--PAGE_BREAK--Влияние изменений ставки рефинансирования
на резервы и депозиты
Понижение учетной ставки (рефинансирования) способствует увеличению кредита банковской сферы у Федеральных Резервных банков. В этом случае, рассматривая балансовый отчет какого-либо Федерального Резервного банка, естественно ожидать, что на стороне активов цифры против позиции «ссуды» возрастут, причем на стороне пассивов будет отмечен аналогичный рост позиции «резервные депозиты». Т-счет 1.1 иллюстрирует воздействие на балансовые отчеты Федеральных Резервных банков и банковской системы увеличения ссуд, предоставленных Федеральными Резервными банками банкам коммерческим, на 100 000 долларов. Очевидно, что уменьшение учетной ставки влияет на банковские резервы аналогично покупкам ценных бумаг федерального правительства на открытом рынке, вызывая мультипликативное расширение депозитов. Естественно, что повышение учетных ставок вызывает к жизни противоположные явления в экономической системе, уменьшая объемы предоставления ссуд и резервных депозитов, ¾ этот процесс соответствует продаже ценных бумаг на открытом рынке.
1.1 Т-счет
ФРС Банковская система
Активы
Пассивы и собствен-
ный капитал
Активы
Пассивы и собствен-
ный капитал
Ссуды +100000
банкам долларов
Резервные + 100000
депозиты долларов
Резервы+100000 долларов
Займы + 100 000
у ФРС долларов
Банковская система (итоговое положение)
Активы
Пассивы и собственный капитал
Резервы +100 000 долларов
Ссуды +1 000 000 долларов
Депозиты +1 000 000 долларов
Займы у ФРС + 100 000 долларов
Несмотря на все внешнее сходство результатов и последствий изменения учетных ставок и операций на открытом рынке, между ними существует значительное различие. Дело в том, что изменение учетных ставок, используемое как инструмент контроля за денежно-кредитными отношениями в экономической системе, — очень неточное и неконкретное средство. Не очевидно, какое понижение учетной ставки может в итоге привести к росту потребности в кредите у Федеральных Резервных банков; равным образом практически невозможно спрогнозировать величину уменьшения кредита при более высоких учетных ставках.
Банковская ставка рефинансирования
и рыночные нормы процента
Федеральные Резервные банки стремятся поддержать соответствие банковской учетной ставки (рефинансирования) нормам процента федеральных резервных фондов и курсу казначейских векселей Государственного Казначейства США путем повышения учетных ставок в период экономического роста и экспансии, и их понижения в периоды спада. Если бы банковская учетная ставка в периоды в периоды экономического роста оставалась на постоянном уровне (ведь необходимо учитывать, что в такой период времени нормы процента по другим краткосрочным ценным бумагам несомненно бы возрастали), то займы у Федеральных Резервных фондов стали бы невероятно прибыльным мероприятием. Наоборот, во время экономических спадов постоянство учетной ставки привело бы к тому, что большинство банков – на фоне общего понижения существующих норм процента – не смололо бы прибегнуть к займам у Федеральных Резервных банков, необходимых для обеспечения ликвидности.
Однако следует заметить, что изменения учетной ставки отстают от соответствующих изменений рыночных норм процента. Это означает, что рыночные нормы процента достигают максимума (соответственно – минимума) раньше банковских учетных ставок. Следовательно, можно утверждать, что практика займов у Федеральных Резервных банков, уровень банковских резервов и количество денег, находящихся в обращении, подвержены циклическим изменениям.
Политика ФРС, направленная на регулирование банковских учетных ставок, часто становится удобной мишенью для критики, поскольку процесс корректировки банковских учетных ставок менее мобилен, нежели практически мгновенная реакция рыночных норм процента. Зачастую наблюдается картина, когда в периоды экономического роста банковская учетная ставка поднимается в числе последних, а при спадах другие нормы процента понижаются намного раньше, чем учетная ставка. Это происходит по ряду причин. Во-первых, официальные лица, от которых зависит принятие конкретного решения, обычно колеблются, когда речь идет об изменении учетной ставки, опасаясь возможных негативных последствий в сферах не банковских, но политических. Кроме того, предсказание норм процента в будущем – дело малоблагодарное и ему не хватает необходимой точности. Поэтому официальные лица обычно избегают вносить немедленные изменения в действующие учетные ставки при временном изменении курса рыночных норм процента.
