Реферат по предмету "Финансы"


Рентабельность и резервы ее повышения

--PAGE_BREAK--1.2                     
Виды рентабельности


Уровень рентабельности социалистических объединений, пред­приятий и отраслей производства определяется не законом сред­ней нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потреб­ностей в денежных средствах для развития производства, эконо­мического стимулирования работников предприятий, объединений.

В условиях социализма рентабельность одних предприятий, объединений и отраслей хозяйства повышается не в ущерб другим предприятиям, объединениям и отраслям. Темпы развития отрас­лей производства в СССР в отличие от капиталистических стран определяются не уровнем их рентабельности, а государственным планом экономического и социального развития.

Рентабельность социалистического производства характери­зуется системой показателей. Народнохозяйственная рентабель­ность определяется как отношение всей суммы денежных накоп­лений (прибыли и налога с оборота) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или к полной себестоимости продукции. В1984 г, рента­бельность промышленности, исчисленная как отношение всей суммы денежных накоплений к производственным фондам, состав­ляла (в ценах соответствующих лет)20,5%.

Хозрасчетная рентабельность,используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулиро­вании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производст­венных фондов и нормируемых оборотных средств. В1984 г. она составляла по промышленности12,1%, в том числе: в машино­строении и металлообработке—12,2%, в черной металлургии— 10,7%, в нефтедобывающей— 19,2, в легкой—23,2, в пищевой про­мышленности—18,5%. Рентабельность промышленности, рассчи­танная как отношение прибыли к полной себестоимости продукции, в1984 г. составляла16,2%, в том числе: пищевой—11,8, легкой промышленности— 12,3%.

Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприя­тий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий,  тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.

Общая рентабельностьобъединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле



где     Р— уровень рентабельности,%;

П— прибыль;

—среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

 — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Фактическая общая рентабельностьопределяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой… стоимости про­изводственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по ба­лансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но. и от фондоемкости производства. На предприятиях, объеди­нения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью  про­изводства уровень рентабельности по отношению к производст­венным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях лег­кой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повы­шается, и наоборот.

Расчетная рентабельностьпредставляет собой отношение ба­лансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, при­были целевого назначения (прибыль от реализации товаров ши­рокого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от дея­тельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фон­дов, по которым''1 предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности г. изделиям, важное зна­чение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Рас­чет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле


где Р— уровень рентабельности,%;

О— оптовая цена предприятия на изделие;

  С— полная себестоимость изделия.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффектив­ность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях про­мышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула


где— расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом ма­териальных затрат;

—производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;

—норматив рентабельности к производственным фондам;

С-М — себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.

Использование показателя нормативной расчетной рентабель­ности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отрас­лей материальных затрат, значительными их колебаниями в себе­стоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.

При определении норматива расчетной рентабельности к себе­стоимости продукции за вычетом стоимости использованных ма­териальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в ма­шиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи за­трат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топ­ливо и энергия на технологические цели».

Основные пути роста рентабельности производства— развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объ­единений, предприятий, повышение удельного веса специализиро­ванного производства, применение современные методов организа­ции производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности тру­да, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтере­сованности работников в результатах своего труда..
1.3 Система показателей рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые ре­зультаты и эффективность деятельности предприятия.  Они изме­ряют доходность предприятия с различных позиций и группиру­ются в соответствии с интересами участников экономического процесса,    рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности  используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

1)показатели рентабельности капитала  (активов),

2)показатели рентабельности продукции;

3)показатели, рассчитанныена основе потоков наличных денежных средств.

Первая группапоказателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства+ + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям

характеризует степень  использования   предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и  других заемных средств,

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интере­сам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию  рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов  (всего капитала); потенциальных инвесторов икредиторов- от­дача на инвестируемый капитал; собственников иучредителей  -доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным  зависимостямРассмотрим    следующую  очевидную зависимость:

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью  всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключаетсяв том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рента­бельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продук­ции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного  и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости.  следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группапоказателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности   по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
;

;

или

;

;

,
где -  -прибыль от реализации отчетного и базисного пе­риодов;

-реализация продукции (работ, услуг) отчетного и ба­зисного периодов;

-себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

-изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определя­ется расчетом (по методу цепных подстановок)

Соответственно влияние изменения себестоимости составит



Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;


Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС -чистый приток денежных средств


Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.


