Кафедра: «Финансы и кредит»
Курсовая работа
По дисциплине «Деньги, кредит, банки»
на тему:
«Денежные реформы в России
в 1914 – 1924 годов»
Энгельс
Содержание.
Введение.
3 Глава I. Устойчивость денег.
4 Инфляция и формы ее проявления.
Обеспечение устойчивости денег.
4
9
Глава II. Особенности кредитно-денежной системы России в начале 20-х годов ХХ века. 12 Начало гиперинфляции и появление инфляционного мультипликатора в 1914 –1917 годах. Особенности кредитно-денежной системы России в начале 20-х годов ХХ века. Денежная реформа 1922 – 1924 годов.
12
17
19
Заключение.
22
Список использованной литературы. 24
Введение.
Реализация продукции предприятием означает получение выручки, которая служит источником покрытия различных расходов — выдача заработной платы, приобретение средств производства, платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, капитальные вложения, подготовка кадров и т.д. Организации непроизводственной сферы не могут функционировать, не имея для этого необходимых денежных средств, следовательно, в условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их в виде денежного платежа от одного владельца к другому.
Однако деньги, как и все общественные явления также подчиняются объективным законам и закономерностям. Нельзя как преуменьшать их значение, так и слишком преувеличивать. Деньги необходимы рыночной экономике, поскольку они приводят в действие финансовый механизм, призванный обеспечить развитие производства, его качественное и техническое совершенствование. К тому же этот механизм должен действовать бесперебойно, чтобы каждое предприятие и каждый человек могли производить, потреблять и делать сбережения в условиях, благоприятных для экономического и социального прогресса, выполнения государством его функций. Помочь в решении данной проблемы может только глубокий анализ прошедших этапов развития денежного обращения, изучение национальных экономик, проводимых денежных реформ, то есть изучение основных денежных проблем, сгруппированных в зависимости от того, относятся ли они к внутреннему денежному обращению, к международным валютно-финансовым отношениям, к кредитной политике или к экономическому равновесию в целом.
Как осуществляется денежная политика государства, проводимая денежная реформа, нацелены ли они на обеспечение устойчивости денег, так как последнее имеет важное значение для повышения благосостояния людей, повышения их заинтересованности в труде. А устойчивость денег обеспечивается прежде всего товарными массами, которые должны постоянно производиться и находиться на рынке. При этом важное значение имеет поддержание оптимального соотношения между денежными доходами и его материальным покрытием.
В связи с этим особую актуальность приобретает изучение денежных реформ. Мною был выбран период с 1924 года по 1927 год. Для изучения данной темы были поставлены следующие задачи:
изучить инфляцию и формы ее проявления
проанализировать пути обеспечение устойчивости денег;
рассмотреть гиперинфляцию в 1914 году и состояние кредитно-денежной системы в начале 20-х годов ХХ века.
Глава I
Устойчивость денег
Инфляция и формы ее проявления
Инфляция – кризисное состояние денежной системы. Термин «инфляция» применительно к денежному обращению появилось в середине XIX в. и связан с огромным выпуском бумажных долларов («гринбеков») в годы Гражданской войны США (1861 — 1865 гг.). Длительное время под инфляцией понимали обесценение денег и рост товарных цен, считая ее монетарным явлением. До сих пор некоторые зарубежные авторы определяют инфляцию как повышение общего уровня цен в экономике.
Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов. Первопричина инфляции — диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.
Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные — монетарные. Неденежные — это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиции, государственно-монополистическое ценообразование, кредитная экспансия, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера и другие. Денежные — кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также увеличение кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной системы, увеличения скорости обращения денег и др.
Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государств, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.
Итак, инфляция как многофакторный процесс — это проявление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, которое обусловлено нарушением закона денежного обращения.
Формы проявления инфляции:
а) рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
б) понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Например, в 1991 г. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб., а на 8 августа 1996 г. 1 долл. США = 5247 руб. В 1997 г. прогнозируемый курс доллара на уровне 5560 руб. в среднем за год.
в) увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице. Так, 1 тройская унция золота продавалась в 60-е годы на официальном рынке за 35 долл., а в конце 1995 г. — 350— 400 долл.
Виды инфляции. В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:
ползучую при ежегодных темпах прироста цен на 3—4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;
галопирующую при среднегодовых темпах прироста цен на 10—50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах;
гиперинфляцию при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.
Типы инфляции. В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.
• Инфляция спроса. Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Много денег при малом количестве товаров.
Инфляция спроса обусловлена:
а) милитаризацией экономики и ростом военных расходов. Военная техника и военная продукция не функционируют на рынке, ее приобретает государство и направляет в запас. Деньги для обслуживания этой продукции по существу не требуются, поскольку она не переходит из рук в руки;
б) дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита осуществляется либо государственными займами, либо эмиссией банкнот, что создает государству дополнительные средства, а следовательно, и дополнительный спрос;
в) кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных орудий обращения, которые также создают дополнительные требования на товары и услуги;
г) притоком иностранной валюты в страну, которая с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а следовательно, и излишний спрос.
Итак, инфляция спроса наблюдается в том случае, если рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.
• Инфляция издержек производства. Причины такой инфляции:
а) снижение роста производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а следовательно, к уменьшению прибыли. В конечном итоге это скажется на снижении объема производства, сокращении предложения товаров и росте цен;
б) расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и относительно низкой по сравнению с производством производительностью труда. Отсюда общий рост цен на услуги;
в) повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату. Компании отвечают на такой рост инфляционной спиралью; повышение заработной платы вызывает рост цен и новое повышение заработной платы.
