--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность
Государственное регулирование национальной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Формы воздействия государства в области нефтедобывающей промышленности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).
Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты. Прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Косвенные (вмешательство) формы, используемые в государственной нефтедобывающей промышленности, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самой нефтедобывающей промышленности, а другой на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для развития новаторских идей.
Административная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия промышленности.
К наиболее действенным методам косвенных форм нефтедобывающей промышленности можно отнести экономические методы. К ним относятся:
· ценовое регулирование
· налоговое и амортизационное регулирование
· кредитная и фондовая политика
· разработка и реализация федеральных, межрегиональных региональных программ
Сложившаяся система государственного управления нефтедобывающей промышленности пользуется как административным регулированием, так и экономическими методами.
Так же к косвенным формам относятся:
· кредитная политика
· налоговая политика
· аналитическая деятельность (сбор и обработка данных, необходимая для прогнозирования).
Рассмотрев формы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность, можно сделать следующий вывод:
Выбор тех или иных форм воздействия зависит от экономического состояния в стране, или же стратегией развития нефтедобывающей промышленности.
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов:
1. Экономические:
· Финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование)
· Налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы)
· Таможенные
· Тарифные (по естественным монополиям)
· Банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использование резервов и прибыли ЦБ)
2. Институциональные:
· Новые инвестиционные институты (Пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ценных бумаг)
· Механизм банкротства
· Управление госимуществом в промышленности
3. Бюджетные и законодательные:
· Федеральные и региональные программы
· Целевые законы
4. Административные и социально политические:
· Государственное управление (органы и функции, правовой инструментарий)
· Общественно-государственный диалог бизнес-власть (механизм рефлексии)
Одним из главных методов влияния государства на нефтедобывающую промышленность является система налогообложения.
Специфика нефтяной отрасли заключается в том, что объектом ее основной деятельности являются природные ресурсы, а их собственником – государство. В связи с этим при налогообложении данной отрасли государство получает не только «стандартную» долю доходов, необходимую для выполнения общественных функций, но и дополнительную плату за свои природные ресурсы. Другими важными факторами при выборе специфических налоговых режимов для минерально-сырьевого сектора выступают ограниченность и невозобновляемость природных ресурсов. Получение государством дополнительных доходов от нефтяного сектора связано с понятием экономической ренты, которая рассматривается как часть произведенной стоимости, принадлежащая обществу.
Экономическая рента в нефтедобывающем секторе представляет собой разницу между стоимостью произведенной продукции и затратами на ее добычу. Данные затраты, кроме прямых издержек, содержат и некоторую норму прибыли, обеспечивающую инвестиционную привлекательность производства. Таким образом, рента – это часть произведенной нефтяными компаниями прибыли, которая переходит к государству. Вместо понятия «рента» журналисты, а зачастую и экономисты-государственники часто используют термин «сверхприбыль»: по их мнению, задача государства состоит в эффективности изъятии подобной сверхприбыли у нефтяных компаний.[19]
Расчет точной величины экономической ренты является достаточно сложной задачей. Затраты на добычу нефти разнятся по конкретным месторождениям. Кроме того, объективно определить ту часть прибыли, которая должна оставаться у добывающих компаний для дальнейшего инвестирования в производство и которая не входит в состав ренты, практически невозможно. В связи с этим в мире создан целый ряд налоговых механизмов, цель которых — изъятие ренты. Проанализируем российскую систему налогообложения нефтяной отрасли и рассмотрим динамику бюджетных поступлений по соответствующим налогам и сборам.
Налоговые доходы федерального бюджета РФ от нефтяной промышленности можно разбить на «специальные», то есть связанные с добычей и экспортом (таможенные пошлины и платежи за пользование недрами), и «общие» (платежи, относящиеся к налогу на прибыль, налог на добавленную стоимость, которой уплачивается лишь с продукции, идущей на внутренний рынок, и д.р.). Изменяя «специальные» налоги, государство имеет возможность напрямую влиять на поступления от добывающих экспортно-ориентированных секторов экономики, увеличивая налоговую нагрузку на эти отрасли, то есть регулировать уровень изъятия ренты. Правительство также может гибко использовать «общие» налоги для перераспределения налоговой нагрузки между различными отраслями, в том числе между экспортными отраслями и секторами, ориентированными на внутренний спрос.[21]
Структура налоговых платежей нефтяного сектора существенно отличается от общей структуры доходных статей бюджета в силу преобладания «специфических» налогов в суммарных отчислениях. Сравнение доходов консолидированного бюджета от нефтяного сектора с общими доходами бюджета показывает особенности распределения налогов данного сектора.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам представлены в Приложении табл. 3.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 3575,2 млрд. рублей, что на 30,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 699,7 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем в 1,7 раза.
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2009г. составило 758,3 млрд. рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 53,9%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-июле 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,3 процентного пункта и составила 94,7%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,8 процентного пункта и составила 4,3%. В июле 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 129,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем в 2,2 раза.
