/>Введение
Актуальность данной курсовойработы заключается в том, что деятельность любого предприятия в современныхусловиях невозможна без оперативного реагирования на изменение условий рынкасбыта продукции. Это в свою очередь ведет к тому, что необходимо четкопланировать и структурировать деятельность предприятий и организаций любойформы собственности и направлений деятельности в стратегической перспективе.
Вне зависимости от сектораэкономики, предпринимательская деятельность, ориентированная на долгосрочнуюреализацию требует составления грамотного бизнес-плана. Такой документсоставляется с целью планирования и эффективного управления бизнесом и являетсяодним из основных инструментов менеджмента предприятия.
Бизнес-планом называют документ,который рассматривает все основные аспекты деятельности предприятия,анализирует предполагаемые будущие проблемы, а также излагает способы ихрешения. Наличие бизнес-плана играет значительную роль на начальной стадииорганизации бизнеса, либо при создании и / или диверсификациинаправлений деятельности.
Разработка бизнес-плана требуетанализа многих аспектов и является процессом трудоемким и ресурсозатратным, но,не смотря на это, разработка бизнес-плана необходима как для большого, так идля малого предпринимательства. Целесообразность вложения денежных средствдолжна быть просчитана и обоснована. Таким образом, существует проблемаразработки эффективных бизнес планов.
Исходя из выше изложенного,формируется цель данной работы: разработать бизнес-план для организации,являющейся объектом исследования, а также проанализировать его эффективность.
Для достижения указанной цели былипоставлены и решались следующие задачи:
- анализ теоретических аспектовменеджмента в области управления бизнес-планированием;
- рассмотрение сущности бизнес-плана, егоназначения и содержания;
- оценка экономической эффективности ифинансовой состоятельности бизнес-плана, согласно исходным данным длявыполнения курсовой работы;
- формирование выводов по результатамисследования и разработка рекомендаций.
Теоретическую и методологическуюбазу составили научно-практические публикации, раскрывающие процессыбизнес-планирования и освещающие вопросы повышения эффективности бизнеспланирования на предприятиях и в организациях.
В качестве инструментарияприменялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученныхданных в теоретические выводы и практические рекомендации.
Научная значимость работызаключается в уточнении актуальности вопроса эффективности бизнес-планированияв современных турбулентных условиях рынка.
1. Назначение и содержание бизнес-плана/> />1.1 Теоретические аспекты менеджмента в области бизнес-планирования
Бизнес-план представляет собойдокумент, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия,анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а такжеопределяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает изучить емкостьи перспективы развития рынка, оценить затраты на производство и реализациюпродукции и соизмерить их с возможными ценами, определить показатели, покоторым можно регулярно определять тенденции развития дела. Правильно составленныйбизнес-план отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данноедело и окупятся ли все затраты сил и средств. Это позволяет предугадать будущиетрудности и понять, преодолимы ли они[1].
Бизнес-план составляется припостановке научных исследований и опытно-конструкторских разработках новыхизделий, товаров, продуктов, услуг, проектировании строительства новыхобъектов, создании новых предприятий, производств, торговых точек, объектовсервисного обслуживания и т.п. и для организации деятельности действующихпредприятий различных форм собственности и выполняет следующие функции[2]:
- оценка перспективы развития фирмы илипроекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономическойситуации;
- повышение квалификации аппаратауправления, заставляя менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ееконкурентах и других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированногорешения;
- защита средств инвесторов, что являетсяморальным и юридическим долгом предпринимателя;
- определение основных потребителей вновьсоздаваемых товаров, работ, услуг и стратегии конкурентной борьбы;
- информирование инвестора о состояниидел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем;
- обеспечение поставок сырья икомплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодарябизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента;
- рекламирование и формирование убежденияпотенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию вдостаточном количестве и достаточного уровня качества;
- снижение вероятности банкротства всвязи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок.
Для составления бизнес-плананеобходима следующая информация:
- идея и цель нового проекта;
- объем потенциального спроса;
- оценка производственных возможностейдля реализации проекта;
- оценка управленческой команды.
