Реферат по предмету "Экология"


Мировой океан как единая система

Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары.
Экономический факультет
Кафедра социальной экологии

Курсовая работа
по дисциплине «Учение о биосфере»
на тему: Мировой океан как единая система.

Работу выполнила студентка
2 курса очного отделения
экономического факультета
гр. ДЭ-1-08 Семенова Н.Н.
Научный руководитель:
к. б. н., доцент Налимова Н.В.
Чебоксары 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Мировой океан и его части
1.1 Строение Мирового океана
1.2 Части Мирового океана
Глава 2. Ресурсы Мирового океана
Глава 3. Проблемы мирового океана
Заключение
Список использованных источников
Введение
Мы привыкли называть своюпланету Землей, хотя из космоса она кажется голубой. Этот цвет объясняется тем,что 3/4 поверхности планеты покрыто сплошной пеленой воды — океанами и морями — и лишь немногим более 1/4 остается на долю суши. Поверхность Мирового океана исуши качественно различна, но они не изолированы друг от друга: между нимипроисходит постоянный обмен веществами и энергией. Огромная роль в этом обменепринадлежит круговороту воды в природе.
Научный подход к решению проблемокеана заключается в изучении закономерностей функционирования его как единойприродной системы, определении пространственной и функциональнойнеоднородности, выяснении характера и интенсивности антропогенного воздействияна разные блоки океанической природно-хозяйственной системы. Чтобы понятьцелое, необходимо рассмотреть взаимодействие его частей.
Океан неоднороден пофизико-географическим условиям. Элементы его структуры, отличающиеся похарактеру природных процессов, разделяют так называемые активные граничныеповерхности, являющиеся в то же время областями бурно протекающих биологическихпроцессов:
1) контакт поверхностной толщиокеана с атмосферой;
2) контакт океана с сушей (морскиемелководья, шельф);
3) контакт океана с дном.
Деятельность человека уже охватываетпрактически всю акваторию океана, но локализуется в тонких контактных зонах: поверхностнаязона служит для рыболовства и мореплавания; прибрежная зона — дляполучения биологических, минеральных, энергетических, рекреационных ресурсов,интенсивного жилого и промышленного строительства; дно океана — вперспективе область добычи полезных ископаемых.
Океаны представляют собойогромные впадины в рельефе Земли. В эти впадины устремляется практически весьсток поверхностных вод суши, промывая самые отдаленные участки земнойповерхности.
Изучение Мирового океана — оченьважный процесс. Так как существует постоянный обмен водными массами между егочастями, деление Мирового океана на части во многом является условным ипретерпевает исторические изменения. Изменения в одной части Мирового океанаприводит к соответствующим изменениям в других его частях. Сейчас это особенноактуально, так как сильное загрязнение океанов снизило биологическуюпродуктивность Мирового океана в целом.
Цель курсовой работы: изучить Мировойокеан как единую систему. В соответствии с этим были поставлены следующиезадачи:
рассмотреть части Мировогоокеана;
изучить ресурсы мирового океана;
исследовать проблемы Мировогоокеана.
Объект исследования: Мировойокеан, предмет — единство Мирового океана. Методы исследования:
1) теоретический;
2) синтез;
3) анализ.
Объем курсовойработы — ___ страниц. Работавключает в себя вводную часть, 3 главы основной части, заключение и список использованных источников, ссодержащий 26наименований.
Глава 1. Мировой океан и его части
 1.1 Строение Мирового океана
Прежние представления о днеМирового океана как о единой равнинной области объяснялись недостаточностьюфактических данных о подводной части нашей планеты. В результате длительногоисследования Мирового океана накопились сведения, позволившие утверждать, чтодно океана устроено не менее сложно, чем материк. Так же, как и на суше, нарельеф океанического дна большое влияние оказали экзогенные (внешние) иэндогенные (внутренние) процессы. Внутренние вызывают вертикальные игоризонтальные перемещения участков земной коры, землетрясения и извержениявулканов. Они создают, как и на суше, крупные формы рельефа[1].
К внешним процессам, формирующимдно океана, относится осадкообразование, то есть оседание и накоплениепродуктов разрушения горных пород. Распределение и перемещение их происходитпод влиянием океанических течений в Мировом океане.
В настоящее время в рельефе днаокеана выделяют следующие части:
1) шельф,или материковая отмель;
2) материковый склон;
3) ложе мирового океана.
Шельф — это прилегающая к берегуплоская или немного наклонная подводная часть. Шельф оканчивается перегибом дна- бровкой. Глубина шельфа не превышает 200 метров, а ширина может бытьразличной: в морях Северного Ледовитого океана, у северного побережьяАвстралии, в Беринговом, Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях оннаиболее широкий, а у западных берегов Северной и Южной Америки тянется узкойполосой вдоль берега. Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Этосамая продуктивная его часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктови многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ. В 1982году конвенция ООН установила 200-мильную экономическую зону и юридическуювнешнюю границу шельфа, до которой распространяются права прибрежногогосударства.
