Реферат по предмету "Литература"


Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Злободневность звучания комедии в XIX веке и в наше время. Человеческие типы

МОУ средняя школа №6
 
 
политературе на тему:
“КомедияА.С.Грибоедова «Горе от ума». Злободневность звучания комедии в XIXвеке и в наше время. Человеческие типы”.
 
 
                                Обучающегося
                                                               Соколова Максима Алексеевича
                                                                      11 класса “Ф”.
                                                                      Руководитель:                                                                                                                                                                                                               
                                                                     Сидорова Светлана Александровна.
г. Вязьма 2005г.
Оглавление:

I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1) Фамусовская Москва
а)Противники Чацкого………………………...……………..….6
б) ПавелАфанасьевич Фамусов………………………………….7
в) АлексейСтепанович Молчалин…………………………...….8
г) Внесценическиеперсонажи комедии “Горе от ума”…....….9
д) Образглавной героини……………..………………………….10
2) О главном герое……………………………….………….……11
3) Современна ли комедия А.С.Грибоедова «Горе от        ума»……………………………………………...……………………...14
4) «Горе от ума» в литературе  XIXвека…………………..17
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………...……..…….…….…20
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….22
V. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………....….23



I. Введение
АлександрСергеевич Грибоедов – писатель редкий даже для русской литературы, стольбогатой удивительными и разнообразными талантами. Он автор одного знаменитогопроизведения, о котором А.С.Пушкин сказал: «Его рукописная комедия «Горе отума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыминашими поэтами».
С тех порпрошло около ста семидесяти лет, а комедия Грибоедова продолжает увлекатьчитателей и зрителей. Хотя ее герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем ихкак живых людей – мы смеемся над ними, негодуем, сочувствуем, презираем, любим…
Успех «Горя от ума», появившегосянакануне  восстаниядекабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца  нет», — так охарактеризовал сам Грибоедоватмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию иее автора передовые русские люди двадцатых годов.
В мировой литературе не много можно найти произведений, которые,подобно «Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь  несомненнуювсенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали  социально-политическуюактуальность комедии, воспринимая ее какзлободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, котораяставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то естьматериала национальной истории исовременной русскойжизни) — и собственными, оригинальными, не заемнымисредствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический  конфликт бурного столкновения умного, благородного  и свободолюбивого героя сокружающей его косной средойреакционеров. Этотизображенный Грибоедовым конфликт был жизненноправдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей,вступивших на путь 6орьбыс миром самодержавия икрепостничества, живя интересамиэтих людей, разделяя их взгляды и убеждения,Грибоедовимел возможность близко иповседневно наблюдатьсамое важное, характерноеи волнующее явлениеобщественногобыта своего времени — борьбудвухмировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов,двух поколений.
После Отечественной войны, вгодыформирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов,борьба нового — нарождающегося иразвивающегося — со старым — отжившим и тормозящимдвижение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытогостолкновениямежду молодыми глашатаями „свободной жизни» ивоинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедовв широко известном, постоянно цитируемом письме к П.А.Катенину[1]с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной воснову «Горя от ума»: «...в моейкомедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; иэтот человек разумеется в противоречиис обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет,зачем он немножко повышепрочих».
Комедия смогучей сатирической силой разоблачала «нравы» крепостников. АлександрСергеевич поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия иблагоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех ивсяческих украшающих покровов. Грибоедов запечатлел  в «Горе от ума» целую галерею человеческихпортретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенныйотвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом исвоекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.
Но Чацкий — инородная частица в современном ему мире. Своими речами он с лёгкостьюразрушает привычные моральные устои. Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо,все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовскимобществом, как это общество распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого.
КнигаСмольникова «Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”», использованная принаписании реферата, хороша тем, что в ней большое внимание уделено нравственнойпроблематике комедии, раскрываются гражданские черты личности писателя, егопатриотизм. Автор подробно освещает историческое своеобразие жизненныхконфликтов и характеров, воплощенных в комедии, подчеркивая широкий обобщающийсмысл образов комедии, ее значение в общественной борьбе своего времени.
В книгеМещерякова «Дела давно минувших дней…», напротив, взгляд акцентируется наописании предметов быта, орудий труда, обычаев и нравов, помогающих погрузитьсяв эпоху создания литературного произведения.
События комедии разворачиваются в одноммосковском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумелраздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картинужизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое,что зарождалось в его недрах.В драматической картине столкновения героя со средой Грибоедов вместил громаднуюобщественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, — тему рубежадвух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».Попробуем в общих чертах представить себе время,когда создавалась комедия, познакомиться с героями этой замечательной пьесы ипонять, действительно ли в произведении «отразился век и современный человек»,актуально ли оно и в наши дни?

