Реферат по предмету "Финансы"


Оптимизация структуры оборотных средств предприятий и рефинансирование дебиторской задолженности

--PAGE_BREAK--
         Факторинг — незаменимый финансовый инструмент для новых и небольших компаний, а также для фирм выбравших банковские лимиты кредитования, потому что факторинг — беззалоговая форма финансирования, для которой не нужно наличие кредитной истории.

         Операцией, близкой к факторингу, является форфейтинг. Однако в отличие от него форфейтинг — это инструмент управления дебиторской задолженностью, представляющий собой покупку форфейтером у экспортёра долга, как правило, оформленного аккредитивом или векселем, акцептованным импортером. Данный финансовый инструмент применяется также для финансирования внешнеторговых операций, носит среднесрочный характер (от 180 дней и более) и предназначается для экспортёров товаров и услуг капитального назначения (например, строительство промышленных объектов за рубежом).

         Принцип механизма форфейтинга заключается в том, что иностранный инвестор выкупает у поставщика контракт на поставку определенного товара. В этом случае покупатель товара становится должником не его продавца, а форфейтинговой компании. Для этого с форфейтором заключается определенное соглашение. Другими словами, за товар, который получил покупатель, рассчитывается не он сам, а форфейтинговая компания. Удобства форфейтинга для покупателя несомненны: он получает возможность оплатить свой товар наличными даже в том случае, если этих наличных у него в данный момент нет.

         Реализация форфейтинговой сделки осуществляется в пять этапов:

         1. Переговоры с форфейтером.

         Экспортёр обращается к форфейтеру с предложением профинансировать будущую экспортную сделку, предварительно подав заявку и указав в ней основные параметры. Форфейтер связывается с экспортёром и оговаривает с ним технические аспекты форфейтинговой сделки: инструмент и схему финансирования, расходы и размер вознаграждения. Далее происходит корректировка параметров будущей сделки и расчёт стоимости финансирования.

         2. Заключение торгового контракта между экспортёром и импортёром.

         На этом этапе происходит заключение торгового контракта между экспортёром и импортёром, предметом которого становится поставка оборудования или выполнение работ на условиях рассрочки платежа. Особенностью реализации данного этапа является то, что экспортёр, выступая в роли кредитора, должен предложить готовое решение по финансированию импортёра, а задачей последнего остается открытие аккредитива.

         3. Заключение договора форфейтинга.

Экспортёр и форфейтер заключают между собой договор форфейтинга, обязательным условием которого выступает наличие согласованной между всеми участниками сделки проформы аккредитива.

         4. Реализация экспортной сделки.

         Импортёр дает своему банку распоряжение на открытие аккредитива в адрес форфейтера на ранее оговоренных условиях. Форфейтер информирует банк экспортёра об открытии аккредитива, после чего экспортёр реализует свою продукцию в пользу импортёра.

         5. Исполнение форфейтинговой сделки.

         Экспортёр, выполнив свои обязательства по экспортной сделке, предоставляет форфейтеру пакет документов и инструкцию об оплате. Форфейтер производит оплату за вычетом стоимости форфейтингового финансирования и информирует банк импортёра о полученных документах, который, в свою очередь, осуществив проверку их подлинности, направляет извещение об оплате импортёру. Только после выполнения импортёром всех своих обязательств перед форфейтером он получает необходимые документы, подтверждающие его право собственности на поставленную продукцию.

         Таким образом, использование форфейтинга как инструмента рефинансирования дебиторской задолженности приносит участникам сделки следующие преимущества:

Для экспортера:

         — минимизация затрат, связанных с управлением дебиторской задолженностью, возникшей в процессе реализации экспортной сделки

         — ликвидация кассовых разрывов за счет получения денежных средств сразу после поставки продукции

         — передача рисков, в частности риска неплатежа, форфейтеру

         — конфиденциальность подобных сделок

Для форфейтера:

         — получение более высокого дохода по сравнению с классическим банковским кредитованием

         — диверсификация банковской деятельности

         — возможность продажи приобретенных активов на вторичном рынке

         — привлечение новых клиентов

Для импортера:

         — получение необходимой, в том числе уникальной продукции

         — наличие возможности продления срока кредитования в случае затруднений с оплатой по экспортной сделке

         — использование кредитной линии в банке.

