Оглавление
Введение
1.Теоретическая часть
2.Практическая часть
3. Проблемыи пути их решения
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Однойиз основных задач экономической политики на всех уровнях управления являетсявыявление отраслей или иных групп предприятий — потенциальных точек роста иформирование комплекса мероприятий по стимулированию их развития. В качествеодного из факторов роста региональной экономики часто рассматривается развитиепредприятий строительного комплекса. Для народнохозяйственной системы регионаинвестиционно-строительный комплекс является одним из ключевых элементов. Онобъединяет множество участников для решения основных задач региональногопланирования: удовлетворения потребностей в улучшении уровня жизни населения,развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, поискаисточников финансирования реализации целей развития территории.
Социально-экономическиепреобразования в экономике РФ 1990-х годов затронули все отрасли и комплексы еенародного хозяйства, в том числе, инвестиционно-строительный комплекс, которыйиспытал и значительный спад производства, и последующий его бурный рост. Однимиз последствий децентрализации управления, разукрупнения строительногокомплекса и приватизации строительных предприятий, произошедших в этот период,является отсутствие эффективного среднего звена координирования строительнойдеятельности.
Всовременных условиях под влиянием таких факторов, как реструктуризацияпроизводства, новейшие технологии в области строительной индустрии, процессысовершенствования технологической и воспроизводственной структуры инвестиций,происходит значительное увеличение разнообразия рынка строительного подряда иотношений его участников. Между тем, именно на региональном уровнепреимущественно реализуется потенциал развития строительного комплекса.
Вэтой связи становится актуальной разработка особенностей и проблеминвестиционно-строительного комплекса именно на региональном уровне.
1.Теоретическая часть
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙКОМПЛЕКС (ИСК) — включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектныеи подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленностьстроительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительныхматериалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры. Центральное звенокомплекса — капитальное строительство как отрасль народного хозяйства,завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальныересурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСКпредставляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестициив воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений.В процедуре инвестирования можно выделить три этапа:
1)преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций вконкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этапинвестирования);
2)превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е.трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость;
3)прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.
Чтобыадекватно реагировать на постоянно возрастающие запросы заказчиков, ИСК долженобладать соответствующей внутренней гибкостью, т.е. быстро и эффективноизменять технологию производства, организационную структуру, методы подготовкии принятия решений и т.п. Важно подчеркнуть, что внутренняя гибкость должнадостигаться на основе такой внутриорганизационной координации, при которойтехнологические ресурсы комплекса могут быть быстро переведены из одной зоны вдругую.
Другимне менее важным условиям является ориентации системы хозяйственного управленияна поиск и реализацию новых технологических возможностей для удовлетворенияпостоянно растущих запросов потребителей. Не случайно в состав инвестиционнойсферы, помимо капитального строительства, включается инновационная сфера, вкоторой реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.
Региональныйинвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование.
Особенностиреформирования инвестиционно-строительного комплекса страны связаны в первуюочередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, срегиональной спецификой управления и установлением отношений между федеральнымцентром и регионами.
Принятовыделять две группы методов, при помощи которых государство регулируетинвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формыгосударственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений» подразделяются на три блока: правовой, административный иэкономический (таблица 1).
Правительстваразвитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования(налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияяна инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмыи амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынкекапиталовложений для различных видов предпринимательства.
Вроссийской экономике наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной изважнейших целей инвестиционной политики является поиск дополнительныхисточников и резервов инвестиционных ресурсов, а также создание новыхисточников инвестиций.
Таблица1. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности
/>
Приоритетыи направления развития регионального инвестиционно-строительного комплексанаходят свое отражение в региональной инвестиционной политике. Специалистывыделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционнойполитики регионов:
— отсутствие стабильного налогового законодательства;
— сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развитияпредпринимательской деятельности;
— необходимость принятия новых законов об амортизационной политике;
— остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам.
Определениеместа и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требуетраскрытия социально-экономической сущности инвестиционно-строительногокомплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современнойэкономике.
