Реферат по предмету "Литература"


Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный анализ)

Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
КУРСОВАЯРАБОТА
 
Поэтический образ весны
 в лирике Ф. Тютчева и А. Фета
 (сопоставительный анализ)
                                                                   
cтудентки IIкурса
филологического факультета
(специальность – русский язык и
литература, издательское дело и
редакторская правка)
группы ЛР-21
Капитоновой Яны Евгеньевны
Научный руководитель:
Професор Р.Н. Поддубная Харьков
2006
Введение
Темойкурсовой работы является «Поэтический образ весны влирике Ф. Тютчева и А. Фета(сопоставительный анализ)», следовательно, метод даннойисследовательской работы – сопоставительный анализ и анализ мотивов.
В литературоведческом словаре-справочникеиздательского центра «Академия» (2-е издание) находим следующее определение:
Образ художественный – специфическая для литературы (и искусствавообще) форма отображения действительности, в создании которой основную рольиграют чувства, мышление и особенности мировосприятия автора-художника.Различают образы-персонажи (человеческие образы), образы-пейзажи (картиныприроды), образы-вещи (описания предметов и интерьера) и т.д[1].
Цель данной исследовательскойработы: провести сопоставительный анализпоэтического образа весны в лирике Ф. Тютчева и в лирике А. Фета.
Задачи курсовой работы:
1. На основе изучения пейзажной лирики (а именно«весенних» циклов) каждого из поэтов, а также различного рода критическихстатей и монографий, сопоставить поэтический образ весны в их творчестве.
2. Провести сопоставление справочных (исследуемых)источников, указанных в списке использованной литературы.
3. Выявить свою собственную позицию относительнорассматриваемого вопроса.
Объект изучения:сборники стихотворений Ф. Тютчева иА. Фета, а также научные работы нижеуказанных авторов.
Предмет изучения:поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и в лирике А. Фета.
Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева и А. Фета, атакжеисследовательские работы, указанные в спискеиспользованнойлитературы.
Поэтический образ весны
в лирике Ф. Тютчева и А. Фета
(сопоставительный анализ)
Тема курсовой работы акцентирует внимание на сложных,тонких взаимоотношениях человека и окружающего его природного мира в ихпротиворечивости и единении.
Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическимпроизведениям Ф. Тютчева и А. Фета, отражающим своеобразноевосприятие весенней природы, ее влияние на душевный мир, мысли, чувства,настроения каждого из авторов.
Стремясь к полному и глубокому раскрытию темы,необходимо обратить внимание на общую направленность творческих поисков поэтов,а также их индивидуальность и своеобразие.
«Любя поэзию, вчитываясь в стихи, важно проникнуть вглубину строк, в подтекст, увидеть за немногим сказанным, явленным вслове – бездну смысла, беспредельность образного содержания. Без этогопроникновения в поэтические глубины читательское скольжение по верхам –быстропреходящее и не оставляет следов в сердце и сознании человека»[2].
Вот почему так важно и нужно знать историю созданияпоэтических произведений. Надо знать, как они были созданы, что последовало заих публикацией при жизни или после смерти автора, в какой связи находится тоили иное стихотворение с другими сочинениями этого автора. Наконец, какотозвалось это стихотворение в последующих поколениях читателей, в нашейсовременности.
Лирика природы стала величайшим художественнымдостижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в динамике, движении. Об этомговорит В.Н. Касаткина в монографии «Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева»: «Движение в природе мыслится Тютчевым не только какмеханическое перемещение, но и как взаимосвязь, взаимопереход явлений, перехододного качества в другое, как борьба противоречивых проявлений. Поэт улавливалдиалектику движения в природе».[3] Причемдиалектика явлений природы отражает таинственные движения человеческой души.Конкретно-зримые приметы внешнего мира порождают субъективное впечатление.
В.Н. Касаткинаподчеркивает: «Природа у Тютчева –живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия,свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьмиили животными».[4]
А.А. Фет пишет о стихотворениях Тютчева: «Посвойству своего таланта г. Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобыв душе его единовременно не возникала соответственная яркая мысль. До какойстепени природа является перед ним одухотворенной, лучше всего выражает он сам:
Не то, чтомните вы, природа:
Не слепок, небездушный лик –
В ней естьдуша, в ней есть свобода,
В ней естьлюбовь, в ней есть язык…
…Заметим, что не только каждое стихотворение, почтикаждый стих нашего поэта дышит какою-нибудь тайной природы, которую она ревнивоскрывает от глаз непосвященных. Какою эдемскою свежестью веет его весна…!
