САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет менеджмента
Специальность:080504 «Государственное и муниципальное
управление»
Контрольная работа
Дисциплина: Государственные и муниципальные финансы
Тема: «Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно-экономических формаций».
Выполнил:
Студент группы ГМУ 02-2В-09
Проверил: к.э.н. доцент.
Якутск 2011
План
Введение…………………………………………………………………………….3
Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно- экономических формаций………………………………………………………….4
Субъекты финансовой системы………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………………...11
Введение
Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы — важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство.
Государственные и муниципальные финансы — это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.
Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.
Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно-экономических формаций.
Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.1
Финансы являются дальнейшим развитием денежных отношений, одной из сторон которых вначале стало государство. Именно государство нуждалось в денежных ресурсах для обеспечения своей деятельности, необходимой обществу.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Возникновение и развитие финансов обусловлено такими факторами, как:
общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;
развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением функций денег, механизма их обращения;
появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;
создание и усложнение сферы деятельности государства.2
Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.
Финансы как историческая категория появилась одновременно с государством при расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладельческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств.
В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Основными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, дорог и т.д.). Основными же доходами являлись поступления от доменов (государственного имущества; королевский домен — наследственные земельные владения короля) и регалий (монопольное личное право королей и через их пожалование крупных феодалов на получение определенных доходов от отдельных промыслов и торговли некоторыми видами товаров — чеканка монет, рыночные пошлины, штрафы, разработка рудников и т.д.), военные завоевания (добыча), дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.
С постепенным переходом к капиталистическому способу производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, доля же натуральных сборов и повинностей стала резко сокращаться.
Являясь объективной экономической категорией, финансы выступают носителем единой абстрактной сущности системы финансовых отношений во всех общественно-экономических формациях, хотя отличительные функции финансов, их роль в общественном воспроизводстве могут определяться особенностями общественно-экономического строя конкретного государства. Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя формирует для реализации своих властных функций систему необходимых ему финансовых отношений.
Формы этих отношений могут существенно отличаться в различных общественно-экономических формациях, но сущность финансов как экономической категории при этом остается неизменной. Так, если рабовладельческой и феодальной общественно-экономическим формациям соответствовали преимущественно натуральные отношения, то и финансы участвовали в формировании доходов государства преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы как объективная экономическая категория связана с закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических формаций. Хотя конкретное государство в условиях любой общественно-экономической формации может активно воздействовать на финансы в зависимости от политического устройства, уровня экономического развития, поставленных целей и задач, но оно не в состоянии ни создавать, ни отменять систему финансовых отношений как целостное понятие.3
2. Субъектами финансовой системы выступают:
Юридические и физические лица – участники в формировании и использовании специальных денежных фондов.
Финансовую систему можно рассматривать с позиции ее функций или ее институтов. Финансовая система государства – это совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве. Такова функциональная точка зрения. С институциональной же точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.).
В экономических отношениях участвуют четыре субъекта:
1 государство;
2 регион;
3 хозяйствующий субъект;
4 гражданин.
У каждого из этих субъектов свои права и обязанности, цели и задачи. Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.
Финансовая система Российской Федерации представляет собой четырехблочную систему относительно самостоятельных звеньев, к которым относятся:
1) обще государственные финансы;
2) территориальные финансы;
3) финансы хозяйствующих субъектов;
4) финансы граждан.
Задачей общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа госпредприятий, доходов от казенных предприятий и хозяйственных субъектов федеральной собственности и т.п.4
В состав общегосударственных финансов входят:
1) федеральный бюджет;
2) государственное страхование;
3) государственное кредитование;
4) федеральные внебюджетные фонды.5
Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и внебюджетные фонды. Территориальные финансы формируются за счет налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и других источников. Основные принципы организации местных финансов установлены Законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятым в сентябре 1997 г. Местные финансы включают средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом этого образования.6
Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующего субъекта. Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежными потоками в целях осуществления своей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующего субъекта по своей роли в финансовой системе государства выступают как ее ведущее звено.
Заключение
Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.
Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль.
Новые формы приобрел общественный финансовый контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов.
Список использованной литературы
Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — ML: Финансы: ЮНИТИ, 2006. – С. 467.
Б. Сабанти. Теория финансов. М., 2007. – С. 198.
В.П. Дьяченко. История финансов СССР 1917—1950. М., 2005. – С. 324.
В.К. Сенчагов. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства. М., 2006. – С. 375.
В. П. Литовченко, В. И. Соловьев. Государственные и муниципальные финансы/ Под редакцией д_ра экон. наук, профессора В. П. Литовченко Москва — 2006. – С. 449.
6. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. И.Д.Мацкуляка. — ML: Изд-во РАГС, 2004. – С. 361.
7. Государственные и муниципальн6ые финансы / Мысляева И. Н. Москва
ИНФРА-М, 2007. – С. 395.
8. Н.В. Заяц, М.Н. Фисенко.Теория финансов. М., 2007. – С. 228.
9. Б. Сабанти. Теория финансов. М., 2007. – С. 198.