СОДЕРЖАНИЕ
1.Налоговыевыплаты предприятия, налоговая нагрузка и финансовый менеджмент в этой сфере. 3
2. Особенности организации финансов ФПГ. 10
3. Расчет показателей эффективности использования оборотныхсредств. 16
Список использованных источников. 20
1. Налоговые выплаты предприятия, налоговая нагрузка и финансовыйменеджмент в этой сфере
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующихфинансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода крыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечитьгосударство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейшихэкономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовыхсанкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государствовоздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этомравные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методырегулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другимиэкономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования ифункционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночныхотношений.
В процессе формирования системы налогообложения предприятий иорганизаций была осуществлена замена налога с оборота на НДС и акцизы. Былмодернизирован действовавший ранее налог на прибыль. Введены налог наимущество предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательныхплатежей предприятий.[3, c. 61]
Объектами налогообложения являются прибыль (доходы), стоимостьопределенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами,пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц,передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другиевиды доходов.
Предприятия являются плательщиками практически всех налогов, которыедолжны уплачивать юридические лица. Важное значение во взаимоотношенияхпредприятий с государством имеют полнота и своевременность уплаты налогов, чтопредставляет большую проблему в условиях нестабильных темпов роста производстваи кризиса неплатежей, неопределенности изначальных «правил игры» предприятий сгосударством, внесения изменений и дополнений в законы о налогах и инструкциизадним числом или в течение финансового года, что с точки зрения общихпринципов рыночной экономики недопустимо. Постоянные изменения в налоговомзаконодательстве усложняют производственное планирование и развитие предприятий,делают непредсказуемым инвестирование и в конечном счете дезорганизуетпредпринимательство.
Большую роль в сфере налоговых взаимоотношений предприятий игосударства играют налоговая политика и соответственно налоговое планирование.Под налоговой политикой в отношении предприятий понимаются проводимыегосударством мероприятия по использованию налоговых рычагов, стимулирующих инвестиционнуюдеятельность, способствующих росту производства и фонда потребления, и такжеувеличению налоговых поступлений в бюджет.
Особое значение имеют налоговое стимулирование увеличенияналоговой базы как основы роста налоговых поступлений в бюджет, а такженалоговое регулирование, являющееся одной из форм управления рыночнойэкономикой.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходовв свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной сформированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечиваетперераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственногоуправления.
В рыночных условиях налоги — основной метод мобилизации доходовфедерального, региональных и местных бюджетов.
Через налоговый механизм государство воздействует на процессыпроизводства и обращения, стимулирует или сдерживает их темпы развития,усиливает или ослабляет накопление капитала, влияет на возрастание или снижениеплатежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующаяфункция налогов.
Экономический механизм системы налогообложения может достигнутьпоставленной цели в случае создания равных экономических условий для всехпредприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большогодохода через использование таких элементов, как ставки, льготы, сроки уплаты,что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугамипотребительского рынка, ускорения научно-технического прогресса, обеспечениянасущных социальных потребностей населения.
Налоги, выражая более ограниченную сферу производственныхотношений, являются лишь частью перераспределительных отношений. Участвуя вперераспределении национального дохода, налоговые отношения подчиненыпервичным отношениям материального производства, изменяются в зависимости оттребований развития производства и обмена. В целом налоги в условиях рыночнойэкономики носят производный, вторичный характер.
Налоги, участвуя в перераспределении вновь созданной стоимости,являются в то же время частью единого процесса воспроизводства, специфическойформой производственных отношений. Специфическая форма производственныхотношений налогов формирует их общественное содержание.
При перераспределении национального дохода налоги, уплачиваемыепредприятиями, выступают частью новой стоимости в денежной форме, котораяпоступает в распоряжение государства. Эта часть национального дохода,мобилизованная в форме налогов с юридических и физических лиц, превращается вцентрализованный фонд финансовых ресурсов государства, т.е. в основу егожизнедеятельности. Огосударствленная налогами часть национального доходапревращается в общественную собственность, которая возвращается населениючерез системы социальных и общественных услуг.