Обязательными элементамибизнес-плана являются:
1. Оценка конкурентоспособностипредприятия / организации, товаров, работ, услуг;
2. Маркетинговая стратегия, включаяценовую политику и учет потребностей рынка;
3. Объем реализации (прогноз на 3 года);
4. Показатели финансовой деятельностифирмы (прогноз на 3 года);
5. Предложения потенциальному инвестору.
По тем сведениям, которыеприводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по совместной деятельности иликредитор будет судить:
- о состоянии дел в фирме в настоящеевремя;
- перспективах развития фирмы впоследующие несколько лет;
- реалистичности и перспективности тогопроекта (научно-технического, производственного и др.), который лежит в основепредложения;
- целесообразности сотрудничества сфирмами, исходя из условий, изложенных в бизнес-плане.
Бизнес-план предназначен, преждевсего, для трех категорий участников проекта:
1. менеджеров – создателей бизнес-плана,разработка которого, помимо вышеуказанных результатов, позволяет получить очевидныепреимущества от самого процесса планирования;
2. собственников, заинтересованныхв составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы;
3. кредиторов– обычно банков, длякоторых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческуюпривлекательность проекта.
Таким образом, бизнес-план даетвозможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тотуровень, которого может достичь проект (предприятие); планировать процессперехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование – общепринятаяформа ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров спроектом, в котором им предлагается принять участие.
/>1.2 Этапы разработки бизнес-плана
Состав бизнес-плана и степень егодетализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой онотносится. Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынкасбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия[3].
Разработка бизнес-планаосуществляется в последовательности, приведенной на рис 1. Резюме пишется послетого, как составлен весь бизнес-план и содержит не более 1–2 страниц,результаты расчетов каждого предыдущего раздела бизнес-плана используются длярасчета показателей последующего раздела.
1. Выработка идеи проекта
2. Описание идеи (сущности) проекта
3. Анализ производственных возможностейфирмы в реализации проекта
4. Оценка рынка сбыта
5. Разработка плана маркетинга
6. Разработка плана производства
7. Разработка организационного плана
8. Расчет показателей ТЭО
9. Разработка финансового плана
10. Оценка риска
11. Общие выводы и предложения (резюме)
Таким образом, в процессепроработки разделов бизнес-плана формируются исходные данные длятехнико-экономического обоснования.
/>
Рис. 1 – Блок-схема разработки разделовбизнес-плана
Получив все необходимые данные длятехнико-экономического обоснования, производится расчет показателей ТЭО (чистойприбыли, рентабельности, внутреннего коэффициента эффективности, максимальногоденежного оттока, периода возврата капитальных вложений, точки безубыточности).Если расчеты показывают технико-экономическую эффективность, то приступают кформированию окончательной редакции бизнес-плана.
В принципе, нет существенныхограничений и четких указаний по разработке бизнес-плана, ориентироваться можнолишь на какие-либо общепринятые нормы, внося в бизнес-план важные моменты,вписывая их в соответствующие разделы документа.
Раздел 1, «Вступление».
Этот раздел нужно разрабатывать поокончанию разработки всего бизнес-плана, так как он включает в себя всюинформацию о создаваемом проекте. В ведение входит, прежде всего, титульныйлист, на котором необходимо указать: название фирмы, имена ее учредителей,сумму стартового капитала, какая сумма от инвесторов необходима для пополненияуставного фонда, цель создания бизнеса, планируемые способы достижения этихцелей, основную суть создаваемого проекта и так далее. Такую своеобразнуюкраткую справку, довольно сложно создать, не имея опоры в виде основногодокумента, именно поэтому, гораздо более правильным вариантом станет еенаписание по окончанию разработки всего проекта.
Теперь необходимо разработатьсодержание бизнес-плана, оно будет как бы второй частью введения, здесьнеобходимо указать перечень разделов которые будут в него входить.
1. Общее понятие о деятельностифирмы, цель этой деятельности и методы ее достижения.
1.1. Повышение спроса напроизводимую продукцию, путем освоения новых технологий и расширенияассортимента.
