МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
Финансовый аппарат государства, егоструктура и функции
по дисциплине: «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Студентки 3-го курса группы МА-306
Экономического факультета
Богдановой С.Н.
Наб. Челны — 2008
Содержание
Введение1. Теоретическиеаспекты международных финансовых организаций1.1Основные понятия международных финансовых организаций
1.2 Россия и международные финансовыеорганизации: взаимодействие с международными финансовыми организациями2.Характеристика финансовой системы РФ
2.1 Понятия финансовой системы и еёзвенья
2.2 Характеристика звеньевфинансовой системы РФ
3. Финансовый аппарат государства,его структура и функции
3.1 Управление финансами
3.2 Механизм реализациифункций и задач органов управления финансами
3.3 Бюджетный федерализмкак тенденция развития финансовой системы РФ
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Рыночная экономикапредставляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемоегосударственным регулированием. Россия, вставшая на путь трудных реформ,сталкивается с множеством проблем.
Актуальностьданной работы заключается в том, что одним из наиболее эффективных инструментоврыночного хозяйствования являются финансы. Как известно, в рыночной экономикефункции финансовой системы государства заключаются в:
• стабилизации хозяйства и достижениицелей экономической политики — экономического роста, стабильности цен, высокойзанятости;
• аккумуляции ресурсов, необходимыхдля предоставления обществу благ, обеспечиваемых инфраструктурой национальногохозяйства -внутренней и внешней безопасностью, транспортной сетью, инженернымикоммуникациями и т.д.;
•перераспределениидоходов с целью достижения социальной справедливости в обществе.
Всеэти функции в значительной степени могут быть реализованы только при наличиинадежной банковской системы и развитых финансовых рынков.
Эффективная финансоваясистема стимулирует рост реальных секторов экономики в первую очередь за счетпривлечения инвестиций. Российской экономике в ближайшие годы необходимы сотнимиллиардов долларов инвестиций, что во много раз превышает фактический объемкапитальных вложений в стране.
Цель данной работы:выявить роль и значение международных экономические и финансовых организаций.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующий ряд задач: 1. Рассмотретьтеоретические аспекты международных финансовых организаций.2. Охарактеризоватьфинансовую систему РФ.3. Проанализироватьфинансовый аппарат государства, его структуру и функции.
Вданной работе были использованы литературные источники, учебные пособия,источники периодической печати и монографии. Работа состоит из введения, 3глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретическиеаспекты международных финансовых организаций1.1Основные понятия международных финансовых организаций
После Второймировой войны расстройство международной и национальных валютно-кредитныхсистем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве воюющих стран обусловилинеобходимость мобилизации национальных финансовых ресурсов этих государств ипринятия коллективных мер для ликвидаций последствий войны. В этих целях намеждународной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. вБреттон-Вудсе (США), было принято решение об образовании в качествеспециализированных органов ООН Международного валютного фонда (МВФ) - длявосстановления и стабилизации международной и национальных валютно-финансовыхсистем и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - длясодействия частному капиталу в расширении инвестиционного кредитования.
По мерестабилизации национальных хозяйств европейских стран, расширения международныхэкономических связей и интернационализации хозяйственной жизни в мирепроисходили изменения в деятельности МВФ и МБРР. Эти международные организациистали больше уделять внимания организации помощи странам по преодолениювозникающих кризисных явлений и структурной перестройке их экономики, а такжезначительно расширили финансовое содействие странам, получившим государственнуюнезависимость, в целях ускорения темпов их экономического развития.
Возросшийкруг вопросов в валютно-кредитной области, как на международной арене, так и вотдельных регионах, который необходимо было решать мировому сообществу, такжевызвал потребность в создании региональных банков долгосрочного кредитования.
В результатеесли в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле(Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международныхвалютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера(Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банкразвития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).
Международныйвалютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международныхвалютных отношениях. Официальными его задачами, изложенными в Уставе МВФ,являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие встабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многостороннейсистемы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютныхресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов. С начала80-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7-10 лет) на«структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные экономическиеи политические реформы.
Размерыпредоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения связаны свыполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых для этихстран.
Первая суммаиностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты,называется резервной долей. Ее размер определяется как превышение величиныквоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда (на специальном счете вцентральном банке страны-заемщика) запаса национальной валюты. Резервная долявозрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее национальную валюту длякредитования других государств - членов МВФ. Сумма займов, предоставленныхстраной-членом Фонду в соответствии с дополнительным кредитным соглашением,образует ее кредитную позицию.
Резервнаядоля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны - члена МВФ.В рамках резервной позиции страна-член может автоматически, по первомутребованию, получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким кредитомстрана-член не платит комиссионные и проценты и ей не устанавливаются срокивозвращения полученного кредита.
В целяхоказания помощи странам - членам МВФ, испытывающим трудности вэкономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействияв решении обширных проблем экономического и социального характера. Фонд создалряд специальных механизмов, которые предоставляют средства на валютныхусловиях. К ним относятся:
• Механизмкомпенсационного и чрезвычайного финансирования, средства которого выделяются всвязи с постигшими страны стихийными бедствиями, непредвиденным изменениеммировых цен и другими причинами;
• Механизмфинансирования буферных (резервных) запасов сырьевых товаров, создаваемых всоответствии с международными соглашениями;
• Механизмфинансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга,который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризиснойситуации с внешними долгами;
• Механизмподдержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны,осуществляющие переход к рыночной экономике путем осуществления радикальныхэкономических и политических реформ.
Помимоуказанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальныефонды, которые были призваны содействовать преодолению кризисных валютныхситуаций, возникавших по разным причинам (например, нефтяной фонд - дляпокрытия дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть инефтепродукты; доверительный фонд - для оказания помощи наиболее беднымстранам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).
Возглавляемыеединым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счетимеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансированиеинвестиционных проектов и содействует осуществлению в ряде стран программэкономического развития.
МБРР, болееизвестный как Мировой или Всемирный банк, был создан в 1944 г. с целью оказанияпомощи п восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран,хозяйство которых было подорвано Второй мировой войной. С середины 50-х гг.после восстановления положения в этих странах основное внимание МБРР былопереключено на содействие экономическому развитию государств, освободившихся отколониальной зависимости. Мировой банк как специализированный институт ООНоказывает развивающимся странам финансовую помощь, выступает в роли советника вразработке программ их экономического развития, координирует действияпромышленно развитых стран и развития международных экономических организаций,оказывающих техническое содействие этим государствам.
Россиявступила в МБРР в 1992 г. Общая сумма выделенных Банком кредитов Россиисоставляет 9, 2 млрд. долл. США, из которых на начало 1999 г. использовано 5. 7млрд. долл. Кредиты предназначались на осуществление проектов в угольной инефтяной промышленности, сельском хозяйстве, на жилищное и дорожноестроительство, развитие системы здравоохранения и образования и др.
В связи стем, что ресурсы МБРР оказались недостаточными для удовлетворения возросшихпотребностей развивающихся стран в кредитах и одновременно слишком дорогими, вдополнение к МБРР на правах дочерних организаций были созданы МФК (1956 г.) иMAP (1960 г.).
МФК быласоздана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развитиячастного сектора в развивающихся странах. МФК кредитует также государственныепредприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредитынаправляются на реализацию высокорентабельных проектов в наиболее развитыхразвивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов.