Налоги кроме общественного содержания имеют материальную основу.Они — часть денежных доходов общества, отчужденная государством. Это видимое наповерхности экономической жизни явление выступает как материальное содержаниеналогов. Увеличение налоговых доходов означает все большее обобществление национальногодохода. Государство через налоги и их использование вносит серьезные измененияв распределительные отношения в пользу того или иного предприятия, региона, тойили иной отрасли, социальной группы.
Таким образом, налоги имеют двойственный характер: с однойстороны, они выступают специфической формой производственных отношений, в чемсостоит их общественное содержание, и, с другой стороны, являются частьюстоимости национального дохода и национального богатства (но в ограниченнойвеличине) в денежной форме, что характеризует их материальное содержание.
Источником налогов, как правило, выступает новая стоимость —национальный доход, создаваемый в сфере материального производства; онвключает стоимость необходимого продукта и стоимость прибавочного продукта,или прибавочную стоимость. В отдельных случаях налоги являются формойперераспределения национального богатства.[2, c. 97]
Налоговая политика, проводимая государством, может влиятьпосредством налогов на структуру спроса и потребления, относительно сокращаяили увеличивая производственный и личный спрос и потребление. Именно за счетналогов государство образует фонд денежных средств, с помощью которого можетрасширить государственный спрос и потребление.
Государство использует налоги не только для расширения потребительскогоспроса, но и для достижения пропорциональности в экономической структурепроизводства и сбыта.
Этот процесс приобретает особо важное значение с развитиемнаучно-технического прогресса, когда государство путем соответствующейналоговой политики стимулирует рост накопления, т.е. способствует капитализациивсе большей части прибавочной стоимости. Налоговая система дает возможностьгосударству поддерживать определенную пропорциональность в развитиипроизводительных сил путем налоговых льгот для отраслей хозяйства,определяющих технический прогресс, учитывать специфику добывающих отраслейпромышленности. Налоговые льготы представляются также предприятиям и отраслям,осваивающим дальние или отсталые в экономическом отношении районы, что также вопределенной мере способствует более равномерному размещению производительныхсил на территории страны.
Государственная налоговая политика в целом содействует ускорениюоборачиваемости всех составных частей общественного капитала, в частностипостоянного капитала, путем предоставления инвесторам разнообразных льгот.Важнейшей среди них является поощрение ускоренной амортизации основногокапитала, в результате чего часть прибавочной стоимости без превращения ее вприбыль оседает в фондах для возмещения и расширения основного капитала. Этодает возможность предпринимателям капитализировать значительную часть прибылидо уплаты налогов. Кроме того государство поощряет обновление основногокапитала путем предоставления дополнительных налоговых льгот для новых инвестиций,для более быстрого списания оборудования.
/>На протяжении всей истории становления капитализма вопрос о размерахналоговых платежей, которые устраивали бы и бизнес и государство одновременно,был и остается «камнем преткновения». Позиция бизнеса однозначна:минимизировать сумму налоговых выплат; налоги всегда высоки; чем меньше суммауплаченных налогов, тем лучше. Позиция государства противоположна: величинаналоговой нагрузки является вполне нормальной и снижения не требует. Возможенли в ситуации такого острого антагонизма компромисс?
Налогиявляются неотъемлемым атрибутом государства, представляющего и защищающегообщественные интересы. Для бизнеса государство играет первостепенную рольгаранта установленных правил общественной жизни. Очевидно, что без фискальногоинститута нет государственности, а значит, нет условий для развития бизнеса.Таким образом, налоги являются необходимым условием существования какгосударства, так и бизнеса.
