--PAGE_BREAK--Отнесение расходов по заработной плате рабочих и служащих по фактическому их назначению производится по всем элементам расходов:
по элементу расходов 1 10 01 01 «Основной оклад гражданских служащих» отражаются выплаты заработной платы по должностным окладам, тарифным ставкам или расценкам работникам с учетом установленных повышений должностных окладов и тарифных ставок, включая оплату ежегодных отпусков, а также почасовая оплата труда работников за проведение учебных занятий на условиях трудовых договоров;
по элементу расходов 1 10 01 02 «Надбавки к заработной плате гражданских служащих» отражаются выплаты всех видов надбавок к заработной плате (за классные чины, выслугу лет, высокие творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда и за выполнение особо важных (срочных) работ, водителям за классность, другие виды надбавок, установленные действующим законодательством), за исключением надбавок, относимых на подстатью 1 10 04 00, выплачиваемых командированным работникам взамен командировочных расходов.
Перечень надбавок к заработной плате работников общих для всех бюджетных отраслей (если иное не предусмотрено отраслевыми условиями оплаты труда) устанавливается постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
по элементу расходов 1 10 01 03 «Дополнительная оплата гражданских служащих» отражаются все виды дополнительной оплаты за особые условия работы и службы:
за работу в ночное и сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни;
за особый характер труда водителям служебных автомобилей;
за ученую степень;
за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объёма выполняемых работ), выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;
за работу в тяжелых и вредных условиях труда;
за руководство производственной практикой учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений;
доплаты стимулирующего и компенсационного характера, связанные с производственной, творческой работой, характерные для отрасли в соответствии с принятыми отраслевыми нормативными правовыми актами или постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
другие виды доплат, установленные постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
по элементу расходов 1 10 01 04 «Оплата труда внештатных сотрудников» отражаются расходы на оплату труда лиц, не состоящих в штате организации, привлекаемых для выполнения работ на условиях гражданско-правовых договоров;
по элементу расходов 1 10 01 05 «Прочие денежные выплаты гражданским служащим» отражаются расходы на все прочие виды оплаты труда, не относимые к элементам расходов 110 01 01-1 10 01 04:
выплаты премий, наград (ценных подарков), денежного вознаграждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
выплата государственным служащим пособия на оздоровление;
оказание материальной помощи;
расходы на индексацию заработной платы в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции»;
гонорары, постановочные;
оплата учебного отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск и прочие выплаты из фонда заработной платы;
вознаграждения спортсменам и тренерам национальных (сборных) команд по видам спорта за призовые места;
суммы возмещения Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на выплату льготных пенсий в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 12 закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»;
по элементу расходов 1 10 03 01 «Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей» отражаются:
расходы на приобретение предметов в составе оборотных средств, используемых для хозяйственных целей, канцелярских и письменных принадлежностей (бумага всех видов и назначений, папки всех видов и назначений, картон, переплётные материалы, блокноты, тетради, записные книжки, ежедневники, скоросшиватели и скобы к ним, ручки, стержни, скрепки, кнопки и т.д.);
по элементу расходов 1 10 03 02 «Медикаменты и перевязочные средства» отражаются расходы на:
приобретение лекарственных средств, бактериологических препаратов и перевязочных средств для организаций здравоохранения и социальной защиты (расходы на приобретение лекарственных средств, аптечек и перевязочных средств и т.п. для других учреждений относятся к элементу расходов 1 10 03 01);
по элементу расходов 1 10 03 03 «Мягкий инвентарь и обмундирование» отражаются расходы на приобретение и изготовление белья, одежды и обуви, в том числе спортивной, обмундирования, столовых и постельных принадлежностей, штор (жалюзи), специальной (защитной) одежды, санитарно-гигиенической одежды, включая изделия одноразового использования, в установленном порядке, а также расходы по выплате денежной компенсации взамен вещевого имущества военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и другие аналогичные расходы;
по элементу расходов 1 10 03 04 «Продукты питания» отражаются расходы на питание (включая оплату продукции, получаемой от подсобных хозяйств) в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов, расходы (наценки на стоимость сырьевого рациона) на приготовление пищи, в тех случаях, когда питание организуется организациями общественного питания или организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения; расходы на питание по денежным нормам расходов на питание в учреждениях образования, а также денежные компенсации расходов на питание для отдельных категорий воспитанников и учащихся учреждений образования (за исключением относимых по элементу расходов 1 30 03 04) в соответствии с постановлениями Правительства Республики Беларусь; на питание спортсменов, других участников и судей спортивных мероприятий, расходы на питание членов, стажеров и резерва национальных сборных команд по видам спорта в дни их тренировок по лимитам, а также в других учреждениях в соответствии с постановлением Правительства Республики Беларусь; расходы по государственной поддержке по удешевлению питания учащихся общеобразовательных учреждений;
по подстатье 1 10 04 00 «Командировки и служебные разъезды» отражаются расходы на командировки и служебные разъезды внутри страны и за границу;
по подстатье 1 10 05 00 «Оплата транспортных услуг» отражаются расходы по содержанию и найму транспорта:
на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта, в том числе и для учебных целей, включая техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и других транспортных средств; другие расходы;