…Кроме глубины, создания его отличаются неуловимойтонкостью и грацией, вернейшим доказательством силы»[5].
Природа для Тютчевавсегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти.Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости.В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «МогилаНаполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид, авоздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…». «В последнемпрограммном стихотворении поэта, где он поэтически сформулировал свое отношениек земле как отношение сына к матери, он создал образ земли весенней. Весна длянего – прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполненывысокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, еговосхищают шумные весенние воды – вестники молодой весны, весеннее дыханиевоздуха:
Что пред тобойутеха рая,
Пора любви,пора весны,
Цветущееблаженство мая,
Румяный свет,златые сны? …»[6]
«Бытие матери-Земли исполнено радости: «Лазурьнебесная смеется, ночной омытая росой», весенний гром «как бы резвяся и играягрохочет в небе голубом», выси ледяные гор играют с лазурью неба, природаулыбается весне, а весна с хохотом прогоняет зиму, майские дни, как «румяныйсветлый хоровод», толпятся весело за весной.»[7]
Белинский писал Тютчеву: «Ваши весны не имеют морщин,и, как говорит великий английский поэт, вся земля в этот утренний час года ижизни улыбается так, как будто бы она не заключала могил».[8]
И действительно, поэзия Тютчева оптимистична; онаутверждает прекрасное грядущее, в котором будет жить новое, счастливейшее племя,для свободы которого солнце «живей и жарче будет греть». Во всем мировоззрениипоэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешнихвод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы».Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Весна воспринимается поэтом не только как чудесноевремя года, а и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческомуобновлению.
Н.А. Некрасовподчеркивал близость содержания тютчевских стихов каждому человеку. Встихотворении «Весенние воды», по его мнению,запечатлено чувство, переживаемое людьми весной.Некрасовсчитал данное стихотворение «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева,и добавлял: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести...! Читая его, чувствуешьвесну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будтобы несколько лет свалилось долой с плеч, –когдалюбуешься и едва показавшейся травкой, и только что распустившимся деревом, ибежишь, бежишь, забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам, а следуетидти степенно и что радоваться тоже совсем нечего и нечему…»[9]
Геннадий Никитин в статье «Люблю грозу в начале мая…»говорит, что образы, картины, чувства, заключенные в стихотворении «Весенниеводы» «…представляются подлинными и живыми, они воздействуют на читателянепосредственно и глубоко, видимо, потому что находят отклик в подсознании.Согласованность и слитность смысла, слова и музыки усиливают этот эффект,проявляясь не как статичное, а подвижное, динамическое единство.
…Лирика Тютчева преимущественно не окрашена, аозвучена и приведена в движение. Природа изображается им в открытых и скрытыхпереходах и определяет типологию его стихов. В данном случае динамизм пьесыдостигается двумя приемами, которые осуществляются и параллельно иперемешиваясь: во-первых, это словесные повторы («бегут», «идет»), создающиеиллюзию движения воды и весеннее половодье чувств, и, во-вторых, это системазвукозаписи, имитирующая бульканье и переливы ручьев.
Стихотворение «Весенние воды» не велико по размеру, нов нем заключена объемная и панорамная картина пробуждения огромного мира, егоизменения во времени. «Еще в полях белеет снег», а перед нашим мысленным взоромуже разворачивается «румяный, светлый хоровод» «майских дней». Слово «хоровод»здесь не случайно. Оно очень старое, дремучее и сакральное. Оно призванооживлять наше детство, игру, сказку и что-то другое, иррациональное. Оновключает нас в поэтический карнавал, в стихийное действо…»[10]
По словам Тамары Сильман, «в этом стихотворении почтичто отсутствует «нейтрально-разговорный» элемент, все оно целиком представляетсобой образное воплощение весеннего пробуждения природы, причем на трех егоэтапах: в виде остатков уходящей зимы…, в виде бурного, безудержного разливарек и ручьев…, и, наконец, в виде предвещающих теплую летнюю пору майскихдней…»[11].
Это стихотворение стало романсом (музыка С. Рахманинова), разошлось на эпиграфы к различнымсочинениям в прозе и стихах, часть строки «Весенние гонцы» сделалось названиемизвестного романа Е. Шереметьевой.
