Реферат по предмету "Финансы"


Совершенствование финансового планирования в ООО Племзавод Северо Любинский Омской области

--PAGE_BREAK--Финансовое планирование есть достоверное моделирование финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия, фирмы, компании. Непременный атрибут такого моделирования — теоретически верный и практически обоснованный состав показателей финансового плана (бюджета). Задача планового управления финансами есть задача составления и исполнения такого финансового плана, который бы в наибольшей мере соответствовал процессам действительного формирования, распределения и использования денежной формы стоимости, составляющей содержание финансов предприятий, фирм, компаний. Один из важнейших фундаментальных принципов финансового планирования — принцип полноты учета целесообразных к отражению денежных доходов и денежных расходов, финансовых ресурсов и направлений финансирования. Он должен быть реализован в ходе финансового планирования в полной мере. Содержание финансового плана независимо от его вида и техники оформления — всегда впереди формы финансового планирования.
Многократная корректировка составленного финансового плана — объективная закономерность финансового планирования. Она вовсе не означает целесообразности планирования финансовых и взаимосвязанных с ними показателей по укрупненному, векторному, рычаговому принципу: «пол» — «потолок» — средняя", или «оптимизм — »пессимизм — средняя". Наука о финансах и финансовом планировании не знает эмоций, а деньги и финансы их не прощают. Вопреки общеизвестному представлению реальные финансы предприятий вообще не могут быть достоверно интерпретированы математическим и статистическим аппаратом. Эти аппараты — лишь необходимое средство, инструмент для планирования отдельных финансовых показателей плана. Однако, это вовсе не означает, что посчитанный показатель финансового плана будет учтен и утвержден в составе финансового плана в полученном расчетном размере. Нужна смысловая, сущностная оценка достоверности или точности показателя. При ином подходе финансовый план превращается в легковесный прогноз, оценку, тренд, общее приближение, которое чаще всего оказывается отдалением от действительного расклада денежных средств, финансовых ресурсов и финансирования. Такой финансовый план, бюджет попросту никому не нужен. Чем хуже составлен финансовый план, тем меньше управленческой нагрузки он несет в практике финансовой работы.
Процесс финансового планирования связан не с заполнением принятых предприятием, фирмой, компанией стандартизированных таблиц, а с глубокой сущностной, экономически и методологически обоснованной проработкой каждого показателя не только записанного в финансовый план, но и участвующего в конкретном расчете. Процесс финансового планирования на предприятии, в фирме, компании связан с соблюдением определенной последовательности или порядка разработки финансового плана. Она включает: статус финансового плана, как утверждаемого основного денежно-финансового документа; порядок, т.е. последовательность, сроки, этапы и методика разработки показателей финансового плана; учет резервов роста финансовых ресурсов и снижения объемов финансирования расходов; обязательность корректировки показателей при изменении условий ведения бизнеса. Принцип сбалансированности финансового плана означает, что в ходе его разработки должно быть обеспечено принципиально важное требование. Это сбалансированность по доходам и поступлениям с расходами и отчислениями, т.е. по критерию соответствия общего объемов источников и финансирования за счет них. Для обеспечения целевого характера использования каждого источника финансовых ресурсов, своевременного и правильного открытия финансирования отдельных плановых мероприятий так же необходимо распределить каждый источник по его направлению и добиться полной сбалансированности с объемом финансирования каждого расхода за счет него. Следующий принцип финансового планирования — составление финансового плана всегда начинается с доходов. Не доходы подтягиваются к расходам, а сначала определяются реальные доходы и реальная возможность профинансировать за счет них объем тех, или иных расходов. Только после этого ищется компромисс между доходами и расходами. Однако принцип реальности доходов, а значит и расходов по финансовому плану должен соблюдаться.
Сквозной характер финансового планирования — важный принцип разработки финансового плана. Через этот принцип практически реализуется натурально-вещественная основа финансового планирования, в том числе осуществляемого в форме составления финансовых бюджетов в ходе бюджетирования. Сквозной и взаимосвязанный характер финансового планирования не выступает прерогативой бюджетирования, как это иногда неверно считается. Нет и не может быть настоящего экономически обоснованного финансового плана, или финансового бюджета, который не базировался бы в полной мере на фундаменте показателей производственного плана.
Научно-обоснованный финансовый план представляет собой план количественно выраженных форм существования финансов. Финансовый план концентрирует в виде свода показатели, характеризующие важные отдельные параметры категорийных процессов. Следовательно, в фундаментальном плане научно-обоснованный финансовый план предприятия, фирмы, компании представляет собой плановую перспективную, текущую и оперативную формы проявления сущности категории финансы. Формы существования категории финансы не всегда совпадают с конкретно возможными формами ее проявления на практике. Содержание, как набор возможных практических проявлений, всегда закономерно многообразнее выделяемой теоретически сущности категории. Доля не категорийных денежно-финансовых процессов, учитываемых в расчетах и отражаемая в составе финансового плана, объективно отклоняет научно-обоснованный финансовый план предприятия и организации от сущности категории в более широкую плоскость — в сторону ее содержания, но не сущности. Это обусловливается существованием и действием объективного закона закономерного отрыва теории категории от практических форм ее воплощения. Возникает вопрос должна ли теория финансов идти к практике, или наоборот. Принятая в ранге финансовой политики в государстве теория, построенная на учете фундаментальных закономерностей бытия финансов, объективно подтягивает к себе практику организации и функционирования финансов, в том числе и в области финансового планирования. С другой стороны, практика фактических и плановых финансовых отношений первична, но первичность эта не выше фундаментальности форм проявления сущности категории, которая должна быть правильно отражена в теории финансов и финансового плана.
Теория финансового планирования есть теория не только составления, но и исполнения финансовых планов. Исполнение составных элементов доходной и расходной частей финансового плана выступает вопросом не технологии планирования, а организации эффективной контрольной и экономической работы по укреплению финансов предприятия, фирмы, компании.
1.2 Основные виды финансовых планов на предприятии Долгосрочный план материализует стратегию развития предприятия, фирмы, компании в конкретные натурально-вещественные и стоимостные показатели. Долгосрочное планирование экономического и социального развития, независимо от уровня управления на котором оно осуществляется, всегда имеет финансовую составляющую, но не сводится к ней, что представляет собой важный методологический аспект понимания долгосрочного плана. Это означает, что в основе долгосрочного плана лежит не план по финансам, а производственный план в широком понимании этого понятия.
Следующий методологический момент состоит в том, что любой перспективный (долгосрочный) план несет иную функциональную нагрузку, нежели текущий (годовой). Финансовая основа здесь — ответ на вопрос о том, какова будет и какая требуется конфигурация финансово-кредитного обеспечения при намечаемом выходе на конкретные параметры и пропорции экономического и социального, или просто бизнес развития. Третий методологический момент, который характерен для долгосрочного планирования связан с особой и закономерно возрастающей в ходе долгосрочного планирования ролью кредита.
Четвертый аспект научной методологии долгосрочного плана состоит в том, что долгосрочный план не есть план для исполнения и этим, в том числе в финансовой его части, принципиально отличается от текущих планов, которые надо непременно исполнять. Диалектика здесь такова, что экономический выход на проектировки долгосрочного плана может быть обеспечен единственным путем — через исполнение и перевыполнение планов текущих.
Пятый аспект состоит в том, что долгосрочное планирование любого вида (производственное, финансовое, денежно-кредитное) всегда было и будет выглядеть особо проблематичным. Расхождения в ожидаемом, планируемом и фактическом в долгосрочном планировании на пять и более лет могут достигать значительных, опрокидывающих величин, что в общем не характерно для текущего в рамках года и оперативного планирования.
