Содержание
Введение
1 Юридическое лицо в налоговом праве
2 Права юридических лиц как субъектов налоговыхправоотношений
3 Обязанности юридических лиц как субъектов налоговыхправоотношений
Заключение
Задача
Список литературы
Введение
До перехода к рыночнымотношениям налоги в нашей стране уплачивало лишь незначительное количествоюридических лиц: колхозы и кооперативные организации. Государственныеорганизации и предприятия привлекались к уплате обязательных платежей (свободногоостатка прибыли, платы за основные и оборотные средства, фиксированные(рентные) платежи, отчисления от прибыли), которые создавали условия длягосударства — собственника подавляющего числа основных и оборотных средств —перераспределять прибавочный продукт, создаваемый в государственном секторенародного хозяйства, в соответствии с утвержденными планами экономического исоциального развития страны.
Переход к новымсоциально-экономическим отношениям, приватизация государственных имуниципальных предприятий обусловили необходимость изменения взаимоотношенийгосударственных организаций и предприятий с бюджетом страны, установленияравенства предприятий независимо от форм собственности в области созданиядоходов разных уровней бюджета. В связи с утверждением новой налоговой системыко всем юридическим лицам и другим организациям независимо от формсобственности применяется единый метод налогообложения (это не исключаетвозможности получения в соответствии с законодательством определенных льгот).
Цель работы рассмотретьюридических лиц в качестве субъектов налоговых правоотношений.
Задачи работы датьопределение юридическому лицу в налоговом праве, определить понятияправоспособности и дееспособности юридических лиц в налоговых правоотношениях,определить права и обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов.
1 Юридическое лицо в налоговом праве
Согласност. 19 НК РФ «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организациии физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанностьуплачивать соответственно налоги и (или) сборы»[1].
Организации,не обладающие статусом юридического лица (например, профсоюзная организация),не признаются плательщиками налогов и сборов.
Институты,понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательстваРоссийской Федерации, используемые в Налоговом Кодексе, применяются в томзначении, в каком они используются в этих отраслях законодательства
В ст.11 НК РФ дано следующее понятиеорганизации – это«юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, а также иностранные юридические лица, компании и другиекорпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданныев соответствии с законодательством иностранных государств, международныеорганизации, их филиалы и представительства, созданные на территории РоссийскойФедерации»[2].
ДействующийГК РФ устанавливает, что юридическим лицом признается организация, которая«имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личныенеимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету»[3].
Нароссийские организации, не обладающие статусом юридического лица, нормы НК РФне распространяются.
Дляобобщенного наименования российских юридических лиц в НК РФ используется термин«российские организации» (в этот круг входят и организации, созданныес участием иностранных инвесторов (либо только иностранными инвесторами) натерритории РФ как юридические лица РФ.
Иностранныеорганизации – это организации, созданные в соответствии с законодательством тойили иной страны и обладающие в соответствии с этим законодательством статусомюридического лица; не имеющие статуса юридического лица (т.е. то, что в ст. 11НК РФ названо компаниями и другими корпоративными образованиями), но обладающиегражданской правоспособностью;
Международныеорганизации (например, МВФ, МБРР, ЮНЕСКО, ФИФА, УЕФА и др.).
Филиалыи представительства иностранных юридических лиц, иных корпоративныхобразований, международных организаций, созданные на территории РФ.
Дляобобщенного обозначения иностранных юридических лиц и иных корпоративныхобразований, их филиалов и представительств НК РФ использует термин«иностранные организации».[4]
Существенныепризнаки юридического лица, которые позволяют говорить о юридическом лице каксамостоятельном субъекте права следующие.
Во-первых,имущественная обособленность, т.е. наличие на праве собственности, вхозяйственном ведении или оперативном управлении определенного имущества.Практическим выражением такой обособленности является самостоятельный балансили смета и расчетный счет, однако юридически именно с помощью названных вещныхправ имущество должно быть закреплено за юридическим лицом.
Во-вторых,самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Основуэтой ответственности составляет обособленное имущество.