по подстатье 1 10 06 00 «Оплата услуг связи» отражаются:
оплата за установку и эксплуатацию служебных телефонов, перенос телефонных номеров, в том числе на квартирах участковых инспекторов милиции, не имеющих служебных помещений;
абонементная плата за линии телеграфной, телефаксной связи, оплата предоставляемых услуг по сети абонентского телеграфа;
оплата всех видов служебных телеграмм;
оплата международных и междугородных переговоров;
расходы по подключению и пользованию сетью «Интернет»;
другие аналогичные расходы;
в подстатью 1 10 07 00 «Оплата коммунальных услуг» относятся расходы по:
приобретению, заготовке и транспортировке дров, угля, нефти, торфа, оплате за газ, электрическую, тепловую энергию для отопления зданий, служебных помещений, приготовления пищи, хозяйственных, технических, лечебных и других целей;
другие аналогичные расходы;
по элементу расходов 1 10 07 01 «Оплата потребления тепловой энергии» отражаются расходы на все виды отопления зданий, сооружений, помещений, складов, гаражей, в том числе расходы, связанные с приобретением, заготовкой, содержанием всех видов топлива, за исключением газа, для отопления и технологических нужд;
по элементу расходов 1 10 07 02 «Оплата потребления газа» отражаются расходы на оплату потребления газа;
по элементу расходов 1 10 07 03 «Оплата потребления электрической энергии» отражаются расходы на оплату потребления электрической энергии для освещения зданий, помещений, сооружений, дворов, улиц и площадей, прилегающих к зданиям и сооружениям организаций; оплата расходов по электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, научных, учебных, лечебных и других целей, а также расходов, связанных с обеспечением организаций электроэнергией;
по элементу расходов 1 10 07 04 «Прочие коммунальные услуги» отражаются расходы на оплату всех других коммунальных услуг: водоснабжения, вневедомственной охраны, пожарного надзора, аренды (субаренды) зданий, помещений и сооружений в соответствии с заключёнными договорами и других коммунальных услуг;
по элементу расходов 1 10 10 08 «Прочие текущие расходы» отражаются:
расходы на выпуск учебных изданий, учебных карт и атласов в соответствии с законодательством Республик Беларусь;
выплаты в установленном порядке отдельным категориям рабочих и служащих, связанные с обеспечением форменной одеждой, провиантом и т.д.;
оплата за проведение профосмотров работников бюджетных учреждений, приобретение личных медицинских книжек;
расходы бюджетных организаций, связанные с профессиональным обучением работников, если по действующему законодательству оплата производится направляющей организацией;
другие аналогичные расходы;
1.2 Нормирование расходов и порядок финансирования детских садов Дошкольное учреждение — организация (юридическое лицо), основной целью которой является воспитание и обучение детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психологического здоровья, интеллектуальное и личностное развитие. [4, с.3]
Основными целями дошкольного и начального образования в контексте преемственности являются:
создание оптимальных психолого-педагогических, медико-гигиенических условий для реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного образования;
разностороннее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самого ценного периода жизни человека.
Выполнение государственных социальных стандартов в области образования, входящих в систему государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Республики Беларусь, включает в себя:
норматив обеспеченности детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования — норматив обслуживания — 85%;
норматив охвата детей дошкольного возраста подготовкой к школе — норматив обслуживания — 100%;
норматив денежных средств на содержание одного ребёнка в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования — не менее 1710 тыс. рублей на 1 ребёнка в год.
Фонд заработной платы планируется исходя из её средних размеров на одного ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в год. При определении среднего размера затрат по заработной плате следует ориентироваться на отчётные данные за предшествующий год. Но из фактических затрат необходимо исключить дополнительные расходы на заработную плату, произведённые в период летних оздоровительных мероприятий и не предусматриваемые в смете.
Фонд заработной платы представляет собой общую сумму денежных средств, распределяемых между работниками организаций в соответствии с количеством и качеством их труда. Он включает зарплату учителей, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, а также дополнительные виды выплат.
В составе фонда оплаты труда различают два вида заработной платы: основную и дополнительную. Основная заработная плата начисляется работникам за отработанное время или выполненную работу. Дополнительная заработная плата начисляется в соответствии с действующим законодательством, когда работник не работал.
Основой для организации заработной платы в бюджетной среде является 27-разрядная Единая тарифная сетка (ЕТС), тарифно-квалификационные справочники, а также квалификационные характеристики должностей служащих.
В ЕТС каждому разряду присвоен тарифный коэффициент.
Тарифная ставка первого разряда устанавливается Советом Министров.
Условия оплаты труда руководителей и специалистов организаций, расположенных в сельской местности и городах, различны. В сельской местности ставки (оклады) на 20% выше, чем в городах, что соответствует Закону Республики Беларусь «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса».
С 1 сентября 2002 года, в республике введён единый порядок формирования ставок (окладов) работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.
Тарифные ставки (оклады) работников определяются путём умножения тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов ЕТС с учётом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ или по техническим видам работ, производствам и отраслям экономики.
Детские сады и ясли-сады, как известно, работают в нескольких режимах (с длительностью пребывания в них детей 9 — 10,5 часов, 12 часов, 24 часа). Питание детей, посещающих эти учреждения, производится в соответствии с длительностью их пребывания. Соответственно установлены и расчетные нормы расходов на питание, которые, помимо дифференциации по поясам цен, различаются по длительности пребывания детей в детских садах и яслях-садах.