В стихотворении «Весенняя гроза» не только человексливается с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний,первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом», «повисли перлы дождевые,и солнце нити золотит». Весеннее действо развернулось в высших сферах и встретилосьс ликованием земли – гор, лесов, горных потоков – и восторгомсамого поэта.
«С детских лет это стихотворение, его образы и егозвучание слились для нас с образом и звучанием весенней грозы. Стихотворениедавно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы – надполем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России»[12] –читаем мы в критической статье Льва Озерова «Люблю грозу в начале мая…(Историяодного стихотворения)» – «Шестнадцать алмазных строк русской лирики Тютчевхранил в своей душе четверть века. И это ли не чудо сосредоточенного мастерства!»[13]
«Гроза у Тютчева дается во всей реальности,чувственной – зрительной и слуховой – непосредственности, и все жеэто не только образ грозы. Это одновременно образ молодости, весны жизни,взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного,нового… Каждому человеку в каждую из весен его жизни стихотворение это скажетвсякий раз новое и по-новому, вбирая в себя, в данный Тютчевым текст всюбиографическую и психологическую полноту восприятия этого человека. Такимобразом, предложенный поэтом текст наполняется жизнью, ее смыслом, ееоттенками – живая жизнь классического произведения, его бессмертие»[14].
«Буйство молодое», «избыток чувств и сил» передан врассматриваемом стихотворении. Тютчев, как кубок, наполнен восторгом переджизнью. «Кубок – слово здесь не случайное,звук не пустопорожний. «Ветреная Геба» – богиня юности. Геба проливает изгромокипящего кубка на землю дождь. В слове, в эпитете «громокипящий» собранывоедино, как в аккорд, все прозвучавшие в стихотворении звуки, основные звуки.Они-то и создают звуковое лицо стихотворения: «гро» – гроза, «мок» –мокро, влажно, много воды, «и» – соединены все предыдущие звуки сконцовкой «пящий» – закипающие, шипящие, опьяняющие звуки, пена, тот жеизбыток не кануна, не начала, а конца.
Тютчев писал стихи эти «как бы резвяся и играя». Речьидет о впечатлении от того, как они написаны. От полноты чувств. Никаких потуг,никакого усилия. Вино из кубка льется через край…
«Люблю грозу в начале мая» – на редкость веселое,ничем не омрачаемое, вакхически-бодрое стихотворение. Озорное, искрометное,молодое. Среди не очень уж многочисленных самозабвенно-бодрых созданий русскойпоэзии оно занимает одно из первых мест. Предгрозовые тучи не затмевают челапоэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он«грохочет в небе голубом». Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его негрозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые»,раскрепощенные, обещающие. Это праздник синевы и солнца, гром зовет не на сечу,а на волю. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое,обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное –«люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит некалендарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло,молодо»[15].Такое прочтение стихотворения Тютчева мы видим у Льва Озерова.
В процессе исследования критических материалов мыувидели, что в научных работах существуют два противоположных взгляда настихотворение «Весенняя гроза». Так, например, Лев Озероввработе «Поэзия Тютчева» говорит о том, что «в стихах поэта,вдохновленных русской природой, нетрудно уловить глубокое чувство родногопейзажа. Но и те стихи, в которых не даны признаки реальной местности,воспринимаются как пейзаж России, а не какой-либо другой страны. «Люблю грозу вначале мая…»–разве речь идет не о русскойгрозе? Разве стихотворение «Весенние воды» толкует не о русской природе?
Как-то не вяжется «румяный, светлый хоровод» спейзажем Италии или Германии. Необязательно в стихах упоминать местные названияили под датой ставить место их написания. Наше чувство в данном случае нас необманывает. Конечно же, это стихи о русской природе.»[16]
Опровержение этого мнения мы находим в вышеупомянутойстатье Г. Никитина: «Поэт рассказывает кому-то не о конкретной грозе, не оживом созерцании, а о своем впечатлении, о той музыке, которая оставила след вего душе. Это не гроза, а некий миф о ней – прекрасный и возвышенный.Некая игра природных сил, в которой акустическое начало превышает визуальное,чему содействует аллитерация, звукоподражание. Через все стихотворение проходятльющиеся, гремящие, гулко-рокочущие звуки «г», «л», «р». Географические и«национальные» приметы отходят на второй план. Ошибки и неточности визображении («Вот дождик брызнул, пыль летит», «В лесу не молкнет птичий гам»)не имеют никакого значения и тонут в общем гаме и шуме. Все подчинено общемунастроению, празднику и игре света и радости. А чтобы мы не ошиблись, поэтподсказывает нам резюме:
Ты скажешь:ветреная Геба.