В-третьих,способность юридического лица от своего имени приобретать и нести права иобязанности, т.е. выступать в гражданском обороте от своего имени.
В-четвертых,так называемое организационное единство. Оно предполагает, что юридическое лицообладает некоторой структурой, во главе которой стоит определенный уставнымидокументами этого юридического лица орган, а каждое звено (работники,руководители) выполняет возложенные на него функции, служащие цели деятельностиюридического лица как единого целого.
Поповоду того, каким требованиям должна отвечать организация, чтобырассматриваться как субъект налогового права, в юридической науке существуетнесколько точек зрения.
Д.В.Винницкий отмечает три таких черты: имущественная обособленность, позволяющаяорганизации самостоятельно или в качестве обособленного подразделения сложнойорганизации выступать в налоговых правоотношениях; организационнаяобособленность; самостоятельная налоговая ответственность за налоговыеправонарушения.
Аналогичнойточки зрения придерживается С.Д. Цыпкин: «Организации могут бытьпривлечены к уплате налога только при известной имущественной обособленности,если они имеют самостоятельный баланс доходов и расходов, свой расчетный счет вгосударственном банке. Без наличия этих предпосылок, т.е. если у организациинет своих средств, не было бы практически оправдано взимание с нееналога».
Однако,по мнению ученого, помимо перечисленного, обязательным условием приобретенияналоговой правосубъектности является регистрация в налоговом органе, так как«после прохождения налоговой регистрации предприятие (организация)привлекается к уплате налога».
Такимобразом, С.Д. Цыпкин выделяет четыре признака, необходимых для признанияорганизации субъектом налогового права: наличие имущественной обособленности;самостоятельный баланс доходов и расходов; расчетный счет в банке; наличиеспециальной регистрации в налоговом органе.
Вотличие от С.Д. Цыпкина, Е.А. Ровинский считает, что «во всех случаяхосновным признаком служит наличие самостоятельного источника дохода»,часть которого подлежит передаче в пользу государства в виде налога, и именнопри наличии этого признака предприятие (организация) становится субъектомналогового права. Нельзя не признать справедливость такого утверждения[5].
Местомнахождения российской организации является место ее государственнойрегистрации. НК РФ установил специальную норму по определению места нахожденияроссийской организации.
Всвязи с этим и в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ в данной ситуации неприменяются соответствующие нормы гражданского законодательства (п.2 ст.54 ГКРФ), то есть место нахождения организации в рамках налоговых отношений нельзяопределить иначе как место ее государственной регистрации.
Приэтом в НК РФ не определено, что понимается под местом государственнойрегистрации. В связи с этим на основании п.1 ст.11 НК РФ этот термин можноопределить исходя из понятий и терминов гражданского и других отраслейзаконодательства Российской Федерации, используемых в НК РФ[6]./>
Государственнаярегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанногоучредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующегоисполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – поместу нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имениюридического лица без доверенности[7].
Сведенияо месте нахождения организации, месте нахождения ее органов управлениянеобходимы налоговому органу для осуществления им функций налогового контроля.В то же время место нахождения организации и место нахождения ее органовуправления могут отличаться от почтового адреса организации и места хранения еедокументов.
Налоговаяправосубъектность организации является непременным условием установленияправовых связей между ней (организацией) и соответствующими государственнымиорганами, а также органами местного самоуправления в конкретных налоговыхотношениях.
Подналоговой правосубъектностью следует понимать признаваемую законом способностьорганизации быть самостоятельным субъектом – участником общественных отношений,регулируемых налоговым правом, иметь и осуществлять субъективные налоговыеправа и обязанности[8].
Коллективныесубъекты (организации), отвечающие определенным признакам, признаютсягражданским правом правосубъектными и имеют статус юридического лица.
Всоответствии со ст.49 и 51 Гражданского кодекса РФ юридические лица с моментаих государственной регистрации обладают гражданской правоспособностью идееспособностью.
Налоговаяправосубъектность организации возникает с момента ее постановки на налоговыйучет. Необходимо помнить, что реализовать значительное число налоговых прав,требующих активных действий налоговых и иных государственных органов,организация может лишь после прохождения именно налоговой регистрации, то естьпосле постановки на налоговый учет.