Многообразие денежных норм расходов на питание детей в детских садах и яслях-садах предполагает использование в сводном планировании среднего нормативного показателя. Он принимается, как правило, на уровне фактических затрат текущего года (ожидаемое исполнение), когда нет оснований для его существенного изменения.
Умножив среднедневной расход на питание на принятое общее число дней питания воспитанников детских садов и яслей-садов, определяют ассигнования на питание воспитанников детских садов и яслей-садов.
По элементу расходов 1 10 03 04 «Продукты питания» отражают расходы на питание. На питание Терешковичского ясли-сада в 2008 году исчислено учреждению 58058 тыс. руб., с поквартальной разбивкой:
1 квартал — 62492 тыс. руб.;
2 квартал — 4679 тыс. руб.;
3 квартал — 59175 тыс. руб.;
4 квартал — 55429 тыс. руб.;
Стоимость питания одного ребёнка в день: ясли — 1900 руб., сад — 2460 руб., санаторно-курортная группа — 3680 руб. На летний оздоровительный период денежные нормы на питание увеличиваются на 10% (июнь, июль, август), т.к вводится второй завтрак: ясли — 2090 руб.; сад — 2739 руб.; санаторная группа — 4048 руб.
В расходах по хозяйственному обслуживанию наиболее высок удельный вес затрат, связанных с отоплением помещений. Их величина и методы планирования зависят, прежде всего, от системы отопления зданий. В настоящее время детские сады пользуются услугами теплоцентрали. Сумма расходов учреждения определяется исходя из заключённого им договора с отопительной организацией.
При расчете ассигнований на отопление одним из важнейших является показатель объема (кубатуры) помещений. Однако следует иметь в виду, что для планирования расходов на отопление он отличается от аналогичного показателя, используемого при планировании расходов на капитальный ремонт зданий и сооружений. Не идентична и методика их определения.
По элементу расходов 1 10 07 03 «Оплата электрической энергии» в 2008 году лимит за электроэнергию составил 207, исчислено Терешковичскому ясли-саду — 6095 тыс. руб., учтено в смете — 6014 тыс. руб. с поквартальной разбивкой:
1 квартал — 1340 тыс. руб.;
2 квартал — 1072 тыс. руб.;
3 квартал — 2396 тыс. руб.;
4 квартал — 1205 тыс. руб.
Ассигнования на освещение помещений детского сада определяются по нормам или среднесложившимся удельным величинам расхода электроэнергии на 1 м3 площади или на одну осветительную точку в год. Для расчета используются также данные о площади освещаемых помещений или количестве осветительных точек. Исчисленная величина затрат электроэнергии для освещения помещений на планируемый год переводится в денежное выражение. Детский сад производит оплату электроэнергии, необходимой для технических нужд, — работы электроаппаратуры, электроприборов и т.п. Поскольку эти затраты значительны, на электроэнергию, используемую для этих целей, установлены более низкие тарифы, чем на электроэнергию для освещения; в смете данные расходы выделяются отдельной строкой и определяются исходя из мощности и числа электроприборов, а также времени их работы.
продолжение
--PAGE_BREAK--Составной частью бюджетного планирования является бюджетное регулирование, в процессе которого перераспределяются бюджетные ресурсы между уровнями бюджетов с целью их сбалансированности. Производится планирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц, определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и уровня их социально-экономического развития.
Командировочные расходы в 2008 году в Терешковичском ясли-саде составили 226570 руб. Порядок направления работников в служебную командировку в пределах республики и возмещения командированным работникам произведённых ими расходов определены Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утверждённой Постановлением Министерства финансов №35 от 12 апреля 2000 года, и согласованной с Министерством труда.
Направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения по форме 1 к Инструкции №35.
В сметах детских дошкольных учреждений предусматриваются необходимые ассигнования на приобретение оборудования и инвентаря, используемого в учебно-воспитательных и хозяйственных целях, а также мебели (ст.1 10 03 01).
Методика планирования этих расходов аналогична методике планирования затрат на приобретение оборудования и инвентаря: составляется перечень намеченных к приобретению предметов, на основе которого производится расчёт необходимых средств.
Ассигнования на капитальный ремонт зданий и сооружений (субсчета 200, 211 с расшифровкой в разрезе соответствующих элементов бюджетной классификации), определяется для учреждения вышестоящая организация на основании перечня работ, которые необходимо произвести в планируемом году. Такой перечень составляется на основе имеющихся дефективных актов.
Размеры платы родителей определяется по ставкам, установленным исходя из среднего совокупного дохода, приходящимся на одного члена семьи в месяц.
Порядок финансирования детских садов осуществляется за счёт государственного бюджета в соответствии с утверждённой сметой расходов по каждому параграфу.
Основным источником средств организаций бюджетной сферы являются бюджетные ассигнования (средства соответствующего бюджета, предусмотренные в бюджетной росписи получателю (распорядителю) бюджетных средств).
Расходы детских садов финансируются, как правило, из какого-то одного конкретного бюджета в зависимости от подчинённости организации, её территориального расположения, народнохозяйственного значения и целесообразности отнесения расходов на данный бюджет в соответствии с экономическими и социальными задачами государства.
