Содержание
Введение
1. Сущность и принципы исполненияфедерального бюджета
2. Особенности исполнения расходовфедерального бюджета. Органы, осуществляющие исполнения федерального бюджета порасходам
3. Совершенствование исполнениярасходов федерального бюджета
Заключение
Список использованной литературы
/>/>/>/>Введение
В финансовой системелюбой страны ведущее место занимает бюджет, который характеризует денежныеотношения, складывающиеся у органов государственной власти и местногосамоуправления с юридическими и физическими лицами в процессе распределения иперераспределения национального дохода. Исполнение бюджета — это заключительнаястадия бюджетного процесса, наступающая после утверждения бюджета насоответствующий финансовый год. На ней обеспечивается полное по объемам исвоевременное по срокам выполнение поступлений, предусмотренных доходов бюджетав целом и по каждому источнику и полное финансирование предприятий, учреждений,организаций и мероприятий в соответствии принятым бюджетом РФ.
Исполнение бюджета вРоссийской Федерации, формирование его доходов и финансирование расходов изнего возложено на единую систему органов Федерального казначейства Министерствафинансов Российской Федерации.
Важнейшими условиямиуспешного исполнения федерального бюджета являются увеличение его доходнойчасти, целевое и рациональное расходование бюджетных средств. Механизмисполнения федерального бюджета при этом должен оказывать существенное влияниена всю систему функционирования государственных финансов.
Исполнениебюджета — это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации ииспользованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органыисполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения,юридические и физические лица — плательщики налогов в бюджет, получателибюджетных средств. Поскольку государственные средства должны эффективнорасходоваться на любом уровне бюджетной системы, необходимо, во-первых, хорошоорганизовать процесс управления расходами и, во-вторых, четко определитьответственность за принятие и реализацию решений в области расходованиябюджетных средств [23, с.93].
Главнаяцель работы предопределяется раскрытой выше актуальностью: изучение процессаисполнения расходов федерального бюджета, дав оценку возможным путям егосовершенствования.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе будутрешены следующие задачи:
- проследить порядокисполнение федеральногобюджета,
- рассмотретьособенности исполнения федерального бюджета по расходам, также функции иполномочия органов, обеспечивающих исполнение расходов федерального бюджета,
- выработкапредложений по совершенствованию процесса исполнения расходов федерального бюджета.
/>1. Сущность и принципы исполненияфедерального бюджета
бюджет федеральный расход
Внастоящее время термин «исполнение бюджета» не имеет однозначного определения.Статья 6 Бюджетного кодекса не содержит определения «исполнения бюджета».
Исполнение бюджета –процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов вцелом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений впределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Исполнить бюджет – этозначит своевременно получить все запланированные по бюджету доходы и вовремяпроизвести все запланированные по бюджету расходы.
Исполнение бюджетаявляется заключительной стадией бюджетного процесса и представляет собойсовокупность процедур по прогнозированию и учету поступлений доходов,межбюджетного их распределения, осуществлению санкционирования, финансированиерасходов, кассовому планированию бюджетных средств, обслуживаниюгосударственного долга, предоставлению бюджетных кредитов и осуществлению ихвозврата, ведению учета и отчетности, осуществлению предварительного, текущегои последующего контроля.
В соответствии сбюджетным законодательством исполнение бюджета относится к функцииисполнительных органов власти соответствующего уровня.
Исполнение бюджетаначинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадиябюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частейбюджетов:
- доходная частьформируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговыхпоступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентамиРФ, в соответствии с налоговым законодательством;
- расходная частьформируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должнаобеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сферэкономики. Также цель стадии исполнения бюджета – выполнение Закона о бюджете всоответствии с утвержденными показателями.
Важнейшими задачамиисполнения бюджета являются:
- обеспечениеполного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходовв целом и по каждому источнику;
- финансированиемероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансовогогода, на который утвержден бюджет.