Высшиморганом МФК является Совет управляющих, состоящий из управляющих и ихзаместителей. Он может передавать большинство своих полномочий (за исключениемприема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения или сниженияуставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам. Каждый управляющийВсемирного банка (с заместителем) автоматически является управляющим МФК, еслиего страна является членом МФК. Ежегодное собрание МФК проводится одновременнос собранием Всемирного банка.
Текущуюдеятельность направляет Директорат. Он состоит из 24 директоров Всемирногобанка, чьи страны одновременно являются членами МФК.
Президент МФКпо должности является председателем директората МФК. МФК была реорганизована в1993 году в соответствии с новыми требованиями (региональные стратегии,совершенствование экспертной работы, особенно в секторах инфраструктуры, химиии нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей промышленности и сельскогохозяйства). За текущую деятельность отвечает исполнительный президент.
К источникамфинансирования МФК принадлежат взносы членов в уставной капитал, кредиты МБРР,отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые намеждународных финансовых рынках.
МФК имеетотделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио. Действуютпредставительства в Африке, Азии, Латинской Америке и Европе, а такжеконсультативные бюро по разработке проектов (Project Development Facilities).
В 1986 годуМФК основала Консультативную службу по иностранным инвестициям (ForeignInvestment Advisory Service), для оказания помощи правительствам развивающихсястран в наиболее эффективном использовании иностранных инвестиций (капиталы,технология, менеджмент) в рамках долгосрочных программ развития. ДеятельностьКСИН контролируется комитетом (руководство: исполнительный президент МФК,вице-президент МАИГ, вице-президент МБРР по развитию частного сектора). Международная ассоциация развития.
МАР и МБРРпреследуют во многом одни и те же цели - предоставление займов/кредитовдля приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамкахнациональной экономики. Организации различаются по источникам финансовыхсредств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающийкапитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько болеельготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам,отвечающим определенным требованиям, а именно возвращающим кредиты), то МАР,получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентныекредиты беднейшим странам (с ежегодным душевым доходом менее 805 долл. США на1992 г.).
Структура МАРта же, что и у МБРР. Административную деятельность осуществляет посовместительству персонал МБРР. Штат сотрудников МАР разделен на четыресектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.
МАРрасполагает тремя основными источниками финансирования: прибыли МБРР, взносыгосударств-членов, взносы состоятельных государств-членов. Сюда добавляетсявозврат ранее предоставленных кредитов.
Раз в тригода группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государства) назначаетофициальных представителей, которые проводят консультации об очередномпривлечении средств МАР. Решение о проведении десятого привлечения средств МАР,используемых, прежде всего для борьбы с бедностью, проведения экономическихреформ, улучшения менеджмента и экологической среды, было принято в 1993 году(срок действия до 1996 г.).
Каждыйфинансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с цельюнаиболее эффективного использования финансовой помощи.
Россия сейчасимеет дело с тремя группами кредиторов: официальные кредиторы, в основномвходящие в Парижский клуб; коммерческие банки или Лондонский клуб; коммерческиефирмы и банки, входившие ранее в Токийский клуб. Совокупный долг этим тремгруппам составляет почти 70 млрд. долл. без процентов.
В своейработе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличиенепосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризациидолга обязательством должника проводить определенную экономическую политику иравномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первыедва принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить,прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может бытьрассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и неявляется обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем,связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должныдействовать сообща и координировать свои действия и требования.
1. Наличиенепосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Длятого чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следуетдоказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства повыплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежамв погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточнымдоказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того,Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страныс помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.
Неспособностьчастного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте дляприобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долгиностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозыпрекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляетсобой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности состороны государства.
2. Выполнениеопределенных условий. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочкиплатежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность черезосуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтомугосударства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишьпри условии принятия странами-должниками программ макроэкономическихпреобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ.
У должников,испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммынеплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами,но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты иссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительныедоговоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клубавозможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.
Чтобывырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальнуюстратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программумакроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которыепредъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешноговнедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получениефинансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихсязадолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должнаполностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов отМВФ в обычном порядке.
Обусловленностькредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политикуне является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже вДоговорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторыестраны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводитьопределенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.Почему они так считают?
Планпреобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика,включает в себя, как правило, следующие требования: ограничение роста денежноймассы, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль надпредоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курсанациональной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курсапутем девальвации), устранение контроля над ценами, совершенствование торговогобаланса, а также ограничение вмешательства государства в экономику.
Однако впрактическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходовна социальные нужды (образование, здравоохранение и т. п.) и отменойгосударственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров иуслуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаяхприводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что приосуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должниканередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.
3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств средикредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Онообеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем,связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целяхупрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются отом, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенногосрока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.
Указанныйпринцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамкахПарижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки,предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытиядолговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколео пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адресстраны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиямпогашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующееположение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна длягосударств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс»обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков ифирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным внастоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с темчтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категориикредиторов».
Лондонскийклуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда какПарижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб неимеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организацияносят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила,регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются взависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описанияпроцедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроковпогашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальныериски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности,образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет(БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той илииной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвоватьсотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков.Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должнополучить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенныхобязательств должника, и только после этого данное соглашение может бытьофициально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубеможет стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой длястраны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее ипочти без издержек для страны-должника.
Как правило,Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клубпересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этогокоммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мерпо реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны навеличине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляютвсе большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной частидолжников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится наборальтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращениядолга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть срокипогашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения орезервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периодыконсолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клубпредпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клубпостепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда какЛондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.
Россия взялана себя также обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР иперед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженностейпредполагается гасить в основном товарными поставками. Так, например, долгперед Словакией в настоящее время составляет 1, 8 млрд., перед Венгрией -480 млн, Республикой Корея - 170 млн, Болгарией - 100 млн,Польшей - 20 млн долл. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми странами,в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом (подробнеесм. подраздел «Долг СССР по межправительственным соглашениям»).
Россияреструктурировала свой долг одной из последних. К настоящему моменту проблемыдолга коммерческим банкам в глобальном международном понимании как таковой несуществует - около 30 стран реструктурировали долги на общую сумму почти250 млрд. долл. После долгих колебаний было решено, что для России болееперспективно все же не списание задолженности (оно возможно только один раз,причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а еереструктуризация. На количество реструктуризации вообще никаких ограниченийнет - их можно проводить бесконечно, так и не приступая к выплате основнойчасти долга.
1.2 Россия имеждународные финансовые организации: взаимодействие с международнымифинансовыми организациями
Взаимодействиес международными финансовыми организациями (МФО) продолжает оставаться одним изважных направлений российской экономической дипломатии.
Наблюдающеесяс 2000 г. общее улучшение экономической конъюнктуры в России позволило неприбегать в последнее время к финансовой помощи Международного валютного фонда.Ранее сотрудничество России с Фондом осуществлялось на основе регулярносогласуемых программ, определявших параметры оказания финансового содействия полинии МВФ и обязательства российской стороны по осуществлению определенныхмакроэкономических мероприятий. Начиная с 1992 г. Россия использовала ресурсыМВФ восемь раз на общую сумму около 22 млрд.долл. США.