Дискуссиявласти и бизнеса относительно уровня налоговых изъятий обусловлена определеннойпротиворечивостью функций налоговой системы. С одной стороны, налоговыеинструменты являются государственными регуляторами деятельности бизнеса идолжны оказывать стимулирующее воздействие на бизнес. С другой стороны,налоговые платежи играют чисто фискальную роль, а именно — формируют доходнуючасть бюджета.
Вэкономическом росте заинтересован и бизнес, и государство. Бизнесу это даетвозможность получения большей прибыли. Для государства рост производства тоже выгоден:это, прежде всего, усиление экономической мощи самого государства и расширениеналогооблагаемой базы. Однако экономический рост есть явление долгосрочного характера,в то время как состояние доходной части бюджета актуально каждый месяц. Такимобразом, на практике государство оказывается перед выбором приоритета в налоговойполитике между долгосрочными и краткосрочными задачами, а именно: между экономическимростом и доходами бюджета. В отличие от государства у бизнеса такой проблемывыбора нет.
Еслигосударство отдает предпочтение росту бизнеса, то оно может снизить налоги,простимулировать деловую активность и за счет расширения налогооблагаемой базыувеличить доходы бюджета в отдаленном будущем. Но это нанесет ущерб текущим доходамбюджета, и государство может столкнуться с проблемами в ближайшей перспективе.
В случаеприоритетности бюджетных доходов государство повышает налоги, обеспечивает своюдеятельность финансовыми ресурсами, но подрывает инвестиционные возможностибизнеса и тем самым негативно влияет на долгосрочные производственныестратегии.
Такимобразом, становится актуальным вопрос об оптимальном размере налоговойнагрузки, отвечающем краткосрочным задачам бюджета и долгосрочным производственныминтересам бизнеса.
На качественномуровне мы обозначили проблему выбора государством приоритета в налоговойполитике: либо интересы государства и бизнеса совпадают, и тогда во главу угластавится наращивание производства и имеют место налоговые послабления, либобюджетные потребности оказываются важнее и налоги растут.
Для полученияответа на вопрос о существовании обоюдно приемлемой налоговой нагрузкинеобходим переход в область количественных оценок.
В практикеэкономических исследований существует понятие предельного значения налоговойнагрузки, при превышении которого объем производства начинает сокращаться.Обозначим эту точку q*. Вместе с тем, есть и другая критическая величина налоговойнагрузки q**, при которой фискальные поступления в бюджет максимальны идальнейшее увеличение налогов не имеет смысла.
Схематичноерасположение критических значений налоговой нагрузки q* и q** относительноналоговой базы бизнеса и налоговых сборов бюджета представлено на рис. 1.1.
/>
Рисунок 1.1 Определение оптимальной нагрузки
Примечание.Источник: [2]
Реакциябизнеса на повышение налогов выглядит следующей. Пока фактическая налоговаянагрузка не достигла уровня q*, бизнес расширяет свою деятельность, чтобыкомпенсировать потери в прибыли за счет роста производства. Но этот процесс небесконечен. Когда фактическая налоговая нагрузка преодолевает предельныйуровень q*, бизнес начинает сокращать свою деятельность, поскольку начинаетпонимать, что компенсировать потери в прибыли за счет роста производства неудается. Сокращение бизнесом своей деятельности ведет к сокращениюналогооблагаемой базы, но некоторое время налоговые доходы бюджета растут всвязи с высокой налоговой нагрузкой.
Дальнейшееувеличение налогов, когда фактическая налоговая нагрузка превосходит второйкритический порог q**, приводит к уменьшению налогооблагаемой базы настолько,что объем налоговых сборов тоже начинает сокращаться. В этой ситуациигосударство приходит к пониманию, что «палка перегнута», и вынуждено снижатьналоги, стимулировать бизнес и восстанавливать налогооблагаемую базу. [1, c. 29]
В этомпроцессе ключевым является то, что для фискальных задач государства первостепеннуюважность имеет бизнес и его реакция на фискальную нагрузку, так как доходыбюджета напрямую зависят от налогооблагаемой базы, которую строит бизнес.