        
        
        
2 Анализ установления оптимальной структуры оборотных средств и рефинансирование дебиторской задолженности на примере ОАО «Оренбургэнергосбыт»

         2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта
         История создания Энергосбыта началась с 1998 года. Во времена перестройки функции сбыта, закреплённые за предприятием «Энергонадзор» (ранее «Энергосбыт») были переданы на сетевые предприятия и станции. В итоге Энергосбыт как сбытовое подразделение прекратил своё существование. Для координации действий в ОАО «Оренбургэнерго» была создана служба сбыта — информационно-аналитическая служба, занимавшаяся сбором информации с предприятий и формированием отчётов, отправляемых в Уралэнерго и РАО «ЕЭС России».

В 1998 году, были заложены правовые основы энергосбытовой деятельности ОАО «Оренбургэнерго», создан эффективный (по тем временам) механизм ввода ограничений.

С 1 декабря 1998 года Управление по сбыту тепловой и электрической энергии приняло от сетевых предприятий Южно-Уральскую железную дорогу.

1 апреля 1999 года появилось новое предприятие в составе ОАО «Оренбургэнерго» — обособленное подразделение «Энергосбыт». В него влилось Управление по сбыту тепловой и электрической энергии, сбытовые службы Восточных и Центральных электрических сетей (частично), сбытовые службы Орских городских электрических сетей (полностью).

Прекратить неоплачиваемый отпуск энергии, повысить доли «живых» денег в общей оплате, обеспечить автоматизацию расчётов — вот лишь некоторые из задач, которые предстояло решать новому предприятию.

2003-2004года — время, когда была введена новая система оплаты за электроэнергию для населения — на основе выставленных счетов. Ежемесячно контролеры ОП «Энергосбыта» снимали показания приборов учета у бытовых абонентов, после чего сведения заносились в программу «Барс» и запускалась система расчета и выставления счетов. Оплата по выставленным счетам позволила уменьшить задолженность населения, позволило вносить абонентам авансовые формы оплаты, списание суммы подлежащую к оплате с лицевого счета клиента банка, оплаты через банкомат.

2004года — ОП «Энергосбыт» заключил ряд агентских договоров на прием платежей, погашение дебиторской задолженности предприятий: МУП ЖКХ п. Энергетик, МУЖ ЖКХ г. Медногорска, ООО «Оренбургмежрегионгаз» и т.п.

1 июля 2005года на территории Оренбургской области было зарегистрировано ОАО «Оренбургэнергосбыт».

Важная черта политики ОАО «Оренбургэнергосбыт» — открытый диалог с потребителями, в том числе крупными промышленными предприятиями, внимание к специфике их деятельности и проблемам.

Партнерские отношения, основанные на доверии, честности и открытости – особенность этой компании.

Высокий профессионализм сотрудников ОАО «Оренбургэнергосбыт», современная структура, высокая степень технологической оснащенности, позволяют быстро и эффективно выполнять задачи любой сложности.

В настоящий момент «Оренбургэнергосбыт» может предложить своим потребителям следующие услуги:

— продажа электрической энергии;

— предложение агентских услуг по сбыту тепловой энергии, коммунальных услуг, прочих услуг;

— прием платежей за различные услуги по договорам с поставщиками услуг;

— сервисные услуги и услуги по энергосбережению;

— консалтинговые услуги.

Деятельность ОАО «Оренбургэнергосбыт», как и любого другого предприятия, характеризуется основными экономическими показателями. Отобразим эти показатели в виде таблицы 1.

Таблица 1 Экономические показатели деятельности предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт»

                                                                                               (в тысячах рублей)

Показатели

2007

2008

2009

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2008 от 2007гг.

2009 от 2008гг.

2008 от 2007гг.

2009 от 2008гг

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Объем продаж продукции (работ и услуг) в фактических ценах (без НДС и акцизов), тыс.руб.

16777355

13896104

15656207

-2881251

1760103

82,83

112,67

2. Прибыль от продаж, тыс.руб.

177158

694155

1005292

516997

311137

391,83

144,82

3. Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

7563093

8454789

9384720

891696

929931

111,79

111,00

4.Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ППП), чел.

