Реферат по предмету "Финансовые науки"


Сущность и назначение денежной системы. Особенности становления и развития денежной системы Украины

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНБАССКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Финансы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ФИНАНСЫ,ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И КРЕДИТ»
на тему:«Сущностьи назначение денежной системы. Особенности становления и развития денежнойсистемы Украины»

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность и назначение денежнойсистемы
2. Элементы денежной системы
3. Денежная система Украины
3.1 Государственное регулированиеденежной сферы
3.2 Элементы национальной денежнойсистемы
3.3 Формирование денежной системыУкраины
4. Монетизация
4.1 Монетизация бюджетного дефицита вУкраине
4.2 Монетизация валового внутреннегопродукта
5. Денежно-кредитная политика
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
В условиях становленияв Украине новых экономических отношений, трансформации экономических исоциальных процессов, формирования и развития финансовой и банковской системисключительно важное значение приобретает усиление роли центрального банкастраны в стимулировании соответствующих процессов путем использования рыночныхметодов регулирования экономики и денежно-кредитного рынка.
Изменение политическойситуации в Украине, четкое понимание неотложной необходимости проведенияэкономических реформ, накопление собственного опыта и изучение мировой практикидали возможность кардинально изменить подходы к разрешению проблемденежно-кредитного регулирования. Возникла необходимость с учетом особенностейэкономического развития Украины систематизировать накопленный опыт, выявитьосновные тенденции и закономерности денежно-кредитного регулирования, четкоопределиться с выбором методов и инструментов и обосновать теоретические ипрактические мероприятия и перспективы формирования и развития монетарнойполитики в Украине.
За годы независимостиУкраины в соответствии с изменениями в ее экономической политике и банковскойсистеме существенно изменились не только методы, но и инструменты реализацииденежно-кредитной политики, постоянно совершенствовались денежно-кредитный,открытый, межбанковские рынки, условия использования соответствующих монетарныхинструментов.
Путем обеспечения стабильностигривны и на ее основе – стабилизации и поднятии экономики состоят, преждевсего, в обеспечении стабильной политической ситуации, наличия системы законов,четкой экономической политики и механизмов ее реализации.
Однако в связи сдинамическими изменениями, которые произошли в экономике, финансово-кредитнойсфере и банковской системе постоянно есть необходимость совершенствовать методыи инструменты реализации денежно-кредитной политики, оперативно решать проблемысбалансирования денежного рынка, контроля за соблюдением коммерческими банкамирегулирующих нормативов, рефинансирование банков и т.д.

1. СУЩНОСТЬИ НАЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
Деньги – это общийэквивалент для всех прочих товаров, т.е. они служат средством выражениястоимости товаров.
Денежная система – этоустановленная государством форма организации денежного оборота в стране.
Каждое государствоформирует свою собственную денежную систему, стремясь придать ей полнуюнезависимость и возможность противостоять внешним влияниям, когда они угрожаютинтересам национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системыявляется одним из ключевых признаков политической и экономическойсамостоятельности государства.
Денежная система вкаждой стране складывалась исторически, ее содержание и структурные элементыотображают достигнутый социально-экономический уровень развития страны. Онаявляется составляющим рыночного механизма и юридически регулируется законами,установленными государством. Эти законы определяют основные принципы, правила,нормативы и другие требования, которые регламентируют отношения междусубъектами денежного оборота. Учитывая особо важную роль денежных отношений вэкономической жизни общества, во всех странах независимо от устройства,формирование денежных систем осуществляется центральными органами власти.Местные органы власти, даже в странах с федеративным устройством, по сутиотстранены не только от формирования денежных систем, но и от контроля зафункционированием их отдельных элементов.
Не смотря на то, чтоорганизация денежного оборота осуществляется при участии банков, а обеспечениенормального функционирования кредитных денег является одним из основных заданийбанковской системы, денежная система формируется и функционирует на базебанковской системы и может рассматриваться как ее составная. Поэтому во многихстранах правовые нормы, которые формируют денежную систему, определяютсянепосредственно в банковском законодательстве, а прежде всего в законах.Которые регламентируют деятельность центральных банков. Более того, всоответствии с этими законами центральным банкам предоставляются широкиеполномочия по регулированию денежного оборота. Поэтому имеются все основания считатьцентральный банк институциональным центром денежной системы. Ему принадлежитрешающая роль в обеспечении эффективного функционирования денежной системыстраны.
По сфере обхватаэкономических отношений денежная система – явление чрезвычайно широкое,адекватное всему денежному обороту. Все денежные потоки. Независимо от сферыэкономики, которую они обслуживают. И формы, в которой осуществляются, являютсяобъектами регулятивного влияния денежной системы. Поэтому есть основания длявыделения в составе денежных систем отдельных. Относительно самостоятельныхподсистем:
-система безналичныхрасчетов;
-валютная система;
-система наличногообращения.
Каждая из названыхподсистем имеет свой особый объект регулятивного влияния, которыйограничивается определенной формой или сферой денежного оборота.