Другим важныммоментом является следующее. Количественно предельная налоговая нагрузка,которую может выдержать бизнес (q*), отличается от налоговой нагрузки,оптимальной для бюджета (q**), причем q**>q*. То есть, потенциальногосударство стремится изъять налогов больше, чем бизнес может заплатить безсокращения своей деятельности.
Таким образом, компромисс в отношении оптимальной налоговойнагрузки для бизнеса и государств невозможен.
Практикапоказывает, что на макроуровне предел налоговых изъятий, который бизнес можетвыдержать и готов заплатить, примерно равен 1/3 ВВП. Поскольку произведеннаябизнесом добавленная стоимость делится между собственно бизнесменом, государствоми наемными работниками, получение бюджетом одной трети «общего пирога» выглядитдля государства вполне приемлемым.
Сближениебизнеса и государства относительно величины оптимальной налоговой нагрузкинеобходимо для стабильности в развитии экономики. Оно может быть достигнутотолько при активном, бескомпромиссном выражении бизнесом своего отношения кразмеру налоговой нагрузки. Чем серьезнее настрой бизнеса и проводимые имакции, тем больше шансов на сближение с государством по налоговым вопросам.
Финансовыйменеджмент в данной сфере практически возможен на государственном уровне.Основной формой менеджмента выступает оптимизация системы налогообложения с цельюдостижения компромисса между необходимостью финансирования государственныхрасходов и развитием предпринимательства.2. Особенности организации финансов ФПГ
В условиях рынка формированиефинансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав иструктура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики,степени ее коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарногорынков. Отечественные особенности связаны с прошедшей широкомасштабнойприватизацией, разрушением прежних хозяйственных связей, инфляцией иинвестиционным кризисом.
Слияние финансового капитала спромышленным и образование на этой основе финансово-промышленных объединенийотражает объективные устойчивые тенденции современной индустриально развитойэкономики. Взаимозависимость основных видов капитала достигла такой степени,что не только их автономное существование не представляется возможным, но и всвоем движении они устремлены к созданию единых организационных центров,регулирующих его. Экономику подавляющего большинства высокоразвитых странсоставляют аналоги ФПГ – транснациональные корпорации. Формирование крупныхфинансово-промышленных комплексов связано с необходимостью проведенияширокомасштабных научных исследований и разработок, более полного использованиятехнологического потенциала, расширения производственной кооперации, а также состремлением противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры.Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевыекомплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы,страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечиваютгарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническимресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала. [4, c. 138]
Внутри финансово-промышленной группы можетбыть реализован ряд факторов и механизмов, повышающих эффективностьдеятельности как отдельных предприятий, составляющих группу, так и ФПГ в целом.
Предприятия одной технологической цепочки,входящие в ФПГ, могут использовать механизм трансфертных цен: онирассчитываются между собой за поставляемую продукцию не по рыночным ценам, а поболее низким трансфертным ценам. Также и частичный или полный перенос платежейНДС с промежуточных стадий реализации продукции одного юридического лица –поставщика другому юридическому лицу – потребителю на конечный втехнологической цепочке этап реализации готовой продукции обеспечивает экономиюоборотных средств. За счет этого увеличивается эффективность производства.
