Реферат по предмету "Финансы"


Происхождение и сущность денег 2

--PAGE_BREAK--Первая мировая война, потребовавшая больших финансовых затрат на военные нужды, вызвала рост дефицита бюджетов воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта. Во всех воевавших странах (кроме США) был прекращен размен монет на золото и запрещен вывоз его за границу; золотые монеты ушли из обращения в сокровище.
После Первой мировой войны ни одно развитое государство не смогло вернуться к золотомонетному стандарту. В условиях послевоенной стабилизации экономики в 20-е годы в ряде стран был установлен золотослитковый стандарт. При золотослитковом стандарте в отличие от золотомонетного в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка. Обмен банкнот и других неполноценных денег производился только на золотые слитки весом около 12,5 кг, для чего требовалось предъявить в банк довольно крупную сумму денег. Так, в Великобритании цена стандартного золотого слитка весом 12,4 кг равнялась 1700 ф. ст., во Франции цена золотого слитка весом 12,7 кг стоила 215 тыс. фр. Золото оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и международный оборот.
В большинстве стран непосредственный обмен неполноценных денег на золото не был восстановлен далее в такой форме, а применялся обмен кредитных денег на иностранную валюту (девизы), так называемый, золотовалютный (золотодевизный) стандарт. При золотодевизном стандарте также отсутствуют свободное обращение золотых монет и свободная чеканка. Обмен неполноценных денег на золото производится с помощью обмена на валюту стран с золотослитковым стандартом. Таким путем сохранялась косвенная связь денежных единиц стран с золотодевизным стандартом с золотом.
После Первой мировой войны золотодевизный стандарт, базирующийся на золоте и ведущих валютах мира, был положен в основу денежных систем 30 стран, в том числе Австрии, Германии, Дании, Норвегии. В Германии, например, золотодевизный стандарт был введен в 1924 г. и просуществовал до середины 1931 г. Официальный курс рейхсмарки с прежним довоенным золотым содержанием поддерживался к доллару США на уровне паритета 4,2 марки за 1 долл.
Хотя золотослитковый и золотодевизный стандарты представляли собой форму «урезанного» стандарта золотого монометаллизма, именно благодаря им после Первой мировой войны экономически развитым странам удалось восстановить устойчивость денежных систем, сконцентрировать в центральных банках национальные запасы золота и валютных резервов, повысить регулирующую роль государства в организации денежного обращения, а также сократить издержки обращения, связанные с обслуживанием денежного обращения.
«Урезанные» формы золотого стандарта (золотослитковый и золотодевизный) просуществовали недолго. В результате мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма (в Великобритании — в 1931 г., в США — в 1933 г., во Франции — в 1936 г) и утвердилась система неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. Знаки стоимости — банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты — вытеснили золото из обращения. Оно осело в центральных банках, тезаврировалось в частных руках. [1]
К началу Второй мировой войны ни в одной стране, кроме США, банкноты не обменивались на золото, а в США обмен долларов на золотые слитки (фактически продажа золотых слитков за бумажные доллары по твердой цене американского казначейства) производился только официальным органам иностранных государств.
С середины 30-х годов XX в. в мире начинают функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков.
Для денежных систем, построенных на обороте кредитных денег, характерны:
вытеснение золота как из внутреннего, так из внешнего оборота и оседание его в золотых резервах (в первую очередь в банках), при этом золото продолжает выполнять функцию сокровища;
выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;
развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного денежного оборота;
создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования со стороны государства;
После Второй мировой войны в мире сложилась так называемая Бреттон-Вудсская денежная система, которая юридически была оформлена в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттон-Вудсе (США) [2].
Основные черты Бреттон-Вудсской системы были определены принятыми на Бреттон-Вудсской конференции статьями Соглашения (уставом) Международного валютного фонда (МВФ). Они состояли в следующем:
функция мировых денег по-прежнему сохранялась за золотом в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;
наряду с золотом в качестве международных платежных средств и резервных (ключевых) валют в международном обороте использовались национальная денежная единица США — доллар и в значительно меньшем объеме фунт стерлингов Великобритании;
резервные валюты могли обмениваться на золото: доллар — в Казначействе США по официальному, установленному в 1934 г. соотношению (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота) центральными банками и правительственными учреждениями других стран; обе резервные валюты — на золотых рынках (в первую очередь на лондонском) центральными банками и правительственными учреждениями, а также частными лицами. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены и до 1968 г. почти не отклонялась от нее;
приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись на основе официально согласованных странами — членами МВФ валютных паритетов (соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в официальном порядке), выраженных в золоте и в долларах США; эти паритеты были стабильными, их изменение могло производиться только с санкции МВФ при определенных условиях и на практике происходило сравнительно редко;
рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более чем на 1%, т.е. все валюты жестко привязывались к доллару;
обратимые национальные валюты свободно обменивались на валютных рынках на доллары и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в указанных выше пределах; на базе свободной обратимости производились многосторонние расчеты между странами;
межгосударственное регулирование валютных отношений стран осуществлял МВФ; он обеспечивал соблюдение странами-участницами официальных валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют;
в целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в необходимых случаях к взаимопомощи, которая осуществлялась путем предоставления странами друг другу через механизм МВФ и другими путями кредитов в иностранной валюте для финансирования дефицитов платежных балансов.