2. Анализ рентабельности предприятия




Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат

Это важнейшая группа показателей, так как результаты их ана­лиза позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.

Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности пред­приятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операцион­ного дохода к валовой выручке.

Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависи­мости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателя­ми однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плано­выми показателями.         —    
Формирование показателя рентабельности продаж показано

 на рис 1



Рентабельность собственного капитала-самый значимый пока­затель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На ос­нове этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределе­на между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собствен­ного капитала.

Следовательно, для повышения эффективности вложении мож­но действовать в двух основных направлениях:

•  Увеличение чистой прибыли- увеличение объемов сбыта и рента­бельности продаж.

•  Уменьшение собственного капитала- эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в допол­нительном финансировании
В общем случае   для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рен­табельность собственного капитала с альтернативными возможностями  размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

Для того, чтобы понять как и за счет чего формируется итого­вый показатель рентабельности собственного капитала следует рас­смотреть ряд промежуточных показателей,

Рентабельность чистых активов-показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отноше­ние операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:

Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты ( долго – и краткосрочные)

 

С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости и рентабельности продаж:

  

(Операционная прибыль/ Объем продаж)* (Объем продаж/Чистые активы)= (Операционная прибыль/ Чистые активы)

Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага

Финансовый рычаг-соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредито­вания на эффективность деятельности предприятия. Основной крите­рий оценки эффективности финансового рычага- ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чис­тых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рента­бельности собственного капитала, и наоборот.

Значение финансового рычага показывает на сколько увеличит­ся/ уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении/ уменьшении рентабельности чистых активов.

 Финансо­вый рычаг рассчитывается по следующей формуле:= Чистые активы/ Собственный капитал                                                           
 Используя приведенные выше показатели мы можем получить следующую формулу:     

Рентабельность продаж* Оборачиваемость чистых активов* Финансовый рычаг=(Операционный доход/ Объем продаж)* (Объем продаж /Чистые активы)*    (Чистые активы/ Собственный капитал)= (Операционный доход/Собственный капитал)
Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители  фигурировала чистая прибыль.

(Операционный доход/ Собственный капитал)*

(((ОД-
I
)*(I-Т))/ОД)=Рентабельность собственного капитала,

где,  ОД- операционный доход;

      I -сумма процентов по кредитам;

Т- ставка налога на прибыль

Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.

Схематично формирование показателя рентабельности собственного капитала показано-





Рисунок. Схема формирования показатели рентабельности собствен­ного капитала.

Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала явля­ются:                           

Факторы операционной деятельности:

•   рентабельность продаж;

•  оборачиваемость чистых активов.

Факторы финансовой деятельности:

•  финансовой рычаг;

•   проценты и налоги.

Рентабельность активовпоказывает прибыль, приносимую все­ми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективно­сти бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капита­ла).                       

Коэффициент реинвестирования прибыли-характеризует диви­дендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остаю­щуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение нераспределенной чистой прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предпри­ятия.

 

Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собствен­ным капиталом используют другую формулу этого показателя:

Кг= Реинвестированная прибыль/ Собственный капитал на на­чало периода

 Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес следующие показатели рентабельности предприятия:


Доходность акционерного капитала— объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.

     Чистая прибыль на акцию — величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.

     Дивиденд на акцию — прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.

Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например:

•   привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:                       

•  повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;

•   привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования- ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.

В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).


2.1Факторный анализ показателей рентабельности
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства   и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельно­сти предусматривает разложение исходных формул расчета пока­зателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рен­табельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или пятифакторную модель.

Чтобы упростить модель, затраты на производство и реали­зацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практи­ческого применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сто­ронними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оп­лату труда следует дополнить отчислениями на социальные нуж­ды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными-     ми видами затрат.                                            |

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

                                                  

гдеR-рентабельность активов (капитала);

Р-прибыль от реализации;

К-средняя за период стоимость активов;

F
-средняя за период стоимость вне оборотных активов;

Е—средние остатки оборотных активов;
-затраты на1 рубль продукции по полной себестоимос­ти;

-зарплатоемкость  продукции;

 материалоемкость продукции;

 -амортизациеемкость продукции;

 -фондоемкость продукции по внеоборотным активам;

 фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов).

Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния от­дельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оцен­ки факторных влияний.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.