918

925

881

7

-44

100,76

95,24



Продолжение таблицы 1

5. Фонд оплаты труда ППП, тыс.руб.

 67499

80409

57406

12910 

 -23003

 119,15

 71,39

6. Основные средства, тыс.руб.

114937

153753

151656

38816

-2097

133,77

98,64

7. Оборотные средства, тыс.руб.

806666

2175825

2370959

1369159

195134

269,73

108,97

8. Материальные затраты, тыс.руб.

13673398

16191582

12540050

2518184

-3651532

118,42

77,45

9. Производительность труда, тыс.руб.

18275,99

15022,82

17770,95

-3253,17

2748,13

82,20

118,29

10. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.

0,45

0,61

0,60

0,16

-0,01

134,97

98,52

11. Фондоотдача, руб.

145,97

90,38

103,23

-55,59

12,86

61,92

114,22

12. Материалоотдача, руб.

1,23

0,86

1,25

-0,37

0,39

69,95

145,47

13. Оборачиваемость оборотных средств, количество оборотов

20,80

6,39

6,60

-14,41

0,22

30,71

103,39

14. Рентабельность продукции, %

2,34

8,21

10,71

5,87

2,50

3,51

1,30



         Согласно данным таблицы 2.1.1 можно сделать следующие выводы:

1.     Объем продаж продукции в 2008 г. по сравнению с 2007г. уменьшился на 2881251 тыс. руб. Уменьшение объемов продаж является само по себе отрицательным для предприятия т.к. обычно это говорит о сужении деятельности предприятия. Но в 2009г. Объем продаж увеличился на 1760103 тыс. руб., что уже говорит о расширении деятельности предприятия.

2.     Прибыль от продаж в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 516997 тыс. руб., а в 2009г. увеличилась на 311137 тыс. руб.Увеличения прибыли от продаж зависит от увеличения объема продаж.

3.     Себестоимость продукции  в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 891696тыс., а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 929931тыс. руб.  Основными путями снижения себестоимости продукции, экономии овеществленного и живого труда, роста его производительности являются: совершенствование методов управления, организации производства и труда, хозяйственного расчета, улучшение использования производственных мощностей и производственных фондов, экономное расходование материальных ресурсов, снижение затрат на управление и обслуживание производства, ликвидация потерь и непроизводительных расходов, борьба с бесхозяйственностью, широкое развертывание социалистического соревнования за снижение себестоимости продукции, соблюдение режима экономии на каждом рабочем месте, в бригаде, участке, цехе, предприятии. Систематическое снижение себестоимости продукции имеет особенно важное значение при переводе предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, служит обязательным условием устойчивой рентабельности производства.

4.     Оборотные средства в 2008г. увеличились по сравнению с 2007г. на 1369159тыс. руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличились на 195134 тыс. руб.Прирост собственных оборотных средств осуществляется за счет полученной прибыли, средств вышестоящей хозяйственной организации. Улучшение использования оборотных средств, ускорение их оборачиваемости — важный фактор повышения эффективности производства.

5.     Материальные затраты в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличились на 2518184 тыс. руб., но в 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшились на 3651532 тыс. руб., что является положительным фактором для предприятия. Для дальнейшего уменьшения материальных затрат предприятию необходимо максимально снижать количество израсходованного материала.

6.     Производительность труда в 2008г. уменьшилась по сравнению с 2007г. на 3253,17 тыс. руб. В 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 2748,13 тыс. руб. Основными факторами повышения производительности труда являются: научно-технический прогресс, повышение культурно-технического уровня трудящихся, совершенствование организации производства и труда, усиление материальной и моральной заинтересованности работников в результатах труда.

7.     Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличились на 0,16 тыс. руб., а в 2009г. – уменьшились на 0,01 тыс. руб. по сравнению с 2008г. Снижение затрат на рубль товарной продукции достигается повышением производительности труда и качества продукции, улучшением использования производственных ресурсов, опережающим ростом товарной продукции по сравнению с затратами.

