--PAGE_BREAK--8. развитие рыночной инфраструктуры;
9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
12. финансовая помощь другим бюджетам;
13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. СОСТАВ И СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
3.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.
В последние годы наибольшими темпами росли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие водных ресурсов, связь и информатику, а также транспорт. Эти средства направляются, в первую очередь, на финансирование мер по развитию соответствующих отраслей экономики, в том числе топливно-энергетического комплекса, космических исследований, сельского хозяйства, территорий и инфраструктуры и т.д.
Согласно оценкам, за 2007 год добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,2 %, и этот рост был обусловлен как благоприятной внешней конъюктурой, так и повышением внутреннего спроса. Несмотря на это в последние годы наметилось устойчивое сокращение темпов прироста добычи. Для сохранения рентабельности добычи полезных ископаемых необходимо постоянное пополнение минерально-сырьевой базы за счет вновь разведанных месторождений. На эти цели только в федеральном бюджете 2007 года было предусмотрено 18,1 млрд. руб.
Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов.
Для того чтобы не допустить сдерживания экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо увеличить генерирующие мощности электростанций.
При решении этой проблемы большие надежды возлагаются на атомную энергетику. На эти цели в 2007 году выделено 18 млрд. руб.
Развитие российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. С учетом сложившейся ситуации необходимы ускоренная модернизация и разветвленность транспортной системы. Именно поэтому бюджетные расходы на эти цели увеличиваются. В 2007 году на развитие транспортной системы из федерального бюджета было выделено 181,6 млрд. руб. большая часть этих средств направляется на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям.
В бюджете, помимо расходов на дороги федерального значения, предусмотрены расходы на развитие дорожной сети внутри крупных городов. В 2007 году из федерального бюджета было потрачено 35 млрд. руб. на субсидии, связанные со строительством автомобильных дорог, бюджетам других уровней.
В бюджете также предусмотрены ассигнования на модернизацию парка воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным стандартам. Размер финансирования связанных с этой целью мероприятий из федерального бюджета в 2007 году составил 10,3 млрд. руб.
На развитие морского транспорта 7,3 млрд. руб. Эти средства направляются на поддержание конкурентоспособности торгового флота и морских портов. Предусмотренные меры поддержки будут способствовать повышению загруженности морских портов к 2010 году почти в 2 раза по сравнению с 2002 годом, росту российского торгового флота, причем как численности судов, так и их совокупного водоизмещения.
На развитие железнодорожного транспорта 10,8 млрд. руб., что направлено на меры по обновлению и модернизации основных фондов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, улучшение качества обслуживания.
В последние годы активизировалась государственная поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии целевых федеральных программ и национальных проектов по российским сельским территориям. Одним из приоритетных направлений поддержки и развития сельского хозяйства является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. На реализацию этих планов в 2006-2010 годах предполагается выделить из федерального бюджета 65,5 млрд. руб.
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Расходы на здравоохранение
Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году. [6]
Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2004-2005 годах составляла не более 10,3 %. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования до 13%.
Расходы федерального бюджета на здравоохранение
годы
2004
2005
2006
2007
млрд. руб.
39
71
127
179,3
В 2004-2006 годах здравоохранение являлось одним из приоритетов государственной политики, что выразилось в увеличении доли расходов на здравоохранение в общих расходах федерального бюджета, которая за этот период возросла более чем в 2 раза: с 6,1 % в 2004 году до 11,5 % в 2006 году.
В 2007 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.
Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально значимого характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы в период 2007-2011 гг. будет выделено 35,1 млрд. руб. если в предыдущие периоды ее реализации (2002-2006гг.) из федерального бюджета выделялось 18-19 % общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45 %.[18]
Расходы федерального бюджета на ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», млрд. руб.
Программа/подпрограмма
2004
2005
2006
2007
ФЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социально значимого характера»
3,3
3,4
3,6
4,3
Подпрограмма «Туберкулез»
1,4
1,6
2
1,5
Подпрограмма «АнтиВИЧ/СПИД»
0,13
0,19
0,79
0,85
Подпрограмма «Онкология»
0,49
0,63
0,79
0,85
Подпрограмма «Инфекции, передаваемые половым путем»
0,1
0,1
0,11
0,2
Решение демографической проблемы также является одним из приоритетных направлений государственной политики. В 2007 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом расходов на материнский базовый капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.