Таким образом, Бреттон-Вудсская валютная система представляла собой систему межгосударственного золотодевизного стандарта — по существу, золото-долларового стандарта. В 50-60-е годы она способствовала расширению международного торгового оборота, а также росту промышленного производства. [3]
В 70-е годы в связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны мировая денежная система, основанная на использовании доллара как эталона; ценности всех денежных единиц, потерпела крах. С 1 августа 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото, отменена официально долларовая цена золота, роль резервных валют стали выполнить марка ФРГ и японская иена, а также СДР[4] и ЭКЮ[5].
С крушением Бреттон-Вудсской валютной системы в начале 70-х годов снова предпринимались попытки обосновать необходимость восстановления золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время предвыборной борьбы считал возможным возврат к золотому стандарту. Будучи избранным президентом в январе 1981 г., он создал специальную комиссию по данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта нецелесообразным.
На смену Бреттон-Вудсской денежной системе пришла Ямайкская денежная система, оформленная Соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в Устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами:
мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ — СДР, которые становились международной счетной единицей;
доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;
юридически была завершена демонетизация, золота, т.е. утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото оставалось резервом государства и использовалось для приобретения ключевых денежных единиц других стран.
1.3 Элементы денежной системы Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются следующие элементы денежной системы:
название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
масштаб цен;
виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;
методы регулирования денежного обращения.
Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления. Так, 1 доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль равен 100 копейкам.
Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в некоторых случаях (например, в период революции) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт Наполеон, который стал императором Наполеоном, было установлено такое наименование денежной единицы, как «наполендор». В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец».
Масштаб цен — это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар — металл — выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке.
Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т.е. с уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дороги (медных вместо серебряных).
С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. И, наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайкского соглашения) официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране.
Банкноты (банковские билеты) — это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XV в. Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало «классическим» банкнотам высокую устойчивость и надежность.
Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл.
Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании — 1, 5, 10,20 и 50 фунтов стерлингов, в России — 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. С 1 января 2002 г. введена в обращение наличная единая европейская валюта евро достоинством 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро.
Казначейские билеты — бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством — министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась.
Разменная монета — слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.
Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков.
Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии.
Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли:
центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения:
казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты — даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы за счет увеличения как остатка наличных денег, так и остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов.
В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за, счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии.
Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.
Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.
Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки[6].
    продолжение
--PAGE_BREAK--
1.4 Исторические особенности происхождения денег в России Современная денежная система России имеет длительную историю. Денежная система и денежное обращение формировались постепенно в связи с присоединением в XV-XV вв. к Москве русских княжеств. Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежная реформа 1535-1538 гг. Ее суть заключалась в изъятии из денежного обращения неполноценных денег, упорядочении весового содержания рубля и введении десятичной системы денежного счета. Реформа юридически закрепила общерусскую денежную систему.
В 1625-1627 гг. в стране завершился процесс формирования единой денежной системы: впервые вся чеканка монет была сосредоточена на Московском монетном дворе, который находился в ведении Приказа большой казны.
В 1654-1655 гг. была сделана попытка ввести в денежное обращение серебряный рубль в виде монеты. Однако регулярная чеканка серебряных рублей началась лишь в 1704 г. в ходе проведения денежной реформы 1700-1718 гг. Введенный в обращение рубль представлял собой 28 г серебра 84-й пробы. Одновременно появились серебряные и медные разменные монеты (копейки).
С 1769 г. в России начался выпуск бумажных денег (ассигнаций). Ассигнации выпускались достоинством в 25, 50, 75 и 100 руб. Первоначально они разменивались на серебряные и медные монеты, затем размен был прекращен. Постоянное увеличение эмиссии ассигнаций обусловило их резкое обесценение, в итоге к началу XX в. стоимость ассигнационного рубля составляла 14 стоимости серебряного. В 1839 г. была проведена девальвация ассигнаций, а серебряный рубль объявлен основной денежной единицей и приравнен к 3 руб. 50 коп. ассигнаций. С 1843 г. начался обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты, которые свободно разменивались на серебро и обеспечивались металлическим запасом казначейства.
Денежная система дореволюционной России развивалась от биметаллизма и серебряного монометаллизма к золотому монометаллизму. В начале XX в. в обращении параллельно функционировали золотые и серебряные монеты, а также ассигнации. В 1839-1843 гг. была проведена денежная реформа, которая получила название «реформа Канкрина» по имени тогдашнего министра финансов России Е.Ф. Канкрина. Суть ее состояла в введении в России системы серебряного монометаллизма на основе изданного в июле 1839 г. манифеста «Об устройстве денежной системы». Главной денежной единицей стал серебряный рубль, содержание чистого серебра в котором было равно 4 золотникам[7] 21 доле.
Серебряный монометаллизм в условиях отсталой экономики, дефицитности платежного баланса не обеспечивал стабильности рубля. Уже в 50-е годы система денежного обращения оказалась полностью несостоятельной. Требовалось принятие срочных мер в области стабилизации денежного обращения, что было возможно лишь посредством проведения новой денежной реформы. Такая реформа была проведена поэтапно в 1895-1897 гг. и получила название «реформа Витте».
В результате денежной реформы Витте в 1895-1897 гг. был введен золотомонетный стандарт. В качестве государственной российской денежной единицы был принят золотой рубль с содержанием 17,424 доли (0,774 г) чистого золота. Эта денежная единица воплощалась в золотых, серебряных и медных монетах и кредитных билетах Государственного банка.