Бюджетные ассигнования предоставляются соответствующими финансовыми органами (Министерством финансов, местными финансовыми органами) главному распорядителю средств бюджета для его собственных нужд и для подведомственных ему организаций.
Финансирование должно осуществляться в сроки, обеспечивающие нормальную работу и своевременную выплату заработной платы работникам организации.
Право на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в системах текущего финансового года, прекращается по окончании года. Остатки неиспользованных бюджетных ассигнований закрываются соответствующими финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в очередном финансовом году.
Глава 2. Порядок планирования расходов на содержание тершковичского ясли-сада 2.1 Анализ основных производственных показателей, положенных в основу составления сметы Терешковичский ясли-сад основан в 1974 г., размещён в типовом здании. Рассчитан на 6 групп, с совмещёнными музыкальным и спортивным залами.
Обеспечивает разностороннее развитие детей от 1,5 до 6 лет.
Дошкольное учреждение общего развития
Функционирует 6 групп:
1 — ясельная группа;
1 — санаторная группа;
1 — младшая группа;
1 — специальная группа;
1 — разновозрастная группа;
1 — первый класс;
Общая площадь здания — 1330 м2, территория — 0,9187 га.
Режим работы ДУ: 10,5 часов.
Ясли-сад работает 5 дней в неделю суббота и воскресенье — выходные дни. Педагогический коллектив Терешковичского ясли-сада успешно решает проблему преемственности в образовании и младшего школьного возраста, сотрудничая с ГУО «Терешковичская СОШ», Терешковичским сельским домом культуры, музыкальной школой и сельской библиотекой. В процессе укрепления физического здоровья детей большую помощь оказывает Терешковичская врачебная амбулатория общей практики. Анализ основных показателей, положенных в основу составления сметы за 2008 год, представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Анализ основных показателей Терешковичского ясли-сада, положенных в основу составления сметы за 2008 год
В основу расчетов по смете закладываются показатели производственной деятельности детского дошкольного учреждения: число детей, групп, дней пребывания одного ребёнка в детском дошкольном учреждении в году.
Число детей и число групп приводятся в смете на начало и конец планируемого года, а также в среднегодовом размере. Число детей и групп на начало планируемого года определяется на уровне фактического наличия их на момент составления сметы по списочному составу, т.е. в расчёт принимаются все дети, зачисленные в детский сад по путевкам вышестоящей организации. Если в период между составлением сметы на планируемый год и началом этого года предполагается изменение числа детей, то оно должно быть учтено при составлении сметы. В графе «На начало года» следует отразить предполагаемый контингент.
Увеличение или уменьшение контингентов в детских дошкольных учреждениях осуществляется на плановой основе. Таким образом, уже к началу года известно, изменится ли в этом году объем работы детского сада, яслей-сада или детских яслей. Поэтому определить число детей и групп на конец планируемого года в этих учреждениях нетрудно. На конец года принимается то же число детей и групп, что и на начало года, либо при изменении объема деятельности учреждений — число детей и групп, определенное с учетом запланированных изменений.
Следует иметь в виду, что загруженность детских дошкольных учреждений на конец планируемого года должна быть максимальной. Показатели контингентов на конец планируемого года следует принимать из расчета максимальной нормативной укомплектованности.
Среднегодовое число детей и групп в детских дошкольных учреждениях определяется по общей методике расчета.
Во всех детских дошкольных учреждениях (кроме детских яслей) определяется ежегодно контингент детей по списочному составу на 1 января.
Расчёт среднегодового контингента:
QUOTE (2.1)
где QUOTE - среднегодовой контингент;
QUOTE и QUOTE - контингент на начало и конец года.
Так в Терешковичском ясли-саде среднегодовое количество детей на 2008 год составляло: ясли — 14 человек, сад — 69 человек по сравнению с 2007 годом, где ясли — 11, сад — 82 человека. В зависимости от этого устанавливаются должностные оклады работников, которые не изменяются в течении всего года, независимо от изменения контингента.
2.2 Порядок планирования расходов и их обоснования соответствующими расчётами по каждой статье сметы Текущее содержание детских садов и яслей-садов распределяются по пяти основным целевым направлениям — выплата заработной платы, начисления за заработную плату, питание детей, приобретение мягкого инвентаря и обмундирования и прочие расходы (в общей сумме), трансферты, коммунальные услуги.
Фонд заработной платы планируется исходя из её средних размеров на одного ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в год. При определении среднего размера затрат по заработной плате следует ориентироваться на отчётные данные за предшествующий год. Но из фактических затрат необходимо исключить дополнительные расходы на заработную плату, произведённые в период летних оздоровительных мероприятий и не предусматриваемые в смете.
Фонд заработной платы представляет собой общую сумму денежных средств, распределяемых между работниками организаций в соответствии с количеством и качеством их труда. Он включает зарплату учителей, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, а также дополнительные виды выплат.
В составе фонда оплаты труда различают два вида заработной платы: основную и дополнительную. Основная заработная плата начисляется работникам за отработанное время или выполненную работу. Дополнительная заработная плата начисляется в соответствии с действующим законодательством, когда работник не работал.
Основой для организации заработной платы в бюджетной среде является 27-разрядная Единая тарифная сетка (ЕТС), тарифно-квалификационные справочники, а также квалификационные характеристики должностей служащих.
В ЕТС каждому разряду присвоен тарифный коэффициент.
