--PAGE_BREAK--
1.2. Принципы построения налоговой системы
Построить налоговую систему – значит обосновать ее принципиальную конструкцию (состав налоговых обязательств, условия их выполнения и алгоритмы исчисления), установить комплекс экономических предпочтений, а также полноту права и ответственности участников налоговых действий. Такая концепции служит законодательной инициативой при проведении очередных фрагментарных или кардинальных преобразований основ и принципов действующей налоговой системы [15, C.126].
Для выработки эффективной налоговой политики необходимо сформулировать ее принципы как основные, исходные положения, которыми необходимо руководствоваться субъектам данной политики.
Превращение налогов в главный источник государственных доходов поставило задачу исследования принципов обложения еще несколько веков назад. Ученые многих стран внесли вклад в выработку данных принципов, но особенно следует выделить А. Смита и А. Вагнера. Принципы налогообложения, выработанные ими, положены в основу и современной налоговой системы.
Рассмотрим принципы налогообложения в порядке их эволюции вплоть до ХХ в.
1. Равномерность и справедливость в распределении налогов. Этот принцип сформулирован в 17 веке английским философом и экономистом Т. Гоббсом (1642 г.), а затем в 18 веке поддержан французскими учеными школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо), ставившими проблему о справедливости обложения, о размерах участия каждого в расходах государства. Физиократы протестовали против произвольности налогов, их многочисленности, тормозящей экономическое развитие.
На необходимость равномерности, а, следовательно, справедливости, по отношению к налогоплательщикам указывал А. Смит. Его первый и главный принцип гласил, что подданные всякого государства должны участвовать в поддержке государства соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства.
Профессор Берлинского университета А.Вагнер (конец XIX– начало ХХ в.) выделил принципы справедливости, всеобщности обложения и равномерности в отдельную группу этических принципов.
2. Достаточность и эластичность (подвижность) обложения. А. Вагнер поставил принципы подвижности (эластичности) и достаточности обложения на первое место, объединив их в группу финансовых. Налогообложение должно адаптироваться к государственным нуждам, кроме неэластичных налогов необходимо использовать такие налоги, которые при увеличении государственных потребностей можно увеличить.
3. Надлежавший выбор источников обложения. Между учеными-экономистами на протяжении столетий шла дискуссия по данному вопросу. Если А. Смит считал, что объектом обложения должен быть только доход, то А. Вагнер относил к источникам обложения и капитал, в частности полученный по наследству.
Отметим, что к началу ХХ в. налоги на капитал (собственность) заняли лидирующее место в доходах бюджетов ведущих стран, и только во второй половине ХХ в. акцент сместился в сторону подоходного налога.
4. Правильная комбинация различных налогов в систему. Данный принцип тесно связан с классификацией налогов, различными их видами и формами. Например, принцип дифференциации государственных и местных налогов впервые сформулирован А. Смитом в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776г.), который полагал, что местные расходы, например, содержание городской и сельской полиции, должны оплачиваться местными доходами.
5. Ясность обложения. Иначе данный принцип можно обозначить как эффективную технику взимания или организации обложения. А. Смит отнес в эту группу три из четырех сформулированных им принципов:
1) Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
2) Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика;
3) Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Коротко идеи А. Смита можно сформулировать как определенность, удобство платежа, дешевизну налогового администрирования.
А. Вагнер также выделил отдельную группу административно-технических правил, в которую включил следующие принципы налогового управления: определенность обложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение издержек взимания [6, C.69].
Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения [4, C.27].
В нашей стране принципы налогообложения сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (первой части) [7, C.212].
Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. №2118-1, устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей [13, C.103].
Основные начала законодательства о налогах и сборах:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых национальных, религиозных и иных подобных критериев (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом;
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ);
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) [1, C.25].