1.2. Поиск новых рынков сбытаготовой продукции.
1.3. Увеличение количествапродаваемой продукции, за счет освоения новых рынков сбыта.
1.4. Увеличение размера чистойприбыли за счет повышения качества и стоимости продукции.
1.5. Ввести послепродажноеобслуживание, реализованной продукции.
2. Возможности решенияпоставленных задач, пути достижения целей, разработанные на основе ужесуществующих товаров аналогов и их участия в доле рынка.
3. Распределение обязанностейсреди руководителей предприятия.
4. Расчет количества привлеченныхсо стороны средств, необходимых для продвижения бизнеса.
5. Расчет и выявление сроковвозврата вложенных в проект денежных средств.
Раздел 2, «Сведения о деятельностифирмы».
Информация, содержащаяся в данномразделе необходима для того, чтобы выявить и конкретизировать род деятельностифирмы.
1. Для начала необходимо раскрытьисторию возникновения предприятия.
1.1. Когда, где и кем былазарегистрирована данная фирма.
1.2. правовой статус данной фирмы.
1.3. Название и адресобслуживающего банка.
1.4. Краткие сведения о людяхзанимающих в фирме руководящие должности.
2. Шаги предпринятые, дляповышения имиджа предприятия в глазах потребителя.
2.1. Основные преимуществадеятельности фирмы перед ее конкурентами.
2.2. На какую целевую аудиториюрассчитана деятельность фирмы.
2.3. Насколько велик обхват рынковсбыта.
2.4. Возможности потерипотребителей из за существующих недоработок.
2.5. Степень востребованности продукции,работ, услуг.
3. Далее необходимопроанализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на работу предприятия.К внешним факторам относятся: потребительский спрос, соответствие вкусам. Квнутренним факторам относится непосредственно процесс производства и все, что сним связано.
Раздел 3, «Выбор ассортимента».
Этот раздел должен содержатьподробную информацию деятельности фирмы в производственном аспекте
1. Прежде всего, необходимоописать направление
1.1. Выявление возможностейразвития и расширения ассортимента
1.2. Оценка возможностей ужезапущенных проектов.
1.3. Выявление возможных потерьили прибылей в связи с возможной сменой обстановки.
1.4. Предоставление конкретныхдокументов, подтверждающих полученную информацию.
2. технико-технологическиепараметры деятельности.
2.1. технические данные.
2.2. Возможность подделок, способыее защиты.
2.3. Уникальные преимущества переданалогом.
2.4. Необходимое количествовремени, затрачиваемое на продвижение
2.5. Степень превосходства наданалогами
2.6. Возможность изменениятехнико-технологического процесса или его отдельных частей.
Раздел 4, «Область реализациипродукции».
При разработке бизнес-плананеобходимо подробнейшим образом изучить планируемые рынки сбыта. Нужно четкоопределить вкусы и приоритеты тех потенциальных покупателей, на которыхнацелена реализация. На подобные исследования, как правило, уходит довольномного времени, но не стоит торопиться, ведь в итоге именно от его точности ибудет зависеть прибыльность.
Следующим и наиболее важныммоментом является расчет возможных объемов продаж. Этот пункт очень сложноподготовить правильно, однако, это жизненно важно для проекта.
Следующим моментом являетсясоставление прогноза для рынка сбыта. Необходимо определить реальныеперспективы., можно действовать по схеме:
- Изучить возможности рынка сбыта;
- Насколько много уже существующихтоваров аналогов на данном этапе;
- Какие есть перспективы по вопросу уходаконкурентов из данной области;
- Насколько товар уникален;
- Возможности изменение спроса, например,вследствие изменения направлений моды или вкуса потребителей.
На следующем этапе необходимопроизвести сегментацию рынка, выявив, те места, где ассортимент будет наиболеевостребованным, с учетом потребностей потребителей и ценовой политики, данногосегмента.
Поиск новых рынков сбыта, накоторых появится возможность больше развернуться, и реализовывать регулярнонаибольшее количество товаров.