г) высокие косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров, и общий уровень издержек растет.
Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен. Индекс цен измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Индекс цен в 1996 г.
=
Цена «рыночной корзины » в 1996 г.
Цена аналогичной «рыночной корзины в базовом периоде (например, в 1990 г.)
Продовольственная рыночная корзина в России состоит из 19 товарных единиц и равнялась в конце 1995 г. 131 тыс. руб.
Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом.
1. Ухудшается экономическое положение:
снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенным перспективы развития производства;
происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыль, а также легче уклониться от налогообложения;
расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен;
ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг;
обесцениваются финансовые ресурсы государства.
2. Возникает социальная напряженность в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченных слоев общества. Она снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход), а соответственно и общий уровень жизни населения, если номинальный доход будет отставать от роста цен. Особенно тяжела инфляция для лиц с фиксированными доходами: пенсиями, пособиями, заработной платой госслужащих. Кроме того, инфляция обесценивает сбережения и накопления граждан. В связи с этим, чтобы задержать резкое падение жизненного уровня, государство осуществляет индексацию доходов, индексацию налоговых льгот.
Развертывание инфляции приводит к такому обострению экономических и социальных противоречий, что государства начинают предпринимать меры для преодоления инфляции и стабилизации денежного обращения. Основные формы борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика.
• Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.
• Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика приводит к замедлению экономического роста.
Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Особой формой борьбы с инфляцией, которую использовали страны (Польша, Израиль) при галопирующей инфляции, была шоковая терапия. Суть ее — в стимулировании развития рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказе от регулирования цен и, как результат, — в снижении жизненного уровня населения.
Особенности инфляционного процесса в России. Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда были отпущены все цены на свободу, кроме цен на энергоресурсы и продовольствие, С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать.
Отечественный тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития (перехода от плановой к рыночной экономике), высокими темпами роста цен.
• Главными неденежными факторами инфляции 90-х годов являются:
кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики;
неэкономичность производства, выражающаяся в затратном характере производства, низком уровне производительности труда и качества продукции.
• К основным денежным факторам инфляции относят: либерализацию цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции дали возможность монополистическим структурам овладеть реализацией товарной массой и диктовать цены;
дефицит бюджета, который составлял в 1992 — 1994 гг. 8—10% ВВП (на Западе не более 5—6%), резко возрастал с падением производства, сокращением реальных доходов у предприятий и населения. До 1995 г. он покрывался преимущественно эмиссией денег;
кредитную экспансию банков, носившую непроизводительный характер;
долларизацию денежного обращения. Значительный приток иностранной валюты увеличивал цены на товары и услуги;
распад „рублевой зоны“;
бегство за пределы страны валютной выручки предприятий и доходов граждан;
введение приватизационных чеков, играющих роль денежного суррогата, и другие факторы.
Специфические особенности инфляционного процесса в России определяют специальные подходы к осуществлению эффективной отечественной антиинфляционной политики. Необходимы следующие мероприятия:
разработка и осуществление государственных программ развития экономики, прежде всего отраслей и предприятий, способствующих становлению конкурентного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
проведение последовательной антимонопольной политики и создание широкой сети экономической информации для предприятий;
усиление стимулов производственного накопления, включая субсидирование, способное поддержать процесс накопления у предпринимателей и населения;
изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления, т.е. создание условий для перелива капитала из 1 во II подразделение общественного производства;
стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков и ограничение покрытия дефицита за счет банковского кредита;
совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
создание условий для прекращения импорта инфляции. С этой целью обеспечить превращение зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения, которые, поступив в нашу страну, смогли бы оживить инвестиционный процесс;
изменение денежно-кредитной политики, которая должна обеспечить тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма товарно-денежных отношений.
Для проведения в жизнь этих мероприятий потребуется определенное время, и они неизбежно вызовут укрепление денежной единицы России и стабилизацию денежной системы в целом. Уже в 1997 г. среднемесячные темпы инфляции планируются в размере 0,8% в связи с ожидаемым прекращением спада промышленного производства и стабилизацией финансов. В свою очередь это окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов.
Обеспечение устойчивости денег
Под устойчивостью денег понимается их постоянная (или возрастающая) покупательная способность.
Устойчивость денег имеет важное значение для повышения благосостояния людей, повышения их заинтересованности в труде.
Устойчивость денег обеспечивается прежде всего товарными массами, которые долины постоянно производиться и находиться на рынке. При этом важное значение имеет поддержание оптимального соотношения между денежными доходами населения и его материальным покрытием.
В условиях переполнения каналов обращения бумажными деньгами, когда осуществляются громадные эмиссии бумажных денег, деньги обесцениваются. Это обесценение бумажных денег происходит по отношению к золоту и товарам. Но переполнение каналов обращения может произойти и без дополнительной эмиссии бумажных денег вследствие сокращения объема товарного обращения. В этих условиях происходит рост цен на товары, который есть не что иное, как падение покупательной силы денег. Обесценение денег есть важнейший момент инфляционного процесса, но тем не менее инфляция является одной из форм их обесценения. К инфляционному обесценению относится только такое обесценение денег, которое вызывается нарушением действия закона денежного обращения.
Обесценению бумажных денег может способствовать, к примеру, падение доверия к правительству, их выпустившему, или отлив благородных металлов из страны вследствие дефицита платежного баланса. Обесценение бумажных денег на высокой стадии развития инфляции может вызвать ускорение оборота бумажных денег, которое по своему экономическому эффекту равнозначно дополнительной эмиссии бумажных денег. На покупательной силе бумажных денег отражаются также изменения в условиях производства золота и товаров, так как они оказывают влияние на относительную стоимость действительных денег, которую выражают бумажные деньги.