Материковый склон — эта частьокеанического дна лежит ниже границы шельфа (от бровки) до глубин в 2000 метров.Она имеет крутые склоны в 15-20°, а иногда и до 40°. Материковый склон сильнорасчленен ступенями и боковыми ложбинами. На нем встречаются котловины ивозвышенности. Под действием силы тяжести по материковому склону перемещаютсябольшие массы разрушенных горных пород, нередко даже в виде огромных оползней,и откладываются на океаническом дне. Материковый склон занимает 12% площадиМирового океана. Продуктивность его значительно ниже, чем у шельфа. Растительныймир беден из-за недостатка света. Животные ведут придонный образ жизни. Материковыйсклон переходит в ложе океана.
Ложе Мирового океана — онорасполагается на глубине от 2500 до 6000 метров и занимает 3/4 площади Мировогоокеана. Продуктивность этого участка самая низкая, так как климатические особенности,сильная соленость (до 35%о) не позволяют развиваться здесь богатому животному ирастительному миру.
Ложе океана имеет сложный рельеф.Наиболее интересной его формой являются срединно-океанические хребты, открытиекоторых произошло в пятидесятые годы XX века. Это крупнейшие формы рельефа днаМирового океана, образующие единую систему горных сооружений, протяженностьюболее 60000 км. Они представляют собой валообразные поднятия океаническойземной коры. Относительная высота их 3-4 км, ширина до 2000 км. Вдоль осиподнятия обычно проходит разлом, представляющий собой ущелье. Оно делитподнятие на две части, склоны которого круто обрываются к ущелью и полого всторону ложа океана. На дне ущелья обнаруживаются излияния базальтовой магмы,горячие источники, а на склонах хребтов располагаются вулканы. Хребты сложенымагматическими горными породами, почти не прикрытыми осадочными. Срединно-океаническиехребты разбиты поперечными разломами, с которыми связана вулканическаядеятельность и землетрясения, так как здесь проходят границы литосферных плит. Там,где вершины океанических хребтов выходят на поверхность, образуются острова (например,Исландия). Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет М.В. Ломоносова вСеверном Ледовитом океане).
Между подводными хребтамипростираются обширные глубоководные котловины (более 4000 метров). Рельеф ихдна выровнен морскими отложениями. В основном поверхность котловинмелкохолмистая. Над дном котловин поднимаются высокие конусы вулканов. Действующиеизвергают лаву, которая разносится водными потоками и оседает на дно. Вершиныпотухших вулканов выровнены, они имеют плоскую форму. Выравнивание вершин этихвулканов происходит с помощью океанических течений. Поднимаясь над водой,вершины вулканов образуют острова (например, Гавайские) [2].
Дно океанов покрыто морскимиосадками. По происхождению они бывают материковыми и океаническими.
Материковые осадки образовалисьпутем смытия их с суши. Они покрывают главным образом шельф океана, и местамиих толщина достигает 4000 м. У самого берега здесь часто отлагается галька,песок, оседают самые мелкие частицы, образующие глину. Материковые осадкипокрывают примерно 1/4 всей поверхности морского дна.
Океанические осадки, порожденныесамим океаном, покрывают 3/4 поверхности морского дна, но толщина их непревышает 200 м. Это прежде всего остатки обитателей океана. Здесь же оседает ивулканический пепел, который при извержении вулканов разносится иногда натысячи километров вокруг. Все это образует тончайший ил. Он накапливается надне океана очень медленно, примерно 1 см за 2000 лет. Чем ближе к берегам, чемнакопление осадков идет быстрее: в центральной части Черного моря слой в 1 смнакапливается за 25-40 лет, а у берегов — за 5-6 лет.
 1.2 Части Мирового океана
Мировой океан един, хоть исильно расчленен. Площадь его составляет 361 млн. км². Мировой океанделится на пять основных частей:
Тихий океан — самый большой исамый глубокий океан Земли;
Атлантический — второй повеличине океан Земли;
Индийский океан — на его площадивполне могли бы поместиться три материка. Практически полностью находится вюжном полушарии;
Северный Ледовитый — самыймаленький, самый холодный океан нашей планеты.
Южный океан.
Объем воды Мирового океана 1 338000 000 км. куб., средняя его глубина 3700 м., максимальная — 11022 м. Эти 5океанов представляют собой не обособленные водные бассейны, а единыйокеанический массив с условными границами. Океаны в свою очередь делятся начасти. В них выделяют моря, заливы, проливы[3].
Части океана, впадающие в сушу иотделенные от океана островами или полуостровами, а также возвышениямиподводного рельефа, называются морями.
Поверхность моря называетсяакваторией. Часть акватории моря определенной ширины, тянущаяся полосой вдолькакого-либо государства, называется территориальными водами. Они входят всостав данного государства. Международное право не допускает расширениятерриториальных вод за пределы 12 морских миль (1 морская миля равна 1852 метра).Двенадцатимильную зону признали около 100 государств, в том числе и наше, а 22страны самовольно установили более широкие территориальные воды. За пределамитерриториальных вод расположено открытое море, которое находится в общемпользовании всех государств.