Золотые монеты чеканились достоинством в 5 и 10 рублей. Это были полноценные деньги, т.е. десятирублевая монета содержала 1 золотник 78,24 доли, а пятирублевая монета — 87,12 доли чистого золота. Золотые монеты были законным платежным средством без ограничения суммы.
Серебряные и медные монеты были неполноценны. Это значит, что в серебряных и медных монетах, номинальная стоимость которых составляла 1 рубль, содержалось меньше серебра или меди, чем можно было купить на 1 рубль на рынке. Серебряные и медные монеты играли в денежном обращении вспомогательную роль и имели хождение по номиналу в силу распоряжения государственной власти.
Государственные кредитные билеты были тоже деньгами, но иного рода. Они являлись обязательствами Государственного банка выплатить предъявителю за каждый рубль кредитными билетами 17,424 доли чистого золота. Государственный банк мог выпускать кредитные билеты на неограниченную сумму, но в целях обеспечения размена их на золото устав требовал, чтобы банк всегда имел соответствующие металлические резервы.
Постановления устава Государственного банка были довольно строги; они были значительно более строги, чем требования уставов почти всех иностранных банков этого же рода. Золотое обеспечение должно было составлять не менее 50% кредитных билетов Государственного банка России при выпуске их в обращение в пределах; 600 млн. руб. и не менее 100% для эмиссии сверх этого лимита.
Реформа Витте имела весьма прогрессивное значение: с переходом к золотому стандарту в России была создана довольно устойчивая денежная система, способствовавшая развитию промышленности и торговли. Однако требование 100% -го покрытия выпуска кредитных билетов ограничивало эмиссионную деятельность Госбанка. Такая неэкономичная денежная система требовала накопления огромных золотых запасов и жестко регламентировала эмиссию банкнот. С началом Первой мировой войны в России был отменен размен банкнот на золото и сложилась система неразменных банкнот. [8]
Сразу после Октябрьской революции начали разрабатываться различные подходы к проведению денежной реформы. Сутью ее должно было стать введение новых денег, обмениваемых на старые на основе декларации. Однако начавшаяся гражданская война потребовала огромных расходов на оборону, единственным источником финансирования которых явилась инфляционная эмиссия денег. Нарастание инфляционных процессов сначала деформировало, а затем разрушило денежную систему. В результате сложилась классическая система безденежного производства и прямого, директивного распределения продукции, известная под названием «военный коммунизм». Денежная система СССР была сформирована в ходе проведения денежной реформы 1922-1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы.
Денежной единицей стал червонец, или 10 рублей. Золотое содержание червонца было установлено в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, что равнялось содержанию золота в дореволюционной десятирублевой золотой монете. Декретом Совету Народных Комиссаров СССР от 11 октября 1922 г. монопольное право выпуска червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку.
Червонец утвердился как устойчивая валюта, поэтому его сфера постоянно расширялась. Для поддержания устойчивости червонца были созданы все необходимые условия. Так, эмиссия червонцев (банковских билетов) осуществлялась Госбанком СССР в ходе краткосрочного кредитования народного хозяйства. Банковские ссуды в червонцах замещали собой, как правило, коммерческие векселя. Поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах.
Для поддержания устойчивости червонцев по отношению к золоту государство допускало в известных пределах обмен червонцев на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту.
Банковские билеты-червонцы были кредитными деньгами не только по форме, но и по существу. Их эмиссия ограничивалась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе Государственного банка. Так, по закону выпущенные в обращение червонцы обеспечивались не менее чем на 25% их суммы драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой по курсу на золото, а на 75% — легкореализуемыми товарами, краткосрочными векселями и другими краткосрочными обязательствами.
К началу 1924 г. начался выпуск казначейских билетов. Казначейские билеты отличались от банковских билетов не только достоинством купюр, но и экономической природой. Для их выпуска в обращение не требовалось банковского обеспечения золотом, товарами или кредитными обязательствами. Однако для устойчивости денежного обращения Наркомфину СССР был установлен лимит эмиссионного права на выпуск казначейских билетов. В 1924 г. он составлял не более половины общей суммы выпущенных в обращение банковских билетов. В 1928 г. предел эмиссии был увеличен до 75%, а в 1930 г. — до 100% суммы выпущенных банковских билетов.
В 1925 г. эмиссия казначейских билетов была передана Госбанку СССР, и, таким образом, казначейский характер сохранился лишь для эмиссии металлической монеты.
Образованная в 30-е годы денежная система просуществовала фактически до распада Советского Союза. Две денежные реформы (1947 г. и 1961 г) фактически не изменили ее сути. Послевоенная реформа 1947 г. заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные денежные знаки и переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательные кассы. Наличные деньги обменивались в соотношении 1: 10, а вклады в сберегательных кассах до 3 тыс. руб. не подлежали переоценке. Вклады от 3 тыс. до 10 тыс. руб. переоценивались в соотношении 3: 2, а свыше 10 тыс. руб. — 2:
1. Реформа 1947 г. полностью сохранила прежнюю структуру денежной системы (билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменную монету, существовавшую до реформы) и механизм эмиссионного регулирования. Отличие состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах.