В соответствие сост.215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Длякассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открываетсчета в Центральном банке Российской Федерации. Все кассовые операции поисполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанныесчета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемойим финансовым органам.
Этапами исполненияфедерального бюджета является исполнение бюджета по доходам и по расходам.
Под кассовым исполнением бюджета понимается «организацияи осуществление приема, хранения и выдачи бюджетных средств в процессеисполнения бюджета», т.е. кассовое исполнение является составной частьюпроцесса исполнения бюджета.
Исполнениебюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Своднаябюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом(органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии снастоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета иисточникам финансирования дефицита бюджета [2]. Порядок составления и ведениясводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.
Подкассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовыхвыплат из бюджета в текущем финансовом году.
Финансовыйорган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а такжесостав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств,главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источниковфинансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведениякассового плана.
Составлениеи ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченныморганом исполнительной власти (местной администрации).
Бюджетисполняется на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.
Принципединства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществлениевсех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций поисполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовымиактами органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовымиактами органов местного самоуправления за пределами территории соответственноРоссийской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальногообразования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютнымзаконодательством Российской Федерации.
Принципподведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средстввправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств толькоот главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которогоони находятся.
Вслучае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнениябюджета по расходам могут предусматриваться утверждение и доведение до главныхраспорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельногообъема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущегофинансового года (предельные объемы финансирования).
Предельныеобъемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главногораспорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно илипоквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо насоответствующий квартал на основе заявок на финансирование главныхраспорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. .
Таким образом, исполнение бюджета являетсязаключительной стадией бюджетного процесса, имеет своей целью выполнениедоходной и расходной частей бюджетов. Оно основывается на двух принципах:единства кассы и принцип подведомственности расходов. Т.е. исполнение бюджета –это важный этап бюджетного процесса, действия по мобилизации и использованию бюджетныхсредств в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти.
Повышение эффективностииспользования бюджетных средств напрямую зависит от распределения расходныхполномочий по уровням бюджетной системы. В связи с чем, необходимо перераспределениебюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы (или создание новыхуровней) таким образом, чтобы радиус предоставления бюджетной услуги совпадал срадиусом ее потребления.
Перераспределениерасходных полномочий возможно в направлении их интеграции и локализации.
Суть интеграции бюджетныхрасходов состоит в выявлении у обособленных групп потребителей бюджетных услугсходных требований и перемещении полномочий по предоставлению этих услуг наболе высокий уровень управления. Интеграция приводит к расширению у бюджетногоучреждения радиуса предоставления бюджетных услуг, что способствует проявлениюсвойства синергии. Интеграционный процесс приводит к повышению мобильностичленов общества, развитию средств коммуникаций, систем транспортного сообщения.Например, в зависимости от географического положения муниципального образованияпользователями внутригородских перевозок могут стать жители другихмуниципалитетов или даже субъектов РФ. Примером интеграции является потреблениежителями муниципального района бюджетной услуги в сфере здравоохранения на территорииодноименного городского округа.
Интеграция бюджетныхрасходов позволяет синхронизировать имеющиеся ресурсы в бюджетнойинфраструктуре с мобильностью потребителей бюджетных услуг. Недостатокинтеграции проявляется в снижении способности органов управления выявлять иучитывать особенности потребности в бюджетных услугах на местах небольшихсообществ.
Устранение указанногонедостатка интеграционных процессов достигается в рамках локализации предоставлениябюджетных услуг. Суть данного инструмента состоит в выявлении у территориальнообособленных групп потребителей особенностей, обуславливающих существенныеразличия в требованиях к бюджетным услугам, и передаче полномочий попредоставлению соответствующих бюджетных услуг на уровень обособленных групппотребителей. Локализация приводит к сужении радиуса предоставления бюджетныхуслуг посредством формирования субуровней с закреплением на них соответствующихполномочий.