Из Конституции РФ вытекает более сложная и многофункциональная структура принципиальных основ налогообложения и сборов в РФ, которая выстраивается в следующем порядке:
1) Принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в РФ (п. «и» ст.72 Конституции РФ);
2) Принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ (ст. 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п. «н.» ст.72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов Конституция России относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства с учетом потребностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущественных норма между государством и налогоплательщиками вытекает из смысла ст. 75 Конституции, согласно которой должны быть установлены федеральным законом правовые основы об общих принципах налогообложения и сборов в РФ и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов РФ и налоговых отношений в целом;
3) Принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства (ч. 1,2,4 ст.5 Конституции утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ);
4) Принцип конституционности актов налогового законодательства (ст.4 и 125 Конституции регламентируют, что акты (в том числе и налоговые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);
5) Принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15 Конституции подтверждает действие на территории России общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала);
6) Принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (ст.114 Конституции возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации и ее субъектов в интересах, как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов);
7) Принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст. 132 Конституции устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы);
8) Принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст. 19 Конституции);
9) Принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков (ст. 57 Конституции устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;
10) Принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности);
11) Принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени (хотя он прямо не закреплен в Конституции РФ, но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» закрепляет однократность налогообложения);
12) Принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях (ст.29 Конституции гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
13) Принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст.7 Конституции провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
14) Принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде (ст.123 Конституции подчеркивает гласность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сторон) [2].
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ
2.1. Сущность и функции налогов
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализую социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги [14, C.37].
Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1, C.30].
Таким образом, значимыми характеристиками налогового платежа являются следующие:
1. Законодательная основа: налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.
2. Обязательность: законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, безвозмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти – в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.
Парафискалитет – обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации [8, C.3].
Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора налога. Разрабатывая, применяя или изучая конкретный налог, следует сформулировать его типовые признаки [4, C.24].
К элементам налога относятся:
1) Субъект налога;
2) Объект налога;
3) Источник налога;
4) Ставка налога;
5) Единица налогообложения;
6) Порядок и сроки уплаты налогов;
7) Налоговый период;
8) Налоговая база;
9) Налоговые льготы;
Субъекты налогообложения или плательщики налога – юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.
Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий, состояний), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог: совершение оборота по реализации товаров, работ и услуг, ввоз товаров на территорию России, владение имуществом, совершение сделок купли-продажи ценных бумаг, вступление в права наследования, получение дохода в той или иной форме и др. Законодательством установлен исчерпывающий перечень объектов налогообложения: прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, наследование), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности, другие объекты, установленные законодательством. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения [9, C.12].
Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход.
Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые (в руб.) и в процентах [7, C.203].
Единица налогообложения – это часть объекта налогообложения, на который устанавливается ставка налога. Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы (мощность двигателя, тонна нефти, единица денежной суммы, единица земельной площади и проч.).
Срок уплаты налога – срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения налогового платежа [9, C.19].
Существуют три способа уплаты налога:
1) уплата налога по декларации;
2) уплата налога у источника дохода;
3) кадастровый способ уплаты налога.
Первый способ основывается на том, что налогоплательщик представляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе представленной декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате.
Уплата налога у источника дохода предполагает, что налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату дохода. Удержанные таким образом налоги называются также авансовыми налогами, поскольку налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем реально получает доход. Данный способ уплаты имеет то преимущество, что всякое уклонение от уплаты налога исключено.
При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр – реестр, устанавливающий классификацию объектов налогообложения по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также определяющий среднюю доходность объекта налогообложения. В основу построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика объекта налогообложения [9, С.24].
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате [5, C.287].
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ [8, С.135].
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.) [11, C.113].
Налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований возможность уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, которая подлежит уплате другим налогоплательщиками [7, C.204].
Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [14, C.42].
В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.
· Фискальная функция– основная функция, характерная для налоговых систем всех государств. С развитием рыночных отношений значение этой функции возрастает. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно данная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику [11, C.107].
Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным. Следовательно, она в значительной степени обуславливает регулирующую функцию [8, C.5].
· Регулирующая (перераспределительная) функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При этом представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
ü Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
ü Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.
ü Можно также назватьвоспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.
· Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Контрольная функция оценивает эффективность налоговой системы, обеспечивает контроль за видами деятельности и финансовыми потоками [11, C.108].
В единстве эти функции определяют эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики [14, C.43]. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2. Классификация налогов
Совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам [14, C.39].
Классификация налогов позволяет при всем их разнообразии установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер [9, С.27].
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в 17 веке, был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог- это прямой налог, а остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя [14, C.39].
В настоящее время подразделение налогов на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от способа взимания.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые с конкретного юридического или физического лица. Объектами налогообложения являются доход и имущество налогоплательщиков (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). К ним относят подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог с наследства и дарения, имущественный налог.
Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные товары; таможенная пошлина; налог на операции с ценными бумагами; налог с продаж и др.
Акцизы – налоги, существующие в виде надбавок к цене определённых товаров (предметы роскоши, товары, потребление которых общество не считает полезным: спиртные напитки, табачные изделия, бензин и т.д.). Акцизы взимаются с потребителей при их продаже. Налог с продаж – налог, составляющий определённый процент от цены товара. Налог на добавленную стоимость – налог, рассчитываемый от стоимости приобретённого сырья и материалов, затраченных при производстве данного товара. Таможенные пошлины – налог на пропускаемые через границу товары [6, С.30].
Бюджетная система государства включает совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, Россия и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко распространена статусная классификация налогов. В РФ совокупность налогов и сборов по статусному критерию подразделяется на три группы:
· Федеральные налоги;
· Региональные налоги республик, краев, областей и автономных образований, Москвы и Санкт — Петербурга;
· Местные налоги.
Федеральные налоги — поступают в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды и являются источниками доходов федерального бюджета (внебюджетного фонда). По федеральным налогам и сборам устанавливается конкретный порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления и уплаты налогов и сборов [4, C.112].
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) Налог на добавленную стоимость;
2) Акцизы;
3) Налог на доходы физических лиц;
4) Единый социальный налог;
5) Налог на прибыль организации;
6) Налог на добычу полезных ископаемых;
7) Налог на наследование или дарение;
8) Водный налог;
9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) Государственная пошлина[1, C.36].
Региональные налоги — зачисляются в соответствующие региональные бюджеты (внебюджетные фонды) и являются источниками доходов этих бюджетов (внебюджетных фондов).
Налоговым кодексом устанавливаются общие для всех субъектов РФ и органов местного самоуправления принципы налогообложения по следующим видам налогов [8, C.112]:
1) Налог на имущество организаций;
2) Налог на игорный бизнес;
3) Транспортный налог[1, C.36];
Региональные сборы могут включать:
· Плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
· Региональный налог, связанный с использованием инфраструктуры региона;
· Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
· Плату за регистрацию предприятий.
Местные налоги – зачисляются в соответствующие местные бюджеты (внебюджетные фонды) и являются источниками доходов этих бюджетов (внебюджетных фондов). Налоговый кодекс определяет следующие виды местных налогов:
1) Земельный налог;
2) Налог на имущество физических лиц [1, C.36].
Местными сборами могут быть:
· Сбор за строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
· Сбор за право торговли;
· Целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и другие цели;
· Налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы;
· Сбор с владельцев собак;
· Сбор за право торговли спиртными напитками;
· Сбор за парковку автомашин;
· Сбор за выигрыш на бегах;
· Сбор со сделок на бирже;
· Сбор за открытие игрового бизнеса;
· Сбор за уборку территории.
Региональные и местные органы власти на подведомственных им территориях могут вводить до 21 вида налогов и сборов, перечень которых, объекты налогообложения, источники выплат и предельные размеры ставок некоторых из них определены Законом РФ [8,C.113].
В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги.
К общим относятся налоги, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. То есть налоги указанной группы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятий и организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.
Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые внебюджетные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.
В РФ к целевым относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожных фондов, которые зачисляются в Федеральный дорожный фонд (консолидированный в федеральном бюджете) и территориальные (субъектов Федерации) дорожные фонды, многие из которых также консолидированы в региональных бюджета [8, C.7].
Классификация налогов по субъекту-налогоплательщику. К данному виду налогов относятся:
§ Налог с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядок наследования и дарения, курортный сбор и т.д.).
§ Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
§ Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
Классификация налогов по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные (собственные) налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд [11, C.111].
Так, налог на имущество предприятий является закрепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления с данного налога формируют доход федерального бюджета [8, C.11].
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации [11, C.111].
В зависимости от характера определения ставок налоги могут распределяться на раскладочные и квонтитивные.
Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого – то принципа «раскладывается» на налогоплательщиков, то такие налоги принять называть раскладочными. Раскладочные налоги достаточно широко применялись в ранние периоды развития налоговых систем. Так, в России подобный принцип налогообложения в отношении купечества и промышленников в значительной мере действовал на протяжении всего 19 века. В современных налоговых системах раскладочные налоги встречаются значительно реже. Это в основном местные налоги.