/>
Рисунок 2.1 Принципиальная схемафункционирования ФПГ
Примечание. Источник: [1]
В формировании уставного капиталацентральной компании ФПГ наблюдаются противоречивые тенденции. Участники группыстремятся к равенству влияния на деятельность центральной компании и, в этойсвязи, к паритету вкладов в ее уставный капитал. Особенно явно такое стремлениепроявляется тогда, когда при значительных различиях между предприятиями повеличине активов, взносы в уставный капитал центральной компанииустанавливаются равными для всех или почти всех учредителей (ФПГ “Уральскиезаводы”, ФПГ “Русская меховая корпорация”). Однако равнодолевое участие предприятийФПГ в капитале создаваемой центральной компании еще не создает властно-хозяйственныхпредпосылок для сближения их интересов. В то же время нередок значительныйразброс долей отдельных участников в этом капитале. Данное обстоятельствонельзя объяснить одними лишь различиями в их финансовых возможностях. Так,участие Автобанка в капитале центральной компании ФПГ “Нижегородскиеавтомобили” составляет всего 0,05%. Разброс долей может рассматриваться какпризнание уже сложившегося распределения экономических ролей в группе илинеизбежности последующей трансформации ФПГ. Например, в финансово-промышленнойгруппе “Магнитогорская сталь” выделяется роль АО “Магнитогорскийметаллургический комбинат”, вклад которого в уставный капитал центральнойкомпании составляет 65,13%.
Примечательно, что для большинства отечественныхфинансово-промышленных групп характерно довольно скромное участие банковскихструктур в уставном капитале центральной компании группы. Для ФПГ “Святогор”оно составляет менее одного процента, для ФПГ “Нижегородские автомобили” –8,87%. В ФПГ “Магнитогорская сталь” Промстройбанк владеет 4,2% акцийцентральной компании, АвтоВАЗбанк” – 2,1%.
Масштабы консолидации ресурсов в уставномкапитале центральной компании ФПГ часто относительно невелики. В большинствеслучаев центральная компания по своему экономическому весу уступает многимучредителям. Это сказывается на обеспечении управляемости развитияфинансово-промышленной группы.
На сегодняшний день в Беларусипрактически сформирована правовая база ФПГ, регламентирующая сферы деятельностии основы построения взаимоотношений как внутри самой группы, так и с внешнимиучастниками предпринимательских отношений.
Следует отметить, что ФПГ не являютсясамостоятельной организационно-правовой формой юридического лица,предусмотренной ГК Республики Беларусь, входящие в него участники не теряютсамостоятельность. В литературе существуют две точки зрения относительно полнойили частичной правосубъектности ФПГ, так как ФПГ не имеет статуса юридическоголица, но обладают отдельным элементами правосубъектности вправоотношениях, регулируемых налоговым и антимонопольным законодательством,законодательством о бухгалтерском учете. Отсутствие единого подхода со сторонызаконодателя и в научной юридической литературе в определении статуса ФПГ, другихподобных структур, и вообще многих других вопросов, лежащих за рамками настоящейстатьи, является негативным явлением белорусского права, которое неспособствует развитию ФПГ.
В Законе о ФПГ Республики Беларусьпредусмотрена только договорная модель, Указ Президента РеспубликиБеларусь от 27 ноября 1995 г. N 482 «О создании и деятельности в Республикехозяйственных групп» предусматривающий вторую модель образования ФПГ- осуществление предпринимательской деятельности совокупностьююридических лиц (участников группы) по принципу основного и дочернегообщества. Следует отметить, что сегодня в Республике Беларусь нет специальногонормативного правового акта регулирующего создание ФПГ по холдинговому типу.Невзирая на наличие отдельных норм Гражданского кодекса, регулирующих отношениязависимых и договорных обществ, то есть холдингов, необходимость подобнойрегламентации создания и деятельности ФПГ по холдинговому типу не вызываетсомнения. При этом целесообразно обратить внимание на создание ФПГ вРеспублике Беларусь по холдинговой модели, где полномочия центральной компаниивыполняет основное общество, которое является ничем иным, как холдингом, всостав участников которого входят кредитные, страховые организации, иныеинвестиционные институты. Все отношения внутри ФПГ такого вида должныподчиняться правилам взаимоотношений основного и дочерних хозяйственныхобществ.
Легитимация ФПГ в РеспубликеБеларусь предусматривает особый порядок ее государственной регистрации,наделив соответствующими функциями уполномоченный орган государственногоуправления, в качестве которого в настоящее время выступает МинэкономикиРеспублики Беларусь. Необходимо также получение согласия антимонопольногооргана, в Республике Беларусь данная процедура в особом порядке не урегулирована.