В ходе денежной реформы 1961 г. произошла фактическая деноминация рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались в соотношении 1: 10. Одновременно были также уменьшены в 10 раз цены на товары, на все виды доходов, на платежные обязательства и т.д.
Последняя денежная реформа в СССР была проведена в январе 1991 г. В ходе нее была проведена замена купюр достоинством 50 и 100 руб. После распада СССР советские банкноты, казначейские билеты и разменные монеты были выведены из обращения. В 1993 г. в обращение были введены банкноты, эмитируемые Банком России. [9]
Поскольку первые годы рыночной экономики России были отмечены высокой инфляцией, цены на товары стали исчисляться в тысячах миллионах рублей. В целях упрощения счета денег на основании Указа Президента РФ от 4 августа 1997 г. «Об изменений нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» в 1998 г. была проведена деноминация российской денежной единицы в соотношении 1000:1.
Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявлялись экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это проявлялось в росте цен на товары народного потребления, в нарастающем дефиците товаров, а следовательно, в снижении уровня жизни населения.
Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом прямого планирования ее величины и темпов роста. Так, путем составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и по регионам.
В кассовом плане Госбанка СССР устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и на конец планируемого периода, что позволяло определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения.
Степень обеспечения наличных денег товарами и платными услугами в планируемом периоде устанавливали с помощью баланса денежных доходов и расходов населения, формирование которых было связано с движением наличных денег. Однако эта сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением указанных планов не была совершенной. В стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.
Денежная система Российской Федерации после распада Советского Союза функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы.
Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее 1 и не более 5 лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России низложены следующие обязанности:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;
определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.
В отличие от периода существования действительных золотых денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории России создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Бана России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;
сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного правительством РФ.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более 2 операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более 5 операционных дней в пределах России. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В связи с тем, что российская денежная единица — рубль — по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
В Федеральном законе о Центральном банке РФ (Банке России) предусмотрены порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
учетная политика;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных вложений.
Конечно, Банк России не может непосредственно воздействовать на процентные ставки по операциям банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются главным образом количеством денег в обращении и эффективностью посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. Поэтому влияние Банка России на процентные ставки по операциям банковской системы с нефинансовыми агентами ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.
Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций.
Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.
Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка Направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд
Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.
Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации. Не позднее 1 декабря указанный документ должен быть представлен в Государственную Думу. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. [10]

Глава 2. Сущность, функции, виды денег 2.1 Сущность денег Рассмотренные процессы свидетельствуют о том, что деньги служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
Сущность денег характеризуется их участием в:
• осуществлении различных видов общественных отношений; сущность денег не может быть неизменной: она должна отражать развитие экономических отношений в обществе и изменения самих денег;
• распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. Здесь проявление сущности неодинаково, так как различные возможности денег обусловлены разными социально-экономическими причинами;
• определении цен, выражающих стоимость товаров. Изготовление товаров (оказание услуг) осуществляется людьми с помощью орудий труда, с использованием предметов труда. Произведенные товары обладают стоимостью, которая определяется совокупным объемом перенесенной стоимости орудий и предметов труда и вновь созданной живым трудом стоимости.
Однако величина стоимости определенного товара, изготовленного отдельным товаропроизводителем, выражается ценой, зависящей не столько от индивидуальных затрат отдельного товаропроизводителя, сколько от существующего в обществе уровня затрат на изготовление тех или иных товаров. Поэтому при реализации товара его владелец может претендовать лишь на цену, обусловленную общественно необходимым уровнем затрат на изготовление определенного товара.
Это означает, что цена, определяемая в соответствии с общественно необходимым уровнем затрат на изготовление отдельных товаров, позволяет товаровладельцам претендовать на получение других товаров в сумме, равной стоимости произведенных товаров. Этому способствует соблюдение требования эквивалентности, осуществляемое с помощью денег. Последние также создают возможность регулирования оценки отдельных товаров и приобретения (покупки) лишь определенной части общественного продукта. Деньги являются всеобщим товарным эквивалентом.
Кроме того, сущность денег характеризуется тем, что они:
• служат средством всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, произведения искусства, драгоценности и др. Эта особенность денег становится заметной при сравнении с непосредственным обменом товаров (бартером). Дело в том, что отдельные товары также способны обмениваться на другие на условиях бартера. Однако, как уже отмечалось, подобные возможности обмена ограничены рамками взаимной потребности и соблюдением требования эквивалентности таких операций. Только деньгам присуще свойство всеобщей непосредственной обмениваемости на товары и другие ценности.
В различных социально-экономических условиях проявление данного свойства денег меняется. Если при административно-командной модели экономики возможности непосредственной обмениваемости денег на товары были ограничены, то при переходе к рыночной экономике такие возможности существенно расширились, значение денег в обменных операциях повысилось. Изменения были обусловлены различиями характера товарно-денежных отношений и сфер их применения;
• улучшают условия сохранения стоимости. При сохранении стоимости в деньгах, а не в товарах уменьшаются издержки хранения и предотвращается порча. Поэтому предпочтительнее сохранять стоимость в деньгах[11].
2.2 Функции денег, состав и особенности Функции денег рассматриваются как проявление их сущности. Вместе с тем они могут выполняться только при участии людей. Именно люди, используя возможности денег, могут определять цены товаров, применять деньги в процессах реализации и платежей, а также использовать их в качестве средства накопления.
Такой подход к функциям денег означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе, а функции денег могут осуществляться лишь при участии людей.