В последниечетыре года Россия не обращалась за кредитами МВФ, ее общая задолженность передФондом на 1 апреля 2004 г. сократилась до 4,6 млрд.долл. США. В январе 2005 г.в соответствии с параграфом (а) раздела 7 статьи V Устава МВФ (о досрочномпогашении кредитов МВФ членами Фонда, которые существенно улучшили сальдоплатежного баланса по текущим операциям и увеличили размер валютных резервов)Российская Федерация выплатила Фонду весь объем накопленной задолженности.
В настоящеевремя Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которогоявляется самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация безпривлечения кредитов МВФ.
Проведенныйспециалистами Фонда обзор российской экономики за 2004 г. был выдержан вблагоприятном для России ключе. В нем, в частности, было отмечено дальнейшееулучшение макроэкономических показателей, а также прогресс в проведенииструктурных экономических реформ в ряде важных областей. Положительно оценилэкономический курс России Совет директоров МВФ.
Продолжаетсяплодотворное сотрудничество России со Всемирным банком и Европейским банкомреконструкции и развития (ЕБРР), успешная реализация проектов которых натерритории России способствует развитию инфраструктуры и экономическимреформам.
Основныминаправлениями работы с упомянутыми МФО являются улучшение делового климата иразвитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы,борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды.
На 1 апреля2004 г. сумма 53 займов в рамках портфеля действующих и закрытых проектов МБРРсоставляла 9,77 млрд долларов. Из них закрыты 30 займов на сумму 7,89 млрддолларов; действуют 23 займа на сумму 1,88 млрд долларов. Всего израсходовано8,45 млрд долларов.
В ходевизитов в Россию в 2000-2004 гг. Президент Всемирного банка Дж. Вулфенсоннеоднократно подтверждал заинтересованность в дальнейшем развитии отношенийконструктивного сотрудничества с Российской Федерацией, готовность к оказаниюсодействия реализации экономической программы российского правительства.
В июне 2002г. Совет директоров Всемирного банка утвердил новую стратегию деятельностиБанка в России на 2003-2005 финансовые годы. Ее особенность заключается в том,что объем заимствований, предоставляемых России в этот период, не будетограничен, а основными направлениями работы станут улучшение делового климата иразвитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы,борьба с распространение инфекционных заболеваний и защита окружающей среды.
В своюочередь, российская сторона в настоящее время также разрабатывает новуюпрограмму сотрудничества со Всемирным банком на 2005-2007 гг. В соответствии срешением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2000 г. Всемирный банквключен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
За прошедшиес начала операций в Российской Федерации годы Европейский банк реконструкции иразвития фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российскойэкономики. С 1991 г. по 2004 г. инвестиции Банка в российские проекты составили16,1 млрд.евро, из которых 5,9 млрд. евро (30% стоимости всех соглашений полинии ЕБРР) выделено за счет собственных средств. В 2004 г. объем инвестицийЕБРР в Россию составил 1,2 млрд. евро, из которых 0,9 млрд. евро освоено. Вцелом руководство Банка подтверждает свою приверженность поддерживать годовойобъем операций в России на уровне 1,2-1,3 млрд.евро.
Географияпроектов Банка распространяется от Калининграда до Камчатки (операции Банкаосуществляются в 49 из 89 регионов России). В 1997 г. Правительство РоссийскойФедерации дало согласие на открытие, помимо московского, дополнительныхрегиональных представительств ЕБРР в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге иВладивостоке.
В отраслевомразрезе формирования структуры портфеля российских проектов ЕБРР выделяютсячетыре основных сектора: финансовые учреждения, инфраструктура и муниципальноехозяйство, промышленный сектор, сырьевой сектор и агропромышленный комплекс.Наибольшая часть операций ЕБРР в нефинансовом секторе приходится на сырьевуюпромышленность и энергетику, развитие инфраструктуры, транспорта и сельскогохозяйства.
В конце 2002г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн.евро напроект защиты Санкт-Петербурга от наводнений.
С учетомстабилизации экономического положения России Среднесрочной стратегией ЕБРР на2004-2008 гг. предусмотрена возможность повышения 30%-й доли России в общемкредитном портфеле Банка. Совет директоров одобрил Стратегию ЕБРР для России на2005-2006 гг. в рамках Среднесрочной стратегии. Основные направления Стратегии:инвестиции в корпоративный и финансовый сектора, транспорт и инфраструктуру,помощь малому бизнесу, содействие модернизации банковской системы.
В ходе 14-гоЕжегодного заседания Совета управляющих ЕБРР (май 2005 г., г.Белград)руководство Банка в целом позитивно оценило реализуемую российскимправительством стратегию структурных реформ, отметив, что в последние годыРоссия стала экономически более привлекательной и стабильной. Подчеркнуты, вчастности, существенные улучшения в налоговой системе, принятие мер подебюрократизации экономики, усиление борьбы с коррупцией и «отмыванием» денег.
Основнымиприоритетами ЕБРР в работе на российском направлении на ближайшее времяявляется осуществление финансирования инфраструктурных проектов, привлечениестратегических инвесторов на российские предприятия, усиление темпов развитиямалого бизнеса и поддержка процесса реформ в финансовом секторе. При выборесвоих проектов ЕБРР тщательно учитывает такие факторы, как созданиеблагоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранныхпоказателей и инвестиций на цели энергосбережения.
В 2003 г.было ратифицировано Рамочное соглашение между Россией и Европейскиминвестиционным банком (ЕИБ), регулирующее его деятельность в России.
Вступление всилу этого Рамочного соглашение позволяет России в перспективе привлечь спомощью Банка долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, в первуюочередь, в инфраструктурные проекты. В настоящее время наряду с Европейскимбанком реконструкции и развития и Северным инвестиционным банком ЕИБ вовлечен впредоставление кредитов для финансирования проекта завершения строительствазащитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений (доля ЕИБ — 40 млн.евро).
В 2004 г.было принято решение о расширении мандата Банка на проведение операций в Россиии СНГ, что позволяет ему выделять кредиты до 500 млн.евро, причем не только наэкологические проекты, но и на финансирование программ поддержки малогопредпринимательства, а также инвестиции в инфраструктуру.
В последниегоды продолжалось осуществление практических шагов по анализу условий ивозможностей оформления полноформатного участия России в Межамериканском банкеразвития (МАБР) и Азиатском банке развития (АзБР). В качестве наблюдателяроссийские делегации принимают участие в работе ежегодных собраний советовуправляющих указанных банков.
Возможноечленство России в АзБР и МАБР способствовало бы укреплению политических иторгово-экономических позиций России в Азии и Латинской Америке в долгосрочнойперспективе, продвижению интересов российского бизнеса на азиатском илатиноамериканском рынках.
Важнымнаправлением внешней политики оставалось нахождение приемлемого решениядолговых вопросов. В рамках Парижского клуба кредиторов (ПК) продолжилоськонструктивное взаимодействие России со своими зарубежными кредиторами. Егоособенностью по-прежнему оставалось четкое, а в отдельных случаях – и сопережением графика, обслуживание Россией всей своей внешней задолженностиисключительно за счет собственных средств, без привлечения новых займов.
На 1 января2005 г. общая сумма задолженности России перед Парижским клубом с учетомкапитализации процентов составила 47,7 млрд.долл.США (из них около 38млрд.долл.США – советская часть российского долга).
С начала 2005г. активно обсуждался вопрос о досрочном урегулировании части российскойзадолженности перед клубом. Прошло несколько раундов соответствующихпереговоров как в многостороннем формате в рамках ПК, так и на двустороннейоснове. В итоге было принято решение о досрочной выплате Россией 15 млрд.долл.СШАдо конца 2005 г.