Опыт, практика показывают, что только на основе действия законов денежного обращения возможен научный анализ проблемы колебаний покупательной силы бумажных денег и динамики цен в условиях бумажно-денежного обращения. Знание законов денежного об -ращения есть методологическая основа для исследования конкретных закономерностей инфляционного процесса и ценообразования на различных стадиях развития инфляции и в различных исторических условиях общественного производства той или иной страны.
При обесценении бумажных денег по отношению к золоту и товарам происходит обесценение их и по отношению к любой иностранной валюте. Между этими тремя формами обесценения бумажных денег существует тесная связь, но размеры обесценения денег в отношении золота, рост цен и падение курса денег в иностранной валюте в каждый момент могут быть разными. Курс денег непосредственно определяется платежным балансом страны, т.е. соотношением за год всех ее заграничных платежей и поступлений. Платежный баланс отражает все: международные отношения той или иной страны с другими странами, выражающиеся в денежной форме. Платежный баланс уравновешивается вывозом (при пассивном балансе) и ввозом (при активном) мировых денег, т.е. золота.
Большое значение имеет разрыв между ростом товарных цен (внутреннее обогащение) и падением валютного курса денег страны (внешнее обеспечение). При определенных условиях реализации товаров на внешнем рынке становится выгоднее, чем на внутреннем. В этих условиях инфляция стимулирует расширение экспорта и дает возможность реализовать товары за границей ниже мировых. Такой экспорт называется бросовым экспортом и демпингом. Осуществление бросового экспорта на основе падения курса валюты называется валютным демпингом. При этих условиях инфляция ограничивает ввоз, так как продажа товаров на обесцененную валюту приносит убыток, равный разнице между обесценением валюты и ростом цены данного товара в стране с обесцененной валютой.
Следует отметить, что при инфляции цены на различные товары и в различных районах страны растут не равномерно. Это оказывает влияние на повышение уровня рентабельности одних отраслей и предприятий и снижение ее у других. Неравномерный рост цен вызывает спекуляцию товарами. Спекулятивное использование капитала становится более выгодным, чем его производительное использование. Капитал отвлекается из сферы производства в сферу обращения. Инфляция усиливает диспропорциональность в сфере производства и обращения товаров, может привести к развалу денежной системы и вообще всего процесса воспроизводства.
В этих условиях необходимо со стороны государства проведение денежной реформы, в результате которой укрепляется денежная система, стабилизируется валюта.
Переход от обесценившейся валюты к устойчивой может происходить на основе следующих методов:
Стабилизация денежной системы при помощи нуллификации. Обесцененные бумажные деньги аннулируются без какой-либо компенсации. Выпускаются новые деньги, не имеющие никакой связи с обесцененными. Этот метод применяется в условиях полного обесценения прежней валюты. Так, к примеру, прибегли к нуллификации бумажных денег, выпущенных во время французской буржуазной революции в конце XVIII в.
Одним из методов восстановления прежней (до инфляции) стоимости валюты является реставрация. Такой метод применяется в условиях, когда обесценение денег сравнительно небольшое. Этот метод применялся в Англии неоднократно как после первой, так и после второй мировой войны.
Применяется также девальвация, т.е. официальное уменьшение золотого содержания денежной единицы. Противоположный метод девальвации является ревальвация, т.е. официальное повышение золотого содержания валюты.
В современных условиях регулирования денежной системы рыночной экономики включает различные методы. Они направлены на расширение денежного обращения и рост кредитования (кредитная экспансия) или, наоборот, на снижение, замедление темпов их роста (кредитная рестрикация).
Большое место в денежной системе отводится механизму кредита, при помощи которого стремятся обеспечить непрерывный рост народного хозяйства.
Глава II.
Состояние кредитно-денежной системы России в начале 20-х годов ХХ века.
Начало гиперинфляции и появление инфляционного мультипликатора.
1
Крушение золотомонетного стандарта привело и к сокращению эмиссии «банковой» серебряной монеты. Последний серебряный рубль был отчеканен в 1915 г. и представляет собой нумизматическую ценность. Правда, вплоть до падения дома Романовых продолжалась чеканка низкопробных серебряных монет, но во все более ограниченных размерах. Денежное обращение стало почти полностью бумажным. Устойчивость рубля резко снизилась. В этих условиях развивались процессы, которые первоначально привели рубль к безудержной инфляции, а затем поставили все денежное хозяйство на грань крушения.
Война резко изменила соотношение между спросом и предложением. Переполнение городов и обширные военные заказы должны были стимулировать работу промышленности. Но крах политики «внутреннего мира» между царской администрацией и промышленно-торговыми кругами, произошедший после январской (1915 г.) сессии IV Государственной думы, привел к сокращению производства. Валовая продукция промышленности по ценам 1913 г. уменьшилась с 5620 млн. руб. в 1913 г. до 4344 млн. руб. в 1917 г. Разрушалась производственная организация, падала трудовая дисциплина, затягивались сроки введения в действие строящихся предприятий, на которые были отпущены огромные средства, большей частью из дорогостоящих иностранных кредитов.
Между тем спрос городского и сельского населения резко возрос. Произошло это в значительной степени под влиянием запрета продажи алкогольных напитков. На такую меру в 1914 г. решилось правительство безразличного ко всему престарелого И.Л. Горемыкина, находившееся под сильным влиянием либеральной общественности. Именно либеральные деятели предложили эту меру, проведя расчеты того, насколько улучшатся производительность труда и здоровье народа, если не давать ему горячительных напитков. В соответствии с одномерностью либерального мышления отрицательные последствия этой кампании не были приняты в расчет. А они заметно перевешивали положительный эффект. Так, высвободившиеся у народа в результате антиалкогольной кампании денежные средства превысили миллиард рублей, а ожидавшееся в результате прекращения «пьяных прогулов» повышение производительности труда было перечеркнуто развалом экономики.