Верхнечонское, Каменное, Урненское и Усть-Тегусское месторождения, промышленная эксплуатация которых началась в конце 2008г. — начале 2009г., обеспечили более 7% добычи ТНК-ВР по итогам 2009г. Суммарная добыча на этих новых месторождениях в прошлом году составила 5 млн. т., говорится в сообщении компании. «Благодаря прежде всего этим проектам в 2009г. компания сумела увеличить уровень добычи нефти и конденсата, который, по предварительным данным, составил 70,8 млн. т.», — заявил исполнительный вице-президент ТНК-ВР по разведке и добыче Сергей Брезицкий, передает РБК. В частности, в 2009г. на новых месторождениях Уватского проекта — Урненском и Усть-Тегусском — объем добычи достиг 1,973 млн. т., на Каменном — 1,895 млн. т., на Верхнечонском — 1,181 млн. т.
Проекты разработки Вехнечонского и Каменного месторождений, а также месторождений Увата в ТНК-ВР были признаны приоритетными. Этот статус означает, что именно они в среднесрочной перспективе призваны заместить естественное падение объемов добычи на зрелых месторождениях и обеспечить как минимум сохранение уровня добычи в целом по компании. Финансирование работ на этих месторождениях, несмотря на кризис, не сокращалось. Совет директоров ТНК-ВР, начиная со II квартала 2009г., регулярно принимал решения о выделении дополнительных инвестиций на новые проекты, в связи с чем в 2010г. на них ожидается существенный рост добычи.[26].
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
НЕФТЕДОБЫВАЮЩУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на
нефтедобывающую промышленность
Одной из важнейших проблем нефтяной промышленности остается ухудшение состояния сырьевой базы отрасли.
Начиная с 1994 года, объемы прироста запасов нефти компенсируют ее добычу лишь на 80%. Таким образом, продолжается, по существу, «поедание» ранее разведанных запасов нефти. [14.C.45]
Извлекаемые разведанные запасы нефти и газового конденсата в России с 1987 года в результате добычи и потерь уменьшились на 1,6 млрд. т., в том числе по разрабатываемым месторождениям — на 1 млрд.т.
Важной и значимой по своим долговременным последствиям причиной отставания работ по приросту запасов углеводородов является отсутствие достаточного задела по региональным работам современного уровня. Прямым следствием этого является невозможность создания даже минимально необходимого фронта работ, в первую очередь, в новых перспективных провинциях.
Недостаточные приросты обусловлены почти четырехкратным сокращением объемов геологоразведочных работ на нефть вследствие значительного уменьшения финансирования и отсутствия эффективного механизма перераспределения средств на геологоразведочные работы между субъектами Федерации. Последнее обстоятельство привело к тому, что основные объемы геологоразведочных работ были сконцентрированы в добывающих регионах с высокой степенью разведанности ресурсов нефти: Западная Сибирь и Урало-Поволжье.
В пределах высокоперспективных районов Восточной Сибири геологоразведочные работы на нефть были практически прекращены.
Месторождения, открываемые в настоящее время, как правило, относятся к группе мелких и очень мелких месторождений. Их средние запасы составляют около 1 млн. тонн.
Компаниями же разрабатываются в основном высокопродуктивные запасы (в балансе компаний их порядка 45%), в результате чего их доля снижается и увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. По прогнозам специалистов к 2010 году доля трудноизвлекаемых запасов достигнет 70%.
Структура запасов и состояние разработки нефтяных месторождений России требуют ускоренного создания, испытания и широкого применения технологий воздействия на пласты, обеспечивающих дополнительное увеличение нефтеотдачи и возможность эффективного освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.
Процессы, повышающие эффективность извлечения нефти из пластов и увеличивающие их нефтеотдачу, объединяются общим понятием «современные методы увеличения нефтеотдачи пластов» (МУН) и включают тепловые, газовые, химические и гидродинамические методы.
В России по данным нефтяных компаний добыча нефти за счет МУН составила около 17 млн. тонн, однако, на наш взгляд, эта величина несколько завышена. Неточности оценок связаны с отсутствием в настоящее время единого подхода к систематизации и перечню методов увеличения нефтеотдачи пластов, а также с отсутствием в отрасли единой методики определения эффективности применения методов увеличения нефтеотдачи.
Снижение суммарных текущих запасов углеводородного сырья в России, сопровождаемое в последние годы ростом объемов добычи нефти, уже напрямую угрожает энергетической безопасности страны.
Обеспеченность экономики Российской Федерации необходимыми объемами полезных ископаемых во многом зависит от того, насколько рационально используется ее минерально-сырьевая база и, в частности, от роли государства в обеспечении действенного управления и контроля в области недропользования.