Шестой методологический момент долгосрочного плана связан с пятым. Заключается в том, что планируется наличие и движение стоимости в натуральной и денежной формах. Стоимость, выраженная в денежной форме, и будучи распределенной и разделенной по темпам и пропорциям движения отдельных показателей долгосрочного плана, лишь увеличивает потенциальные возможности расхождений. Это происходит потому, что движение стоимостных, денежно-финансовых показателей не произвольно. Оно зависимо и производно. Не просто производно от натуральных количественных показателей долгосрочного плана, а обратимо производно от них. При этом обратимость — есть и зависимость, и стоящее над ней влияние, а также определение натуральных показателей. Обратимость финансов, денег и кредита вообще может быть, и это часто проявляется на практике, сильнее производности. Обратимость может создавать эффект отрыва финансовых показателей долгосрочного плана от реальных впоследствии. Обратимость финансов на практике не увязана жестко с финансовыми ресурсами, обращаемыми на. рост производственных и капитальных показателей.
Седьмой момент связан с отсутствием привязки долгосрочного планирования к единым порядкам и практическим формам осуществления и оформления этого процесса. Методы же расчета долгосрочных показателей плана напротив, фактически выступают в качестве унифицированных статистических, индексных, экстраполирующих, математических, расчетных, экспертно-аналитических. Долгосрочное финансовое планирование ошибочно ассоциировать с бюджетированием. Любая повышенная детализация и дифференциация — антипод долгосрочного плана.
Долгосрочное финансовое планирование — форма существования процесса разработки, составления, утверждения и исполнения финансового плана. Долгосрочный финансовый план фиксирует показатели, отражающие перспективное целеполагание в области финансов. Это финансовое обеспечение, распределение источников и их использование для выполнения поставленных задач. Фиксация показателей долгосрочного финансового плана есть результат стоимостного, денежного отражения намерений бизнеса. Последние фактически не просто фиксируются, а фокусируются в рассматриваемом плане. Долгосрочный финансовый план и процесс его составления произведен, как и финансы в целом, от проектировок на перспективу по товарному производству и обращению других объемных и качественных показателей бизнеса.
Важный элемент финансовой политики предприятия, фирмы, компании. Особенность этого элемента состоит в том, что он реально существует и практически проявляется, главным образом, у достаточно крупных и находящихся в надлежащем финансовом состоянии структур. Долгосрочного финансового планирования не существует вне составления долгосрочного финансового плана. Просто набор прогнозных оценок на долгосрочный период по отдельным финансовым показателям не может рассматриваться в качестве финансового плана Долгосрочный финансовый план есть процесс составления, рассмотрения и утверждения основного финансового документа системы долгосрочных планов, составляемого по форме баланса доходов и расходов.
Другая особенность долгосрочного финансового плана состоит в том, что процесс его составления не предстает обязательным элементом финансовой политики предприятия. Это означает, что долгосрочное финансовое планирование, также как и текущее, не обладает всеобщностью своего существования и фактического проявления в практике финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, компаний. Они могут проводить финансовую политику без составления долгосрочного финансового плана. В этом случае долгосрочные цели и задачи предприятия оказываются не подкрепленными по финансовой составляющей необходимой для их реализации.
Долгосрочное финансовое планирование — важная составная часть долгосрочного планирования системы производственных и иных не финансовых показателей. Ведущую роль по отношению к долгосрочному финансовому планированию играет производственный план. Долгосрочный производственный и долгосрочный бизнес-план не только определяют финансовые показатели. Последние могут активно влиять на формирование перспективных показателей и пропорций в производственно-техническом и коммерческом планировании. Основная функция долгосрочного финансового планирования заключается в проверке полноты и реальности финансового обеспечения целевых программ расширения деловой активности и развития производственно-коммерческой деятельности. Способ составления — усредненные прогнозные расчеты показателей по номенклатуре статей годового финансового плана с применением укрупнений отдельных статей и методов их расчета. Способ оформления — баланс доходов и расходов (финансовый план). Валюта финансового плана — рубль. Ценовое выражение расчетов и показателей — текущие цены, цены соответствующих лет. Базовые прогнозы в основе показателей долгосрочного финансового плана — прогноз инфляции, прогноз движения валютного курса рубля.
Значение долгосрочного финансового планирования состоит в том, что оно позволяет получить важные индикаторы степени полноты финансового обеспечения деловой активности на перспективу, сопоставить вектор увеличения финансовых ресурсов с денежным аспектом намерений развития. Долгосрочное финансовое планирование устанавливает также минимальную планку динамики денежных доходов и поступлений для выполнения уже принятых предприятием и предстоящих обязательств по реализации экономических и социальных программ. Одновременно, может быть задана и максимальная планка денежных расходов и отчислений.
Реальное место, которое занимает долгосрочный финансовый план в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм и компаний определено следующими главными факторами: масштабы производственной, торговой и иной деятельности; организационная структура; уровень экономической и финансовой работы; финансовое состояние, рейтинг, залоговые возможности; уникальность производства и инвестиционная привлекательность.
Долгосрочный финансовый план есть один из инструментов денежного выражения стратегии предприятия. Так экономическая и политическая часть стратегии проявляется через финансы. Проведение любой стратегии дорого стоит. Следовательно, долгосрочное финансовое планирование доступно немногим предприятиям, фирмам, компаниям.
Реальность долгосрочного финансового плана обеспечивается не точностью расчетов (это требование само собой разумеется), а надежностью возможностей к практической реализации долгосрочной стратегии. Применительно к долгосрочному финансовому плану — надежностью возможностей обеспечить доходы и расходы. Подчеркнем — обеспечить не только доходы, но и расходы долгосрочного финансового плана. Доходы и расходы не противостоят друг другу в финансовом планировании вообще и долгосрочном в частности, а выступают двумя сторонами одной медали. Доход есть расход. Расход есть доход. Глубокое осознание этого есть квинтэссенция содержания финансового плана и долгосрочного особенно. Не таблица цифр, а реальные экономические и финансовые процессы за ними. Не таблица цифр, а результаты взаимодействия этих процессов, возможности которые открывают эти результаты расчетов.
Для долгосрочного финансового планирования может быть использована принятая на предприятии (организации) форма годового финансового плана. Эта форма имеет сокращенный, долгосрочный вид. Особенностью такого финансового плана является укрупненное отражение в нем отдельных позиций. Это означает, что особенностью долгосрочного финансового планирования выступает укрупненная методология, применяемая для определения состава статей финансового плана. Здесь, как правило, не приводятся парные, дублирующие друг друга по суммам статьи в доходной и расходной частях. Основа формы долгосрочного финансового плана — годовой сальдированный баланс доходов и расходов предприятия, составляемый потрем разделам. Долгосрочный финансовый баланс обычно выступает как полностью сальдированный, т.е. не допускающий разворота показателей в нем. Долгосрочный финансовый план охватывает достаточно длительный период, обычно в пять лет. План предусматривает разбивку каждой позиции доходов и расходов, платежей и ассигнований по годам. Эти показатели служат исходной основой для последующей проработки текущих финансовых планов. Методологически правильно выстроенная философия управления финансами предусматривает, что не текущий план определяет долгосрочный, а ровно наоборот. Общее и главное определяет частности, стратегия — тактику, но не иначе. В противном случае отсутствует сама стратегия, ее роль становится трансформированной. В этом состоит одна из важнейших и острейших проблем долгосрочного финансового планирования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Пониженная детализация долгосрочного финансового плана выступает как средство выделения и обеспечения главного. Основа для составления — план долгосрочного экономического и социального развития или долгосрочный бизнес-план по основным технико-экономическим показателям, фокусируемым в стоимостной, денежной форме в виде финансового баланса в заключительном разделе. Показатели производства, выполнения работ и оказания услуг по направлениям бизнеса лежат в основе расчетов показателей долгосрочного финансового плана.