Так как денежнаясистема каждой страны определяется ее внутренним законодательством, именноявление денежной системы постает на поверхности как чисто национальное. Каждоегосударство формирует свою денежную систему, стремясь придать ей полнуюнезависимость и способность противостоять внешним влияниям, когда они угрожаютинтересам национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системыявляется одной из ключевых характеристик политической и экономическойсамостоятельности государства.
Особенно убедительнонационально-государственная обусловленность денежных систем проявилась в периодстановления независимых стран, которые возникли на территории бывшего СССР.Каждая из них, провозгласив свою политическую независимость, по сути,одновременно заявила о выходе из единого рублевого пространства, который регулировалсядругим государством – Российской Федерацией, и о создании собственных денег иденежных систем.

2. ЭЛЕМЕНТЫДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
Общенациональноеназначение и особая миссия денежной системы в функционировании государстваобуславливают важную роль исторического фактора, традиций, национальныхособенностей, экономического развития страны в ее формировании. Это проявляетсяне только во внешнем виде денежных знаков и монет, а и в более сложных иответственных элементах денежной системы, таких как масштаб цен, купюрностьденежных знаков, организация расчетов и т.д. благодаря этому денежная системакаждой страны имеет свои специфические признаки, которые отличают ее отденежных систем других стран, обеспечивают им иммунитет против внешнеговоздействия.
Основными элементами,которые формируют денежные системы всех без исключения стран являются:
-названия денежнойединицы и ее частей;
-масштаб цен;
-виды денежных знаков,которые имеют законную платежную силу;
-валютный курс;
-порядок ирегламентация наличного и безналичного оборотов денег;
-государственныеорганы, которые обеспечивают регулирование денежного оборота и контроль засоблюдением действующего законодательства.
Денежная единицаустанавливается законодательством каждой страны с учетом исторических особенностейее развития и национальных традиций. Новую национальную валюту решениемВерховной Рады Украины в 1996 году названо гривна. Такое название имеладенежная единица Киевской Руси.
Денежная единица – одиниз атрибутов государственности. На территории страны она служит масштабом цен,средством измерения стоимости товара, и пребывает в обороте как законноеплатежное средство. Для удобства использования она делится на мелкие части.Например, 1 доллар США = 100 центов, 1 гривна = 100 копеек.
Масштаб цен – этотехническая функция денег, способ выражения стоимости (цены) товаров в денежныхединицах. Масштаб цен – законодательная фиксация весового количествамонетарного металла (золота или серебра), которое закрепляется государством заопределенной денежной единицей. Например, 1 российский рубль до 1913 г. =0,774234 г. Чистого золота, в США в 1900 г. 1 доллар = 1,50463 г. Чистогозолота.
Определенная такимобразом величина денежной единицы была важным элементом системыценообразования. Так как покупательская способность денег не могла существенноотличаться от стоимости их официального металлического содержания. Стоимостьденег была привязана к цене на золото. Поэтому, изменяя величину последнего,государство могло изменять общий уровень товарных цен.
Сейчас, когда в оборотенаходятся неразменные на золото кредитные деньги, фиксация государственногометаллического содержания денежной единицы утратило смысл и ликвидировано вовсех странах, а масштаб цен утратил форму весового содержания монетарногометалла в денежной единице. В современных условиях золотое содержание денежнойединицы официально не устанавливается, что символизирует полную демонетизациюзолота. Денежная единица является единицей измерения, т.е. масштабом цен всехтоваров и используется для сравнения стоимостей товаров через их цены.
Виды и купюрностьденежных знаков определяет высший законодательный орган, который придает имстатус законного платежного средства, т.е. возлагает на государствоответственность за их обеспечение. Все остальные платежные средства такогостатуса не имеют и вообще не должны поступать в обращение. Органыгосударственного контроля тщательно следят за тем, чтобы не допуститьиспользование денежных суррогатов или фальшивых денежных знаков. Как правило,запрещается также использовать в роли платежного средства в пределах страниностранных денежных знаков, так как это усложняет обеспечение национальныхденег.
Эмиссионная система –учреждения, которые осуществляют выпуск денег и ценных бумаг и определяютпорядок эмиссии. Регулируется эмиссия внутренним законодательством страны сучетом экономического и валютного состояния.
Валютный курс –соотношение между денежными единицами разных стран, которое используется дляобмена валют во время осуществления валютных и других экономических операций.Выступает как цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой страны.
Регламентация наличногои безналичного денежного оборота – включает определение сфер наличных ибезналичных расчетов и режима использования денег на счетах, формы расчетов, порядокплатежей и т.д. центральный банк должен строго контролировать денежный оборот,способствовать обеспечению стабильности денежной единицы, регламентироватьправила осуществления безналичных платежей, форм расчетов и порядка платежей.