В рамках локализациибюджетных расходов достигается такое расходование средств бюджета, при которомобеспечивается удовлетворение приоритетных требований местного сообщества пооказанию бюджетных услуг. В данном случае, предельно эффективными для всейбюджетной системы могут быть признаны расходы на оказание бюджетных услуг,предоставление которых полностью локализовано на соответствующем уровнебюджетной системы. В условиях локализации чем меньше радиус потреблениябюджетной услуги выходит за границы муниципального образования, тем большейэффективности при использовании бюджетных средств можно добиться. Негативныйэффект интеграционных процессов проявляется в увеличении доли расходов науправление, вызванное появлением нового управленческого звена.
Интеграция и локализация – взаимосвязанные процессы,институционализирующие бюджетную систему, обуславливающие направление идинамику развития ее уровней, появление новых или упразднение прежних уровней иэлементов бюджетной системы.
Как интеграционные, так илокализационные процессы проецируются на оценку эффективности бюджетныхрасходов: что имеет приоритетное значение для муниципального бюджета.
Если говорить о повышениеэффективности использования бюджетных средств напрямую зависит от распределениярасходных полномочий по уровням бюджетной системы, благодаря или создание новыхуровней, то это позволит отобрать и сопоставить по приоритетности те услуги,радиус потребления которых совпадает. В том случае, если группировка бюджетныхуслуг по радиусу потребления не возможна, целесообразным может быть выделениеодной наиболее значимой бюджетной услуги или предоставление ее в отдельномуровне бюджетной системы.
Альтернативой созданиюнового бюджетного уровня может стать появление в бюджетной системе новогоучастника – специального бюджетного фонда. Который может преследовать две цели:повышение эффективности бюджетных расходов и компенсацию потребителям издержекв связи с ограничением предоставления отдельных бюджетных услуг.
Для оценки эффективностииспользования бюджетных средств, наряду с понятием объема и качества бюджетнойуслуги, необходимо использовать такой показатель как комфортность бюджетнойуслуги, которая влияет на удовлетворенность потребителя от получения бюджетнойуслуги.
Нередко нехваткабюджетных средств для надлежащего исполнения расходных полномочий муниципальныхобразований обусловлена стремлением сохранить потребление бюджетных услуг науровне не соответствующем реальным приоритетам, т.е. предъявляетсянеобоснованный спрос на получение более комфортных услуг.
Из всего вышесказанного следует, что формирование новогоуправленческого уровня, может стать повышением эффективности бюджетныхрасходов. Пересмотр распределения расходных полномочий обоснован в том случае,когда главные распорядители и получатели бюджетных средств изначальнопоставлены в условия некорректной оценки приоритетов, в связи с чем ихдеятельность в сфере управления общественными финансами сведена у поискуэлементарной экономии.
/>
2. Особенности исполнения расходовфедерального бюджета. Органы, осуществляющие исполнение федерального бюджета порасходам
Исполнениебюджета по расходам осуществляется в установленном порядке соответствующимфинансовым органом в соответствии с БКРФ.
В соответствии со ст. 219БК РФ исполнение бюджетов по расходам предусматривает:
- принятиебюджетных обязательств;
- подтверждениеденежных обязательств;
- санкционированиеоплаты денежных обязательств;
- подтверждениеисполнения денежных обязательств.
Также исполнениефедерального бюджета по расходам осуществляется с применением лицевых счетовбюджетных средств, открываемым Федеральным казначейством для каждого главногораспорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Налицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которымирасполагает распорядитель либо получатель этих средств в процессефинансирования расходов федерального бюджета.
Важноотметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом, основным инструментоморганизации бюджетного процесса, позволяющим соблюдать установленныезаконодателем бюджетные ограничения, продолжает оставаться сводная бюджетнаяроспись. Смысл новых подходов в использовании этого инструмента состоит внеобходимости четкого разграничения полномочий финансового органа и главныхраспорядителей бюджетных средств [15, с. 6].
Своднаяроспись составляется Министерством финансов Российской Федерации и утверждаетсяМинистром финансов Российской Федерации не менее чем за десять рабочих дней доначала текущего финансового года, за исключением случаев, предусмотренныхстатьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации [3].