Подобная тенденция изменения учетных ставок приводит к тому, что в периоды экономического роста и экспансии общий объем займов у Федеральных Резервных банков возрастает, соответственно уменьшаясь в периоды застоя и экономического спада. Таким образом, практика займов у Федеральных Резервных банков подвержена циклическим изменениям, поскольку зависит от дифференциации между краткосрочными рыночными процентными ставками и банковской учетной ставкой. Поскольку для банковской практики вполне обычно последующее вложение средств, полученных в виде ссуд, займы коммерческих банков в ФРС увеличиваются, когда учетная ставка низка относительно нормы прибыли по кредиту и ценным бумагам, и уменьшаются, когда учетная ставка относительно высока. Кроме того, коммерческие банки могут прибегать к займам на рынке федеральных резервных фондов у других банков, либо путем дисконтирования у ФРС. Если нормы процента по ФРФ повышаются относительно банковских учетных ставок, коммерческие банки предпочитают обратиться в Федеральные Резервные банки. Соответственно наблюдается обратный процесс при понижении норм процента по ФРФ относительно учетных ставок.
В периоды экономического роста и экспансии рыночные нормы процента растут относительно учетных ставок, что привлекает коммерческие банки к увеличению объема займов у ФРС. Это приводит к тому, что ФРС пересматривает и повышает учетную ставку. Это в какой то степени уменьшает количество займов, однако этот процесс не способен полностью компенсировать отставание учетной ставки от рыночных норм процента. Аналогично в периоды экономического спада рыночные нормы процента понижаются быстрее учетных ставок, что сокращает объем займов у ФРС, затем банковская учетная ставка уменьшается, однако эта мера редко приводит к компенсации отставания учетной ставки от остальных норм процента.
Ставка рефинансирования в Японии
Основным проводником кредитно-денежной политики в Японии является Банк Японии. Функционирование этого банка, созданного в 1882 г., регулируется специальным законом. Согласно ст. 1 этого закона, «целями деятельности Банка Японии являются регулирование денежного обращения, координация кредитно-денежной сферы, а также поддержка и развитие кредитных институтов в соответствии с государственной политикой и во имя обеспечения условий для подобающей реализации экономического потенциала страны». Хотя по своему статусу Банк Японии не административный орган, а акционерная компания, 55% капитала которой принадлежат правительству, по ст.2 закона деятельность Банка Японии направлена исключительно на «достижение государственных целей». Тем не менее определенная автономность банка делает его юридически менее зависимым от правительственных органов и политического руководства страны.
Оперативнаясамостоятельность, делегированная Банку Японии, а также имеющаяся у него возможность оказывать большое влияние на определение приоритетов кредитно-денежной политики делают его главным «приходным ремнем» и архитектором конкретных форм кредитно-денежной политики, а во-вторых, существенным звеном в выработке стратегии последней. Для реализации этой политики у Банка Японии имеется целый набор средств, методов и инструментов воздействияна процессы, протекающие в сфере финансирования экономики и на рынке ссудного капитала.
В западной экономическойлитературе, посвященной средствам кредитно-денежной политики центральных банков, выделяются три основных таких средства: во-первых, изменение учетной ставки процента, во-вторых, операции на открытом рынке ценных бумаг, в-третьих, изменение обязательных норм банковских резервов. Однако для Банка Японии в течение нескольких десятилетий послевоенного экономического развития страны указанные средства имели весьма малое значение. Причина этого — в тех особенностях финансирования экономики и функционировании рынка ссудного капитала, которые резко отличали Японию от «стандартных моделей», рассматриваемых в учебных пособиях по кредитно-денежной политике.
Важнейшее место в экономике из-за явления перекредитования занимает рынок кредитов Банка Японии. В США главное назначение кредитов центральных банков – помощь тем коммерческим банкам, у которых временно наблюдается острая нехватка ликвидности или которым угрожает неплатежеспособность. Соответственно и процентная ставка по этим кредитам в нормальные годы слегка превышает процентную ставку на рынке краткосрочных капиталов, являясь «штрафной ставкой». В Японии же учетная ставка процента, по которой предоставляются кредиты Банка Японии, намного ниже ставки процента по краткосрочным межбанковским ссудам. Соответственно и займы у Банка Японии для коммерческих банков являются не чрезвычайным средством, прибегать к которому необходимо лишь в крайних случаях, а самым выгодным способом привлечения ликвидных ресурсов, подчас даже более выгодным, чем депозиты населения. Искусственная заниженность официальной учетной ставки процента служила в Японии краеугольным камнем политики всемерного занижения процентных ставок на всем рынке ссудных капиталов.