Квонтитивными (количественными, долевыми) называются те налоги, которые, в противоположность раскладочным, исходят не из необходимости покрыть определенные расходы, а из необходимости сформировать некоторый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог [8, C.10].
Классификация налогов на основе организационных признаков предусматривает выделение: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных налогов.
Налог рассматривается как пропорциональный (твердый налог), если средняя налоговая ставка остается неизменной независимо о размера дохода; как регрессивный, если она понижается по мере роста доходов, и как прогрессивный, если она повышается по мере роста величины дохода. При прогрессивном налогообложении, чем больше зарабатывает гражданин (организация), тем больше ставка налога. Регрессивный налог взимается с постоянно уменьшающейся ставкой налога по мере роста дохода [4, C.26].
Известны и другие виды классификаций, но приведенные наиболее широко распространены в России и за рубежом [8, C.12].
3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1. Общие проблемы налогообложения
В условиях рыночной экономики налоги служат одним из главных инструментов проведения в жизнь социально-экономической политики государства, важным связующим звеном между ним и населением. Именно поэтому характер налоговых отношений, распределение налогового бремени, его тяжесть, раздел источников налоговых поступлений между центром и регионами, уровень налоговой дисциплины, мера коррумпированности налоговых органов во многом являются отражением нравственного состояния общества, тех ценностных приоритетов, которыми государство руководствуется в своей деятельности. Современное нравственно здоровое общество заинтересовано в повышении благосостояния своих членов на основе возможно более полной реализации их созидательного потенциала; в достижении общественного согласия, важнейшим условием которого служит соблюдение принципов социальной справедливости; в обеспечении безопасности от внутренних и внешних угроз. Необходимой предпосылкой успешного решения всех этих задач является эффективно функционирующая налоговая система. Говоря иначе, налоговая нагрузка не должна быть слишком обременительной, а налоговые поступления в бюджет достаточны для выполнения государством его социальных функций, поддержания общественного порядка и обороноспособности страны, стимулирования развития приоритетных отраслей и производств.
За последние годы в налоговое законодательство неоднократно вносились изменения. Несомненным результатом этих усилий стал рост налоговых сборов. Однако и сегодня налоговая система России остается объектом критики со стороны различных общественных групп и научной общественности. Такая критика представляется обоснованной по нескольким позициям. Во-первых, действующая налоговая система в недостаточной мере выполняет стимулирующую функцию. Аргументами в пользу такого утверждения можно считать недостаточные масштабы инвестиционной активности, сохраняющийся значительный отток капитала за рубеж, высокий удельный вес прибыли, направляемой на непроизводственное потребление, высокую долю теневой экономики. Во-вторых, неудовлетворительно реализуется перераспределительная функция налогов. Даже по официальным данным, дифференциация в уровне доходов остается чрезмерной. На этом фоне сохранение единой ставки налога на доходы физических лиц вызывает недоумение. В-третьих, пока далеко не в полной мере используются все возможные источники налоговых поступлений в бюджет государства, в особенности это касается природной ренты. В-четвертых, налоговое бремя очень неравномерно распределено по факторам производства. Подавляющая доля налоговой нагрузки ложится на труд.
Таким образом, можно утверждать, что основные функции налоговой системы (фискальная, стимулирующая, перераспределительная) реализуются сегодня далеко не оптимальным образом [3, C.61].
Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссии и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения [14, С.14].
В этих условиях в качестве основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики можно назвать следующие:
· Адекватная развитию рыночной экономики система налогов, их виды, соотношение прямых и косвенных налогов, позволяющих учитывать доходы юридических и физических лиц, а также их имущественное положение;
· Универсализация методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие как от форм собственности, так и от организационно- правовых форм собственности;
· Одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;
· Обеспечение принципа однократности обложения и недопустимости (избегания) двойного налогообложения;
· Научное обоснование доли изъятия и определения ставки налога, которое бы создавало плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие предприятий и организаций, воспроизводство рабочей силы;
· Дифференциация ставки налога в зависимости от уровня дохода или стоимости имущества, которая в то же время обеспечивала бы нормальное развитие основ рыночного хозяйствования;
· Стабильность ставок налога на длительный период времени, простота их исчисления;
· Установление системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно обеспечивающих принципы социальной справедливости, гарантирование гражданам прожиточного минимума; единство налоговых льгот для всей категорий налогоплательщиков;
· Создание мощной, четко действующей, технически оснащенной налоговой службы;
· Четкое распределение налогов по уровням государственного управления.
