содержание
Введение
1 Возникновение и развитиеналогообложения
1.1 Возникновение налогообложения
1.2 Становление современнойналоговой системы
2 Налоги и налоговая система всовременной России
2.1 Противоречия действующей налоговойсистемы России
2.2 Пути реформирования налоговойсистемы
3 Практическое применениеналогов при производстве продукции и расчете мультипликативных эффектов
3.1 Задача 3.1
3.2 Задача 3.2
3.3 Задача 3.3
3.4 Задача 3.4
3.5 Задача 3.5
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
«… в России надо жить долго,
тогда что-нибудь получится»
К.И. Чуковский
Сбалансированность иобоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любомгосударстве, поскольку ни одно государство не может существовать безэкономической основы, регулируемой законодательством, значительную частькоторой составляет налоговая система.
Налогообложение известнос тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверноустановлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к3300-3200 годам до н.э.[1] Немногим позже появилисьи первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов. Современнуюисторию налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.
Налоги олицетворяют собойту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированиемденежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых емудля выполнения соответствующих функций – социальной, экономической,военно-оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др.как составная часть производственных отношений налоги (через финансовыеотношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективнойнеобходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развитияобщества. Государство, исходя из объективной необходимости, формируетсоответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизмфункционирования в финансовой системе страны.
Особенность налоговойсистемы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующееэту область жизни общества, еще не обрело необходимой стабильности, посколькуне достигло сбалансированности, четкости и обоснованности, способнойудовлетворить все нужды современного российского общества.
Актуальность выбраннойтемы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизациифинансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбораналогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
В современныхусловиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения вэкономике становится налоговая система. Она призвана обеспечить государствофинансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических исоциальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихсянеотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует наэкономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условиявсем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулированияфинансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагамисоздают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единогоцелостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Целью работыявляется анализ и изучение налоговой системы Российской Федерации. Длядостижения поставленной цели, в работе следует решить следующие задачи:
1. Дать полное определение понятию«налоговая система»;
2. Определить роль и значение налоговойсистемы РФ в системе государственного регулирования;
3. Рассмотреть роль налоговой системы вэкономике Российской Федерации;
4. Выявить недостатки и преимуществадействующей системы, и рассмотреть существующие пути реформирования налоговойсистемы РФ;
5. На примере конкретных задачрассмотреть поведение потребителей и предприятий при определенных условияхналогообложения.
Объектами налогообложенияслужат имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненныхработ, оказанных услуг либо другое экономическое основание, имеющеестоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которогоу налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновениеобязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объектналогообложения.
Объектом курсовой работыявляется налоговая система в целом, предметом – методы и пути еереформирования.
Теоретическую основу длянаписания работы составили исследования следующих авторов: Врублевской О.В.,Владимировой Н.П., Глинского А.Н., Грачевой Е.Ю., Гуева А.Н., Данилкина И.,Дуканича Л.В., Крохина Ю.А., Колчина С.П., Карасевой М.В., Киселевой Е.А.,Лыкова Л.Н., Орлова М.Ю., Пепеляевой С.Г., Романовского М.В., а также материалыНалогового кодекса Российской Федерации.
Структуру работы обусловилиее актуальность, поставленные цели и задачи. В состав входят введение, дватеоретических раздела, практическая часть с решением задач, заключение и списокиспользованной литературы – всего 26 страниц.
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕИ РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ1.1 Возникновениеналогообложения
Проблемы налогообложенияпостоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелейразличных эпох. Один из основоположников налогообложения А. Смит (1723 – 1790)говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, асвободы.[2] Ф.Аквинский (1226 – 1274)определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689 – 1755) сполным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, какопределение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляютим.
Значит, можно сказать,что налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самыхранних ступенях государственной организации начальной формы налогообложенияможно считать жертвоприношение. Оно было неписанным законом и, таким образом,становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сборабыла достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятинана земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».Первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.
По мере развитиягосударства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользувлиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала вразличных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта досредневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII – VI вв.до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере однойдесятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать ирасходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруггородов государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройствопраздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.