Тарифная ставка первого разряда устанавливается Советом Министров.
Условия оплаты труда руководителей и специалистов организаций, расположенных в сельской местности и городах, различны. В сельской местности ставки (оклады) на 20% выше, чем в городах, что соответствует Закону Республики Беларусь «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса».
С 1 сентября 2002 года, в республике введён единый порядок формирования ставок (окладов) работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.
Тарифные ставки (оклады) работников определяются путём умножения тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов ЕТС с учётом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ или по техническим видам работ, производствам и отраслям экономики.
Количество педагогических ставок определяется как отношение объёма учебной нагрузки, определённой в соответствии с учебным планом, к норме учебной нагрузки воспитателя. Норма учебной нагрузки воспитателя в детском саде — 40 часов в неделю.
Расчёт месячной заработной платы воспитателя:
QUOTE , (2.2)
где QUOTE - месячная заработная плата воспитателя,
QUOTE - ставка заработной платы воспитателя,
QUOTE - фактическая нагрузка воспитателя в неделю,
QUOTE - норма учебной нагрузки воспитателя для данной группы классов.
Ставка (оклад) формируется путём суммирования тарифной ставки (оклада) с размерами повышений (доплат, надбавок), исчисленных на основе тарифной ставки и от тарифной ставки 1-го разряда.
Основным категориям специалистов должностные оклады повышаются за стаж работы по специальности. В организациях образования к основным категориям специалистов относятся учителя, преподаватели, воспитатели, методисты и др.
С 1 марта 2001 года, повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы по специальности (в отрасли), за исключением служащих государственного аппарата, производится в следующих размерах:
до 5 лет — 10%;
до 10 лет — 15%;
до 15 лет — 20%;
от 15 и выше — 30%;
Фонд заработной платы детского дошкольного учреждения зависит от штата работников этого учреждения и размеров ставок их заработной платы. Штатное расписание детского дошкольного учреждения составляется в соответствии с установленными типовыми штатами.
При установлении штатов детского сада следует иметь в виду, что в обязанности заведующих одно — и двухгрупповыми садами (кроме детских садов с круглосуточным пребыванием детей или имеющих одну такую группу) входит воспитательная работа с детьми в группе в течение 3 ч в день. В связи с этим штатная численность воспитателей в таких садах сокращается на 0,5 единицы при шестидневной и на 0,4 единицы — при пятидневной рабочей неделе. В одногрупповых детских садах с 9-часовым пребыванием детей при пятидневной рабочей неделе штатная численность воспитателей сокращается на 0,25 единицы.
В Терешковичском дошкольном учреждении с 10,5 часовым пребыванием детей при пятидневной рабочей неделе воспитатели догружаются в данном месяце до недельной нормы часов учебно-воспитательной и методической работой (составление рабочих планов в соответствии с программными требованиями, подготовка материалов и пособий, конспектов для занятий, лекций для родителей по вопросам воспитания, праздничных утренников и т.п.). Допускается также одновременная работа двух воспитателей при организации питания, подготовке детей ко сну, прогулке. Догрузка может быть осуществлена за счет работы по изготовлению и ремонту учебно-наглядных пособий и игрушек, посещения детей на дому.
Заработная плата педагогических работников детских дошкольных учреждений зависит от уровня их образования и стажа педагогической работы. С учетом этих данных строится тарифная сетка ставок и должностных окладов работников детских садов, яслей-садов, яслей и домов ребенка.
Педагогические работники этих учреждений — воспитатели (в том числе воспитатели ясельных групп), старшие воспитатели, музыкальные руководители — получают заработную плату в соответствии с установленными для данных должностей ставками.
Воспитателям, не имеющим среднего специального образования, ставки заработной платы устанавливаются ниже ставок для воспитателей, имеющих среднее специальное образование.
Для старших воспитателей ставки заработной платы установлены без учета работы в группе.
Старшим воспитателям, воспитателям, музыкальным руководителям, имеющим образование в объеме учительского института и приравненных к нему учебных заведений, ставки заработной платы устанавливаются на уровне ставок, предусмотренных для лиц со средним специальным образованием.
Должностные оклады заведующих детскими дошкольными учреждениями установлены для имеющих высшее образование и зависят от числа детей в учреждении, типа учреждения (детский сад, ясли-сад и ясли) и режима работы учреждения (дневное пребывание или круглосуточное).
Так, оклады руководителей детских садов и яслей-садов установлены исходя из контингентов детей: до 75, от 76 до 150, от 151 до 225, от 226 до 300 человек; а руководителей детских яслей — до 60, от 61 до 120, от 121 до 180, от 181 до 240 человек.
По элементу расходов 1 10 01 01 отражают «Основной оклад гражданских служащих». В Терешковичском ясли-саде, в 2008 году, исчислено 113009243 тыс. руб., учтено в смете 113009 с поквартальной разбивкой:
1 квартал — 25288 тыс. руб.;
2 квартал — 32185 тыс. руб.;
3 квартал — 27587 тыс. руб.;
4 квартал — 27950 тыс. руб.
По элементу расходов 1 10 01 02 «Надбавки к заработной плате» в 2008 году исчислено учреждению 15732299 тыс. руб., учтено в смете 15732 с поквартальной разбивкой:
1 квартал — 3520 тыс. руб.;
2 квартал — 4480 тыс. руб.;
3 квартал — 3840 тыс. руб.;
4 квартал — 3892 тыс. руб.