Министерство финансовРоссийской Федерации в течение двух рабочих дней со дня утверждения своднойросписи и лимитов бюджетных обязательств доводит до главных распорядителей(главных администраторов источников):
- показателисводной росписи по соответствующему главному распорядителю (главномуадминистратору источников),
- лимиты бюджетныхобязательств, установленные Министром финансов Российской Федерации.
Министерство финансовРоссийской Федерации в течение двух рабочих дней со дня утверждения своднойросписи и лимитов бюджетных обязательств передает их Федеральному казначействуна бумажном и электронном носителях (в согласованных форматах файлов).
Федеральное казначействов течение трех рабочих дней со дня получения сводной росписи, лимитов бюджетныхобязательств и направляет главным распорядителям (главным администраторамисточников) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств вустановленном порядке.
Бюджетная росписьсоставляется и утверждается главным распорядителем (главным администраторомисточников) в соответствии с показателями сводной росписи по соответствующемуглавному распорядителю (главному администратору источников).
Лимиты бюджетных обязательствраспорядителей (получателей) средств федерального бюджета утверждаются впределах, установленных для главного распорядителя лимитов бюджетныхобязательств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители(главные администраторы источников) доводят показатели бюджетной росписи илимиты бюджетных обязательств до соответствующих подведомственныхраспорядителей (получателей) средств федерального бюджета (администраторовисточников) до начала текущего финансового года.
Доведение лимитов бюджетныхобязательств (бюджетных ассигнований) главными распорядителями (главнымиадминистраторами источников) до находящихся в их ведении распорядителей и (или)получателей средств федерального бюджета (администраторов источников)осуществляется через органы Федерального казначейства в установленном порядке.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетныеобязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущемфинансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетныеобязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иныхдоговоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждаетобязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства всоответствии с платежными и иными документами, необходимыми длясанкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскныхмероприятий, в соответствии с платежными документами [2].
Подтверждение исполнения денежных обязательствосуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списаниеденежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридическихлиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международногоправа, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежныхопераций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств [2].
При этом объемрасходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденныхбюджетных обязательств.
К органам, осуществляющимисполнение федерального бюджета по расходам относятся:
— Министерство финансовРоссийской Федерации;
— ФедеральноеКазначейство;
— Центральный банкРоссийской Федерации;
— Счетная палатаРоссийской Федерации;
— Федеральная службафинансово – бюджетного надзора;
— главные распорядители,распорядители и получатели средств федерального бюджета;
— главные распорядители,распорядители и получатели средств бюджета государственных внебюджетных фондовРоссийской Федерации;
Министерствофинансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:
— организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления иведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписейглавных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполненияфедерального бюджета;
— устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральныхбюджетных учреждений;
— устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей,распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главныхадминистраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главныхадминистраторов и администраторов источников финансирования дефицитафедерального бюджета;
— составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета ипредставляет ее в Федеральное казначейство;
— представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств поглавным распорядителям средств федерального бюджета;
— устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета,государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетностиРоссийской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерациибюджетную отчетность Российской Федерации;
— осуществляет иные полномочия [2].
Федеральноеказначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
— производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетомвозвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ипроцентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетнойсистемы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовомгоду, установленным Бюджетным кодексом, законом о бюджете и инымимуниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счетасоответствующих бюджетов;
— открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средствбюджетов бюджетной системы РФ и иные счета для учета средств, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, устанавливает режим этих счетов;
— устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации;
— устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей,распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
— ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателейсредств федерального бюджета;
— доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показателисводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;
— доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджетараспределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федеральногобюджета лимиты бюджетных обязательств;
— ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет ипредставляет в Министерство финансов Российской Федерации отчетность о кассовомисполнении федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом, инымиактами бюджетного законодательства Российской Федерации;
— составляет на основании отчетности, представленной главными распорядителямисредств федерального бюджета, главными администраторами доходов федеральногобюджета, главными администраторами источников финансирования дефицитафедерального бюджета, бюджетный отчет об исполнении федерального бюджета ипредставляет его в Министерство финансов Российской Федерации;
— осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средствфедерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицитафедерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном Казначействе;
— осуществляет иные полномочия [2].