Позже Римской, Греческойи Византийской стала складываться финансовая система Руси. ОбъединениеДревнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань.Это был сначала нерегулярный, а позже все более систематический прямой налог.Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани сподвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда онапривозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины самиездили за нею.[3]
После татаро-монгольскогонашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала басками –уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался скаждой души мужского пола и со скота.
Помимо «выхода», илидани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» – обязанность доставлятьподводы ордынским чиновникам, или содержание посла Орды с огромной свитой.
Взимание прямых налогов вказну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источникомвнутренних доходов стали пошлины.
Уплата «выхода» былапрекращена Иваном III (1440 – 1505)в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. Вкачестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Врезультате различных способов составления «сошного» письма, которое служило дляопределения размера прямых налогов и прочих нововведений, финансовая системаРоссии в XV – XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена онабыла в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Но войны со шведами и поляками, которые он вел, требовали огромных расходов.К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скотаот эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. Снаселения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То естьпрямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать их дальшестало невозможно. Введенный для поправки финансового положения косвенный налог– акциз на соль – вскоре был временно отменен, т.к. начались народные соляныебунты среди беднейшего населения России. Началась работа по упорядочениюфинансов на более разумных основаниях.
Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постояннойнехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большогостроительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополненияказны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплотьдо налога на усы и бороды.[4]
В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечитьсправедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжестьнекоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь длямалоимущих людей. И даже на протяжении XIX в. главным источником доходов государства Российскогооставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогомбыла подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизскимпереписям.
Кроме государственныхпрямых налогов функционировали земские (местные) сборы. Земским учреждениямпредоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговыхзаведений.
К концу XIX в. все суммы, включая земские, сталипоступать в кассу государственного казначейства.
В восьмидесятых годах XIX в. наряду с общей отменой подушнойподати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог надоходы с ценных бумаг. Затем государственный квартирный налог.
Действовали пошлины симущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости отстепени родства они имели ставку от 1 до 6% стоимости имущества.
Существовали паспортныесборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались полисы по страхованию отпожаров.
Среди косвенных налогов вXIX в. крупные доходы Российскомугосударству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованныедрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными былипоступления от производства и торговли алкогольными напитками.
Но система акцизов, как итаможенные пошлины, имела отнюдь не только фискальный характер. Онаобеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищалаих в конкурентной борьбе с иностранцами.
Наиболее крупным изпрямых налогов был налог с недвижимых имуществ. В указанный период он взималсяпо ставке 9%.
Значительную сумму средипрямых налогов давал налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входилистоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкойторговли, сборы с торговых и промышленных заведений и др.
Косвенные сборы и пошлинывзимались за клеймение мер, гирь и весов, за утверждение планов и чертежей напостройки в частных владениях, за прописку, выдачу справок из адресного стола.К этой же статье относились сборы с аукционной продажи векселей, заемных писеми договоров, судебных пошлин.[5]
1.2Становление современной налоговой системы
Определенный этап вналаживании финансовой системы страны наступил в период новой экономическойполитики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел.Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры поукреплению денежной единицы. Опыт НЭПа показал, что нормальное налогообложениевозможно лишь при определенном построении отношений собственности, которыеобеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственногоаппарата управления, что необходимо также для нормального механизма переливакапитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.
Финансовая система вовремя НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкиваласьот налоговой системы дореволюционной России, как от исходного пункта ивоспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложенияхарактеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансовогоположения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьмапримитивные способы обложения.
В дальнейшем финансоваясистема России эволюционировала в направлении, противоположном процессуобщемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятияприбыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджетстраны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либосамостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали финансовыхруководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовомукризису. Кризис разразился на рубеже 80 – 90 годов, его возникновениюспособствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.
Начало девяностых годовявилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы РоссийскойФедерации.
В новой налоговой системеодно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог надобавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара (работ, услуг), т.к.реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на переход клиберальной модели рынка. Это привело, начиная с 1992 года к освобождению ценна 90% товаров и услуг, что дало сильный их скачок и увеличению налоговыхпоступлений в бюджет в первоначальный период.