II. Основнаячасть
1)Фамусовская Москва
а)Противники Чацкого
В тойили иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе отума» множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели вдекабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это быливопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, одальнейших судьбах России, русскойгосударственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческойличности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силечеловеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения ивоспитания. На все эти вопросыоткликнулся гений Грибоедова, и отклик этотбыл исполнентакой горячей гражданственно-патриотической страститакого неукротимого  негодования на зло инеправду, чтокомедия не могла не произвести самого глубокого иразительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагеререакционеров.
В образеполковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного «героя»плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот«хрипун, удавленник,фагот,созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатойневестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества»,  котороеискусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненавистьвсего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовскиетрадиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я — школы Фридриха...»).
Резкими,типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властнаябарыня-крепостница старуха Хлёстова, графиниХрюмины, княжеское семейство  Тугоуховских.
Наиболее яркие из них: Загорецкий — светский шулер, мошенник идоносчик, по всем данным — тайный агент политической полиции; Репетилов- «душа» дворянскогообщества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать  отмоды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов; Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный,внутренне  примирившийся с Фамусовским миром.
б)Павел Афанасьевич Фамусов
Фамусов — одноиз главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Дворянин,помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известныйчеловек в кругу московского барства. Об этом говорит и его фамилия (припереводе с латыни фамилия Фамусов означает — «известный»,«пользующийся славой»). Фамусов принадлежит к представителям знатныхдворянских семей.Вдовец, любит дочь,заботится о ней, считает, что для ее воспитания сделал все. Подыскивая дляСофьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусовхвастается «монашеским поведеньем», однако заигрывает с хорошенькойслужанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша — вдова.
Фамусовпоклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Он- сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостнымикрестьянами по своему усмотрению представляется ему законным и вполнесправедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческимдостоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет«ослами», «чурбанами», не считаясь, с их возрастом. Лизе онугрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птицамиходить».
Будучипомещиком Фамусов, однако, занимает в Москве видное положение. Служба для неготолько средство для получения наград, чинов и денег. Самое важное для Фамусова — умение обойтись свышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться.
Он ненавидит и боится людей спрогрессивным мировоззрением. С неодобрением относится к двоюродному братуСкалозуба. Чацкого он называет «карбонарием», опасным человеком.Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, техпорядков, которые являются для Фамусов основой всего его благополучия.
в)Алексей Степанович Молчалин
Как свойпринят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице Грибоедов создалисключительно выразительный обобщенныйобраз подлеца  и циника, «низкопоклонникаи дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степенейизвестных». Вся лакейская «философия жизни» этого чинушии подхалима, не смеющего «свое суждение иметь»,раскрывается в его знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых угождать всем людям безизъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Низкопоклонствои угодничество вышестоящим — вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящийему известный успех. «С тех пор как числюсь по Архивам, Три награжденьяполучил», — говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта:«умеренность и аккуратность». Готовый на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит с той же меркой. Думая, что расположение Лизы легкокупить, он обещает подарить ей «туалет прехитрой работы». Врешительный момент, когда Софья прерывает его объятья с Лизой, Молчалинначинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал своювину перед Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появляетсяЧацкий, окончательно струсивший Молчалин спасается бегством. «Молчалиныблаженствуют на свете!»- восклицает Чацкий с гневом и негодованием.Но молчалиных нельзя недооценивать, ведь онине так безобидны и смешны в своем угодничестве, как это ка­жется на первыйвзгляд. Время показало, что молчалин живуч и неуязвим.Но что самое страшное, именнотакой пустой, ничтожный человек был виновником «мильона терзаний»умного, благородного Чацкого, виновником трагедии Софьи.
г)Внесценическиеперсонажи комедии “Гореот ума”
Галерея типичныхобразов стародворянской, барской  Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себяи тех, кто в комедии непосредственно не действует, но толькоупоминается в беглых характеристиках, которые дают имдействующиелица.Их довольно много. Они расши­ряютполотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскомуоб­ществу. Особенно запоминается, конечно, дядя Максим Петрович, снискавшийблагосклонность царицы низкопоклонством и угодничеством. Его жизнь — примерслужения царице. Дядюшка — идеал Фамусова.
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович. Шутка!
В чины выводит кто? и пенсии дает?
Максим Петрович!
Извнесценических персонажей можно назвать такжетакие яркие, рельефные, законченныеобразы,как «черномазенький»завсегдатай всех балов и обедов, икрепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета». Не менее ярок портрет КузьмыПетровича, ко­торый не только свою жизнь сумел устроить, но и о родственникахне забыл. «Покойник был по­чтенный камергер… Богат, и на богатой был женат.Переженил детей, внучат».Но самые отвратительные пер­сонажи— это помещики-крепостники, характер­ные черты которых вобрал «Нестор негодяевзнат­ных», обменивающий своих слуг на борзых собак, рас­продающий отнятых у матерейдетей, которого обличает в своем страстном монологе главный герой.