Несмотряна переход к казначейской системе, Банк России является важным звеном в системеисполнения бюджета. Это вызвано тем, что процесс исполнения бюджета любогоуровня предполагает участие банковской организации. В Федеральном законе «ОЦентральном банке РФ» предусмотрено, что ЦБ РФ без взимания комиссионноговознаграждения осуществляют операции с федеральным бюджетом и государственнымивнебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами [9].
БанкРоссии осуществляет следующие бюджетные полномочия:
— совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрениеГосударственной Думы основные направления денежно – кредитной политики;
— обслуживает счета бюджетов;
— осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
— оперативный контроль за исполнением федерального бюджета.
Немаловажнымучастником исполнения федерального бюджета является Счетная палата РФ. Счетнаяпалата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту исвоевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетныхассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателямифедерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ,вносит предложения по их устранению [6]. Счетная палата ежеквартально поустановленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерацииоперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятсяфактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнениис утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий годпоказателями за истекший период, квартал. Счетная палата контролируетформирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетныхфондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РоссийскойФедерации [10, c 120].
Крометого, к участникам исполнения федерального бюджета относится Федеральная службафинансово-бюджетного надзора, являющаяся федеральным органом исполнительнойвласти и осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетнойсфере, а также функции органа валютного контроля. Данный орган осуществляетконтроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средствгосударственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей,находящихся в федеральной собственности, осуществляет функции главногораспорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных насодержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций и иные функции [10,c. 145].
Следующимучастником бюджетного процесса являются главные распорядители (распорядители)бюджетных средств. Главный распорядитель обеспечивает результативность,адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии сутвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетныхсредств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяетбюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственнымраспорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующуючасть бюджета; составляет бюджетную отчетность и иные полномочия.
Распорядительбюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяетбюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственнымраспорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняетсоответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителюбюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменениюбюджетной росписи и иные полномочия [2].
Участниками бюджетногопроцесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальныеунитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств. Получателибюджетных средств составляют и исполняют бюджетную смету; принимает и (или)исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или)бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность,целевой характер бюджетных ассигнований, составляет и представляет бюджетнуюотчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетныхсредств и иные полномочия.
Таким образом, мырассмотрели особенности исполнения бюджета по расходам. Исполнение федеральногобюджета по расходам осуществляется с применением лицевых счетов бюджетныхсредств, открываемым Федеральным казначейством для каждого главногораспорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Налицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которымирасполагает распорядитель либо получатель этих средств в процессефинансирования расходов федерального бюджета. Также были рассмотрены участникиисполнения расходов федерального бюджета и их основные полномочия. />луг, которые соответствуют перечисленным выше.
• использованиябюджетных средств для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований,увязывающие полученный результат деятельности в части предоставления бюджетныхуслуг и
• объем затраченныхна эти цели средств. Показатели будут использоваться не только при формированиирейтинга регионов, характеризующего качество финансового менеджмента, но исмогут служить инструментом оценки деятельности главных распорядителей бюджетныхсредств в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Рейтинг качествауправления региональными финансами подлежит обязательному опубликованию.
• В качестве ещеодной меры обеспечения проведения органами власти субъектов РФ ответственнойфинансовой политики предполагается снижение критерия для введения временнойфинансовой администрации в субъектах Федерации с 30% до 10% объема просроченнойзадолженности к объему собственных доходов бюджетов субъектов РоссийскойФедерации.
• Необходимо формированиесистемы стимулирования органов местного самоуправления к внедрению передовыхпроцессов в области социально-экономического развития и управленияобщественными финансами. Для муниципальных образований в субъектах РФ должныбыть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджетаорганов местного самоуправления в увеличении ходов местных бюджетов.