Кормя Зевесоваорла.
Громокипящийкубок с неба.
Смеясь, наземлю пролила.
Утверждение о том, что эти стихи о русской природе,такой же миф…»[17] – и больше ни словаавтор не говорит в подтверждение своего заявления, никакой аргументации.
Г.В. Чагин так же, как и Лев Озеров, считает, что тютчевские стихотворения о русской природе. Вот что онговорит по этому поводу: «Тютчева недаром называют певцом природы. Иконечно, полюбил он ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумеркахПетербурга и даже не в патриархальной, полной цветущих садов Москве первойчетверти XIXвека. Красота русской природыс юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милыйОвстуг, с тихих, застенчивых придеснянских лугов, необозримых голубых небесродной Брянщины.
Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал вГермании. Там родилась, ставшая знаменитой, его «Весенняя гроза». Вот как онавыглядела в «немецком» варианте, впервые напечатанная в 1829 году в журналеРаича «Галатея»:
Люблю грозу в начале мая:
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом!
Ивот как эта первая строфа звучит уже в «русской» редакции, то естьпереработанной поэтом после возвращения на родину:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
«Характер переработки, в особенности дополнительновведенная в текст вторая строфа, указывают на то, что эта редакция возникла неранее конца 1840-х годов: именно в это время наблюдается в творчестве Тютчеваусиленное внимание к передаче непосредственных впечатлений от картин иявлений  природы», – писал К.В. Пигарев в своей монографии о поэте. И стихи Тютчева, вкоторых описываются картины природы при поездках из Москвы в Овстуг,подтверждают эти слова:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Было это написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев вновьотправился в Овстуг»[18].
В процессе исследованиямы обнаружили очень интересные факты в книге Анатолия Горелова «Три судьбы: Ф. Тютчев, А. Сухово-Кобылин, И. Бунин»: «Хрестоматийная «Весенняя гроза»имеет двойную дату: 1828-1854, – при второй публикации добавление новойстрофы несколько ослабило представление грозы игрищем резвящихся античныхбогов. В школьных учебниках стихотворение часто помещалось вовсе без «ветренойГебы». Однако и в усеченном виде «жизнерадостность» грозы все же сохранялась.
Любопытно, что сын бывшего крепостного и кухарки,поэт-символист Федор Сологуб презрительно третировал подобную «дворянскуюгрозу». Н.С. Тихонов рассказывал по этому поводу:«Я помню, как однажды желчный старик, поэт Сологуб, тыча встихотворение Тютчева, язвительно скандировал:
«Люблю грозу вначале мая,
Когда весеннийпервый гром,
Как бы резвясяи играя,
Грохочет в небеголубом».
– Дворянскиестишки, дворянские, – говорил он мне. – Видите ли, гром, резвяся и играя, представлен. Даразве грому подобает «резвиться»? Гроза исполняет суровое дело природы, а унего выходит, что все на забаву поэту-дворянину. И небо «голубое», а разве принастоящей грозе небо голубое? Крестьянин так бы не написал. Крестьянину грозане безразлична, а Тютчеву нужно чистое наслаждение, хлеб-то он презирал, а всестихотворение для того, чтобы Геба проливала из кубка вино на землю,мировоззрение такое – ничего не поделаешь».
Н.С. Тихоновзаметил по поводу высказывания Федора Сологуба:«УпорстваТютчева, не желавшего видеть грозу в своем стихотворении иначе, как отражениеммифического действия, игрой божественных капель громокипящего кубка, –этого упорства, на котором настаивал Сологуб, не было.Тютчев не мог писать иначе. Стихотворение было рождено в тойестественности поэтического мировоззрения, какое для него было совершеннонезаменимым».
Но мы ведь знаем, что Тютчев мог писать и иначе.Античной мифологизацией не исчерпывалась его космогония. Природа выступала уТютчева не только в образе «голубого неба», ласкающего землю. За три года досоздания канонического текста «Весенней грозы» поэт написал стихотворение, вкотором первая строка «Как весел грохот летних бурь» хоть и перекликается с«Весенней грозой», однако глубинный смысл, начисто лишенный беззаботнойвеселости, пронизан тревогой земных звуков.
