Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экология"


Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха и почвы

Муниципальное образовательное  учреждение 
«Средняя  общеобразовательная  школа № 9»
Учебно-исследовательскаяработа.
 
 Биоиндикация  загрязнения атмосферного  воздуха   и почвы  по  состоянию  сосны  обыкновенной  и  покачеству  пыльцы  одуванчика  лекарственного.
Естественно – математический  цикл.  Экология.
Автор  работы:  Головина  Евгения  ученица  11  класса  МОУСОШ № 9
Научный  руководитель:
Конасова  Татьяна  Николаевна  учитель  биологии  МОУ  СОШ№ 9
г. Великий Устюг.
2007г.
Цель работы: изучитьэкологическое состояние атмосферного воздуха  и почвы в городе и егопригородах, используя в качестве биоиндикаторов сосну обыкновенную и одуванчиклекарственный.
 
Задачи исследования.
Наоснове полученных результатов сделать выводы:
1.        Осостоянии:
а)атмосферного воздуха в зимний и летний периоды по индикации хвоинок сосныобыкновенной;
б)атмосферного воздуха и почвы по качеству пыльцы одуванчика лекарственного вразных районах города и пригородной зоне;
2.        Выявитьосновные источники загрязнения и возможные пути их устранения.
Методика  исследования  работы.
 
I.         Посостоянию хвои сосны обыкновенной.
Степеньзагрязнения атмосферы можно пронаблюдать по состоянию сосны обыкновенной. Врайонах, где есть загрязнение, на хвоинках появляются повреждения:
·    светло-зелёныепятна и некротические точки;
·    признакиусыхания.
 Методика исследования работы состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап.
1.          Постановкацели, задачи исследования.
2.          Подготовкаоборудования для проведения полевых работ (полиэтиленовые пакеты для сборапроб).
3.          Нахождениеи снятие копии план-карты города и его пригородов.
4.          Выборключевых участков, так, чтобы они находились в разных районах города ипригородной зоне, указание их на карте (приложение №2 и №3).
5.          Составлениеплана исследования ключевых участков (приложение №2).
2.  Проведение исследования (порядок).
1.          Отборсосны 15-20-летнего возраста
2.          Сборс нескольких боковых побегов в средней части кроны 5-7 деревьев по 250 пархвоинок второго и третьего года жизни.
3.          Занесениев рабочую тетрадь даты исследования на разных ключевых участках.
3.Обработка материалов исследования.
1.          Анализхвои проводила дома:
а) отбирала хвоинки с пятнами и некротическими точками;
б) с признаками усыхания;
в) неповреждённые хвоинки.
2.          Сосчиталахвоинки и данные об их количестве занесла в рабочую тетрадь с указанием датыотбора проб на каждом ключевом участке.
3.          Высчиталапроцент хвоинок с пятнами и хвоинок с признаками усыхания.
4.          Поместилаих в разные пакеты и подписала их.
5.          Результатыоформила в виде таблицы (приложение № 1).
II.        Покачеству пыльцы одуванчика лекарственного.
Физическоеи химическое загрязнение окружающей среды влияет на качество пыльцевых зерен,характеризующихся высокой чувствительностью к действию загрязнителей. Поэтому вразных районах, в зависимости от степени их загрязненности, пыльца одуванчикалекарственного может качественно различаться. Выделяют:
·    Ненормальные(абортивные) пыльцевые зерна;
·    Нормальныепыльцевые зерна.
 Методика исследования работы состоит из следующих этапов:
1.Подготовительный этап.
1.        Подготовкаоборудования (микроскоп, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы,пипетки).
2.        Приготовлениеслабого раствора йода, необходимого для окраски пыльцы (2 мл. 5%-ной йоднойнастойки разбавить водой до 10 мл.).
2.Проведение исследования (порядок).
1.        Извлечениепыльцы из пыльников цветка, использовав препаровальную иглу, и поместить ее напредметное стекло.
2.        Нанесениена пыльцу при помощи пипетки капли раствора йода и перемешивание ее,использовав препаровальную иглу, так чтобы все пыльцевые зерна оказались врастворе.
3.        Оставитьприготовленный препарат на несколько минут.
4.        Изучениепыльцевых зерен (приложение №12).
5.        Подсчетколичества нормальных и абортивных зерен.
3.  Обработка материалов исследования.
1.Определение процента нормальных  и ненормальных зерен.
2.Результаты оформить в виде таблицы (приложение №2).
   Результатыисследования.
 