• В этих целяхМинфин России продолжит проведение федеральных конкурсов в сфере реформированиямуниципальных финансов в рамках конкурсов реформирования региональных финансови разработает рекомендации по проведению аналогичной работы в субъектах РФ.
• Качествофинансового менеджмента в муниципальных образованиях будет учитываться МинфиномРоссии при формировании рейтинга субъектов РФ, характеризующего качествофинансового менеджмента в субъектах Федерации.
Впоследние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизациибюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственногоуправления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильностьгосударственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемыхрасходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная наперенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленных экономическихи социальных целей [21, с. 12].
Одним изнаправлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетногопроцесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использованиябюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задачедиверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можноназвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетомдиверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России ФедеральномуСобранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшиетри года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Этопревращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструментмакроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание болеестабильного курса рубля – важнейшие фундаментальные показатели российскойэкономики [13, с. 4].
Формированиебюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-ег.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас – на нынешнем этапе бюджетнойреформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно ибюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в которомдолжны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмахфункционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательствопризвано регламентировать не только процессы формирования и порядокраспределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но имеханизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектораэкономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономикиотносится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой формеон функционирует [16, с. 3].
Важныминаправлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработкаи принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективностибюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Созданиенормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективностьгосударственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:
- во-первых,бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики,причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;
- во-вторых, внастоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методовреформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективныхформ финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].
Необходимоотметить, что одной из задач правового и методологического обеспечениябюджетного процесса является повышение эффективности формирования ирасходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшегообъема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов,консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трехосновных условий:
- формированиеперечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью ихполезности (востребованности обществом);
- предотвращениерасходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий,финансируемых из бюджета;
- наличиеэффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты,принимающие решения в рамках бюджетного процесса [20, с. 16].
• показатели оценкиэффективности
/>
3.Совершенствование исполнения федерального бюджета по расходам
Впоследние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизациибюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственногоуправления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильностьгосударственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемыхрасходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная наперенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленныхэкономических и социальных целей [21, с. 12].
Одним изнаправлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетногопроцесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использованиябюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задачедиверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можноназвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетомдиверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России ФедеральномуСобранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшиетри года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Этопревращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструментмакроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание болеестабильного курса рубля – важнейшие фундаментальные показатели российскойэкономики [13, с. 4].
Формированиебюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-ег.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас – на нынешнем этапе бюджетнойреформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно ибюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в которомдолжны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмахфункционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательствопризвано регламентировать не только процессы формирования и порядокраспределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но имеханизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектораэкономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономикиотносится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой формеон функционирует [16, с. 3].
Важныминаправлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработкаи принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективностибюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Созданиенормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективностьгосударственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:
- во-первых,бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики,причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;
- во-вторых, внастоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методовреформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективныхформ финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].
Необходимоотметить, что одной из задач правового и методологического обеспечениябюджетного процесса является повышение эффективности формирования ирасходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшегообъема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов,консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трехосновных условий:
- формированиеперечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью ихполезности (востребованности обществом);
- предотвращениерасходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий,финансируемых из бюджета;
- наличиеэффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающиерешения в рамках бюджетного процесса [20, с. 16].
Совершенствованиепорядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета – это одно изосновных направлений деятельности Федерального казначейства, в рамках которогов последние годы происходят заметные изменения, связанные с разработкой ивнедрением в существующую практику работы элементов управления ликвидностьюединого счета федерального бюджета.
В 2004г. Правительством РФ утверждена Концепция реформирования бюджетного процессаРФ, направленная на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизациюуправления бюджетными средствами бюджетов бюджетной системы РФ. В рамкахреализации задач концепции по обеспечению безусловного исполнения денежныхобязательств следует совершенствовать процессы и процедуры управления денежнымисредствами и перейти к управлению ликвидностью единого счета федеральногобюджета.