Основнымихарактеристиками налоговой правосубъектности организации являются ееправоспособность и дееспособность.
Налоговаяправоспособность организации предполагает обладание такими общими налоговымиправами и обязанностями (организационно-имущественными и организационными),как:
- право насправедливый и экономически обоснованный размер и порядок налогообложения;право пользоваться установленными налоговыми льготами;
- право получатьотсрочку, рассрочку по налогам, налоговый кредит, инвестиционный налоговыйкредит;
- право на зачетили возврат сумм излишне уплаченных налогов;
- право получатьисчерпывающую информацию о налогах и сборах от компетентных органов;
- право на защиту(право налоговой жалобы и право судебного обжалования);
- обязанностьплатить законно установленные налоги;
- обязанностьпредставлять налоговым органам документы, необходимые для контроля заисчислением и уплатой налогов, иную предусмотренную законом информацию;обязанность вести учет доходов и расходов, иных объектов налогообложения(включая обязанность по ведению бухгалтерского учета);
- иные права иобязанности.
Налоговаядееспособность организации есть субъективная способность организации своимидействиями приобретать и осуществлять налоговые права, создавать для себяналоговые обязанности и исполнять их. Она является основным характеризующимпризнаком организаций как участников налоговых правоотношений.
Исходяиз определения налоговой дееспособности организаций, ее содержанием являютсясубъективные налоговые права и субъективные налоговые обязанности, присущие имна основании соответствующих определенных фактов (юридических фактов),предусмотренных нормами налогового права. Как известно, субъективныеюридические права и субъективные юридические обязанности представляют собойэлемент правоотношения, конкретизирующий нормы права, применительно к даннымучастникам в данных отношениях.
Субъективноеправо определяет установленную законом меру возможного поведения, обеспеченнуюсоответствующей обязанностью других лиц, которая представляет собойобеспеченную законом меру должного поведения. Этой мере следует обязанное лицов соответствии с требованиями управомоченного.
Субъективныеюридические права и субъективные юридические обязанности участниковпредставляют собой элемент налогового правоотношения, именуемый содержанием.
Налоговыеправоотношения могут реально существовать в виде «чистых» правовыхсвязей. Иными словами, в налоговом правоотношении могут быть (на том или иномэтапе развития) права и обязанности без соответствующего фактического(материального) содержания, возникающие обычно только как правовая связь прирегистрации организации в качестве юридического лица без реальной обязанностиуплаты налогов, в силу которой налогоплательщик обязан уплатить налог (припоявлении объекта налогообложения), а налоговый орган вправе требовать егоуплаты.
Основномуправу управомоченного, т.е. государственного, налогового органа требоватьвнесения налога в бюджет соответствует безусловная субъективная обязанностьналогоплательщиков, в том числе некоммерческих организаций, при наличиисоответствующего объекта налогообложения выполнить данное требование – внестиналоговый платеж в определенном ставкой налога размере и в точно установленныесроки.
Этоосновная субъективная обязанность налогоплательщиков, в том числе организаций,которая вместе с остальными субъективными обязанностями составляет юридическоесодержание налоговых правоотношений, содержание налоговой дееспособностиорганизаций.
Использование категории«налоговая дееспособность» применительно к организации имеет нетолько теоретическое, но и важное практическое значение. Своего решения требуетвопрос о том, кто осуществляет внешние функции организации в налоговыхправоотношениях. Исследование вопросов дееспособности коллективного субъектапредполагает анализ структуры управления организацией.
Участиеорганизации в налоговых отношениях складывается из многочисленных актов, действий,производимых ее элементами.
Механизмучастия организации в налоговых отношениях регулирует ряд положений гл.4 НК РФ.В соответствии с п.1 ст.27 НК РФ законными представителями организации (какналогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента) признаются лица,уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ееучредительных документов. Согласно ст.28 НК РФ действия (бездействие) законныхпредставителей организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогахи сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Круг лиц, уполномоченных представлять организацию в налоговыхотношениях без доверенности, может быть определен на основании гражданскогозаконодательства.