8.     Показатель фондоотдачи уменьшился в 2008г. на 55,59 тыс. руб., увеличился в 2009г. на 12,86 тыс. руб. Повышение фондоотдачи достигается за счет совершенствования структуры основных фондов (повышение доли их активной части — машин и оборудования, замена устаревших и неэффективных средств труда новыми, высокопроизводительными), переходом на двух-трехсменную работу, устранением внутрисменных простоев, проведением аттестации рабочих мест и реализацией излишнего оборудования.

9.     Материалоотдача в 2008г. Уменьшилась на 0,37 тыс. руб. по сравнению с 2007г., и увеличилась на 0,39 тыс. руб. в 2009г. По сравнению с 2008г. Увеличение материалоотдачи означает, что на предприятии повысилась эффективность использования материалов.

10.Оборачиваемость оборотных средств в 2008г. уменьшилась на 14,41 тыс. руб., а в 2009г. увеличилась на 0,22 тыс. руб. Ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается в результате сокращения длительности производственного цикла; сокращения времени пребывания материалов в пути от поставщика к потребителю; уменьшения текущих и гарантийных запасов; механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, рационального использования транспорта и тары; оперативного и своевременного оформления платежных документов, совершенствования системы расчетов и др.

11. Рентабельность продукции в 2008г. увеличилась на 5,87 тыс. руб., а в 2009г. увеличилась на 2,5 тыс. руб. Основными факторами повышения рентабельности являются: снижение себестоимости и повышение качества продукции, снижение потерь материальных и трудовых ресурсов, более полное использование оборудования и т. п.
         2.2 Оценка динамики состава и структуры оборотных средств ОАО «Оренбургэнергосбыт»
         Реализация планов предприятия определяется его финансовой устойчивостью и платежными возможностями компании. Для того чтобы знать возможности предприятия развивать свою деятельность необходимо проводить анализ его финансово-имущественного состояния и платежных обязательств. Для этого целесообразно провести анализ структуры оборотных средств ОАО «Оренбургэнергосбыт».

         Исследование оборотных средств организации позволяет получить наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре оборотных средств, а также о динамике этих изменений.

         Цель анализа динамики состава и структуры оборотных средств организации состоит в оценке тенденций изменения структуры и разработке организационно-экономических механизмов повышения качества их использования. Информационной базой анализа является форма №1 «Бухгалтерский баланс».

         Проведем анализ динамики состава и структуры оборотных средств ОАО «Оренбургэнергосбыт» за 2007-2009 гг. (таблица 2).


Таблица 2 Динамика состава и структуры оборотных средств за 2007-2009гг. (в тыс. руб.)

Показатели оборотных средств

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонения 2008 от 2007 гг.

Отклонения 2009 от 2008 гг.

Сумма, т.р.

Сумма, т.р.

Сумма, т.р.

Сумма, т.р.

Темп роста, %

Сумма, т.р.

Темп роста, %

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

 

Запасы

 6979

14290,5

16418

 7311,5

204,8 

2127,5 

 114,9

в т.ч.: сырье, материалы т другие аналогичные ценности

 3062

2360

1046,5

 -702

77,1

-1313,5 

 44,3

затраты в незавершенном производстве



 -

-

 -







готовая продукция и товары для перепродажи



 -

787





 787

 -

товары отгруженные





-

 -

 -





расходы будущих периодов

 3917

11930,5 

14978

8013,5 

304,6 

 3047,5

125,5 

Дебиторская задолженность (в течение 12 мес.)

 311382

 357497,5

475443

 46115,5

114,8 

 117945,5

 133


Продолжение таблицы 2

Краткосрочные финансовые вложения

288209 

1056890,5 

1629782,5

768681,5 

 366,7

572892 

 154,2

Денежные средства

164956 

 59698,5

149840,5

 -105257,5

 36,2

90142 

251 

Прочие оборотные активы



 -

-

-

 -

 -



Итого по разделу II

 788830

 1491245,5

2273392

14122415,5 

 189,04

782146,5 

152,5 

Баланс

 890112

 1654320

2453722

764208 

 185,9

799402 

148,3 



      Анализируя актив баланса видно, что общая величина активов предприятия в 2008 г. по сравнению с 2007 г., увеличилась. Валюта баланса увеличилась на 85,9%, что в абсолютном выражение составило 764208 тыс. руб. В наиболее значительной степени это произошло за счет увеличения статьи «Краткосрочные финансовые вложения». Увеличение значения этой статьи составило 768681,5тыс. руб. соответственнои уже на конец анализируемого периода значение статьи установилось на уровне 1056890,5 тыс. руб.