Как отмечалось выше, учетная ставка процента в Японии была занижена по сравнению с другими ставками, особенно ставками на рынке краткосрочных капиталов, а основные ставки на рынке банковского кредитования жестко регулировались. Поэтому изменение учетной ставки процента само по себе не могло воздействовать на цену кредита на финансовом рынке в целом и тем самым служить средством кредитно-денежной политики. На протяжении длительного периода открытого рынка ценных бумаг практически не существовало, поэтому и операции на нем были невозможны. Наконец, явление перекредитования не позволяло по-настоящему эффективно маневрировать с помощью изменения нормы банковских резервов.
Вместо всех этих средств главную роль в мероприятиях Банка Япониииграло количественное рационирование кредита. Сознательно занижаемый в большинстве секторов рынка ссудных капиталов уровень ставки процента приводил Банк Японии к необходимости использования внеэкономических мер регулирования спроса и предложения ссудного капитала. Как пишет известный японский исследователь X. Конно, в Японии«рынок ссудных капиталов, по существу, находился в состоянии перманентного неравновесия... спрос корпораций на заемные средства превышал их предложение со стороны банков, а в отношениях банков с Банком Японии спрос на кредиты последнего также постоянно превышал их предложение. В этих условиях вместо процентной ставки функции распределения потоков капиталов осуществляло рационирование кредитов. Таким рационированием являлись контроль за размерами кредитов Банка Японии и система „руководства кредитной экспансией», которые эффективно выполняли регулирующие функции в кредитно-денежной сфере вместо операций на открытом рынке, практикуемых Федеральной резервной системой в США"
Суть основного метода рационирования кредита, традиционно применявшегося Банком Японии, «руководства кредитной экспансией», заключалась не в рационировании им размеров предоставления своего собственного кредита городским банкам, являющегося источником ликвидных ресурсов для последних, а в «моральном воздействии» на них с тем, чтобы уменьшить размеры их кредитной экспансии, вынудить их пересмотреть в. сторону сокращения масштабов активныхоперацийпланы на ближайшее будущее
продолжение
--PAGE_BREAK--В настоящее время в связи с ослаблением в целом роли перекредитования как источника средств для финансирования экономики функция рынка кредитов Банка Японии как источника ликвидности для банковской сферы в известной степени стала достоянием прошлого. Отражая это изменение, учетная ставка процента также стала определяться более гибко, с учетом рыночной ситуации. По мере развития процесса либерализации на рынке ссудных капиталов тенденция к падению роли кредитов Банка Японии и к увеличению гибкости учетной ставки процента будет становиться все сильнее.
Сделаны существенные шаги в направлении повышения роли изменения процентных ставок, в том числе официальной учетной ставки процента. Изменение учетной ставки практиковалось Банком Японии на протяжении всего послевоенного периода, но до 73 года оно лишь выполняло функции индикатора направления политики Банка Японии, так как, даже повышаясь, эта ставка оставалась самой низкой по кредитам в японской экономике.
Полная либерализация процента на рынке краткосрочных капиталов, значительная либерализация на рынке ценных бумаг и на рынке депозитов и другие изменения последних лет свидетельствуют о постепенном переходе Банка Японии к более активному использованию воздействия учетной ставки процента на ситуацию, складывающуюся на финансовом рынке.
Ставка рефинансирования
как инструмент кредитно-денежной политики России
Основным проводником денежно-кредитного регулирования российской экономики, являющейся составной частью экономической политики правительства является Банк России. Главными целями этой политики служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:
· изменение ставки учетного процента или официальной ставки рефинансирования Центрального банка;
· изменение нормы обязательных резервов банков;
· операции на открытом рынке, то есть операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
· регламентация экономических нормативов для банков
Учетная политика Банка России
Ведущим методом регулирования является учетная политика – изменение ставки учетного процента или официальной ставки рефинансирования Центрального банка.
Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной ставкой рефинансирования.
Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
Рефинансирование Банком России коммерческих банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.96 №36 “О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.98 №19 П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений).
Ставка рефинансирования и резервная норма
Операция учета заключается в покупке банком денежных долговых обязательств до срока наступления платежа, при котором происходит перенос на банк прав кредитора. Учетом или дисконтом векселя называется операция, в которой банк, принимая от предъявителя вексель, выдает предъявителю сумму этого векселя до срока платежа, удерживая в свою пользу проценты от суммы векселя за время, оставшееся до срока платежа.