Сточки зрения управления экономикой страны понятие «строительный комплекс» какобъект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время неотражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидациейвертикали «трест — объединение — главное управление – министерство», чтопривело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительныхорганизаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное иэкономическое поведение может осуществляться только опосредованно собязательным законодательным обеспечением.
Считается,что инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системойпроизводственных, функциональных и институциональных структур, образующихинвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Инвестиционно-строительныйсектор (по методологии Госкомстата России) означает определенную часть сектора«нефинансовых предприятий» и сектора «финансовых учреждений». Помимоперечисленных, в его состав входят также «сектор государственных учреждений»(частично) и «сектор домашних хозяйств». Таким образом, инвестиционно-строительныйсектор имеет в своем составе инвесторов, строительный комплекс иинституциональные структуры.
Нафедеральном уровне инвестиционно-строительный комплекс можно рассматривать каксовокупность производственных, функциональных и институциональных структур. Инвестиционно-строительныйкомплекс обретает конкретное содержание и экономическое наполнение только нарегиональном уровне. Общегосударственный (федеральный)инвестиционно-строительный комплекс может быть представлен как совокупностьлокальных, региональных комплексов. При этом каждый региональныйинвестиционно-строительный комплекс характеризуется определенной уникальностьюпроцессов своего формирования, функционирования и развития.
Всуществующих условиях хозяйствования в России состояние инвестиционно-строительногокомплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономикии жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
Внастоящее время управление строительством в России рассматривается не какиерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства,а как система управления инвестиционно-строительной деятельности прирегулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органовуправления. Государственное регулирование инвестиционно-строительнойдеятельности — специфическая функция управления, призванная объединитьгосударственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональныхкрупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением,накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегическогопланирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мергосударственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ,недвижимости.
Припереходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются нарегулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономикиинвестиционно-строительного комплекса являются одними из главных в решениипроблемы повышения эффективности.
Вкачестве субъекта управления (государственных органов управления инвестициями истроительством) могут рассматриваться следующие инстанции:
— органы общего управления инвестиционно-строительной деятельностью:законодательные органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации,парламенты субъектов РФ); федеральные органы исполнительной власти и ихтерриториальные структуры (Правительство РФ и правительства ее субъектов);судебные органы государства (арбитражные суды);
— органы непосредственного управления инвестиционно-строительной деятельностью(Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов,Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития,Росстрой);
— органы опосредованного управления инвестиционно-строительной деятельностью(Министерство имущественных отношений, Министерство иностранных дел,Министерство по антимонопольной политике, Министерство промышленности, науки итехнологий, другие отраслевые министерства и их территориальные структуры,Федеральное казначейство и его территориальные структуры, государственные ирегиональные внебюджетные фонды и др.);
— функциональные органы инвестиционно-финансовой инфраструктуры, созданные сучастием государства (государственные инвестиционные фонды, государственныеинвестиционные и страховые компании, государственные специализированныеинвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные агентства и др.).
Происходящиев инвестиционно-строительной сфере в последние годы процессы отличаются особымдинамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемойуправленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы далореформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое всоответствии с указами Президента РФ от 09.03.2006 г. N 314 «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2006 г. N649«Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Принята системауправления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральныеминистерства — федеральные службы — федеральные агентства (рис. 1). ГосстройРоссии преобразован в Федеральное агентство по строительству ижилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующемупостановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 286. Такимобразом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительновидоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральныеагентства являются «низовым» звеном в федеральном эшелоне органовисполнительной власти.
/>
Рис.1.Структура государственных органов управления инвестиционно-строительнойдеятельностью.
ПравительствоРФ является высшим государственным органом по руководству промышленностью истроительством. Министерство экономического развития и торговли осуществляетформирование инвестиционных программ строительного комплекса за счетцентрализованных источников финансирования.
Функциигосударственного управления реализуются, как правило, в известныхорганизационно-правовых формах, в которых компетенция государственных органовобретает свое предметное содержание. Формы государственного управления — этоотработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации исовокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых государстводостигает поставленных целей. Для преодоления кризиса винвестиционно-строительном комплексе следует увеличить значимостьадминистративных методов регулирования, усилить стимулирующую рольбюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создать действенный механизмконкуренции на рынке подрядных работ при проведении единой технической политикии рекомендаций в области ценообразования.