Долгосрочный финансовый план составляется в ценах года составления расчетов к нему, т.е. в реальных, действующих, текущих ценах. Следует иметь в виду, что основная задача долгосрочного финансового плана — выявить и отразить изменения в объемах и пропорциях распределения собственных финансовых ресурсов, а также определить движение потребности в привлечении денежных средств по годам под планируемые расходы. Эти денежные расходы выступают воплощением желаемых, или принятых стратегических установок предприятия, фирмы, компании. Прогнозирование цен связано с установлением истинных размеров собственных финансовых ресурсов в номинальном выражении, т.е. в ценах соответствующих лет долгосрочного финансового плана.
Годовой финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов со следующей структурой:
Таблица 1 — Баланс расходов и доходов предприятия
Одним из способов финансового планирования в организации является бюджетирование. В основе процесса бюджетирования лежит составление смет по отдельным подразделениям организации, в которых отражены финансовые результаты их деятельности. Но бюджетирование не ограничивается лишь планированием. Оно предусматривает учет и контроль ресурсов, а также фиксацию результатов деятельности подразделений организации. Таким образом, бюджетирование в организации — это комплекс действий по планированию, учету и контролю за формированием и использованием финансовых ресурсов отдельных подразделениях организации. На основе финансовых смет отдельных подразделений формируется финансовый план (бюджет) организации. Все это, вместе взятое, предопределяет практические достоинства этого метода управления организацией.
Процесс бюджетирования в организации позволяет: укреплять принципы коммерческого хозрасчета; оптимизировать затраты; создавать экономический механизм для повышения доходности и снижения затрат в отдельных подразделениях организации; создавать механизм финансовой диагностики и мониторинга рентабельности продукции отдельных подразделений организации; сравнивать финансовую эффективность работы различных подразделений организации; оперативно принимать управленческие решения.
Бюджетирование предполагает составление трех основных бюджетов.
1. Бюджет доходов и расходов. Он аналогичен финансовому плану организации. Цель его — определение финансовых результатов организации.
Финансовый результат рассчитывается по формуле:
Пч =Ор — Рпер — Рпост — Рпроц — Нпр,
где Пч — чистая прибыль; Ор — объем предполагаемой реализации продукции; Рпер — переменные расходы (переменная стоимость реализации + переменные административные и коммерческие расходы); Рпост — постоянные расходы (постоянные общезаводские накладные расходы + административные и коммерческие расходы); Рпроц — расходы на выплату процентов по кредиту; Нпр — налог на прибыль.
2. Бюджет движения денежных средств. Он аналогичен Приложению 4 к составляемому в нашей стране балансу организации. Цель его — отражение движения финансовых потоков организации.
Он имеет следующую структуру.
1. Раздел денежных поступлений, в который включены:
кассовый остаток на начало периода;
денежные поступления от реализации продукции;
прочие денежные поступления.
2. Раздел выплат включает все денежные платежи в прогнозном периоде.
3. Раздел излишка или дефицита денежных средств — разница между денежными поступлениями и платежами.
4. Финансовый раздел, в котором учитываются получение кредитов и выплаты по долговым обязательствам в прогнозном периоде.
3. Бюджет по балансовому листу. Он представляет собой прогнозный баланс организации, составленный по агрегированным балансовым статьям. Бюджет по балансовому листу позволяет осуществлять анализ финансового состояния организации, прогнозировать финансовые результаты ее деятельности.
Прогнозный баланс отражает остатки по укрупненным балансовым статьям, которые рассчитываются по следующему алгоритму: статьи актива Ве = В6 + Тд — Тк (2), статьи пассивов
Ве = Вб + Тк — Тд,
где
Ве — конечное сальдо (расчетная величина); Вб — начальное сальдо (из отчетности); Тд — оборот по дебету (прогнозная оценка); Тк — оборот по кредиту (прогнозная оценка).
Таким образом, в трех указанных балансах показатели соответствуют основным показателям действующих в нашей стране финансовых планов и бухгалтерских отчетов, но с проекцией на плановый период.
Процесс бюджетирования основан на составлении ряда операционных бюджетов (смет). В их числе:
смета продажи продукции;
смета производства продукции;
смета прямых затрат на оплату сырья, материалов;
смета прямых затрат на оплату труда;
смета накладных расходов;
смета административных и коммерческих расходов;
смета себестоимости продукции.
Преимущество бюджетирования как способа финансового планирования и управления финансами предприятия заключается в следующем:
при составлении отдельных бюджетов (смет) используются более детальные, конкретные показатели;
планирование имеет программно-целевой характер;
планирование направлено на достижение максимальных конечных финансовых результатов;
планирование сопряжено с постоянным контролем выполнения плановых показателей.
Все это дает возможность финансовому менеджеру и администрации предприятия анализировать финансовые последствия принятия управленческих решений, своевременно вносить корректировки в финансово-хозяйственную деятельность предприятия, контролировать финансовые потоки, предупреждать экономические риски и на этой основе получать более высокие финансовые результаты.
Дополнением к текущему финансовому планированию является оперативное планирование. Оно необходимо для контроля за поступлением выручки и расходованием наличных денежных средств. Оперативными финансовыми планами являются платежный календарь и кассовый план.
Платежный календарь составляется ежеквартально. План формируется с месячной разбивкой. При его составлении используются данные: плана реализации, сметы затрат и производства, плана капитальных вложений, выписок по счетам предприятия и др.
Главной целью этого плана является сбалансирование поступления и расходования денежных средств предприятия, расчет потребности в краткосрочном кредите.
Платежный календарь составляется по следующей форме:
Таблица 2 -Платежный календарь предприятия
Кассовый план составляется для учета и контроля за поступлением и расходованием наличных денежных средств через кассу предприятия. Источником информации для его составления служат: предполагаемые выплаты по зарплате, командировкам, сведения о продаже материальных ценностей сотрудникам и др. План должен представляться за 45 дней до начала квартала в обслуживающий предприятие банк. Составление такого плана дает возможность предприятию учесть размеры предстоящих выплат, а обслуживающему банку своевременно обеспечивать клиентов необходимыми средствами.

1.3 Порядок финансового планирования на предприятии Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг — основа денежных поступлений предприятий (организаций) и их основной части денежных доходов. Предстает как финансовая категория, т.е. объективно вменена товарно-денежным хозяйством к существованию и применению. Центральный элемент системы денежных и финансовых отношений предприятий и организаций.
Выручка — основной носитель созданного на предприятии, в фирме, компании валового дохода, который содержит в своем составе оплату труда и прибыль вместе с другими основными формами денежных накоплений. Выступает как основа существования государственных финансов и коммерческого расчета предприятий и организаций.
Неотъемлемый атрибут практической реализации принципов: самоокупаемости, самофинансирования, коммерческой заинтересованности, ответственности. Обладает избирательным свойством не возмещать полностью текущие денежные затраты на производство и реализацию продукции, издержки обращения, или совокупность иных денежных расходов не капитального характера связанных с текущим осуществлением бизнеса. Выручка — объект финансового планирования, носящий всеобщий характер. Подлежит также практическому регулированию и контролю в ходе финансово-хозяйственной деятельности.
Выручка от реализации представляет собой одну из основных форм практического проявления денежных потоков, составляющих доходы предприятия. Выступает как денежный результат, формирующий финансовый. Воплощение процессов смены собственника и денежных поступлений за отгруженный товар, выполненную работу, оказанную услугу. Формируется, главным образом, в результате обмена товара, выполненной работы, оказанной услуги на деньги.
Имеет две практические денежные формы выражения: в национальной и иностранной валюте. Является основной статьей оперативных финансовых планов. Вместе с производственными показателями плана выступает как базовый показатель в системе финансового планирования, включая процесс бюджетирования.