Раздел 5, «Изучение деятельностиконкурентов и прогноз их возможностей».
1. Прежде всего, нужно точноустановить количество фирм-конкурентов на выбранном сегменте рынка.
2. Доля участия товаровконкурентов в данном сегменте рынка.
3. Насколько успешно работаютконкуренты в этой области, внедряют ли новый ассортимент или, используяповышенный спрос, реализуют старый, насколько высок уровень продаж и прибыли итак далее.
4. Есть ли перспективы развития ипродвижения деятельности конкурентов.
5. Рекламируют ли конкуренты своитовары, если да, то каким образом и насколько действенны применяемые ими видырекламы.
6. Насколько качественен их товари ценится ли он потребителями, какие есть претензии и пожелания.
7. Какие их преимущества инедостатки можно использовать в своих целях, дабы победить в конкурентнойборьбе.
Раздел 6, «Маркетинговыеисследования».
Только тщательно изучив этотраздел можно получить практически полноценные сведения о деятельностипредприятия, компетентности его руководства и качестве продукции, работ, услуг.Такая подробная информация может заинтересовать, прежде всего, потенциальныхинвесторов, при оценке перспективности проекта, ведь перед тем как вложитьсредства в бизнес, необходимо убедиться в его ликвидности, иначе можно всепотерять.
Проведенные маркетинговыеисследования, должны быть описаны подробным образом, и носить, доступный иразборчивый характер.
Есть некоторые моменты, которыеследует учитывать при разработке ценовой политики в бизнес-плане:
- Необходимо четко определить, какуюконечную прибыль планируется получить в конечном результате, после реализациипродукции;
- Безопасна ли будет подобная цена дляспроса, не оттолкнет ли она потенциальных покупателей, по возможности еенеобходимо корректировать в соответствии с финансовыми возможностями потребителя;
- Какое количество денежных средств былозатрачено на производство, позволяет ли установленная цена, компенсировать затраты;
- Сравнение установленных цен с ценамиконкурентов, поиск причин отклонений;
- Возможные пути установления стабильныхи выгодных цен;
- Выбор конечной цены на продукцию.
Раздел 7, «Производственныйпроцесс».
На данном этапе разработкибизнес-плана, необходимо подробнейшим образом рассмотреть все вопросыкасающиеся производственного процесса. Необходимо представить максимальныевозможности работы всего предприятия, что бы при ознакомлении с этим документоминвесторы и кредиторы, понимали, что вкладывают свои средства в действительнокрупный и перспективный проект, но при этом категорически нельзя приукрашиватьдействительность, ведь это рано или поздно станет известно.
Раздел 8, «Составление финансовогоотчета».
Финансовое планирование это,пожалуй, самый важный раздел бизнес-плана, ведь он обобщает в себе всесобранные и обработанные сведения о производстве. Именно от этого разделазависит заключение об общей ликвидности предприятия. Здесь собраны всенеобходимые расчеты и сметы планируемого бизнеса. Именно, исходя из этихданных, потенциальные инвесторы и кредиторы смогут сделать вывод, следует ливкладывать в Ваш проект средства.
В данном разделе должны бытьпредоставлены следующие сведения:
- Количество планируемых продажпродукции.
- Отчет о расходах и прибыли.
- Данные об основных и оборотныхсредствах фирмы.
- План будущих финансовых поступлений.
Раздел 9, «Риски связанные сзапуском проекта».
Начиная любой бизнес, егосоздатель сильно рискует. Практически не возможно предугадать в какой области можетслучиться неприятность, прежде всего степень риска зависит от количествапривлеченных средств. Именно для минимизации таких рисков и требуетсятщательное планирование будущей деятельности предприятия. Одной из целейразработки бизнес-плана и является выявление таких рисков и подбор способов ихизбегания.