Всовременных условиях при организации процессов регулирования и развитияинвестиционно-строительной деятельности большее внимание, чем прежде, должноуделяться решению этих вопросов на региональном уровне. Разработка и реализацияинвестиционно-строительных программ должна осуществляться с учетомобщегосударственных интересов, а также с учетом особенностей и потребностейрегионов.
Сточки зрения управления региональный инвестиционно-строительный комплекспредставляет собой систему, состоящую из технических, экономических исоциальных, организационно связанных между собой элементов. При переходе крегулируемой рыночной экономике становится неизбежной перестройка какорганизационной структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса,так и процессов административного и экономического регулирования егофункционирования и развития со стороны властных структур.
Основнымизадачами регулирования инвестиционно-строительной сферы на региональном уровне,изложенными в работе, являются:
— создание регулирующей системы регионального инвестиционно-строительногокомплекса;
— стратегия выхода ИСК из кризиса или стагнации;
— подготовка проектов законодательно-правовых актов, обеспечивающих правовоесопровождение регулирующих механизмов в инвестиционно-строительном комплексе;
— создание отраслевой системы маркетинга;
— преодоление технической отсталости.
2. Практическая часть
Дляначала, следует рассмотреть состояние всего инвестиционно-строительногокомплекса Южного Федерального Округа.
Решениеактуальных социальных проблем на Юге России связано с современным состоянием иуровнем развития строительного комплекса.
В2007 г. в ЮФО введено почти 30 тыс. зданий, их общий строительный объёмсоставил 28,5 млн. куб. м, а общая площадь — 7,8 млн кв. м по всем видамобъектов. По сравнению 2006 г., когда был достигнут локальный максимум, этиобъёмы несколько снизились (на 2,1; 10,9 и 3,3% соответственно). Из общегочисла построенных зданий более 90% составляют здания жилого назначения.
Еслив целом по объёмам строительных работ территории ЮФО значительно уступаютдругим регионам страны, то интенсивность жилищного строительства здесь довольновысока (таблица 2, приложение 1).
Таблица2 Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения, квадратный метр общейплощади,Значение показателя за год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 ЮФО 212 222 231 231 255 272 333 420 434
Другимважнейшим направлением строительства на Юге России являются возведение объектовсоциальной сферы и инженерных сетей, финансируемое, преимущественно, избюджетов различных уровней.
ВЮФО в 2007 г. было введено больниц на 292 больничные койки (34,3% к 2006 г.),амбулаторно-поликлинических учреждений на 2,4 тыс. посещений в смену (127,1%).В сфере образования введено общеобразовательных учреждений на 6,5 тыс. мест(99,1% к 2006 Г.), на 90 мест дошкольных образовательных учреждений (17% к 2006г.). Эти данные отражают общероссийскую ситуацию, для которой, несмотря наувеличение доходов бюджета и социальные акценты бюджетной политики, характерноснижение в последние два года количественных показателей ввода медицинских иобразовательных учреждений, но при повышении качества их оснащенности иреализации новых технологических решений.
Чтокасается коммунальной инфраструктуры, обеспеченность которой во многих регионахЮга значительно отстаёт даже от не слишком высоких российских стандартов, то,несмотря на выделение значительных инвестиций, темпы строительства коммунальныхсетей (многие из которых превратились в долгострои) в ряде регионов явнонедостаточны и не адекватны прогрессивным мировым императивам.
Ситуацияв строительном комплексе Юга России во многом типична и для другихмакрорегионов страны.
Развитиестроительного комплекса в республиках Юга особенно нуждается в государственномзаказе, а также в строительстве приоритетных социальных и инфраструктурныхобъектов — школ, медицинских учреждений, коммунальных сетей, дорог, мостов.
Решениюэтих вопросов способствовало бы системное дифференцированное включениесоответствующих объектов в федеральные, ведомственные и региональные целевыепрограммы (ФЦП, ВЦП, РЦП) социально-экономического развития регионов ЮФО.