Но эти первые годырыночных преобразований в России привели к значительному спаду производства,сокращению инвестиций, разладу финансовой системы и самое главное, снижениюуровня жизни подавляющей части населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, а сводныйиндекс потребительских цен в 26 раз.[6]
В настоящий периодвносятся изменения в законодательство, устанавливающие новый порядокналогообложения физических лиц, принимается целый ряд законов, касающихсяземельного, дорожного налога. В это же время формируется Государственнаяналоговая служба (с 1998 г. – министерство Российской Федерации по налогам исборам). В 1998 году принимается первая часть Налогового кодекса РоссийскойФедерации, в 2000 году – вторая. В настоящее время продолжаетсясовершенствование налогового законодательства, что, в первую очередь, связано спроисходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.
2. НАЛОГИИ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Одним из основныхинструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемыхправительственными органами по изменению государственных расходов иналогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебанийэкономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста,достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика взависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуацииделится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политикувстроенных стабилизаторов).
Переход экономики Россиина рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий играждан (юридических и физических лиц). Принятие Верховным Советом РоссийскойФедерации в 1995-1996 годах новых законов является продолжением и углублениемважнейшего элемента экономической реформы в России.
Созданная целостнаясистема налогообложения четко устанавливает перечень налогов, которые могутприменяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков иналоговых органов, разграничены полномочия органов государственной властиразличного уровня по введению налогов на соответствующей территории,установлению ставок налогов и льгот по ним.
Принятый в России новыйпакет законов о налогах воплотил в себе весь мировой опыт, что важно длястраны, выходящей из экономического кризиса, отвечает в основном требованиямпереходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальнуюнаправленность. Бесспорно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов,подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороныналогоплательщиков и специалистов. Важно сопоставить новую налоговую системуРоссии с налогами, действующими в разных зарубежных странах, так как переход крыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств нарядусо всем лучшим, что имелось в нашей стране.
Так, например налог надобавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Этосравнительно новая для России, но общепринятая в мировой практике форма изъятиясверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей междуценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Напротяжении многих лет в РФ эту роль выполнял налог с оборота. Рыночнаяэкономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.
Сравнение позволяетсделать вывод о фискальной, нежели стимулирующей роли налога на добавленнуюстоимость в нашей стране, о вынужденных мерах уменьшить бюджетный дефицит дажеценой возможного суждения налоговой базы. Рассматривая перспективы развития,следует сделать вывод о возможности снижения налоговой ставки и расширениильгот.
В условиях спадапроизводства, продолжающейся инфляции и ограниченности ресурсов исключительноважное значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер постимулированию инвестиционной деятельности. Освобождена от налогообложенияприбыль всех предприятий и организаций, направляемая на инвестиции, включаяразвитие собственной производственной и непроизводственной базы при условииполного использования сумм начисленного износа (амортизации).[7]
Налоговая реформаохватывает и налоги с физических лиц. Принципиальные изменения претерпелпорядок взимания подоходного налога. Объектом налогообложения теперь служит немесячный заработок, а совокупный годовой доход, что отвечает мировой практике.Кроме денежных поступлений в понятие совокупного годового дохода входят доходы,полученные в натуральной форме, оплаченные предприятиями услуги работнику,дивиденды по акциям. Существенно изменена прогрессия шкалы подоходного налога.
2.1Противоречия действующей налоговой системы России
Основы налоговой системыРоссии законодательно оформлены в 1995г. Создание новой особой формывзаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречиймежду налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма:кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главнымпрепятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризисэкономики.
Нынешние налоги в своейоснове формировались в условиях экономического кризиса, что не могло неотразиться на их количестве, структуре и ставках. Характерным является крен всторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т.к. вусловиях бюджетного дефицита, падения объемов производства, инфляции был великсоблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов.Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействиена процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разнымипутями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджетыразных уровней.
Во многом действующаяналоговая система соответствует, по крайней мере по форме, налоговым системамзарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибутырыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российскаяэкономика. Новые налоги тяжелым бременем легли на предприятия, экономикакоторых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен.Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян.
К серьезным недостаткамналогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнестиего нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным,если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранногокапитала в российскую экономику.
Таким образом, ксуществующей налоговой системе в настоящее время предъявляется масса претензий.По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и качествуналогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость длятоваропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественнуюдифференциацию.
2.2 Путиреформирования налоговой системы
Ключевым звеномформирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспеченияцивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективноработающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контурыэтой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии собъективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги вполной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработкадолгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, вкоторой были бы четко сформулированы цели и задачи ее развития, обосновананалоговая политика.