В стране стали образовываться денежные излишки. Избыток денег у населения объяснялся также эмиссионной политикой правительства. Потеряв около миллиарда на доходе от питей, государство решило вернуть эти средства, напечатав на ту же сумму бумажных денег. В том же направлении действовала компенсационная политика правительства, платившего деревне деньгами за каждого взятого в армию работника. Денежная эмиссия производилась и в целях увеличения доходной части государственного бюджета. В результате наложения друг на друга всех этих причин с 1913 по 1916 г. количество денег в обращении увеличилось в 4 раза, а с учетом обесценения бумажных денег — почти в 2 раза.
Ясно, что все эти денежные средства не обеспечивались ни товарами, ни золотым запасом. Таким образом, существенное расширение платежеспособного спроса не сопровождалось увеличением товарного предложения. Напротив, под влиянием военных закупок приходящаяся на гражданское население товарная масса резко сократилась.
В этих условиях уже не избыток денег у населения приводил к повышению цен, а рост дороговизны вынуждал правительство к эмиссии новых денег. Как это часто бывает в истории, причина и следствие поменялись местами. Дело в том, что начавшаяся инфляция очень быстро привела к обнищанию государства. Реальные государственные доходы, увеличившись примерно в два раза в 1914 г. по сравнению с 1913 г., затем стали стремительно падать. Это падение ни в какой мере не объяснялось состоянием производительных сил, а было связано с потерей устойчивости рубля.
Уже в августе 1914 г. государство было вынуждено прибегать к крупному внутреннему займу. Всего было размещено среди населения около 20 серий билетов Государственного казначейства на сумму 25 млн. руб. каждая. Казначейский билет приносил его обладателям 4% ежегодного дохода. Билеты предполагалось погасить в четырехлетний срок. В 1915 г. был выпущен новый 4%-й заем. Он имел меньший успех. Дело в том, что инфляция в 1915 г. составила 30%, значительно превысив выплачиваемые по займу проценты. Поэтому решить свои финансовые проблемы с помощью внутренних займов правительству не удалось.
Оказавшись в стесненных финансовых условиях, государство не могло бороться с инфляцией путем уменьшения эмиссии. Тогда оно предприняло попытку вмешаться в процессы ценообразования. В 1914 г. возникает, а в 1915 г. получает широкое распространение система указных цен, согласно которой цены на важнейшие продукты, закупаемые государственными органами, стали назначаться государством. Кроме того, в конце 1915 — начале 1916 г. Государственной думой были введены твердые закупочные цены на рожь и пшеницу.
Указные цены не следует отождествлять с твердыми ценами. Они преследовали разные цели. Указные цены были введены для защиты государственного бюджета. Отказываясь от повышения налоговых ставок, государство предприняло попытку включить налог в систему цен как разницу между рыночной и указной ценой. Поэтому указные цены не только не уничтожали, а, напротив, подразумевали продажу не закупаемой государством части продуктов по рыночным ценам. Твердые же цены были задуманы как способ борьбы с ростом потребительских цен на хлеб путем регулирования закупочных цен. Позволяя организовать продажу хлеба населению по низким ценам, твердые цены искусственно снижали спрос на хлеб, реализуемый по рыночным ценам. Поэтому твердые цены означали наступление на рыночные отношения.
На деле твердые цены на хлеб привели к массовому стремлению крестьян уклониться от хлебных заготовок. С августа 1915 г. по июль 1916 г. заготовки дали 343 млн. пудов хлеба, тогда как оставшиеся в деревне излишки составили 402 млн. пудов5. В то время как в деревне скапливались огромные хлебные излишки, город испытывал все возрастающую нехватку хлеба. В связи с этим Государственная дума была вынуждена принять меры, направленные на ограничение потребления продовольствия населением. В конечном счете твердые цены только подстегнули начавшуюся инфляцию.
Тем временем борьба с рынком продолжалась на местном уровне. Со второй половины 1916 г. губернаторы стали запрещать вывоз из своих губерний сельскохозяйственных продуктов и сырья. Стали складываться местные цены. В 1913 г. среднее квадратическое отклонение местных цен от средней по стране цены составляло по ржи 17,5 коп., по пшенице 17,7 коп., по овсу 15,0 коп. В 1915 г. оно увеличилось по ржи до 35,9 коп., по пшенице до 42,8 коп., по овсу до 38,1 коп. В 1916 г. разрыв между местными ценами еще больше увеличился. Единый аграрный рынок распался на локальные рынки.
Следствием этого явилось резкое сокращение обмена между промышленностью и сельским хозяйством. Сконцентрированная в центральных губерниях (Московской, Петроградской, Владимирской, Тульской, Тверской и др.) легкая промышленность не справлялась со спросом потреблявших регионов (Центрально-Черноземного, Средне- и Нижне-Волжского, Северного Кавказа). До производящих регионов ее продукция не доходила. В ответ крестьянское хозяйство стало сокращать свою товарную продукцию. Произошло резкое уменьшение посевных площадей. Если в 1913 г. площадь посевов была равна 97,8 млн. десятин, то в 1916 г. она уменьшилась до 90,7 млн. десятин, т. е. на 8%. Наиболее масштабным было сокращение посевных площадей в районах товарного зернового хозяйства. На юго-востоке страны в 1916 г. посевы ржи уменьшились на 33%, а посевы пшеницы — на 21% по сравнению с 1913 г.»