Этотем более актуально, что вследствие недостаточного уровня организационного инаучного обеспечения, а также непонимания или игнорирования частиэкономических, политических и экологических условий и рисков, не оправдалисьнадежды на реализацию ФЦП «Юг России». В нее без определения стратегическихприоритетов, компетенций и ранжирования объектов по масштабу и значению быливключены практически все предлагавшиеся и лоббируемые властями субъектовФедерации производственные, социальные и другие проекты. К системным проблемам,тормозящим развитие строительного комплекса в ЮФО, можно отнести:
· монополизациюлокальных рынков строительства и ремонта; отсутствие реальной конкуренциипретендентов на получение заказов в соответствии с масштабами и компетенциямифирм; несовершенство механизма выделения участков под застройку ряде регионовна открытых аукционах продается менее 10% участков) и отсутствие на нихнеобходимой инженерной инфраструктуры;
· недостаточныетемпы обновления основных фондов в строительстве и ремонтной базы;
· высокийморальный и физический износ строительного оборудования и технологий;
· значительноесокращение парка строительно-дорожной техники;
· недостаточностьмалой механизации и инструментальной базы.
Дляповышения качества и объёмов строительства жилья, социальных и инфраструктурныхобъектов в ЮФО необходима модернизация самого строительного комплекса,внедрение передовых технологий и научных разработок.
Проблемыреализации приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье»на Юге, как и в России в целом, обусловлены тем, что понятие доступности некорреспондируется с динамикой цен на жилье вследствие объективных исубъективных причин. Опережающий рост цен квартир относительно роста доходовмногих потенциальных покупателей обусловлен ростом их себестоимости и нормыприбыли, теневыми процессами. Слишком быстро растут цены на строительныематериалы и электроэнергию, транспортные издержки, изменения в строительныхнормах и правилах, расходы на привлечение денежных ресурсов на пополнениеоборотных средств.
Спросна жильё все же растет благодаря повышению покупательной способностиобеспеченных и средних слоев населения. Действие этого фактора усиливаетсявследствие действия различных схем кредитования, включая ипотеку. Недостаточнаядоступность ипотеки для семей, остро нуждающихся в жилье, — реальный барьер напути реализации всех Национальных проектов.
Причинойудорожания также является внедрение на региональные строительные рынкистоличных компаний, обладающих мощными финансово-административными ресурсами иувеличивающих цены. При этом, как правило, в регионах отсутствуют эффективныепрограммы кредитования и инвестирования местных строительных компаний.
Однакоиз почти удвоенной по отношению к себестоимости рыночной цены жилья лишьнезначительная часть направляется на прямое формирование прибыли строительныхорганизаций, что объясняет низкую официальную рентабельность строительнойдеятельности.
Дляэффективной реализации национального проекта «Доступное жильё» необходимоснизить цены на жилье путем:
· увеличенияпредложения на рынке;
· минимизациибюрократических процедур;
· обеспеченияпрозрачности механизма формирования цен; вынесения строительства социальногожилья на окраины и за город (на свободные территории);
· строительствамалоэтажного жилья в при городах на основе изменения категории пригородныхземель, относимых к землям сельскохозяйственного назначения.
Реализациявсех национальных проектов в ЮФО лимитируется стоянием инфраструктурывоспроизводства человеческого капитала сферах здравоохранения, образования ижилищно-коммунального хозяйства. Однако наиболее эффективное решение этойпроблемы лежит в плоскости увеличения занятости и доходов населения за счетстратегических зарубежных и отечественных инвестиций в инновационнуюмодернизацию коммуникационной инфраструктуры глобального значения на базеперестройки МТК. Это решение становится необходимым условием развития на ЮгеРоссии реального сектора экономики, формирования кластеров глобального значенияи выхода их продукции на мировые рынки сбыта.
Волгоградскаяобласть, наряду с несколькими другими регионами ЮФО (Ростовская область,Краснодарский край), показывает относительно высокие для ЮФО показатели как впроизводстве в целом, так и в уровне развития инвестиционно-строительногокомплекса.
Историческина территории Волгоградской области сформировался мощный строительный комплекси индустрия производства строительных материалов.
Этосвязано со значительным объемом строительных работ по восстановлению города,строительством Волжской ГЭС и впоследствии Волго-Донского судоходного канала.