    В 2009 году по сравнению с 2008г. актив баланса увеличился на 48,3 % и составил 799402 тыс. руб. В значительной степени это произошло за счет увеличения статьи «Краткосрочные финансовые вложения» на 572892 тыс. руб.

    Величина оборотных активов, составила в 2007г. 6979 тыс. руб., увеличилась на 7311,5 тыс. руб. (темп увеличения оборотных активов составил 204,8%) и в 2008г. их величина составила 14290,5 тыс. руб.

    В 2009г. величина оборотных активов увеличилась на 2127,5 тыс. руб. по сравнению с 2008г., (темп увеличения оборотных активов составил 114,9%) и их величина составила 16418 тыс. руб.

    В структуре оборотных активов наибольшее изменение было вызвано увеличением в 2008г. по сравнению с 2007 г. статьи «Краткосрочные финансовые вложения» на 768681,5 тыс. руб. и одновременно уменьшилось значение статьи «Запасы» на 702 тыс. руб. и значительно уменьшилось значение статьи «Денежные средства» на 105257,5 тыс. руб.

    В 2009г. По сравнению с 2008г. значение статьи «Запасы» уменьшилось на 1313,5 тыс. руб. и их величина составила 1046,5 тыс. руб.

    В структуре оборотных активов на 2008 г. величина дебиторской задолженности по сравнению с 2007г. составила 357497,5 тыс. руб. Размер дебиторской задолженности за анализируемый период увеличилась на 46115,5тыс. руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. Дебиторская задолженность выросла на 117945,5 тыс. руб. и составила 475443 тыс. руб.  Это является негативным изменением и может быть вызвано проблемой с оплатой продукции, либо активным предоставлением потребительского кредита покупателем, т.е. отвлечением этой части текущих активов и иммобилизация части оборотных средств из производственного процесса.

    Исходя из вышесказанного, динамику изменения оборотных средств можно назвать положительной, в первую очередь за счет увеличения валюты баланса за рассматриваемый период.

         2.3 Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт»
         Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормализации работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства и зависит от множества факторов. В современных условиях огромное негативное влияние на эффективность использования оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:

         — снижение объемов производства и потребительского спроса;

         — высокие темпы инфляции;

         — разрыв хозяйственных связей;

         — нарушение договорной и платежно-расчетной дисциплины;

         — высокий уровень налогового бремени;

         — снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов.

         Все перечисленные факторы влияют на использование оборотного капитала вне зависимости от интересов предприятия.

         Обобщающим показателем эффективности использования оборотных средств является показатель рентабельности (), рассчитываемый как отношение прибыли от продаж () или иного финансового результата к средней величине оборотных средств ().



         Рассчитаем рентабельность оборотных средств предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт» за 2007-2008гг. (Таблица 3).
Таблица 3 Расчет рентабельности оборотных средств предприятия за 2007-2009гг. (в тыс. руб.)

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Прирост/Уменьшение

2008 от 2007 гг.

2009 от 2008 гг.

Выручка (нетто) от продаж, т.р. Вр

16777355

13896104

15656207

-2881251

1760103

Прибыль (убыток) от продаж, т.р. Ппр

177158

694155

1005292

516997

311137

Средняя величина оборотных средств, т.р. Соб

788830

1491245,5

2273392

702415,5

782146,5

Продолжительность периода, дн. Д

360

360

360

-

-
    продолжение
--PAGE_BREAK--


2007г.:

2008г.:

2009г.:

         Показатель рентабельности оборотных средств характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, так как именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов на предприятии.

         Рассчитав данный показатель по предприятию ОАО «Оренбургэнергосбыт», можно сделать следующий вывод: в 2008 году прибыль, получаемая на каждый рубль оборотного капитала, по сравнению с 2007 годом значительно увеличилась, но в 2009 году уменьшилась, но ненамного. Так, в 2007г. рентабельность оборотных средств исследуемого предприятия составила 22,46%, в 2008г. – 46,55%, в 2009г. – 44,22%. Таким образом, предприятие более эффективно осуществляло свою финансовую деятельность в 2008 году, что можно наглядно увидеть на рис.2.