Итак, бизнес-план – это «системадоказательств успешности предполагаемого бизнеса»[4]. Бизнес-план имеет две группыпользователей – внутренних и внешних. В первом случае предприниматель долженубедить себя, что придуманное им дело стоящее, в другом случае – других.Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя. Вреальной жизни бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации,субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современнаятипология содержит следующие виды бизнес-планов:
- полный бизнес-план – изложение дляпотенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования,обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;
- концепт бизнес-план – основа дляпереговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени егозаинтересованности или возможностей вовлечения в проект;
- бизнес-план компании – изложениеперспектив развития компании на предстоящий плановый период.
Несмотря на то, что разновидностейбизнес-плана может быть много, современные обычаи делового оборота уже болееили менее определенно обозначили его типовую структуру, названия и базовоесодержание основных разделов.
Успешные бизнес-планы исходя израссмотренного опыта перспективных российских и западных компаний, могут бытьреализованы практически в любой области, но при этом приоритет в определенииконцепции бизнес-плана должен быть отдан именно маркетинговой составляющей.
2. Определение экономической эффективности и финансовой состоятельностиинвестиционного проекта
В таблице 1 представлены исходныеданные по созданию участка (мастерской) для изготовления изделий. Очевидно, чтов первый год реализации проекта бизнес-плана по созданию участка дляизготовления изделий будет приобретено оборудование за счет кредита, данноеоборудование будет смонтировано и запущено в течение первых двух месяцевпервого года реализации проекта.
С третьего месяца реализациипроекта планируется начать производство и сбыт изделий, согласно заданнымусловиям, изделия поставляются на экспорт, ответственность за сбыт изделий впервые три года реализации проекта берет на себя фирма поставщик оборудования.
Иные параметры бизнес-плана посозданию и запуску участка по производству изделий характеризуются следующимизначениями:Цена за шт., д.е. 660 Переменные затраты на шт., д.е. 315 Норма амортизации, в% 8,3 Ставка процентов за кредит 16 Партия отгрузки, шт. 100 Поставка сырья и материалов, кол-во раз в мес. 1 собственные средства, тыс. д.е. 40 норма доходности в% 20
Кроме этого планируется, чтоизделия будут отгружаться по предоплате (10 дней), материалы будут оплачиватьсяс отсрочкой 10 дней после поставки.
Таблица 2. Исходные данные по проектуПоказатель 1-й год реализации проекта по месяцам 2 год 3 год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 стоимость оборудования, тыс. д.е. 220 объем производства, шт. 100 200 200 200 200 200 200 200 200 200 2400 2400 постоянные затраты, тыс. д.е. 12 12 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 480 480 долгосрочный кредит, тыс. д.е. 300 300 300 погашение кредита, тыс. д.е. 100 100 100
Собственные средства компаниипроизводителя будут направлены на финансирование текущих расходов, заемныесредства банка будут направлены на приобретение оборудования.
Первый этап расчетов – это расчетсебестоимости изделий и расчет сумм амортизации и сумм налога на имущества,которые также относят на расходы по производству и реализации продукции.
Далее необходимо рассчитатьзатраты по амортизации оборудования, которые также будут отнесены насебестоимость производимых изделий, кроме этого необходимо рассчитать налог наимущество по ставке 2,2% от остаточной стоимости оборудования. Посколькустоимость оборудования составляет 220 тыс. д.е., то в первый год реализациипроекта амортизация и сумма налога на имущество составит (табл. 2):
Таблица 3. Расчетсумм амортизации и сумм налога на имущество№ п/п Показатель 1 год 2 год 3 год 1 стоимость оборудования, тыс. д.е. 220 201,7 185 2 амортизация, тыс. д.е. (стр. 1.*0,083) 18,3 16,7 15,4 3 остаточная стоимость оборудования, тыс. д.е. (стр. 1 – стр. 2) 201,7 185,0 169,6 4 налог на имущество, тыс. д.е. (стр. 3 * 0,022) 4,4 4,1 3,7
В таблице 3 представлены данные порасчету себестоимости изделий. Проведенный расчеты показывают, что в течениепервого года реализации проекта себестоимость изделий составит 998,5 тыс. д.е.(сумма с 3-го по 12 мес.).