В этой обстановке экономическое единство страны обеспечивалось только единством денежного обращения. Однако и в этой области проявились черты опасного кризиса. Прежде всего произошло углубление разрыва между золотом и бумажным денежным обращением.
Если бы инфляция не разрывала золотое и бумажное денежное обращение, то рост цен на золото и набор потребительских товаров совершался бы одинаковыми темпами. На деле же мы видим, что индекс золота и бюджетный индекс изменялись неодинаково. До второй половины 1916 г. цена золотого рубля в целом обгоняла рост цен потребительских товаров. Хотя можно заметить, что в первую половину 1915 г. темпы роста цен на набор потребительских товаров был более значительным. Со второй же половины 1916 г. потребительские цены разом обогнали рост цен на золото. Это было связано с тем, что до середины 1916 г. еще происходила тезаврация золота из обращения. А со второй половины золотая монета полностью перешла из оборота в запасы населения, ажио на нее исчезло, и, как следствие этого, все денежные средства в народном обращении сконцентрировались на продовольствии.
Примерно так же, как цены за золото, изменялся курс рубля в отношении к иностранным валютам. Однако на самом деле биржевая котировка рубля в период первой мировой войны была скорее формальной, чем реальной, и ориентировалась в основном на цены золота. Дело в том, что в военные годы экспорт хлеба и импорт товаров почти прекратились и смысл котировки был связан с уплатой процентов по внешним займам.
Таким образом, война развязала те процессы, которые развились позже в безудержную гиперинфляцию. Первоначально инфляция развивалась на основе крушения золотомонетного стандарта, нарушения баланса между спросом и предложением и излишков бумажных денег у населения. Однако со временем на первое место стали выходить процессы разрушения рыночных отношений.
Финансовая политика Временного правительства значительно углубила и перевела на новый уровень процесс сокрушения русской валюты. Эмиссия денег царского правительства не выходила за рамки потребностей военного времени. Средства на содержание администрации были сокращены. А пришедшая к власти «демократия» не считалась ни с какими расходами на поддержание в центре и на местах «представительных» органов.
Уже в марте Временное правительство разрешило Государственному банку увеличить денежную эмиссию до 8,5 млрд. руб. Этого оказалось недостаточно. К началу октября разрешенная эмиссия достигала уже 16,5 млрд. руб.
Наряду с ростом эмиссии огромную роль в падении русской валюты сыграла неустойчивость Временного правительства. Наибольший ущерб ей нанесла реформа местного управления, проведенная премьер-министром Г.Е. Львовым. Не желая оставлять на местах в руках назначенных царской администрацией губернаторов и вице-губернаторов, Временное правительство отстранило их от исполнения обязанностей и передало управление губерниями председателям губернских земских управ, получивших название комиссаров. Однако если среди губернаторов было немало либералов, сочувствовавших делу демократии, то председатели земских управ были большей частью противниками Временного правительства. Отрицательные последствия реформы не сводились только к появлению противостояния центральной и местной власти. Отмена губернаторского правления не была законодательно подготовлена, и потому многие комиссары не знали предела своим полномочиям. Это привело к местному сепаратизму. Однако этим дело не ограничилось. С появлением на местах «советов» различного рода «депутатов» и «общественных комитетов» в местном управлении наступила анархия. Львов не стал ей противодействовать, а только усугубил, заявив: «Назначать никого правительство не будет… Это — вопрос старой психологии. Такие вопросы должны решаться не в центре, а самим населением». Вслед за этим последовало распоряжение считать институт комиссаров не органами власти, а «посредствующим звеном» между центральным правительством и общественным самоуправлением. В результате на местах вообще не стало власти.
Важным с точки зрения финансов последствием неустойчивости Временного правительства явилось резкое сокращение союзнических кредитов. Русские послы в Англии, Франции, Италии, США и Японии доносили, что союзники опасаются за устойчивость правительства и потому воздерживаются от предоставления займов. Английский кабинет министров неоднократно заявлял, что обещанное им снабжение русской армии находится в прямой связи со стабильностью внутреннего положения в России. Одно время в английских правительственных кругах всерьез рассматривался проект призвать страны Антанты приостановить доставку всех видов военных материалов в Россию до тех пор, пока русское правительство не примет меры по укреплению своего положения.
Эти внутренние и внешнеполитические условия срывали все попытки Временного правительства сдержать темпы обесценения рубля или хотя бы поправить дела пошатнувшегося бюджета. Так, относительно неудачно завершилась кампания по размещению среди населения «Займа свободы». Выпущенные на 49 лет из расчета 5 годовых облигации содержали текст пространного обращения к населению, подписанного всеми министрами Временного правительства с князем Львовым во главе. Обращение заканчивалось словами: «Одолжим деньги государству, поместив их в новый заем, и этим спасем от гибели нашу свободу и достояние». Но, несмотря на горячее обращение, широкое участие банков в распространении займа и продажи облигаций ниже их номинальной стоимости, заем не был широко поддержан населением, доставив государству только 4 млрд. руб. Таким образом, кроме обращения к печатному станку, у правительства не оставалось иной альтернативы. В результате если с 1915 по 1916 г. количество денег в обращении в номинальном исчислении увеличилось на 67%, то с 1916 по 1917 г. денежная масса возросла на 127%. Ясно, что ближайшим следствием этого было взвинчивание темпов инфляции.