Выполнение деньгами функции меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен.
Основой установления цен товаров является величина их стоимости, зависящая прежде всего от величины затрат общественно необходимого труда на изготовление товаров. При установлении цены исходной величиной служит не индивидуальный уровень затрат труда отдельного товаропроизводителя на изготовление товара, а общественно необходимый уровень затрат. Соответственно в ценах фиксируются общественно необходимые затраты на производство отдельных видов товаров.
В случаях одинаковых цен на отдельные виды товаров преимущества имеют производители, у которых затраты на изготовление товаров ниже общественно необходимых. Напротив, у производителей, у которых затраты на изготовление товаров выше общественно необходимых, возникают потери вплоть до того, что они вынуждены сократить или прекратить производство таких товаров. В этом проявляется активность воздействия денег, благодаря применению которых стимулируется снижение издержек на изготовление товаров.
Вместе с тем, когда речь идет об измерении величины стоимости товара, то имеется в виду ее выражение в ценах, которые характеризуют еще относительный уровень цены по сравнению с ценами других товаров. Здесь нет ничего необычного, поскольку и в некоторых сферах человеческой деятельности применяется метод измерения в относительных величинах. Иными словами, цены товаров отражают не только абсолютную, но и относительную величину их стоимости, а также соотношения стоимости различных товаров.
Некоторые затруднения определения цены товара возникают в связи с переходом от применения денег, обладающих собственной стоимостью, к использованию денежных знаков, не разменных на золото. При применении полноценных денег имеются достаточные основания установления цены товара исходя из соотношения стоимости товара к стоимости денежной единицы.
К тому же при использовании полноценных денег обычно фиксируется золотое содержание (вес) денежной единицы, что позволяет применять такую величину в качестве масштаба цен.
Однако если в современных условиях вместо полноценных денег повсеместно используются денежные единицы, не обладающие собственной стоимостью, то установление цен существенно осложняется. Тем не менее и неполноценные деньги используются для установления цен. По этому вопросу пока еще не существует исчерпывающего, приемлемого объяснения. Так, определенное распространение получила точка зрения, согласно которой в процессе ценообразования может участвовать не реальное, а мыслимое золото; соответственно в процессе ценообразования нет необходимости использовать полноценные деньги.
В экономической литературе по этому вопросу существуют различные мнения. Одни авторы считают, что неполноценные деньги являются представителями золота и замещают его во всех функциях, в том числе и в функции меры стоимости. При этом определенное влияние на уровень цен оказывают изменения цены золота. Другие авторы высказывают мнение о возможном использовании денег для ценообразования в связи с наделением их правом служить законным средством платежа. Иногда обращается внимание на то, что соотношение цен на различные товары определяется и на основе сложившихся традиций.
В связи с рассматриваемыми вопросами большое значение имеет масштаб цен. При применении полноценных денег в законодательном порядке определяется весовое содержание золота в денежной единице. Эта величина используется в качестве масштаба цен; устанавливаемые цены увязываются с содержанием золота в денежной единице.
Вследствие отмены фиксированного золотого содержания денежной единицы и перехода к неполноценным денежным знакам возникли некоторые особенности характеристики масштаба цен. По этому вопросу сложились различные точки зрения.
Одна из них состоит в том, что неполноценные деньги выступают представителями золота и, соответственно, при увеличении массы таких денег в обороте каждая из денежных единиц представляет меньшую величину золота. Можно было бы с определенными оговорками согласиться с такой точкой зрения, если бы удалось (что маловероятно) определить ту величину золота, которую представляют неразменные на золото деньги.
Другая точка зрения заключается в возможности определения масштаба цен при применении не разменных на золото денег исходя из уровня прожиточного минимума одного человека. Сторонники такой точки зрения принимают следствие (изменения прожиточного минимума, учитывающего изменения цен) за исходную величину определения стоимости денежной единицы. К тому же здесь величина масштаба цен характеризуется исходя из изменений цен товаров личного потребления и не учитывает изменения цен товаров производственного назначения. Вполне возможно, что масштаб цен, уровни и соотношения цен различных товаров основываются в значительной мере на традиционных соотношениях, существовавших при применении полноценных денег. При этом необходимо иметь в виду, что изменения цен происходят не только в связи с изменениями масштаба цен, инфляционными процессами, но также в связи с изменениями стоимости товаров. Вместе с тем пока еще в этом вопросе отсутствует необходимая ясность.
Ориентиром при установлении цен с использованием денег, т.е. с помощью функции меры стоимости, служит, главным образом, величина стоимости товаров. Однако при установлении цен этим не ограничиваются, учитывают еще некоторые обстоятельства, в том числе потребительную стоимость товаров, а также стоимость и цены имеющихся взаимозаменяемых товаров.
В отношении учета при установлении цен особенностей потребительной стоимости соответствующих товаров нужно обратить внимание на следующее. Цены на новые виды продукции должны соответствовать изменениям их потребительной стоимости по сравнению с ранее изготовлявшейся продукцией. Если, например, производительность новой турбины превышает производительность ранее изготовлявшейся вдвое, то цена новой продукции, несмотря на различия в уровне издержек, не может более чем вдвое превышать цену ранее производившейся. Иными словами, при установлении цены на новую продукцию учитывается ее потребительная стоимость.