Планирование выручки от реализации продукции — исходная основа расчетов финансового плана. Это важнейший базовый показатель планирования доходов и поступлений средств, т.е. первого раздела баланса доходов и расходов. Понятие объем реализованной продукции не всегда тождественно вырученной сумме за реализованную продукцию. Строго говоря, в расчетах финансового плана планируется не выручка, которая будет получена впоследствии, а объем реализованной продукции в ценах принятых в плановых расчетах. Происходит это потому, что существуют объективные отклонения цен фактических продаж и цен, учтенных в плане при расчете показателя объема реализации или продаж продукции. В принципе нет; нужды планировать выручку по ценам продажи, т.е. включая возможные поступления налога на добавленную стоимость, акцизы, экспортные пошлины и иные аналогичные обязательные платежи, которые не признаются доходами организации. Все это возмещаемые продавцу покупателем доходы, подлежащие в суммах включения в отпускную цену, или как надбавку к ней, безусловному перечислению в доход соответствующих бюджетов.
Понимание самого процесса реализации связано со сменой собственника и сменой форм стоимости, когда товарная превращается в денежную форму. Существует два подхода к пониманию факта реализации товара: его отгрузка и его оплата. Оба подхода сегодня компромиссно задействованы в существующем финансово-налоговом механизме, в учете и отчетности. Верх за отгрузкой, что не умаляет, а скорее повышает роль и значимость реальной денежной оплаты для практического осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Фундаментальные основы плановых расчетов выручки, затрат и прибыли от реализации продукции едины. Это единство базируется на взаимосвязи и потому счетной увязке этих показателей, а также на общности применяемой методологии планирования.
Доказательством такой взаимосвязи и общности выступает фактическая возможность представить в ходе расчетов плана разворот прибыли от реализации по формирующим ее показателям выручки и текущих затрат на реализуемую продукцию, работы, услуги.
Планирование выручки, затрат на реализуемую продукцию и прибыли осуществляется финансовыми службами по принципу разделения, т.е. исходя из всеобщего характера концепции поэлементной базы управления финансами предприятия, фирмы, компании. В основе общности методологии планирования лежит раздельное определение составных частей планируемых показателей. В процессе планирования производится разделение плановых расчетов по принципу источников получения выручки от реализации товарной продукции и прочей «не товарной» реализации, реализации произведенной самим предприятием и не произведенной им продукции, работ, услуг. Этому разделению противостоит соответствующая и, по сути, одноименная затратная и прибыльная составляющие. На практике применяется два метода планирования выручки от реализации товарной продукции: прямой счет по каждой позиции ассортимента, или вида изделий (по ассортиментный метод); аналитический метод — исходя из выпуска товарной продукции в ценах реализации, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода. В основе обоих методов лежит количество реализуемой продукции. Оно представляет собой основу планирования выручки и определяется по следующей принципиальной формуле:
Кр = Онг +ТП — Окг,
где:
Кр — количество реализуемой продукции в планируемом году;
ТП — плановый объем производства товарной продукции;
Онг — остатки нереализованной продукции на начало планируемого года;
    продолжение
--PAGE_BREAK--Окг — остатки нереализованной продукции на конец планируемого года.
Сама по себе выручка спланированная на предстоящий год мало интересует нас без сопоставления с предстоящими денежными затратами на реализуемую продукцию. Необходим плановый финансовый результат от реализации продукции, который составляет основу, но не всю прибыль, отражаемую в финансовом плане. Разница между плановыми выручкой и затратами на реализованную продукцию, или товарной ее части, дает прибыль от реализации продукции (или реализации товарной продукции). Плановые затраты на реализуемую продукцию (реализуемую товарную продукцию) определяются по той же принципиальной формуле с добавлением планируемых денежных затрат, увеличивающих производственную себестоимость до полной, включая расходы на сбыт продукции:
Зр = Зонг + Сп — Зокг + Вр,
где:
Зр — денежные затраты на реализуемую продукцию;
Зонг — затраты в остатках нереализованной продукции на начало года;
Сп — производственная себестоимость товарной продукции в планируемом году;
Зокг — затраты в остатках нереализованной продукции, на конец года;
Вр — внепроизводственные расходы.
Методология планирования выручки и плановых затрат на реализуемую продукцию имеет главную общность — продажам противостоят затраты, при расчете продаж и затрат принимаются в расчет соответствующие входные и выходные остатки товаров и соответствующих им затрат.
С теоретических и практических позиций не только отмеченные расходы в связи со сбытом продукции (расходы на продажу) выступают коммерческими. Значительная часть других денежных и не денежных расходов, осуществляемых предприятиями и организациями, работающими на принципах полного, т.е. коммерческого хозяйственного расчета, также по своему экономическому содержанию подпадают под коммерческие. Многие из них оказываются прямо и косвенно направленными на создание новой стоимости на основе авансирования денежных затрат в производство ради продаж. Если такие расходы — не коммерческие, то на основе чего практически реализуется принцип коммерческого расчета — самоокупаемость затрат.
При планировании выручки в составе остатков нереализованной продукции на начало планируемого года: готовая продукция на складе и товары отгруженные покупателям, но не оплаченные им по разным причинам. Остатки на конец года включают готовую продукцию на складе и товары отгруженные срок оплаты которых не наступил. Имеется в виду, что в результате проведения финансовой работы с покупателями на конец планируемого, года остатков товаров отгруженных не оплаченных в срок и товаров на ответственном хранении в результате отказа от оплаты быть не должно. При планировании затрат на реализуемую продукцию остатки нереализованной предприятием продукции на начало и конец планируемого периода принимаются по производственной себестоимости, формирование и выделение которой не противоречит действующему законодательству и положениям.
Классическое понимание природы и основ внепроизводственных расходов — Общезаводские и денежные расходы по сбыту. По своей сути расходы вне производства составляют часть полных текущих денежных затрат, связанных с производством и реализацией товарной продукции, т.е. пополняют производственную себестоимость до полной себестоимости. Это величина, которая выступает в качестве необходимой надбавки к производственной себестоимости. Внепроизводственные расходы еще называются, учитываются и отражаются в отчетности как управленческие (общехозяйственные) и коммерческие расходы предприятий, фирм, компаний.
Планирование себестоимости продукции и издержек обращения.
Планирование объема выпуска в отпускных ценах и себестоимости товарной продукции на предстоящий период составляет основу планирования выручки, затрат на реализуемую продукцию и прибыли от реализации товарной продукции.
Основа формирования планового показателя производственной себестоимости товарной продукции — смета затрат на ее производство. Производственная себестоимость, как непосредственно формируемая в процессе производства и связанная с ним по месту и назначению производимых денежных расходов выступает определяющей частью практического проявления в хозяйственной жизни существования экономической и финансовой категории — себестоимости продукции. Она (эта часть) определяется не принятым порядком учета и отражения составных ее элементов, не действующей в настоящее время формой (формами) планирования и отчетности, а действительным отношением производимых текущих денежных затрат к производству. В составе производственной себестоимости определяющую роль играют прямые материальные и трудовые затраты на производство продукции. К производственным также относятся и те текущие денежные затраты, которые несет основное и вспомогательное производство в связи с его содержанием, эксплуатацией оборудования, обслуживанием и руководством процессом создания товаров со стороны аппаратов управления участков, цехов, служб, т.е. общепроизводственные (общецеховые) расходы.
Все осуществляемые производственные затраты, связанные с выпуском продукции предприятия есть затраты на производство так называемой валовой продукции. Этот показатель справедливо критиковался долгие годы в нашей литературе за наличие в нем элементов повторного счета. Однако формирование валовой продукции в ходе производства есть объективная закономерность производственно-хозяйственной жизни. Мы можем не применять этот показатель, но он фактически существует объективно. Вновь созданная стоимость — не есть денежное выражение стоимости, созданной исключительно в товарной форме. Товарная форма стоимости всегда выше по цене реализации, чем валовая. Вот почему например, одной из краеугольных задач нашего экспорта стоит продажа не валового полуфабриката той же сырой нефти, а продуктов ее товарной ректификационной переработки.