Рис.2 Динамика изменения показателя рентабельности оборотных средств за 2007-2009гг.
         Оценка эффективности использования оборотного капитала осуществляется через показатели его оборачиваемости. Поскольку критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является фактор времени, используется показатели, отражающие, во-первых, общее время оборота, или длительность одного оборота в днях; во-вторых, скорость оборота.

         Длительность одного оборота (оборачиваемость оборотного капитала) в днях () определяется делением оборотного капитала () на однодневный оборот, определяемый как отношение объема реализации (РП) к длительности периода в днях (Д) или же как отношение длительности периода к количеству оборотов ():



         Для расчета длительности одного оборота в днях используются 3 метода:

1-й метод:

2-й метод:

3-й метод:

         Рассчитаем показатель оборачиваемости оборотного капитала исследуемого предприятия за 2007-2009гг. (Таблица 4).
Таблица 4 Оборачиваемость оборотного капитала за 2007-2009гг.

Период

1-й метод

2-й метод

3-й метод

2007г.







2008г.







2009г.









         Чем меньше длительность периода обращения или одного оборота оборотного капитала, тем при прочих равных условиях, предприятию требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективнее они используются.

         Наглядно рассмотрев изменения показателя оборачиваемости оборотного капитала в динамике на рис.3, делаем вывод о том, что каждый год предприятию требовалось все больше времени для кругооборота оборотных средств. В 2007 году предприятию требовалось, приблизительно, 17 дней, в 2008 году – около 39 дней, а в 2009 году –, приблизительно, 52 дня. Это говорит о том, что оборотные средства используются неэффективно, и у предприятия появляется больше потребности в оборотных средствах.

         Скорость оборота характеризует прямой коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) за определенный период времени – год, квартал. Этот показатель отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период.





Рис.3 Динамика изменения оборачиваемости оборотных средств за 2007-2009гг.
         Подставив значения предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт» в формулу показателя количества оборотов, получим:

2007г.:

2008г.:

2009г.:

         Прямой коэффициент оборачиваемости показывает величину реализованной продукции, приходящуюся на 1 руб. оборотных средств.

         Коэффициент оборачиваемости оборотных средств ОАО «Оренбургэнергосбыт» снизился с 21,27 в 2007г. до 6,887 в 2009г. Снижение числа оборотов свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.

         Обратный коэффициент оборачиваемости, или коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств () показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной продукции. Этот показатель называют также коэффициентом обеспеченности оборотными средствами.



         Подставив значения предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт» в формулу коэффициента загрузки, получим:

2007г.:

2008г.:

2009г.:

         Увеличение коэффициента загрузки говорит о неэффективном использовании предприятием оборотных средств.

         Несмотря на то, что расчет показателя рентабельности оборотных средств показал положительную тенденцию, результаты расчета отдельных показателей оборачиваемости показали обратное. Так, подводя итоги по расчетам показателей оборачиваемости оборотных средств, делаем вывод о том, что ОАО «Оренбургэнергосбыт» неэффективно использует оборотные средства, а значит у этого предприятия появляется значительная потребность в них.

         2.4 Анализ состава и структуры дебиторской задолженности ОАО «Оренбургэнергосбыт»

         Основная цель анализа дебиторской задолженности – поиск путей ускорения ее оборачиваемости, выявление размеров и оценка динамики неоправданной задолженности, причин ее возникновения или роста.

         При оценке уровня дебиторской задолженности предприятия и анализе его динамики, а также его структурной динамики оцениваются уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующих периодах, а также структурная динамика на основе определения коэффициента отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность.
         Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов () определяется по формуле:



         Определим долю дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов за 2007-2009гг.