Во втором и третьем годуреализации проекта сумма себестоимости составляет 1236 тыс. д.е. в расчете закаждый год. Нужно отметить, что в первые два месяца первого года реализациипроекта переменных затрат, связанных с выпуском продукции не имеется, т. к.в этот период идет монтаж оборудования. Однако постоянные расходы сохраняются,т. к. управленческий состав участка осуществляет свою деятельность, кромеэтого необходимо оплачивать стоимость потребленной энергии и иные коммунальныеплатежи.
Следующий этап анализа – расчетплатежей по кредиту (табл. 4), исходные данные показывают, что сумма кредитасоставляет 300 тыс. д.е. при этом ставка процентов по кредиту составляет 16%,проценты начисляются на оставшуюся сумму кредита, оплата кредита (тело кредита+ проценты) производится каждый месяц.
Таблица 4. Расчет процентов по кредиту№ п/п Показатель 1 год 2 год 3 год 1 сумма кредита, тыс. д.е. 300 200 100 2 сумма процентов по кредиту, тыс. д.е. (стр. 1 * 0,16) 48 32 16 3 возврат тела кредита, тыс. д.е. 100 100 100 4 итого к оплате, тыс. д.е. (стр. 2 + стр. 3) 148 132 116
Далее необходимо рассчитать суммыдоходов (выручка без НДС) от сбыта готовой продукции (табл. 5). Представленныерасчеты показывают, что за первый год реализации проекта выручка составит 1254тыс. д.е. За второй и третий год реализации проекта выручка составит 1584 тыс.д.е. по каждому году.
Таблица 5. Расчет выручки от реализации№ п/п Показатель 1 год реализации проекта по мес. 2 год 3 год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 цена за ед. изделия, д.е. 660 660 660 660 660 660 660 660 660 660 660 660 2 планируемый объем производства, шт. 100 200 200 200 200 200 200 200 200 200 2400 2400 3 выручка без НДС, тыс. д.е. ((стр. 2 * стр. 3) / 1000) 66 132 132 132 132 132 132 132 132 132 1584 1584
Представленные расчеты показывают,что выручка от реализации изделий превышает затраты на себестоимость изделий,таким образом на данном этапе можно предположить, что представленный проектвыгоден. Однако в данном расчете не участвуют иные расходы не связанные спроизводством и реализацией продукции (амортизация, налоги на имущество,платежи по кредиту), поэтому далее необходимо составить финансовый план иопределить состоятельность данного проекта.№ п/п Показатель Годы 1 год 2 год 3 год Операционная деятельность 1 Выручка от продаж (без НДС) 1254 1584 1584 2 Постоянные затраты 424 480 480 3 Переменные затраты 598,5 756 756 3.1. Итого расходов на производство (сумма строк: 2+3) 1022,5 1236 1236 4 Амортизация 18,3 16,7 15,4 5 Проценты по кредиту 48 32 16 6 Налог на имущество (2,2%) 4,4 4,1 3,7 6.1. Всего расходы (сумма строк 3.1.+4+5+6) 1093,2 1288,8 1271,1 7 Балансовая прибыль (стр. 1 – стр. 6.1.) 160,8 295,2 312,9 8 Налог на прибыль (20%) (стр. 7*20%) 32,2 59,0 62,6 9 Чистая прибыль от операционной деятельности (стр. 7 – стр. 8) 128,6 236,2 250,3 10 Сальдо операционной деятельности (стр. 9 – 4) 110,3 219,5 234,9 Инвестиционная деятельность 11 Заводское оборудование 220 201,7 185 12 Оборотный капитал 40 40 40 13 Сальдо операционной и инвестиционной деятельности (стр. 11 + стр. 12) 260 241,7 225 Финансовая деятельность 14 Долгосрочный кредит 100 100 100 15 Погашение основного долга -100 -100 -100 16 Остаток кредита 300 200 100 17 Проценты выплаченные 48 32 16 18 Сальдо финансовой деятельности (стр. 15+16+17) 248 132 16 19 Сальдо трех потоков (стр. 10 + стр. 13 + стр. 18) 618,3 593,2 475,9 20 Дисконтирующий множитель (d = 11,5%) 0,898 0,807 0,725 21 Дисконтированный денежный поток (стр. 20 * стр. 21) 555,3 478,7 345,0
Расчет дисконтирующего множителя(с учетом того, что ставка рефинансирования составляет 11,5%):
/>
где n – год реализации проекта
Далее необходимо рассчитать чистыйдисконтированный доход, рентабельность инвестиций, индекс доходности, срококупаемости проекта, внутреннюю норму доходности.