Строительныйкомплекс региона включает строительные организации, предприятия по производствустроительных материалов и ресурсно-сырьевое обеспечение. Наиболее крупныепредприятия разместились в таких городах, как Волгоград, Волжский, Камышин,Михайловка, Суровикино, Котово, рабочих поселках: Быково, Елань и другихнаселенных пунктах области.
Строительныйкомплекс составляют:
1)заводы строительных и отделочных материалов (11 Волгограде); 7 заводовжелезобетонных изделий (11 Волгограде); 4 завода по производству кирпича (вВолгограде и области); 2 комбината объемного домостроения (в Волгограде иВолжском); 2 завода теплоизоляционных материалов (в Волгограде); цементныйзавод (11 Михайловке); заводы по деревообработке (в Волгограде и почти во всехрайонах области); заводы металлоконструкций;
2)предприятия, сопутствующие при строительстве, — завод декоративного линолеума,заводы пластиковых панелей, целлюлозно-бумажные фабрики, заводы сантехническогооборудования, стекольные заводы, машиностроительный завод, производящийстроительные краны.
Однойиз главных особенностей строительной отрасли Волгоградской области является еесамообеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами для производства строительныхматериалов. Действительно, данный регион полностью обеспечивает себя сырьем дляпроизводства цемента, кирпича, керамзита, строительного щебня и бутового камня,песками для бетонов, строительных растворов, силикатных изделий и стеклотары.Практически не ограничены ресурсы карбонатного сырья для производства извести.
Существующаябаза запасов строительного сырья и мощности горнодобывающих и перерабатывающихпредприятий позволяют часть производимой продукции реализовывать в другихрегионах. В частности, за пределы области поставляются цемент, асбоцементные,гипсовые изделия, керамические материалы, строительный песок, силикатныестройматериалы, технологическая известь, стеклотара и др.
Впоследние годы наблюдается положительная динамика роста объемов строительства.В частности. в 2008 г. в Волгоградской области введено 636,1 тыс. кв. м жилья(на 121,3 тыс. кв. м больше, чем в 2007 г.), в 2009 — 762.3 тыс. кв. м. В 2008г. сокращены объемы незавершенного строительства более чем на 40 %, введеноосновных фондов но 697,9 млн руб. Вместе с тем для решения основныхэкономических и социальных задач, определенных в Стратегиисоциально-экономического развития Волгоградской области (2010-2025 гг.), объемыстроительства и. в первую очередь, жилищного строительства должны бытьсущественно увеличены.
Главноенаправление стратегии развития современной России — созданиеконкурентоспособной экономики, которая основана на межотраслевом сотрудничествепроизводителей как субъектов народнохозяйственного пространства.Конкурентоспособность экономики страны должна определяться достаточнымнаучно-техническим уровнем выпускаемой продукции и объемом «инвестиций в особочувствительные сферы». Для регионов России это означает необходимость усилениядиверсификации и повышения инвестиционно-инновационного потенциала производстваи его инфраструктуры.
Основныеприоритеты социальной и экономической политики в рамках концепциисоциально-экономического развития России до 2020 г., в частности, включают:
— улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов,создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления,повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;
— развитие государственного управления экономикой
— расширение интеграции обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе ихвстраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости;
— развитие экологически чистых производств.
Стратегияразвития Волгоградской области до 2025 г., разработанная в сотрудничестве сведущими учеными-экономистами региона, определяет направление долгосрочногоразвития региона на основе выделения приоритетных кластеров и точекэкономического роста, партнерства государства и бизнеса. Достижениепоставленных Стратегией целей по увеличению инвестиционно-инновационногопотенциала региона и создания динамично развивающейся и конкурентоспособнойэкономики предполагает решение следующих задач:
— развитие отрасли добычи природно-сырьевых ресурсов и их глубокой переработки;
— модернизация промышленного производства и повышение его эффективности;
— развитие агропромышленного сектора;
— увеличение объемов строительного комплекса;
— расширение транспортной и инженерной инфраструктуры;
— снижение уровня загрязнения окружающей природной среды, обеспечениеэкологической безопасности региона за счет внедрения инновационных технологий.