1. Посостоянию хвои сосны обыкновенной в летний и зимний периоды.
Результатыисследования показали, что летом практически на всех ключевых участкахнаблюдается увеличение количества хвоинок с пятнами по сравнению с числом техже хвоинок, но только в зимний период. Зимой  же количество хвоинок с усыханиембольше, чем число тех же хвоинок летом.
Несмотряна это, наименее загрязненным воздух оказался в районе Шилленгского бора, где взимний период из 250 пар исследуемых хвоинок 42 пары с пятнам (16,8 %), а влетний – 53 пары (21,2 %). Также в этом районе наблюдается наименьшеепроцентное содержание хвоинок с усыханием.
Чутьбольше процент хвоинок с пятнами летом наблюдается в районе Стефановской церкви(21,6 %).
Наиболеезагрязнённым воздух наблюдается на третьем ключевом участке – ул. Атласова -,где  зимой из 250 пар хвоинок 164 пары с пятнами, что составило 65,6 %, и 7 пархвоинок с усыханием – 2,8 %, а летом  число хвоинок с пятнами составляет 167пар, с усыханием – 5.
Вторымпо процентному количеству хвоинок с пятнами стал ключевой участок № 4 – районшколы гимназии. Зимой из 250 пар исследуемых хвоинок 110 – с пятнами, чтосоставило 44%, и 9 пар с усыханием – 3,6 %. Летом количество хвоинок с пятнамиуменьшается до 106 (42,4 %), с усыханием – до 8.
Наименьшимпо процентному содержанию хвоинок с пятнами зимой является район ДЮЦ «Авангард»– 15,6 %, но, в то же время, здесь наблюдается достаточно большой процентхвоинок с усыханием –5,2 %.
2.        Покачеству пыльцы одуванчика лекарственного.
Результатыпоказали, что наименее загрязненным оказался участок №5, т.к. процентнормальных пыльцевых зерен наиболее близок к 100 % (92,8 %).
Вторымнаименее загрязненным участком является район  школы №9. Из общего  количества пыльцевых  зерен  227 – нормальные, что составляет 90,8 %.
Наибольшеезагрязнение наблюдается на территории детского дошкольного санатория.Процентное содержание нормальных пыльцевых зерен в этом районе составляет 85,6%.

Выводы о результатах исследования.
 
Наоснове полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Таккак в летний период наблюдается увеличение хвоинок с пятнами по сравнению счислом тех же хвоинок в зимний период, можно предположить, что это связано с большимпотоком транспорта, потому что именно в этот период многие люди спешат надачи.  Зимой количество хвоинок с усыханием больше, чем число тех же хвоиноклетом. Возможно, это можно объяснить недостатком воды зимой, а такжезагрязнением атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей.
2. Наибольшаязагрязненность, как в летний, так и в зимний период наблюдается в городе  врайоне ул. Атласова. Во-первых, по всей видимости, это зависит от достаточнобольшого потока транспорта, а значит и выброса в атмосферу выхлопных газов,содержащих основные загрязнители воздуха – углекислый газ, диоксид серы идругие. Во-вторых, здесь находятся частные дома, которые имеют печноеотопление,  значит, и газы, образующиеся при горении, загрязняют окружающийвоздух. В-третьих, около исследуемых сосен часто оставляют свои автомобили ихвладельцы. А также возможны погрешности, которые можно объяснить меньшимколичеством деревьев (4), вместо минимально необходимых пяти.
3.  Неменее загрязнённый воздух в районе школы гимназии, что можно объяснить тем, чтона её территории имеются котельные, отапливающие школу, и многоквартирныедома,  загрязняющие  воздух побочными продуктами сгорания газа. Также здесьпроходит дорога, по которой продвигаются потоки транспорта по улице в город ииз города, т.е. идёт загрязнение выхлопными газами.
4. Наименьшеезагрязнение и летом, и зимой наблюдается на территории Шилленгского бора.Небольшой процент загрязнённости воздуха можно объяснить близко расположеннойтранспортной артерией, соединяющей г. Великий Устюг с Никольском, Вологдой идругими населёнными пунктами.
5.  Однимиз источников загрязнения воздуха являются промышленные предприятия города, и,прежде всего, это и Щетинощеточная фабрика,  это и котельные Судоремонтногозавода, часть его цехов, это и ТЭЦ (они выбрасывают пыль, содержащуюрадиоактивные элементы, углекислый газ, окись углерода, окислы серы, азота иогромное количество тепла), а также другие предприятия города.
6. Пытаясьобъяснить загрязнённость воздуха в Великом Устюге, я также проанализироваланаправления воздушных масс, составив «розу ветров» (см. Приложение №5), ивыяснила, что в городе в основном преобладают ветры западных направлений:западных, юго-западных и южных. Возможна, загрязнённость воздуха связана сперемещением воздушных масс в сторону города со стороны Новатора (где действуютдва предприятия, Лесопромышленный и Фанерный комбинаты), Плесецка (выбросыпродуктов сгорания ракетного топлива космодрома «Плесецкий» содержат вещества,обладающие мутагенными, канцерогенными свойствами). Если посмотреть по «розеветров», то со стороны г. Красавино, расположенного к северу — северо-востокуот Устюга, и его предприятий (Лесопильный комбинат, Льнокомбинат и Кирпичныйзавод) также возможен принос загрязнителей.
7. Обычнопыльца у растений, произрастающих в нормальных условиях, имеет хорошеекачество, процент нормальных пыльцевых зерен близок к 100%. Поэтому, исходя изэтого, можно сделать вывод, что повышенного загрязнения на всех ключевыхучастках не наблюдается. Но необходимо отметить, что выбросы загрязняющихвеществ с осадками аккумулируются почвенным покровом, поэтому особенно почвазагрязнена вблизи автостоянок.
Однимиз важнейших загрязнителей атмосферного воздуха является сернистый газ,являющийся основным побочным продуктом сгорания угля. Во влажном воздухесернистый ангидрид соединяется с водой, образуя серную кислоту. Выпадая сдождём на землю, она разъедает не только лёгкие человека, но и металлы, краскии даже камень. Двуокись серы в комбинации с окислами азота могут раздражатьорганы дыхания. Углекислый газ, образуемый при дыхании живых существ, а такжепри сжигании угля, нефти и газа также опасен для здоровья. Продолжающийся ростсодержания двуокиси углерода в воздухе может привести к повышению температурына Земле, а затем и к парниковому эффекту. Окись углерода – бесцветный и неимеющий запаха ядовитый газ. Его токсичность объясняется тем, что он образуетстойкое соединение с гемоглобином. Таким образом, вдыхание окиси углеродаблокирует поступление кислорода в кровь, что приводит к кислородному голоданиютканей и вызывает головную боль, головокружение, тошноту, шум в ушах, обморок,паралич дыхательных путей и смерть.
Известноещё множество вредных веществ, оказывающих губительное влияние  не только наокружающую среду, но и на здоровье человека, животных и растений. Но можноабсолютно точно сказать, что каждый загрязнитель оказывает определённоеотрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую средудолжно строго контролироваться. Законодательство устанавливает для каждогозагрязняющего вещества предельно допустимый сброс (ПДС) и предельно допустимуюконцентрацию (ПДК) его в природной среде.