При установлении цен на отдельные виды товаров необходимо учитывать уровень цен взаимозаменяемых товаров. Игнорирование этого обстоятельства может привести к ограничению возможности реализации отдельных товаров.
Кроме того, при установлении цен на товары должно быть учтено наличие платежеспособного спроса, фактически складывающиеся соотношения объема предложения товаров и платежеспособного спроса и др. В частности, при превышении предложения над спросом цены могут понизиться и, соответственно, для возможности реализации товаров оказывается необходимым снизить цену товаров, предлагаемых к реализации.
Поэтому при установлении цен на отдельные виды товаров исходной величиной является их стоимость, но, кроме того, должны быть учтены и другие обстоятельства. В частности, цены могут изменяться под влиянием мер, предпринимаемых государством, в том числе в виде установления налогов (налог на продажу), акцизов, таможенных пошлин.
Разностороннее применение денег в процессах ценообразования свидетельствует о необоснованности и ограниченности характеристики их участия в таких процессах в качестве счетной единицы или, как утверждают некоторые авторы, в качестве «счетных денег», или единицы счета. [12]
Такая характеристика представляется неприемлемой еще и потому, что в ней отсутствует объект счета — стоимость. Более обоснованным является определение участия денег в ценообразовании в качестве меры стоимости.
Деньги как средство обращения используются для оплаты приобретаемых товаров. При этом особенностью такой функции денег служит то, что передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки. Следует иметь в виду, что в РФ ее может выполнять лишь российская валюта (рубли). Применение иностранной валюты при реализации или покупке товаров не разрешается.
Как средство оплаты приобретаемых товаров деньги используются кратковременно. Одни и те же денежные знаки могут применяться многократно в различных сделках, перемещаясь от одних участников сделок к другим. Здесь большое значение приобретает скорость обращения денег: чем быстрее совершается оборот, тем меньше нужно денег для обращения товаров. Соответственно скорость обращения денег важна для регулирования массы денег, необходимых для обращения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В участии денег в качестве средства обращения заложены возможности воздействия на экономические отношения между продавцами и покупателями. Так, покупатель товара предварительно должен убедиться в том, что потребительная стоимость предлагаемого товара соответствует предъявляемым требованиям. Без соблюдения этого требования реализация не осуществляется. Покупатель подвергает также контролю цену предлагаемого товара. При этом учитываются уровень цен, соотношение спроса и предложения по товару, намеченному к реализации, а также уровень цен на товары, которые могут заменить предлагаемый товар.
Размер оплаты приобретаемого товара может регулироваться сторонами, участвующими в реализации (продавцом и покупателем) и отклоняться от первоначально запрашиваемой цены.
Со своей стороны продавец должен убедиться в наличии средств у покупателя.
Все это означает, что в функции средства обращения деньги могут использоваться как инструмент взаимного контроля участников сделки по реализации товара.
Совокупный объем оборота, в котором участвуют деньги в функции средства обращения, относительно невелик и составляет лишь часть объема совокупного денежного оборота.
При выполнении деньгами функции средства обращения и поддержании стабильности цен важно, чтобы объем платежеспособного спроса соответствовал предложению товаров. Соблюдение такого требования обусловлено стремлением предотвратить задержку реализации товаров в связи с недостаточностью средств обращения, а также возможностью необоснованного роста цен и влиянием искусственного превышения платежеспособного спроса над предложением товаров.
Именно поэтому снабжение оборота необходимой массой денежных знаков приобретает большое значение. Однако решение такой задачи сопряжено с немалыми трудностями. Прежде всего, имеющиеся рекомендации по этому вопросу не позволяют определить действительную потребность в деньгах. Это относится к закону количества денег в обращении, который характеризует зависимость потребности в наличных деньгах от объема реализации товаров, сумм платежей и скорости обращения денег. Правильная характеристика зависимости потребности оборота в наличных деньгах оказывается недостаточной для конкретного расчета такой потребности, тем более на предстоящий период. В равной мере такой расчет практически неосуществим при применении уравнения обмена.
Все это свидетельствует о целесообразности мер по улучшению использования денег при выполнении ими функции средства обращения.
Широко используются деньги как средство платежа. Такую функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при платежах за приобретаемые товары и оказанные услуги, при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами (налоговые платежи, получение средств от финансовых органов), а также при погашении задолженности по заработной плате и др.
Функцию средства платежа выполняют и наличные деньги, главным образом во взаимоотношениях, в которых участвуют физические лица. Лишь небольшая часть платежей юридических лиц (в основном на не очень крупные суммы) производится наличными деньгами. Однако преобладающая часть денежного оборота, в котором деньги выступают как средство платежа, приходится на безналичные денежные расчеты между юридическими лицами и в определенной части в расчетах физических лиц (перечисление средств из вклада в банке в уплату за коммунальные услуги и др.).
При совершении некоторой части денежных оборотов в функции средства платежа, в отличие от оборотов в функции средства обращения, допускается применение помимо российской валюты (рублей) иностранной валюты. Это происходит, например, при взносе гражданами наличной инвалюты во вклады в банки и последующем получении из банка вложенных средств.
Сравнительно часто осуществляются расчеты в инвалюте при проведении платежей по экспортным и импортным операциям, в случае возникновения и погашения задолженности во взаимоотношениях с иностранными фирмами и государствами.
Преобладающая масса платежей совершается при проведении безналичных расчетов, в которых движение наличных денег замещается кредитными операциями, совершаемыми в денежных единицах.