На стадии становленияналоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна инестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Идутразговоры о корректировке курса реформ, о приоритете социальных аспектов в ихпроведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, каксправедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии четкосформулированных целей социально-экономической политики, проводимойгосударством на определенном этапе развития общества. Только при совместимостиналоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят передсобой и пытаются решить общество и государство, возможна ее относительнаястабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того,чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения,допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы.
Важным фактором повышениясобираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченнойзадолженности путем ее реструктуризации.
На базе налоговойполитики, увязанной с политикой цен и политикой доходов, необходима разработкаконцепции развития и совершенствования налоговой системы РФ на длительнуюперспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции являетсядоработка и принятие Налогового кодекса РФ.
Важным направлениемэффективного использования налогов является повышение их роли в стимулированиималого предпринимательства. Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно онформирует конкурентную сферу, создаёт дополнительные рабочие места, оперативновнедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости отсоотношения спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат.[8]
Несомненно, что мировойопыт должен использоваться в налоговом законодательстве и налоговой практике,но с учетом различий, связанных с состоянием и уровнем развития экономики,судебной системы, уровнем правовой культуры населения и работников налоговыхорганов, исторических факторов.
Однако, не смотря ни начто, накопленный западными странами опыт применения налоговых систем дляобеспечения финансового благополучия и регулирования экономики имеет большоепрактическое значение.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ И РАСЧЕТЕ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХЭФФЕКТОВ
Задача 3.1
Фирма выпускает товар в условиях совершенной конкуренции ипродает его по цене 14 ден. ед. Функция общих издержек фирмы ТС=2Q+С3. При каком объеме выпускаприбыль фирмы будет максимальна?
Решение.
Функция общих издержек фирмы имеет вид ТС=2Q+С3,
где Q –объем производства;
С – цена за ед. продукции.
Следовательно, объем производства можно выразить формулой:
Q = ТС/ 2С3, (3.1)
Рассчитаем объем производства, при котором фирме будетгарантирована максимальная прибыль по формуле 3.1:
Q = ТС/ 2 * 143,
Q = ТС/ 5488 ден. ед.
Ответ: объем производства, при котором фирме будетгарантирована максимальная прибыль, равен Q = ТС/ 5488 ден. ед.
Задача 3.2
Рынок труда является конкурентным. Функция предложения труда Ls=1000W – 2500; функция спроса на труд LD = 10500 – 625W. (Ls, LD – количество часов рабочего времени; W – часовая ставка заработной платы).Производственная функция фирмы, нанимающей pa6oчих: Q = 88,8L – 0,5L2 (Q – количествоединиц производимой продукции в час; L – количество занятых рабочих). Цена единицы продукта равна 10 дол.Определите:
а) равновесную ставку заработной платы и уровень занятости наданном рынке труда;
б) какое количество рабочих наймет фирма при равновеснойставке заработной платы?
Решение.
Для того чтобы найти количество часов рабочего времени необходимо приравнять функции предложения и спроса на труд друг к другу.
1000W – 2500 = 10500 – 625W,
Отсюда выразим:
W = 10500 + 2500 / 1000 + 625
W = 8.
Таким образом, зная количество часов рабочего времени, можем выразить почасовую ставку заработной платы работников:
Ls = 1000W – 2500,
Ls = 1000 * 8 – 2500,
Ls = 5500 ден. ед.,
LD = 10500 – 625W
LD = 10500 – 625 * 8,
LD = 5500 ден. ед.
Ответ: из полученного решения можно сделать вывод о том, что спрос на рабочие места равен его предложению. Т.е. рынок труда будет стремиться к равновесию, при котором совокупный спрос на каждую категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложению. Следовательно, занятость на данном рынке труда составляет 100%, а так как занятость на данном рынке образуется 100%, то при равновесной ставке заработной платы сколько рабочих мест заявит предприятие, столько людей на них откликнется.
Задача 3.3
Рыночная корзина состоит из 2 кг муки и 3 кг яблок. Цена муки выросла за год с 2,5 до 3,5 руб./кг, а цена яблок – с 5 до 6руб./кг. Валовой национальный продукт вырос за год на 4%. Найти относительноеизменение реального ВНП.