РазрабатываемаяМинистерством регионального развития Российской Федерации Концепциядолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.определяет развитие отдельных субъектов на основе комплексного анализа ихпотенциала, выделяя в каждом регионе исторически сложившиеся иестественно-природные территории, формирующие основной вклад в устойчивоеразвитие региона — зоны опережающего развития, формирование которых позволяетнаиболее точно и системно прогнозировать основные направлениясоциально-экономического развития региона и исходя из этого планироватьрациональное размещение государственной и муниципальной инфраструктуры, а такжеэффективные меры регулирования, призванные обеспечить создание благоприятныхусловий для реализации потенциала развития территорий, например, привлечениесредств Инвестиционного фонда РФ на софинансирование объектов инженерной исоциальной инфраструктуры, строительство которых предполагается вести напринципах государственно-частного партнерства в составе комплексныхинвестиционных проектов.
Стратегиейразвития Волгоградской области до 2025 г. предусматривается развитие четырехзон опережающего развития, определяющих точки роста на территории региона последующим специализациям:
— Волгоградская агломерация — крупная городская агломерация, центр — г.Волгоград;
— Котельниковская промышленная зона — добыча полезных ископаемых;
— Эльтонская зона экономического развития — добыча полезных ископаемых,лечебно-оздоровительные местности и курорты;
— Камышинский текстильный кластер — текстильное и швейное производство.
Волгоградскаяагломерация в качестве зоны опережающего развития представленатерриториально-экономической интеграцией плотно расположенных и функциональносвязанных городов Волгограда, Волжского, Среднеахтубинского и Городищенскогорайонов с интенсивными хозяйственными, транспортными, трудовыми,информационно-управленческими и рекреационными отношениями. Ядром Волгоградскойагломерации является Волгоград — крупнейший промышленный и деловой центр,транспортный и логистический узел.
Врамках Волгоградской агломерации предполагается выделить следующие основныекластеры:
1.Индустриальный — модернизация существующих и строительство новых производств сувеличением доли продукции с
высокойдобавленной стоимостью промышленности в южной части Волгограда и промышленнойзоне города Волжского.
2.Транспортно-логистический — строительство автомобильной дороги в обход городаВолгограда, связывающей федеральные трассы на Саратов, Москву, Ростов-на-Дону,Элисту и Астрахань, и логистических парков.
3.Инфраструктурная поддержка развития бизнеса — создание международногобизнес-центра на базе Волжского интермодального терминала (планируетсяинтеграция всей технологической и организационной инфраструктуры бизнеса,строительство таких объектов, как научно-деловой центр, комплекс профильных иотраслевых бизнес-инкубаторов, выставочный и сервисный комплексы. Предусмотренауниверсальная сервисная оболочка, в состав которой войдут: Инновационный центр,Агентство инвестиций и развития, Центр финансово-кредитной поддержки, Венчурныйфонд, Единый информационный банк с центром электронной коммерции, Центрмониторинга, прототипирования и трансферта технологий).
4.Туристско-рекреационный — на левом берегу р. Волги на базе особо охраняемойприродной территории регионального значения природного парка «Волго-Ахтубинскаяпойма».
3. Проблемы и пути их решения
Основныепроблемы развития ИСК в Волгоградской области:
· снижениетемпов и объемов строительства в связи с кризисом;
· сложностиреализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье»;
· снижениеобъемов жилищного строительства;
· недостаточноеразвитие предприятий стройиндустрии;
· разрозненностьи несогласованность работы предприятий и организаций комплекса;
· недостатокинвестиций;
· слабоеразвитие ЖКХ.
ЧтобыИСК успешно работал, необходимо искать комплексные решения этих проблем.
