Курсоваяработа
«Правовая основа бюджетной системы Российской Федерации»
Введение
Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычновоздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния нарыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.
Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетнойсистемы страны, – это по существу основа финансовой базы государственногорегулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной долинационального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики.Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовыхотношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования,распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных дляфинансирования функций органов государственной власти и местного самоуправленияпо предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения,связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы,организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Поскольку воздействие государства на воспроизводственный процесспутем использования финансового механизма с смешанной реализации финансовойполитики государства, заключается прежде всего в том, что государственнаявласть должна создать основные элементы правовой и социально-экономическойсреды для свободных и самостоятельных граждан, а затем в этой среде – учить,лечить и защищать их, то централизация средств в распоряжении государствапроизводится из соображений экономической целесообразности предоставленияорганами государственной власти определенного набора услуг населению.
1. Бюджетное право: его сущность и содержание
1.1 Бюджетное право: его сущность и содержание
Бюджетная система Российской Федерации – это основанная наэкономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетовсубъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных бюджетныхфондов.
Предметом бюджетного права являются бюджетные общественныеотношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованиембюджетов как составной части финансовой системы государства. Они отличаютсяспецификой содержания и целенаправленностью, формами проявления, связанными сфункциями по образованию, распределению или использованию государственных (имуниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этимипроцессами. Такое содержание предмет бюджетного права обусловливает иособенности его приемом и способов юридического воздействия на поведениеучастииков финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними. Внастоящее время все более широкое применение в сфере бюджетных отношенийполучают следующие методы: рекомендации, согласования и т.п., что обусловленоповышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местногосамоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Следовательно, бюджетноеправо – совокупность финансово-правовых норм, которые устанавливают структуру бюджетнойсистемы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядокраспределениях их между различными видами бюджетов, регламентируют бюджетныйпроцесс, а также регулируют формирование и использование государственныхвнебюджетных фондов.
1.2 Правовые акты: их сущность и виды
Важной чертой системы нормативных правовых актов является ееиерархическое строение, в соответствии с которой каждый акт занимает своюступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другимиактами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов наддругими.
На место нормативного акта в системе указывает его юридическаясила – свойство акта порождать определение правовые последствия. Юридическаясила акта зависит положения органа, издавшего этот акт, в системе органов государстваи его компетенции. Акты вышестоящих органов, таким образом, обладают большейюридической силой по ношению к актам нижестоящих органов. Следовательно, тынижестоящих государственных органов должны соответствовать актам вышестоящихорганов и не могут им противоречить.
Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов РоссийскойФедерации и их место в иерархической системе.
Закон – нормативный правовой акт, принимаемый ор-номзаконодательной власти или непосредственно народом путем референдума,обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы.
По вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношенийЗаконодательные акты Российской Федерации подразделяются на:
• Конституцию РФ;
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы (в том числе, кодексы).
• Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенароднымголосованием. Конституция РФ – основополагающий закон и правовая основазаконодательства РФ
В ст. 15 Конституции прямо закреплены правила, со
гласно которым:
• все органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ изаконы;
• все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, недолжны противоречить Конституции РФ,
В соответствии с Конституцией РФ и по вопросам, предусмотреннымею, принимаются федеральные конституционные законы. Они посвящены правовымосновам общественного и государственного строя.
Федеральные конституционные законы не могут противоречитьКонституции/
Федеральные законы – это акты текущего законодательства, которыерегулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике,культуре, финансах и т.п. В правовой литературе такие законодательные актытакже называют обыкновенными законами. Федеральные законы не могутпротиворечить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционнымзаконам.
Среди законов важное место занимают кодифицированные акты – кодексы.