И влиятельнаястаруха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французикиз Бордо», и клубные друзья Репетилова,имного других — вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного  мнения в фамусовскоммире, именем которой знаменательно заканчиваетсякомедия, — все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее,имеют весьма важное значение дляраскрытия содержания  «Горяот ума», — и это составляют одну из новаторских черт комедии.
д)Образ главной героини
Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе«Горе от ума» наделена Софья. Очень хорошо об этом сказа­но в статьеИ. А. Гончарова «Мильон терзаний». Он говорит о смешении в Софье«хороших инстинктов с ложью', „живого ума с отсутствием всякогонамека на убеждения“. Но она „загублена в духоте, куда не проникаетни один луч света, ни одна струя свежего воздуха“. Гончаров увидел в ней»задат­ки недюжинной натуры", и поэтому «недаром ее любил иЧацкий».
От природы Софья наделена хорошими качествами: силь­нымумом, независимым характером. Она способна глубоко переживатьиискренне любить.Эта девушка получила хо­рошее образование и воспитание. Героиня увлекается чте­ниемфранцузской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характераСофьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людяхона черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила вСофье мечтательность и чувствитель­ность. Поэтому она не случайно обратила вниманиена Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимыхгероев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценитьизбранника здраво и критически:
Конечно, нет в немэтого ума,
Что гений дляиных, а для иных чума,
Который скор,блестящ и скоро опротивит.
Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо дра­матическое.Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбра­ла бы Чацкого.Однако она выбирает человека, больше всего ей подходящего, так как не мыслитсебе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, «тяжелее всех,тяжелее даже Чацкого» именно Софье.
Итак, вкомедии «Горе от ума» Грибоедов показал жизнь дворянства Москвы и путемвведения в повествование внесцени­ческих персонажей углубил конфликт произведе­ния,расширил картину нравов московского дворянства. Еще одна отличительная чертакомедии — первый и блестящий в русской литературе опы­тхудожественного изображения душевной жизни женщи­ны на примере дра­мы, переживаемой Софьей Фамусовой.
2) О главномгерое
«Главная роль,конечно, — роль Чацкого, без
которого небыло бы комедии, а, была бы,
пожалуй,картина нравов».
(И.А.Гончаров)
«Горе от ума»была и  остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, еслион стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, воимя утверждения некоего положительного   идеала — общественного, политического,морального.  Также и Грибоедов в «Горе отума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный  идеал, исполненный глубокогообщественно-политического  смысла. Этотидеал нашел художественное воплощение  в образе единственного истинногогероя пьесы — Чацкого.
Как писательнациональный и народный, Грибоедов, не мог ограничиться одним изображениемфамусовского мира, но непременно должен был отразить  в своейисторической картине и другую сторону действительности — брожение молодых, свежих, прогрессивных  сил, подрывающих твердынисамодержавно-крепостнического строя. 
Эта задачатакже былаблистательно выполнена Грибоедовым.Идейное содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества.В комедии данадействительно  широкая и во всех деталяхверная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время — и теневых исветлых ее сторон. Комедия отразилане только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей поветхозаветным преданиям «времен Очаковскихи покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи — ту борьбу нового состарым, вусловиях которой зарождалось  движение декабристов, складывалась в Россииреволюционная идеология.
Фамусовщина- это реакция, косность, рутина, цинизм,устойчивый, раз и навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех — не беда, молва нехороша») и замалчиваютвсе новое, тре­вожное, не укладывающееся внорму и ранжир.Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины  блаженствуют на свете». И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительнойгрозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой онароде. Он — настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубови Молчалиных; им страшен даже его смех. Чацкий открыто,вовсеуслышание заговорило том, что в их кругу усерднозамалчивалось, — о  вольности, о совести,о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.
Итак, в центре комедии — конфликт между «однимздравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характераглавного героя раскрывается, прежде всего, в сюжете. Грибоедов, верныйжизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этомобществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая колет глаза, за попыткунарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранитгероя больше всех, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс:единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий вконце пьесы. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедиидалеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломленколичеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качествомсилы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в тоже время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют,а пожинают другие.
Чацкий тоже относится к дворянскомуобществу, но его поведение и высказывания противоположны его происхождению.Чацкий благороден, честен, крас­норечив и умен. Он всегда стремится к большимзна­ниям, в отличие от фамусовского общества не ин­тересуется ни деньгами, никарьерой, ни высшим положением в обществе, так как хочет не просто по­лучитьнаграды, прибыль, он хочет приносить поль­зу обществу.Образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова.Он тоже смел и храбр, умен, ему не нравится политическое устройство страны,поэтому он смело вступает в бой за буду­щее своей Родины. Таких людей малонайдется сре­ди «фамусовского общества», сформирова­вшегося в те времена. Такихлюдей считанные единицы.