Внастоящее время складываются благоприятные условия для совершенствованияказначейских технологий, направленных на повышение эффективности управлениягосударственными финансовыми ресурсами. В результате проводимой бюджетнойполитики активно развивается бюджетное законодательство, и бюджет государства впоследние несколько лет исполняется с профицитом, что обеспечивает необходимоедля исполнения бюджета наличие средств на едином счете федерального бюджета.
Однакоизменения, происходящие в бюджетном процессе, такие как принятие федеральногобюджета на трехлетний период, сбалансированность доходов и расходов бюджета,полное покрытие профицита исполнения бюджета к 2010 г., значительно повышаетактуальность проблемы обеспечения безусловного исполнения денежных обязательствфедерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.
В этойсвязи перед Федеральным казначейством стоит задача в течение сравнительнонебольшого временного периода создать механизм, реализующий безусловноеисполнение денежных обязательств федерального бюджета и обеспечение координацииуправления операциями в рамках исполнения федерального бюджета с управлениемликвидностью единого счета федерального бюджета [18, с. 27].
Еслираньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то внастоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами.Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходованиябюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научитьсясравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований иучреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это –совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опытуправления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этотпередовой опыт в сфере публичных финансов [15, с. 5]
МинфинРоссии со своей стороны будет проводить мониторинг финансового менеджментаглавных распорядителей бюджетных средств. Уже издан приказ об этом и в первомквартале 2008 года такой мониторинг был проведён. По этой оценке, в том числе,были приняты решения о наделении или ненаделении дополнительными правамиглавного распорядителя, по качеству финансового менеджмента было вынесеносуждение о работе соответствующих финансовых подразделений министерств иведомств [15, с. 7]./>/>
Врезультате проводимой бюджетной политики активно развивается бюджетноезаконодательство, и бюджет государства в последние несколько лет исполняется спрофицитом, что обеспечивает необходимое для исполнения бюджета наличие средствна едином счете федерального бюджета.
Однакоизменения, происходящие в бюджетном процессе, такие как принятие федеральногобюджета на трехлетний период, сбалансированность доходов и расходов бюджета,полное покрытие профицита исполнения бюджета к 2010 г., значительно повышаетактуальность проблемы обеспечения безусловного исполнения денежных обязательствфедерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.
В этойсвязи перед Федеральным казначейством стоит задача в течение сравнительнонебольшого временного периода создать механизм, реализующий безусловное исполнениеденежных обязательств федерального бюджета и обеспечение координации управленияоперациями в рамках исполнения федерального бюджета с управлением ликвидностьюединого счета федерального бюджета [18, с. 27].
Еслираньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то внастоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами.Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходованиябюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научитьсясравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований иучреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это –совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опытуправления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этотпередовой опыт в сфере публичных финансов [15, с. 5]
Заключение
Созданиеправовой базы для оценки и контроля эффективности бюджетных расходов относитсяк числу наиболее трудных и сложных задач в области нормотворческойдеятельности, поскольку разработчикам нормативно-правовых актов приходится идтипочти по целине. Дело в том, что сама работа по повышению эффективностигосударственных расходов развернулась в России в начале нового тысячелетия. В2002 г. были приняты важные решения о реструктуризации бюджетного сектораэкономики и переходе на новые методы финансового планирования, ориентированногона результат, а также о среднесрочном планировании. В 2004 г. было принято постановлениеПравительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»,которым была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в2004-2006 гг. Эта концепция направлена на повышение эффективности бюджетныхрасходов, которая должна определяться посредством достижения конкретныхрезультатов [16, с. 9].
В условиях перехода крынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепциисовершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепциизакладываются три основных блока задач:
- сформироватьчеткие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможнойдетализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейскогометода исполнения бюджета;
- определитьнаиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечениянетрадиционных финансовых источников в оборот; создать полноценныйинформационно — аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобыиметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов ирасходов бюджета;
- повыситьоперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенныефинансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами всуществующих инфляционных условиях.