Решение.
Относительное изменение реального ВНП можно рассчитать поформуле:
D ВНПр = D ВНПн/ Индекс цен, (3.2)
где DВНПр– изменение реального ВНП;
DВНПн – изменение номинального ВНП.
Индекс цен = Потребительская корзина в ценах отчетногопериода/Потребительская корзина в ценах базисного периода, (3.3)
Рассчитаем изменение реального ВНП по формуле 3.:
DВНПр = 4% / ((5 руб.* 3 кг + 2,5 руб. * 2 кг)/ (6 руб. * 3 кг + 3,5 руб. * 2 кг)) = 0,5%
Ответ: относительное изменение реального ВНП составило0,5%.
Задача 3.4
Предельная склонность к потреблению в системе без налоговравна 0,7. Какова должна быть предельная налоговая ставка, чтобымультипликатор затрат был равен 3?
Решение.
Мультипликатор расходов рассчитывается по формуле:
Мультипликатор расходов = 1 / Предельная склонность ксбережениям, (3.4)
Т.к. предельная склонность к потреблению равна 0,7, следовательно,склонность к сбережению равна 0,3.
Таким образом:
Мультипликатор расходов =1/ 0,3
Мультипликатор расходов =3.
Мультипликатор чистыхналогов рассчитаем по формуле:
Мультипликатор чистыхналогов = мультипликатор расходов – 1, (3.5)
Мультипликатор чистыхналогов – числовой коэффициент, показывающий во сколько раз конечная суммаприроста/сокращения планируемых расходов, образующих национальный продукт,превысит первоначальную сумму изменения чистых налогов.
Сокращение чистых налогов означает либо сокращениеналоговых поступлений, либо увеличение трансфертных платежей населению.
Мультипликатор налоговой ставки рассчитаем по формуле 3.5:
Мультипликатор чистых налогов = 3 – 1 = 2.
Следовательно, при планируемом уровне затрат в 0,7 и значениеналогового мультипликатора равное 2, предельная налоговая составит:
Налоговая ставка = Предельная склонность к потреблению *Мультипликатор чистых налогов,
Налоговая ставка = 0,7 * 2,
Налоговая ставка = 14%.
Ответ: налоговый мультипликатор равен 2, предельная налоговаяставка равна 14%.
Задача 3.5
В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятостив первом и пятом году рассматриваемого периода (тыс. чел). Заполните таблицу.
Решение.
Уровень безработицы рассчитывается по формуле:
Уровень безработицы = Количество безработных/Рабочая сила *100%, (3.5.)
Таблица 3.5.1 – Уровень безработицы Первый год Пятый год Рабочая сила 84889 95453 Занятые 80796 87524 Безработные 4093 7929 Уровень безработицы (%) 4,8 8,3
а) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
Безработица – это социально-экономическое состояние, прикотором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу,которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена повышениемколичества желающих найти работу по сравнению с количеством рабочих мест, соответствующихпрофилю и квалификации претендентов на эти места.
Таким образом, одновременный рост занятости и безработицыможно объяснить как результат увеличения количества рабочих мест, увеличениеколичества выпускников вузов или прироста специалистов по даннымспециальностям, а наличие роста безработицы тем, что для молодого специалистатребуется время, чтобы найти работу или тем, что при появление новых рабочихмест люди переходят на новое место работы и увольняются с предыдущего, т.е. накакой-то период времени появляется фрикционная безработица, представляющаясобой временную незанятость, обусловленную добровольным переходом работника содной работы на другую. Фрикционная безработица считается неизбежной и вкакой-то мере желательной, потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся«между работами», переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы наболее высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает болеевысокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовыхресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта икак следствие появление новых вакансий для людей с более низкой квалификацией.
б) Можно ли утверждать,что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?
По данным таблицы уровеньбезработицы в пятом году составил 8,3%, что никак не может свидетельствовать ополной занятости, т.к. нормальным естественным процентом по безработицесчитается 4-7% от трудоспособного населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая системаявляется одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобыналоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствоваламировому опыту.
Налоги как очень мощноеорудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только вслучае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такойполитики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. Внастоящее время в России идет этап становления механизма налоговогорегулирования посредством реформирования налоговой системы.
