
Остаетсянерешенной проблема освобождения от выплаты таможенных пошлин закупаемого заграницей природоохранного оборудования; такие вопросы возникают у многихрегионов. По Свердловской области, например, с участием Минприроды РФ былположительно решен вопрос освобождения от таможенных пошлин закупленных в ФРГдвух передвижных комплексных лабораторий. Каждый раз при возникновении подобныхпроблем решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом проблема нерешена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил представленныеМинприроды РФ предложения в проект Закона РФ «О внесении изменений идополнений в законы РФ по вопросам налогообложения» в части, касающейсяст.35 Закона РФ «О таможенном тарифе» о распространении таможенныхльгот на ввоз (вывоз) товаров «прямого природоохранного назначения».
2.2Экологическая паспортизация
Продолжаетсяработа по совершенствованию экологической паспортизации на территорииРоссийской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначностьвзглядов на эту проблему, ее решение приняло широкие масштабы. В настоящеевремя в различных регионах составлено и согласовано значительное числоэкологических паспортов предприятий, оказывающих негативное воздействие наокружающую природную среду. По данным, полученным из 59 регионов, к 1 сентября1994 г. составлено и согласовано более 20 тыс. экологических паспортов, в томчисле промышленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимсяданным, в 43 природоохранных комитетах субъектов Федерации информацияэкологических паспортов введена в базу данных об экологической обстановке ииспользуется в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в областиохраны окружающей среды и природопользования.
Совершенствованиеэкопаспортов позволит применять их данные при приватизации объектов,экологическом страховании, сертификации производств и процессов,лицензировании природопользования, экологическом аудировании. Ни один из ранеедействующих экологических документов не создает таких широких возможностей.
Требуетсяразработать макеты экологических паспортов сельскохозяйственного,лесохозяйственного, транспортного предприятий, объектов Минобороны и другихотраслей. Все макеты должны предусматривать возможность машинной обработкиинформации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических паспортовкак составную часть единой государственной системы мониторинга иГосударственной экологической информационной системы (ГЭИС). В настоящее времяКировским областным комитетом проводится работа по созданию макетаэкологического паспорта природопользователя, построенного на новых принципах иявляющегося первичной базой данных о воздухе, воде, почве, отходах. Разрабатываемыймакет экологического паспорта позволяет сформировать формы статистическойотчетности для любого уровня управления, тома ПДС, ПДВ предприятия, города,территории и стыкуется с комплексным территориальным кадастром природныхресурсов.
С 1994г. активизировалась работа министерств и ведомств по созданию макетовэкологических паспортов, отражающих отраслевую специфику предприятий.Департаментом речного транспорта, Минтранса РФ разработан и согласован сМинприроды РФ макет экологического паспорта речного порта. Минсельхозпрод РФподготовил проект макета экологического паспорта сельскохозяйственногопредприятия, который в настоящее время проходит производственную апробацию внескольких регионах страны.
ГоскомоборонпромРФ завершает работу над макетом экологического паспорта судостроительногозавода, проводящего работы по строительству, ремонту и обслуживанию судов сядерными энергоустановками. Следует отметить, что рад зарубежных организаций,в частности из Швеции, заинтересовались работой по созданию экопаспортовсельхозпредприятий. Планируется провести совместное мероприятие по даннойпроблеме.
Проводитсяработа по экологической паспортизации военных объектов. Военно-космическимисилами разрабатывается документация по паспортизации космодромов, пунктовзапуска ракет и объектов, связанных с их обеспечением и обслуживанием.Росгидромет проводит работы по паспортизации объектов гидрометеорологии.Минприроды РФ осуществляет научно-исследовательские работы по макетамэкологических паспортов территорий и особо опасных промышленных объектов.
Дляусиления эффективности данных работ необходимо подготовить проект основныхнаправлений совершенствования экологической паспортизации, реализация которыхпозволила бы экологическому паспорту стать одним из основныхнормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношенияприродопользователей с органами охраны природы.
Вусловиях осуществления Программы приватизации важно определить место и рольтерриториальных комитетов Министерства в этой работе. В этих целях с учетоммнений субъектов федерации подготовлены и включены в Государственную программуприватизации государственных и муниципальных предприятий в РоссийскойФедерации предложения по учету экологического фактора в процессе приватизации.(Программа утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря1993 г.)
2.3 Приватизацияи устойчивое развитие
В пункте6.33 Программы указывается, что учет экологического фактора при приватизациизаключается в проведении экологического аудирования, определении требований поэкологической санации предприятий и отражению их в условиях конкурса и платнойприватизации; создании на предприятиях фондов экологической санации; выводечасти экологически опасных предприятий за пределы городских или иныхтерриторий. Соответствующие нормативно-методические документы,регламентирующие вопросы учета экологических требований при приватизации,подготовлены Минприроды РФ и Госкомимуществом России и должны быть в ближайшеевремя утверждены. Вместе с тем, учитывая важность учета экологического факторапри приватизации и невозможность дальнейшего промедления в этом вопросе, былобы целесообразно утвердить соответствующие временные документы на уровнесубъектов федерации. Учет экологического фактора при приватизации необходимименно с точки зрения региональных интересов, в ряде регионов уже на практикереализуют такие меры, как экспресс-оценка экологической опасностиприватизируемых предприятий, определение перечня мероприятий по экологическомуоздоровлению предприятий, включаемых в условия конкурса и планы приватизации. Вкачестве примера можно выделить республики Марий Эл, Коми, Архангельскую иТверскую области.