Длятого чтобы добиться на территории региона успешной реализации национальногопроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», необходимо увеличитьобъемы жилищного строительства как минимум в два раза. Волгоградской области вулучшении жилищных условий нуждается более 39,6 тыс. семей. Решить проблемжилья исключительно одним только ростом ипотечных кредитов не представляетсявозможным, несмотря на то, что в регионе их объем составляет 50 % от объемаипотечных кредитов в ЮФО. Развитие ипотечного кредитования без увеличенияпредложения жилья на рынке могло бы привести к росту цен на жилье, который в 2008году составил около 60 %. Однако, в связи с кризисом, увеличение цен нанедвижимость теперь не прогнозируются, а столь высокие темпы роста жилищногостроительства и ипотечных кредитов пока недостижимы. Видимо, следует попытатьсясохранить прежние темпы развития строительного комплекса. Нужно помнить, что всилу особенностей строительного сектора (удаленности первоначальных инвестицийот конечного продукта) всю глубину спада он ощутит несколько позже остальных.Именно поэтому еще сохраняется положительная динамика жилищного строительства.
Важнойпроблемой, или ограничением увеличения темпов строительства, является слабаяразвитость коммунальной инфраструктуры, то есть нехватка мощностей по воде,канализации, электричеству и т. д. Кроме того, большая проблема состоит вналичии крупных бюрократических барьеров на отвод земли под строительство исогласование проекта. Например, сроки согласования на строительство занимают отполугода до 2 лет. Увеличение объемов строительства потребует дополнительныхинвестиций на развитие производства стройматериалов, включая цементные и др.
Развитиестроительного комплекса является приоритетным направлением Стратегииэкономического развития Волгоградской области (2010-2025 гг.), поскольку от егоуспешной реализации зависит реализация других направлений, в частности,социальной политики в плане обеспечения населения доступным жильем,строительства объектов промышленности, дорог и АПК. Основными направлениямиразвития строительного комплекса являются увеличение объемов жилищногостроительства, развитие строительной индустрии, формирование строительногокластера, развитие ЖКХ.
Увеличениеобъемов жилищного строительства.
Врамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», как было отмечено, необходимо увеличить объемы жилищногостроительства к 2025 г. более чем в 2 раза по сравнению с нынешним годом. Дляэтого, в первую очередь, нужно найти эффективные методы борьбы с кризисом.Во-первых, по заверениям правительства, федеральные программы сворачиваться небудет, что означает продолжение финансирования проекта «Доступное и комфортноежилье — гражданам России», хотя, возможно, в более урезанной форме. В целом,следует направить усилия на возведение «бюджетного жилья», которое, несомненно,будет пользоваться большим спросом в условиях кризиса.
Такжетребуется принять меры по сокращению сроков выдачи разрешительных документов иобеспечению прозрачных и необременительных условий для строительства органамиместного самоуправления (в этом случае объем жилищного строительства в областивырос бы на 50-60 %). В этой связи необходимо организовать систему одного окнадля того, чтобы инвестор мог экономить время на получении разрешительнойдокументации. Особое внимание нужно уделить строительству малоэтажного жилья,которое позволит сократить сроки возведения домов и стоимость квадратного метра(не более чем 16 тыс. руб. за 1 кв. м). Необходимо способствовать расширениюземельных участков с готовой коммунальной инфраструктурой (при наличии целевыхпрограмм по обеспечению земельных участков инженерными сетями).
Развитиепредприятий стройиндустрии.
Увеличениеобъемов жилищного строительства связано с развитием предприятий стройиндустрии.Требуется увеличить объемы производства строительных материалов, арматуры,используя местное строительное сырье. В частности, необходимо строительствоцементных заводов. По проекту строительство подобного завода мощностью 1 млн тцемента в год (В настоящий момент в Волгоградской области существуетединственный цементный завод ОАО «Себряковцемент» с объемом выпуска цементапорядка 3,1 млн т в год; загруженность завода составляет порядка 100 %)предполагается в Камышине. Поставку сырья обеспечит Усть-Грязнухинскоеместорождение. Кроме того, нужно обеспечить принципиально новые материалы длястроительства, в частности, бальзатопластиковая арматура, бальзатовая ткань итрубы различного диаметра, унифицированные панели из фибробетона.
Формированиежилищно-строительного кластера.