Организационная целостность ФПГ, создаваемойна основе договора о создании ФПГ, обеспечивается посредствомучреждения центральной компании, в зависимости от модели ФПГ либо учрежденнаяучастниками в соответствии с договором о создании ФПГ, либо являющаяся основнымобществом в финансово-промышленной группе холдингового типа. Организацияприобретает статус центральной компании с момента государственной регистрацииФПГ в Государственном реестре финансово-промышленных групп и лишается этогостатуса с момента ликвидации группы. Центральная компания, действуя своимиорганами управления, выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанныхс созданием и деятельностью группы и является «юридическим олицетворениемФПГ» в форме акционерного общества, т.е. коммерческой организации, основнойцелью которой выступает получение прибыли.
Однако полномочия центральной компаниимогут возлагаться с согласия всех участников финансово-промышленной группы наодного из них – головную организацию. В этом случае договор о созданиифинансово-промышленной группы не будет предусматривать учреждение новогосубъекта права – организации со статусом юридического лица. Вместе с тем,представляется, что это не препятствует квалификации данного договора вкачестве учредительного на том основании, что он также направлен на созданиенового субъекта права – организации со статусом финансово-промышленной группы.Договор о создании финансово-промышленной группы определяет ее наименование,способ создания, порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельностисовета управляющих как высшего органа управления создаваемой группы, порядокприобретения и использования центральной компанией (головнойорганизацией) имущества, условия объединения вкладов и т.д. При этом очевидно,что перечисленные существенные условия договора о созданиифинансово-промышленной группы отсутствуют в договоре простого товарищества иявляются характерными для учредительного договора.
В литературе к числу негативныхявлений, препятствующих их интенсивному развитию финансово-промышленных групп,в частности, относят недостаточный объем делегируемых участниками ФПГцентральной компании полномочий, а также небольшой уставной капитал центральнойкомпании и ее необеспеченность имущественными активами. Также являетсяпроблемой низкая доля уставного капитала центральной компании и суммарномуставном капитале остальных участников группы. Все вышеперечисленное, по мнениюавтора, делает ФПГ менее привлекательной и, как следствие, менее распространеннойформой предпринимательских объединений.
Поводя итог, хотелось бы определить местоФПГ в системе других интегрированных структур, существующих в РеспубликеБеларусь. Сегодня существует тенденция не преобразования предпринимательскихобъединений в ФПГ, а сохранения государственных концернов, появившихся впроцессе приватизации государственных предприятий, а такжегосударственных производственных и непроизводственных объединений. Причинойотсутствия роста активности ФПГ, кроме вышеперечисленных, является государственнаяполитика, которая пока не направлена на реализацию государственной поддержкиФПГ, гарантированной Законом Республики Беларусь о ФПГ.
ФПГ в белорусском законодательстве — объединение юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность наоснове договора о создании ФПГ. Цели такого объединения очевидны:
- экономическаяинтеграция участников;
- реализацияинвестиционных проектов;
- повышениеконкурентоспособности товаров (работ, услуг);
- повышениеэффективности производства;
- созданиеновых рабочих мест.
Договор о создании ФПГ следует отличать отучредительного договора. Первый тождественен договору о совместной деятельности(простого товарищества). Участниками ФПГ могут быть как резиденты, так инерезиденты Республики Беларусь.
Если доля имущества одного из участниковпринадлежит государству, образование ФПГ осуществляется только с согласиясоответствующего министерства.
Прибылью ФПГ является консолидированнаяприбыль ее участников. При ведении ФПГ сводного (консолидированного) балансаприбыль отражается на балансе центральной компании (головного предприятия).
По обязательствам центральной компании,возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники группы несутсолидарную ответственность.