Всоответствии с планом-графиком разработки нормативных актов, обеспечивающихпереход к выполнению «Основных положений государственной программыприватизации государственных и муниципальных предприятий в РоссийскойФедерации после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента РоссийскойФедерации от 22 июня 1994 г., Минприроды РФ совместно с Госкомимуществом Россиивелась разработка порядка учета экологического фактора, условий безопасноговедения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектахпри приватизации предприятий, подлежащих выводу по экологическим требованиям.Минприроды РФ совместно с территориальными органами охраны природыподготовлены списки экологически опасных предприятий по регионам страны. В1995 г. принято совместное распоряжение Госкомимущества и Минприроды РФ,определяющее процедуру учета экологического фактора. В соответствии с УказомПрезидента «О государственной стратегии Российской Федерации по охранеокружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (февраль,1994 г.) в 1994-1995 гг. разрабатывалась Концепция перехода РоссийскойФедерации на модель устойчивого развития, обеспечивающая сбалансированноерешение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранениеблагоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала вцелях удовлетворения жизненных потребностей населения. Основными исполнителямибыли Минэкономики, Минприроды, Минфин РФ, а также заинтересованные организации,РАН и органы исполнительной власти субъектов РФ. Документ должен быть оформленв виде постановления Правительства России к сентябрю 1994 г. Один из вариантовКонцепции был одобрен Всероссийским экологическим съездом в июне 1995 г.
Минприродыведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизмаприродопользования. Планируется отработать такие новые направления, какразработка территориальных комплексных кадастров природных ресурсов, включаясоциально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензийна комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизмаплаты за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологическаясертификация и паспортизация; создание экобанков и системы экологического страхования;учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка экологическихуслуг. Такая работа могла бы вестись более эффективно при наличии Концепцииустойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том числе иэкономические, отрабатывались бы комплексно.
2.4 Направлениеприродоохранной деятельности
Глубокиеполитические и социально-экономические изменения, происшедшие в РоссийскойФедерации в последние годы, породили новые проблемы в области экономикиприродопользования. Возникли дополнительные факторы, негативно воздействующиена экологическую ситуацию, — разрушение единого экономического пространства,экономический кризис, межрегиональные конфликты и проявление экоэкстремизма.
Регионыи предприятия в ходе радикальных преобразований столкнулись с новымипроцессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы,неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительноймере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все этозатормозило осуществление природоохранных мероприятий.
Внастоящее время экономика России является переходной. Сохраняются элементыстарой системы управления, но появляются и получают все большее применение напрактике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован какхозяйственный механизм управления всей экономикой, так и соответствующий емуэкономический механизм природопользования, отвечающий переходному периоду.
Исходяиз анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу,представляется, что формирование экономических методов управленияприродопользованием в переходный период будет происходить в следующихнаправлениях.
1. Учети социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала иэкологического состояния территорий. Осуществление количественного икачественного учета природных ресурсов и состояния окружающей среды,проведение их сравнительной и комплексной социально-экономической оценки ивозможных направлений использования. Введение комплексных территориальныхкадастров природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видовприродных ресурсов.
2.Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природныхресурсов. Разработка инновационных механизмов реализации федеральных иотраслевых экологических программ. Создание эффективного механизмаосуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развитияпроизводства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организаций.
3.Финансово-кредитный механизм природопользования. Совершенствование системыфинансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей средыза счет фондов экологического страхования, экологических и других банков.Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских банков,фондов, фирм и организаций к финансированию природоохранных мероприятий.Повышение уровня использования собственных средств предприятий наприродоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологическихинвестиционных кредитов.
4.Экологическое страхование. Внедрение обязательного и добровольногоэкологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих врезультате аварий. Развитие системы экологического страхования от стихийныхбедствий. Создание государственных фондов экологического страхования иподдержки независимых страховых компаний.
5.Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональныхэкобанков. Создание специальных банков для реализации крупных экологическихфондов, для оказания ими ряда банковских услуг.
6.Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологическиефонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Созданиеэффективного механизма расходования средств экофондов. Формированиеинновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях.
7.Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льготпредприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющимприродоохранные мероприятия. Применение специального налогообложения экологическивредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок наэкологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение на конкурсеили аукционе «купли-продажи» лицензий (разрешений) на право выбросазагрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственнойподдержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительныеприборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.
8. Формированиерынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговыхфирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельностиприродоохранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохранногоназначения. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнениюэкологических работ и услуг.
9.Платность природопользования. Развитие видов платы за пользование природнымиресурсами в увязке с налоговой системой. Совершенствование механизма платы зазагрязнение окружающей среды, введение новых видов платежей.
10.Экономическое воздействие на нарушителей природоохранного законодательства.Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде врезультате аварий. Экономический механизм разрешения межрегиональныхконфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.
11.Совершенствование организационно-экономических методов природопользования.Лимитирование и квотирование природопользования. Договоры и лицензии накомплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций вобласти использования природных ресурсов и отходов. Формирование системы экологическойсертификации и паспортизации.
12. Учетэкологического фактора при приватизации. Установление порядка учетаэкологического фактора при приватизации. Формирование фондов экологическойсанации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов креализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.
Заключение
Управлениеприродопользованием должно осуществляться в рамках каждой страны и каждогоуровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды.Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятийстремится нести финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большоедостижение в развитие управлением природопользованием .
Списокиспользованной литературы
1.Папенов Т.В.Экономика иприродопользование / Т.В. Папенов – М.: Московский университет, 1997. –С.233-246.
2.Голуб А.А.Экономика иприродопользование / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова – М.: Аспект пресс ,1995 –С.159-167.
3.Орлов Е.П. Природопользование /Е.П.Орлов – М.: Гриф, 1993. – С.71-73.