Таблица 6. Расчет чистого дисконтированного доходаГод Доходы по проекту, тыс. д.е. Расходы по проекту, тыс. д.е. Коэффициент дисконтирования Дисконтированные доходы, тыс. д.е. Дисконтированные расходы, тыс. д.е. NPV 1 1254 1093,2 0,898 1126,1 981,7 144,4 2 1584 1288,8 0,807 1278,3 1040,1 238,2 3 1584 1271,1 0,725 1148,4 921,5 226,9 ИТОГО 4422 3653,1 3552,8 2943,3 609,5
Чистый дисконтированный доход (NPV) рассчитываетсяпо следующей формуле:
/>
Где:
Dt – доходы t-го периода,
Kt – единовременные затраты t-го периода;
n – количество периодов реализации проекта;
d – ставка дисконтирования.
Очевидно, что чистыйдисконтированный доход имеет положительное значение, следовательно, проектэффективен, однако для полного заключения об эффективности проекта необходиморассчитать все указанные выше показатели.
Срок окупаемости проекта принеравномерном поступлении доходов определяют путем прямого подсчета количествалет, исходя из того, что совокупные затраты по проекту составляют 3563,1 д.е.,следовательно:
/>
Т.е. период окупаемости проектапрактически равен сроку реализации проекта, далее, согласно принятым критериям:проект должен иметь меньший срок окупаемости, нежели срок реализации, с однойстороны критерий соблюдается, с другой стороны разница между сроком реализациипроекта и сроком окупаемости составляет всего 6 мес. В данном случаеэффективность проекта сомнительна.
Индекс доходности проекта (ИД) –это отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированнымединовременным затратам:
/>
Рассчитаем индекс доходности согласноимеющимся данным:
/>
Критерий эффективности инвестицийпо индексу доходности: индекс доходности должен превышать единицу, чем вышезначение индекса доходности, тем выше эффективность проекта, в нашем случаеиндекс доходности 1,2. Т.е. превышение минимальное, эффективность проектасомнительна.
/>Рентабельность проекта (среднегодовая рентабельностьинвестиций) – является разновидностью индекса доходности, соотнесенного сосроком реализации проекта. Она показывает, какой доход приносит каждый вложенныйв проект рубль инвестиций:
/>
Рассчитаем рентабельность проектасогласно имеющимся данным:
/>
Критерий эффективности инвестицийпо рентабельности проекта: рентабельность проекта должна быть положительной,чем выше значение рентабельности, тем выше эффективность проекта. В нашемслучае рентабельность проекта минимальная и не превышает 10%, эффективностьпроекта сомнительна.
Внутренняянорма доходности (IRR) – это таставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равныинвестиционным затратам, IRR рассчитываетсяпо формуле (для проектов с неравномерным поступлением доходов):
/>
Где:
ra – ставка дисконта при которой NPV больше нуля
rb – ставка дисконта при которой NPV меньше нуля
NPVa – чистая настоящая стоимость приставке ra
NPVb – чистая настоящая стоимость приставке rb
Таблица 6. Расчет внутренней нормыдоходности ставка дисконтирования d = 0,115 ставка дисконтирования d = 0,25 Год Денежный поток коэффициент дисконтирования PV коэффициент дисконтирования PV Затраты 3653,1 0,898 3280,5 0,8 2922,5 Доходы 4422 3552,8 2828,0 1 год 1254 0,898 1126,1 0,800 1003,2 2 год 1584 0,807 1278,3 0,640 1013,8 3 год 1584 0,725 1148,4 0,512 811,0 NPV 272,3 -94,5 IRR 11,8
Проектэффективен если выполняется следующее условие IRR ≥ ставки дисконтирования, в нашем случае внутренняя норма доходности превышает ставкудисконтирования, но при этом очевидно, что превышение минимальное,следовательно, эффективность проекта также сомнительна.