Перваягруппа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейшихнаправлений совершенствования управления бюджетными ресурсами являетсявнедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.
24 марта 2009 г. в Москвепрошло собрание Сообщества финансистов России (СФР), на котором были обсужденыактуальные проблемы бюджетного процесса в РФ. Наибольшее внимание членами СФР былоуделено проекту федерального закона «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФв части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силуотдельных законодательных актов РФ». В связи с возможными техническимитрудностями реализации ряда новаций новой редакции БК РФ решено считать 2009год переходным. До конца текущего года технические, организационные и прочиепроблемы должны быть разрешены, чтобы к началу следующего года новации моглибыть реализованы в полной мере [24, с. 14].
Список использованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993 года // Текст опубликован в правовой системе«Консультант» с изменениями и дополнениями
2. Бюджетный кодексРоссийской Федерации: Федер. Закон Российской Федерации от 17.07.1998г № 145-ФЗ// Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями идополнениями3. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписифедерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средствфедерального бюджета (главных администраторов источников финансированиядефицита федерального бюджета). Приложение к Приказу Минфина РФ от 22 ноября2007г. N114н
4. О Правительстве РФ: Фед.конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ
5. О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти: Указ президента РФ от 9марта2004г.,№ 314
6. О Счетной палатеРоссийской Федерации: Федер. Закон Российской Федерации от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ// Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями идополнениями
7. О Федеральномказначействе Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 // Текстопубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями
8. О Федеральнойслужбе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 15.08.2006 г. № 503 // Текст опубликован в правовой системе«Консультант» с изменениями и дополнениями
9. О Центральном банкеРФ: Федер. Закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ
10. Акперов И.Г., Коноплева И.А., ГоловачС.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебноепособие. – Москва, 2006
11. Завьялов Д.Ю. Тенденции трансформациибюджетной системы / Финансы. – 2008. – № 6
12. Крылов Г.З. Некоторые вопросысовершенствования бюджетного кодекса / Финансы. – 2007. — № 7
13. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет –бюджет диверсификации экономики / Финансы. – 2007. — № 4
14. Мехтиярова Е.В. Об отдельных вопросахисполнения федерального бюджета в 2008 году / Мехтиярова Е.В. / Советникбухгалтера: — №2 2007 год
15. Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетнойреформы / Финансы и бюджет: проблемы и решения. – 2008. — №2
16. Родионова В.М. Совершенствованиебюджетного законодательства – необходимое условие осуществления преобразованийв бюджетной сфере России / Финансы и кредит. – 2006. — № 2
17. Сабитова Н.М. К вопросу ореформировании бюджетного процесса в РФ / Финансы и кредит. – 2006. — № 6
18. Садыгов Ф.К. Совершенствованиепорядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета / Финансы икредит. – 2008. — № 35
19. Терентьева Н.А. Взаимодействиетерриториальных органов Федерального казначейства и финансовых органов приисполнении бюджетов / Терентьева Н.А. /Бино: бюджетные учреждения: — № 10 2007год
20. Чичелев М.Е. О дальнейшемсовершенствовании бюджетного процесса / Финансы. – 2008. — № 2
21. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетнаяреформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и полученный опыт / Финансыи кредит. – 2008. — № 13
22. Тюнина С.В., Шамьюнов М.М.Профессиональный взгляд на новый бюджетный кодекс / Финансы. – 2009. — № 8
23. Реформирование бюджетного процесса,статья / Финансы. – 2007. — №1
24. Совершенствовать все звенья бюджетнойсистемы, статья / Финансы. – 2009. — № 4
25. Ампилов А.Е. О дальнейшемсовершенствовании бюджетного процесса / Финансы. – 2008. — № 2
26. Тюрихина А.В. Об отдельных вопросахисполнения федерального бюджета в 2009 году / Мехтиярова Е.В. / Советникбухгалтера: — №2 2008 год