Некоторая часть взаимных платежей участников денежного оборота происходит на условиях зачета взаимных требований, применение которого способствует ускорению погашения задолженности участников таких операций и уменьшает потребность оборота в деньгах. При проведении операций в части зачитываемого оборота не происходит оборота денег; в этой части деньги служат мерой стоимости и используются в качестве единицы счета. Лишь не зачтенные суммы перечисляются с помощью денег в функции средства платежа.
Выполнение деньгами функции средства платежа как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах нельзя сводить к перемещению денежных средств. Неотделимым элементом платежей является их использование для регулирования взаимоотношений участников таких операций.
Расчеты за приобретаемые товарно-материальные ценности и оказанные услуги предполагают совершение платежей при условии контроля плательщика за соблюдением поставщиком условий договора.
В экономической литературе, особенно в работах зарубежных авторов, нередко признается выполнение деньгами в обороте лишь одной функции — средства обращения вместо двух функций — средства обращения и средства платежа. При подобной позиции принимается во внимание сходство операций по передаче денег в оплату товаров и в оплату долгов. Так, при характеристике одной функции — средства обращения — отмечается, что в ней выступают "… деньги, используемые для оплаты товаров и услуг, а также для оплаты долгов".[13] Другими словами, функции средства обращения и средства платежа объединены в одной функции — средства обращения.
При этом принимается во внимание сходство операций по оплате товаров и оплате долгов. Сторонники подобной позиции игнорируют то, что, несмотря на наличие сходства операций по оплате товаров и оплате долгов, между ними имеются существенные различия. Действительно, при реализации товара на условиях немедленной его оплаты между участниками таких операций не возникают кредитные отношения. Напротив, при оплате долгов между участниками операций существуют кредитные отношения. Именно эти обстоятельства, учитывающие различный характер отношений между участниками денежного оборота, обусловливают обоснованность выделения в денежном обороте двух функций — средства обращения и средства платежа.
Деньги, непосредственно не участвующие в обороте, в том числе в функциях средства обращения и средства платежа, образуют денежные накопления и выполняют функцию средства накопления.
В состав денежных накоплений входят остатки наличных денег, хранящихся у отдельных граждан, а также остатки денег на счетах в банках. Образование денежных накоплений отдельных граждан обусловлено: превышением их доходов над расходами, необходимостью создания резерва для предстоящих крупных и сезонных расходов.
Наличие денежных накоплений позволяет населению использовать их в предстоящие периоды для оплаты приобретаемых товаров и погашения различных обязательств. Деньги в функции средства накопления состоят, кроме того, из остатков, накапливаемых предприятиями и организациями на их счетах в банках.
Выполнение деньгами функции средства накопления является важной предпосылкой развития кредитных отношений, с помощью которых становится возможным использование временно свободных средств, образующихся в различных звеньях хозяйства и у населения для предоставления ссуд предприятиям и организациям других звеньев хозяйства и отдельным гражданам. Возникающие и систематически возобновляемые кредитные отношения способствуют целесообразному использованию ресурсов хозяйства, развитию производства и более полному удовлетворению потребностей населения. Таковы народнохозяйственные результаты использования денег при выполнении ими функции средства накопления.
Сопоставляя различные виды денежных накоплений, следует выделить накопление наличных денег у населения. Практически в отношении таких остатков отсутствуют какие-либо ограничения в их использовании для оплаты товаров и обязательств. Это наиболее мобильный и ликвидный вид денежных накоплений. Тем более, что наличные деньги служат законным платежным средством и обязательны к приему во все виды платежей.
Несколько меньшие мобильность и ликвидность присущи по различным причинам остаткам средств юридических и физических лиц на счетах в банках. В отношении использования таких средств могут возникнуть при определенных условиях некоторые ограничения. Так, при недостаточности средств на расчетном счете предприятия для удовлетворения всех претензий имеющиеся средства могут использоваться в соответствии с установленной очередностью удовлетворения претензий, а не только по распоряжению предприятия-владельца счета. Тем не менее нельзя упускать из виду, что остатки на счетах в банках в определенной мере представляют собой не только накопление денег, но и вложения средств, приносящие доход.
В связи с этим следует отметить, что деньги, вложенные в акции, облигации и другие ценные бумаги, представляют собой уже не столько накопление денег, сколько их вложение для получения дохода.
Вместе с тем деньги в функции средства накопления в виде наиболее мобильной и ликвидной их части, какими являются наличные деньги, с одной стороны, не приносят доход; с другой (особенно в условиях инфляции) — подвержены опасности обесценения. Различные условия использования денег в функции средства накопления предполагают необходимость определенных усилий по целесообразному размещению накопленных денег.
При решении проблемы целесообразного размещения денежных сбережений принимается во внимание следующий комплекс требований:
• возможность беспрепятственного использования размещенных денежных средств;
• надежность вложений;
• минимизация риска;
• возможность получения дохода от вложений средств. Накопление наличных денег у населения обладает таким немаловажным преимуществом, как практически беспрепятственная возможность их использования для различных затрат. Это служит немалым побудительным мотивом увеличения таких накоплений.
В отношении использования наличных денег, находящихся у предприятий, существуют определенные ограничения. Они состоят прежде всего в установлении предельной величины остатка наличных денег в кассе. Кроме того, предприятия могут расходовать наличные деньги в соответствии с их целевым назначением.