Параллельно спогашением долга идет поиск альтернативных путей урегулирования даннойпроблемы. В частности, среди членов ПК обсуждается инициатива о возможностиконверсии части советского долга в долевое участие иностранных инвесторов вакционерных капиталах российских компаний. Переговоры о возможностииспользовать схемы «долг в обмен на инвестиции» ведутся с Германией (крупнейшихкредитор России в рамках ПК), Италией и Испанией.
В настоящеевремя Россия вышла на новый этап сотрудничества с ПК, особенностью которогоявляется осуществление всех текущих платежей по обслуживанию внешнейзадолженности в полном объеме. Ведется комплексная работа по обеспечениюпогашения задолженности иностранных государств перед Россией с использованиемвзаимоприемлемых схем выплат долга. Россия играет важную роль в реализации Инициативы пооблегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC). Вклад нашейстраны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. Поэтому показателю Россия занимает первое место в мире. По абсолютным жевеличинам списания долгов слаборазвитым странам – третье место после Японии иФранции.
2.Характеристика финансовой системы РФ
2.1 Понятия финансовойсистемы и её звенья
Основой финансовой системыгосударства являются финансы предприятий и организаций.
Необходимо знать природуфинансов, глубоко разбираться в их функционирования, видеть способы наиболееполного их использования в интересах эффективного развитие предприятия[4, с.112].
Длявыполнения самых разнообразных функций государство в условиях рыночнойэкономики существенно активизирует свою деятельность, используя для этогоразличные экономические инструменты, и прежде всего финансы.
Финансыгосударства с рыночной экономикой, исходя из их условий и роли в национальномхозяйстве, можно определить как совокупность денежных отношений, посредствомкоторых осуществляется аккумулирование и распределение части доходов инакоплений госсектора, частного предпринимательства, кооперации, населения вцелях разрешения социально-экономических и политических задач общества впереходный к рынку этап развития, образование и использование централизованныхи децентрализованных денежных фондов государства для ускорения строительства новогообщества.
Кредитный рынок – это механизм, спомощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями игражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами,которые их могут представить (одолжить) на определенных условиях.
Основные функции кредитногорынка:
1. Объединение мелких,разрозненных денежных сбережений населения, государственных подразделений,частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов.
2. Трансформация денежных средствв ссудный капитал, обеспечивающий внешние источники финансированияматериального производства национальной экономики.
3. Предоставление займовгосударственным органам и населению для решения таких важнейших задач, какпокрытие бюджетного дефицита, финансирование части жилищного строительства идр.
Кредитный рынок позволяетосуществить накопление, движение, распределение и перераспределение заемногокапитала между сферами экономики.
Основой кредитной системыисторически являются банки.
Выполнение отдельных банковскихфункций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция иРимская империя). Первые предшественники современных банков возникли воФлоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела – обмена денегразличных городов и стран. Главными операциями банков были прием денежныхвкладов и безналичных расчетов. Позднее по такому принципу организовались банкив Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге(1618 г.). Банки обслуживали преимущественноторговлю и расчеты; они недостаточно были связаны с обслуживанием промышленногокапитала. Не была развита у них такая важная функция, как выпуск кредитныхденег.
Кредитно-финансовые институтыподразделяются на:
1)центральные банки;
2) коммерческие банки;
3) специализированныекредитно-финансовые институты (кредитные организации) [6, с.123].
Валютный рынок — это по величинесамый большой финансовый рынок мира. Он играет значительную роль в обеспечениивзаимодействия различных составляющих мировых финансовых рынков. Это механизм,с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношениямежду потребителями и продавцами валют[3, с. 12].
Основной товар валютного рынка –это любое финансовое требование, обозначенное в иностранной валюте. Формально вСША сюда относятся ценные бумаги в иностранной валюте, выпущенные заемщикамидругих стран (например, облигации правительства Германии в немецких марках),переводные векселя (тратты), подлежащие оплате в фунтах стерлингов, валюта,выпущенная правительством Франции. В Великобритании на валютном рынкесовершаются сделки с ценными бумагами правительства США в американскихдолларах, валютами, выпущенными правительствами других стран, например, Францииили Италии, а также траттами, подлежащими оплате голландскими гульденами илияпонскими иенами.
С точки зрения рыночногомеханизма, валютный обмен – это обмен валюты одной страны на валюту другой [6].
Основные участники валютногорынка – это банки-дилеры и другие банки, экспортеры, транснациональныекомпании, финансовые учреждения, инвесторы, правительственные агентства,предприятия и частные лица. Все они имеют разнообразные потребности, включаянеобходимость хеджирования открытых позиций на валютном рынке, потребностьинвестировать средства в различные районы мира и передавать покупательнуюспособность от одной страны к другой.
Крупнейшие банки, которые занимаются операциями с иностраннойвалютой, работают в торговых секциях ведущих финансовых центров (Лондон,Нью-Йорк, Токио, Франкфурт, Сингапур, Гонконг). В главнейших центрах, а именнов Лондоне и Нью-Йорке, эти банки имеют 30-40 брокеров, действующих в различныхсекторах валютного рынка. Самые крупные банки могут иметь 50 таких секторов иболее и работать с соответствующим количеством валют [5].
В начале рабочего дня, перед темкак местные финансовые центры начинают работать, брокеры общаются по телефонусо своими партнерами по всему миру. Они делятся информацией и докладывают отенденциях развития, достижениях и событиях в сфере торговли в тех центрах, гдеона уже началась. Они дополняют эту информацию техническим анализом, экономическимиданными и сведениями о политических условиях, чтобы лучше оценить ситуацию нарынке. Этот анализ позволяет брокерам лучше подготовиться к последующейрыночной деятельности.
Валютный рынок состоит измножества национальных валютных рынков, которые в той или иной мере объединеныв мировую систему. Эта система позволяет банку в каком-либо валютном центреосуществлять сделки на следующей основе:
I уровень: Розничная торговля. Сделки на одномнациональном рынке, при которых банк-дилер при купле-продаже непосредственновзаимодействует с клиентом.
II уровень: Оптовая межбанковская торговля. Сделки наодном внутреннем рынке, при которых два банка-дилера взаимодействуют друг сдругом с помощью валютного брокера. По существу, это межбанковский рынок.
III уровень: Международная торговля. Сделки между двумя иболее национальными рынками, при которых банки-дилеры различных торговыхцентров взаимодействуют друг с другом. Такие сделки могут включать арбитражныеоперации на двух или трех рынках [10, с. 17]..
На валютном рынке осуществляетсяразнообразная деятельность. Финансовые сделки составляют более 90% объема этойдеятельности. Сделки на обслуживание, такие как приток дохода от иностранногоинвестирования, судоходства и туризма, составили примерно 1% объема рыночной деятельности.
Участники валютного рынкаосуществляют несколько основных функций. Эти функции включают денежныепереводы, хеджирование, клиринг и кредит. Наиболее простая операция – денежныепереводы. Если британская компания должна осуществить платеж французскойкомпании во французской валюте, то необходимо переместить денежные средства изВеликобритании во Францию. Эта международная передача покупательной способностиосуществляется с помощью валютного рынка.
Валютный рынок обеспечиваетмеханизм клиринга при проведении международных платежей. Этот механизмдействует через оборот депозитов в иностранной валюте, которые банки хранят вбанках-корреспондентах, расположенных в других финансовых центрах[7].