Однако действующая в РФ налоговая система еще не отвечает всем перечисленным выше принципам. Главная причина этого – отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики, отсутствие государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, а также налоговые льготы. Действующая налоговая система не отвечает в полной мере ни интересам налогоплательщика (чрезмерная величина налогового бремени, ограниченность прав предпринимателей, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов, неимоверная частота внесения изменений в законы), ни налоговой службы (многочисленные возможности ухода от уплаты налогов, разнообразные льготы приводят к неравенству налогоплательщиков и наносят колоссальный ущерб экономике, рынок заполнили оффшорные предприятия и фирмы-однодневки, права налоговой службы чрезвычайно ограничены, работа налогового инспектора опасна, тяжела и малооплачиваема). Очевидно, что система устарела и нуждается в замене [14. C,15].
В связи с тем, что все суммы начисленных налогов «произрастают» от налогооблагаемой базы, проблема ее выбора и оценки является исходной в оценке всех нюансов налогового производства. Измерение экономических условий осуществляется посредством показателей статистической и бухгалтерской отчетности. Следовательно, важнейшим объектом налогового контроля являются экономические показатели того информационного среза, который предоставляет первичный бухгалтерский учет. Все проблемы бухгалтерского учета немедленно отражаются на налогообложении и наоборот [15.C.195].
Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского.
Наряду со всем этим спектром проблем в настоящее время российская налоговая система характеризуется также нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования. Это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создаёт серьёзные препятствия в работе отечественных производителей. Следует отметить также и крайне суровую систему финансовых санкций, не делающих различий между налоговыми нарушениями различного характера. Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.
Налоговая система России построена на базе стоимостных показателей. Такая ориентация налогообложения крайне негативно оценивается специалистами, ибо она не позволяет получить устойчивую и реальную налогооблагаемую базу. Подвижность стоимостных показателей, их зависимость от специфики учёта, а также от инфляционных факторов делают налогообложение крайне зависимым от конъюнктуры не только финансовой, но и политической.
В проекте Налогового кодекса практически неизменной остается экономическая платформа, на которой будет основываться налоговое производство. Это те же стоимостные показатели: прибыль и доход. Следовательно, налоговый регламент в отношении прибыли, исчисляемой для целей налогообложения, сохранится, несмотря на то, что понятие «себестоимость продукции» в проекте не упоминается. Сохраняется и проблема информационного обеспечения налоговой практики, её давление на систему первичного бухгалтерского учёта.
Среди наиболее острых вопросов отражения в учёте информации, необходимой для исчисления налогов, можно выделить следующие:
• регламент отнесения затрат на издержки производства и реализации продукции для целей налогообложения;
• отраслевые особенности учетной политики;
• оценка и порядок списания затрат (применяемые методы);
• ведение раздельного учета налогооблагаемых и не облагаемых налогом операций;
• методики ускоренной амортизации и разрешительная политика налоговых администраций;
• формирование показателей «доходы» и «расходы» от внереализационных операций;
• корректировка балансовой прибыли на сумму невостребованных резервов, перерасходованных лимитов по рекламе, командировочных и других нормируемых затрат предприятия;
• нестыковки показателей деятельности финансового рынка и требований, предъявляемых к ним со стороны налогового законодательства;
• корректировки фактической суммы налога на прибыль при ее сравнении с суммой уплаченного авансового платежа на процент банковского кредита;
• переоценка основных средств, нематериальных активов, валюты и других ценностей;
• налоговый регламент, предъявляемый в отношении цены реализации (ниже или выше уровня фактических издержек производства);
• формирование рыночной цены, ее уровень в оценке налоговых администраций;
• расчет прибыли от реализации основных фондов (корректировка их первоначальной стоимости на индекс инфляции) [15, С.197].
Проблемы, перечисленные выше, — лишь основные из числа тех, с которыми постоянно сталкиваются налогоплательщики, обращаясь в своей работе к налоговому законодательству. Вместе с тем именно их решение позволяет судить о налогообложении как о системе, адекватной экономическому базису (показателям финансово-хозяйственного развития страны, её регионов и отдельных собственников). Следует учитывать, что уход от налогов – явление всемирное и эта практика тем шире, чем фискальнее налоговая система [15, C.198]. продолжение
--PAGE_BREAK--