Такимиполномочиями обладают единоличные исполнительные органы юридических лиц (ст.69Федерального закона РФ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерныхобществах», ст.40 Федерального закона РФ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ«Об обществах с ограниченной ответственностью»), а также участникиполного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов-вкладчиков),в случаях, когда они, в силы у закона и (или) учредительного договора,выступают от имени юридического лица без доверенности (ст.72, 84 ГК РФ).
С.И. Айвазян считает, чтостатусом законного представителя организации (как налогоплательщика,плательщика сбора, налогового агента) обладают также руководители филиалов ииных обособленных подразделений российских организаций в отношениях сналоговыми органами, так как, в соответствии со ст.19 НК РФ, филиалы и иныеобособленные подразделения в установленном порядке исполняют обязанностисоответствующих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этихфилиалов и иных обособленных подразделений[9].
Случаиналогового представительства (ст.27, 28 НК РФ) не являются представительством вгражданско-правовом смысле. В публикациях отмечается, что налоговоепредставительство организации (ст. 28 НК РФ) носит весьма условный характер. Изсмысла статьи вытекает, что между организацией и ее руководителем не возникаетотношения «представляемый — представитель», действия (бездействие)руководителя (иного исполнительного органа) расцениваются как действияорганизации.
Е.А.Флейшиц подчеркивала, что дееспособность осуществляется действиями не одноголишь органа юридического лица (организации), а тем более широкого кругаработников организации, чем крупнее эта организация и чем сложнееосуществляемая ею деятельность[10].Это утверждение относится и к сфере налоговых отношений.
Вопросыреализации налоговой дееспособности организации приобретают большоепрактическое значение, когда выявляется существенное нарушение законодательствао налогах и сборах, допущенное со стороны той или иной организации.
Волевоесодержание налогового правоотношения воплощается в субъективных юридическихправах и субъективных юридических обязанностях его участников, возникновение иразвитие которых происходят помимо воли самих участников.
Данноеположение может быть объяснено только тем, что реализацию некоммерческимиорганизациями своей налоговой дееспособности следует рассматривать как волевоеотношение не с точки зрения «субъективной воли» самих некоммерческихорганизаций, а с точки зрения «объективной воли» государства,выраженной в налогово-правовых нормах, на основе которых устанавливаютсяналоговые правоотношения
Специальнаяналоговая правосубъектность некоммерческих организаций должна быть закреплена,прежде всего, в первой части Налогового кодекса РФ. Налоговая дееспособностьнекоммерческих организаций должна найти свое отражение в соответствующих главахвторой части Налогового кодекса РФ и соответствующих законов о налогах.2 Права юридических лицкак субъектов налоговых правоотношений
Конституционнымигарантиями прав налогоплательщиков являются:
— установление налогов и сборов только законом;
— запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положениеналогоплательщиков.
Законы,ухудшающие положение человека в любой сфере жизни, не имеют обратной силы. Этоочень важно для стабильности правового статуса человека и гражданина[11].
Налогоплательщики-организацииимеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органовбесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах исборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с нимнормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и ихдолжностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения опорядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерацииписьменные разъяснения по вопросам применения законодательства РоссийскойФедерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления — по вопросам применениясоответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах исборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местныхналогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и впорядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит илиинвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленныхнастоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченныхлибо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношенияхлично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицампояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенныхналоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговыхорганов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдениязаконодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношенииналогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговыхорганов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующиенастоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговыхорганов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностныхлиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полномобъеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов илинезаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленныедругими актами законодательства о налогах и сборах./>
Налогоплательщикамгарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Этоозначает, что они имеют право обжаловать: ненормативные акты налоговых органовв вышестоящие налоговые органы (вплоть до ФНС); действия (бездействие)должностных лиц налоговых органов руководителям этих органов; действия и актыналогового органа (любого уровня) в Правительство РФ, в аппарат Президента РФ.
Могутбыть обжалованы в аналогичном порядке и нормативные правовые акты, принятыефинансовыми и иными уполномоченными органами.