Валютный рынок обеспечиваеткредит. Кредит осуществляется, когда экспортер выставляет срочную траттупокупателю или его банку. Разница между векселем на предъявителя (тратта соплатой по предъявлении) и срочной траттой заключается в том, что вексель напредъявителя оплачивается немедленно, а срочная тратта оплачивается черезопределенный срок после предъявления. Если экспортер выставляет срочную тратту,она дисконтируется, продается на рынке векселей, и экспортер получает еедисконтированную стоимость. Так как она деноминирована в иностранной валюте,банк передает ее экспортеру, что облегчает финансирование экспортных сделок.Срочная тратта становится акцептованной, покупается на денежном рынкеинвестором, который тем самым оплачивает сделку.
Валютный рынок оперирует активамиили финансовыми требованиями (обязательствами), выраженными в иностраннойвалюте. Сюда входят валютные депозиты, ценные бумаги (облигации) или акциииностранных правительств.
При работе на рынке банкипользуются следующими важнейшими инструментами: телеграфные или электронныепереводы средств с бессрочных вкладов (депозитов до востребования); банковскиевекселя на предъявителя; коммерческие тратты.
Валютный курс – соотношение, покоторому происходит обмен одной валюты на другую, т.е. «цена» денежной единицыодной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.
Виды валютного курса
1. Обменный валютный курс покассовым операциям – обменный курс валют, обслуживающий торговые сделки,которые будут заключены в течение 48 часов.
2. Обменный курс по срочнымоперациям – обменный курс валют, обслуживающих торговые сделки, которыесостоятся в будущем.
Существует3 формы валютных сделок: кассовые сделки (спот, с немедленной доставкой),срочные сделки (форвард, с доставкой через определенное время) и свопы [10, с.16-18].
Таким образом, существенный показатель глобальнойнеустойчивости финансового рынка — постоянно растущая инфляция, обесцениваниеосновных мировых валют. Даже попытки мирового регулирования, отчаяннопредпринимаемые мировой финансовой элитой транснациональных корпораций, не всостоянии затормозить эту инфляцию. Внешний валютный рынок — это самый большойфинансовый рынок в мире, на котором осуществляются международная торговля иобмен иностранных валют… Финансы здесь активно воздействуют на процессвоспроизводства: государство, используя самые разнообразные финансовые методы,стремится максимально возможную часть имеющихся денежных ресурсов вложить вэкономику для развития производства; государственный бюджет получает из сферыпроизводства немалые средства, которые в возрастающей доле вновь должны идти впроизводство; определенная доля финансовых ресурсов не изымается вгосударственный бюджет, а остается у предприятий для расширенноговоспроизводства; в целях подъема хозяйственной жизни страны все более широкуюфинансовую поддержку государства призван получать частный сектор; государствоосуществляет крупные затраты социального порядка, способствующиевоспроизводству на расширенной основе; налоговая политика должна проводитьсятаким образом, чтобы способствовать увеличению производства в важнейшихотраслях хозяйства; государство все активнее влияет на процессыценообразования, стремясь создать благоприятные условия для расширениянационального производства.
2.2Характеристика звеньев финансовой системы РФ
Вфинансовую систему РФ входят следующие звенья: государственный бюджет, местныебюджеты, фонды социального страхования, имущественного и личного страхования, финансыпредприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные фонды [14,с.16].
Основнымифункциями финансов являются следующие:
1) воспроизводственная — мобилизация ипредоставление денежных средств для обслуживания потребностей воспроизводства;
2) распределительная — распределение иперераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода;
3) контрольная — экономический контрольза хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений;
4) регулирующая — осуществлениемероприятий, направленных на выполнение антиинфляционной программы, проведениецеленаправленной структурной политики и др.
Главныморудием финансовой политики является государственный бюджет — основнойфинансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Госбюджетпредставляет собой общегосударственный фонд денежных средств, назначениекоторого — создать условия для эффективного развития народного хозяйства.Отличительные особенности использования государственного бюджетахарактеризуются тремя важнейшими моментами: безвозмездностью, безвозвратностьюи целевым назначением, т.е. бюджетным финансированием, по структуре он состоитиз доходной и расходной частей. Расходы госбюджета направлены на финансированиеобщенациональных предприятий; содержание и развитие социально-культурной сферы,национальную оборону, проценты по государственному долгу и т.п. Источникомдоходной части являются всевозможные виды налогов.
Бюджетнаяполитика России определяется рядом специфических факторов. Это политика,осуществляемая в условиях экономического кризиса, инфляции, смены типавоспроизводственных отношений, глубоких структурных катаклизмов. Отсюдаследует, что российская бюджетная политика не может восприниматься как типичныйслучай бюджетной политики, свойственной развитой рыночной экономике.
Бюджетнаяполитика в России в целом реализовывает общие цели, которые стоят перед всякойбюджетной системой, такие как концентрация и централизация финансовых ресурсов,воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических иполитических функций государства.
Вместе с тем российская бюджетная политика во многомобусловлена инерцией прошлого и теми специфическими задачами, которые онапризвана решать в условиях периода, сущность которого определяется походом кновому типу экономических отношений. Такими специфическими бюджетнымипроблемами переживаемого Россией периода являются: обеспечение в условияхкризиса управления экономикой и экономическими процессами в целом; решениеострых социальных противоречий, возникших в результате смены общественногостроя и порожденных новыми политико-экономическими реалиями; развитие новыхотношений бюджетного федерализма, обеспечивающего приемлемую степеньустойчивости государства [3, с.112-115].
Вконкретных условиях России характер политики отличается неопределенностью.Политика налогов, бюджетных расходов, регулирование эмиссии и денежной массы,процентная политика Центрального банка, масштабы и источники бюджетногодефицита — все это отклоняется от стандартных процессов, свойственныхрегулируемой рыночной экономике со стабильным законодательно установленнымбюджетным процессом.
Несмотряна все особенности и противоречия проводимой сегодня бюджетной политики, онастроится на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования,обеспечивающих компромисс экономических интересов государства, населения ипредпринимательства.
Правительствоисходит из необходимости решения в первую очередь задач макроэкономическойполитики. Основными макроэкономическими регуляторами являются бюджетная,налоговая и денежно-кредитная политика государства. Правительство Россиисформулировало цели своей бюджетной политики следующим образам: стабилизацияпроизводства и формирование условий для последующего роста экономическогопотенциала на основе снижения уровня инфляции, создания благоприятногоинвестиционного климата в стране для реализации программы структурной перестройки,концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развитияэкономики страны.
Имеютместо определенные позитивные сдвиги в результате проведения умеренной жесткойфинансовой и денежной политики. Возрастают объемы производства, снижаются темпыинфляции. Создались предпосылки для финансовой стабилизации. Произошлиопределенные позитивные сдвиги в осознании сути управления государственнымифинансами, исходя из ориентации бюджетной политики на взаимосвязимакроэкономических ориентиров.
Безусловно,одним из наиболее значимых для экономики направлений бюджетной политикиявляется концентрация расходов бюджета на приоритетных направлениях и вотраслях, способных укрепить производственный потенциал страны и одновременноувеличить поступления доходов в бюджет.
Речьидет об отделении приоритетов бюджетного финансирования от структурной политикив области промышленного производства.