За короткий период своего существования Временное правительство успело положить начало двум новым качественным явлениям в развитии инфляции. Во-первых, оно дало толчок разрушению единого денежного обращения и появлению параллельных валют с различными курсами. Во-вторых, именно в период Временного правительства темпы роста цен стали обгонять рост количества денег в обращении, и потому деньги стали обесцениваться быстрее, чем их успевали печатать. Тем самым был создан своеобразный инфляционный мультипликатор, благодаря которому, как показывает регрессионный анализ, увеличение денежной массы на 1% сопровождалось ростом цен на 5,4%. С этого момента правительство уже не могло остановить печатный станок, ибо в результате временного лага между ростом денежной массы и ростом цен любое уменьшение эмиссии привело бы к полному банкротству государства, прекращению снабжения армии, военному положению.
Характеристика кредитно-денежной системы России в начале 20-х годов ХХ века.
Первым шагом в создании послереволюционной кредитно-денежной системы стала национализация в декабре 1917г. частных Коммерческих банков и банкирских контор и их объединение с Государственным банком Российской Империи в единый народный банк РСФСР. Ликвидации подлежали ипотечные банки как не соответствовавшие новым земельным отношениям, а также мелкие кредитные учреждения, поскольку по объему и характеру деятельности не могли быть использованы в новых условиях. Кредитной кооперации, напротив, оказывалась большая финансовая поддержка. Исключение составлял обслуживавший кредитную кооперацию Московский народный (кооперативный) банк, который в декабре 1918г. был национализирован, а его правление преобразовано в Кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР. Национализация банков стала исходным пунктом создания социалистической кредитной системы.
Несмотря на эти преобразования, страна испытывала острый дефицит в финансовых средствах. Денежная система была Парализована в результате изъятия из обращения значительной части денежной массы зажиточным крестьянством, национальной и иностранной буржуазией. На состоянии денежного обращения отрицательно сказалась и экономическая диверсия германских властей на территории западных губерний, оккупированных после заключения Брестского мира. При посредничестве Германского Имперского банка для этих территорий были выпущены специальные бумажные деньги ~ „ост-рубли“, которые использовались немецкой буржуазией для скупки не только продуктов и сырья, но и русских денежных знаков, особенно „царских“ денег, имевших хождение на всей территорий России.
В целях стабилизации ситуации начали разрабатываться различные подходы к проведению денежной реформы. Суть реформы заключалась во введении новых денег, обмениваемых на старые на основе деклараций. Предполагалось провести обмен старых рублей на новые в соотношении 1 :1 в определенных пределах. Однако в 1918 г. денежная реформа так и не была реализована, поскольку изготовление новых денежных знаков, заготовка специальной бумаги и печатание требовали больших затрат, финансовых средстве и времени, которых не было. Исчезла возможность установления золотого обеспечения рубля, поскольку в конце лета 1918 г. страна лишилась основной части своего золотого запаса, захваченного чехословацким корпусом в Казани. Ситуация осложнялась также тем, что в годы гражданской войны и иностранной интервенции на территории, находившейся в зоне военных действий, возникли многочисленные самостоятельные эмиссионные центры. Бумажные деньги выпускались буржуазно-националистическими правительствами, местными Органами буржуазных властей, отделениями банков, частными фирмами и др. В результате денежные суррогаты эмитировались более чем в 100 городах, белогвардейцы и интервенты аннулировал и советские денежные знаки На захваченной ими территории, что отрицательно Сказывалось на состоянии денежного обращения в прифронтовых районах. Опасаясь аннулирования советских денег белогвардейцами, а белогвардейских денег — Советской властью, население стремилось избавиться как от тех, так и от других, обращая их в реальные ценности, вследствие чего значительно повысилась скорость оборота бумажных денег
Начавшаяся гражданская война сопровождалась резким увеличением расходов на оборону. Единственным источником финансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. В результате и 1918 г. poст денежной массы составил 6,8%, в1919 г. —11,4%, в 1920 г. — 14,7%. Одновременно стали быстро расти цены (соответственно на 18,9%, 25,1% и 17,6%). Усиление инфляционных процессов сначала деформировало, а затем разрушило денежную систему.
Стремление избежать потерь, вызванных обесценением бумажных денег как на советской, так и на оккупированной территории, привело к развитию безденежного (натурального) обмена продуктами на рынке. Натуральный продуктообмен стад господствующим и в масштабах всего государства.
В 1920 г. был издан ряд декретов, которые отменяли денежные расчеты внутри государственного сектора за топливо, сырье, готовые промышленные изделия, грузовые перевозки,, пользование услугами почты, телеграфа, телефона и радио. Все без исключения денежные поступления предприятий за реализованную продукцию и доходы по другим статьям стали передаваться в казну, а все расходы — финансироваться из госбюджета. В результате отпала необходимость в банковском кредите. Одновременно было прекращено кредитование предприятий, поскольку у них отсутствовали средства для погашения кредитов. Кроме того, Народный банк РСФСР перестал выполнять функцию расчетного центра для предприятий обобществленного сектора. Все это обусловила нецелесообразность дальнейшего, существования Народного банка РСФСР, который был упразднен в январе 1920г. Его отделения были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых отделов. Сохранившиеся отдельные операции (международные расчеты, регулирование выпуска в обращение денежных знаков, изыскание долгов, принятых на баланс бывшего Народного банка РСФСР, кредитование промышленной кооперации и прием вкладов от населения) были переданы специально созданному Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.
Так в стране сложилась классическая система безденежного производства и прямого, директивного распределения продовольственной промышленной продукции по карточкам. Была отменена оплата целого ряда государственных услуг, оказываемых населению (медицинское обслуживание, проезд в городском транспорте и все виды коммунальных услуг для лиц, проживающих в государственных домах).