Показатель же созданной валовой стоимости всегда больше суммы товарных стоимостей. На уровне формирования производственных затрат товарная продукция отличается от валовой лишь объемом незавершенного производства. При этом общая сумма производственной себестоимости товарной продукции есть результат следующих вычислений:
Пс = Ннг + Зтп — Нкг,
где:
Пс — производственная себестоимость товарной продукции;
Ннг — незавершенное производство на начало года;
Нкг — незавершенное производство на конец года;
Зтп — сумма произведенных денежных затрат на производство продукции в планируемом году.
Для определения себестоимости товарной продукции, или издержек обращения на предстоящий год необходимо выбрать показатель, который будет использоваться в плановых расчетах. В качестве таких плановых показателей в зависимости от особенностей деятельности предприятия используются показатели: себестоимости единицы изделия; процент снижения себестоимости сравнимой товарной продукции; уровень затрат на рубль товарной продукции.
В процессе производства продукции экономится живой труд.
Эта экономия предстает в виде экономии по фонду заработной платы и другим видам оплаты труда работников предприятия, фирмы, компании в результате роста производительности труда. Заработная плата и другие средства на оплату труда, включая все начисления на нее, экономятся автоматически в силу того, что рост денежных расходов на эти цели всегда отстает и в принципе должен отставать от увеличения объема производства и производительности труда.
Сумма экономии по себестоимости товарной продукции за счет ускоренного против оплаты труда роста его производительности (Эот) может быть определена в плане и по факту по следующей формуле:
Эот = (Зб — (Зб * Тзп) /Тпт) * Втп,
где:
Зб — сумма заработной платы и других видов оплаты труда, вместе с начислениями на них, в себестоимости единицы изделия, или на рубль товарной продукции в базовом году;
Тзп — темп роста средней заработной платы в планируемом году по отношению к базовому году;
Тпт — темп роста производительности труда работников в планируемом году к базовому году;
Втп — выпуск товарной продукции в натуральном выражении, или в отпускных ценах в плановом году.
При планировании себестоимости товарной продукции должна быть учтена сумма получаемой экономии на постоянных расходах предприятия, приходящихся на единицу выпущенной продукции.
Постоянные расходы в хозяйственной практике фактически выступают как условно-постоянные, т.е. они имеют тенденцию не к соразмерному с увеличением объема производства, существенно отстающему от него, но росту.
Расчеты производятся по фактически «проявляющимся в ходе финансово-хозяйственной деятельности условно-постоянным расходам и отдельно от амортизационных отчислений.
Сумма экономии от сокращения доли условно-постоянных расходов в себестоимости товарной продукции (Эупр) определяется по следующей формуле:
Эупр = Птп*Сб*Сув/100*100,
где:
Птп — планируемый прирост товарной продукции против базового года (%);
Сб — себестоимость товарной продукции в базовом году;
Сув — размер снижения удельного веса приведенных постоянных расходов против фактического их удельного веса в себестоимости товарной продукции базового года (процентных пункта).
Для определения величины снижения удельного веса (Сув = = Дб — Дупр) фактически сложившаяся доля условно-постоянных расходов в себестоимости товарной продукции базового года (Дб) приводится к такому показателю их доли (Дупр), как если бы эти условно-постоянные расходы в составе себестоимости были действительно полностью постоянными.
При этом, Дб всегда будет больше Дупр, поскольку при полностью постоянных расходах, т.е. вообще никак не растущих по мере увеличения производства, их доля будет в себестоимости ниже фактической, или базовой.
Дупр = Дб * (Птп-Пз) /Птп,
где:
Дб — удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости товарной продукции базового года (%);
Птп — планируемый прирост товарной продукции против базового года (%);
Пз — темп прироста условно-постоянных расходов в связи с ростом объема производства (%).

2. Анализ финансового состояния ооо „племзавод северо-любинский“ 2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ООО „Племзавод Северо-Любинский“ занимается следующими видами деятельности: производство молока, мяса, зерна, муки, макаронных изделий и продажа племенных животных.
Для экономической характеристики деятельности ООО „Племзавод Северо-Любинский“ рассчитаем показатели выручки, себестоимости и прибыли.
Таблица 3 — Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО „Племзавод Северо-Любинский“ за 2006-2008 годы
Таким образом, выручка предприятия за 2008 год превышает выручку за 2006 год на 30361 тыс. руб. или 161%. Себестоимость за указанный пе-риод повысилась на 39012 тыс. руб. или на 206%. На протяжении 2006-2007 годов деятельность ООО „Племзавод Северо-Любинский“ была прибыльной (11276 тыс. руб. и 6386 тыс. руб. соответственно), однако в 2008 году из-за непропорционального в сравнении с выручкой роста себестоимости деятельность предприятия оказалась убыточной.
Об этом говорят и показатели рентабельности продаж и затрат. Если в 2006-2007 годах они положительные, то в 2008 году — отрицательные (-2,3% и — 2,4% соответственно). Деятельность любого предприятия строится, прежде всего, на основных производственных фондах. Для более подробного их изучения рассчитаем показатели фондоотдачи, фондоёмкости, фондовооружённости.
Таблица 4 — Эффективность использования основных производственных фондов ООО „Племзавод Северо-Любинский“
Исходя из таблицы, можно сказать, что на предприятии наблюдается устойчивый рост основных производственных фондов (за 3 года на 41211 тыс. руб. или на 244,5%). За указанный период среднесписочная численность работников подвергалась колебаниям. Судя по показателям фондоотдачи, эффективность использования основных средств за 2006-2008 годы снижалась. Фондоемкость (обратный показатель фондоотдачи) показывает, что на каждый рубль выпускаемой продукции в 2008 году используется 0,73 руб. основных средств, что на 114,7% выше в сравнении с 2006 годом. Фондовооруженность показывает, сколько основных производственных фондов приходится на одного работника. На 1 работника в 2006 г. приходилось 108,74 руб. основных средств, в 2007 г. — 212,59 руб., а в 2008 г. — 137,29 руб. Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие. Для изучения состава имущества ООО „Племзавод Северо-Любинский“, его структуры и динамики воспользуемся таблицей 5.
Таблица 5 — Структура и динамика показателей имущества ООО „Племзавод Северо-Любинский“
По сравнению с 2006 г. имущество ООО „Племзавод Северо-Любинский“ возросло на 58,48%. Рост был обусловлен увеличением стоимости внеоборотных активов на 41659,5 тыс. руб. (246,86%). Динамика оборотных средств была незначительной (-0,88%).
Среди оборотных активов увеличились лишь запасы (на 3753,5 тыс. руб. или на 15,74%). При этом остальные виды оборотных средств показали отрицательную динамику: дебиторская задолженность сократилась на 1088 тыс. руб. или 5,5%, краткосрочные финансовые вложения — на 2907 тыс. руб. или 32,36%, денежные средства — на 228 тыс. руб. или 24,2%. Рост стоимости запасов связан с увеличением объемов производства зерна, молока и мяса.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В 2008 г. краткосрочные финансовые вложения сократились на 2907 тыс. руб. по сравнению с 2006 г. за счет возврата краткосрочных займов.
Основные причины сокращения дебиторской задолженности это погашение задолженности покупателями.
Основными составляющими увеличения внеоборотных активов является рост стоимости основных средств на 512,34% (приобретение новой техники) и незавершенного строительства на 314,84% (реконструкция производственных помещений).
Проанализируем структуру имущества ООО «Племзавод Северо-Любинский».
В 2006 году в структуре имущества организации внеоборотные активы занимали 23,96%, а оборотные средства — 76,04%. Однако в 2007-2008 годах наблюдался рост удельного веса внеоборотных активов: в 2007 году их доля равнялась 36,75%, в 2008 году — уже 52,44%. При этом доля оборотных активов снижалась до 63,25% и 47,56% соответственно. Эти изменения связаны с наращиванием объемов производства на предприятии за счет покупки нового оборудования.