Кодекс – это единый, логически и юридически цельный закон, которыйобеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группыобщественных отношений,
Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет к остальнымизаконами одинаковую юридическую силу. Однако по сути отраслевой кодексвозглавляет соответствующую отрасль законодательства и занимает центральноеместо в системе законов, регулирующих данную область общественных отношений.Все другие законы и иные нормативные акты данной отрасли группируются вокругнего. В некоторых кодексах содержится прямое указание на то, что правовыенормы, регулирующие данную область общественных отношений, не могутпротиворечить нормам, установленным Кодексом. К числу законов относятся такжеконституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектовРФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Федерации. Этинормативные акты распространяют свое действие на территорию принявшего ихсубъекта РФ.
Подзаконные нормативные акты – это нормативные правовые акты,издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти впределах своей компетенции.
Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новыенормы, но при этом должны соответствовать законам и не противоречить им.Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в своюочередь, также выстраиваются в иерархическую систему в зависимости от положенияи компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в системе подзаконныхактов РФ принадлежит актам Президента РФ
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и немогут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые актыПрезидента РФ принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений ираспоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актамПрезидента РФ. Акты путем референдума, обладающий высшей юридической силой исодержащий первичные правовые нормы.
По вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношенийЗаконодательные акты Российской Федерации подразделяются на:
• Конституцию РФ;
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы (в том числе, кодексы).
• Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенароднымголосованием. Конституция РФ – основополагающий закон и правовая основазаконодательства РФ
В ст. 15 Конституции прямо закреплены правила, согласнокоторым:
• все органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ изаконы;
• все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, недолжны противоречить Конституции РФ,
В соответствии с Конституцией РФ и по вопросам, предусмотреннымею, принимаются федеральные конституционные законы. Они посвящены правовымосновам общественного и государственного строя.
Федеральные конституционные законы не могут противоречитьКонституции/
Федеральные законы – это акты текущего законодательства, которыерегулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике,культуре, финансах и т.п. В правовой литературе такие законодательные актытакже называют обыкновенными законами. Федеральные законы не могутпротиворечить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционнымзаконам.
Среди законов важное место занимают кодифицированные акты – кодексы.Кодекс – это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечиваетобобщенное и системное регулирование определенной группы общественныхотношений.
Акты официального толкования – это официальные юридические акты,разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие вединстве с самой этой нормой. Иными словами, это такие акты, в которых даетсяофициально разъяснение действующих правовых норм, но новые нормы неустанавливаются. К актам толкования можно отнести решения Конституционного СудаРФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ и др. Таким образом, подводя итог рассмотренным правовымактам можно сказать, что правовые акты подразделятся на нормативные иненормативные правовые акты, а ненормативные правовые акты разделяются на актыприменения и акты официального трактования, Распределение правовых актов наглядновидно из схемы, приведенной на рис 1.
рис. 1/>
Статьей 15 Конституции РФ определены обязательные условиявступления в силу нормативных актов. Все законы, также любые нормативные акты,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официальноопубликованы для всеобщего сведения, т.е. обнародованы. Неопубликованныенормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как неступившие в силу.
Государственная регистрация нормативных актов министерств иведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственныйхарактер, производится министерством юстиции РФ.
Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные,но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекутправовых следствий как не вступившие в силу и не могут служить законнымоснованием для регулирования соответствующих правоотношений, применения какихбы то ни было санкций гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнениесодержащихся в них предписаний.
Для отдельных нормативных актов могут быть предусмотреныспециальные правила их вступления в силу, всегда специально оговариваемые взаконе (например, порядок введения в действие актов Банка России установлен вФедеральном законе от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)»).
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФи актов муниципальных образований устанавливается ими самостоятельно.