ПравительствоРоссии, формулируя основные задачи переориентации экономических реформ,выдвигает структурную перестройку экономики в качестве приоритетной задачи.Основной целью рациональной структурной политики государства и селективнойподдержки предприятий является создание конкурентоспособной экономики. Этопредполагает не только поиск стратегии разумного использования накопленийобщества и трансформации их в инвестиционный капитал, но и разработку такойсистемы согласования общенациональных и частных интересов общества, котораяпоследовательно направляла бы развитие частных интересов в руслообщенациональных.
Структурнаяперестройка российской экономики предполагает изменениематериально-вещественных пропорций на макро-, микроэкономическом имежрегиональном уровнях общественного производства» а также ориентацию наосвоение внутреннего рынка. Для этого приоритетного развития всю сферупроизводства ориентируют на покупательский спрос населения. Кроме того,отличительными чертами российского внутреннего рынка являются: явноенесоответствие структуры цен структуре народного хозяйства, убыточность вмировых ценах большей части продукции российской перерабатывающейпромышленности. [12, с. 3-4].
Навсех уровнях государственной власти существует достаточно четкое пониманиетого, что государство может и должно участвовать в стимулированииинвестиционной активности производства. При этом отдача от такого участия будетболее эффективной для общества в целом, если оно будет происходить не в формеденежной накачки частных инвестиционных программ, а через систему продуманных ицеленаправленных государственных мероприятий, реализуемых в налоговой,бюджетной и ценовой политике, [10, с.16-18].
Финансовый рынок – это сфера проявления экономическихотношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов иинвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовыхресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
Финансовый ранок состоитиз системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного,золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальнуюсистему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обменденьгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесьиграют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств отсобственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги.Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установлениянепосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Понятие «финансоваясистема» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звенефинансов отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звенофинансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои,присущие ему функции.
Финансы предприятийобслуживают материальное производства. При их участии создается ВВП,распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственныйбюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, ипроисходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическимирегионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальныефонды имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены длявозмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению,а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семьематериального обеспечения при наступлении страхового случая.
Первые три блока финансовых отношений относятся кцентрализованным финансам и используются для регулирования экономики исоциальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятсяк децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулированияэкономики и социальных отношений на микроуровне.
К рынкам, на которых можно накопить или получить капиталотносится рынок ценных бумаг, наравне с рынком банковских капиталов, валютнымрынком, рынком страховых и пенсионных фондов. Иными словами, рынком, на которомпреобладают финансовые отношения, называется финансовым рынком, а в его составвходят денежный рынок и рынок капиталов[7, с. 65].
Рынок, на котором продаются и покупаются материальныересурсы, в западной экономической литературе получил название рынка реальныхактивов. Рынок, обеспечивающий распределение денежных средств между участникамиэкономических отношений называется финансовым рынком. Рынок ценных бумагохватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиесячерез выпуск специальных документов (ценных бумаг), которые имеют собственнуюстоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться. Финансовый рынокотражает спрос и предложения финансовых средств, то есть денег, валют, акций,облигаций и других ценных бумаг. В него входят: рынок ценных бумаг, иначеговоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка ипредставляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Организационной структуройтакого рынка выступает фондовая биржа; рынок ссудных капиталов представлен ввиде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. Втоже время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство,предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка; денежный рынок-это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений.Основным элементом денежного рынка выступают спрос на деньги и предложениеденег; рынки срочных контрактов, или фьючерсные рынки. Функционирование данногорынка проявляется в сведении в одном месте потребителя и производителя с тем,чтобы они договорились о той цене, по которой определенные товары перейдут изрук в руки в определенные сроки в будущем. Основным продуктом продажи на такихрынках выступают фьючерсные и форвардные контракты на поставку товаров[8, с.183 — 185].
Финансовый рынок имеет ряд функций, которые условно можноразделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, испецифические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночнымфункциям относятся такие, как: коммерческая функция, то есть функция полученияприбыли от операции на данном рынке; ценовая функция, то есть рынок обеспечиваетпроцесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.; информационнаяфункция, то есть рынок производит и доводит до своих участников рыночнуюинформацию об объектах торговли и ее участниках. Регулирующая функция, то естьрынок создает правила торговли и участия в ней, порядок расширения споров междуучастниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления ит.д. К специфическим функциям финансового рынка можно отнести следующие: перераспределительнуюфункцию; функцию страхования ценовых и финансовых рисков. Перераспределительнаяфункция условно может быть разбита на три подфункции: перераспределениеденежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности; переводсбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительнуюформу; финансирование дефицита государственного бюджета на не инфляционнойоснове, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств [14, с.19].
Такимобразом, российский финансовый рынок в настоящее время может сытьохарактеризован как преимущественно спекулятивный с в силу объективных причинне связанный с инвестициями в реальное производство.
Сказанное выше позволяетсделать несколько основных выводов о характере финансового рынка, сложившегосяв России в период попыток проведения рыночных реформ.
1. Основной проблемой финансового рынкаРоссии стало неуклонно снижающееся товарное обеспечение национальной валютывследствие непрерывного сокращения национального производства.
2. Наличие двух основных источниковденежных ресурсов – государственный бюджет и внешние рынки – обеспечилодвойственность российской финансовой системы: на внутренне рынке она имеетхарактер финансово-фондовой распределительной системы, а при обеспеченииэкспортно-импортного оборота обретает черты механизма конвертации экспортныхресурсов в импортные товары народного потребления.
3. Непрерывное снижение капиталоемкостиэкономики и ее товарность привело к формированию спекулятивного характерафинансовой системы, в первую очередь ее денежного и фондового рынков.
4. Основным условием функционированиянынешней финансовой системы, учитывая реальные интересы ее участников, являетсянепрерывное расширение централизованной денежной эмиссии. Поскольку дляпоследней поводом становится ликвидация дефицита денежной массы вследствиероста инфляции, нынешняя финансовая система предполагает для своегосуществования непрерывный рост инфляции, способной обеспечить масштабный ростденежных ресурсов без непосредственного инвестирования хозяйственной деятельности.
5. Нынешний финансовый рынок неориентирован на инвестирование национального производства и не способен (в силуряда причин) его осуществлять в приемлемых масштабах.
6. Характер сложившегося финансовогорынка достаточно быстро превращает большинство антиинфляционных механизмов вмеханизмы раскручивания инфляции. Так, например, ГКО, предназначавшиесяпервоначально для регулирования размера денежной массы на денежном ранке,превратились в механизм скрытой, внебюджетной денежной эмиссии. [6, с.23-27]. Для современной системы рыночных отношенийхарактерна громоздкая и все разрастающаяся финансовая надстройка над собственнопроизводственной сферой. Более того, эта надстройка приобретает своюсамостоятельность, она становится самодовлеющей в сложившейся экономическойсистеме. Мировой финансовый рынок сейчас – это гигантская машина спекулятивногоперераспределения капитала. Финансовый оборот в мире по разным данным сейчас в30-300 раз превышает реальный оборот материальных ценностей и услуг. Налицогигантская финансовая пирамида, то есть механизм обмана и жульничества.Современный этап развития российского финансового рынка характеризуетсявнутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами сосбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. Существенныйпоказатель глобальной неустойчивости финансового рынка — постоянно растущаяинфляция, обесценивание основных мировых валют. Даже попытки мировогорегулирования, отчаянно предпринимаемые мировой финансовой элитой транснациональныхкорпораций, не в состоянии затормозить эту инфляцию.