Среди внеоборотных активов наибольший удельный вес в имуществе предприятия имеют основные средства, причем их доля, как уже упоминалось, возросла (с 23,93% до 52,44%). Доля же нематериальных активов и доходных вложений в материальные ценности незначительна. Она колеблется от 0,001% до 0,002% по нематериальным активам и от 0,03% до 0,07% по доходным вложениям в материальные ценности. Эти значения обусловлены большой ролью основных средств в воспроизводственном процессе и отсутствием значительных объектов интеллектуальной собственности в организации.
Среди оборотных активов ООО «Племзавод Северо-Любинский» наибольшие доли занимают запасы и дебиторская задолженность. Причем из-за роста показателя основных средств эти доли снижались — по запасам с 33,87% до 24,73%, по дебиторской задолженности с 28,08% до 16,75%. Наименьшие доли среди оборотных активов имеют денежные средства (0,64% в 2008 году против 1,34% в 2006 году) и краткосрочные финансовые вложения (5,44% в 2008 году против 12,75% в 2006 году). Такое преобладание запасов и дебиторской задолженности над денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями в структуре имущества организации говорит о возможных проблемах предприятия с ликвидностью.
Проанализируем динамику и структуру обязательств ООО «Племзавод Северо-Любинский»
Таблица 6 — Структура и динамика показателей обязательств ООО «Племзавод Северо-Любинский»
По сравнению с 2006 годом обязательства предприятия возросли на 11974 тыс. руб. или на 24,76%. Данный рост был вызван увеличением как долгосрочных (на 5520 тыс. руб. или на 44,21%), так и краткосрочных (на 6454 тыс. руб. или на 17,99%) обязательств.
Среди долгосрочных обязательств существует только одна составная часть — займы и кредиты.
Среди краткосрочных обязательств по займам и кредитам наблюдается отрицательная динамика (-3438,5 тыс. руб. или — 17,07%). Кредиторская же задолженность возросла на 11052,5 тыс. руб. или 75,86%.
Такая преимущественно повышательная динамика связана главным образом с расширением производства ООО «Племзавод Северо-Любинский» посредством закупки основных средств.
В структуре обязательств предприятия преобладающую долю стабильно занимают краткосрочные обязательства — 74,18% в 2006 году, 74,92% в 2007 году, 70,15% в 2008 году. На долю же долгосрочных обязательств, т.е. займов и кредитов приходится 25,82% в 2006 году, 25,08% в 2007 году, 29,85% в 2008 году. Это связано, главным образом, со сравнительно большой долей кредиторской задолженности (42,47% в 2008 году против 30,13% в 2006 году) образовавшейся, вероятно, при расчетах с поставщиками основных средств. При этом доля краткосрочных займов и кредитов снижалась с 41,66% в 2006 году до 27,69% в 2008 году. Оценим структуру и динамику собственного капитала предприятия.

Таблица 7 — Структура и динамика показателей собственного капитала ООО «Племзавод Северо-Любинский»
По сравнению с 2006 годом объем собственного капитала в 2008 году возрос на 20992 тыс. руб. или на 69,28%. Это было обусловлено ростом добавочного капитала (на 15115 тыс. руб. или на 131,39%) и увеличением нераспределенной прибыли (на 5877 тыс. руб. или на 31,29%). Уставный капитал в 2006-2008 годах был стабилен — 10 тыс. руб.
Соответственно и в структуре собственного капитала доля уставного капитала минимальна — 0,02-0,03%. Добавочный капитал и нераспределенная прибыль имеют примерно одинаковый удельный вес в структуре собственного капитала за 2008 год — 51,9% и 48,08% соответственно. Но в 2006 году доля нераспределенной прибыли была больше — 62%, доля добавочного капитала была 37,97%. Это вызвано тем, что за период с 2006 по 2008 годы произошло значительное пополнение добавочного капитала. Такая структура и динамика собственного капитала ООО «Племзавод Северо-Любинский» обусловлена прежде всего прибыльной деятельностью (за исключением 2008 года) организации.

2.2 Анализ показателей рентабельности ООО «Племзавод Северо-Любинский» К наиболее важным показателям финансовых результатов деятельности организации относятся:
прибыль (убыток) от продажи продукции;
доходы и расходы операционной деятельности;
доходы и расходы от внереализационных операций;
балансовая прибыль;
налогооблагаемая прибыль;
чистая прибыль и др.
Данные показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие:
рентабельность активов;
рентабельность текущих активов;
рентабельность собственного капитала;
рентабельность основных производственных фондов;
рентабельность продаж (реализации);
рентабельность продукции;
рентабельность долгосрочных финансовых вложений.
Рентабельность активов представляет собой процентное отношение чистой прибыли предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам), показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.

Таблица 8 — Анализ рентабельности активов ООО «Племзавод Северо-Любинский» за 2006-2008 годы
Из данных таблицы видно, что рентабельность активов в 2008 году снизилась на 19% по сравнению с показателем 2006 года. Это произошло за счет значительного увеличения себестоимости продукции в 2008 году.
Проанализируем влияние различных факторов на изменение рентабельности активов.
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность активов составило: — 0,05-0,16=-0,21 или — 21%.
Влияние изменения стоимости активов на рентабельность активов составило: — 0,03+0,05=0,02 или 2%.
Уменьшение прибыли в отчетном периоде на 15030 тыс. руб., или на 132,3%, вызвало уменьшение рентабельности активов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 21%. При этом рост стоимости активов на 40741,5 тыс. руб., или 57,8% обусловил рост рентабельности активов на 2%.
Рентабельность текущих активов показывает эффективность использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к стоимости его оборотных активов.

Таблица 9 — Анализ рентабельности текущих активов ООО «Племзавод Северо-Любинский» за 2006-2008 годы
Из данных таблицы видно, что рентабельность текущих активов в 2008 году снизилась на 28% по сравнению с показателем 2006 года. Это произошло за счет снижения прибыли в 2008 году. Проанализируем влияние различных факторов на изменение рентабельности активов. Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность текущих активов составило: — 0,07-0,21=-0,28 или — 28%. Влияние изменения стоимости активов на рентабельность активов составило: — 0,07+0,07=0 или 0%.
Уменьшение прибыли в отчетном периоде на 15030 тыс. руб., или на 132,3%, вызвало уменьшение рентабельности текущих активов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 21%. При этом снижение стоимости активов на 469,5 тыс. руб., или 0,88% не сказалось на изменении рентабельности текущих активов. Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах этот показатель оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия, отражая, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия. Определяется как отношение прибыли к величине собственного капитала.

Таблица 10 — Анализ рентабельности собственного капитала
ООО «Племзавод Северо-Любинский» за 2006-2008 годы
Из данных таблицы видно, что рентабельность собственного капитала в 2008 году снизилась на 47% по сравнению с показателем 2006 года.
Проанализируем влияние различных факторов на изменение рентабельности собственного капитала. Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило: — 0,13-0,4=-0,53 или — 53%. Влияние изменения стоимости активов на рентабельность активов составило: — 0,07+0,13=0,06 или 6%. Уменьшение прибыли в отчетном периоде на 15030 тыс. руб., или на 132,3%, вызвало уменьшение рентабельности собственного капитала ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 53%. При этом рост собственного капитала на 22545,5 тыс. руб., или 178,43% положительно сказалось на изменении рентабельности текущих активов (+6%).
Рентабельность основных производственных фондов показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов.

Таблица 11 — Анализ рентабельности основных производственных фондов ООО «Племзавод Северо-Любинский» за 2006-2008 годы
Из данных таблицы видно, что рентабельность основных производственных фондов в 2008 году снизилась на 73% по сравнению с показателем 2006 года.
Проанализируем влияние различных факторов на изменение рентабельности собственного капитала.
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило: — 0,28-0,67=-0,95 или — 95%. Влияние изменения стоимости активов на рентабельность активов составило: — 0,06+0,28=0,22 или 22%. Уменьшение прибыли в отчетном периоде на 15030 тыс. руб., или на 132,3%, вызвало уменьшение рентабельности основных производственных фондов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 95%. При этом рост стоимости основных производственных фондов на 29606 тыс. руб., или 149,6% обусловил рост рентабельности активов на 22%. Рентабельность продаж (реализации) показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализации продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.