По элементу расходов 1 10 01 03 «Дополнительная оплата гражданских служащих» исчислено учреждению 1915871 тыс. руб. По элементу расходов 1 10 01 04 «Оплата труда внештатных работников» учтено в смете 275 тыс. руб.
По элементу расходов 1 10 01 05 «Прочие денежные выплаты гражданским служащим» исчислено организации 29694866 тыс. руб.
Заработная плата, начисленная персоналу, уменьшается на сумму удержаний по подстатье 1 10 02 00 «Начисления на заработную плату», т.к статья 1 10 02 01 — обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь — 35%.
Начисление на заработную плату Терешковичского ясли-сада в размере всего без м. п.154689306 руб.; 35% — 54141257 руб.
Статья 1 10 02 04 «Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» всего без м. п.154689306 руб.; 18% — 278441 руб.
Должностной оклад заведующей Терешковичского ясли-сада составил 434000 руб. на 1 ставку, исходя из контингента детей — 95 человек. Оклад заместителя заведующей по ОД составил 372260 руб. в месяц.
В Терешковичском ясли-саде с 10,5 часовым пребыванием детей при пятидневной рабочей неделе, недельная норма часов воспитателей — 40 часов. Доплата за категорию — 231890 руб., дополнительная заработная плата воспитателей составляет — 3509876 руб., число ставок — 9,3, средняя ставка в месяц составила 312035 руб. Итого фонд заработной платы воспитателей составил 2901928 руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--В сметах дошкольных учреждений предусматриваются бюджетные ассигнования на оплату труда музыкальных руководителей из расчёта 0,25 ставки заработной платы на каждую группу в детских садах и на каждую группу в возрасте старше 2 лет в ясли-садах.
Остальному персоналу дошкольных учреждений — бухгалтерам, завхозам, помощникам воспитателей, ночным няням, поварам, подсобным рабочим на кухне, уборщикам служебных помещений, дворникам — должностные оклады устанавливаются при утверждении штатного расписания. Так, для завхоза на 1 ставку в год фонд заработной платы в месяц составил — 261464 руб.; кастелянша 0,5 ставки в год, — 96957 руб.; помощник воспитателя 6,81 ставка в год — 1385481 руб.; повар на 2,0 ставки в год — 387828 руб.; кухонный рабочий на 0,5 ставки в год — 192931 руб.; дворник на 0,75 ставки в год на 8500 м2. — 197750 руб.; сторож — 192931 руб. в месяц, уборщик служебных помещений на 0,75 ставки — 205660 руб. в месяц. Итого фонд заработной платы хозяйственного персонала составил 8758564 руб.
В пределах ассигнований, предусмотренных на оплату труда лиц, уходящих в отпуск: заведующих учреждениями, помощников воспитателей, медицинских сестёр, воспитателей дошкольных учреждений — могут быть установлены дополнительные должности воспитателей.
Расчёт дополнительных расходов на оплату лиц, замещающих уходящих в отпуск работников, отношение фонда заработной платы к числу дней отпуска.
Итого в 2008 году фонд заработной платы Терешковичского ясли-сада составил 160352279, в том числе доплата за разряд в день 27521 руб., итого доплат — 9822346 г., итого: 188779466 г.; материальная помощь — 5938973 г.; надбавка — 11877947 г.; премия — 23755893 г.
Детские сады и ясли-сады, как известно, работают в нескольких режимах (с длительностью пребывания в них детей 9 — 10,5 часов, 12 часов, 24 часа). Питание детей, посещающих эти учреждения, производится в соответствии с длительностью их пребывания. Соответственно установлены и расчетные нормы расходов на питание, которые, помимо дифференциации по поясам цен, различаются по длительности пребывания детей в детских садах и яслях-садах.
Многообразие денежных норм расходов на питание детей в детских садах и яслях-садах предполагает использование в сводном планировании среднего нормативного показателя. Он принимается, как правило, на уровне фактических затрат текущего года (ожидаемое исполнение), когда нет оснований для его существенного изменения.
Умножив среднедневной расход на питание на принятое общее число дней питания воспитанников детских садов и яслей-садов, определяют ассигнования на питание воспитанников детских садов и яслей-садов.
По элементу расходов 1 10 03 04 «Продукты питания» отражают расходы на питание. На питание Терешковичского ясли-сада в 2008 году исчислено учреждению 58058 тыс. руб., с поквартальной разбивкой:
1 квартал — 62492 тыс. руб.;
2 квартал — 4679 тыс. руб.;
3 квартал — 59175 тыс. руб.;
4 квартал — 55429 тыс. руб.;
Стоимость питания одного ребёнка в день: ясли — 1900 руб., сад — 2460 руб., санаторно-курортная группа — 3680 руб. На летний оздоровительный период денежные нормы на питание увеличиваются на 10% (июнь, июль, август), т.к вводится второй завтрак: ясли — 2090 руб.; сад — 2739 руб.; санаторная группа — 4048 руб.
В подстатью 1 10 07 00 относятся расходы по «Оплате коммунальных услуг». Более половины затрат, связанных с материальным обеспечением составляют хозяйственные расходы. В бюджетной классификации хозяйственные расходы, как уже было сказано, объединены в одну группу с канцелярскими расходами.