Однако остатки наличных денег не приносят дохода. Вместе с тем в условиях инфляции существует значительный риск потерь в связи с обесценением денег. Все это усиливает заинтересованность в уменьшении остатка денежных средств, в первую очередь у населения.
Стремление к возможно более быстрому расходованию денежных сбережений и снижению остатков наличных денег проявились в применении термина «горячие деньги», от которых стремятся избавиться. Немалыми преимуществами по сравнению с остатками наличных денег обладают вложения средств в кредитные учреждения, тем более что вклады и депозиты приносят доход.
Таким вложениям присущи и негативные черты. В частности, полная гарантия сохранности вкладов и депозитов отсутствует в связи с возможными потерями в случаях несостоятельности кредитных учреждений. К тому же доходы по вкладам и депозитам не всегда компенсируют обесценение денежной единицы. В результате снижается заинтересованность в помещении денежных сбережений в кредитные учреждения. Отмеченное относится во многом и к вложениям в ценные бумаги.
Одним из направлений предотвращения потерь от обесценении денежных сбережений является их использование для приобретения имущества и товарно-материальных ценностей. Тем не менее такому применению денежных сбережений присущи определенные недостатки и прежде всего ограниченная возможность быстрого использования для различных расходов средств, вложенных в имущество.
Нельзя также игнорировать трудности обоснованной оценки имущества при его приобретении, а также возможности его реализации. К мерам предотвращения потерь при хранении денежных накоплений относится их вложение в остатки свободно конвертируемых валют. При кажущейся надежности вложений сбережений в инвалюту нельзя упускать из виду возможность потерь при изменениях курса, а также бездоходность вложений в наличную инвалюту. К тому же нельзя не учитывать, что вложения денежных сбережений в наличную инвалюту представляют собой беспроцентное предоставление средств взаймы стране — эмитенту валюты.
Таким образом, предпочтительнее использовать денежные накопления не в качестве остатка наличных денег, а как различные вложения с учетом особенностей каждого вида вложений. При таких условиях деньги нередко перестают выполнять функцию средства накопления.
Несмотря на различия функций денег, между ними существует взаимосвязь и единство, обусловленное сущностью денег. Так, функция меры стоимости реализуется в функциях средства обращения и средства платежа. Вместе с тем деньги могут попеременно выполнять функции средства обращения и средства платежа, а также служить средством накопления. В свою очередь денежные накопления могут быть использованы как средство обращения и как средство платежа.
Функция мировых денег проявляется во взаимоотношениях между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. В таких взаимоотношениях деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, при совершении кредитных и некоторых других операций. При применении различными странами полноценных денег, обладавших собственной стоимостью, не возникали сколько-нибудь серьезные осложнения с их использованием в международных отношениях. Здесь деньги отдельных стран могли применяться для расчетов с другими странами, исходя из действительной стоимости денежной единицы каждой страны.
Когда же был совершен переход к неполноценным деньгам, прежняя практика оказалась недостаточно приемлемой. В новых условиях расчеты между странами стали производиться с помощью свободно конвертируемых валют (доллары США, иены, немецкие марки и др.) либо в таких международных единицах, как ЭКЮ (Europian Currency Union), или с 1999 г. — евро.
Если же плательщик, находящийся в России, располагает неконвертируемой валютой, он может ее обменять на свободно конвертируемую валюту по применяемому курсу и при наличии разрешений осуществить перечисление в другие страны. Напротив, при поступлении из-за рубежа свободно конвертируемой валюты она зачисляется на транзитный счет. С этого счета может быть проведена реализация части поступившей конвертируемой валюты на местную валюту по применяемому курсу, а при наличии разрешения можно использовать часть валюты для расчетов с зарубежными корреспондентами. Это означает, что функцию мировых денег могут выполнять денежные единицы свободно конвертируемых валют. Неконвертируемые денежные единицы такую функцию выполнять не могут.
2.3 Виды денег Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со времени своего возникновения претерпели значительные изменения, проявившиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования и в повышении их роли.
В отдельных сферах денежного оборота и в различные периоды при определенных условиях применяются различные виды денег.
Предшественниками денег были отдельные виды товаров, применявшиеся при обмене в качестве эквивалентов. Такими эквивалентами служили скот, меха и даже табак (в штате Вирджиния, США).
Развитие обмена, его интенсивность обусловили выделение денег в качестве всеобщего эквивалента, материальной основой которых явились драгоценные металлы и прежде всего золото. Преимущество золотых денег по сравнению с другими эквивалентами (скотом, мехами) состояли в однородности денежного материала, его делимости, сохранности от порчи.
В сравнительно недавнем прошлом (XIX в. и в начале XX в) в обороте достаточно широко применялись наличные деньги в виде золотых монет (в России после денежной реформы 1895-1897 гг. до начала первой мировой войны в обороте были десятирублевые и пятирублевые золотые монеты).
Особенность таких денег состоит в том. что они обладают собственной стоимостью и не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных золотых денег в обороте в количестве, превышающем действительную потребность, они уходят из оборота в сокровище. Напротив, при увеличении потребности оборота в наличных деньгах золотые монеты беспрепятственно возвращаются в оборот из сокровища. Тем самым золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота без ущерба для владельцев денег.
При таких условиях не возникает необходимость в определенных мерах по регулированию массы денег в обращении в соответствии с потребностями оборота, что характерно для бумажных денежных знаков.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.