В сложившихся условиях в роли денежного эквивалента при обмене стали использоваться коробки спичек, бутылки керосина, фунты соли, куски мыла и др.
В августе 1921 к был начат переход на так называемую новую экономическую политику (НЭП), направленную на развитие государственного и кооперативного товарообмена и денежной формы товарообмена.
Восстановление и развитие товарно-денежных отношений сопровождалось сложным и длительным процессом Денатурализации хозяйственных связей и оплаты труда. Поэтапно свертывалось бесплатное снабжение населения продовольственными продуктами и промышленными товарами первой необходимости. Денатурализация товарообмена потребовала восстановления кредитной системы, и прежде всего центрального банка. В октябре 1921 г. был учрежден Государственный банк и целый ряд кредитных институтов.
Денежная эмиссия в анализируемый период в основном носила централизованный характер. Однако поскольку вследствие нерегулярной работы транспорта возникали технические трудности в обеспечении отдаленных мест денежными знаками, правительство санкционировало временный выпуск денежных знаков в Средней Азии, на Урале, в Сибири и в Архангельской области.
В 1920 — 1921 гг. в Закавказье и Средней Азии возникли самостоятельные эмиссионные центры. Грузинская, Азербайджанская, Армянская, Бухарская и Хорезмская республики, не входившие еще в состав СССР, имели самостоятельные денежные системы, хотя на их территориях денежные знаки РСФСР имели законную платежную силу. Существование параллельных эмиссионных центров ухудшало состояние денежного обращения, усиливало обесценение денег.
В условиях некоторого оживления торговли в 1921 г. в роли всеобщего платежного средства помимо промышленных и продовольственных товаров выступали золотые деньги дореволюционной чеканки, официально изъятые из обращения еще в годы первой мировой войны (так называемые царские деньги). Они возвратились в хозяйственный оборот сначала в Закавказье, портовых городах, на Украине, Дальнем Востоке, а затем и в центральных губерниях.
Проникновение в оборот золотых монет царской чеканки создало угрозу вытеснения из обращения советских денежных знаков (совзнаков). Чтобы устранить возможность стихийного перехода к нерегулируемому государством металлическому обращению, необходимо было стабилизировать рубль, т.е. провести денежную реформу, не дожидаясь наличия всех условий для полного оздоровления денежного обращения.
Денежная реформа 1922 – 1924 годов.
В процессе подготовки к реформе денежного обращения для упрощения денежного учета в ноябре 1921 г. и декабре 1922 г. были проведены 2 деноминации, т.е. уменьшено номинальное выражение вновь выпускаемых денежных знаков. Во время первой деноминации выпущенные в обращение государственные денежные знаки 1922 г. обменивались на кредитные билеты и расчетные знаки всех прежних выпусков в соотношении 10 000: 1; во время второй деноминации денежные знаки 1922 г. обменивались на новые знаки 1923 г. в пропорции 100: 1.
В ходе подготовительной работы по проведению денежной реформы Госбанк начал скупать драгоценные металлы и устойчивую иностранную валюту с целью создания их резерва.
На первом этапе денежной реформы 1922 — 1924 гг. в октябре 1922 г. в обращение был введен червонец — банковский билет Государственного банка РСФСР. Главной целью его выпуска являлось создание средств для коммерческих операций Госбанка. Банкноты выпускались в порядке краткосрочного кредитования промышленности и торговли, по мере погашения кредитов они возвращались в банк. Банковские билеты были на 25% обеспечены золотом, а остальная часть — краткосрочными векселями и легкореализуемыми товарами. Выпущенные банковские билеты имели золотое содержание. Червонец приравнивался к дореволюционной золотой 10-рублевой монете, т.е. был равен 7,74234 г чистого золота.
Банковские билеты отличались довольно высокой купюрностью: 10, 25, 50, 100 червонцев, соответствовавших 100, 250 500, и 1000 рублей. В октябре 1922 г. купюрность банковских билетов была изменена и они стали выпускаться достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев.
Помимо своего основного предназначения червонец применялся для уплаты государственных налогов и сборов в тех случаях, когда платежи были выражены в золотых рублях, а иногда в качестве ценной бумаги.
Червонец являлся практически конвертируемой валютой: он котировался в иностранной валюте и золоте на.внутренних и международных биржах, свободно ввозился и вывозился за границу.
Червонцы удовлетворяли потребности экономики того времени в устойчивых средствах обращения, поэтому после повсеместного перехода к червонцу монеты царской чеканки и иностранная валюта стали постепенно исчезать из обращения.
Вплоть до 1924 г. параллельно с червонцем продолжали обращаться также и совзнаки, выпускавшиеся Наркомфином. Таким образом, в стране действовала система параллельного обращения двух валют: устойчивой (червонца) и обесценивавшейся (совзнаков). Это не могло не подрывать денежную систему: чем шире червонец использовался в обороте, тем сильнее сужалась сфера обращения совзнака. Резкое колебание курса совзнака по отношению к червонцу способствовало развитию товарной спекуляции, негативно отражалось на финансовом положении предприятий. Вплоть до 1924 г. червонцы обращались исключительно в городе — в деревне имели хождение совзнаки, в связи с чем денежные доходы и накопления крестьян стремительно обесценивались. В целях освобождения от этого „эмиссионного налога“ крестьяне сокращали объемы реализации своих продуктов на совзнаки; возникла реальная опасность экономической изоляции деревни от города.