3. ДЕНЕЖНАЯСИСТЕМА УКРАИНЫ
Денежная системаУкраины, безусловно, является регулирующей системой рыночного образца. Этомупоспособствовали существенные рыночные преобразования в экономической системеУкраины: приватизация средств производства, демонополизация экономики илиберализация экономических отношений, в частности ценообразование кредитных,валютных и внешнеэкономических отношений и т.д. Активно развивается денежныйрынок во всех его составляющих: рынок денег, валютный рынок, рынок ценныхбумаг, а также его инфраструктура – двухуровневая банковская система, сетьнебанковских финансово-кредитных учреждений, валютная и фондовая биржа и т.п. Скаждым годом уменьшается часть дефицита государственного бюджета, котораяпокрывается непосредственно за счет кредитной эмиссии НБУ.
Правовые основыфункционирования денежной системы Украины определяются Конституцией и законамиУкраины: «о банках и банковской деятельности»; " о Национальномбанке Украины"; «о платежной системе и денежных переводах в Украине».
В статье 99 КонституцииУкраины указано, что денежной единицей Украины является гривна. Провозглашаетсятакже, что одно из наиболее важных заданий денежной системы – обеспечениестабильности и рост доверия к национальной валюте – гривне.
Важным шагом являетсяпринятие Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона «о национальномбанке Украины». Хотя в тексте этого закона не идет речь непосредственнопро денежную систему, но те функции НБУ, которые составляют основу денежнойсистемы, нашли широкое отображение. Это, непосредственно, раздел IV«денежно-кредитнаяполитика», раздел V«Управлениеналичным денежным оборотом», раздел VIII«ДеятельностьНационального банка по поводу операций с валютными ценностями». В нихчетко описаны права и обязанности НБУ по поводу обеспечения стабильностинациональных денег, регулирования денежного оборота, определены методы иинструменты денежно-кредитной политики и другие виды деятельности НБУ, которыеформируют денежную систему страны
3.1 ГОСУДАРСТВЕННОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ
Регулирование денежногооборота – совокупность мер, которые проводятся в сфере денежного обращения сцелью обеспечения их постоянности, гибкого обеспечения деньгами потребностисферы обслуживания; является составной частью денежной политики государства.
Определяющая роль восуществлении всего комплекса мероприятий государства в сфере денежногообращения и кредитных отношений принадлежит центральному банку.
Применение методовпрямого регулирования объемов и структуры денежного оборота дают необходимыйэффект при ее использовании в комплексе с мероприятиями опосредствованноговлияния на систему денежного обращения.
Политика учетной ставкипроявляется в изменениях учетной ставки относительно к конъюнктурным колебаниямэкономики и применяется для управления кредитной активностью.
Политика минимальныхрезервов – наиболее жесткий инструмент денежно – кредитного регулирования,применяется как средство быстрого сокращения или расширения кредитной массы всистеме. Проявляется в манипуляции нормой обязательных резервов, которые коммерческиебанки обязаны сберегать на счетах в центральном банке.
Современноеэкономическое мнение, независимо от конкретного теоретического направления,определяет ответственность государства за состояние развития экономики страны,а следовательно и право влиять на экономическую жизнь общества.Государствоне имеет потребности непосредственно вмешиваться в действия отдельныхэкономических субъектов, свое влияние на экономику оно должно свести кгарантированию им благоприятных условий деятельности, т.е. непосредственно.
Одной из таких гарантийсчитается законодательное обеспечение каждому экономическому субъекту такихправил и свобод:
-свободупредпринимательства, в том числе свободный переход капитала;
-защита частнойсобственности, в том числе защита прав кредитора и денежных сбережений;
-свобода торговли, втом числе защита от монополизации цен и рынков;
-свобода присоставлении договоров и защита прав участников договорного процесса;
-свобода потребления изащита прав потребителя от недобросовестного продавца;
-свободный выборпрофессии и места работы.
Сегодня все признают,что для реализации своего влияния на экономику государство должно разрабатыватьсоответствующую экономическую политику. Сблизились позиции и по поводу целейэтой политики. Ими признаются:
-обеспечениеопределенного уровня экономического роста;
-обеспечениемаксимальной занятости;
-контроль над инфляциейс целью ее минимизации и стабилизации цен;
-уравновешиваниеактивов и пассивов платежного баланса.
Для достиженияуказанных целей экономическая политика предусматривает широкий спектрмероприятий, которые будут влиять на экономическую жизнь общества. Условно ихможно разделить на четыре группы:
-структурная политика;
-политика конкуренции;
-социальная политика;
-конъюнктурнаяполитика.
3.2 ЭЛЕМЕНТЫНАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
1. Виды денежныхзнаков, которые имеют законную платежную силу. НБУ выпускает в оборот банкноты– гривны – номиналами 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500. Для удобстваобслуживания розничного товарооборота выпускаются разменные монеты – копейки –номиналами 1, 2, 5, 10, 25, 50.
2. Официальный курсгривны – обменный курс к иностранным валютам, официально установленный НБУ дляосуществления операций с валютными ценностями. В 1999 г. НБУ перешел копределению официального курса гривны по отношению к доллару США на основесредней взвешенной валютного курса по безналичным операциям на межбанковскомвалютном рынке.