Расходы на образование
Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2007 году расходы на образование увеличились на 31 % и составили 278,5 млрд. руб.
\s
Кроме того, с 2006 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» дополнительно направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.
Расходы на пенсионное обеспечение
В России в 2007 году насчитывалось около 38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27 % населения. Другими словами. Благосостояние четверти населения страны напрямую зависит от системы пенсионного обеспечения. Рост расходов бюджета на выплату пенсий в 2007 году составил примерно 15,6 % как и в 2006 году. В 2007 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд. руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб. [18]
Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению.
Необходимость финансирования части расходов Пенсионного фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.
Динамика расходов на пенсионное обеспечение по источникам выплат, млрд. руб.
\s
Расходы на науку
Фундаментальные научные исследования оказывают значительное влияние на экономическое развитие страны, поэтому государство должно выступать в роли основного инвестора в этой сфере, поддерживая передовые научные школы, обеспечивая научные учреждения новыми кадрами и технической базой, а также создавая благоприятные условия для инвестиций частного бизнеса в науку.
Государственное финансирование науки составляет около 60 %, и эта доля остается относительно стабильной на протяжении нескольких лет.
В 2007 году расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные исследования составили 246 млрд. руб., что на 27,1 % больше, чем в предыдущем.[18]
Большая часть ассигнований на прикладные научные исследования направляется в основном на исследования в области обороны и национальной экономики. В 2007 году на эти сферы в совокупности приходилось 90% всех расходов на прикладные научные исследования. По доле государственных расходов на научные исследования в области обороны в общем объеме расходов на научные исследования и разработки Россия прочно занимает одно из первых мест в мире.
Расходы на культуру
Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.
В 2007 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 65,2 млрд. руб., что на 27 % больше чем в 2006 году.
Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России».
За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.
Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.
В 2007 году на сохранение культурного и исторического наследия из федерального бюджета было выделено 11,9 млрд. руб., что на 16,1 % больше, чем в предыдущем году. В 2006-2010 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения в 70 регионах страны.
Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.
На эти цели в федеральном бюджете на 2007 год выделено 19,8 млрд. руб., что на 26,8 % больше, чем в 2006 году.
3.3 РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ СТРАНЫ И НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Национальная оборона является основным и самым весомым составным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.[17]
Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом уровень удельных расходов на одного военнослужащего вырос более чем на 20 %, что с учетом проводимых мероприятий боевой и оперативной подготовки способствовало повышению обученности военнослужащих и степени слаженности соединений и воинских частей. Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. В 2005 году они были равны 578,4 млрд. руб. (16,3 % общих расходов федерального бюджета, 2,84 % ВВП), в 2006 году – 666 млрд. руб. (15,6 % расходов, 2, 74 % ВВП), 2007 – 822 млрд. руб. (15 % расходов, 2,8 % ВВП). Вследствие этого широко распространено мнение о непомерном росте расходов на национальную оборону, что в свою очередь породило миф о «милитаристском бюджете» страны.
Однако при общем увеличении расходов федерального бюджета в 2007 году на 20,6 % расходы на национальную оборону возросли всего на 15,1 %, что говорит о более медленных темпах их роста по сравнению с другими разделами федерального бюджета.
Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.
Наиболее существенные расходы федерального бюджета на национальную оборону, млрд. руб.
Статьи расходов
2004
2005
2006
2007
Военный персонал
76,3
76,3
107,1
123,3
Гражданский персонал
55,6
36,7
47,8
61,3
Продовольственное обеспечение
20,0
17,9
22,0
23,2
Материально-техническое обеспечение
61,6
64,8
85,2
93,8
Боевая подготовка
13,5
13,9
17,0
ФЦП «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы»
7,8
16,7
16,6
22,8
Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия РФ»
5,4
11,2
13,6
19,9
продолжение
--PAGE_BREAK--