Удивительно, что даже сейчас невозможно читать безволнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинногоискусства. Грибоедов, может быть, впервые в русской литературе удалось создатьдействительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нампотому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо,долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, ончеловек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говоритгерой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевноеравновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, не дает емувидеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такиеестественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,—писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да и Чацкий мог бы сказать о себе тоже. А его юмор, остроты — как они привлекательны. Все это придает такуюжизненность, теплоту этому образу, заставляя нас сопереживать герою.
ИзображаяЧацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» ипередовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русскойнациональной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатыхгодов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной,идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании  писателем декабристского направления вовсе несводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостническогообщества. Эта литература ставила перед собой и другие, неменее важные цели: служить средством революционногообщественно-политического  воспитания, пробуждатьлюбовь к «общественному  благу» ивоодушевлять на борьбу с деспотизмом. Литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
3) Современна ли комедияА.С.Грибоедова «Горе от ума»
«Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...».
(А.С.Грибоедов)
            Есть гениальные произведения литературы. И естьгениальные названия гениальных произведений.  Такие, в которыхсоставляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами непросто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Такихназваний, таких произведений даже в великой литературе  наберется едва  ли более десятка.Грибоедовская комедия — одно из них.
          АлександруСергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательноустановленных  дат его чудесного рождениявыбрана одна,  и вот — отмечаем!  Фамусовы — в ложах, Скалозубам досталось вгенералы, Софьи с  Лизами  радуют взоры  в рядах общественногодвижения «Женщин России», Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах.  А судьи кто? ...
          Нетпьесы живее и современнее,  чем«Горе от ума».  Так было, такесть, так будет.
          Истинновеликое произведение, каким является «Горе от ума», сопротивляетсяпереоценкам.  Никуда  не уйти от факта,  что Грибоедов был кровно связан сдекабристами.  Другое дело,  что наше понимание декабризма какобщественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторыетрагические особенности  российской  общественной жизни, особенно вековые традиции  тоталитаризма.  Этим объясняется многое в отечественной истории,  вплоть до наших дней. Для нас важно, что«Горе от ума» — это не «черно-белая» сатира на общественныйстрой. Писателя занимали не «строй», не «система», асоциальная психология. А она вовсе не «черно-белая».  Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастуюговорят об одном и том же. «А все Кузнецкий мост, и вечные французы!»- ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, «чтоб умный, бодрый наш народхотя по языку нас не считал за немцев». Оба они безусловные патриоты, обадо глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-тои трагизм этой комедии, оттого-то и «мильон терзаний». А«строй», «система» — что ж, они могут меняться, но Фамусов,Репетилов, Молчалин, Скалозуб — вечны. И Чацкий вечен.
Когда мы в последний раз видели живогоЧацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, асуть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин,утверждая, что в «Горе от ума» один умный человек — сам Грибоедов, аЧацкий — добрый малый,  проведшийнекоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи — передкем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин невполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже нерассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. Вэтом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того,что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своеговремени.
          Неисчерпаемость«Горя от ума» открывается в недопонятом Чацком  и неразгаданном Репетилове...
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
          Комуиз россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, иГрибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их стольразные герои,  как Фамусов и Герцог, несокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать…», — говоритФамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!»
          «Гореот ума» давно уже стало всенародным достоянием. Еще в начале семидесятых годовдевятнадцатого века И.А.Гончаров, отметивший, что комедия «отличаетсямоложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведенийслова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и ещемного эпох, и все не утратит своей жизненности». Это пророчество полностьюоправдалось.
Великая комедия и сейчас остаетсямоложавой и свежей. Она сохранила свое общественное значение, свою сатирическуюсоль, свое художественное очарование. Она продолжает свое триумфальное шествиепо сценам театров. Ее изучают в школах.
Миллионы людей смеются и негодуют вместес Грибоедовым. Гнев сатирика-облечителя близок и понятен русскому народу,  потому что и ныне он воодушевляет на борьбупротив всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое иблагородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. СозданныеГрибоедовым образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи,способны и ныне служить острым оружием сатиры.
Так, например, если Молчалин,  Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своемблагополучии, то Чацкий мечтает принести пользу народу, который он уважает исчитает «умным и бодрым». В то же время он презирает угодничество,карьеризм. Он «служить бы рад», да «прислуживаться тошно».Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от судьбы в др


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.