Наиболее крупные виды хозяйственных расходов — расходы на отопление, освещение, оплату коммунальных услуг — рассчитываются при планировании каждый отдельно, остальные, как правило, в общей сумме.
В расходах по хозяйственному обслуживанию наиболее высок удельный вес затрат, связанных с отоплением помещений. Их величина и методы планирования зависят, прежде всего, от системы отопления зданий. В настоящее время детские сады пользуются услугами теплоцентрали. Сумма расходов учреждения определяется исходя из заключённого им договора с отопительной организацией.
При расчете ассигнований на отопление одним из важнейших является показатель объема (кубатуры) помещений. Однако следует иметь в виду, что для планирования расходов на отопление он отличается от аналогичного показателя, используемого при планировании расходов на капитальный ремонт зданий и сооружений. Не идентична и методика их определения.
Кубатура отапливаемых помещений рассчитывается по формуле:
QUOTE , (2.3)
где QUOTE - среднегодовая кубатура зданий, принимаемая при определении расходов на отопление;
QUOTE - кубатура зданий на начало года;
QUOTE - кубатура зданий на конец года;
QUOTE - продолжительность отопительного сезона в месяцах;
QUOTE - число месяцев отопительного сезона, приходящихся на время функционирования новой кубатуры.
По элементу расходов 1 10 07 01 «Оплата потребления тепловой электроэнергии» составила в 2008 году 274,54 ГКал., учтено 22475 тыс. руб., с поквартальной разбивкой:
1 квартал — 9335 тыс. руб.;
2 квартал — 463 тыс. руб.;
3 квартал — 3415 тыс. руб.;
4 квартал — 9262 тыс. руб.
Второй по величине вид хозяйственных расходов детских садов — затраты на освещение. Их размер зависит от площади освещаемых помещений, функционального их назначения (классная комната, коридор, вестибюль и т.д.), тарифов на электроэнергию, а также климатических и географических условий. Ассигнования на освещение помещений детского сада определяются по нормам или среднесложившимся удельным величинам расхода электроэнергии на 1 м3 площади или на одну осветительную точку в год. Для расчета используются также данные о площади освещаемых помещений или количестве осветительных точек. Исчисленная величина затрат электроэнергии для освещения помещений на планируемый год переводится в денежное выражение. Детский сад производит оплату электроэнергии, необходимой для технических нужд, — работы электроаппаратуры, электроприборов и т.п. Поскольку эти затраты значительны, на электроэнергию, используемую для этих целей, установлены более низкие тарифы, чем на электроэнергию для освещения; в смете данные расходы выделяются отдельной строкой и определяются исходя из мощности и числа электроприборов, а также времени их работы.
В смете детского сада расчёт расходов на оплату электроэнергии составляется примерно по такой формуле
QUOTE (2.4)
По элементу расходов 1 10 07 03 «Оплата электрической энергии» в 2008 году лимит за электроэнергию составил 207, исчислено Терешковичскому ясли-саду — 6095 тыс. руб., учтено в смете — 6014 тыс. руб. с поквартальной разбивкой:
1 квартал — 1340 тыс. руб.;
2 квартал — 1072 тыс. руб.;
3 квартал — 2396 тыс. руб.;
4 квартал — 1205 тыс. руб.
Услуги связи в 2008 году исчислено 373235 тыс. руб., учтено в смете 206. Оплата услуг связи 1 10 06 00: абонементная плата составляет 19399 руб.; внутригородские переговоры — 360 часов, цена — 928, сумма — 333936 руб.; междугородние переговоры — 3696 тыс. руб.; плата за радио — 9204 тыс. руб.; почтовые отправления и прочие расходы по эксплуатации — 7000 тыс. руб.
По элементу расходов 1 10 07 04 «Прочие коммунальные услуги» в Терешковичском ясли-саде составили по плану 23305, исчислено учреждению — 60841 руб., учтено в смете — 37476 руб.
Составной частью бюджетного планирования является бюджетное регулирование, в процессе которого перераспределяются бюджетные ресурсы между уровнями бюджетов с целью их сбалансированности. Производится планирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц, определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и уровня их социально-экономического развития. В Республике Беларусь опробован механизм горизонтального выравнивания расходов на отрасли производственной сферы, посредством утверждённым областям коэффициентов корректировки среднереспубликанского норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы, учитывающих региональные особенности.
Трансферты 1300304 (методическая литература) в Терешковичском ясли-саде в 2008 году составили 1260 тыс. руб., количество получателей — 14 человек.
По подстатье 1 10 04 00 «Командировки и служебные разъезды» отражаются расходы на командировки и служебные разъезды внутри страны и за границу.
Командировочные расходы в 2008 году в Терешковичском ясли-саде составили 226570 руб. Порядок направления работников в служебную командировку в пределах республики и возмещения командированным работникам произведённых ими расходов определены Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утверждённой Постановлением Министерства финансов №35 от 12 апреля 2000 года, и согласованной с Министерством труда.
Направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения по форме 1 к Инструкции №35.
На лицевой стороне командировочного удостоверения указываются: фамилия, имя, отчество командируемого работника, пункт назначения с указанием наименования предприятия, организации, куда командируется работник, срок и цель командировки, подпись руководителя, печать. Командировочное удостоверение действительно по предъявлению паспорта, удостоверения личности.