Таблица 12 — Анализ рентабельности продаж ООО «Племзавод Северо-Любинский» за 2006-2008 годы
Из данных таблицы видно, что рентабельность продаж в 2008 году снизилась на 28% по сравнению с показателем 2006 года.
Проанализируем влияние различных факторов на изменение рентабельности продаж.
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило: — 0,07-0,23=-0,3 или — 30%. Влияние изменения выручки от продаж на рентабельность продаж составило: — 0,05+0,07=0,02 или 2%. Уменьшение прибыли в отчетном периоде на 15030 тыс. руб., или на 132,3%, вызвало уменьшение рентабельности собственного капитала ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 30%. При этом рост выручки от продаж на 30361 тыс. руб., или 61,5% положительно сказалось на изменении рентабельности текущих активов (+2%).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Перечисленные показатели зависят от многих факторов и существенно варьируют по предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств. Поступления и направления использования финансовых ресурсов от производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия получают денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Основная цель данного отчета — показать, каким образом формируется прибыль (убыток) предприятия.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Она характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. Показатели рентабельности ООО «Племзавод Северо-Любинский» показывают негативную тенденцию ухудшения финансового положения за 2006-2007 годы, что в конечном итоге привело к убытку в 2008 году. Рассчитаем показатели деловой активности ООО «Племзавод Северо-Любинский»
Таблица 13 — Анализ показателей деловой активности ООО «Племзавод Северо-Любинский»
В 2008 г от реализации каждая денежная единица активов принесла на 2,86% больше выручки. В результате период оборота имущества сократился на 2,88%. Увеличилась оборачиваемость запасов, что говорит о более эффективном использовании ресурсов.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств на 39,61% позволяет уменьшить потребность в них: меньше требуется запасов сырья, материалов, топлива, и следовательно, ведет к снижению уровня затрат на их хранение, что способствует в конечном счете повышению рентабельности и улучшению финансового состояния предприятия.
Уменьшение оборачиваемости дебиторской задолженности привело к увеличению периода оборота на 5,8%. Это говорит о замедлении поступления денежных средств от дебиторов.
2.3 Анализ показателей ликвидности ООО «Племзавод Северо-Любинский» В рамках детального анализа ликвидности используется комплекс приведенных ниже показателей.
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Поскольку предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов, то, следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Значение показателя может сильно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция.
Коэффициент быстрой ликвидности по смысловому назначению аналогичен коэффициенту покрытия, однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов (из расчета исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы). Логика такого исключения состоит в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. В условиях рыночной экономики типична ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов. По международным стандартам уровень показателя должен быть выше единицы. В России его оптимальное значение определено как 0,7-1, однако эта оценка носит условный характер. Кроме того, анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание и на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, вряд ли это характеризует деятельность предприятия с положительной стороны;
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2-0,5.
Таблица 14 — Анализ текущей, быстрой и абсолютной ликвидностей ООО «Племзавод Северо-Любинский» за 2006-2008 годы
Показатели текущей ликвидности стабильны и соответствуют нормативным значениям, значит с погашением краткосрочных обязательств текущими активами проблем у предприятия не возникнет.
Показатели быстрой ликвидности за 2006 и 2008 годы в норме, а превышение нормативного значения на 0,1 пункта в 2007 году вызвано незначительными колебаниями исходных цифр.
Показатели абсолютной ликвидности далеки от нормативных, что указывает на недостаточное количество денежных средств у ООО «Племзавод Северо-Любинский».
Все активы ООО «Племзавод Северо-Любинский» в зависимости от степени ликвидности, т.е. от скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы (анализ проведем за 2008 год):
1. Наиболее ликвидные активы (НЛА) — суммы по всем статьям денежных средств (ДС), которые могут быть использованы для выполнения текущих расходов немедленно. К этой группе относятся также те краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги — ЦБ), которые можно приравнять к деньгам. НЛА=704 тыс. руб.
2. Быстрореализуемые активы (БРА) — активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу включается дебиторская задолженность (ДЗ) (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы (ПОА). БРА=0.
3. Медленно реализуемые активы (МРА) — сюда включаются дебиторская задолженность со сроком погашения более года (ДЗ более года), запасы (3), за исключением расходов будущих периодов (РБП), НДС по приобретенным ценностям (НДС) и долгосрочные финансовые вложения (ДФВ). МРА =46226,5 тыс. руб.
4. Труднореализуемые активы (ТРА) — активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода. Сюда включаются внеоборотные активы (ВА), за исключением долгосрочных финансовых вложений. ТРА=58535 тыс. руб.
Первые три группы активов (наиболее ликвидные активы, быстро реализуемые и медленно реализуемые активы) в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться, они относятся к текущим активам фирмы. Они более ликвидны, чем остальное имущество фирмы.
Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:
1. Наиболее срочные обязательства (НСО) — кредиторская задолженность (КЗ), расчеты по дивидендам (РД), прочие краткосрочные обязательства (ПКО). НСО = 25621,5 тыс. руб.
2. Краткосрочные пассивы (КСП) — краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы (К), подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. КСП = 16706,5 тыс. руб.
3. Долгосрочные пассивы (ДСП) — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы (ДО). ДСП=18007 тыс. руб.
4. Постоянные пассивы (ПП) — статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» (КР) и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» (ДБП), «Резервы предстоящих расходов и платежей» (РПР). Чтобы обеспечить баланс актива и пассива, постоянные пассивы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» (РБП). ПП=51127,5 тыс. руб.
Фирма считается ликвидной, если текущие активы превышают ее краткосрочные обязательства. Фирма может быть лик видной в большей или меньшей степени. Для оценки реальной степени ликвидности фирмы необходимо провести анализ ликвидности баланса.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств фирмы ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Для определения ликвидности баланса сопоставим итоги по каждой группе активов и пассивов. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия: НЛА > НСО; БРА > ЖСП; МРА > ДСП; ТРА
При более детальном анализе баланса ООО «Племзавод Северо-Любинский» можно заключить, что у предприятия значительные отклонения от абсолютной ликвидности, так как из четырех неравенств выполняется только одно. В принципе это подтверждается и рассчитанными ранее показателями абсолютной, быстрой и текущей ликвидности: абсолютная ликвидность далеко от нормы, нормативные в целом быстрая и текущая ликвидность обеспечивается за счет больших показателей дебиторской задолженности и запасов соответственно.

3. Совершенствование финансового планирования ООО «Племзавод Северо-Любинский» 3.1 Составление бюджетного регламента для ООО «Племзавод Северо-Любинский» Целью данного регламента является установление в организации порядка составления (разработки), представлении (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней.
Задачами данного регламента является:
1. определение бюджетного периода и минимального бюджетного периода (разбивка отдельных бюджетных периодов на периоды) в организации;
2. установление продолжительности бюджетного цикла, или шага финансового планирования;
3. период, по истечении которого составляются отчеты об исполнении ранее разработанных и утвержденных бюджетов;
3. описание стадий бюджетного цикла, или периодизации бюджетного контроллинга, построение бюджетного процесса в должно строго соответствовать утвержденному бюджетному регламенту.
При формировании данного регламента использовались следующие принципы:
1. принцип скользящего графика разработки, предполагающий постоянную корректировку в ранее установленных границах бюджетных наметок по мере окончания каждого бюджетного цикла;
2. принцип достоверности, позволяющий снизить субъективизм при разработке финансовых планов;
3. принцип бесконфликтности: позволит создать необходимые организационные предпосылки для своевременного разрешения конфликтов интересов, которые неизбежно будут возникать в процессе как согласования и утверждения, так и исполнения бюджетов между отдельными структурными подразделениями на одном или нескольких уровнях управления;
4. принцип периодизации: бюджетный регламент определяется на период составления надежного прогноза сбыта и бюджета продаж, составляющийся в нескольких вариантах для того, чтобы определить границы (от и до) основных целевых показателей для бизнес-единиц и компании в целом.