В «Весенней грозе»земные звуки лишь вторят забавам неба, тогда как во втором стихотворении онизнаки доподлинного возмущения стихий»[19].
Дело в том, что в России 60-х годов происходилоразмежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных«базаровских» веяний. Когда громогласно отвергалось «чистое искусство» во имяпрактической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делаласьставка на коренное преобразование всего государственного строя России,результатом которого должны стать равенство, свобода и социальнаясправедливость. Несмотря на то, что революционное начало глубоко «проникло вобщественную кровь», Тютчев видел в революции только стихию разрушения. Поэтсчитал, что спасение от кризиса, охватившего Россию, нужно искать в единенииславян под эгидой русского «всеславянского» царя. Такая «христианская империя»,по его убеждению, сможет противостоять революционному и «антихристианскому»Западу. Однако реальная историческая действительность внесла существенные коррективыв мировоззрение Тютчева. Проигранная Россией Крымская война обнаружилабессилие, несостоятельность правительства перед лицом испытаний, постигшихстрану. Реформа 1861 года вскрыла острые социальные контрасты: роскошныепразднества и развлечения светского общества на фоне голода и нищеты народа.Это не могло не вызвать негодования поэта-гуманиста, его боли и разочарования.Такие настроения способствовали усилению у Тютчева трагизма восприятия жизни. «СудьбаРоссии, писал он, уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакимиусилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь только одна приливающаяволна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход»[20].
Несмотря на узость тематики Тютчева, вернее, егоустремленность к вечным, вневременным проблемам, современники отдавали должноеего мощному лирическому таланту. Весьма показательна тургеневская оценка: «ОТютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он нечувствует поэзии»[21].
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что ФедорСологуб совершенно не прав в своей трактовке лирики Тютчева. На наш взгляд,Сологуб просто «не чувствует» Тютчева, но можно ли утверждать о том, что он «нечувствует поэзии» вообще, будучи поэтом? В данном случае противоречия сводятсяк борьбе идеологий, мы же рассматриваем творчество как искусство.
В тютчевском цикле стихов о весне есть одно, так иназванное «Весна», удивительное по глубине и силе вложенного в него чувства,навсегда новое:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздятчело морщины
И сердце как ниполно ран;
Каким бы строгимиспытаньям
Вы ни былиподчинены,-
Что устоит переддыханьем
И первойвстречею весны!
Весна… она о васне знает,
О вас, о горе ио зле;
Бессмертьем взорее сият,
И ни морщины начеле.
Своим законамлишь послушна,
В условный часслетает к вам,
Светла,блаженно-равнодушна,
Как подобаетбожествам.
Исходя из данного стихотворения, мы можем сказать, чтодля молодого поэта мир полон тайн, загадок, которые могут быть постигнуты лишьвдохновенным певцом. И этот насыщенный тайнами и одушевленный мир, по убеждениюТютчева, открывается человеку только в короткие мгновенья, когда человек готовслиться с природой, стать ее частицей:
И жизнибожески-всемирной
Хотя на мигпричастен будь!
Давайте обратимся к прочтению «Весны»О.В. Орловым:
«Длинное стихотворение «Весна» (сорок строк! ДляТютчева много), написанное в конце 30-х годов, развивает излюбленнуюфилософскую тему поэта: о необходимости слиться с океаном природы радидостижения блаженства, удовлетворенности. Эта идея выражена в последнемвосьмистишии произведения. Предыдушие четыре строфы готовят читателя к такомувыводу. Их основная мысль: божественная вечность весны, ее непереходящесть иневозмутимость. Она слетает к людям «светла, блаженно-равнодушна, // Какподобает божествам». В этом стихотворении довольно много тропов и фигур. Авторпользуется сравнениями, восклицаниями, противопоставлениями (выделяющими нужнуюему деталь): «По небу много облак бродит, // Но эти облака ея».
Однако, какие же качества природы отражены здесь? Овесне сказано, что она светла,блаженно-равнодушна, свежа. Она цветамисыплет над землею… Какими «цветами» – не уточняется. Прежние, ушедшиевесны названы лишь «отцветшими». Следовательно, о красках и здесь нет речи. Затоесть данный, правда только в общей форме обонятельный признак (иногдасущественный у Тютчева): Благоухающиеслезы. Благоухание это совершенно условное: благоухать могут только слезыбожества; в стихотворении их льет Аврора.