3. Порядок наличного ибезналичного курса, их регламентацию, в том числе организацию международныхрасчетов в Украине осуществляет Национальный банк Украины. НБУ строгоконтролирует денежный оборот, способствует обеспечению стабильностинациональной валюты, регламентирует эмиссию наличности, разрабатывает правилаосуществления форм безналичных расчетов, способов и порядка платежей,контролирует кассовые операции.
4. НБУ являетсяучреждением, которое осуществляет денежно-кредитное и валютное регулирование.НБУ – независимый финансово-экономический орган, который проводитсамостоятельную денежно-кредитную политику. Правление НБУ принимает иутверждает постановления, положения и другие нормативные акты, которыерегулируют денежный оборот. НБУ координирует деятельность коммерческих банковпо вопросам денежно-кредитной политики.

3.3 ФОРМИРОВАНИЕДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
Новый поворот вразвитии национальной денежной системы произошел в июле 1990 г., когда былапровозглашена Декларация про государственный суверенитет, в котором Украина,среди прочего, продемонстрировала и стремление иметь самостоятельную валюту.
Первым этапом созданиясобственной денежной системы в нашем государстве стал выход Украины из числагосударств, которые использовали в денежном обороте советский рубль, а такжевнедрение в оборот временной (переходной) денежной единицы – украинскогокупонно — карбованца в ноябре 1992 г.
В марте 1994 г. Былаоснована Банкнотная фабрика, а в октябре того же года на ее базе был создан Банкнотно- монетный двор Национального банка Украины, где печатались купонно — карбованцы,а спустя некоторое время и гривны.
В период становлениягосударственной независимости Украина первой из стран бывшего СССР, в условияхэкономического и финансового кризисов, начала строить собственную денежнуюсистему, набирать опыт эмиссионного дела, осваивать сложный механизмденежно-кредитной политики. Ситуация усложнялась отсутствием координацииэкономической политики среди независимых республик в сфере производства,товарообмена, денежных отношений. В начале 1992 г. В Украине существовал кризисплатежных средств, поэтому 10 января 1992 г. Началось внедрение в обороткупонов многоразового пользования как дополнение к рублевой наличной массе. Этоделалось с целью относительного сбалансирования денежной массы с определеннымипотребностями обслуживания товарного рынка. Необходимость этого была вызванатакими обстоятельствами:
-с сентября 1991 г.Украина практически не получала от Центрального банка Российской Федерации(ЦБРФ) новых рублевых поступлений;
-перед 1992 г. Украинабыла вынуждена, вслед за Россией, пойти на либерализацию цен – их почти десятикратноеповышение.
Внедрение купонов — карбованцев в структуру денежного оборота имело целью:
-использовать системупараллельного оборота рубля и купонно -карбованца, по которым часть выплатывсех видов населения в новой денежной единице должна была постепеннорасширяться в соответствии с наполнением товарного рынка;
-постепенно внедрить воборот купонно — карбованец, с тем чтобы обеспечить ему не только достаточнуюпокупательскую способность, но и определенные конкурентные преимущества всравнении с российским рублем;
-использовать в оборотекупонно — карбованец как переходную временную единицу;
-со временем внедрить воборот полноценную национальную банкноту – гривну.
Но указанныемероприятия не дали ожидаемого результата и наметилось резкое снижение купонно– карбованца. Причинами этому послужило:
1) Глубокийспад производства. В январе 1992 г. Объем промышленного производства сократилсяна 19,8%, в том числе товаров широкого потребления – на 28,1%, продуктовпитания – на 41,2%. Розничный товарооборот сократился на 61%.
2) Резкаянедостача денежной массы. Под влиянием этого фактора весь наличный оборот былпереведен на купонное обслуживание. Новая денежная единица была лишенамеханизма, который должен был поддерживать ее относительную стабильность.
3) Врублевой зоне по инициативе России была внедрена новая система взаиморасчетов –взаимные платежи через корреспондентские счета, которые осуществлялись лишь черезрасчетный центр в ЦБРФ. В следствии этого российский рубль потерял функциюединой денежной единицы.
4) Полная«купоннизация» сферы наличного оборота обусловила ее механическийотрыв от безналичного оборота, который продолжал обслуживаться российскимрублем. Возникла ненормальная, созданная ситуация в экономике, в следствиикоторой валютный курс купона в процессе его использования в наличном ибезналичном оборотах раздвоился. Это способствовало осуществлению массовыхфинансовых спекуляций, связанных с переводом денег из одной формы оборота вдругую, перевод денежных капиталов из Украины в Россию.
В ноябре 1992 г. Всоответствии с Указом Президента Украины «о реформе денежной системыУкраины» купонно – карбованец был внедрен в сферу безналичного обращения.Купонно – карбованец получил статус временной национальной валюты и стал единымофициальным средством платежа на территории Украины. Он взял на себя львинуюдолю финансовых трудностей переходного периода и выполнил этим свою исторически– жертвенную миссию. На опыте купонно – карбованца методом проб и ошибокстроилась национальная валютная система.
Так завершился первыйэтап денежной реформы. Но позитивный потенциал купонно – карбованца себяпрактически вычерпал и его обесценивание продолжалось. Кроме того, временнаяденежная единица не может выполнять одну из наиболее важных функций рыночногохозяйствования – функцию накопления. А без реализации этой функции невозможнопреодолеть экономический кризис, остановить инфляцию, решить сложные вопросыприватизации, проблемы платежного баланса. От затягивания с внедрением в оборотсобственной денежной единицы снижался и международный престиж Украины.
В этих условияхособенную остроту приобрел вопрос о решительном ускорении второго этападенежной реформы – внедрение в оборот гривны. 25 августа 1996 г. ПрезидентУкраины подписал Указ «о денежной реформе в Украине», в соответствиис которым со 2-го по 16 сентября 1996 г. в оборот должны быть введенынациональная валюта гривна и ее сотая часть копейка.
Итак, на пятом годунезависимости Украина получила самый главный атрибут государственности,стабильную и полноценную денежную единицу – гривну.
На этом формальнозавершился второй этап развития денежной системы и начался третий, на которомпроисходило дальнейшее освоение и внедрение адекватных условиям рыночнойэкономики механизмов и инструментов денежной системы.
Одновременно спроведением денежной реформы, монетарные органы отрабатывали и другие элементыденежной системы. К основным направлениям и ощутимым результатам развитияденежной системы можно отнести:
-внедрение национальнойденежной системы, которая охватывает создание системы межбанковских электронныхплатежей и электронной системы массовых платежей;
-разработка методики иметодологии денежно-кредитной политики НБУ с учетом мирового опытапрактического применения инструментов монетарной политики;
-разграничение сферыфискально-бюджетной и денежно-кредитной политики;
-формированиефинансового и валютного рынков в Украине;
-формирование системывалютного регулирования и валютного контроля.
Подводя итогипроведения денежной реформы, становится очевидным, что с момента внедрениягривны нашей стране было навязано схему слишком жесткого монетаризма, которыйпо длительности и механизмам осуществления не имел аналогов в мировой практике.Так, с момента внедрения гривны, основным и, практически, единственнымифакторами поддержки стабильности ее курса стали периодические валютные инфляцииНБУ за счет валютных резервов. Государственной экономической идеологией былосдерживание инфляции любой ценой.
С течением времениочевидной становилась искусственность такой монетарной политики. Так какстабильность денежной единицы держится, как известно, не на одном, а на «трехкитах». Это:
1 наличиеэкономического потенциала и динамизм развития национальной экономики;
2 стабильностьфункционирования финансово-кредитной системы;
3 наличие достаточныхвалютных резервов центрального банка.
Только при этихусловиях возможно формирование денежной системы рыночного образца в Украине.Современную денежную систему Украины следует характеризовать каксамостоятельную, замкнутую на национальные социально-экономические интересы,опосредствованно регулируемую т.е. переходную к рыночному образцу. Сейчаспродолжается совершенствование механизмов и инструментов денежной системы.

4. МОНЕТИЗАЦИЯ
4.1 МОНЕТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГОДЕФИЦИТА В УКРАИНЕ
Монетарная политикаявляется ключевым механизмом в денежной системе страны, благодаря которомуреализуются ее основные общественные предназначения:
-поддерживаетсястоимость денег на относительно стабильном уровне путем постоянногоуравновешивания спроса и предложения на денежном рынке;
-гибко обеспечиваютсяпотребности экономики в деньгах благодаря их выпуску в меру роста потребностейи изъятие из оборота в меру сокращения потребности.
В связи с этимосновными индикаторами правильности монетарной политики и эффективностифункционирования денежной системы в целом являются стабильность стоимости денегна товарном и валютном рынках и обеспеченность экономических субъектовдостаточной массой платежных средств. Первый индикатор – стабильность стоимостиденег – проявляется в относительной стабильности покупательской способности ивалютного курса национальных денег. Второй индикатор не имеет таких четких формвыражения, как первый.
Проблема монетизациибюджетного дефицита состоит в поиске денежных средств, достаточных для покрытия(финансирования) превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами, которыеформируются на основе требований действующего законодательства, прежде всегоналогового. Если необходимые средства не будут найдены, правительство не сможетрасплатиться по своим обязательствам, и возникнет просроченная задолженностьего перед экономическими субъектами (по заработной плате, пенсиям, дотациям, пооплате государственных закупок и т.д.). Мобилизовать необходимые длямонетизации бюджетного дефицита средства можно несколькими способами:
1.Увеличитьналогообложение экономических субъектов через повышение налоговых ставок,введение новых налогов, ликвидация льгот по старым налогам и т.д. для этогонеобходимо будет изменить действующее налоговое законодательство, что делаетэтот способ малоэффективным. Но если бы он был реализован, то это привело бы кизменению денежной массы денег. Произошло бы перемещение их между отдельнымигруппами экономических субъектов, а общая их масса осталась на том же уровне.
2.Позволитьправительству (казначейству) выпустить собственные долговые обязательства(казначейские билеты) в размере, достаточном для покрытия бюджетного дефицита,и предоставить им статус законного платежного средства. Подобный ход в мировойпрактике принято называть сеньйораж. Этот способ также требует внесениясущественных изменений в действующее законодательство и поэтому являетсямалоэффективным. Такой способ монетизации бюджетного дефицита может привести кинфляции, из-за этого мировая монетарная практика от него отказалась.
3.Позволитьправительству выпустить собственные ценные бумаги и реализовать их навнутреннем или внешнем рынках. При реализации облигаций на внутреннем рынкеэтот способ не повлияет на массу (предложение) денег, а только перераспределитих между группами субъектов и поэтому временно приостановит совокупный спрос натоварных рынках подобно первому способу. Поэтому этот способ монетизациидефицита не содержит угрозу и широко применяется в мировой практике. Другоедело с реализаций государственных облигаций на внешних рынках. В этом случаевыручка от реализации государственных облигаций на еврорынках поступит ввалютной форме, которая не дает возможность прямо использовать ее дляфинансирования бюджетных расходов. Правительство должно продать валютнуювыручку центральному банку за национальные деньги, которые и будет использоватьдля финансирования своих потребностей. В результате этой операции центральныйбанк увеличит на определенную сумму свой золотовалютный резерв. Увеличатсятакже банковские резервы в национальных деньгах и предложение денег на рынке.Это может существенно увеличить предложение денег и совокупный спрос.
4.Позволитьцентральному банку прокредитовать правительство в размере бюджетного дефицита,купив на определенную сумму правительственные обязательства на первичном рынке.Этот способ монетизации бюджетного дефицита кажется на первый взгляд оченьпростым и эффективным – правительству не нужно иметь дело с тысячами кредиторовна вторичном рынке, и необходимую сумму средств он может получить сразу. Насамом деле это очень опасный способ монетизации дефицита.
Систематическивозникающий бюджетный дефицит в больших размерах составляет потенциальнуюугрозу для постоянства денег, какими бы способами он не монетизировался.Монетизация бюджетного дефицита через вторичный рынок ценных бумаг может толькоотсрочить эту угрозу, но не убирает ее.
4.2 МОНЕТИЗАЦИЯВАЛОВОГО ВНУТРЕНЕГО ПРОДУКТА В УКРАИНЕ
Проблема монетизациивалового внутреннего продукта состоит в доведении массы денег в обороте доуровня, достаточного для успешной реализации всего объема произведенных товарови услуг, погашение долговых обязательств. Из чисто теоретического взглядарешение этой проблемы обеспечивается уравновешиванием спроса и предложенияденег на денежном рынке, независимо от фактического объема денежной массы. Вкакой степени не изменилась последняя, если предложение денег отвечает спросу, имеющаясяденежная масса является объективно определенной, т.е. не чрезмерно большой илималой.
Но, с практическойточки зрения, решение этой проблемы является значительно сложнее, т.к.невозможно на будущее определить нормативную величину (спрос на деньги), накоторую следует ориентировать регулирование предложения денег. Поэтому одостаточности монетизации ВВП, а значит и всей экономики, можно судить не поотклонению фактического ее уровня от нормативного, а по динамике некоторыхиндикаторов рынка, прежде всего среднего уровня цен, средней процентной ставки,состояния платежной дисциплины, уровня ликвидности банков и т.д. Если все этииндикаторы в течение длительного времени остаются неизменными, то монетизациюВВП можно считать достаточной. Когда их тренд проявляет тенденцию к повышению,то монетизация является чрезмерной, а если тенденцию к спаду, то –недостаточной.
/>
Ценовой тренд 1,который обозначен горизонтальной линией, свидетельствует о нормальноймонетизации экономики, когда спрос и предложение, Мф и Мн, сбалансированы так,что равновесный уровень цен долгое время остается неизменным. Ценовой тренд 2,который показан восходящей линией, свидетельствует о несколько чрезмерноймонетизации экономики, из-за чего уравновешивание спроса и предложения натоварных рынках ежегодно происходит на более высоком уровне цен. Этот эффектможет быть вызван такими факторами:
-систематическимсокращением реального объема ВВП;
-опережающим ростомпредложения денег (в сравнении с ростом реального объема ВВП);
-ускорением скоростиоборота денег;
-ростом части ВВП, котораяреализуется на принципах бартера;
-ростом спроса наденьги в связи с ухудшением условий капитализации денег на денежном рынке.
Ценовой тренд 3,который обозначен нисходящей линией, свидетельствует о недостаточноймонетизации экономики. При этих условиях уровень равновесия между спросом ипредложением на товарных рынках и средний уровень цен будет снижаться.
Обозначенные изменениярыночных индикаторов могут объективно характеризовать состояние монетизациивалового продукта при условии высокого уровня развития рыночных отношений,свободного ценообразования, свободной конкуренции, эффективного механизмабанкротства и т.д. Без этих предпосылок отдельные индикаторы могут изменятьсянезависимо от уровня монетизации и перестать выражать ее состояние.
Показатель фактическогосостояния монетизации валового продукта обычно рассчитывается как часть отделения объема денежной массы, которая имеется в обороте на конец года, кноминальному годовому объему ВВП.
Рассчитанный состояниемна 1 января 2002 года уровень монетизации ВВП в Украине составлял 18,6%. Взятыйсам по себе этот показатель не дает ответа на вопрос, достаточен ли он длямонетизации экономики Украины, так как нет и не может быть достаточного уровнямонетизации, с которым можно было бы сравнить. Поэтому на практике егосравнивают с таким же показателем в этой же стране в прежние годы (месяца) илив других странах.

Уровень монетизации ВВПв УкраинеГОД Номинальный ВВП за год, млн.грн. Номинальная масса денег М3 на конец года, млн.грн. Уровень монетизации ВВП,% Уровень инфляции, % 1991 2,99 2,4 80,2 390 1992 50,33 25 49,6 2100 1993 1483 482 32,5 10256 1994 12038 3216 26,7 501 1995 52933 6930 13,1 282 1996 89510 9364 17,7 140 1997 93365 12541 13,4 110 1998 102593 15705 15,3 120 1999 127126 22070 17,4 119,2 2000 170070 32087 18,9 125,8 2001 201927 45555 22,6 106,1
Как видно изприведенной таблицы данных, уровень монетизации ВВП в Украине на протяжении1991-1995 годов систематически снижался с 80,2% в 1991г. До 13,1% в 1995г. Этодает основания утверждать, что обеспеченность экономики денежной массой в этотпериод ухудшилась, т.е. произошла демонетизация экономики. Это негативноповлияло на состояние платежной дисциплины, а следовательно на развитиеэкономики: усугубился платежный кризис, широкое распространение приобрелбартер, заметно снизилась ликвидность экономических субъектов и банков и т.д.
С 1996г. Наблюдалосьпостепенное повышение уровня монетизации – с 13,1% до 22,6% в 2001г. Но темпыбыли недостаточными и не привели к заметному укреплению платежной дисциплины.Она и в конце этого периода оставалась недостаточной, негативно влияла наэкономические процессы.
Украинский опытпоказал, что демонетизация экономики была вызвана глубокой инфляцией, вследствии которой резко сократился спрос на деньги и соответственно былосокращено предложение денег. Поэтому ремонетизировать экономику невозможнонагнетанием предложения денег, а прежде всего необходимо обеспечить развитиеспроса на деньги. И только в меру его роста должно увеличиваться предложениеденег. Только при этих условиях эмиссия не приведет к инфляции, так какдополнительное предложение денег осядет в их запасах, а выход ее на товарныерынки будет осуществляться в меру роста товарного предложения, не провоцируяроста цен на незапланированный уровень.
Для увеличения спросана деньги, как единственно реального пути ремонетизации экономики Украины,необходимо:
-перейти к политикеэкономического роста, которая обеспечит длительный рост производства реальноговалового внутреннего продукта;
-преодолеть бартер вотношениях между хозяйствующими субъектами;
-повысить стабильностьнациональных денег и банковской системы, доверие в них всех экономическихсубъектов;
-поддерживать наопределенном уровне реальную ставку депозитного процента;
-обеспечить высокийуровень развития рынка ценных бумаг на валютном рынке.
Показатель монетизацииВВП непосредственно не связан с денежным рынком и управлением предложенияденег. Поэтому благодаря ремонетизации экономики выходит за границы монетарной политикии должен решатся методами общеэкономической политики. Монетарная же политикадолжна обеспечивать уравновешенность спроса и предложения денег, на каком быуровне не пребывала монетизация ВВП.

5. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯПОЛИТИКА
Главным результатом функционированияденежной системы является разработка и реализация определеннойденежно-кредитной политики. Позитивное влияние этой политики на развитиеэкономики определяет эффективность самой денежной системы.
Монетарная политика –это комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранееопределенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежногооборота, которые осуществляет государство через центральный банк. Исходя изэтого определения, монетарной политике свойственны комплексность,разновариантность регулятивных средств; направленность их на достижение целей,которые заранее определены; мероприятия эти реализуются центральным банкомчерез механизм денежного рынка.
Основные средстваденежно-кредитной политики согласовываются с прогнозами экономического исоциального развития Украины, разработанными Кабинетом Министров Украины, иориентируются на прогнозные макроэкономические показатели, использованные импри разработке Государственного бюджета.
В основных средствахденежно-кредитной политики предусмотрено, что Национальный банк Украины будетосуществлять монетарную политику путем регулирования денежно-кредитного рынкачерез соответствующие инструменты, которые будут способствовать поддержаниюдостигнутой экономической и финансовой стабильности.
Центральный банквыбирает в зависимости от конкретной экономической ситуации одну изстратегических целей. Ею, как правило, является стабилизация цен (или погашениеинфляции), так как именно она наиболее отвечает главному предназначению центральногобанка – поддерживать стабильность национальных денег. И через решение этогозадания центральный банк способствует достижению других стратегических целей.