По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Нормы,содержащиеся в нормативном правовом акте, распространяются только на теотношения, которые возникли после его введение в действие. Все произошедшее о днявступления в силу нормативного акта его нормами не регулируются. Обратная силаможет быть придана нормативному акту и исключительных случаях. И тогданормативный акт распространяет свое действие даже на те отношения, которые уживозникли в прошлом, до момента его вступления в силу. Такие ситуации всегдаспециально оговариваются в законе. Прекращение действия нормативного актаозначает утрату им юридической силы. Нормативный акт прекращает свое действие врезультате:
• истечения срока, на который он был принят (законы, например,законы о тарифах взносов в государственные социальные внебюджетные фонды,принимаемые на какой то конкретный год);
• прямой отмены этого акта (обычно норма об утрат силы каким-либонормативным актом содержится в специальном нормативном правовом акте, например,в законе где введении в действие Налогового кодекса РФ);
• принятия нового нормативного акта равной или большей юридическойсилы, регулирующего тот же круг общественных отношений. В таких случаяхофициально не отмененный нормативный акт или его отдельные нормы факт ческиутрачивают силу в связи с изданием нового нормативного акта, устанавливающегоиной порядок правового регулирования (так, с принятием части первойГражданского кодекса РФ, закрепившей институт доверительного управленияимуществом, фактически утратил силу Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г.№2296 «О доверительниц собственности (трасте)», а с принятием Налоговогокодексе РФ утратили силу нормы ст. 22 Закона «О подоходном налоге сфизических лиц», устанавливающие меры ответственности налоговых агентов занарушение этого закона, поскольку такая ответственность предусмотрена ст. 123НК РФ).
Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве – это ограничение действия нормативного актатолько той территорией, на которую распространяется суверенитет государства иликомпетенция соответствующего правотворческого органа. Эти пределыопределяются на основе территориального экстерриториального принципов. Всоответствии с территориальным принципом действие нормативного правовогоакта распространяется на всю территорию в пределах государственных илиадминистративных границ деятельности правотворческого органа. Так, федеральныезаконы и иные нормативные акты федеральных органов власти действуют на всейтерритории России, акты субъектов РФ – только на территории этих объектов РФ, аакты муниципальных образований применяются только в границах этихадминистративных единиц.
Экстерриториальность действиянормативного правого акта означает распространение правовых актов данного объектаправотворчества за пределы территориальных границ деятельности. Иными словами,применение на территории Российской Федерации законодательства иностранныхгосударств в некоторых случаях допускается, но лишь настолько, насколько – этодопускается национальным законодательством и определено в межгосударственномсоглашении. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерациипри рассмотрении гражданских споров по поводу имущества суд должен применятьправовые акты тех иностранных государств, на территории которых находится спорноеимущество.
Пределы действия нормативных актов по предмету определяются кругомобщественных отношений, которые урегулированы данным актом, отрасльюзаконодательства, к торой он относится, и разновидностью (общие или специальные)содержащихся в нем правовых норм. НормыКонституции РФ имеют неограниченное действие предмету – они прямораспространяются на все правоте отношения, возникающие в государстве. Действиеотраслевых кодексов и законов ограничено рам-ми предмета данной отраслизаконодательства. Так, в соответствии со ст. 2 ГК РФ нормы гражданскогозаконодательства применяются к имущественным и личным неимущественнымотношениям между равноправными субъектами и не распространяются наимущественные отношения, осип ванные на властном подчинении, – налоговые, административные.Из этого правила есть исключения, когда закон предусматривает возможность примененияположений одной отросли законодательства для отношений, урегулированных другойотраслью. Например, согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и терминыгражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые вБюджетном кодексе» РФ, если им не дано определение в самом Кодексе, применяютсяв том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Вбольшинстве налоговых и бюджетных законов определяются круг лиц (субъектов), накоторые распространяются нормы данного закона. Например, субъектами Закона РФ «Ополона прибыль» предприятий и организаций являются плательщики налога, определяемыекак предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическимилицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховыеорганизации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия синостранными инвестициями, международные объединения и организации,осуществляющие предпринимательскую деятельность. Поэтому на любое из перечисленныхлиц, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность, будет распространятьсядействие закона о налоге на прибыль. Из общего правила также есть исключения,например, отношении иностранных лиц, наделенных правом дипломатическогоиммунитета. К таким лицам, например, не могут применены меры ответственности занарушение уголовного и административного законодательства России. К источникамбюджетного права относятся нормативные правовые акты различной юридическойсилы, издаваемые резидентом РФ, органами власти РФ, субъектов РФ, местногосамоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своейкомпетенции, нормы международного права. Бюджетное законодательство РоссийскойФедерации состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых всоответствиис ним федеральных законов о федеральном бюджете соответствующий год, законовсубъектов Федерации бюджетах Российской Федерации на соответствующий год, нормативныхправовых актов представительных органов местного самоуправления о местныхбюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов федерациии нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления,регулирующих бюджетные правоотношения.