Такое объемистое, в сорок строк, стихотворение несодержит упоминания ни о каком цвете, ни о какой краске»[22].
По мнению Геннадия Никитина, «наиболее полнымвоплощением темы пробуждения природы следует признать строки «Весны» («Как нигнетет рука судьбины…»), при чтении которых когда-то Лев Толстой приходил втакое волнение, что обливался слезами. Стихотворение состоит из пятивосьмистиший и наряду с поэтическими абстракциями содержит немало живыхтеплокровных примет весны. Дидактический холодок постепенно от строфы к строфеистаивает под напором бытия, воскресших сил обновления – «Их жизнь, какокеан безбрежный, // Вся в настоящем разлита». И наставительный учительский тонв заключительных строчках уже не может остудить разгоряченного воображения, темболее когда автор готов принести в жертву и любимую им игру чувств, обман, ипантеизм, разлитый в начале стихотворения:
Игра и жертважизни частной!
Приди ж,отвергни чувств обман
И ринься,бодрый, самовластный,
В сейживотворный океан!
Приди, струейего эфирной
Омойстрадальческую грудь–
И жизнибожеско-всемирной
Хотя на мигпричастен будь!»[23].
Анатолий Горелов говорит о том, что «весна дляТютчева – устойчивый образ созидающего начала бытия, он и сейчасвосторженно принимает ее прелести, но помнит, что она чужда людскому горю, злу,ибо «блаженно-равнодушна, // Как подобает божествам». И как продолжение этогоравнодушия возникает, также устойчивый для поэта, мотив действенного мига, проявления всех сил человеческой жаждыжизни»[24].
Как уже говорилось, тютчевская гениальная лирикасовмещает в себе земные приметы с тревогами и чаяниями души. Это мы видим напримере стихотворения «Еще земли печален вид…»:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась….
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
«Невольная» улыбка природы в первой строфе ивопросительная интонация строки «Но что же вдруг тебя волнует» в строфевторой – выражение той стихийной силы бытия, которая упрямо прорываласьсквозь скорбные раздумья поэта.
 В очерке о ТютчевеЛев Озеров высказал следующее, очень тонкое, замечание о типе восприятияТютчевым явлений природы: «Обращаясь к ней, Тютчев решает все важнейшиеполитические, философские, психологические вопросы. Образы природы создают нетолько фон, а самую основу всей его лирики». И далее: «Он не украшает природу,он, наоборот, срывает с нее «покров, накинутый над бездной». И делает это с тоюже решительностью, с какой другие русские писатели срывали маски с общественныхявлений».
Образы природы для Тютчева не только объектылюбования, но и формы проявления таинств бытия. Его отношения с природойактивны, он хочет вырвать ее тайны, восторг перед ее красотой совмещается в немс сомнениями и бунтом»[25].
В стихотворении «Зима недаром злится...» поэтпоказывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:
Зима недаромзлится,
Прошла ее пора –
Весна в окностучится
И гонит со двора.
Зима еще хлопочет
И на Веснуворчит.
Та ей в глазахохочет
И пуще лишьшумит...
Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы –зимы и молодой, веселой, озорной девушки –весны.
По мнению Геннадия Никитина, данное стихотворениенаписано в том же ключе, что и «Весенние воды», но разница в том, что последнее«значительно сложнее в конструктивном плане, …однако набор изобразительныхприемов тот же»[26].
Лист зеленеет молодой
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,–
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
Стихотворение «Первый лист» воспроизводит однозрительно-слуховое впечатление, вызванное появлением на березах первых листьев.Именно листья являются здесь главным объектом внимания, все остальныереалии – березы, весна, лето, голубое небо, лучи солнца – это тотнеобходимый фон и те жизненные условия, с которыми связано их появление.
А.Д. Григорьева в книге о поэзии Тютчева даеттакую интерпретацию стихотворения: «Выдвижение листьев, как объектов, вызвавшихнепосредственные эмоции поэта, определяет выбор и расстановку выразительныхсредств. Автор говорит об их легкости, прозрачности, зелени, внезапности ихпоявления, об их массе-количеств


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.