Онопредполагает объединение строительных организаций, предприятий стройиндустрии,инвестиционных организаций с целью расширения масштабов жилищногостроительства. В состав кластера могут войти строительные предприятия(строительство многоквартирных и малоэтажных индивидуальных домов); предприятияпо добыче природного сырья для производства строительных материалов;предприятия по производству строительных материалов; иные промышленныепредприятия (обеспечение производствен ной инфраструктуры, модульное домостроениемало этажных индивидуальных домов); кредитные организации (финансовоеобеспечение развития и функционирования кластера); страховые организации(страхование рисков в процессе развития и функционирования кластера).
Совершенствованиемеханизмов привлечения инвестиций в строительство.
Вцелях увеличения жилищного строительства предусматривается активное привлечениесредств населения и предприятий (в том числе кредитных потребительскихкооперативов), кредитных ресурсов, а также средств областного и федеральногобюджетов. Продолжится развитие ипотечного кредитования. Большое вниманиеследует уделить разработке механизма привлечения частных инвестиций в жилищноестроительство, используя государственную систему гарантий. Требуется обеспечитьбюджетное финансирование незавершенного жилищного строительства в рамкахипотечного кредитования в объеме не менее 30 млн руб. в год.
РазвитиеЖКХ.
Учитываявысокий износ основных фондов и сетей ЖКХ, дальнейшее его развитие вдолгосрочной перспективе предполагает существенные инвестиционные вложения, втом числе за счет областного и муниципальных бюджетов. Уже в 2008 г. в целяхснижения износа основных фондов и повышения качества предоставляемых населениюуслуг на капитальное строительство было выделено 242 млн руб., в том числе изобластного бюджета — 108,8 млн руб., из федерального — 133,2 млн руб. В целяхснижения тарифов на тепло необходимо провести модернизацию котельных с цельюперехода на более экономичное топливо 22. Нужно способствовать снижению потерьтепла в сетях, которые сегодня составляют около 40 %, в том числе за счетрасширения системы мини-котельных. Важной задачей является привлечение в сферуЖКХ (обслуживание домов, ремонт сетей и др.) малого бизнеса. Реализацияжилищной программы потребует расширение инженерных сетей и увеличение объемовуслуг ЖКХ.
Заключение
Подводя итоги, нужно отметить, что Волгоградскойинвестиционнно-строительный комплекс играет важную роль как в развитии области,так и всего Южного Федерального комплекса. Он несовершенен. Отсутствуют тесныесвязи между его участниками, тормозят развитие проблемы в области ЖКХ, слаборазвиты предприятия стройиндустрии. Ко всему прочему все большее влияниеоказывает на строительный сектор кризис. Видимо, на строительство он (кризис)еще не обрушился с полной силой из-за большой инертности строительнойпродукции. Тем не менее, уже в ближайшем будущем ожидается резкая нехваткаинвестиций, возможно «сворачивание» или «замораживание» некоторых проектов(особенно дорогостоящих и долгосрочных). И все же, строительство – та областьхозяйства, которая не может остановить развитие. Темы и объемы производствамогут снизиться, но это временное явление. Отчасти обнадеживает твердая позицияправительства в отношении реализации национальных проектов, в частности, проекта«Доступное и комфортное жилье». Отчасти, можно будет укрепить и стабилизироватьстроительную отрасль формированием жилищно-строительного кластера, которыйпозволит объединить разрозненные строительные предприятия и организаций дляповышения эффективности их работы, а также работы инвестиционнно-строительногокомплекса в целом.
Список используемой литературы
1. АсаулА.Н., Иванов С.Н. Региональный строительный комплекс существует // Экономикастроительства. — 2004. — N2. — С. 3-20.
2. ПоляковВ.Г., Старцев В.Н. Строительство и функционирование крупных промышленныхкомплексов как центров роста региональной экономики, Волгоград, 2010, с.198-201.
3. ИншаковаО.В., Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2010-2025гг.), Волгоград, 2010, с. 132-139.
4. ИншаковаО.В., Модернизация Юга России на основе развития МТК: проблемы, приоритеты,проекты., Волгоград, 2009, с. 39-43.
5. ЕкимоваК.В., Савельева И.П., «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ»// Проблемы современной экономики, N 3(19)
6. СолунскийА.И., Организационно-экономические проблемы перестройки управлениястроительством. М.: Стройиздат, 1993.
Списокиспользуемых интернет-ресурсов:
www.gks.ru/
— Статистика