На оборотной стороне командировочного удостоверения делаются отметки о выбытии в командировку, прибытии в пункты назначения, выбытии из них и прибытии на место постоянной работы.
Днём выбытия в служебную командировку, считается день отправления (выезда) поезда, самолёта, автобуса и другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днём пребывания — день приезда указанного транспорта к месту постоянной работы.
В сметах детских дошкольных учреждений предусматриваются необходимые ассигнования на приобретение оборудования и инвентаря, используемого в учебно-воспитательных и хозяйственных целях, а также мебели (ст.1 10 03 01). Расходы в 2008 году на канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей составили 6782175 руб. Сумма необходимых учреждению средств определяется методом прямого счёта — составляется перечень намечаемого к приобретению оборудования и инвентаря, содержащих данные о количестве и цене отдельных предметов. При этом учитывается наличие в детском дошкольном учреждении имеющегося инвентаря и оборудования. По смете детских дошкольных учреждений предусматриваются средства на приобретение постельных принадлежностей, постельного белья и пелёнок для детей ясельного возраста, спецодежды для обслуживающего персонала, другого мягкого инвентаря (ст.1 10 03 03).
Методика планирования этих расходов аналогична методике планирования затрат на приобретение оборудования и инвентаря: составляется перечень намеченных к приобретению предметов, на основе которого производится расчёт необходимых средств.
В сметах дошкольных учреждений по элементу расходов 1 10 03 05 предусматриваются средства на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми (бумага, краски, пластилин, карандаши и т.п.), а также на проведение различных детских праздников. Терешковичскому ясли-саду в 2008 году было исчислено 790 тыс. руб.
По элементу расходов 1 10 10 08 «Прочие текущие расходы» в 2008 году было выделено бюджетных ассигнований на 76807 руб.
Ассигнования на капитальный ремонт зданий и сооружений (субсчета 200, 211 с расшифровкой в разрезе соответствующих элементов бюджетной классификации), определяется для учреждения вышестоящая организация на основании перечня работ, которые необходимо произвести в планируемом году. Такой перечень составляется на основе имеющихся дефективных актов.
Ремонт может производиться как силами самой организации, так и силами сторонних организаций-подрядчиков.
Порядок расчётов с подрядной организацией за капитальный и текущий ремонт зданий, выполняемый за счёт бюджетных средств, регламентируется Инструкцией о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счёт средств бюджета, утверждённой Постановлением Министерства финансов №120 от 17 декабря 2001 года.
Инструкцией установлено, что при осуществлении капитального ремонта зданий подрядчику перечисляется аванс в размере не менее 50% стоимости работ, планируемых к выполнению в следующем месяце.
Приёмка-сдача основных средств из капитального ремонта оформляется актами, на основании которых в бухгалтерии делают отметки о произведённых капитальных ремонтах в инвентарных карточках.
В технический паспорт объекта должны быть внесены необходимые изменения в характеристике объекта, связанные с капитальным ремонтом и реконструкцией.
В связи с тем, что Терешковичский ясли-сад располагается в агрогородке Терешковичи, на него распространяется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007 — 2010 года.
Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 года №265, по созданию дополнительной и развитию действующей социальной инфраструктуры агрогородков (финансирование работ по строительству, капитальному и текущему ремонту, реконструкции основных фондов для учреждений образования, здравоохранения и т.д.) выделяются ассигнования из бюджета в размере 433500 тыс. руб.
Расходы по содержанию детских дошкольных учреждений покрываются в основном за счёт государственного бюджета. Так как содержание детей в детских дошкольных учреждениях платное, часть средств, необходимых для нормальной деятельности этих учреждений, поступает в виде платы родителей (менее 20% расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях).
Размеры платы родителей определяется по ставкам, установленным исходя из среднего совокупного дохода, приходящимся на одного члена семьи в месяц.
Законодательство предусматривает ряд льгот по оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
Размеры платы за содержание детей определяются один раз в год.
Документы, необходимые для расчёта среднего совокупного дохода на члена семьи за истекший календарный год, предоставляются родителями в детские дошкольные учреждения при приёме ребёнка в детский сад, ясли и ясли-сад, а в последующем — ежегодно с 1 января по 1 марта. Эти документы хранятся в бухгалтерии детского дошкольного учреждения. Если родители не предоставили документов о своём доходе в установленный срок, плата взимается в максимальном размере.
Плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях вносится по извещениям-квитанциям ф.330 (И-341), срок оплаты — не позднее 10 числа каждого месяца.
Для определения стоимости одного дня по плате за содержание ребёнка в детском дошкольном учреждении месячный размер платы родителей делится на число рабочих дней по графику работы детского дошкольного учреждения в месяц.
2.3 Анализ состава, структуры и динамики расходов бюджетной организации Расходы на детские дошкольные учреждения подразделяются на текущие затраты, расходы на приобретение оборудования и на капитальный ремонт, капитальные вложения. К текущим расходам относятся расходы на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировки и служебные разъезды, учебные расходы, расходы по оплате коммунальных услуг, питание, приобретение мелкого инвентаря и прочее. Эта группа расходов является самой крупной.
Таблица 3 Анализ состава, структуры и динамики расходов Терешковичского ясли-сада за 2007-2008 гг.
продолжение
--PAGE_BREAK--