Гарантииправ и свобод лиц, которых подвергли мерам административного наказания,предусмотрены в нормах КоАП и состоят, в частности:
- в презумпцииневиновности лица (ст. 1.5 КоАП);
- в строгомсоблюдении законности (ст. 1.6 КоАП);
- в систематическомконтроле со стороны вышестоящих органов за правильностью наложения мерадминистративного взыскания (ст. 1.2-1.3 КоАП);
- в невозможностипридания обратной силы актам, повышающим ответственность (ст. 1.7 КоАП);
- в невозможностиповторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение;
Плательщикамналогов гарантируется также судебная защита. Это означает:
- право обжаловатьненормативные акты налогового органа, неправомерные действия должностных лицнепосредственно в суд (минуя вышестоящие налоговые органы);
- право податьтакие жалобы одновременно и в суд, и в вышестоящие налоговые органы;
- что в судебномпорядке можно обжаловать и нормативные акты налоговых органов. ПленумВерховного Суда РФ указал, что судам общей юрисдикции подведомственны, вчастности, дела о признании противоречащими закону нормативных правовых актоворганов контроля (в том числе налоговых). Эти дела рассматриваются каквозникающие из административно-правовых отношений. Арбитражным судам такжеподведомственны споры о признании недействительными нормативных актов (в томчисле налоговых органов).
Праваналогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностныхлиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнениеили ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиковвлечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.3 Обязанностиюридических лиц как субъектов налоговых правоотношений
Вобязанности юридических лиц как налогоплательщиков входит:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанностьпредусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов(расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотреназаконодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета вустановленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаныуплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах исборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом«О бухгалтерском учете»;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам вслучаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплатыналогов;
6) выполнять законные требования налогового органа обустранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также непрепятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов приисполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию идокументы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данныхбухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплатыналогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и произведенныерасходы и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательствомо налогах и сборах.
Налогоплательщики-организациипомимо вышеуказанных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый органсоответственно по месту нахождения организации:
- об открытии илизакрытии счетов – в десятидневный срок;
- обо всех случаяхучастия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одногомесяца со дня начала такого участия;/>
- обо всехобособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — всрок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;/>
- о реорганизации –в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных наналогоплательщика обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несетответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики,уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границуРоссийской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможеннымзаконодательством Российской Федерации.
УстановленнаяНК РФ обязанность по уплате законно установленных налогов и сбороввоспроизводит положения ст.57 Конституции Российской Федерации.[12]В действующей Конституции уплата налогов и сборов провозглашена в качествеодной из основных обязанностей.
Всоответствии с НК РФ организация обязана встать на налоговый учет не только поместу ее нахождения (месту государственной регистрации), но и по местунахождения каждого обособленного подразделения (даже если это будка обходчика),по каждому месту нахождения недвижимого имущества и по месту нахождения каждоготранспортного средства (ст. 83 НК РФ).
Такаямногоадресная постановка на учет в разных налоговых инспекциях должнапроизводиться даже в тех случаях, когда все имущество организации находится втаких городах как Москва или Санкт-Петербург, выступающих как субъектыФедерации и одновременно имеющих разветвленную сеть районных налоговыхинспекций.
Этоновые и довольно обременительные для налогоплательщика обязанности, цельюкоторых является установление справедливых правил распределения налоговыхплатежей между всеми территориями, на которых так или иначе присутствуетналогоплательщик.
Конечно,новые правила еще далеки от совершенства, особенно из-за того, что до сих порнет закона о государственной регистрации, что позволяет без особых проблемменять юридический адрес и выбирать «подходящую», с точки зренияналогового режима, территорию, не меняя при этом места фактическогоосуществления деятельности. Однако эти правила установлены законом и подлежатисполнению, а сроки, предоставляемые налогоплательщику для исполнения,достаточно жесткие.
Многиморганизациям приходится производить инвентаризацию своих обособленных подразделений(в соответствии с новым критерием) и имущества (в соответствии с принятымиправилами определения места нахождения) и подавать заявления о постановке научет по нескольким (в отдельных случаях — сотням) адресам. Особенности вотношении постановки на учет устанавливаются МНС РФ только для крупнейшихналогоплательщиков и иностранных организаций.