Можносделать вывод, что финансовый рынок – это рынок в котором преобладаютфинансовые отношения, в его состав входят денежный рынок и рынок капиталов и вусловиях рыночной экономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономическихфункций. Одной из наиболее важных функций рынка является инвестиционнаядеятельность. Финансовый рынок имеет ряд функций, которые условно можноразделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, испецифические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночнымфункциям относятся такие, как: коммерческая функция, ценовая функция,информационная функция, регулирующая функция и т.д. К специфическим функциям финансовогорынка можно отнести следующие: перераспределительную функцию; функциюстрахования ценовых и финансовых рисков. На финансовом рынке в процессеценообразования в основном взаимодействуют два экономических закона: законспроса и предложения и закон стоимости. Развитие финансов обусловленопостоянный расширением финансовых фондов, включающих в себя централизованные(обычные бюджеты, бюджеты капитальных вложений и т.д.) и децентрализованные(фонды предприятий и других организаций). Экономическая ситуация в России всфере производственных инвестиций сегодня отличается не только, сложностьюнакопленных экономических проблем, но и тем, что практически не меняетсяменталитет многих хозяйственных руководителей. Важно в нынешней ситуациицеленаправленно ориентировать воздействие экономических реформ настимулирование действий хозяйственных руководителей по сокращениюпроизводственных, затрат, повышению конкурентоспособности продукции и общейэффективности производства. Это означает, что в основуструктурно-инвестиционной политики должны быть положены принципиально новыеориентиры рыночных преобразовании.
3.Финансовый аппарат государства, его структура и функции
3.1Управление финансами
Управлениефинансами (или финансовый менеджмент) означает управление денежными средствами,финансовыми ресурсами в процессе формирования и движения, распределения иперераспределения, а также использования; это сознательное и целенаправленноевоздействие
— экономические отношения,обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движениемденежных средств, денежным обращением, использованием денег для полученияоптимального печного результата хозяйствования. Самая большая ошибка многихроссийских предпринимателей заключается в недооценке ими финансовогоменеджмента (управления плисовыми потоками). Некоторые предпринимателиобъясняют это он сложностью финансовых проблем, а потому делегируют своиполномочия подчиненным. Такая позиция ошибочна: никоим образом нельзя нинаправлять, ни контролировать самостоятельно денежные потоки, как поступающие,так и исходящие. Именно в движении этих потоков концентрируется реальныйрезультат предпринимательской активности и скрыты те возможности повышениярезультативности бизнеса, поиск которых ведет предприниматель. Поэтомуотечественному предпринимателю прежде всего необходимо освоить все основныепринципы и подходы управления финансами, хорошо в них разбираться, иначе онобречен на неуспех.
Таким образом, проблемаовладения всем потенциалом финансового менеджмента, всеми его секретами — этовопрос жизни и смерти бизнеса, особенно в специфических условиях российскогорынка[7, с. 71-76].
Происходящиев нашей стране рыночные изменения делают насущной необходимостью приобретать иэффективно применять опыт хозяйствования в новой обстановке. Условия и принципыфункционирования предприятий, результаты деятельности теперь прямо зависят отконкурентоспособности их продукции на рынке. В приспособлении к требованиямконкретных рынков очень важными являются предвидение, оценка уровня качестватехнико-экономических параметров продукции, ее цены, сроков поставки. Причемэто необходимо делать заранее, еще на стадии разработки новой продукции,модернизации, усовершенствования выпускаемых изделий, до началапроизводственного цикла. Очень важно иметь всю необходимую деловую информацию идля разработки сбытовой политики.
Огромнуюроль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме ихрегулирования играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений иодновременно важный инструмент реализации экономической политики. Вот почемусегодня, как никогда, важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбиратьсяв особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного ихиспользования в интересах эффективного развития предприятия. Добиться деловогоуспеха сегодня невозможно без применения самых разнообразных финансовыхинструментов, многие из которых уже нашли широкое применение на российскомрынке. Финансовое благосостояние фирмы — понятие сложное, комплексное,свидетельствующее о стабильности ее денежных капиталов, при котором создаютсяусловия для развития, роста прибыли, поддержания платежеспособности,ликвидности, кредитоспособности и рентабельности при рациональном уровне риска.Основы финансовой устойчивости фирмы прежде всего выступают естественнымрезультатом процессов, происходящих в ней самой. Однако на нее активновоздействуют и процессы, происходящие в обществе, т.е. внешние факторы.взобраться в этом сложном взаимопереплетении и использовать возможности каквнешних, так и внутренних факторов помогает финансовый менеджмент.
В тоже время решение проблем, стоящих перед финансовым менеджером предприятия,невозможно без решения вопросов, которые на первый взгляд прямо к финансам неотносятся (в их числе и наличие хорошо поставленного управленческого учета, икачество планирования на предприятии, и обеспеченность еговысококвалифицированными менеджерами, и оптимизация налогообложения, и т.д.).Результаты финансовые, финансового менеджмента являются производными т итоговвсей рыночной деятельности предприятия, качества и работоспособности всего егоколлектива. Следовательно, оздоравливать финансы фирмы — это оздоравливать весьее организм.
Поэтомув деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, наспособность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тотединственно возможный в данном положении подход, который и является вконкретных условиях оптимальным. Для современного менеджмента характерны:
• стабильное стремление к повышениюэффективности производства
• бизнеса в целом;
• широкая хозяйственнаясамостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несетответственность за конечные результаты: функционирования на рынке предприятия вцелом или его подразделений;
• постоянная корректировка целей ипрограмм в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
• ориентация на достижениезапланированного конечного результата деятельности организации;
• использование современнойинформационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческихрешений;
• изменение функции планирования оттекущего к перспективному;
• выход финансового менеджмента напередний план во всей системе управления предприятия;
• упор на все основные факторыулучшения деятельности фирмы;
• оценка управления в целом только наоснове реально достигнутых конечных результатов;
• максимальное применениематематических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
• привлечение всех сотрудников фирмы куправлению ей;
• осуществление управления на основепредвидения изменений, гибких
решений;
• опора на инновации в каждом сегментеработы организации, нестандартные решения;
• проведение глубокого экономическогоанализа каждого управленческого решения;
• способность разумно рисковать иуправлять риском;
• возрастание роли маркетинга вбизнесе до ключевой [5, с. 32-35].
Хозяйственные условия вРоссии сегодня настолько отличаются от государств с развитой рыночнойэкономикой, что использование приемов и методов современного менеджмента внашей стране не может не носить творческий, пионерский, новаторский характерпри максимальном учете особенностей, традиций, специфики всей страны в целом,каждого региона, трудового коллектива. Ныне менеджмент выступает как системапрограммно-целевого управления, текущего и перспективного планирования,прогнозирования научных разработок, организации производства, реализациипродукции и услуг на основе постоянных нововведений с целью повышенияэффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества вцелом, увеличения прибыли.
3.2Механизм реализации функций и задач органов управления финансами
Государственноерегулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементовразвития и формирования финансовых рынков капиталистических стран. Основныминаправлениями государственного регулирования являются:
· политикацентрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;
· налоговаяполитика правительства на центральном и местном уровне;
· участиеправительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитныхинститутах;
· законодательныемероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельностьразличных институтов кредитной системы.
Вразвитых странах политика центрального банка распространяется главным образомна коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции наоткрытом рынке; прямое воздействие на кредит.