Комплексные проверки выполнения лицензионных соглашений, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, выявляют многочисленные факты отступления от лицензионных условий при добыче полезных ископаемых. Так, всего за январь-июнь 2001 г. по 467 нефтяным месторождениям лицензионные уровни не выполняются, а по 612 месторождениям — превышены.
Важной проблемой развития нефтяной промышленности продолжает оставаться состояние производственных фондов отрасли. Например: за период с 1991 по 1999 гг. выбытие мощностей по добыче нефти превысило их ввод на 280 млн. т.
Необходимо признать, что сегодня отрасль работает в режиме истощения всего производственного потенциала, «проедая» запас прочности, обеспеченный массированными инвестициями, осуществленными в 70-ые — 80-ые годы. По возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию основные производственные фонды нефтедобывающей отрасли приближаются к критическому уровню. По расчетам специалистов через 2-3 года может наступить обвальное выбытие старых фондов и закрытие большого числа скважин. Можно сказать, что главная причина состоит в том, что интенсивная добыча нефти не восполнится новыми запасами и приведет к спаду.
3.2. Перспективы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность
Перспективные уровни добычи нефти в России определяются в основном следующими факторами — спросом на жидкое топливо и уровнем мировых цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.
Перспективные объемы добычи нефти в России будут существенно различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития страны. В условиях оптимистического и благоприятного вариантов социально-экономического развития добыча нефти в России может составить порядка 490 млн. т в 2010 году и возрасти до 520 млн. т к 2020 году.
При умеренном варианте социально-экономического развития страны добыча нефти прогнозируется существенно ниже — до 450 млн. т в 2020 году. При критическом варианте рост добычи нефти может продолжаться лишь в ближайшие 1 — 2 года, а затем ожидается падение добычи до 360 млн. т к 2010 году и до 315 млн. т к 2020 году.[27,29]
Однако при любой динамике добычи нефти стратегическими задачами развития отрасли остаются обеспечение необходимой структуры запасов (в том числе территориальной), плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией ее уровня на долгосрочную перспективу.
Добыча нефти будет осуществляться, и развиваться как в традиционных нефтедобывающих районах — таких, как Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и в новых нефтегазовых провинциях: на Европейском Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России (Северо-Каспийская провинция).
Главной нефтяной базой страны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Добыча нефти в регионе будет расти до 2010 — 2015 годов при всех вариантах, кроме критического, а затем несколько снизится и составит в 2020 году 290 — 315 млн. т. В рамках критического варианта разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами станет малорентабельной, что приведет к значительному падению добычи в регионе.[25]
В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. В умеренном и критическом варианте снижение добычи в этом регионе будет более интенсивным.
В целом в Европейской части России добыча нефти (включая шельфы) может составить 90 — 100 млн. т к 2020 году (против 110 млн. т в 2002 году).
При благоприятном и умеренном вариантах развития экономики будут сформированы новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин, в Баренцевом море, российском секторе Каспийского моря, увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции.
Обеспечение намечаемых уровней добычи и повышение эффективности нефтедобычи будут основываться на научно-техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения, воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении других прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволят сделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых запасов нефти.
Исходя из современного и прогнозируемого качества сырьевой базы отрасли необходимы:
· значительная интенсификация геологоразведочных работ, чтобы обеспечить необходимый прирост добычи из не открытых пока месторождений. Государственная программа лицензирования недр должна с учетом вероятных рисков обеспечить достижение необходимых для устойчивого развития отрасли уровней геологоразведочных работ и объемов инвестиций в них;
· повышение коэффициентов нефтеотдачи в целях более полного извлечения углеводородов и увеличения уровней текущей добычи разрабатываемых месторождений.
· Инновационная программа отрасли должна обеспечить условия для максимального использования достижений научно-технического прогресса в отрасли.
Основными направлениями научно-технического прогресса в добыче нефти являются:
· создание и освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и, в первую очередь, для условий низкопроницаемых коллекторов, остаточных запасов нефти обводненных зон, запасов нефти в подгазовых зонах;
· разработка и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей;
· совершенствование и освоение технологий сооружения и эксплуатации нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических условиях;
· совершенствование существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи;
· развитие технологий компьютерного проектирования и моделирования процесса разработки нефтяных месторождений;
· создание новых «многофакторных» технологий, основанных на использовании физических, термодинамических, гидродинамических, механических, физико-химических эффектов.
Для нефтедобывающей промышленности важнейшим фактором производства является состояние и условия разработки нефтяного месторождения. Основными характеристиками месторождений являются величина запасов нефти, качество нефти и затраты на ее извлечение. Характерной особенностью нефтедобычи является ограниченность нефтяных ресурсов и невосполнимый их характер. Проблемы повышения эффективности деятельности нефтедобывающих предприятий позволяют выявить и классифицировать факторы, влияющие на эффективность нефтедобывающего производства по следующим направлениям: экономические, геолого-промысловые, географо-экономические, организационно-технические.
продолжение
--PAGE_BREAK--