Дляналогового контроля в НК РФ предусмотрено создание нескольких информационныхпотоков, которые позволят налоговым органам получать необходимые сведения из разныхисточников.
Вчастности, организации-налогоплательщики обязаны в установленные срокидополнительно информировать налоговые органы о таких существенныхобстоятельствах, как: изменения в уставных и других учредительных документах;образование (закрытие) филиалов, представительств и других обособленныхподразделений; изменение места нахождения; реорганизация или ликвидация,банкротство; разрешение заниматься лицензируемыми видами деятельности; открытиеили закрытие счетов; участие в российских или иностранных организациях.
Последнееиз перечисленных требований может оказаться для налогоплательщика не толькосамым трудным, но и практически невыполнимым. Это обусловлено тем, что всоответствии со ст. 20 НК РФ при определении участия (доли участия) одной организациив другой во внимание должно приниматься не только прямое, но и косвенноеучастие через последовательность непосредственно участвующих одна в другойорганизаций. Таким образом, приобретая даже одну акцию компании, владеющейакциями других компаний, налогоплательщик автоматически становится участникомвсех указанных компаний (в России или за ее пределами), о существовании которыхон, возможно, даже не подозревает.
Струдом можно представить, как будут исполнять возложенную на них закономобязанность, например, профессиональные участники фондового рынка, которые втечение одного торгового дня могут неоднократно покупать и перепродавать акцииодной и той же компании. Еще труднее представить, что будут делать с полученнойинформацией налоговые органы.
Исходяиз того, что законы должны быть исполнимыми, законодателю следует внести в НКРФ поправки, устанавливающие разумные ограничения на тотальный характер этойнормы.
Например,она может распространяться на приобретение не менее чем 5 %-го пакета акций при«дополнительных поблажках», учитывающих специфику деятельности, дляотдельных категорий налогоплательщиков[13].
Обязанностьпо введению в установленном порядке учета доходов, расходов и объектовналогообложения обусловлена тем, что на основе данных этого учетаорганизациями, индивидуальными предпринимателями исчисляется налоговая база поналогам по итогам каждого налогового периода.
Согласност.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогамкаждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и(или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах,подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Припроведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля организации ииндивидуальные предприниматели обязаны представлять должностным лицам данныхорганов документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Такимидокументами могут быть платежные поручения, квитанции к приходным и расходнымкассовым ордерам, выписки банков, свидетельствующие об уплате налога.
Обязанностьпо выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленныхнарушений законодательства о налогах и сборах, а также по непрепятствованиюзаконной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении имисвоих служебных обязанностей.
Даннойобязанности организаций и индивидуальных предпринимателей соответствуетустановленное подпунктом 11 п.1 ст.21 НК РФ право не выполнять неправомерныеакты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующиенастоящему Кодексу или иным федеральным законам;
/>/>/>Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы,а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налога или сборов, непредусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чемопределено Налоговым кодексом.
Обязанностьпо уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличииоснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства оналогах и сборах. Она возлагается на налогоплательщика с момента возникновенияустановленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данногоналога или сбора.
Обязанностьпо уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога (сбора); свозникновением обстоятельств с которыми законодательство связывает прекращениеобязанности по уплате налога; со смертью налогоплательщика; с ликвидациейорганизации-налогоплательщика — после проведения всех расчетов с бюджетами.
Налогоплательщикобязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленныйсрок, если иное не предусмотрено законодательством.
Онасчитается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банкпоручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежногоостатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными деньгами — с моментавнесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либоорганизацию Госкомсвязи РФ.
Неисполнениеобязанности по уплате налога является основанием для применения мерпринудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорномпорядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Для этого, по решениюналогового органа, направляется в банк, в котором открыты счетаналогоплательщика или налогового агента, инкассовое поручение (распоряжение) насписание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых средств. Принедостаточности или отсутствии денежных средств налоговый орган вправе взыскатьналог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица.