Сложность образования ФПГ состоит в том,что для ее создания необходим участник, выполняющий кредитно-финансовыефункции. К сожалению, не каждый банк или финансово-кредитная организациясогласятся сейчас поучаствовать в «интеграционной программе»белорусских предприятий.
3. Расчет показателей эффективности использования оборотныхсредств
Таблица 3.1
Анализ состава, структурыи динамики оборотных средств ЗАО «Универсам Юбилейный»Наименование статей На 1.01.2006 г. На 1.01.2007 г. Изменения (+/-) сумма, млн. руб. уд. вес сумма, млн. руб. уд. вес сумма, млн. руб. уд. вес 2. Оборотные активы: 1732 100,0 2081 100,0 +349 0,0 2.1. запасы и затраты 159 9,2 196 9,4 +37 +0,2 2.2. налоги по приобретенным ценностям 168 9,7 179 8,6 +11 -1,1 2.3. готовая продукция и товары 1085 62,6 1117 53,7 +32 -9,0 2.4. товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги 1 0,1 - -1 -0,1
2.5. дебиторская задолженность,
в том числе: 9 0,5 8 0,4 -1 -0,1 2.6. финансовые вложения - - 0,0 2.6. денежные средства 310 17,9 581 27,9 +271 +10,0
Примечание. Источник:собственная разработка
Оборотные активы предприятияна конец отчетного периода увеличились на 349 млн. руб. (или на 20,2%). Суммаих на 1.01.2006 г. составляла 1732 млн. руб., на 1.01.2007 г. составила2081 млн. руб. Следует отметить увеличение их удельного веса в общей суммеактивов предприятия на 4 % (с 38 % до 42 %). Темп изменениясоставил 120,2 %.
Анализ структурыоборотных активов за 2006 год показывает, что на конец отчетного периодапроизошло увеличение запасов и затрат на 37 млн. руб., налогов по приобретеннымценностям на 11 млн. руб., готовой продукции и товаров на 32 млн. руб., денежныхсредств на 231 млн. руб. По сравнению с началом отчетного периода следует отметитьуменьшение дебиторской задолженности на 1 млн. руб.
В общей структуреоборотных средств наибольшие изменения произошли в удельном весе денежныхсредств и готовой продукции — удельный вес денежных средств предприятияувеличился на 10,0%, а удельный вес готовой продукции и товаров уменьшился на9,0%. Соответственно удельный вес налогов также уменьшился — на 1,1%.
Увеличение удельного весаденежных средств на счетах предприятия при уменьшении удельного веса запасовтоварно-материальных ценностей является положительной тенденцией,свидетельствующей о повышении эффективности деятельности торгового предприятия.
Анализ основныхпоказателей оборачиваемости оборотных средств представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Оборачиваемость оборотныхсредств ЗАО «Универсам Юбилейный».Показатель 2005 год 2006 год 1. Товарооборот без НДС, млн. руб. 21084 23322 2. Однодневный оборот 58,57 64,78 3. Среднее значение текущих активов (оборотных средств), млн. руб. 1732 2081 4. Оборачиваемость оборотных средств, дней 29,57 32,12 5. Коэффициент оборачиваемости 12,17 11,21 6. Длительность одного оборота оборотных средств, дней 30,00 32,57
Примечание. Источник:собственная разработка
В связи с увеличениемвыручки от реализации продукции произошло увеличение однодневного оборота.Оборотные средства предприятия по сравнению с 2005 г. увеличились на 349млн. руб. Эффективность использования оборотных средств характеризуетсясистемой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотныхсредств. Необходимо отметить снижение коэффициента оборачиваемости оборотныхсредств по сравнению с 2005 годом (с 12,17 до 11,21).
Основная причиназамедления оборачиваемости оборотных средств заключается в значительномувеличении остатков оборотных средств в конце года по сравнению с началом года.Несмотря на то, что товарооборот без НДС в 2006 году увеличился, однако средниеостатки оборотных средств увеличились в 2006 году в гораздо большей степени,чем товарооборот. Это стало причиной замедления оборачиваемости оборотныхсредств предприятия.