Все это обусловило необходимость перехода к единой устойчивой валюте, завершившего денежную реформу. В марте-апреле 1924г. выпуск совзнаков был прекращен. Совзнаки выкупались в соотношении: 1 рубль государственных казначейских билетов = 50 тыс. руб. образца 1923 г. или 50 млрд. руб. образца до деноминации. В обращение поступили государственные казначейские билеты достоинством 1, 3, 5 руб. золотом, а также серебренная и медная монеты. Новые платежные знаки считались законными платежными средствами. Эмиссия казначейских билетов не могла превышать половины совокупного объема выпущенных в обращение банкнот Госбанка. Между казначейскими рублями и банковскими билетами было установлено твердое соотношение: 1 червонец = 10 рублям.
Денежная реформа 1922 — 1924 гг. имела важные положительные результаты:
восстановление единой денежной системы страны. В обращение поступила устойчивая валюта, обеспечивающая восстановление экономики;
падение цен на ряд товаров. Индекс розничных цен снизился со 212,6 в марте 1924г. (100% — в 1913 г.) до 196,6 в декабре того же года;
предотвращение внедрения в обращение иностранной валюты и монет царской чеканки;
устранение опасности экономической изоляции деревни от города в результате упразднения обесценивавшегося совзнака. Денежная реформа означала включение деревни в денежный оборот;
укрепление экономической связи между сельским хозяйством и промышленностью; создание условий для широкого использования экономических рычагов (цены, торговля, кредит, налог) в целях подъема и развития сельского хозяйства;
стимулирование повышения производительности труда на базе дифференцированной по результатам трудового вклада денежной оплаты;
обеспечение реальной основы для действенного планового руководства народным хозяйством;
создание условий для сбалансированности денежных доходов и расходов населения и на этой основе пропорциональности между денежной массой в обращении в новой валюте и объемом товарооборота в денежном выражении;
образование прочной базы для расширения кредитных, расчетных и кассовых операций банков. С упрочнением денежного обращения были устранены препятствия к развитию кредитных отношений в хозяйстве и мобилизации банками временно свободных денежных средств.
создание предпосылок для укрепления связи с мировой экономикой.
Особенностью денежной реформы 1922 — 1924 гг. явилось ее проведение без использования иностранных займов.
Заключение.
История денег, денежного обретения и денежных реформ в России весьма интересна и содержит немало поучительного, а кое-какие данные могут представить практический интерес и для сегодняшнего времени.
Денежная реформа в бывшем СССР, проведенная в 20-х годах XX века уникальна по исторической обстановке, в которой проводилась, а также по своему исполнению. И конечному результату. Ее проведение было обусловлено прежде всего тогдашним экономическим и социальным кризисом. После Октябрьской революции и гражданской войны большевики приступили к построению нового «бесклассового» общества, а товарные отношения решено заменить прямым продуктообменом. Но ничего из этого не вышло, все велось к обычной купле-продаже. Тогда было принято решение: не получается немедленно — сделаем постепенно. Фактически была реализована идея о необходимости переходного периода от старого состояния общества к новому -и введена новая экономическая политика НЭП. Переход к НЭПу произошел почти мгновенно за 1 — 1,5 года. До этой идеи, кстати говоря, так и не додумались современные реформаторы. Денежная реформа также проведена за два года и имела успех, наглядно показав громадное влияние общественной психологии на устойчивость денег. Введенный золотой червонец, с официальным золотым содержанием, был просто другим названием популярной царской монеты, что оказалось достаточным только пообещать в будущем начать беспрепятственный и неограниченный обмен бумажных денег на золото. НЭП воспринимался как возврат к «хорошему» прошлому, золотому стандарту, фактически же ни один червонец не был обменен на золотые монеты. Это является уникальным событием во всей мировой истории денег.
В течение последующих лет в стране удалось возродить нормальную денежную систему после разрушения гражданской войной всего хозяйства страны. И решающую роль в этом — возрождении сыграло именно доверие населения, завоевать которое удалось, создав видимость восстановления прежнего золотого обращения. Кроме того, Россия оказалась первой страной, создавшей устойчивое денежное обращение без размена бумажных денег на золото. Другие страны пришли к такому решению, спустя 10-15 лет. Итак, именно Россия первой продемонстрировала необязательность золотого стандарта для нормального денежного оборота.
Устойчивость валюты страны позволила партийно-советской власти приступить к индустриализации, а затем и коллективизации. За четыре года червонец превратился в заурядные бумажные деньги, но оборот которых был замкнут внутри СССР. Был прекращен его обмен на другие валюты и началось падение его покупательной способности. Деньги в конце концов резко дифференцировались на безналичные (банковские), обслуживающие оборот и расчеты между предприятиями, а также распределение финансовых ресурсов, и на наличное, обслуживающее потребности населения… Безналичные деньги были в основном средством учета и соизмерения (помимо распределения), а наличные использовались главным образом для формирования и регулирования доходов населения.
Поэтому и денежные реформы при социализме носили своеобразный характер. Они были связаны с одновременным изменением цен, доходов предприятий и населения.
Список использованной литературы.
Бокарев Ю.А., Боханов А.II… Катыхова Л.А., Петров Ю.А., Степанов В.Л. «Русский рубль» — Два века истории XIX — XX вв. — М. Прогресс-Академия. 1994 г.
Борисов С.М. «Рубль: золотой, червонный, советский, российский». Учебное пособие. Москва, ИНФРА-М, 1997 г.
Вахрин П.И. -Учебное пособие, ч. 1 «Финансы потребительской кооперации». ЦУМК Центросоюза РФ, 1993 г.
Коваленко С.Б., Синицин А.Н. — «Деньги», учебное пособие. Энгельс, РИИЦ Поволжского кооперативного института, 1998 г.
Лушин С.И. «О денежных реформах в России»/Финансы — 2000 — № 5 — с. 25 — 29.