Для того, чтобы проект былэффективен необходимо, во-первых, снизить затраты по проекту, во-вторых,увеличить объемы производства и сбыта готовой продукции. Нужно отметить, чтоувеличение объемов производства и сбыта готовой продукции может стать весьмазатруднительным, поэтому наиболее эффективным будет снижение затрат в видепривлеченного кредита и снижение уровня затрат на производство продукции.
Нужно отметить, что согласнозаданным условиям, денежный поток (т.е. полученные денежные доходы) не могутбыть ниже 25 – 30% от выручки. Следовательно, целевая прибыль, которуюпланирует получить предприятие, должна составлять на первом году 313,3 тыс.д.е. (30% от выручки) на втором и третьем году реализации проекта 475,2 тыс.руб. (рис. 2).
Целевой объем производства иреализации рассчитывается:
/>
тогда:
1 год проекта
/>
2 год проекта
/>
3 год проекта
/>
/>
Рис. 2 – Динамика целевого объема сбыта ифактически запланированного по годам реализации проекта, ед. изделий
Очевидно, что если в первый годфактически произведенная продукция превысит целевой объем реализации иследовательно принесет дополнительную прибыль предприятию, то на втором итретьем году реализация не превышает целевой объем, следовательно предприятиене достигает намеченных результатов.
Таким образом, по итогампроведенного анализа можно сделать вывод о том, что представленный бизнес-планимеет сомнительную экономическую эффективность. Для повышения эффективностибизнес-плана исследуемому предприятию рекомендуется увеличить уровеньсобственных средств для инвестиций в проект, а кроме этого пересмотретьтехнологию производства с целью снижения затрат на производство.
Заключение
По итогам изложения данной работынеобходимо сделать следующие общие выводы: бизнес-план необходимый инструментуправления предприятием, в части реализации его стратегических задач. В главепервой изложены теоретические и методологические парадигмы бизнес-планированияна современном этапе развития бизнес-процессов. При разработке бизнес-плананеобходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон:
- инициатора бизнес-плана;
- разработчика бизнес-плана;
- потенциальных инвесторов, кредиторов,
- партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемыхсредств с прибылью.
Несмотря на то, что разновидностейбизнес-плана может быть много, современные обычаи делового оборота уже болееили менее определенно обозначили его типовую структуру, названия и базовоесодержание основных разделов.
Успешные бизнес-планы, могут бытьреализованы практически в любой области, но при этом приоритет в определенииконцепции бизнес-плана должен быть отдан именно маркетинговой составляющей.
В данной работе былапроанализирована экономическая эффективность и финансовая состоятельностьбизнес-плана согласно заданным условиям работы. По итогам проведенных расчетовбыли получены выводы о том, что экономическая эффективность данногобизнес-плана сомнительна, поскольку срок окупаемости вложений практически равенсроку реализации бизнес плана, внутренняя норма доходности меньше ставкидисконтирования, кроме этого в результате производства и сбыта продукциипредприятие не может получить целевой объем прибыли, запланированный исходнымиданными.
Для повышения эффективностибизнес-плана исследуемому предприятию рекомендуется увеличить уровеньсобственных средств для инвестиций в проект, сократить размер кредита, а кромеэтого пересмотреть технологию производства с целью снижения затрат напроизводство.
Список литературы
1. Бизнес-планирование. Учебное пособие /Лебедева Г.Н. Российский заочн. ин-т текстил. и легк. пр-ти. – М.,2009
2. Горемыкин В.А. Энциклопедиябизнес-планов. – М.: Ось-89, 2009
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Ольдерогге Н.Г. Управлениепроектами: учебное пособие. – М.: Омега Л, 2004
4. Савицкая Г.В. Экономическийанализ. М.: Новое время, 2008
5. Циферблат Л.Ф. Бизнес-план:работа над ошибками. М.: Ось-89, 2008