2007г.:

На начало:  

На конец:

2008г.:

На начало: 

На конец:

2009г.:

На начало: 

На конец:
         При анализе состава и структуры дебиторской задолженности анализируется состав дебиторской задолженности в разрезе сроков ее возникновения, групп покупателей и заказчиков; видов дебиторской задолженности по степени надежности; просроченной задолженности; по другим критериям. При этом выбор критерия для группировки может быть обусловлен целями проводимого анализа, спецификой деятельности предприятия, предварительно диагностированными проблемами и др. Анализ структуры дебиторской задолженности предполагает определение доли каждой из указанных групп в общей сумме дебиторской задолженности предприятия.

         Доля сомнительной задолженности в общем объеме дебиторской задолженности () определяется следующим образом:



         Определим долю сомнительной задолженности в общем объеме дебиторской задолженности  за 2007-2009гг.

2007г.:

На начало: 

На конец:

2008г.:

На начало: 

На конец:

2009г.:

На начало: 

На конец:

         Доля сомнительных (безнадежных) долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность. Проведем анализ состава и структуры дебиторской задолженности (таблица 5).
Таблица 5 Состав и структура дебиторской задолженности

Виды дебиторской задолженности

2007г.

2008г.

2009г.

На начало периода

На конец периода

Изменения за период

На начало периода

На конец периода

Изменения за период

На начало периода

На конец периода

Изменения за период

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

Расчеты с дебиторами, всего

279717

365703

85986

365703

353819

-11884

353819

600577

246758

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с покупателями и заказчиками

243023

219375

-23648

219375

329354

109979

329354

595126

265772

по авансам выданным

7159

8767

1608

8767

2257

-6510

-

-

-

с прочими дебиторами

29535

137561

108026

137561

22208

-115353

-

-

-

Оборотные активы

770994

806666

35672

806666

2175825

1369159

2175825

2370959

195134


Продолжение таблицы 5

Доля дебиторской задолженности в оборотных активах предприятия,%

36,28

45,34

9,06

45,34

16,26

 -29,08

16,26

25,33

 9,07

Доля сомнительной задолженности в общем объеме дебиторской задолженности,%

7,26

0,64

-6,62 

0,64

0,62

-0,02 

0,62

0,22

-0,4



         Анализ динамики дебиторской задолженности позволил установить, что за 2007 год ее увеличение произошло на 85986 тыс.руб. и составила 365703 тыс.руб. Это произошло за счет  увеличения расчетов по авансам выданным на 1608 тыс.руб. и увеличения расчетов с прочими дебиторами на 108026 тыс.руб. Расчеты с покупателями и заказчиками за 2007 год понизились на 23648 тыс.руб.

         В 2008г. ситуация незначительно улучшилась по сравнению с 2007 годом, и величина дебиторской задолженности понизилась на 11884 тыс.руб., что произошло за счет уменьшения расчетов по авансам выданным на 6510 тыс.руб. и с прочими дебиторами на 115353 тыс.руб.

         В 2009 году снова наблюдается увеличение дебиторской задолженности и к концу отчетного периода ее величина составила 600577 тыс.руб., что отрицательно влияет на деятельность предприятия. Это в значительной степени произошло за счет увеличения расчетов с покупателями и заказчиками на 265772 тыс.руб.

         Результат расчета доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов показывает, что самым неблагоприятным периодом для предприятия стал конец 2007 – начало 2008гг., так как наблюдается увеличение этого показателя с 36,28% до 45,34%. В 2008г. ситуация нормализовалась и к концу отчетного периода доля дебиторской задолженности составила 16,26%, но к концу 2009г. снова повысилась до 25,33%.

         Показатель доли сомнительной дебиторской задолженности в ее общем объеме характеризует «качество» дебиторской задолженности. Наличие просроченной (сомнительной) дебиторской задолженности свидетельствует о нерациональной политике предприятия по предоставлению отсрочки в расчетах с покупателями, создает реальную угрозу потери платежеспособности самого предприятия-кредитора. На протяжении анализируемого периода с 2007г. по 2009г. наблюдается  значительное уменьшение этого показателя с 7,26% до 0,22%, что благополучно сказывается на деятельности ОАО «Оренбургэнергосбыт».

         Средний период инкассации дебиторской задолженности отражает среднее число дней, необходимое для ее возврата и характеризует, по сути, роль данного показателя в продолжительности финансового и операционного циклов предприятия. Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует, в свою очередь, скорость обращения инвестированных в нее средств.