Коммерческие банки могут переучесть или перезаложить учтенные или прокредитованные ими векселя в Центральном банке. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, т.к. при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Установление ставки по переучету и ставки ломбардного кредита под залог ценных бумаг называется определением размеров рефинансирования коммерческих банков.
Центральный банк может ограничивать операции по переучету и перезалогу векселей, регулируя их масштабы по своему усмотрению, повышая или понижая ставку рефинансирования, переучитывая или рефинансируя векселя лишь в некоторых случаях, либо, наоборот, без ограничений, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры.
Система управления процентными ставками в условиях рынка соответственно базируется на рыночном механизме формирования банковского процента, гибко отражающего динамику спроса и предложения на банковский капитал.
Конкретные частные дисконты и ломбардные проценты определяются исходя из:
· класса клиентов (для государственного сектора экономики его уровень ниже, чем для кооперативного и частного);
· сроков векселей (изменение уровня процента должно быть прямо пропорционально сроку векселей; по краткосрочным векселям учетная и ссудная ставка ниже);
· индивидуальных показателей финансового состояния векселедателей.
Таким образом, основные направления функционирования и развития рынка векселей определяются Центральным банком и реализуются посредством осуществления определенной учетной политики и политики рефинансирования. Учетная политика является основой денежно-кредитного регулирования и управления деятельностью коммерческих банков и включает в себя как прямые ограничения учета и переучета векселей, так и определение пределов процентной ставки по переучету векселей. Политика рефинансирования, касающаяся операций коммерческих банков с векселями, осуществляется посредством регулирования величины процентной ставки по ссудам под залог векселей, а также количественных и качественных ограничений в отношении размеров и видов веселей, под залог которых Центральный банк может предоставлять кредит коммерческим банкам. В зависимости от приоритетов экономического развития Центральный банк, изменяя условия дисконта и ломбарда, а также уровень учетной и ломбардной ставки, воздействует на спрос и предложение на рынке ценных бумаг, регулирует степень кредитоспособности и ликвидности коммерческих банков, а также объем денежной массы в стране.
Если Центральный банк считает необходимым проводить жесткую учетную политику, то он увеличивает ставку рефинансирования и ломбардную ставку, ужесточает условия переучета и перезалога векселей. Это может быть выражено в повышении требований к качеству векселей, установлении ограничений в отношении контингента переучета и перезалога, введением лимитов. Например, запрещение учета и ломбарда векселей неперспективных отраслей.
Стимулирование конъюнктуры достигается мерами, противоположными вышеизложенным. Можно способствовать развитию приоритетных сфер экономики, предоставляя право первоочередного учета векселей этих отраслей и снижения для них ставки рефинансирования.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Изменение ставки рефинансирования
В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение ставки рефинансирования прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной ставки рефинансирования в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки рефинансирования Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые корректировки в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. «В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения — не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками».
До недавнего времени величина ставки рефинансирования составляла 28% (10 июля 2000г.)[4]годовых по кредитам рефинансирования любой срочности. В данный момент эта ставка снижена до 25%.