Определим показателиэффекта деятельности предприятия за 2006 год по сравнению с 2005 годом.
Абсолютноевысвобождение (Ав) определяется по формуле
/>,
где Дб и До – длительность одного оборотаоборотных средств в базисном и отчетном периодах соответственно, дней.
Ав0 = (32,57 — 30,0) * 2081/ 360 = 14,86 (млн. руб.) — было дополнительно вовлечено в оборот в 2006 годупо сравнению с 2005 годом. О дополнительном вовлечении свидетельствуетположительное значение полученного показателя. В том случае, если бы он былотрицательным, это бы свидетельствовало о высвобождении оборотных средств изоборота.
Относительноевысвобождение (Ов) определяется по формуле
/>,
где ОСб и ОСо – оборотные средства в базисном и отчетном периодах соответственно, тыс. руб.;
Jвп – индекс изменения объема реализованной продукции за анализируемый период.
Индекс изменения объема реализованнойпродукции составит:
J = 26750 / 25133 = 1,0643 = 106,4% — в 2006 году по сравнению с 2005 годом.
Тогда относительноевысвобождение оборотных средств составит:
Ов0 = 1732 * 1,0643 — 2081 = -237,6 (млн. руб.) — относительное относительное высвобождение оборотныхсредств в 2006 году по сравнению с 2005 годом.
В таблице 3.3представлены более детальные показатели эффективности использования оборотныхсредств за 2006 год.
Таблица 3.3.
Показателиэффективности управления оборотными активамиПоказатели Методика расчета Результат за период
1
2
3 1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов т/о по себестоимости / средняя сумма оборотных активов 9,612 2. Оборачиваемость оборотных активов, в днях средняя сумма оборотных активов / однодневный т/о по себестоимости 37,456 2.1.оборачиваемость товарных запасов, в днях средняя сумма товарных запасов / однодневный т/о по себестоимости 21,631 2.2.оборачиваемость денежных средств средняя сумма денежных средств / однодневный т/о розничный 5,824
Окончание таблицы 3.3
1
2
3 2.3.оборот запасов и затрат средняя сумма запасов и затрат / однодневный т/о по себестоимости 3,487 2.4.оборот дебиторской задолженности средняя сумма дебиторской задолженности / количество дней в периоде 0,024 3. Коэффициент участия оборотных активов в т/о средняя сумма оборотных активов / однодневный т/о по себестоимости 37,456 4. Рентабельность оборотных активов (ЧП / средняя сумма оборотных активов)*100 35,458 5. Фондоотдача оборотных средств Товарооборот / средняя сумма оборотных активов (средств) 11,21 6. Коэффициент загрузки оборотных средств средняя сумма оборотных средств / товарооборот 0,089
Примечание. Источник:собственная разработка.
Рассчитаем показатели рентабельностиоборотных активов как отношение прибыли за отчетный период к стоимостиоборотных средств.
Роб0 = 598 / 1732 * 100%= 0,3453 = 34,5% — в 2005 г.
Роб1 = 1042 / 2081 =0,5007 = 50,1% — в 2006 г.
Таким образом, несмотряна то, что в 2006 году оборачиваемость оборотных средств предприятияуменьшилась (замедлилась), эффективность использования оборотных средствувеличилась — об этом свидетельствует увеличение показателя рентабельностиоборотных средств.
Список использованных источников
1. ГусевА.Б. Государство и бизнес. М.,2002. 194 с.
2. ОстапенкоВ.В. Финансы предприятия: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2006. 303 с.
3. Финансыпредприятий: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. Мн.:Вышэйшая школа, 1995. 256 с.
4. ШулякП.Н. Финансы предприятия: Учебник для вузов по экон. спец. М.: Дашков и К,2002. 751 с.