Реферат по предмету "Финансы"


Бюджетный процесс в России 2

--PAGE_BREAK--Функции бюджета


Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1.   
Перераспределение национального дохода. Распределительнаяфункция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджет­ные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государст­во способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределениенационального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

·        образование доходов бюджета;

·        использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2.Государственное регулирование и стимулирование экономики. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета– это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение орга­нов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального до­хода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета–это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3.Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денеж­ные фонды для финансирования потребностей в области здра­воохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в пер­вую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного разви­тия, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым   соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные науч­ные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. На­правляя через бюджет необходимые средства в наиболее пер­спективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ре­сурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строитель­стве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком мас­штабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территори­альных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере на­родного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

4.Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. Бюджет выполняет контрольнуюфункцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь   основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, пере­распределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Бюджетная система и форма государственного устройства


Бюджетное устройствоопределяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотноше­ния между ее отдельными звеньями, правовые основы функ­ционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формиро­вания и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в обществен­ном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система– это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоя­тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государст­венном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система явля­ется главным звеном финансовой системы государства.

По­строение бюджетной системы зависит от формы государствен­ного и административного устройства страны. По степени рас­пределения власти между центром и административно-тер­риториальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство–это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех система права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного госу­дарства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это фор­ма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образова­ния, входящие в государство, имеют собственную государствен­ность и обладают определенной политической самостоятельно­стью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев – федерального бюджета, бюджетов членов федерации и  местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство– это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджет­ные и налоговые системы.

Конституцией Российской Федерации 1993 года закреплено фе­деративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации являются республики в со­ставе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В ст.15 Бюджетного кодекса РФ он на­зван региональным бюджетом.



Уровни бюджетной системы РФ
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу­циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная сис­тема Российской Федерации состоит из трех уровней:

1)  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;


2)  бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ­ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;


3) местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федера­ции включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, – т.е. бюдже­ты субъектов Российской Федерации не включаются в федераль­ный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже­тов), в бюджетную систему входят государственные внебюд­жетные фонды(Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фон­ды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и на­правленности их использования мало чем отличаются от бюд­жетных средств.



    продолжение
--PAGE_BREAK--Принципы функционирования  бюджетной системы РФ
Функ­ционирование бюджетной системы Российской Федерации осно­вано на следующих основополагающих принципах:

1. 
Единство бюджетной системы – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финан­сирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального, региональных и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системыозначает закреп­ление (полностью или частично) за органами власти Российской Федерации, органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих видов дохо­дов и полномочий по осуществлению расходов.

3. Самостоятельность бюджетов разных уровней, которая означает:

·        право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

·        наличие собственных источников доходов бюджетов каж­дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·        законодательное   закрепление   регулирующих   доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

·        право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

·        право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

·        недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов.

4.   Полнота отражения доходов и расходов бюд­жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондовпредполагает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государст­венных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.


5.   Сба­лансированность бюджетаозначает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмот­ренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финан­сирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность ис­пользования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема.

7. Общее покрытие расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов изисточников финансирования его дефицита.

8. Гласностьпредполагает:

·   обязательное опубли­кование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

·   обяза­тельную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. В том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательными и исполнительными органами государственной власти.

9.
 Достоверность бюджета– это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и рас­ходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозна­чением направления их на финансирование конкретных целей.




Доходы федерального бюджета


К налоговым доходам феде­рального бюджета относятся:

·     федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Феде­рации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным за­коном о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

·     таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

·     государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

К неналоговымдоходам федерального бюджета относятся:

·        доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

·        доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

·        часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Прави­тельством РФ;

·        прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;

·        доходы от внешнеэкономической деятельности;

·        доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (83%). Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – более 35% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – более 14%, среди них основное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые доходы – 7%, в их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

Третья группа – поступления от целевых бюджетных фон­дов – 9% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный эко­логический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.).

В соответствии с Феде­ральным Законом «О федеральном бюджете РФ на 2003 год» 100% налога на доходы физических лиц поступает в бюдже­ты субъектов Федерации и местные бюджеты; 100% НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, ока­зываемые) на территории РФ, направляется в федеральный бюджет; 5% налога на прибыль предприятий и организаций поступает в федеральный бюджет, 17% – в бюджеты субъек­тов Федерации и 2% – в местные.

Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.