Часть моря или океана, глубоковпадающая в сушу, но свободно сообщающаяся с ним, называется заливом. Посвойствам воды, течениям, живущим в них организмам заливы обычно малоотличаются от морей и океанов.
В ряде случаев части океановназываются морями или заливами неправильно: так, заливы Персидский,Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский по своим гидрологическим режимам следуетотнести к морям, тогда как море Бофорта (Северная Америка) должно называтьсязаливом. В зависимости от причин возникновения, размеров, конфигурации, степенисвязи с основным водоемом среди заливов различают: бухты — небольшие акватории,более или менее обособленные береговыми мысами или островами и обычно удобныедля устройства порта или стоянки судов;
Эстуарии — воронкообразныезаливы, образующиеся в устьях рек под воздействием морских течений и высокихприливов (лат. aestuanum — затопляемое устье рек). Эстуарии образуются привпадении в моря Енисея, Темзы и реки Святого Лаврентия;
Фьорды (норв. fjord) — узкие иглубокие заливы с высокими и скалистыми берегами. Эти заливы иногда вдаются всушу на 200 км, при глубине в 1000 метров и более. Образовались фьорды врезультате затопления морем тектонических разломов и речных долин, обработанныхледником. Распространены фьорды по берегам Скандинавского полуострова,Гренландии, Аляски, Новой Зеландии. В России — на Кольском полуострове, НовойЗемле, Чукотке;
Лагуны (лат, lacus — озеро) — неглубокиезаливы, отделенные от моря узкими песчаными косами и соединенные с ним проливом.Из-за слабой связи с морем в низких широтах лагуна имеет более высокуюсоленость, а в высоких и при впадении крупных рек их соленость ниже морской. Слагунами связаны многие залежи полезных ископаемых, так как при впадениикрупных рек в лагуну в ней накапливаются различные осадки;
Лиманы (греч. limen — гавань,бухта). Эти заливы сходны с лагунами и образуются при затоплении моремрасширенных устьев равнинных рек: Образование лимана связано и с опусканиембереговой полосы. Так же, как и в лагуне, вода в лимане имеет значительную соленость,но, кроме этого, содержит и лечебные грязи. Хорошо выражены эти заливы поберегам Черного и Азовского морей. Лиманы в Балтийском море и в Южном полушарииназывают гафами (нем. haff — залив). Образуются гафы в результате действиявдоль береговых течений и прибоев;
Губа — морской залив в устьереки. Это поморское (народное) название больших и малых заливов, в которыевпадают реки. Это заливы мелководные, вода в них сильно опреснена и по цветурезко отличается от морской, дно в заливах покрывают речные отложения,вынесенные рекой. На севере России расположена Онежская губа, Двинская губа,Обская губа, Чешская губа и др.
Части Мирового океана (моря,океаны, заливы) соединяются между собой проливами.
Пролив — сравнительно широкоеводное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков, острововили полуостровов. По ширине проливы очень различны. Пролив Дрейка, соединяющийТихий и Атлантический океаны, около 1000 км шириной, а Гибралтарский пролив,соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, в самом узком месте нешире 14 км.
Итак, Мировой океан как частьгидросферы состоит из океанов, морей, заливов и проливов. Все они связаны междусобой. В океане, как и в атмосфере, нет резких природных границ, все они болееили менее постепенны. Здесь осуществляется глобальный механизм трансформацииэнергии и обмена веществ. Единство океана как водной массы обеспечивается еенепрерывным движением как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях,благодаря непрерывному круговороту воды в природе.
Глава 2. Ресурсы Мирового океана
В наше время, «эпохуглобальных проблем», Мировой океан играет всё большую роль в жизничеловечества. Являясь огромной кладовой минеральных, энергетических,растительных и животных богатств, которые — при рациональном их потреблении иискусственном воспроизводстве — могут считаться практически неисчерпаемыми,Океан способен решить одни из самых остро стоящих задач: необходимостьобеспечения быстро растущего населения продуктами питания и сырьём дляразвивающейся промышленности, опасность энергетического кризиса, недостатокпресной воды.
Основной ресурс Мирового океана- морская вода. Она содержит 75 химических элементов, среди которых такиеважные, как уран, калий, бром, магний. И хотя основной продукт морской воды всёещё поваренная соль — 33% от мировой добычи, но уже добываются магний и бром,давно запатентованы методы получения целого ряда металлов, среди них инеобходимые промышленности медь и серебро, запасы которых неуклонно истощаются,когда как в океанских водах их содержится до полмиллиарда тонн. В связи сразвитием ядерной энергетики существуют неплохие перспективы для добычи урана идейтерия из вод Мирового океана, тем более что запасы урановых руд на землеуменьшаются, а в Океане его 10 миллиардов тонн, дейтерий вообще практическинеисчерпаем — на каждые 5000 атомов обычного водорода приходится один атомтяжелого. Помимо выделения химических элементов морская вода может бытьиспользована для получения необходимой человеку пресной воды. Сейчас имеется вналичии много промышленных методов опреснения: применяются химические реакции,при которых примеси удаляются из воды; солёную воду пропускают черезспециальные фильтры; наконец, производится обычное кипячение. Но опреснение неединственная возможность получения пригодной для питья воды. Существуют донныеисточники, которые всё чаще обнаруживаются на континентальном шельфе, то есть вобластях материковой отмели, прилегающей к берегам суши и имеющее одинаковое сней геологическое строение. Один из таких источников, расположенный у береговФранции — в Нормандии, дает такое количество воды, что его называют подземнойрекой[4].