2. Законодательные акты федеральногоуровня
2.1 Законодательные акты, регламентирующие правовые бюджетные отношения
Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующимиосновы правовых бюджетных отношений и бюджетного права, являются:
Конституция Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №147-ФЗ «О введении вдействие части первой Налогового кодекса Федерации»;
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФИ «О введении вдействие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 19!) 7 I №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
Таможенный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетнойпалате Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. №192 ФИ «Опервоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»;
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 ФИ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФН «О бюджетнойклассификации Российской Федерации»;
Федеральный закон от б октября 1999 г., №184 ФИ «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ «Об общих принципах организациипредставительных (законодательных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации».
Несмотря на ряд изменений, вносившихся в отдельные из перечисленныхзаконодательных актов с целью их увязки вновь принимаемым законодательством, вних сохраняется значительное число несогласованных и даже противоречащих другдругу положений.
2.2 Положения Конституции Российской Федерации в области бюджетныхотношений
Конституция РФ в области бюджетных отношений регламентируетследующие положения.
Статьей 5 определяет, что федеративное устройство РоссийскойФедерации основано на ее государственной цветности, единстве системыгосударственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий междуорганамигосударственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Федерации, равноправными и самоопределениинародов в Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной властивсе субъекты Федерации между собой равноправны.
Статьей 8 Конституции РФ гарантируются единство экономическогопространства, свободное перемещение товаров, слуг и финансовых средств,поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В ст. 11 устанавливается, что разграничение предметов веденияи полномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Федерации осуществляется КонституциейРФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения иполномочий.
Статья 12 устанавливает, что в Российской Федерации признается игарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своихсамостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти.
При этом в ст. 15 указывается, что органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединенияобязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Далее в этой же статье устанавливается, что законыподлежатофициальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любыенормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека игражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально длявсеобщего сведения. Глава 3 Конституции РФ посвящена изложению нормфедеративного устройства Российской Федерации. В этой главе определяется статускаждого субъекта Российской Федерации, и в статье 66 устанавливается, что статуе субъекта Федерации может быть изменен по взаимному согласию РоссийскойФедерации и субъекта Федерации всоответствии с федеральнымконституционным законом.
В статьях 71, 72, 73 определяются предметы ведения РоссийскойФедерации (в том числе федеральный бюджет) федеральные налоги и сборы;федеральные фонды регионального развития), предметы совместного веденияРоссийской Федерации и ее субъектов (в том числе установление общих принциповорганизации системы органов государственной власти и местного самоуправления).
При этом в ст. 75 устанавливается, что система налогом,взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы ни налогообложения и сборов вРоссийской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В гл. 6 прописываются конституционные полномочия правительстваРФ. Среди них следует выделить, что Правительство РФ разрабатывает ипредставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает егоисполнения представляет Государственной Думе отчет об исполнении федеральногобюджета (ст. 114).
Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению. В нейопределяются статус этих органов публичной власти порядок их избрания.Устанавливается, что органы местного самоуправления самостоятельно управляютмуниципальной собственностью, формируют, утверждают и пополняют местный бюджет,устанавливают местные налоги сборы, осуществляют охрану общественного порядка,а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).
Еще одно важное конституционное положение, которое формируетзаконодательную основу бюджетных отношений Российской Федерации, заключается втом, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РоссийскойФедерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, непротиворечащей Конституции РФ.
бюджетный право законодательный конституция
2.3 Бюджетный кодекс РФ как главный законодательный акт в области бюджетныхотношений
В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, который стал равнымзаконодательным актом в области бюджетных отношений.