С целью повышенияэффективности перераспределения временно свободных средств и их приоритетного направленияна финансирование реального сектора экономики усовершенствуется механизмкраткосрочного и среднесрочного рефинансирования коммерческих банков, чторазрешит их возможности маневрирования своей ресурсной базой при осуществленииактивных операций. Этому будет способствовать и процентная политика,направленная на снижение цены кредитных ресурсов. Создание условий дляудешевления кредитов и существенного увеличения объемов долгосрочногокредитования Национальный банк будет рассматривать как одно из наиболееприоритетных заданий.
Обеспечениестабильности национальной валюты возможно только при условии стабильногофункционирования банковской системы. Для достижения стабильности банковскойсистемы необходимо осуществление дополнительных мероприятий, направленных наповышение платежеспособности и надежности банковской системы.
Обеспечениестабильности национальной денежной единицы на основе усовершенствованияуправления государственным долгом. В соответствии с общепринятым взглядомуправление государственным долгом состоит в привлечении финансирования изнегосударственного сектора для покрытия дефицита бюджета путем займа средств.При этом следует иметь ввиду, что стоимость обслуживания долга как вкраткосрочной, так и долгосрочной перспективе с учетом особенностей реализацииденежно-кредитной политики должна быть минимальной.
Прежде всего, следуетотметить привлечение финансирования из негосударственного сектора для покрытиядефицита бюджета. Бюджетная политика правительства не будет влиять на денежнуюбазу, если правительство способно компенсировать совокупное влияние на созданиедополнительной ликвидности своего бюджетного дефицита и возврат прежних займовчерез выдачу новых долговых обязательств негосударственному сектору. Однакодаже в этом случае опыт свидетельствует, что значительный бюджетный дефицитможет привести к повышению номинальных и реальных процентных ставок иограничить степень влияния денежно-кредитной политики в сфере управленияпроцентными ставками. Но заем средств в центральном банке с помощью овердрафтаили через покупку центральным банком ценных бумаг приводит к росту денежнойбазы, что в свою очередь, приводит к росту темпов инфляции.
Стоимостьнепосредственно для правительства займа средств у негосударственного сектора порыночным процентным ставкам может быть высокой, но правительства в развитыхрыночных экономических системах считают, что она стоит таких расходов.
Если финансированиеправительства центральным банком запрещено, то Министерству финансов ицентральному банку необходимо знать, какие цели в сфере финансированияустановлены на каждый период, для того чтобы иметь возможность эмитироватьнеобходимое количество ценных бумаг. Точная цифра не может быть известнанаперед, особенно в условиях высокой инфляции:бюджетные расходы и доходы, заложенные вбюджете или прогнозируемые, могут быть оценены только приблизительно. Нопрогнозы могут регулярно корректироваться для того, чтобы до конца периодацентральный банк и Министерство финансов имели представление об этой позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как явлениенормативно-правовое, денежная система содержит ряд элементов: название ивеличину денежной единицы; виды денежных знаков и виды платежных средств;механизм регулирования наличного и безналичного секторов оборота, валютногорынка; институты, которые регулируют денежный оборот.
Предложение денегосуществляется банковской системой через эмиссию денег центральным банком икредитную мультипликацию депозитов коммерческими банками. Внутрисистемнаязамкнутость и кредитный характер этого процесса обеспечивают высокую егоэффективность, что проявляется в автоматическом сбалансировании спроса ипредложения на денежном рынке. Но имеется один фактор, который постоянноугрожает деформировать действие этого механизма, — необходимость монетизациибюджетного дефицита. Если правительство не в состоянии профинансироватьбюджетный дефицит за счет размещения своих обязательств на вторичном рынке, тооно будет заставлять центральный банк покупать эти обязательства, что приведетк увеличению предложения денег и нарушению равновесия на товарных рынках. Такиеже последствия может иметь систематическая и широкомасштабная покупкацентробанком государственных ценных бумаг на вторичном рынке, если он слишкомпереполнен этими бумагами, что угрожаем потерей ликвидности коммерческимбанкам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. IвасiвБ.С. Грошi та кредит: Пiдручник.– Вид. 2-ге, змiн. й доп. –Тернопiль: Карт-бланш, 2005. –528 с.
2. Грошiбанки та кредит: у схемах iкоментарях: Навчальний посiбник/ За ред. Б.Л. Луцiва. – 2-гевидання, перероб.- Тернопiль:Карт-бланш, 2000. – 225 с.
3. Деньги.Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В.Печникова идр.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ,2002. – 623 с.
4. ВороновЮ.П. Критерии выбора метода ценообразования / Бизнес – Информ. – 1996 — №5. –с. 12-30.
5. СтельмахВ.С., Єпіфанов А.О., Гребеник Н.І., Міщенко В.І.Грошово-кредитна політика в Україні/ за ред. Міщенко В.І. – 2-ге вид., перероб.І доп. – К., Т-во «Знання», КОО, 2003. – 421с.
6. Гроші та кредит:Підручник.– 3-тє вид., перероб. і доп./М.І.Савлук, А.М.Мороз, М.Ф.Пуховкіна та ін.;За аг. Ред. М.І.Савлука.- К.,: КНЄУ,2002.– 598с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.