Анализ реформаторских преобразованийв области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются влучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеровставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления илизамены одних налогов на другие).
На сегодняшний деньсуществует огромный обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использованияналогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена,поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное вниманиеспецифике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России,ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Правовая форма налогообложенияеще весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, обладаетнеполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить этинедостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений идополнений действующих законодательных актов, а также посредствомспорадического и бесконтрольного издания различного рода подзаконных актов,включая акты других министерств, приводят лишь к еще большему запутыванию,усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву как дляналоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговыхорганов.
Действующая налоговаясистема в ее основных – экономическом и правовом аспектах подвергаетсяобоснованной критике. Непомерное налоговое бремя для предприятий – основнойэкономический порок российской системы налогообложения. Еефискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширенияналоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов,ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.
Нестабильность российскихналогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов и льгот, несомненноиграет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, таки иностранным.
На Западе налоговыевопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий.В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учетналогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или дажевызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использованиепредусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить нетолько сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможностифинансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии наналогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
В настоящее время во всеммире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы, т.е. чем проще налоговаясистема, тем, проще определять экономический результат, меньше забот присоставлении отчетных документов и тем больше остается времени упредпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а нена то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностьюуплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
В России стране системаналогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги,отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга неотличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерияпредприятий часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чегопредприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.
Работа по применениюопыта в организации налоговой системы России активно ведется и в настоящеевремя и направлена не только на усугубление налогового бремени, но и насмягчение экономических кризисов при спадах общего производства, а такжепредусматривает определенные льготные налоговые периоды по уплате налогов дляопределенных категорий предприятий.
Так как налоговые органыявляются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые формируютбюджеты всех уровней государства, то от их компетенции зависит эффективноефункционирование всей налоговой системы РФ и всего народного хозяйства страны.
На основании задач,приведенных в практической части работы можно сделать вывод о том, чтоприменение налогов как важного инструмента фискальной политики можетстимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налоговоставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежныхсредств, чем величина снижения уровня налога.
При снижении ставкиналога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличениюэффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмоминвестиционного мультипликатора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Налоговый кодекРФ (часть вторая) от 05.08.2004г., принят ГД ФС 19.07.2004г.
2. Алексеев, М.Ю.,Балакина А.В. Налоги/ Словарь-справочник – СПб.: Азбука, 2005. – 346 с.
3. Владимирова, Н.П.Налоги и налогообложение: учебное пособие./ Н.П. Владимирова. – М.: КНОРУС,2005. – 232 с.
4. Гуев, А.Н.Постатейный комментарий к части налогового кодекса Российской Федерации./ А.Н.Гуев. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА–М, 2000. – 94 с.
5. Далан, Э. Дж.«Макроэкономика». Под ред. А.М. Лиховой. – СПб.: Питер, 2004. – 398 с.
6. Дуканич, Л.В.,Налоги и налогообложение./ Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону.: Феникс, 2005. – 118с.
7. Евстигнеев, Е.И.Основы налогообложения и налогов: Учебник для ВУЗов./ Е.И. Евстигнеев. – М:ЮНИТИ, 2004. – 602 с.
8. Камаев, В.Д.Учебник по основам экономической теории. / В.Д. Камаев. – М.: Альпина, 2005. –312 с.
9. Колчин, С.П.Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для экономистов./ С.П. Колчин. –М.: Экономика, 2002. – 254 с.
10. Лыкова, Л.Н.,Налоги и налогообложение в России: Учебник./ Л.Н. Лыкова. – М: «Бек», 2001. –26 с.
11. Орлов, М.Ю. Налогии налогообложение./ М.Ю. Орлов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 234 с.
12. Налоги иналогообложение. 4-е изд. / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –СПб.: Питер, 2003. – 178 с.
13. Финансовое право/Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко – М.: ТК Велби, 2003. – 160 с.
14. Данилкин, И.В.«Бизнес», сентябрь 2007. – №17 (43). – 56 с.
15. Тулякова, А. Ж.«Бизнес», декабрь 2007. – №24 (50). – 36 с.
16. Программаинформационной поддержки Российской науки и образования «Консультант Плюс:Высшая школа», выпуск 2, осень 2004, раздел налоговой информации.