Как нами уже было отмечено, кодекс – законодательных актов, вкотором обычно сводятся принятые законы по соответствующему направлению сучетом того, что они за относительно длительный период в основном оправдалисебя и практике и в процессе кодификации – сведения воедино Сдельныхзаконодательных актов в их взаимосвязи, – поучает новое качество.
Форма целостного комплексного законодательного акта даетвозможность увязать и сбалансировать права и подлинности участников бюджетныхотношений, их взаимные гарантии и ответственность на всех уровнях бюджетнойсистемы и установление адекватной правовой ответственности бюджетныеправонарушения. Одновременно Кодекс должен определить систему критериев оценкилюбых нормативных актов, издаваемых в различных социально-экономических сферах,но изменяющих бюджетные правоотношения, что по существу означает приоритетпрямого действия бюджетных законов.
Принятый Бюджетный кодекс РФ в этом отношении в большей степениявляется исключением, чем правилом, поскольку он направлен не столько накодификацию, сколько на реформирование бюджетного законодательства.
Бюджетный кодекс РФ принят Государственной Думой 3 июля 1998 г.и одобрен Советам Федерации 17 июля 19911 г. В нем можно было ожидать подведенияитогов реформы бюджетной системы России и в определенной мере он решаетпоставленные перед ним задачи. В частности, в Кодексе реализуется концепцияказначейской системы исполнения бюджета. Казначейская модель исполненияфедерального бюджета основывается на двух коренных принципах, которые нашлиотражение в Бюджетном кодексе:
• первое – концентрация всех средств федерального бюджета на единомсчете государства, который находится в Центральном банке РФ;
• второе – достаточно строгая и полная система предварительного итекущего контроля.
С зачислением всех доходов на единый счет Казначейства России ифинансированием всех расходов с единого счета казначейства регламентируется всяцепочка прохождений бюджетных средств. Это позволяет реально осуществлятьорганам казначейства предшествующий и текущий контроля за исполнением бюджетаУточнены в Бюджетном кодексе РФ основные аспекты закрытия бюджета, подведениябаланса бюджета, введены нормы, которые ограничивают выполнение отдельных операцийпо финансированию расходов бюджета и проведения платежей в системе казначейства.Но при этом остается неясным, на каких условиях выделяются средства бюджетополучателям,как оплачиваются счета органами федерального казначейства и на какую суммубюджетополучатель сам применять право принимать решения. Бюджетный кодекс РФнесомненно делает шаг вперед, декларируя казначейское исполнение бюджета, нопри этом охраняются уполномоченные банки. А это по существу означает, что сноваоткрываются возможности утечки бюджетах средств в сферу финансового рынка,такая возможность многом дезавуирует преимущества казначейской системы пополненияфедерального бюджета. Достаточно детально проработана в Бюджетном кодексе системауправления государственным долгом, определены возможные источникифинансирования и предельные размеры дефицитов бюджетов всех уровней,определяются условия предоставления государственных гарантий, а также порядокотражения предоставленных гарантий в структуре государственного долга ирасходах бюджета. Упорядочиваются Бюджетным кодексом РФ также и вопросы предоставлениясредств бюджета на реализацию государственных (муниципальных) заказов изаключения государственных договоров (контрактов), а также регламентируютсяпредоставление бюджетных инвестиции негосударственных предприятиям.