Минеральные ресурсы Мировогоокеана представлены не только морской водой, но и тем, что «под водой».Недра океана, его дно богаты залежами полезных ископаемых. На континентальномшельфе находятся прибрежные россыпные месторождения — золото, платина; встречаютсяи драгоценные камни — рубины, алмазы, сапфиры, изумруды. Например, вблизиНамибии идут подводные разработки алмазного гравия уже с 1962 года. На шельфе ичастично материковом склоне Океана расположены большие месторожденияфосфоритов, которые можно использовать в качестве удобрений, причём запасовхватит на ближайшие несколько сот лет. Самый же интересный вид минеральногосырья Мирового океана — это знаменитые железомарганцевые конкреции, которымипокрыты громадные по площади подводные равнины. Конкреции представляют собойсвоеобразный «коктейль» из металлов: туда входят медь, кобальт,никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца. Местаих расположения общеизвестны, но результаты промышленной разработки пока ещёочень скромны. Зато полным ходом идёт разведка и добыча океанской нефти и газана прибрежном шельфе, доля морской добычи приближается к 1/3 мировой добычиэтих энергоносителей. В особо крупных размерах идёт разработка месторождений вПерсидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяныеплатформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном иКаспийском морях. Мексиканский залив к тому же знаменит открытым во времяразведки нефти месторождением серы, которая вытапливается со дна с помощьюперегретой воды. Другой, пока ещё нетронутой кладовой океана являются глубинныерасщелины, где образуется новое дно. Так, например, горячие (более 60 градусов)и тяжелые рассолы Красноморской впадины содержат огромные запасы серебра,олова, меди, железа и других металлов. Всё более и более важное значениепринимает добыча материалов на мелководье. Вокруг Японии, к примеру, отсасываютпо трубам подводные железосодержащие пески, страна добывает из морских шахтоколо 20% угля — над залежами породы сооружают искусственный остров и бурятствол, вскрывающий угольные пласты.
Многие природные процессы,происходящие в Мировом океане, — движение, температурный режим вод — являютсянеистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливнойэнергии Океана оценивается от 1 до 6 миллиардов кВтч. Это свойство приливов иотливов использовалось во Франции аж в средние века: в XII веке строилисьмельницы, колёса которых приводились в движение приливной волной. В наши дни воФранции существуют современные электростанции, использующие тот же принципработы: вращение турбин при приливе происходит в одну сторону, а при отливе — вдругую[5].
Главное богатство Мировогоокеана — это его биологические ресурсы (рыба, зоо — и фитопланктон и другие). БиомассаОкеана насчитывает 150 тыс. видов животных и 10 тыс. водорослей, а её общийобъём оценивается в 35 миллиардов тонн, чего вполне может хватить, чтобыпрокормить 30 миллиардов! человек. Вылавливая ежегодно 85-90 миллионов тоннрыбы, на неё приходится 85% от используемой морской продукции, моллюсков,водорослей, человечество обеспечивает около 20% своих потребностей в белкахживотного происхождения. Живой мир Океана — это огромные пищевые ресурсы,которые могут быть неистощимыми при правильном и бережном их использовании. Максимальныйвылов рыбы не должен превышать 150-180 миллионов тонн в год: превзойти этотпредел очень опасно, так как произойдут невосполнимые потери. Многие сорта рыб,китов, ластоногих вследствие неумеренной охоты почти исчезли из океанских вод,и неизвестно, восстановится ли когда-нибудь их поголовье. Но население Землирастёт бурными темпами, всё больше нуждаясь в морской продукции. Существуетнесколько путей поднятия её продуктивности. Первый — изымать из океана нетолько рыбу, но и зоопланктон, часть которого — антарктический криль — ужепошла в пищу. Можно без всякого ущерба для Океана вылавливать его в гораздобольших количествах, чем вся добываемая в настоящее время рыба. Второй путь — использованиебиологических ресурсов открытого Океана. Биологическая продуктивность Океанаособенно велика в области подъёма глубинных вод. Один из таких апвеллинговАпвеллинг — подъём вод из глубины водоёма к поверхности. Вызывается устойчиводующими ветрами, которые сгоняют поверхностные воды в сторону открытого моря, ав замен на поверхность поднимаются воды нижележащих слоёв., расположенный упобережья Перу, даёт 15% мировой добычи рыбы, хотя площадь его составляет неболее двух сотых процента от всей поверхности Мирового океана. Наконец, третийпуть — культурное разведение живых организмов, в основном в прибрежных зонах. Всеэти три способа успешно опробованы во многих странах мира, но локально, поэтомупродолжается губительный по своим объёмам вылов рыбы. В конце ХХ века наиболеепродуктивными акваториями считаются Норвежское, Берингово, Охотское, Японскоеморя[6].
В последние годы в мире всеболее широкое распространение находит разведение некоторых видов организмов наискусственно созданных морских плантациях. Эти промыслы называютсямарикультурой. Развитие марикультуры имеет место в Японии (устрицы-жемчужницы),Китае (устрицы-жемчужницы), США (устрицы и мидии), Франции (устрицы), Австралии(устрицы), Нидерландах (устрицы, мидии), средиземноморских странах Европы (мидии).В России, в морях Дальнего Востока, выращивают морскую капусту (ламинарию),морских гребешков.
Океан, будучи кладовойразнообразнейших ресурсов, также является бесплатной и удобной дорогой, котораясвязывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспортобеспечивает почти 80% перевозок между странами, служа развивающемуся мировомупроизводству и обмену[7].
Решить проблему энергетическогокризиса на морских и океанических побережьях помогают электростанции,работающие на энергии приливов и отливов. Также с помощью прибоев работаютмельницы. Существуют проекты, благодаря которым не потребуется устройствоплотин, этих страшных тромбов на реках, для накопления воды — в том числепитьевой и перестанет угрожать необходимость устройства обводных каналов — ледникиСеверного океана могут напоить пустыни.
На основании обобщения материаламожно сделать вывод, что Мировой океан — будущее человечества. В его водахобитают многочисленные организмы, многие из которых являются ценным биоресурсомпланеты, а в толще земной коры, покрытой Океаном — большая часть всехминеральных ресурсов Земли. Несмотря на огромные перспективы использования недрмирового океана, а также его энергии приливов, волн и др., человечество наданном этапе своего технического развития сосредоточилось в основном на добыченефти и газа в легкодоступных приконтинентальных районах и активном (вплоть доугрозы истребления) вылове биомассы морей и океанов Земли.
Глава 3. Проблемы мирового океана
Бурное развитие техники итехнологии привело к вовлечению в хозяйственный оборот ресурсов океана, а егопроблемы приобрели глобальный характер. Этих проблем достаточно много. Онисвязаны с загрязнением океана, снижением его биологической продуктивности,освоением минеральных и энергетических ресурсов. Использование океана особенноувеличивалось за последние годы, что резко усилило нагрузку на него. Интенсивнаяхозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению вод. Особеннопагубно сказываются на экологической обстановке в Мировом океане авариинефтеналивных судов, буровых платформ, слив загрязненной нефтью воды с судов. Особеннозагрязнены окраинные моря: Северное, Балтийское, Средиземное, Персидский залив.
Загрязняются воды Мировогоокеана и отходами промышленности, и бытовыми отходами и мусором. Помимо этогосуществуют и другие источники загрязнения Мирового океана.
Изменения происходят во всёвозрастающих масштабах в результате вырубки лесов, распашки обширных площадей,гидротехнических мероприятий, влияющих на речной сток и режим грунтовых вод,забора большого количества речных, подземных и озерных вод, и в особенности ихзагрязнения. Соответственно с этим меняется жидкий, газообразный и твёрдый стокв моря и океаны. Морские воды загрязняются в результате захоронения различныхотходов, выброса мусора и нечистот с кораблей, к сожалению, частых аварий. ВТихий океан ежегодно сбрасывается около 9 млн. т отходов, в воды Атлантики — свыше30 млн. т. Океаны и моря загрязняются такими вредными для них веществами, какнефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы. В марте 1995 года вКалифорнийском заливе было обнаружены трупы 324 дельфинов и 8 китов. По мнениюспециалистов главной причиной трагедии стало воздействие именно этих веществ. Газообразныетоксические вещества, как окись углерода, двуокись серы, поступают в морскуюводу из атмосферы. По подсчетам Калифорнийского технологического института, вМировой океан с дождями ежегодно осаждается 50 тыс. т свинца, попадающего ввоздух с выхлопными газами автомобилей. В городах близ береговой линии вморской воде нередко обнаруживается патогенная микрофлора. Степеньзагрязненности постоянно растет. Способности воды к самоочищению поройоказывается недостаточной, чтобы справиться с постоянно увеличивающимсяколичеством сбрасываемых отходов. Под влиянием течений загрязненияперемешиваются и очень быстро распространяются, оказывая вредное воздействие назоны, богатые животными и растительностью, нанося серьезный ущерб состояниюморских экосистем. Человечество губит само себя[8].
К числу наиболее вредныххимических загрязнений относятся нефть и нефтепродукты. Ежегодно в океанпопадает более 10 млн. т нефти. Загрязняют поверхность танкеры, утечка сырьяпри бурении.
Нефть и вода не смешиваются, а вокеан случайно или преднамеренно ежегодно сливается несколько миллионов тонннефтепродуктов. Особенно дурной славой пользуются аварийные разливы нефти. В1967 году в результате крушения танкера “Торри Каньон” почти 100 тысяч тоннсырой нефти, попав в воду близ мыса Лендсэнд, покрыли многие километрыанглийского и французского побережья толстым слоем чёрной грязи и погубилимного тысяч морских птиц; особенно пострадали те, которые добывают пищу споверхности воды, как например, — чистик. Крушения танкеров происходят ежегодно.Иногда это случается в торных местах, как столкновение “Пасифик Глории“ и “Аллегро” в проливе Ла-Манш в 1970 году, а иногда в отдаленных местах, как крушениетанкера “Метулла” в Маггелановом проливе в 1974 году. Но во всех случаяхгромадные пятна нефти медленно растекаются по поверхности океана. Существуют идругие виды случайной утечки. Один из самых крупных выбросов нефти произошёл в1969 году при проведении подводного бурения недалеко от побережья Калифорнии,близ города Санта — Барбара. Вместе с ростом размеров танкеров, увеличиваются иаварийные сливы нефти в океан. Но при авариях её выливается всё же меньше, чемпри безответственных действиях экипажей. Дело в том, что танки нефтепереливныхсудов промывают морской водой, которую потом выливают за борт. Однако большевсего море загрязняется нефтепродуктами, поступающими с суши, — отходами промышленныхпредприятий и автомобильных двигателей. Продукты сгорания нередко без разборасбрасываются в море или выносятся туда реками.
В период между 1973-84 гг. в СШАИнститутом охраны окружающей среды и энергетики отмечено 12000 случаевзагрязнения вод нефтью. Нанесенный ущерб огромен. Например, последствия в связис гибелью в 1995 году теплохода «Дота» у Керченского пролива вАзовском море оцениваются в 7 млн. долларов.
Обеспокоенность общественностинефтяным загрязнением обусловлено неуклонным ростом экономических потерь врыболовстве, туризме и других сферах деятельности. Только 1 т нефти способнапокрыть 12 куб. км поверхности моря. А нефтяная пленка изменяет всефизико-химические процессы: повышается температура поверхностного слоя воды,ухудшается газообмен, рыба уходит или погибает. Меняются гидробиологическиеусловия в океане, оказывается влияние на баланс кислорода в атмосфере, а значитнепосредственно на климат. Уменьшается первичная продукция океана — фитопланктон- своеобразный пищевой фундамент всей его жизни[9].
Очень ядовиты растворимыекомпоненты нефти. Они нередко становятся причиной гибели рыбы, морских птиц. Еслиоплодотворенную икру рыбы поместить в аквариум с весьма незначительнойконцентрацией нефтепродуктов, то большинство зародышей погибнут, а многие изуцелевших оказываются уродами. А ведь именно на поверхности, куда и попадаютэти ядовитые вещества, развивается богатейшее сообщество разнообразнейшихорганизмов — нейстон. Нейстон — это совокупность организмов, обитающих вверхних 5-10 см водной толщи.
Не меньше чем нефть опаснозагрязнение тяжелыми металлами. Французские исследователи установили, что дноАтлантического океана загрязнено попадающим с суши свинцом на расстоянии 160 кмот берега и на глубине до 1610 м. Более высокая концентрация свинца в верхнемслое донных отложений, чем в более глубоких слоях, свидетельствуют о том, чтоэто следствие человеческой деятельности, а не природных процессов. Причемморские организмы делают их ещё более ядовитыми. Долгое время считалось, чтотоксичность ртути, попавшей в прибрежные воды Японии, не представляется опасной.Однако здесь произошло превращение ртути в метиловую ртуть, сильнейший яд,губительно действующий на нервную систему. Как это нередко случается, ядконцентрировался в рыбе и моллюсках, употребляемых в пищу, и вызывал вспышкиболезни, известной теперь, как болезнь Минимата; причины, породившие её, почтидесятилетие оставались невыясненными. В заливе Минимата и в некоторых другихбухтах Японии, где ртуть всё ещё остаётся в морской воде, рыболовный промыселникогда теперь не будет безопасен. Однако бедствия, причиняемые загрязнениемокеана, пока ещё мало кого волнуют. Потребовалось много усилий, чтобыустановить причину печально известной массовой гибели морских птиц в Ирландскомморе. В конце концов выяснилось, что виной всему полихлоридфенилы — органическиесоединения, постоянно сбрасываемые промышленными сточными водами в эстуарийреки Клайд. Некоторые из токсических веществ, попадающих в море, переносятсяочень далеко от источника загрязнения, да к тому же рыбы и птицы могутразносить сильнейшие инсектициды в самые отдаленные уголки земного шара. А дажесовсем незначительное содержание, например, печально известного ДДТ можетостановить фотосинтез, играющий важную роль не только в жизни морскихводорослей, но и в кислородном балансе Земли[10].
Еще одним губителем океанаявляются пестициды. Их мировое производство достигает 200 тыс. т в год. Относительнаяхимическая устойчивость, а также характер распространения способствовали ихпоступлению в моря в больших объемах. Постоянное накопление в водехлорорганических веществ представляет серьезную угрозу для жизни людей.
Пестициды обнаружены в различныхрайонах Балтийского, Северного, Ирландского морей, в Бискайском заливе, узападного побережья Англии, Исландии, Португалии, Испании. На основании анализаснежного покрова Антарктиды было определено, что на поверхности этого, весьмаудалённого материка осело около 2300 тонн пестицидов, хотя они там никогда неприменялись. ДДТ — химический препарат, широко применявшийся в 50-60 гг.20 в. дляборьбы с вредителями. Очень стойкое соединение, способное накапливаться вокружающей среде, загрязнять её и нарушать биологическое равновесие в природе. Повсеместнозапрещён в 70 гг. и гексахлоран обнаружены в значительных количествах в печении жире тюленей и антарктических пингвинов.
В моря и океаны через реки,непосредственно с суши, а также с судов и барж попадают жидкие и твердыебытовые отходы. Часть этих загрязнений оседает в прибрежной зоне, а часть подвлиянием морских течений и ветра рассеивается в разных направлениях.
Бытовые отбросы очень опасны,так как являются переносчиками болезней человека: брюшного тифа, дизентерии,холеры. Они также содержат значительное количество кислородопоглощающих веществ.Твердые бытовые отбросы являются причиной аварий в судоходстве, опутываягребные винты судов, засоряя трубопроводы систем охлаждения двигателей. Известныслучаи гибели крупных морских млекопитающих из-за механической закупорки легкихкусками синтетической упаковки. Подсчитано, что в прибрежной зоне Гавайскихостровов, весьма посещаемых туристами мест, плавает несколько миллионов всякогорода пластмассовых пакетов[11].
Захоронение жидких и твердых радиоактивныхотходов в море в 59-60-е годы осуществляли многие страны, имеющие атомный флот.В 1950-1992 гг. Советским Союзом в водах Ледовитого океана затоплены ядерныеотходы суммарной активностью 2,5 млн. кюри — в том числе 15 реакторов иэкранная сборка атомного ледокола «Ленин», 13 реакторов аварийныхатомных подводных лодок (включая шесть с невыгруженным ядерным топливом). Великобританиязатапливала радиоактивные отходы в Ирландском море, а Франция — в Северном.
В настоящее время невозможносделать обзор экологических последствий радиоактивного загрязнения, посколькуэта проблема, сколь недавно возникшая, столь и сложная. Это загрязнениевоздействует главным образом косвенным путем (генетические, канцерогенныепоследствия и т.д.) и затрагивает в первую очередь биологию человека. Обычнонациональные интересы охраняются более ревностно, чем Общее достояние всегочеловечества, и пока не усилится международное сотрудничество, океан будетслужить свалкой для сточных вод, твердых отходов, радиоактивных веществ ипрочих отбросов цивилизации. А что будет, когда ядерные отходы выберутся иззаточения, погребенные на дне океанов в контейнерах.
Так же проблемой Мирового океанаявляется истребление морских животных. За последние 100 лет в Мировом океанедобыто более 2,1 миллиона китов. Для регулирования и ограничения китобойногопромысла в 1964 году была создана Международная китобойная комиссия, включавшаяпредставителей 20 стран. По принятым правилам международного соглашениязапрещена охота на некоторые виды китов. В 1972 году английский исследователь Н.А.Макентош подсчитал, что в Антарктике запасы фанвалов (вид китов) уменьшились в5 раз, синих в 25, а горбатых в 30 раз. Все это свидетельствует о том, чтодействительной мерой спасения китов был бы общий запрет китобойного промысла. Ученыепосчитали, что для восстановления антарктических стад синих китов до 150 тысячголов потребуется минимум 50 лет, а для роста стада горбатых китов до 27 тысячголов минимум 60 лет. Эти сведения только о китах, а теперь представьте себесколько каждый день гибнет других морских животных: тюленей, морских котиков,рыбы… Часть их истребляется, часть умирает от экологической загрязненности. Многиевиды морских животных потеряны для нас навсегда...
Сильное загрязнение иистребление обитателей Мирового океана снизило биологическую продуктивностьокеана. Например, Азовское море сильно загрязнено удобрениями с полей. Врезультате рыбопродуктивность этого водоема заметно снизилась. В Балтийскомморе сильные загрязнения уничтожили всякую биологическую жизнь на 1/4 егоакватории.
Проблема Мирового океана — этопроблема будущего всей цивилизации, так как от того, насколько разумночеловечество их разрешит, зависит и его будущее. Решение этих проблем требуетсогласованных международных мер по координации использования океана. Впоследние годы принят ряд международных соглашений, ограничивающих загрязнениевод океана. Однако экономические проблемы его настолько остры, что необходимопереходить к более кардинальным мерам, так как гибель Мирового океана неминуемоприведет к гибели всей планеты[12].
До поры до времени человекотносился к океанам с благоговением и страхом, а потом начал сбрасывать в водувсевозможные отходы — твердые, жидкие и газообразные. Мировой океан в опасностии мы должны ему помочь. И действовать мы должны не поодиночке, а сплочённо. Намнужно это беречь Мировой океан ибо мы должны оставить жизнь и после себя…
Заключение
Нашу планету вполне можно былобы назвать Океанией, так как площадь, занимаемая водой, в 2,5 раза превышаеттерриторию суши. Мировой океан, являясь совокупностью всех морей и океановЗемли, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность планеты. Огромная массавод океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Изнего поступает более половины кислорода, и он же регулирует содержаниеуглекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток. На дне Мировогоокеана происходит накопление и преобразование огромной массы минеральных иорганических веществ, поэтому геологические и геохимические процессы,протекающие в океанах и морях, оказывают очень сильное влияние на всю земнуюкору. Именно Мировой океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитаетоколо четырёх пятых всех живых существ планеты.
На основе проделанной работыможно сделать следующие выводы.1) Мировой океан един. Под мировым океаномпонимают океаны Земли: Тихий (или Великий), Атлантический, Индийский, СеверныйЛедовитый и Южный океаны. Все они непосредственно связаны между собой.2) РесурсыМирового океана велики. Среди них различают водные, биологические, минеральныеи энергетические ресурсы. По масштабам использования и значению они занимают ведущееместо.3) Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечествак Океану, ужасающи. Загрязнения способны вызвать весьма существенные измененияхарактеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Охранаокеана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан — мертваяпланета, а значит, и все человечество.
Человек — дитя Природы, вся егожизнь проходит по её законам и правилам, но при этом нельзя не отметить всёувеличивающееся негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающуюсреду.
Мировой океан может служитьпереработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своихвод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основнуючасть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистемЗемли. В течение 3000 лет в результате круговорота воды в природе вся водаМирового океана обновляется. Но степень загрязненности постоянно растет. Способностиводы к самоочищению порой оказывается недостаточной, чтобы справиться спостоянно увеличивающимся количеством сбрасываемых отходов…
Список использованных источников
1.        Конституция Российской Федерации: принятая всенародным голосованием 12декабря 1993года. — М.: Юрид. лит., 1993. — 63с.
2.        Федеральный закон от 10 января 2002 года. — №7-ФЗ. «Об охранеокружающей среды» // СЗ РФ. 2002. — №2. — ст.133
3.        Акимова Т.А. Экология: справ. / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. — М.: Юнити-Дана,2001. — 566с.
4.        Алексеев Л.С. Контроль качества воды: учебн.: перер. и доп. / Л.С. Алексеев.- 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 154с.
5.        Будыко М.И. Глобальная экология: учеб. пособие. / М.И. Будыко. — М.: Наука,1977. — 327с.
6.        Былова А.М. Общая экология: учебн. для био. вузов/ А.М. Былова, Н.М. Чернова.- М.: Дрофа, 2009. — 194с.
7.        Васильев Н.Г. Охрана природы с основами экологии: учеб. для вузов. / Н.Г.Васильев, П.И. Мороз. — М.: Экология, 1999. — 239с.
8.        Голуб А.А. Экономика охраны окружающей среды/ А.А. Голуб. — М.: Экология,1999. — 127с.
9.        Гусев А.М. Основы океанологии. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 246 с.
10.     Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь/ И.И. Дедю. — Кишинев:Гл. ред. Молдавской советской энциклопедии, 1989. — 406с.
11.     Колодкин А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основныепроблемы: учеб. пособие для вузов. / А.Л. Колодкин, В.Н. Гуцуляк, Ю.В. Боброва.- Спб.: Статут, 2007. — 640 с.
12.     Кузнецов В.Б. Мировой океан и его использование: учеб. пособие для вузов./ В.Б. Кузнецов, А.Г. Москвин. — М.: Просвещение, 2000. — 112 с.
13.     Марков Ю.Г. Социальная экология Взаимодействие общества и природы: учеб.пособие: испр. и доп. / Ю.Г. Марков. — 2-е изд. — Новосибирск: Сиб. унив. изд.,2004. — 544с.
14.     Михайлов С.В. Мировой океан и человечество: учеб. пособие. / С.В. Михайлов.- М.: Экономика, 1999. — 400 с.
15.     Моник А.С. Глобальные экологические проблемы: учеб. пособие. / А.С. Моник,Ю.А. Шишков. — М.: Знание, 1990. — 48с.
16.     Осокин С.Д. Мировой океан: учеб. для вузов. / С.Д. Осокин. — М.: Просвещение,2002. — 160 с.
17.     Рогачева И.А. Планета Мировой океан: учеб. пособие. / И.А. Рогачева. — Спб.: Гуманитарная Академия, 2008. — 744 с.
18.     Садовникова Л.К. Биосфера: загрязненность, деградация, охрана: учеб. пособиедля вузов. / Л.К. Садовникова. — М.: Высшая школа, 2003. — 125с.
19.     Яковлев.П.И. Беззащитная вода // Экология и жизнь. — 2005. — №8. — С.60-62.
20.     http://ru. wikipedia.org/wiki/
21.     http://geography. kz/
22.     http://www.ecosystema.ru/
23.     http://bse. sci-lib.com
24.     http://ecogamma. narod.ru
25.     http://geography.ru
26.     http://www.mirovoiocean.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.