         Показатель среднего периода инкассации дебиторской задолженности (периода оборота дебиторской задолженности – () в днях) определяется по формуле:

,

где   — средний остаток дебиторской задолженности предприятия в анализируемом периоде, руб.;

ВР – выручка от продажи (нетто), полученная на условиях последующей оплаты за анализируемый, руб.;

П – длительность анализируемого периода, дни.

         Наряду с показателем среднего периода инкассации дебиторской задолженности предприятия можно рассчитать коэффициент оборачиваемости (), который показывает, сколько раз дебиторская задолженность образуется в течение изучаемого периода и характеризует скорость, с которой последняя будет превращена в денежные средства. Данный показатель рассчитывается по формуле:



         При этом средняя дебиторская задолженность определяется по данным бухгалтерского баланса как среднеарифметическая величина дебиторской задолженности на начало () и конец () анализируемого периода:



         Рассчитаем показатель среднего периода инкассации дебиторской задолженности ОАО «Оренбургэнергосбыт» и количество ее оборотов за 2007-2009гг. (таблица 6).

         Рассмотрев результаты расчетов, можно сделать вывод о том, что с каждым последующим годом наблюдается увеличение показателя среднего периода инкассации дебиторской задолженности ОАО «Оренбургэнергосбыт». Так, в 2007г. данный показатель составил 6,92 дней, в 2008г. – 9,32 дней, а в 2009г. – 10,97 дней. Увеличение периода погашения задолженности говорит о повышении риска ее непогашения, что является неблагоприятным фактором для деятельности предприятия.
Таблица 6 Средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

Средняя дебиторская задолженность

322710

359761

477198

Выручка от продаж (нетто)

16777355

1386194

15656207

Число дней в анализируемом периоде

360

360

360

Средний период инкассации дебиторской задолженности

 

 

 

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

 

 

 


         Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности снижается с каждым годом. В 2007г. данный коэффициент равен 51,99 день, в 2008г. – 38,63 дн., в 2009г. – 32,81 дн. Снижение данного показателя может сигнализировать о росте числа неплатежеспособных клиентов и других проблемах сбыта, но может быть связан и с переходом компании к более мягкой политике взаимоотношений с клиентами, направленной на расширение доли рынка. Так как оборачиваемость дебиторской задолженности ОАО «Оренбургэнергосбыт» снижается, делаем вывод, что предприятие нуждается оборотном капитале для расширения объема сбыта.

         При анализе дебиторской задолженности необходимо проводить сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Для этого рассчитывается коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью () по формуле:

,

где  и   — соответственно среднее значение кредиторской и дебиторской задолженности за расчетный период.

         Рассчитаем коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «Оренбургэнергосбыт» за 2007-2008гг.

2007г.:

2008г.:

2009г.:

         Расчет данного показателя показал его ежегодное увеличение, т.е. превышение кредиторской задолженности над дебиторской, что создает угрозу финансовой устойчивости организации, делает необходимым для погашения возникающей кредиторской задолженности привлечение дополнительных источников финансирования.


        


         3 Пути повышения финансового состояния ОАО «Оренбургэнергосбыт» на основе оптимизации структуры оборотных средств
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ
Реферат Noah Webster Essay Research Paper Noah Webster
Реферат Потребительская кооперация 3
Реферат Лексический состав повести временных лет словоуказатели и частотный словник
Реферат Собенности регулирования труда отдельных категорий работников
Реферат Автор: Одинцова Надежда Юрьевна, воспитатель мдоу №27 г. Оренбурга Представлено: Колисниченко Т. Н
Реферат Разработка сроков и состава работ ТР электрооборудования автомобиля ГАЗ-31029
Реферат Управление складом многономенклатурной торговой компании
Реферат Человек и государство. Крепостное право
Реферат Алексей Алексеевич Бирилев
Реферат Гармоника в казахской музыкальной культуре ХIХ века
Реферат 1. Поняття І ознаки множинності злочинів
Реферат История болезни - туберкулёз лёгких
Реферат Основоположник гум направления воспитания в советской школе
Реферат Разработка бизнес-плана предприятия