Заключение.
Ясчитаю, что тема чистоты воздуха и почвы является одной из самых актуальных внастоящее время. Чтобы выяснить, экологическое состояние и степеньзагрязненности  в нашем городе, я взяла наиболее приемлемую для меня методикуисследования «Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха и почвы», используяв качестве биоиндикаторов сосну обыкновенную и одуванчик лекарственный, т.к.,во-первых, эти растения широко распространены на территории нашего города и вего пригородной зоне. Во-вторых, основные загрязнители воздуха (углекислый газ,диоксид серы, некоторые элементы тяжёлых металлов) и почвы (пестициды),повреждают части исследуемых  растений (хвоинки, пыльцу), что достаточно легкопронаблюдать.
Мои  предложения   по   сохранению   чистоты   воздуха   в  городе:
1.Тщательная  очистка газов на предприятиях (использование   фильтров, абсорберови  т.д.)  и   создание  таких   предприятий,   на  которых  выбросы   газов в   атмосферу   отсутствуют.
2. Вести  поиски и переходить на   другие   виды   топлива,   связанные  с  уменьшением   вреда   окружающей   среде.
3. Как можно больше   делать  насаждений   в   городе  и   пригородной   зоне.
4. Восстанавливать  вырубленные   леса,   при   добыче   древесины.
5. Может быть, необходимо создать комиссию по  контролю  выбросов  загрязнений в   воздух.
6.Создание замкнутых газообразных   циклов,   которые  препятствуют  попаданию газов   в   атмосферу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления
Реферат Правовая среда библиотечной деятельности (разноуровневое регулирование)
Реферат Синаптическая передача. Медиаторы
Реферат Эпитафия ускользающей красоте по рассказу Легкое дыхание
Реферат Magic Essay Research Paper MagicBy Cheyenne BodiStudent
Реферат Анализ показателей эффективности работы предприятия
Реферат The Road Not Taken
Реферат 25 преимуществ использования интернета в сетевом маркетинге
Реферат Предпринимательство. Этапы становления в России, его виды и формы
Реферат Лекции - Фармакология (фармакотерапия)
Реферат Что есть налоговая база?
Реферат Взаимодействие человека и биосферы
Реферат Использование видео на уроках английского языка
Реферат Лекции - фтизиатрия (фиброзно-кавернозный туберкулез)
Реферат Nature Essay Research Paper Descartes explains in