Законодательно закрепляется правовой статус государственныхцелевых фондов как элементов бюджетной системы. По существу это переосмыслениеструктуры бюджетной системы. Бюджетный кодекс РФ предусматривает систему административнойи имущественной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.Разрешение споров и наложение мер ответственности за нарушение бюджета изаконодательства преимущественно возлагается на арбитражный суд. Таким образом,в принятом Государственной Думой Бюджетном кодексе РФ реализовался определенныйуровень осмысления бюджетных проблем, стоящих перед российским обществом игосударством, законодательно зафиксированы методы их решения. Прежде всего Бюджетныйкодекс РФ представляет собой попытку систематизации бюджетного процесса, и в этомплане, конечно, может быть оценен положительно. В Бюджетном кодексе РФ неудалось решить ряд принципиальных вопросов, в том числе по межбюджетным отношениям,что требует внесения в него существенных изменений и дополнений. Статья 1Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным правоотношениям:
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений впроцессе формирования доходом и осуществления расходов бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетныхфондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований,регулирования государственного и муниципального долга;
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений впроцессе составления и рассмотрений проектов бюджетов всех уровней бюджетной системыРоссийской Федерации, утверждения исполнения бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации, контроля за их исполнением. Органы государственнойвласти и управления относится к числу субъектов бюджетного права, участиекоторых обязательно в бюджетных правоотношениях. В их круг входят органыпредставительной и исполнительной власти федерального уровня и субъектовФедерации. В числе органов исполнительной власти – как органы общейкомпетенции, так в различные органы специальной (отраслевой) компетенции – министерства,комитеты, департаменты и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.В принятом варианте Бюджетного кодекса РФ полномочия различных уровнейбюджетной системы разделены на три группы и прописаны в различных разделах кодекса.В Относительности, выделяются следующие виды бюджетных полномочий разныхуровней бюджетной системы:
• полномочия в области регулирования бюджетныхправоотношений, они зафиксированы в гл. 2 «Компетенция органовгосударственной власти и органов местного самоуправления в областирегулирования бюджетных правоотношений» • полномочия по формированию доходовбюджетов, их перечень приведен в гл. 7 (ст. 53), гл. 8 (ст. 59),гл. 9 (ст. 64); полномочия по расходам, в Бюджетном кодексе РФ креплениеэтих бюджетных полномочий рассматривается Гл. 11 (ст. 88–91).
Заключение
Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений,складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоитв том, что они:
во-первых, возникают в распределительномпроцессе, непременным участником которого является государство, будучи при этомодновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;
во-вторых, они связаны сформированием и использованием централизованного фонда денежных средств,предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей,понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а какпотребности граждан страны в услугах государства.
Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственнойэкономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могутрассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражаютколлективную волю граждан, толкование которой возложено на политическихпредставителей народа.
Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетнуюполитику государства (а не наоборот), строятся прежде всего назаинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государстватех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участникираспределения национального дохода посредством передачи государству частидоходов в виде налогов и других обязательных платежей.
Бюджет –это основной финансовый план государства, состав его доходов и расходов. В ст. 6Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ даноследующее легальное определение бюджету: «бюджет – это форма образования ирасходования фонда денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Ежегодномубюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила,он утверждается в форме Федерального закона. На основе российскогозаконодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают своинормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнениясоответствующих бюджетов.
Акты,издаваемые о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенногопериода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт оконкретном бюджете на следующий период времени. В процессе образования,распределения и использования бюджетов различных уровней возникают отношения,регламентируемые нормами финансового права, которые в своей совокупностиобразуют бюджетное права.
Бюджетноеправо – это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношенияв сфере бюджетной деятельности, возникающих по поводу накопления, распределенияи использованию федерального, регионального и местного бюджетов.
Бюджетноеправо – основной раздел финансового права. Совокупность нормативных актов,содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
1. Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Например,статьи 71 и 72 Конституции РФ определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельностиРФ и ее субъектов. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения,утверждения бюджета (ст. ст. 101, 104, 106, 114 Конституции РФ).
2. Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ.
3. Нормативные акты Правительства РФ, правительств субъектовФедерации.
4. Нормативные акты Министерства финансов РФ, финансовых органовдругих субъектов Федерации.
Бюджетноеустройство любо страны определяется ее государственным устройством. Поэтому дляфедеративных государств характерно трехуровневое строение их бюджетной системы.
Анализ вышеприведенной таблицы позволяет дать следующее определение бюджетной системы РФ,закрепленной в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, под которой понимаютоснованную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ,регулируемую нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всехуровней: федерального, регионального и местного. Принципы организации ифункционирования бюджетной системы РФ – это основополагающие и руководящиеидеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целомбюджетных правоотношений.
Согласно БКРФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий.