Является ли в современных условиях фискальная монополиякосвенным налогом?
Козлов С.А., группаН1-2
Научныйруководитель д.э.н., доц. Смирнов Д.А.
фискальная монополия налоггосударственный
Современная российская экономика все ещепродолжает этап становления рыночных отношений и, с учетом длительного опытаразвития плановой экономики, сохранила отдельные её элементы. Одним из главныхнедостатков российской экономики является чрезвычайно высокая монополизациясферы производства, а также отдельных рынков сбыта. При этом приоритетную рольв этих монополиях занимают государственные компании или акционерные общества сконтрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Понятно, что наличиеисключительного права на производство и/или реализацию товаров, работ и услугпозволяет государству не только получать значительные доходы (сверхприбыль), нои более жестко контролировать отдельные важные направления экономики или сферыпроизводства (в условиях неразвитого антимонопольного законодательства). Однакоэкономическая теория и практика предлагают более эффективный вариантпостепенного (экстенсивного) реформирования государственной монополизации. Речьидет о фискальной монополии.
Фискальная монополия – предмет острыхдискуссий, однако её определение является устоявшимся. Государственнаяфискальная монополия – это полная или частичная монополия государства напроизводство и/или продажу товаров, работ, услуг. Государственная монополияпроисходит от регалии — права или возможности исключительного получения дохода.Понятие фискальной монополии и регалии тесно связаны и имеют единую природу. Всовременной литературе также поднимается вопрос о том, сохранились ли всовременных государствах фискальные монополии именно как налоговые платежи(парафискалитет).
Попробуем определить сущность фискальноймонополии. Известно, что при наличии монополии на каком-либо рынке, цены напродукцию фирмы-монополиста необоснованно завышаются. При фискальной монополиив роли монополиста выступает государство, которое включает в цену товара вместоспецифической (характерной для любой монополии в виде сверхприбыли) монопольнойнадбавки, дополнительную надбавку в виде фискальной монополии. Эта надбавка ивыступает в роли налога. При этом возможен вариант существования в цене имонопольной надбавки, и фискальной монополии.
Существуют различные взгляды относительновопроса “является ли фискальная монополия косвенным налогом». У. Пэтти в работе«Трактат о налогах и сборах» посвятил целую главу проблеме монополии.«Монополия (как показывает само слово) означает исключительное право продажи.Ярким примером монополии является налог на соль, взимаемый французским королем,причем он продает за 60 то, что стоило ему лишь единицу».
Очевидно, что Пэтти относил к категорииналога то, что сейчас принято называть фискальной монополией. Кроме того, ряддореволюционных ученых, таких как Э.Н. Берендтс, С.И. Иловайский, А.А. Соколов,относили фискальную монополию к косвенным налогам.
С другой стороны, российскийдореволюционный финансист А. фон Рутцен говорил, что фискальная монополия – это«прежде всего способ обложения этого продукта; если же продукт был обложен довведения монополии, то монополизирование его производства или продажи являетсяодним из способов изменения размеров обложения и способом взыскания сбора».
Попытаемся выяснить, реализуются вфискальной монополии функции налога? Самая распространенная классификацияфункций налога включает
1. фискальную функцию
2. регулирующую функцию
3. контрольную функцию
Основная задача фискальной монополии – пополнениеказны. Таким образом, можно уверенно говорить о том, что с помощью фискальноймонополии формируются финансовые ресурсы государства, тем самым выполняетсяфискальная функция налога. Фискальная монополия поступает в казну иобезличивается, в то время как монопольная надбавка используется, прежде всего,на цели самой организации-монополиста.
Кроме того, фискальная монополия обычнопреследует не только фискальные цели, но является и мощным регулятором социально-экономическихотношений и процессов. Например, питейная монополия помимо существенногопополнения государственной казны, призвана регулировать объем производства,продажи и потребления алкоголя, цены на него, а также качество продукции.
Наконец, контрольную функцию фискальнаямонополия выполняет сполна, ведь характерный признак монополии – полнаяинформация о рынке. Через фискальную монополию государство получает объективнуюкартину рынка, может отслеживать мельчайшие изменения различных экономическихпоказателей. Итак, мы можем утверждать, что государственная фискальнаямонополия выполняет все функции налога.
Налог также обладает и специфическимичертами, которые отличают его от всех остальных платежей. Среди них выделяют:
1. Обязательность (императивность)
2. Законодательное оформление
3. Индивидуальную безэквивалентность(безвозмездность)
4. Периодичность (регулярность)
Рассмотрим фискальную монополию с позицийэтих признаков. Налог является обязательным платежом. Однако, многие исследователине находят у фискальной монополии данного признака. Например, по мнению Н.В.Яковлевой «если монопольный товар не будет приобретен, государство не получитдополнительную прибыль в виде разницы в цене, то есть не получит тот самыйкосвенный налог, которым она является, согласно сложившимся представлениям».Тяжело не согласиться, не купишь – не уплатишь! Однако в соответствии с этойпозицией, можно утверждать, что транспортный налог налогом не является, ведьгражданин может не приобретать автомобиль, тем самым, избегая транспортныйналог. Речь же идет о том, что, покупая монопольный товар, вы не можете неуплатить надбавку в цене, как, имея машину, – не уплатить транспортный налог. Вэтом и заключается обязательность. Особенно важным является тот факт, чтоустанавливая фискальную монополию, государство формирует доходы бюджета,которые как и другие обязательные платежи идут на удовлетворение общественныхпотребностей.
Следующий признак налога – законодательноеоформление. Налог, являясь платежом обязательным, должен быть законодательноустановлен. Что касается фискальной монополии, то она, как правило, не носитсвойственного налогу законодательного оформления: объект, ставка, порядокисчисления, сроки и порядок уплаты не отражены ни в одном официальнопубликуемом документе. Но все же, любая деятельность государства должна бытьрегламентирована, поэтому при создании фискальной монополии ряд законов все жеиздается, однако данные акты носят, по большей части, закрытый, а иногда, иусловный характер. Ведь государство, по сути, являясь владельцем компании,устанавливает от имени её руководства внутренние документы, обладаяодновременно как полномочиями по установлению любой цены на товары, так иполностью распоряжаясь получаемой прибылью.
Еще одним признаком, который служитобъектом активной дискуссии, является индивидуальная безэквивалентность. Помнению Н.В. Яковлевой «при приобретении товара и скрытой уплате налогапотребитель, несмотря на неоправданно завышенную цену своей покупки, тем неменее, взамен все же получает определенный товар для удовлетворения своей индивидуальнойпотребности». Н.В.Яковлева обращает свое внимание на факт полученияпотребителем товара, в то время как значение цены занижается. А именно на ценуи её связь с товаром стоит обратить пристальное внимание. Цена на товар,производимый или продаваемый фискальной монополией, состоит как минимум из двухкомпонентов: собственно рыночной цены самого товара + сама фискальная монополия.При покупке монопольного товара потребитель, конечно же, получает встречныйпоток в виде самого товара, однако этот поток связан не с ценой в целом, атолько с рыночной стоимостью того или иного блага. За уплату же надбавкипокупатель ничего взамен не получает. Более того, основываясь на убеждении, чтопокупка товара и есть возмездный поток за произведенную уплату, можноутверждать, что и НДС, и акцизы не являются налогами. Поэтому индивидуальнаябезэквивалентность характерна для фискальной монополии.
Наконец, последний признак налога – егопериодичность. Периодичность налогов происходит от постоянного характерагосударственных расходов. Учитывая, что доходы фискальной монополии поступают вбюджет и расходуются на удовлетворение общественных потребностей, можноговорить, что для фискальной монополии характерна периодичность. Кроме того, надбавка,которая включается в цену товара – это постоянный элемент цены. Она будетвключена в цену в независимости от факта приобретения товара конечнымпотребителем.
Итак, для фискальной монополии в полноймере характерны такие черты налога как императивность, индивидуальнаябезэквивалентность и периодичность.
Что касается законодательного оформления,то здесь не может быть категоричного ответа: с одной стороны, имеются отдельныевнутренние документы, касающиеся деятельности фискальных монополий, с другой –в них не прописываются элементы налога. В результате, в этой специфическойчерте мы имеем квазизаконодательное оформление фискальной монополии, что, однако,не мешает считать её налогом.
Говоря о фискальной монополии невозможноне затронуть тему косвенного налогообложения, так как государственнуюфискальную монополию многие эксперты рассматривают как косвенный налог.
В конце XVII века Дж. Локк впервые далнаучное обоснование деления налогов на прямые и косвенные. С развитиемфинансовой мысли данное деление закреплялось выявлением их новых признаков и,критериев деления. Таким образом, к настоящему времени мы имеем возможностьговорить о 4 основных критериях деления налогов на косвенные и прямые:
1. Критерий переложения
2. Критерий пропорциональности
3. Объект налога
4. Способ взимания налога
При фискальной монополии существуетвозможность переложения налога на третьих лиц, которыми обычно выступаютконечные потребители. Переложение может быть как законодательно закрепленнымявлением, так и практикой экономических отношений. Кроме того, существует связьмежду платежеспособностью налогоплательщика и размером взимаемого с негоналога. Потребитель с большей платежеспособностью купит большее количествотовара, а, следовательно, уплатит и больший налог. Как и в других косвенныхналогах объектом в фискальной монополии является потребление, расход, авзимание налога осуществляется исключительно через включение суммы в ценутовара. Таким образом мы можем сделать вывод, что фискальная монополия являетсякосвенным налогом.
Однако ряд исследователей говорит офискальной монополии как о налоге в прошедшем времени. Их позиция состоит втом, что в современных экономиках фискальная монополия остается данью традициии не носит ярко выраженного налогового характера как в эпоху существованиямногочисленных монархий. Также утверждается, что фискальные монополииприменяются в основном в странах с неразвитыми рыночными отношениями иналоговыми системами.
В настоящее время фискальные монополии широкоиспользуются в США, Канаде, Италии, Швеции, Швейцарии, Дании, Польше,Финляндии, Франции, Турции и других странах. Так в Италии действуетгосударственная монополия на продажу табачных изделий — приобрести их можнотолько в киосках со специальной эмблемой. В США в 18 штатах введена монополияна оптовую продажу алкогольной продукции и в 10 – монополия на розничнуюторговлю. Монополия на производство крепких спиртных напитков существует в нашидни в Турции, Швейцарии, Латвии.
В России, несмотря на отсутствиеофициальных документов, можно говорить о наличии фискальной монополии уРОСОБОРОНЭКСПОРТА, который получил исключительное право на продажу военнойтехники и вооружений за рубеж. Именно полный контроль со стороны государствапри установлении объемов выпуска товаров и цен на них, а также отдельныеупоминания в составе доходов федерального бюджета страны позволяют отнестиданные средства к фискальной монополии.
Кроме того, мы видим перспективы дляиспользования фискальной монополии в сфере производства различных психотропныхи наркотических веществ, что позволит не только привлечь дополнительныесредства в бюджет страны, но и вести более точный учет данных препаратов.Граждане также будут застрахованы от употребления контрафактной продукции.
Мы ясно видим, что перечень стран, в тойили иной степени использующих фискальные монополии достаточно велик и, самое главное,большинство этих стран принято относить к развитым.
Поэтому, на наш взгляд, говорить офискальной монополии как о дани традиции – ошибочно. Фискальная монополиясохраняет свое значение, так как с её помощью государство препятствуетполучению сверхприбылей другими экономическими субъектами, «снимает монопольныесливки» и направляет их на решение общегосударственных задач.