Итак, становится очевидным, что учетная политика является ведущим методом регулирования денежно-кредитной политики. Повышая или понижая официальную ставку рефинансирования, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
--PAGE_BREAK--Динамика депозитной ставки
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Январь
214,4
84
54
30,2
11,6
24,2
13,4
4,1
Февраль
214
96
54
26,8
12,2
22,8
7,9
4,7
Март
209,5
96
38,4
18,3
11,2
18,9
7,6
4,5
Апрель
200
96
38,4
18
11
14,6
5,4
4,3
Май
179,9
84
48
17,3
12,9
14,7
7,3
5,4
Июнь
150,9
66
48
17,1
14
11
7,2
4,7
Июль
135
60
48
16,6
15,1
12,6
6,4
4,2
Август
120,3
54
48
15,4
17,5
8,8
5,1
5,3
Сентябрь
120,5
54
48
10,3
23,8
9,7
4,6
Октябрь
148,5
54
48
9,5
27,3
9
4,4
Ноябрь
-
54
30
9,9
22,3
9,4
4,6
Декабрь
-
54
30
11,8
25,7
8,5
4,2
продолжение
--PAGE_BREAK--Динамика ставки по кредитам
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Январь
229,8
164,4
119
44,2
29,8
45,5
34
18,6
Февраль
220,7
179,7
108
46,1
30,4
44,1
31,3
19,1
Март
213,3
175,2
105
41,6
38,3
45,7
29,8
18,8
Апрель
210,4
173,9
105
32,5
38,8
43,8
29,2
17,5
Май
190,1
172,5
104,4
34
40,4
43,5
25,5
18,1
Июнь
174,9
148,9
105,4
28,6
48
32,2
23
18
Июль
152,2
140,9
94,3
28,8
44,9
38,9
22,7
18,6
Август
129,3
130,2
83
28,3
48,6
38,5
20,9
18,1
Сентябрь
120,6
115,3
94,7
24,8
46,8
37,8
20,5
Октябрь
-
123,1
65
24
49
37
20
Ноябрь
126,2
61,3
23
44,8
38,3
18,1
Декабрь
118,8
51,6
28,6
41,7
31,3
18,2
--PAGE_BREAK--График. Индекс потребительских цен % к предыдущему периоду
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Январь
345.0
126.0
118.0
117.8
104.1
102.3
101.5
108.5
102.3
102.8
Февраль
138.0
125.0
111.0
111.0
102.8
101.5
100.9
104.1
101.0
102.3
Март
130.0
120.0
107.0
108.9
102.8
101.4
100.6
102.8
100.6
101.9
Апрель
122.0
119.0
108.0
108.5
102.2
101.0
100.4
103.0
100.9
101.8
Май
112.0
118.0
107.0
107.9
101.6
100.9
100.5
102.2
101.8
101.8
Июнь
119.0
120.0
106.0
106.7
101.2
101.1
100.1
101.9
102.6
101.6
Июль
111.0
122.0
105.0
105.4
100.7
100.9
100.2
102.8
101.8
100.5
Август
109.0
126.0
105.0
104.6
99.80
99.90
103.7
101.2
101.0
100.0
Сентябрь
112.0
123.0
108.0
104.5
100.3
99.70
138.4
101.5
101.3
100.6
Октябрь
123.0
120.0
115.0
104.7
101.2
100.2
104.5
101.4
102.1
101.1
Ноябрь
126.0
116.0
115.0
104.5
101.9
100.6
105.7
101.2
101.5
Декабрь
125.0
113.0
116.0
103.2
101.4
101.0
111.6
101.3
101.6
--PAGE_BREAK--Таблица 3
Реальная ставка рефинансирования
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Январь
-58
61
13
7
-40
16
-10
Февраль
-14
67
19
27
-1
29
-5
Март
8
58
20
24
15
28
0
Апрель
13
69
26
29
12
19
1
Май
19
82
22
46
23
7
1
Июнь
33
91
14
71
24
-3
3
Июль
49
100
11
76
11
4
18
Август
63
102
25
3
34
12
25
Сентябрь
65
74
29
-97
30
9
16
Октябрь
60
50
18
-6
31
0
10
Ноябрь
59
28
19
-18
34
5
Декабрь
78
25
8
-57
33
3
Таблица 4 Реальная межбанковская ставка
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Январь
-55
-19
-8
4
-52
-15
-24
Февраль
-37
-7
5
17
-26
-1
-15
Март
-20
21
12
17
-13
-1
-14
Апрель
-24
5
14
23
-19
0
-12
Май
-35
8
3
34
-18
-13
-14
Июнь
-24
42
-1
54
-14
-27
-6
Июль
13
33
3
55
-22
-18
0
Август
19
35
18
-6
-5
-6
7
Сентябрь
-13
34
20
-95
-1
-11
1
Октябрь
-23
12
15
9
-2
-19
Ноябрь
-22
1
12
-30
-2
-9
Декабрь
4
7
9
-66
-4
-11
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Январь
-58
61
13
7
-40
16
-10
Февраль
-14
67
19
27
-1
29
-5
Март
8
58
20
24
15
28
0
Апрель
13
69
26
29
12
19
1
Май
19
82
22
46
23
7
1
Июнь
33
91
14
71
24
-3
3
Июль
49
100
11
76
11
4
18
Август
63
102
25
3
34
12
25
Сентябрь
65
74
29
-97
30
9
16
Октябрь
60
50
18
-6
31
0
10
Ноябрь
59
28
19
-18
34
5
Декабрь
78
25
8
-57
33
3
Таблица 5
продолжение
--PAGE_BREAK--