При составлении бюджетов вся организация обязана участвовать в планировании. Бюджеты на предприятии составляется отдельно по каждой стадии бюджетного цикла.
Каждое подразделение составляет бюджеты в соответствии с круг задач, стоящий перед ними, и определяет состав необходимого основного документооборота. Коммерческий отдел занимается вопросами, связанными со сбытом продукции. Производственный отдел отвечает за непосредственный производительный цикл на предприятии. В каждом отделе бюджетные заявки и проекты готовых бюджетов составляются с учетом установленного минимального бюджетного периода в две недели.
Для каждой стадии бюджетного цикла определятся также набор операций по выполнению соответствующих задач. На стадии разработки бюджетов такой набор будет включать следующие операции (функции): составление первоначальных вариантов бюджетов, согласование их с подразделениями (должностными лицами) того же уровня управления, обработка (предварительная консолидация бюджетов более низкого уровня управления, согласование консолидированных бюджетов с должностными лицами более высокого уровня управления, разрешение конфликта интересов в случае, когда не удается согласовать бюджеты, экспертиза и согласование ранее согласованных консолидированных бюджетов в специальных органах на высшем уровне управления (например, в бюджетном комитете) до их представления на утверждение на высшем уровне управления.
На стадии оперативного контроля основными функциями являются сбор и обработка информации о ходе исполнении бюджетов для проведения план-факт анализа и принятия мер упреждающего управляющего воздействия на ответственные структуры для обеспечения бюджетной дисциплины и выполнения поставленных целевых показателей.
При невозможности сведения бюджета (дефиците бюджета), отделы вырабатывают предложения по корректировке заявок, и согласовывают изменения. Предложения содержат необходимые суммы сокращения расходов или увеличения доходов.
Проекты бюджетов предоставляются на утверждение руководству предприятия. В течение периода между сроками представления бюджетов отдельных структурных подразделений и утверждения консолидированных (сводных) бюджетов для компании в целом согласовываются бюджетные наметки (как для вновь составленные бюджетов, так и скорректированных) между руководителями отделов.
Если планово-экономический отдел предприятия или фирмы не согласен с бюджетами производственного или коммерческого отделов, то в течение 3 дней соответствующее должностное лицо планово-экономического отдела должно уведомить руководителя этого центра финансовой ответственности о необходимости внесения изменений в ранее представленный бюджет.
Если руководитель соответствующего центра финансовой ответственности принимает сделанные замечания и поправки к своему бюджету, то данный бюджет отправляется на утверждение руководству.
Для случаев, когда согласие не достигается, руководитель каждого центра финансовой ответственности уведомляется о:
1) сроке обжалования соответствующих распоряжении ПЭО (2 дня),
2) форме документа, в которой выражается несогласие с полученным распоряжением (служебная записка),
3) должностном лице из числа высших руководителей предприятия или фирмы, который выступает в роли арбитра в споре между руководителями ЦФО и ПЭО (заместитель директора).
На стадии составления отчетов об исполнении бюджетов подразделения собирают, обрабатывают и консолидируют информацию о ходе исполнения бюджетов за период, взятый в качестве шага финансового планирования для выработки и принятия решений по внесению изменений (корректировок) в бюджеты на предстоящий период.
Использование денежных средств в рамках утвержденных бюджетов по каждой расходной статье осуществляется в соответствии с регламентом осуществления текущих платежей.
Подразделение, желающее внести изменения в бюджетные показатели подает заявку до 28-го числа текущего месяца.
Отчетность об исполнении бюджетов нарастающим итогом формируется и предоставляется директору ООО «Племзавод Северо-Любинский» еженедельно в первый рабочий день недели.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Окончательный отчет по исполнению бюджетов рассматривается на оперативном совещании руководства ООО «Племзавод Северо-Любинский» не позднее 7 дней по истечении бюджетного периода.
Ответственность за формирование бюджетов несут начальники структурных подразделений. Ответственность за соответствие заявленным в бюджете показателям фактическим показателям, сложившимся по итогам бюджетного периода несут сотрудники, непосредственно участвовавшие в разработке бюджетов.

3.2 Составление бюджетов доходов и расходов для ООО «Племзавод Северо-Любинский» Бюджет доходов и расходов показывает структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По этому бюджету можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку безубыточности бизнеса.
В формате этого бюджета находит отражение все виды расходов и затрат, которые необходимы для конкретного бизнеса. Главный смысл формата бюджета доходов и расходов — показать руководителям предприятия эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса, структурного подразделения и компании в целом в предстоящий период, установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, формирования фондов накопления и потребления и т.п.
Исходить будем из того, что возможны 3 сценария: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный.
Таблица 15 — Оптимистичный прогнозный бюджет доходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год
Таблица 16 — Оптимистичный прогнозный бюджет расходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год
Таблица 17 — Оптимистичный прогнозный бюджет доходов и расходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год
При составлении оптимистичного бюджета доходов и расходов инфляция принималась равной 15%. Учитывая экономический кризис, объемы продаж закладывались на уровне 2008 года. Соответственно, совокупные доходы предприятия прогнозируются на уровне 91677 тыс. руб. (от продажи молока 35651 тыс. руб., от продажи мяса 23568 тыс. руб., от продажи зерна 32458 тыс. руб.). При этом если доходы от продажи мяса равномерно распределены по кварталам, то доходы от продажи зерна сосредоточены в 4 квартале, от продажи молока во 2 и 3 кварталах в силу особенностей сельскохозяйственного воспроизводства. Аналогичная тенденция будет наблюдаться и в реалистичном и пессимистичном прогнозах.
Что касается расходов, то некоторые виды (корма, электроэнергия, прочие) также распределены равномерно по кварталам.
Но расходы на ГСМ и зарплату сосредоточены во 2 и 3 квартале. При расчете расходов также учитывалась инфляция в 15%. Однако элементы системы бюджетирования позволят сократить неоправданно возросшие управленческие расходы на предприятии (примерно на 1000 тыс. руб).
Однако основной статьей сокращения представляются корма, так как при росте объема продаж в денежном выражении на 10,4% расходы на фураж, сено и сенаж увеличились на 25%.
На лицо неэффективное использование денежных средств (экономия может достигнуть 6000 тыс. руб.). Также усилившийся контроль поможет снизить расходы на электроэнергию на сумму около 1000 тыс. руб. Таким образом, вместо убытка в 3670 тыс. руб. при оптимистичном сценарии предприятие может получить положительное сальдо финансового результата в 5096 тыс. руб.
Таблица 18 — Реалистичный прогнозный бюджет доходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год
При реалистичном прогнозе инфляция останется на прежнем уровне в 15%, но при этом объем продаж ООО «Племзавод Северо-Любинский» сократится на 5%. Поквартальное распределение доходов по различным видам продукции, описанное в оптимистичном сценарии, сохраняет свои закономерности.
Таблица 19 — Реалистичный прогнозный бюджет расходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год
Таблица 20 — Реалистичный прогнозный баланс доходов и расходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год
При реалистичном сценарии развития событий бюджет расходов, по сравнению с оптимистичным сценарием, остается неизменным. Таким образом, ООО «Племзавод Северо-Любинский», учитывая кризисные реалии, все же может рассчитывать на прибыль в 512,1 тыс. руб.
Рассмотрим пессимистичный сценарий развития событий.

Таблица 21 — Пессимистичный прогнозный бюджет доходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год
Таблица 22 — Пессимистичный прогнозный бюджет расходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год

Таблица 23 — Пессимистичный прогнозный баланс доходов и расходов ООО «Племзавод Северо-Любинский» на 2009 год
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.