Исполнениеобязанности по уплате налогов и сборов могут обеспечиваться следующимиспособами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операцийпо счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Заключение
Таким образом, согласноНК РФ организации – это юридические лица, образованные в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица,компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданскойправоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранныхгосударств, международные организации, их филиалы и представительства,созданные на территории Российской Федерации.
Налоговаяправосубъектность организации является непременным условием установленияправовых связей между ней (организацией) и соответствующими государственнымиорганами, а также органами местного самоуправления в конкретных налоговыхотношениях.
Под налоговойправосубъектностью следует понимать признаваемую законом способностьорганизации быть самостоятельным субъектом – участником общественных отношений,регулируемых налоговым правом, иметь и осуществлять субъективные налоговыеправа и обязанности.
Налоговаяправосубъектность организации возникает с момента ее постановки на налоговыйучет. Основными характеристиками налоговой правосубъектности организацииявляются ее правоспособность и дееспособность.
Налоговаяправоспособность организации предполагает обладание общими налоговыми правами иобязанностями (организационно-имущественными и организационными).
Налоговая дееспособностьорганизации есть субъективная способность организации своими действиямиприобретать и осуществлять налоговые права, создавать для себя налоговыеобязанности и исполнять их. Она является основным характеризующим признакомнекоммерческих организаций как участников налоговых правоотношений.
Задача
Какие виды нарушений,выявленные при составлении и расчете налоговых платежей на предприятии,налоговый эксперт при проверке правильности исчисления и своевременностиперечисления налогов в бюджет может отнести их к понятию «техническаяошибка»
Решение
Согласнописьму Госналогслужбы РФ от 14 декабря 1996 г. № 09-02-07 О понятии«техническая ошибка» к понятию «техническаяошибка» относится любая ошибка при составлении и расчете налоговыхплатежей, самостоятельно выявленная до проверки (камеральной илидокументальной) налоговым органом.
К технической ошибкемогут быть отнесены любые допущенные налогоплательщиками занижения финансовыхрезультатов при исчислении налогооблагаемой базы и налогов, если это неявлялось преднамеренным нарушением в связи с уплатой налогов. К техническимошибкам относится также неправильное указание реквизитов счетов налоговыхорганов или налоговых агентов при перечислении соответствующих сумм налога.
Таким образом, налоговыйэксперт при проверке правильности исчисления и своевременности перечисленияналогов в бюджет может отнести к понятию «техническая ошибка» любыеошибки, самостоятельно выявленные организацией до проверки (камеральной илидокументальной) налоговым органом.
Список литературы
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями на июль 2005 г.) // СПС Гарант.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, частьвторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ (с изменениями на июль 2005 г.) // СПС Гарант.
3. Федеральный законот 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.) // СПС Гарант.
4. Письмо ГосналогслужбыРФ от 14 декабря 1996 г. № 09-02-07 О понятии «техническая ошибка» //СПС Гарант.
5. Винницкий Д.В.Налоговая правосубъектность организации // Журнал российского права. 2001. N10.
6. Гуев А.Н.Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Частьпервая. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
7. Дудко А.Н.Местонахождения и почтовый адрес организации для целей налогового контроля //«Российский налоговый курьер», № 2, февраль 2001 г.
8. Короткова Л.А.,Ковалевская Д.Е. О правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых органов// «Налоговый вестник», № 6, июнь 2003 г.
9. Петрыкин А.А.Коммерческая организация как субъект налогового права // Законодательство.2002. № 5.
10. Постатейныйкомментарий НК РФ / Под ред. В. И. Слома. – М., 1998 (часть, написанная С. И.Айвазяном).
11. Постатейныйнаучно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллективаученых-правоведов под руководством О.Е. Кутафина (Официальный текст на 1августа 2003 г.). – М.: ЗАО «Библиотечка „Российской газеты“,2003 г.
12. Флейшиц Е. А.Ответственность организаций за действия их работников // Учен. записки ВНИИСЗ.– М., 1965. Вып.4
13. Шаталов С.Д.Налоговый кодекс РФ и проблемы налогового законодательства //»Бухгалтерский учет", № 4, февраль 2000 г.