Учетная политикацентрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей,поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают их отпромышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдаеткредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетнуюставку. Учетная политика центрального банка направлена на имитированиепереучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждогокоммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объемвыдаваемых ссуд.
Следующей формойрегулирования центрального банка является определение нормы обязательныхрезервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается втом, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов набеспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться илиувеличиваться в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке. Ее увеличениеведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот,снижение – к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаютсяпо странам и колеблются в пределах от 5 до 20%. С помощью нормы резервовцентральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в своюочередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.
Еще одной формойрегулирования центральным банком кредитной системы являются операции наоткрытом рынке с государственными облигациями путем из купли-продажикредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации центральныйбанк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствуетповышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляеткредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. Приэтом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаныпокупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образомдефицит бюджета и государственный долг[8] .
Формой регулированияявляется также прямое государственное воздействие центрального банка накредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций,директив, применения санкций за нарушения. Один из методов регулирования –налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль,получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Увеличение налогов можетспособствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентныхставок и, наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет красширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок.Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективноегосударственное регулирование деятельности кредитной системы. Другимрегулирующим методом является участие государства в деятельностикредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участиегосударства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, такимобразом, создание смешанных институтов.
Большоевлияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры,осуществляемые центральным правительством, местными органами, а такжезаконодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций,регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная изаконодательная власти, которые создают главные законы, определяющиедеятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной властиосновными регулирующими органами являются центральный банк и министерствофинансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулированиипринимают законодательные органы. В их структуре действуют специальныекомитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так идеятельность кредитной системы. Система государственного регулированияфинансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и довольнопротиворечивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапыприспособления и структурных изменений. Современному механизму регулирования взначительной степени способствовали такие события, как кризис 1923-1933 годов,послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х годов, инфляцияи банкротство коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х годах.
Можно заключить, чтоРоссийская система государственного регулирования сейчас находится в стадиизарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулированияфинансовых рынков развитых стран .
3.3Бюджетный федерализм как тенденция развития финансовой системы РФ
Дефицитбюджета и величина государственного долга — это важнейшие показатели состоянияэкономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.
Дефицитбюджета — это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят егодоходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальнойэкономике, фиксирует результат этих изменений.
Причинбюджетного дефицита может быть много:
¨ спадобщественного производства;
¨ рост предельныхиздержек общественного производства;
¨ массовый выпуск«пустых» денег;
¨ неоправданно«раздутые» социальные программы;
¨ возросшие затратына финансирование ВПК;
¨ крупномасштабныйоборот «теневого» капитала; огромные непроизводительные расходы, приписки,хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающеесяобщественному учету [9, с. 44-46].
Вэкономических системах с фиксированным количеством денег в обращенииправительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицитабюджета — это государственные займы и ужесточение налогообложения.
Бюджетныйдефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическимкатегориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако,являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без нихэкономическая система утрачивает способность к, самодвижению и поступательномуразвитию.
Особаяпроблема, возникающая при данной концепции, — это то, что. спады и подъемы вэкономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.
Однакопри всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефицитыприводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» вэкономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годыфункционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но впоследние 5-6 лет дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы,что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.
Государственныйдолг-это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитовза вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различаютвнешний и внутренний государственный долг.
Внешнийгосударственный долг — это долг иностранным государствам, организациям иотдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как онадолжна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатитьпроценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычноопределенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит,
Внутреннийдолг — это долг государства своему населению. В соответствии с законом РФгосударственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательстваправительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическимилицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученныхправительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпускаценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств,гарантированных правительством РФ. Долговые обязательства могут бытькраткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными(от 5 до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в установленные сроки,которые не могут превышать 30 лет.
Нарастаниевнутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростомее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга непроисходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни,последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, чтопогашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределениюдоходов внутри страны.
Рост государственного долгавлечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых,выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах,поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована унаиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннегодолга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоевнаселения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями,становится еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средствовыплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорватьдействие экономических стимулов развития производства, снизить интерес квложениям средств в новые рискованные предприятия, в НИОКР и т. д., а такжеусилить социальную напряженность в обществе. В-третьих, существование внешнегодолга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (вслучае выплаты процентов или сумм основного долга) [1].
Заключение
Финансовыйрынок – это рынок в котором преобладают финансовые отношения, в его составвходят денежный рынок и рынок капиталов и в условиях рыночной экономикивыполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций. Одной из наиболееважных функций рынка является инвестиционная деятельность. Финансовый рынок имеетряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночныефункции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которыеотличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как:коммерческая функция, ценовая функция, информационная функция, регулирующаяфункция и т.д. К специфическим функциям финансового рынка можно отнестиследующие: перераспределительную функцию; функцию страхования ценовых ифинансовых рисков. На финансовом рынке в процессе ценообразования в основномвзаимодействуют два экономических закона: закон спроса и предложения и законстоимости. Развитие финансов обусловлено постоянный расширением финансовыхфондов, включающих в себя централизованные (обычные бюджеты, бюджетыкапитальных вложений и т.д.) и децентрализованные (фонды предприятий и другихорганизаций). Экономическая ситуация в России в сфере производственныхинвестиций сегодня отличается не только, сложностью накопленных экономическихпроблем, но и тем, что практически не меняется менталитет многих хозяйственныхруководителей. Важно в нынешней ситуации целенаправленно ориентироватьвоздействие экономических реформ на стимулирование действий хозяйственныхруководителей по сокращению производственных, затрат, повышениюконкурентоспособности продукции и общей эффективности производства. Этоозначает, что в основу структурно-инвестиционной политики должны быть положеныпринципиально новые ориентиры рыночных преобразовании.
Российская системагосударственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в нейчетко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынковразвитых стран .
Список использованной литературы
1. Агапова Т.А.,Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н… проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 448 с.
2. Алехина О.Е.,Репетун Т.В., Блохина А.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. Часть I. – Саратов: Издательский центр СГСЭУ,2006 г.
3. Балабанов B.C. и др. Рынок ценных бумаг: Коммерческая азбука/В.С. Балабанов,И.Е. Осокина, А.И. Поволоцкий. — М.: Финансы и статистика, 2003.-128с.
4. Бердникова Т.Б.Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М. 2007 — 270с. — (Серия «Высшее образование").
5. Войтов А.Г.Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. — 5-еперераб. и доп. изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.-584с.
6. Волков О.И.,Скляренко В.К. Экономика: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 280 с.
7. Денисов А.Ю.,Жданов С.А. Экономическое управление государством. – М.: Издательство «Дело иСервис», 2005. – 416 с.
8. Лившиц А.Я.Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО «квадрат», — 2003. – стр.183-206.
9. Миркин Я.М.Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 2005. с. 565.
10. Васильев В.Н.Вексель в хозяйственном обороте в России // Закон и право. — 2006. — №10. — с.16-18.
11. Габов А.В.Индоссамент как один из способов передачи векселя // Хозяйство и право. – 2007.- №6. — с.39.
12. Гришаев С.С.Финансовая система // Домашний адвокат. — 2006. — №16,17. — с.7.
13. Котляр А. Возможности минимизациибезработицы в России // Человеки труд, № 9/2007. с. 42 – 43.
14. Яковлев А.Н.Раскрытие информации о проблемах классификации не денежных трансакций //Вопросы экономики. — 2006. — №5. — с. 19.